Вовремя в срок,выполнена качественно!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность работы. Необходимость формирования навыков саморегуляции у школьников и недостаточное количество исследований по данной теме определяют актуальность работы.
Художественное творчество обладает огромным потенциалом, как инструмент формирования навыков саморегуляции у школьников. Но, к сожалению, в масштабах школьной программы оно используется ограничено. Использование лишь некоторых его форм не даёт должного эффекта.
Следовательно, проблема социально-культурной значимости вопроса формирования навыков саморегуляции школьников с помощью средств художественного творчества, а также небольшое количество научных исследований определяют проблему исследования.
Цель работы – разработать программу с применением изо-технологий по формированию навыков саморегуляции у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования, а именно, посвящённый изучению саморегуляции старшеклассников и способов её формирования;
2. Провести диагностику и определить уровень развития саморегуляции у старшеклассников;
3. Разработать программу с применением изо-технологий по развитию навыков саморегуляции у старшеклассников;
4. Проверить эффективность разработанной нами программы по развитию саморегуляции у старшеклассников.
Объект исследования – навыки саморегуляции старшеклассников.
Предмет исследования – формирование навыков саморегуляции старшеклассников.
Гипотеза: Психолого-педогогическая программа с применением изо-технологий способствует формированию навыков саморегуляции у старшеклассников.
Методы исследования – теоретические: анализ учебно-методической литературы, общенаучные методы анализа и синтеза.
Эмпирические: тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции». Авторы: Анастасия Владимировна Зверькова и Евгений Владимирович Эйдман; тест-опросник «ССП -98». Автор: Варвара Ильинична Моросанова.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования саморегуляции у старшеклассников. 5
1.1. Основные характеристики саморегуляции деятельности. 5
1.2. Формирование навыков саморегуляции у старшеклассников. 11
Выводы по первой главе. 17
Глава 2. Условия использования художественного творчества для развития саморегуляции у старших школьников. 18
2.1. Средства художественного творчества и элементы арт-терапии в психолого-педагогическом процессе. 18
2.2. Формирование навыков саморегуляции старшеклассников средствами художественного творчества. 22
Выводы по второй главе. 26
Глава 3. Формирование навыков саморегуляции старшеклассников с использованием изо-технологий. 27
3.1 Организация и методы исследования. 27
3.2. Результаты исследования. 30
Выводы по третьей главе. 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение 54
База исследования: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 91». В исследовании принял участие 41 человек, в возрастном периоде 14-15 лет, 8 класс.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении прописаны актуальность работы, цели и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, посвящённые изучению проблемы формирования навыков саморегуляции старшеклассников средствами арт-терапии.
Вторая глава вмещает в себя теоретический анализ современного состояния условий использования художественного творчества в развитии навыков саморегуляции у старшеклассников.
В третьей главе проведена диагностика уровня развития саморегуляции у старшеклассников, предложена программа по формированию навыков саморегуляции у старшеклассников и проанализирована её эффективность.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2000.
2. Абульханова К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — с.32-41.
3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-325с.
4. Абульханова К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991 - 299с.
5. Ананьев В.А. Ведение в психологию здоровья. — СПб., 1998.
6. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. — СПб.: Питер, 2001.-288с.
7. Андреева Н. Танцевально-двигательная терапия М.: Творчество, 1998.-167с.
8. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968 547с.
9. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. М.: Наука, 1990. С. 61 — 77.
10. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002. 224с.
11. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973.
12. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - 240с.
13. Батерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000, -350 с.
14. Н.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. — СПб.: Лань, 2001 -416с.
15. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.
16. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в младшей школе. М.: «Совершенство», 1998. -352с.
17. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212с.
18. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в норме и отклонения) М., 1990.
19. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, - 345с.
20. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. -96с.
21. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., Издательство «Ось-89», 1999. - 322с.
22. Вдовиченко Л.М., Абакумов О.А. Биохимические пути регуляции спортивной работоспособности. Л.: ГДОИФК, 1988. - 16с.
23. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 94с.
24. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 143с.
25. Ворожцова О.Ф. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2004.
26. Выготский JI.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.
27. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984, -432с.
29. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. -Казань: Изд-во КГУ, 1981.
15. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред. Крылова A.A.-Л., 1981.
16. Головей Л.А. Спонтанная двигательная активность как средство психодиагностики функциональных состояний // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. - Л., 1984.
17. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.
18. Гоулд П., Остер Дж. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. - М.: «Маркетинг», 2004, - 184с.
19. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. — 286с.
20. Гримак Л.П. Техники психической саморегуляции / Л.П. Гримак, О.С. Кордобовский // Человек. - 2001. - №5. - с.136-141.
21. Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7е изд. — СПб.: Питер, 2004. -496с.
22. Гройсман А. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979, - с.177-184.
23. ЗВ.Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. - СПб., 1993.
24. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. - СПб.: Питер, 2003.
25. 3абегайлова И.В. Типология становления произвольной регуляции в младшем школьном возрасте / И.В. Забегайлова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2000. - №4. - с.20-33.
26. 3авалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. - 174с.
27. Конопкин О.А, Осницкий А.К., Жуйков Ю.С. Недостаточная сформированность навыков саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. В кн. Профессиональная ориентация и обучение. Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль, 1988. - 136с.
28. Конопкин O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - с.128-135.
29. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982, - 104с.
30. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. - №3 — с.71-78
31. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Морсанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - №2. -с.118-127.
32. Моросанова В. И., Соколова Л. А. О влиянии уровня осознанного саморегулирования на успешность деятельности // Новые исследования в психологии. - 1989. - № 2.
33. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. // Вопросы психологии. - 1992. - №1¬2, - с.52.
34. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина и O.A. Конопкина. — М., «Педагогика» - 1973. — 208с.
35. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1983.
36. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. - М.: Наука, 1979 - 352 с.
37. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 263с.
38. Силина С.Н. Некоторые особенности проявления самоорганизации у старших дошкольников // Актуальные вопросы практической психологии — Сб.науч.ст.- Щадринск-1996-с. 133-138
39. Тертель A.JI. Психология. Курс лекций. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248с.
40. Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П.Я. Гальперина. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 198с.
41. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982.
42. Хухлаева O.B. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М.: Генезис, 2001.-280с.
43. Штейнхардт JI. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001.-320с.
44. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.- М. - 1994.
45. Щедров В.И. Формирование индивидуального стиля саморегуляции состояния в процессе обучения. Автореф. дисс. кан. наук. -М., 1994.
46. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. - 416с.
47. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. - СПб. - 2006. - 368 с. ISBN 5-9268-0485-Х
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность работы. Необходимость формирования навыков саморегуляции у школьников и недостаточное количество исследований по данной теме определяют актуальность работы.
Художественное творчество обладает огромным потенциалом, как инструмент формирования навыков саморегуляции у школьников. Но, к сожалению, в масштабах школьной программы оно используется ограничено. Использование лишь некоторых его форм не даёт должного эффекта.
Следовательно, проблема социально-культурной значимости вопроса формирования навыков саморегуляции школьников с помощью средств художественного творчества, а также небольшое количество научных исследований определяют проблему исследования.
Цель работы – разработать программу с применением изо-технологий по формированию навыков саморегуляции у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования, а именно, посвящённый изучению саморегуляции старшеклассников и способов её формирования;
2. Провести диагностику и определить уровень развития саморегуляции у старшеклассников;
3. Разработать программу с применением изо-технологий по развитию навыков саморегуляции у старшеклассников;
4. Проверить эффективность разработанной нами программы по развитию саморегуляции у старшеклассников.
Объект исследования – навыки саморегуляции старшеклассников.
Предмет исследования – формирование навыков саморегуляции старшеклассников.
Гипотеза: Психолого-педогогическая программа с применением изо-технологий способствует формированию навыков саморегуляции у старшеклассников.
Методы исследования – теоретические: анализ учебно-методической литературы, общенаучные методы анализа и синтеза.
Эмпирические: тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции». Авторы: Анастасия Владимировна Зверькова и Евгений Владимирович Эйдман; тест-опросник «ССП -98». Автор: Варвара Ильинична Моросанова.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования саморегуляции у старшеклассников. 5
1.1. Основные характеристики саморегуляции деятельности. 5
1.2. Формирование навыков саморегуляции у старшеклассников. 11
Выводы по первой главе. 17
Глава 2. Условия использования художественного творчества для развития саморегуляции у старших школьников. 18
2.1. Средства художественного творчества и элементы арт-терапии в психолого-педагогическом процессе. 18
2.2. Формирование навыков саморегуляции старшеклассников средствами художественного творчества. 22
Выводы по второй главе. 26
Глава 3. Формирование навыков саморегуляции старшеклассников с использованием изо-технологий. 27
3.1 Организация и методы исследования. 27
3.2. Результаты исследования. 30
Выводы по третьей главе. 43
Заключение 45
Список литературы 49
Приложение 54
База исследования: бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 91». В исследовании принял участие 41 человек, в возрастном периоде 14-15 лет, 8 класс.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении прописаны актуальность работы, цели и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, посвящённые изучению проблемы формирования навыков саморегуляции старшеклассников средствами арт-терапии.
Вторая глава вмещает в себя теоретический анализ современного состояния условий использования художественного творчества в развитии навыков саморегуляции у старшеклассников.
В третьей главе проведена диагностика уровня развития саморегуляции у старшеклассников, предложена программа по формированию навыков саморегуляции у старшеклассников и проанализирована её эффективность.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2000.
2. Абульханова К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — с.32-41.
3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-325с.
4. Абульханова К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991 - 299с.
5. Ананьев В.А. Ведение в психологию здоровья. — СПб., 1998.
6. Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. — СПб.: Питер, 2001.-288с.
7. Андреева Н. Танцевально-двигательная терапия М.: Творчество, 1998.-167с.
8. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М.: Медицина, 1968 547с.
9. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д.Н. Завалишиной, В.А. Барабанщикова. М.: Наука, 1990. С. 61 — 77.
10. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002. 224с.
11. П.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973.
12. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - 240с.
13. Батерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000, -350 с.
14. Н.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. — СПб.: Лань, 2001 -416с.
15. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.
16. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в младшей школе. М.: «Совершенство», 1998. -352с.
17. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212с.
18. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в норме и отклонения) М., 1990.
19. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979, - 345с.
20. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. -96с.
21. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., Издательство «Ось-89», 1999. - 322с.
22. Вдовиченко Л.М., Абакумов О.А. Биохимические пути регуляции спортивной работоспособности. Л.: ГДОИФК, 1988. - 16с.
23. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 94с.
24. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 143с.
25. Ворожцова О.Ф. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института психотерапии, 2004.
26. Выготский JI.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.
27. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004.
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984, -432с.
29. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. -Казань: Изд-во КГУ, 1981.
15. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред. Крылова A.A.-Л., 1981.
16. Головей Л.А. Спонтанная двигательная активность как средство психодиагностики функциональных состояний // Проблемы инженерной психологии: Тезисы VI всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып.2. - Л., 1984.
17. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.
18. Гоулд П., Остер Дж. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. - М.: «Маркетинг», 2004, - 184с.
19. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. — 286с.
20. Гримак Л.П. Техники психической саморегуляции / Л.П. Гримак, О.С. Кордобовский // Человек. - 2001. - №5. - с.136-141.
21. Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7е изд. — СПб.: Питер, 2004. -496с.
22. Гройсман А. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979, - с.177-184.
23. ЗВ.Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. - СПб., 1993.
24. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. - СПб.: Питер, 2003.
25. 3абегайлова И.В. Типология становления произвольной регуляции в младшем школьном возрасте / И.В. Забегайлова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2000. - №4. - с.20-33.
26. 3авалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. - 174с.
27. Конопкин О.А, Осницкий А.К., Жуйков Ю.С. Недостаточная сформированность навыков саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. В кн. Профессиональная ориентация и обучение. Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль, 1988. - 136с.
28. Конопкин O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - с.128-135.
29. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982, - 104с.
30. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. - №3 — с.71-78
31. Моросанова В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Морсанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2000. - №2. -с.118-127.
32. Моросанова В. И., Соколова Л. А. О влиянии уровня осознанного саморегулирования на успешность деятельности // Новые исследования в психологии. - 1989. - № 2.
33. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. // Вопросы психологии. - 1992. - №1¬2, - с.52.
34. Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина и O.A. Конопкина. — М., «Педагогика» - 1973. — 208с.
35. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1983.
36. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий. - М.: Наука, 1979 - 352 с.
37. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 263с.
38. Силина С.Н. Некоторые особенности проявления самоорганизации у старших дошкольников // Актуальные вопросы практической психологии — Сб.науч.ст.- Щадринск-1996-с. 133-138
39. Тертель A.JI. Психология. Курс лекций. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248с.
40. Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П.Я. Гальперина. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1977. - 198с.
41. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982.
42. Хухлаева O.B. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. — М.: Генезис, 2001.-280с.
43. Штейнхардт JI. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001.-320с.
44. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.- М. - 1994.
45. Щедров В.И. Формирование индивидуального стиля саморегуляции состояния в процессе обучения. Автореф. дисс. кан. наук. -М., 1994.
46. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. - 416с.
47. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. - СПб. - 2006. - 368 с. ISBN 5-9268-0485-Х
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5588 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую