Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

  • 127 страниц
  • 2018 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Conen99

1200 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Сферу направленности личности принято рассматривать в качестве ведущей личностной подструктуры, которая является универсальной базой всех проявлений личности. Она ориентирует всю жизнь и деятельность индивида. Через направленность личности и ее особенности преломляются все ее свойства и качества, которые трудно измерить или изучить в чисто виде, не учитывая их изменений под воздействием направленности. Изучение направленности личности, а также ее отдельных компонентов – это актуальная проблемой в психологии в практическом и теоретическом плане.
Владея элементарными основами психологии, можно успешно адаптировать себя для жизни в обществе. Для продуктивного выполнения поставленных перед собой целей и комфортного взаимодействия с окружающими нас людьми, нужно иметь базовое представление о том, что такое психология личности, как происходит ее развитие, изучить устойчивость психической направленности личности как фактора влияния на ее образ жизни. Вникая в подобные вопросы, мы можем сделать свою жизнь более продуктивной, гармоничной и комфортной.
Важность изучения особенностей направленности личности и ее жизненных стратегий, явилась причиной исследования данного вопроса, что и позволило определить цель дипломной работы.
Актуальность работы заключается в изучение направленности личности и ее жизненных стратегий, что позволяет получить представление о направлениях в изменении социальных норм и установок. В этой связи особое внимание привлекают подростки, поскольку они наиболее динамично реагируют на социальные перемены. В этом возрасте начинает активно функционировать система личностных направленностей и происходит порождение новых смысловых структур. Кроме того, в работе уточняется социально-психологическое отличие подростков из полных и неполных семей, так как, это тоже очень важно. Проведение подобных исследований
позволяет разработать и использовать программу социально-

психологической коррекции, которая ориентирована на оказание психологической помощи подросткам.
Цель исследования — выявление особенностей субъективных представлений о жизненных стратегиях подростков, а также специфики процесса социализации подростков, разработка и апробация программы развития у них коммуникативных навыков.
Работа предполагает решение следующих задач:
1. Изучение теоретико-методологической базы представлений о направленности личности и ее жизненных перспективах.
2. Провести анализ психологических особенностей личности подростков и представить сравнительный анализ психологического содержания представлений о жизненных стратегиях подрастающих детей.
3. Изучение представлений о жизненных перспективах подростков в зависимости от их пола.
4. Определение специфики процесса социализации подростков из полных и неполных семей.
5. Разработка и использование коррекционно-развивающих программ с элементами социально-психологического тренинга, направленных на развитие коммуникативных навыков подростков.
6. Составление практических рекомендаций по работе с детьми для родителей и педагогов из образовательных учреждений.
Объектом исследования является направленность личности подростка и ее жизненная стратегия.
Предмет – особенности выявления, развития и коррекции направленности личности подростка и его жизненной стратегии.
Эмпирическая база исследования представлена учащимися 10-11 классов средней общеобразовательной школы №7 г. Ноябрьска под непосредственным руководством сотрудников «Центра психологической поддержки семьи и молодежи «Доверие» г. Ноябрьска. Для оценки эффективности формы представленного психологического исследования

учащихся на базе средней общеобразовательной школы № 7 г. Ноябрьска в течение III-IV четверти 2017 учебного года был проведен формирующий эксперимент, участие в котором приняло 59 учеников 10-11-х классов указанного образовательного учреждения в возрасте 15-16 лет.
Гипотезы исследования.
1. Направленности личности состоят из разных уровней, которые обусловлены различным соотношением мотивов и уровнем их развития в самой структуре личности. Формирование направленности личности носит динамический характер. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями человека.
2. Индивидуально-личностные особенности подростков соответствуют типу направленности личности и качественным характеристикам компонентов ее структуры.
3. Прослеживается четкая взаимосвязь между направленностями личности и жизненными стратегиями у подростков.
Для решения представленных задач и проверки выдвинутых гипотез в работе были использованы следующие методы:
Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы, а также анализ результатов собственного исследования.
Эмпирические: наблюдение, проведение социально-психологических тренингов, контрольные психодиагностические исследования.
Статистические: качественная и количественная обработка за счет метода математической статистики (T-критерий Вилкоксона), критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена и критерий различий Вальда-Вольфовича.
Для изучения социально-психологических свойств личности подростков был использован блок методик, адекватных возрасту. В исследовании мы использовали:
- личностный опросник Г. Айзенка;

- дифференциально – диагностический опросник с классификацией типов профессий (Е.А. Климов);
- тест для выявления направленности (Л.П Горфункель модифицированная Т.А.Шиловой);
- тест на диагностику враждебности (по шкале Кука-Медлей);
- Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова. Для теоретико-методологической базы исследования использовались:
теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), положения гуманистической психологии и гуманной педагогики (К.Роджерс, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ш.А.Амонашвили); теория социализации личности (С.А.Беличева, А.В.Мудрик, М.И.Рожков, Р.М. Шамионов, В.П. Глушкова); базовые концепции развития личности и возрастной психологии (В.С. Мухина, Е.Ф. Рыбалко); теоретические концепции семьи и родительства (Р.В.Овчарова, О. А. Карабанова, Л.Ф. Осухова).
В ходе эмпирического исследования нами была разработана программа психологической коррекции с элементами психологического тренинга для детей, которую можно использовать для развития коммуникативных навыков подростков.
В работе были представлены психологические теории направленности личности, что значительно расширяют представления о становлении личности в процессе социализации при воздействии семьи и школы. Было установлено, что успешность процесса социально-психологической адаптации связана со способностью подростков самостоятельно принимать решения и управлять своим поведением.
Было выявлено, что одним из ведущих механизмов формирования характера личности является особенность взаимодействия между ребенком и родителем. Все это дает представление о том, что в тех случаях, когда развитие подростка проходит в условиях неполной семьи или в полной, но с

отсутствием какого-либо воспитания и взаимопонимания между родителями и детьми, временная связь имеет свойство нарушаться, меняется эмоциональное отношение к будущему, к постановке целей, к планируемым событиям, к стратегиям поведения, направленным на достижение желаемого. Результаты представленных исследований направлены на разработку принципов работы психологической службы относительно обеспечения социально-психологического сопровождения семей с разным структурным
составом.
Практическая значимость работы базируется на ряде методик, которые можно использовать для диагностики особенностей представлений о жизненных стратегиях подростков. Кроме того, значимость работы состоит в разработке и апробировании программ работы с подростками в форме коррекционно-развивающих программ и тренингов.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Образ жизни и стратегия личности в научных трудах зарубежных и отечественных психологов
1.2 Особенности направленности личности и ее жизненная стратегия

1.3 Инновации как источник стресса и устойчивость как направленности личности
Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ


2.1 Общая характеристика объекта и процедуры исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Коррекционная программа

3.2 Анализ полученных результатов

3.3 Рекомендации по развитию направленности и жизненной стратегии личности
Выводы по главе 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования.
Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. В пункте 1.1 необходимо раскрыть сущность, состав, особенности образа жизни и стратегии личности. Следует особое внимание уделить на разработку вопроса в отечественной и зарубежной научной мысли: необходимо сравнить мнения и подходы различных авторов к рассматриваемому вопросу. В пункте 1.2 следует подробно раскрыть суть такого понятия, как «Направленность» и выделить основные особенности направленности, а также акцентировать внимание на когнитивной психологии и выделить понятие «жизненной стратегии». В пункте 1.3 следует рассмотреть инновации как источник стресса и устойчивость как направленности личности. По окончании теоретического обзора и анализа литературы необходимо сформулировать выводы.
Глава 2 должна носить экспериментальный характер. В ней следует описать эмпирическое исследование роли когнитивных факторов в реализации личностью направленности и жизненной стратегии. В пункте 2.1 необходимо дать общую характеристику объекта и процедур исследования. Важно выделить особенности экспериментальной работы с направленностью и жизненными стратегиями личности в современной научной литературе и описать процесс организации исследования, а также детальное описание выбранных методик для проведения эксперимента. В главе 2.2 необходимо провести подробную оценку и анализ направленности и жизненной стратегии выбранного объекта исследования. Особое внимание необходимо обратить на составляющие и показатели направленности и жизненной стратегии. На

основании полученных показателей следует провести анализ и описать полученные результаты. По окончании интерпретации результатов необходимо сформулировать выводы.
В Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате проведения анализа развития направленности и жизненной стратегии испытуемых необходимо выработать в пункте 3.1 и сформулировать принципы психокоррекционной работы и предложения, рекомендации, необходимые для развития направленности и жизненной стратегии личности. Для облегчения формулирования предложений, рекомендуется изучить статьи в периодической печати и рассмотреть опыт и рекомендации специалистов- практиков по данному вопросу. После того, как будут сформулированы предложения, необходимо смоделировать и апробировать рекомендации, необходимые для развития направленности и жизненной стратегии личности. Для этого в пункте 3.2 следует подать анализ работы по развитию направленности и жизненной стратегии респондентов и в пункте 3.3 выделить окончательный список рекомендаций по развитию направленности и жизненной стратегии респондентов. По окончании работ над проведением запланированных мероприятий следует дать соответствующие рекомендации коллективу по дальнейшему развитию / поддержанию направленности и жизненной стратегии испытуемых, а также обозначить перспективные направления для дальнейшего исследования темы в психолого-педагогической научной мысли.
В заключении необходимо отразить основные положения дипломной работы и сформулировать общие выводы.
В приложение выносятся используемые методики, расчетные таблицы и копии отчетности объекта исследования.

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности - М., 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия Жизни.-М., Мысль 1991.
3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни, М, 2001.
4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. -М., 1989.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
6. Альмодавар Ж.-П Рассказ о жизни и индивидуальной траектории //
«Вопросы социологии» 1992, т.1 №2, с 98-105.
7. Ананьев Б.Г. О предмете современного человекознания. М., 1977
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Изд-во ЛГУ, 1968. 336 с. (цит. по. Спб.,2001).
9. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр.
10. Философ. 1993 №5. С. 130-160.
11. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., Смысл, 1999
12. Бекасов О.В. Временная перспектива личности и планирование будущей жизни//
13. Белова Д.Е., Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов, автореф. дис. канд. псих, наук, Екатеринбнург, 2004
14. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: Осознаваемые и неосознаваемые компоненты// 1994, с.99-107
15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
16. Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях

профессионального выбора: Автореф. дис. канд.социолог.наук / http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2011/abstracts/Volokitina_AA.pdf
17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000.
18. Еремина Е.К. Диагностика и коррекция жизненной стратегии личности: Автореф. дис. канд.психолог.наук / http://www.dissercat.com/content/diagnostika-i-korrektsiya-zhiznennoi-strategii- lichnosti
19. Кодесс П.Б. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников: Автореф. дис. канд.психолог.наук / http://www.dissercat.com/content/osobennosti-formirovaniya-zhiznennoi-strategii- starsheklassnikov
20. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской Академии образования. М.: Магистр-пресс, 2000, №2. С.60-70.
21. Панов В.И. Психолого-педагогоические модели образовательной среды // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. - С. 142- 146.
22. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991
23. Пантилеев С.Р. Самоотношение // «Психология самосознания», под ред.Райгородского, Самара, 2000, с.208-242.
24. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.- Воронеж,1996.
25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно- исторической перспективе // «Вопросы психологии», 1996, №6 с 62-72.
26. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории
/ п/р. Брушлинского А.В. М., 1997.

27. Психологическое сопровождение выбора профессии» / под ред. Митиной Л.М. М.,1998.
28. Психология подростка. Полное руководство/ Под редакцией А. А. Реана, М, 2003, 432с.
29. Рабочая книга школьного психолога.// п/р Дубровиной И.В., М., 1995
30. Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности// Социологические исследования., 1995, №12, с 100-105.
31. Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.
32. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности М., 2002.
33. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. -М.: Мир, 1996.
34. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс- универс, 1994.
35. Рубцов В.В. Ивошина Т.Г. проектирование развивающей образовательной среды школы. М., изд.МГППУ, 2002.
36. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Москва- Воронеж, 1996.
37. Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы // «2-ая Российская конференция по экологичесой психологии (Москва, 12-14 апреля 2000г.). Материалы. М., Экопсицентр РОСС, смели
38. Руткевич М.Н. Рубина Л .Я. Общественные потребности, сстема образования, молодежь. М.,1988
39. Сарджевеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
40. Сарджевеладзе Н.И. Самоотношение личности.// «Психология самосознания» под ред. Райгородского, Самара, 2000, с. 174-207.
41. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл //Психология индивидуального и группового субъекта под ред. А.В. Брушлинского М.,

2002, с. 310-328.
42. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени.//Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 192-204.
43. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
44. Смирнов Л.М. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования //Ментальность россиян под ред. Дубова И.Г. М, 1997. – С. 26- 69.
45. Смирнов Л.М. Стабильность и динамика структуры базовых ценностей россиян // Ментальность россиян под ред. Дубова И.Г. М, 1997 с .60-95.
46. Смирнова И.Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников /диссерт. канд пед. наук, Пенза, 1998г.
47. Сохань Л.В.(ред) Жизненный путь личности: вопросы теории и методологии. Социально-психологические исследования. Киев, 1987г., 277с
48. Сохань JT.B. Исследования структуры и динамики жизненных целей. Жизнь как творчество Шинкарук В.И. Сохань Н.В.; Киев, 1985, 302 стр.
49. Столин В.В. Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Психодиагностика личности, М, 1986, с. 123-130
50. Толстых Н.Н. Дубов И.Г. Жизненные цели жителей российского мегаполисаII : «Ментальность россиян» под ред. Дубова И.Г. М., 1997. – С. 96- 135.
51. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы// Формирование личности старшеклассника. М., 1989, с 25-56.
52. Толстых Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
53. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.13-19.
54. Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. К.: Стилос, 1997. - 240 с.
55. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994

Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с. – ( Гриф МО).
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с. – (Гриф МО).
3. Ингенкамп К. М. Педагогическая диагностика / Ингенкамп К. М. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с. – (Гриф МО).
5. Никандров В. В. Экспериментальная психология : учеб. пособие. / В. В. Никандров. – Спб. : Речь, 2003. – 480 с.
6. Розин В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с. – (Гриф МО).
8. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – 4-е изд, стер. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. – 208 с. – (Гриф МО).
9. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика: учебник. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
10. Диагностика развития дошкольников : психологические тесты / сост. Т. Г. Макеева. – 2-е изд, стер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 125 с.
11. Истратова О. Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – 9-изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 375 с.
12. Математические методы обработки данных / http://www.psychol- ok.ru/lib/statistics.html

13. Пашнев Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 317 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.- сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с.
15. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. – Спб. : Питер, 2008. – 384 с.
16. Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.
17. Ратанова Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А. Ратанова. – 4-е изд. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
– 168 с.
18. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – Спб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 255 с.
19. Романова Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие / Е. С. Романова. – Спб. : Питер, 2008. – 400 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Сферу направленности личности принято рассматривать в качестве ведущей личностной подструктуры, которая является универсальной базой всех проявлений личности. Она ориентирует всю жизнь и деятельность индивида. Через направленность личности и ее особенности преломляются все ее свойства и качества, которые трудно измерить или изучить в чисто виде, не учитывая их изменений под воздействием направленности. Изучение направленности личности, а также ее отдельных компонентов – это актуальная проблемой в психологии в практическом и теоретическом плане.
Владея элементарными основами психологии, можно успешно адаптировать себя для жизни в обществе. Для продуктивного выполнения поставленных перед собой целей и комфортного взаимодействия с окружающими нас людьми, нужно иметь базовое представление о том, что такое психология личности, как происходит ее развитие, изучить устойчивость психической направленности личности как фактора влияния на ее образ жизни. Вникая в подобные вопросы, мы можем сделать свою жизнь более продуктивной, гармоничной и комфортной.
Важность изучения особенностей направленности личности и ее жизненных стратегий, явилась причиной исследования данного вопроса, что и позволило определить цель дипломной работы.
Актуальность работы заключается в изучение направленности личности и ее жизненных стратегий, что позволяет получить представление о направлениях в изменении социальных норм и установок. В этой связи особое внимание привлекают подростки, поскольку они наиболее динамично реагируют на социальные перемены. В этом возрасте начинает активно функционировать система личностных направленностей и происходит порождение новых смысловых структур. Кроме того, в работе уточняется социально-психологическое отличие подростков из полных и неполных семей, так как, это тоже очень важно. Проведение подобных исследований
позволяет разработать и использовать программу социально-

психологической коррекции, которая ориентирована на оказание психологической помощи подросткам.
Цель исследования — выявление особенностей субъективных представлений о жизненных стратегиях подростков, а также специфики процесса социализации подростков, разработка и апробация программы развития у них коммуникативных навыков.
Работа предполагает решение следующих задач:
1. Изучение теоретико-методологической базы представлений о направленности личности и ее жизненных перспективах.
2. Провести анализ психологических особенностей личности подростков и представить сравнительный анализ психологического содержания представлений о жизненных стратегиях подрастающих детей.
3. Изучение представлений о жизненных перспективах подростков в зависимости от их пола.
4. Определение специфики процесса социализации подростков из полных и неполных семей.
5. Разработка и использование коррекционно-развивающих программ с элементами социально-психологического тренинга, направленных на развитие коммуникативных навыков подростков.
6. Составление практических рекомендаций по работе с детьми для родителей и педагогов из образовательных учреждений.
Объектом исследования является направленность личности подростка и ее жизненная стратегия.
Предмет – особенности выявления, развития и коррекции направленности личности подростка и его жизненной стратегии.
Эмпирическая база исследования представлена учащимися 10-11 классов средней общеобразовательной школы №7 г. Ноябрьска под непосредственным руководством сотрудников «Центра психологической поддержки семьи и молодежи «Доверие» г. Ноябрьска. Для оценки эффективности формы представленного психологического исследования

учащихся на базе средней общеобразовательной школы № 7 г. Ноябрьска в течение III-IV четверти 2017 учебного года был проведен формирующий эксперимент, участие в котором приняло 59 учеников 10-11-х классов указанного образовательного учреждения в возрасте 15-16 лет.
Гипотезы исследования.
1. Направленности личности состоят из разных уровней, которые обусловлены различным соотношением мотивов и уровнем их развития в самой структуре личности. Формирование направленности личности носит динамический характер. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями человека.
2. Индивидуально-личностные особенности подростков соответствуют типу направленности личности и качественным характеристикам компонентов ее структуры.
3. Прослеживается четкая взаимосвязь между направленностями личности и жизненными стратегиями у подростков.
Для решения представленных задач и проверки выдвинутых гипотез в работе были использованы следующие методы:
Теоретические: теоретико-методологический анализ научной литературы, а также анализ результатов собственного исследования.
Эмпирические: наблюдение, проведение социально-психологических тренингов, контрольные психодиагностические исследования.
Статистические: качественная и количественная обработка за счет метода математической статистики (T-критерий Вилкоксона), критерий Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена и критерий различий Вальда-Вольфовича.
Для изучения социально-психологических свойств личности подростков был использован блок методик, адекватных возрасту. В исследовании мы использовали:
- личностный опросник Г. Айзенка;

- дифференциально – диагностический опросник с классификацией типов профессий (Е.А. Климов);
- тест для выявления направленности (Л.П Горфункель модифицированная Т.А.Шиловой);
- тест на диагностику враждебности (по шкале Кука-Медлей);
- Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова. Для теоретико-методологической базы исследования использовались:
теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), положения гуманистической психологии и гуманной педагогики (К.Роджерс, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ш.А.Амонашвили); теория социализации личности (С.А.Беличева, А.В.Мудрик, М.И.Рожков, Р.М. Шамионов, В.П. Глушкова); базовые концепции развития личности и возрастной психологии (В.С. Мухина, Е.Ф. Рыбалко); теоретические концепции семьи и родительства (Р.В.Овчарова, О. А. Карабанова, Л.Ф. Осухова).
В ходе эмпирического исследования нами была разработана программа психологической коррекции с элементами психологического тренинга для детей, которую можно использовать для развития коммуникативных навыков подростков.
В работе были представлены психологические теории направленности личности, что значительно расширяют представления о становлении личности в процессе социализации при воздействии семьи и школы. Было установлено, что успешность процесса социально-психологической адаптации связана со способностью подростков самостоятельно принимать решения и управлять своим поведением.
Было выявлено, что одним из ведущих механизмов формирования характера личности является особенность взаимодействия между ребенком и родителем. Все это дает представление о том, что в тех случаях, когда развитие подростка проходит в условиях неполной семьи или в полной, но с

отсутствием какого-либо воспитания и взаимопонимания между родителями и детьми, временная связь имеет свойство нарушаться, меняется эмоциональное отношение к будущему, к постановке целей, к планируемым событиям, к стратегиям поведения, направленным на достижение желаемого. Результаты представленных исследований направлены на разработку принципов работы психологической службы относительно обеспечения социально-психологического сопровождения семей с разным структурным
составом.
Практическая значимость работы базируется на ряде методик, которые можно использовать для диагностики особенностей представлений о жизненных стратегиях подростков. Кроме того, значимость работы состоит в разработке и апробировании программ работы с подростками в форме коррекционно-развивающих программ и тренингов.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Образ жизни и стратегия личности в научных трудах зарубежных и отечественных психологов
1.2 Особенности направленности личности и ее жизненная стратегия

1.3 Инновации как источник стресса и устойчивость как направленности личности
Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ


2.1 Общая характеристика объекта и процедуры исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ
3.1 Коррекционная программа

3.2 Анализ полученных результатов

3.3 Рекомендации по развитию направленности и жизненной стратегии личности
Выводы по главе 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования.
Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. В пункте 1.1 необходимо раскрыть сущность, состав, особенности образа жизни и стратегии личности. Следует особое внимание уделить на разработку вопроса в отечественной и зарубежной научной мысли: необходимо сравнить мнения и подходы различных авторов к рассматриваемому вопросу. В пункте 1.2 следует подробно раскрыть суть такого понятия, как «Направленность» и выделить основные особенности направленности, а также акцентировать внимание на когнитивной психологии и выделить понятие «жизненной стратегии». В пункте 1.3 следует рассмотреть инновации как источник стресса и устойчивость как направленности личности. По окончании теоретического обзора и анализа литературы необходимо сформулировать выводы.
Глава 2 должна носить экспериментальный характер. В ней следует описать эмпирическое исследование роли когнитивных факторов в реализации личностью направленности и жизненной стратегии. В пункте 2.1 необходимо дать общую характеристику объекта и процедур исследования. Важно выделить особенности экспериментальной работы с направленностью и жизненными стратегиями личности в современной научной литературе и описать процесс организации исследования, а также детальное описание выбранных методик для проведения эксперимента. В главе 2.2 необходимо провести подробную оценку и анализ направленности и жизненной стратегии выбранного объекта исследования. Особое внимание необходимо обратить на составляющие и показатели направленности и жизненной стратегии. На

основании полученных показателей следует провести анализ и описать полученные результаты. По окончании интерпретации результатов необходимо сформулировать выводы.
В Главе 3 на основании выводов, сделанных в результате проведения анализа развития направленности и жизненной стратегии испытуемых необходимо выработать в пункте 3.1 и сформулировать принципы психокоррекционной работы и предложения, рекомендации, необходимые для развития направленности и жизненной стратегии личности. Для облегчения формулирования предложений, рекомендуется изучить статьи в периодической печати и рассмотреть опыт и рекомендации специалистов- практиков по данному вопросу. После того, как будут сформулированы предложения, необходимо смоделировать и апробировать рекомендации, необходимые для развития направленности и жизненной стратегии личности. Для этого в пункте 3.2 следует подать анализ работы по развитию направленности и жизненной стратегии респондентов и в пункте 3.3 выделить окончательный список рекомендаций по развитию направленности и жизненной стратегии респондентов. По окончании работ над проведением запланированных мероприятий следует дать соответствующие рекомендации коллективу по дальнейшему развитию / поддержанию направленности и жизненной стратегии испытуемых, а также обозначить перспективные направления для дальнейшего исследования темы в психолого-педагогической научной мысли.
В заключении необходимо отразить основные положения дипломной работы и сформулировать общие выводы.
В приложение выносятся используемые методики, расчетные таблицы и копии отчетности объекта исследования.

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности - М., 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия Жизни.-М., Мысль 1991.
3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни, М, 2001.
4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. -М., 1989.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
6. Альмодавар Ж.-П Рассказ о жизни и индивидуальной траектории //
«Вопросы социологии» 1992, т.1 №2, с 98-105.
7. Ананьев Б.Г. О предмете современного человекознания. М., 1977
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Изд-во ЛГУ, 1968. 336 с. (цит. по. Спб.,2001).
9. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр.
10. Философ. 1993 №5. С. 130-160.
11. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., Смысл, 1999
12. Бекасов О.В. Временная перспектива личности и планирование будущей жизни//
13. Белова Д.Е., Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов, автореф. дис. канд. псих, наук, Екатеринбнург, 2004
14. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: Осознаваемые и неосознаваемые компоненты// 1994, с.99-107
15. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
16. Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях

профессионального выбора: Автореф. дис. канд.социолог.наук / http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2011/abstracts/Volokitina_AA.pdf
17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности// психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000.
18. Еремина Е.К. Диагностика и коррекция жизненной стратегии личности: Автореф. дис. канд.психолог.наук / http://www.dissercat.com/content/diagnostika-i-korrektsiya-zhiznennoi-strategii- lichnosti
19. Кодесс П.Б. Особенности формирования жизненной стратегии старшеклассников: Автореф. дис. канд.психолог.наук / http://www.dissercat.com/content/osobennosti-formirovaniya-zhiznennoi-strategii- starsheklassnikov
20. Панов В.И. От развивающего обучения к развивающему образованию // Известия Российской Академии образования. М.: Магистр-пресс, 2000, №2. С.60-70.
21. Панов В.И. Психолого-педагогоические модели образовательной среды // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. - С. 142- 146.
22. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991
23. Пантилеев С.Р. Самоотношение // «Психология самосознания», под ред.Райгородского, Самара, 2000, с.208-242.
24. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» М.- Воронеж,1996.
25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно- исторической перспективе // «Вопросы психологии», 1996, №6 с 62-72.
26. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории
/ п/р. Брушлинского А.В. М., 1997.

27. Психологическое сопровождение выбора профессии» / под ред. Митиной Л.М. М.,1998.
28. Психология подростка. Полное руководство/ Под редакцией А. А. Реана, М, 2003, 432с.
29. Рабочая книга школьного психолога.// п/р Дубровиной И.В., М., 1995
30. Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности// Социологические исследования., 1995, №12, с 100-105.
31. Резник Т.Е. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.
32. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности М., 2002.
33. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. -М.: Мир, 1996.
34. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс- универс, 1994.
35. Рубцов В.В. Ивошина Т.Г. проектирование развивающей образовательной среды школы. М., изд.МГППУ, 2002.
36. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Москва- Воронеж, 1996.
37. Рубцов В.В. Оценка образовательной среды школы // «2-ая Российская конференция по экологичесой психологии (Москва, 12-14 апреля 2000г.). Материалы. М., Экопсицентр РОСС, смели
38. Руткевич М.Н. Рубина Л .Я. Общественные потребности, сстема образования, молодежь. М.,1988
39. Сарджевеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
40. Сарджевеладзе Н.И. Самоотношение личности.// «Психология самосознания» под ред. Райгородского, Самара, 2000, с. 174-207.
41. Селиванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл //Психология индивидуального и группового субъекта под ред. А.В. Брушлинского М.,

2002, с. 310-328.
42. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени.//Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995, с. 192-204.
43. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000.
44. Смирнов Л.М. Системы базовых ценностей и методы их эмпирического исследования //Ментальность россиян под ред. Дубова И.Г. М, 1997. – С. 26- 69.
45. Смирнов Л.М. Стабильность и динамика структуры базовых ценностей россиян // Ментальность россиян под ред. Дубова И.Г. М, 1997 с .60-95.
46. Смирнова И.Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников /диссерт. канд пед. наук, Пенза, 1998г.
47. Сохань Л.В.(ред) Жизненный путь личности: вопросы теории и методологии. Социально-психологические исследования. Киев, 1987г., 277с
48. Сохань JT.B. Исследования структуры и динамики жизненных целей. Жизнь как творчество Шинкарук В.И. Сохань Н.В.; Киев, 1985, 302 стр.
49. Столин В.В. Пантелеев С.Р. Опросник самоотношения // Психодиагностика личности, М, 1986, с. 123-130
50. Толстых Н.Н. Дубов И.Г. Жизненные цели жителей российского мегаполисаII : «Ментальность россиян» под ред. Дубова И.Г. М., 1997. – С. 96- 135.
51. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы// Формирование личности старшеклассника. М., 1989, с 25-56.
52. Толстых Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
53. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С.13-19.
54. Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. К.: Стилос, 1997. - 240 с.
55. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994

Дополнительная литература
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2005. – 336 с. – ( Гриф МО).
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для вузов / В. Н. Дружинин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с. – (Гриф МО).
3. Ингенкамп К. М. Педагогическая диагностика / Ингенкамп К. М. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с. – (Гриф МО).
5. Никандров В. В. Экспериментальная психология : учеб. пособие. / В. В. Никандров. – Спб. : Речь, 2003. – 480 с.
6. Розин В. М. Психология : наука и практика : учеб. пособие / В. М. Розин. – М. : РГГУ : Омега-Л, 2005. – 544 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2005. – 713 с. – (Гриф МО).
8. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. – 4-е изд, стер. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. – 208 с. – (Гриф МО).
9. Глуханюк Н.С., Щипанова Д.Е. Психодиагностика: учебник. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
10. Диагностика развития дошкольников : психологические тесты / сост. Т. Г. Макеева. – 2-е изд, стер. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 125 с.
11. Истратова О. Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – 9-изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 375 с.
12. Математические методы обработки данных / http://www.psychol- ok.ru/lib/statistics.html

13. Пашнев Б. К. Психодиагностика : практикум школьного психолога / Б. К. Пашнев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 317 с.
14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.- сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2011. – 672 с.
15. Психодиагностика и психокоррекция / под ред. А. А. Александрова. – Спб. : Питер, 2008. – 384 с.
16. Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с.
17. Ратанова Т. А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. пособие / Т. А. Ратанова. – 4-е изд. – М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
– 168 с.
18. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – Спб. : Прайм-Еврознак, 2008. – 255 с.
19. Романова Е. С. Психодиагностика : учеб. пособие / Е. С. Романова. – Спб. : Питер, 2008. – 400 с.

Купить эту работу

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

1200 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

13 октября 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Conen99
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1200 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МБОУ «... СОШ» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА В ПОДШЕФНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ...

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ вуза)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user3322976 об авторе Conen99 2021-10-23
Выпускная квалификационная работа

Вовремя в срок,выполнена качественно!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽