Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования. Построение демократического казахстанского общества и вхождение республики в мировое образовательное пространство потребовали разработки стратегического плана развития отечественного образования. В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» говорится следующее:
Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры.
Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и ин-струменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.
Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления.
Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.
Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.
Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения [1].
Система образования Республики Казахстан должна быть ориентирована прежде всего на обеспечение высокого качества обучения и воспитания молодежи, подготовку их к труду в новых рыночных условиях. Решение этих задач, определяющих качественно новый этап в реформировании образования, должно опираться на богатый опыт отечественного образования, современных характеристик образовательных и информационных технологий.
Одним из решающих факторов совершенствования процесса обучения является развитие различных видов обучения: проблемного (М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мечинская, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин); программированного (Ю.А. Самарин, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, С.Г. Шаповаленко); дифференцированного (И.Э. Унт, А.А. Конев, А.А. Бударный, И.Я. Якиманская); развивающего (Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Д. Хмель, Т.С. Сабиров, А.А. Бейсенбаева, P.M. Коянбаев); индивидуального (Е.С Рабунский); коллективного (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Н.Н. Хан, Г.Кусаинов); дистанционного (Т.К. Нургалиева, Д.М.Джусубалиева, Е.К. Балафанов, A.M. Татенов, Б.Б. Буребеков).
В 70-е годы прошлого века в мировой образовательной науке и практике возник новый вид обучения - модульный. Его возникновение связано с именем американского профессора ботаники университета Purdue (США) С.Н. Постлезвейта. Внедрение понятия "модуль" в процессе обучения принадлежат Дж. Расселу, Б. Гольдшмидт, Г. Оуэнсу, А.А. Гучински и др.
В 80-е годы модульное обучение интенсивно анализировалось учеными - исследователями в области сравнительной педагогики Н.В. Никандровым, В.П. Лапчинской, К.Н. Волковым, Л.А. Толкачевой, И.Б. Марцинковским. Первые педагогические концепции по модульному обучению отдельных предметов были разработаны В.Б. Закорюкиным, Л.М. Твердиным, В.А. Гудковым, П.П. Веселовым, С.И. Куликовым, М.А. Чошановым и другими; по методике составления модульных программ и организации модульного обучения выступили П.А. Юцявичене, М.Г. Тересявичене.
В настоящее время на страницах педагогической литературы актуализируется проблема развития технологии модульного обучения. Многие исследователи рассматривают технологию модульного обучения как системное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько, О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский и другие).
В Казахстане проведены фундаментальные исследования по блочно-модульной технологии Н.Г. Нуртаевой, С.А. Абдиманапова, Кудебаевой Г.С., но в их исследованиях акцент в большей степени делается на технологию рейтингового контроля знаний. Значительно расширился круг научных статей по данной проблеме (С.С. Кунанбаева, К. Жаксылыкова, Г.З. Адильгазинова, К.О. Осмоналиев, К.Т. Вершинина, Д.У. Байсалов, P.P. Масырова, Д.Е. Сагимбаева и другие).
Инновационное развитие образования требует использования новых технологий обучения, позволяющих без увеличения сроков обучения вести подготовку квалифицированных специалистов. Одной из таких технологий является технология модульного обучения, позволяющая эффективно решать целый ряд задач, связанных с повышением уровня профессионализма будущих специалистов.
Интерес к модульному обучению широк и в аудитории практических работников. Проведенный нами анализ деятельности преподавателей Западно-Казахстанского инженерно-технологического колледжа свидетельствует о достаточно низкой разработанности прикладного аспекта модульного обучения: преподаватели чаще всего номинально называют модули, практически излагая план лекций; испытывают затруднения в модулировании локальных (простых), системных и функциональных знаний; слабо представляют методические приемы организации модульного обучения.
Таким образом, существует противоречие между высокой степенью интереса учителей- практиков к проблеме модульного обучения и низким уровнем практического владения методикой модульного обучения. Отсюда возникает проблема научно-методического осмысления процесса модульного обучения с учетом современных педагогических знаний и достижений в области образовательной науки и практики. Мы исходим из того, что необходимо на примере одного из учебных предметов раскрыть сущность модульного обучения с характеристикой организации работы в процессе реализации каждого его компонента в отдельности. Поэтому тема исследования нами определена следующим образом «Организация модульного обучения в учебном процессе экономических специальностей».
Цель исследования заключается в теоретической разработке и методическом обеспечении процесса обучения экономическим дисциплинам на модульной основе.
Объект исследования - процесс модульного обучения в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - формирование экономических знаний студентов
в процессе модульного обучения.
Цель и предмет исследования обусловили следующую гипотезу: модульное обучение в системе среднего профессионального образования обеспечит формирование высокого уровня экономических знаний студентов при условии, если в модулях как основной единице содержания образования интегрируются в единстве локальные, системные и функциональные знания, то реализуются возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса, так как процесс модульного обучения строится на методологии личностно - деятельностного и системного подходов.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор научно-педагогических исследований по
проблеме развития модульного обучения в мировой и отечественной практике.
2. Раскрыть сущностную характеристику модульного обучения.
3. Разработать критерии сформированности экономических знаний.
4. Провести эксперимент по определению эффективности модульного обучения в процессе изучения отдельных разделов курса экономики.
Ведущая идея. Повышение качества подготовки специалистов в процессе нарастающего информационного потока обусловлено степенью их ориентации на новые технологии обучения, которые должны осваиваться в процессе изучения экономических дисциплин. Одним из современных технологий обучения есть модульное, которое является достаточно продуктивным видом обучения, обеспечивающим высокий уровень учебно-познавательной деятельности студентов на системном и функциональном уровнях.
Теоретической основой исследования являются современные достиже-ния педагогики и психологии, по проблемам активизации процесса обучения с акцентом на активность самой личности; положения педагогики об организации целостного педагогического процесса в среднем профессиональном учебном заведении, его оптимизации, повышение результативности и эффективности.
Методологической базой анализа и оценки философских, педагогических, кибернетических, социологических, психологических концепций с целью создания теоретических основ модульного обучения выступают диалектико-материалистический, системный, личностно - деятельностный и аксеологический подходы.
Источники исследования: труды философов, социологов, психологов и педагогов по проблеме исследования; нормативные документы Министерства образования и науки Республики Казахстан, регламентирующие содержание и объем учебной нагрузки среднего профессионального и научно-педагогического образования.
Методы исследования. Для достижения цели и решения этих задач ис-пользовался комплекс методов, адекватных объекту исследования: методологический, теоретический, экспериментальный.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (октябрь - декабрь 2012 г.) была осуществлена теоретическая разработка проблемы, на основе изучения работ ученых и педагогов по вопросам образования на модульной основе; изучены особенности проведения исследовательских работ; проанализирован опыт проведения научных исследований и обобщение их результатов по данной проблеме в зарубежных странах.
Второй этап (январь - март 2013 г.) был направлен на проведение исследовательской работы по утвержденной программе диагностического и формирующего экспериментов.
Третий этап (апрель 2013 г.) характеризовался научно-педагогической интерпретацией полученных результатов исследования, систематизацией и обработкой данных, формулировкой выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования:
• дана аналитическая характеристика научно-педагогических исследований по проблеме развития модульного обучения с определением основных тенденций его развития;
• раскрыта сущность модульного обучения по системообразующим компонентам;
• разработаны критерии сформированности экономических знаний на локальном, системном и функциональном уровнях;
• определены педагогические основы изучения модуля «Экономика» в образовательной области «Обществознание» для студентов колледжа, позво-ляющие им получить общие представления об экономических взаимодействиях в окружающем мире, приобрести практические навыки самостоятельного принятия решения в условиях рыночных отношений;
• определены методы активного обучения, обеспечивающее усвоение учебного материала и направленные на развитие экономически значимых ка-честв личности, умения самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор (моделирующие упражнения, исследовательские задания с экономическим содержанием, метод проектов);
Практическая значимость:
разработана методика диагностики экономических знаний студентов колледжа;
разработана технология модульного обучения.
разработаны дидактические средства, обеспечивающие эффективность процесса обучения экономике домашнего хозяйства (планы занятий, тест-банк, карточки для проведения моделирующих упражнений)
На защиту выносятся следующие положения:
1) Модульное обучение - это самостоятельный вид обучения, характери-зующийся активной работой субъектов образовательного процесса в заданной программе действий, направленной на создание информационного банка педагогических данных и достижение поставленных перед студентом целей обучения.
2) Модуль рассматривается как совокупность локальных, системных и функциональных знаний, отражающих сущностную характеристику развивающихся педагогических явлений.
3) Технология модульного обучения конструируется на основе единства и взаимосвязи мотивационно - целевого, содержательного, операционно - деятельностного и оценочно-результативного компонентов с выделением методических приемов и средств обучения, обеспечивающих высокую результативность по освоению локальных, системных и функциональных знаний.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, логичностью научного аппарата, применением комплекса методов исследования, адекватных целям и задачам диссертационной работы.
Педагогический эксперимент проводился в период прохождения преддипломной педагогической практики на базе Западно-Казахстанского инженерно-технологического колледжа.
Введение 6
1. Теоретические основы организации блочно-модульной системы подготовки специалистов.
1.1 Теоретико-методологические основания модульного обучения как современной педагогической технологии 11
1.2 Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения 19
1.3 Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании 25
2. Организация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования на основе технологии модульного обучения.
2.1 Модульный подход к планированию и организации учебного процесса в колледже 31
2.2 Организационно-педагогические условия перехода от традиционной системы подготовки к блочно-модульной. 34
2.3 Учебный модуль «Экономика» во взаимосвязи с другими дисциплинами 45
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 68
Параметрами «зоны ближайшего развития» являются параметры экологического, индустриального или иного типа соглашения, выявленные в исследовании ценностных представлений учащихся. Данные параметры служат обобщающими сигналами о степени развития таких экономически значимых качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, предприимчивость и др.
Хотя казахстанское образование изначально построено на приоритете идеальных (культурных) ценностей и традиций, тем не менее, в экономическом аспекте оно становится «классификацией», подготовкой индивида к социальной и хозяйственной деятельности.
Исходными являются следующий принципы: экономическое образование должно быть ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сферы жизнедеятельности личности; в основе воспитания и обучения лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям; образование должно быть основой дальнейшего развития навыков самообразования.
Ключевыми компетенциями в рамках профильного обучения считаются: мыследеятельностные операции, межличностные отношения, способность адаптироваться в информационном обществе, овладение новыми информаци-онными технологиями, а также обретение личностных качеств (ответствен-ность, адекватная самооценка, общительность, самоорганизация, честность и т.п.).
Этапы педагогического проектирования:
Начальный (констатирующий эксперимент) – пропедевтика (осуществля-ется «Презентация карты образовательный территории», предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей учащихся);
Основной – реализуются содержательные аспекты профильного ориентирующего курса;
Завершающий (формирующий эксперимент) – организация и выполнение экономического проекта, оценка результатов.
С целью построения системы воспитание и обучения экономически обра-зованного человека на основе когнитивного, оценочно-деятельностного, эмо-ционально – волевого критериев, создана структура пяти областей взаимодействия: Развитие навыков обучения (навыки научного познания), формирование физического и нравственного развития личности (ум и тело), развития и использование творческих способностей человека (эстетика и культура), человек и окружающая среда (природа, забота о людях), общественно- полезная деятельность (труд).
Разработаны и проверены в опытно-экспериментальном обучении дидактические средства, обеспечивающие эффективность процесса воспитания экономически значимых качеств личности (обучающие программы, планы уроков, тест-банк, схемы, таблицы, карточки для проведения моделирующих упражнений и т.п.).
По результатом эксперимента отмечено, что учащихся с низким и средним уровнем развития экономически значимых качеств личности, стало гораздо меньше к завершению эксперимента, чем в его начале (в экспериментальной группе в большей степени, но также и в контрольной).
Взаимосвязи модуля «Экономика» с другими учебными дисциплинами осуществляются посредством комплекса блоков, нацеленных на развитие навыков обучения, на формирование физического и нравственного развития личности, на развития и использование творческих способностей человека в областях эстетики и культуры, в областях «Человек и окружающая среда», «Общественно - полезная деятельность».
Задачи модуля «Экономика» решаются не только благодаря соответст-вующему содержанию, но также его включенностью в социально - экономический контекст региональной экономики. Модуль нацелен не только на обеспечение экономической знаниевой подготовки студентов колледжа, на воспитание рационального потребителя и производителя, но также и на формирование комплекса экономически значимых качеств личности, позволяющих самостоятельно принимать экономические решения, грамотно выстраивать жизненную стратегию.
Эффективность воспитания данных качеств обеспечена комплексом ди-дактических средств, разработанных и апробированных в ходе опытно - экспериментального обучения.
Проведенное исследование и полученные выводы не претендуют на за-вершенность и исчерпывающее решение названной проблемы. Для продолжения работы и повышения ее качества, на наш взгляд, необходимо совершенствование методологии и теории исследования, прежде всего, институциональных факторов, имеющих особо значимое влияние на когнитивном, аксиологическом уровнях экономического образования. Следует также обеспечить дальнейшее повышение качества подготовки преподавателей средних профессиональных учебных заведений, активизировать взаимодействия с представителями родительской общественности, предпринимательского локального сообщества, общественными и муниципальными организациями.
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
2. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение [Текст] / С.Я. Батышев. – М., Транс-сервис, 1997. – 225 с.
3. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию [Текст] / Н.В. Борисова. – М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. – 174 с.
4. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения [Текст] / П.А. Юцявичене. – Вильнюс, 1990. – 68 с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: Учебно-практическое пособие. - Изд. 2-е – Астана: Аруна, 2000.
6. Гражданское право: Учебник. Авторы: доц. Ем В.С., проф. Зенин И.А., проф. Корнеев С.М. и др. Отв. ред. проф. Суханов Е.А. -Изд. 2-е. – Астана: Экономика, 2007
7. Основы бизнеса. Под ред. проф. Ю. Б. Рубина, проф. И. А. Ягодкиной. - М.: МЭСИ, 1999.
8. Основы предпринимательского дела. Под ред. Ю. М. Осипова. - М.: МГУ, 1997.
9. Современный бизнес: Учебник. В 2 т. Пер. с англ. Речмен Д., Мескон М. X., Боуви К. Л., Тилл Дж. В. - М.: Республика, 2012.
10. Мировая экономика: Учебник. Под ред. проф. А. С. Булатова. — М.: Юрий, 1999.
11. Международные экономические отношения: Учебник. Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. -М., 1997.
12. Семенов К. А. Международные экономические отношения. — М.: Гардика, 1998.
13. Гребенюк, О.С. Формирование интереса в в учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. / О.С. Гребенюк. - М.: Высшая школа, 1986 - 85 с.
14. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога: Учебная литература. / Р.В. Овчарова. — М., 1996.— 351 с.
15. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. / Е.А. Климов. — М.: Про-свещение, 1984.-159 с.
16. Аменд, А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X— XI классов: Учебное пособие / А.Ф. Аменд. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. - 164 с.
17. Бляхман, Л.С. Перестройка экономического мышления. / Л.С. Блях-ман. — М.: Политиздат, 1990.-271 с.
18. Хесс, К. Так устроен мир. Экономика для юношества: Пер. с англ. / К. Хесс // Науч. ред. Ю.Б. Кочеврин. — М.: Изд-во «Дело», 2002. - 96 с.
19. Шемякин, Б. П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. / Б.П. Шемякин — М.: Педагогика, 2006. — 96 с.
20. Шпак, А. Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. / А.Г. Шпак. — Киев, 2007. - 128 с.
21. Сасова, И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд. -М.: Просвещение, 1998. 191 с.
22. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 493 с.
23. Литова, З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. / З.А. Литова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 163 с.
24. Литова, З.А. Деловые игры в учебном заведении. / З.А. Литова. Курск: Курск. обл. ИПК и ПРО, 1996. 21 с.
25. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андре-ев.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.
26. Сластёнин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 576 с.
27. Словарь терминов рыночной экономики [Текст] /сост. В.М. Лукашевский и др. - М.: Менеджер, 1992. - 117 с.
28. Попов, В.Д. Экономика плюс педагогика: очерки об экономическом воспитании молодежи [Текст]. - М.: Мол. гвардия, 1996,- 288 с.
29. Прутченков, A.C., Райзберг, Б.А. Основы экономики. [Текст]: практикум. - М.: ИН ФОЛИО, 1993. - 96 с.
30. Психология в школе [Текст] / сост. Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. -Новосибирск, 1997. - 197 с.
31. Райзберг, Б.А. Основы бизнеса [Текст]: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Ось-89», 2002. - 256 с.
32. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1997.-190 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования. Построение демократического казахстанского общества и вхождение республики в мировое образовательное пространство потребовали разработки стратегического плана развития отечественного образования. В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» говорится следующее:
Нам предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры.
Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и ин-струменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.
Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления.
Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.
Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.
Профессионально-техническое и высшее образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах. Во многом это решит проблему занятости населения [1].
Система образования Республики Казахстан должна быть ориентирована прежде всего на обеспечение высокого качества обучения и воспитания молодежи, подготовку их к труду в новых рыночных условиях. Решение этих задач, определяющих качественно новый этап в реформировании образования, должно опираться на богатый опыт отечественного образования, современных характеристик образовательных и информационных технологий.
Одним из решающих факторов совершенствования процесса обучения является развитие различных видов обучения: проблемного (М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мечинская, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин); программированного (Ю.А. Самарин, П.Я. Гальперин, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, С.Г. Шаповаленко); дифференцированного (И.Э. Унт, А.А. Конев, А.А. Бударный, И.Я. Якиманская); развивающего (Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Д. Хмель, Т.С. Сабиров, А.А. Бейсенбаева, P.M. Коянбаев); индивидуального (Е.С Рабунский); коллективного (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Н.Н. Хан, Г.Кусаинов); дистанционного (Т.К. Нургалиева, Д.М.Джусубалиева, Е.К. Балафанов, A.M. Татенов, Б.Б. Буребеков).
В 70-е годы прошлого века в мировой образовательной науке и практике возник новый вид обучения - модульный. Его возникновение связано с именем американского профессора ботаники университета Purdue (США) С.Н. Постлезвейта. Внедрение понятия "модуль" в процессе обучения принадлежат Дж. Расселу, Б. Гольдшмидт, Г. Оуэнсу, А.А. Гучински и др.
В 80-е годы модульное обучение интенсивно анализировалось учеными - исследователями в области сравнительной педагогики Н.В. Никандровым, В.П. Лапчинской, К.Н. Волковым, Л.А. Толкачевой, И.Б. Марцинковским. Первые педагогические концепции по модульному обучению отдельных предметов были разработаны В.Б. Закорюкиным, Л.М. Твердиным, В.А. Гудковым, П.П. Веселовым, С.И. Куликовым, М.А. Чошановым и другими; по методике составления модульных программ и организации модульного обучения выступили П.А. Юцявичене, М.Г. Тересявичене.
В настоящее время на страницах педагогической литературы актуализируется проблема развития технологии модульного обучения. Многие исследователи рассматривают технологию модульного обучения как системное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (В.П. Беспалько, О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский и другие).
В Казахстане проведены фундаментальные исследования по блочно-модульной технологии Н.Г. Нуртаевой, С.А. Абдиманапова, Кудебаевой Г.С., но в их исследованиях акцент в большей степени делается на технологию рейтингового контроля знаний. Значительно расширился круг научных статей по данной проблеме (С.С. Кунанбаева, К. Жаксылыкова, Г.З. Адильгазинова, К.О. Осмоналиев, К.Т. Вершинина, Д.У. Байсалов, P.P. Масырова, Д.Е. Сагимбаева и другие).
Инновационное развитие образования требует использования новых технологий обучения, позволяющих без увеличения сроков обучения вести подготовку квалифицированных специалистов. Одной из таких технологий является технология модульного обучения, позволяющая эффективно решать целый ряд задач, связанных с повышением уровня профессионализма будущих специалистов.
Интерес к модульному обучению широк и в аудитории практических работников. Проведенный нами анализ деятельности преподавателей Западно-Казахстанского инженерно-технологического колледжа свидетельствует о достаточно низкой разработанности прикладного аспекта модульного обучения: преподаватели чаще всего номинально называют модули, практически излагая план лекций; испытывают затруднения в модулировании локальных (простых), системных и функциональных знаний; слабо представляют методические приемы организации модульного обучения.
Таким образом, существует противоречие между высокой степенью интереса учителей- практиков к проблеме модульного обучения и низким уровнем практического владения методикой модульного обучения. Отсюда возникает проблема научно-методического осмысления процесса модульного обучения с учетом современных педагогических знаний и достижений в области образовательной науки и практики. Мы исходим из того, что необходимо на примере одного из учебных предметов раскрыть сущность модульного обучения с характеристикой организации работы в процессе реализации каждого его компонента в отдельности. Поэтому тема исследования нами определена следующим образом «Организация модульного обучения в учебном процессе экономических специальностей».
Цель исследования заключается в теоретической разработке и методическом обеспечении процесса обучения экономическим дисциплинам на модульной основе.
Объект исследования - процесс модульного обучения в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - формирование экономических знаний студентов
в процессе модульного обучения.
Цель и предмет исследования обусловили следующую гипотезу: модульное обучение в системе среднего профессионального образования обеспечит формирование высокого уровня экономических знаний студентов при условии, если в модулях как основной единице содержания образования интегрируются в единстве локальные, системные и функциональные знания, то реализуются возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса, так как процесс модульного обучения строится на методологии личностно - деятельностного и системного подходов.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор научно-педагогических исследований по
проблеме развития модульного обучения в мировой и отечественной практике.
2. Раскрыть сущностную характеристику модульного обучения.
3. Разработать критерии сформированности экономических знаний.
4. Провести эксперимент по определению эффективности модульного обучения в процессе изучения отдельных разделов курса экономики.
Ведущая идея. Повышение качества подготовки специалистов в процессе нарастающего информационного потока обусловлено степенью их ориентации на новые технологии обучения, которые должны осваиваться в процессе изучения экономических дисциплин. Одним из современных технологий обучения есть модульное, которое является достаточно продуктивным видом обучения, обеспечивающим высокий уровень учебно-познавательной деятельности студентов на системном и функциональном уровнях.
Теоретической основой исследования являются современные достиже-ния педагогики и психологии, по проблемам активизации процесса обучения с акцентом на активность самой личности; положения педагогики об организации целостного педагогического процесса в среднем профессиональном учебном заведении, его оптимизации, повышение результативности и эффективности.
Методологической базой анализа и оценки философских, педагогических, кибернетических, социологических, психологических концепций с целью создания теоретических основ модульного обучения выступают диалектико-материалистический, системный, личностно - деятельностный и аксеологический подходы.
Источники исследования: труды философов, социологов, психологов и педагогов по проблеме исследования; нормативные документы Министерства образования и науки Республики Казахстан, регламентирующие содержание и объем учебной нагрузки среднего профессионального и научно-педагогического образования.
Методы исследования. Для достижения цели и решения этих задач ис-пользовался комплекс методов, адекватных объекту исследования: методологический, теоретический, экспериментальный.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (октябрь - декабрь 2012 г.) была осуществлена теоретическая разработка проблемы, на основе изучения работ ученых и педагогов по вопросам образования на модульной основе; изучены особенности проведения исследовательских работ; проанализирован опыт проведения научных исследований и обобщение их результатов по данной проблеме в зарубежных странах.
Второй этап (январь - март 2013 г.) был направлен на проведение исследовательской работы по утвержденной программе диагностического и формирующего экспериментов.
Третий этап (апрель 2013 г.) характеризовался научно-педагогической интерпретацией полученных результатов исследования, систематизацией и обработкой данных, формулировкой выводов по теме исследования.
Научная новизна исследования:
• дана аналитическая характеристика научно-педагогических исследований по проблеме развития модульного обучения с определением основных тенденций его развития;
• раскрыта сущность модульного обучения по системообразующим компонентам;
• разработаны критерии сформированности экономических знаний на локальном, системном и функциональном уровнях;
• определены педагогические основы изучения модуля «Экономика» в образовательной области «Обществознание» для студентов колледжа, позво-ляющие им получить общие представления об экономических взаимодействиях в окружающем мире, приобрести практические навыки самостоятельного принятия решения в условиях рыночных отношений;
• определены методы активного обучения, обеспечивающее усвоение учебного материала и направленные на развитие экономически значимых ка-честв личности, умения самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор (моделирующие упражнения, исследовательские задания с экономическим содержанием, метод проектов);
Практическая значимость:
разработана методика диагностики экономических знаний студентов колледжа;
разработана технология модульного обучения.
разработаны дидактические средства, обеспечивающие эффективность процесса обучения экономике домашнего хозяйства (планы занятий, тест-банк, карточки для проведения моделирующих упражнений)
На защиту выносятся следующие положения:
1) Модульное обучение - это самостоятельный вид обучения, характери-зующийся активной работой субъектов образовательного процесса в заданной программе действий, направленной на создание информационного банка педагогических данных и достижение поставленных перед студентом целей обучения.
2) Модуль рассматривается как совокупность локальных, системных и функциональных знаний, отражающих сущностную характеристику развивающихся педагогических явлений.
3) Технология модульного обучения конструируется на основе единства и взаимосвязи мотивационно - целевого, содержательного, операционно - деятельностного и оценочно-результативного компонентов с выделением методических приемов и средств обучения, обеспечивающих высокую результативность по освоению локальных, системных и функциональных знаний.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций, логичностью научного аппарата, применением комплекса методов исследования, адекватных целям и задачам диссертационной работы.
Педагогический эксперимент проводился в период прохождения преддипломной педагогической практики на базе Западно-Казахстанского инженерно-технологического колледжа.
Введение 6
1. Теоретические основы организации блочно-модульной системы подготовки специалистов.
1.1 Теоретико-методологические основания модульного обучения как современной педагогической технологии 11
1.2 Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения 19
1.3 Требования к экономической подготовке студентов колледжа в современном профессиональном образовании 25
2. Организация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования на основе технологии модульного обучения.
2.1 Модульный подход к планированию и организации учебного процесса в колледже 31
2.2 Организационно-педагогические условия перехода от традиционной системы подготовки к блочно-модульной. 34
2.3 Учебный модуль «Экономика» во взаимосвязи с другими дисциплинами 45
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 68
Параметрами «зоны ближайшего развития» являются параметры экологического, индустриального или иного типа соглашения, выявленные в исследовании ценностных представлений учащихся. Данные параметры служат обобщающими сигналами о степени развития таких экономически значимых качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, предприимчивость и др.
Хотя казахстанское образование изначально построено на приоритете идеальных (культурных) ценностей и традиций, тем не менее, в экономическом аспекте оно становится «классификацией», подготовкой индивида к социальной и хозяйственной деятельности.
Исходными являются следующий принципы: экономическое образование должно быть ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сферы жизнедеятельности личности; в основе воспитания и обучения лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям; образование должно быть основой дальнейшего развития навыков самообразования.
Ключевыми компетенциями в рамках профильного обучения считаются: мыследеятельностные операции, межличностные отношения, способность адаптироваться в информационном обществе, овладение новыми информаци-онными технологиями, а также обретение личностных качеств (ответствен-ность, адекватная самооценка, общительность, самоорганизация, честность и т.п.).
Этапы педагогического проектирования:
Начальный (констатирующий эксперимент) – пропедевтика (осуществля-ется «Презентация карты образовательный территории», предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей учащихся);
Основной – реализуются содержательные аспекты профильного ориентирующего курса;
Завершающий (формирующий эксперимент) – организация и выполнение экономического проекта, оценка результатов.
С целью построения системы воспитание и обучения экономически обра-зованного человека на основе когнитивного, оценочно-деятельностного, эмо-ционально – волевого критериев, создана структура пяти областей взаимодействия: Развитие навыков обучения (навыки научного познания), формирование физического и нравственного развития личности (ум и тело), развития и использование творческих способностей человека (эстетика и культура), человек и окружающая среда (природа, забота о людях), общественно- полезная деятельность (труд).
Разработаны и проверены в опытно-экспериментальном обучении дидактические средства, обеспечивающие эффективность процесса воспитания экономически значимых качеств личности (обучающие программы, планы уроков, тест-банк, схемы, таблицы, карточки для проведения моделирующих упражнений и т.п.).
По результатом эксперимента отмечено, что учащихся с низким и средним уровнем развития экономически значимых качеств личности, стало гораздо меньше к завершению эксперимента, чем в его начале (в экспериментальной группе в большей степени, но также и в контрольной).
Взаимосвязи модуля «Экономика» с другими учебными дисциплинами осуществляются посредством комплекса блоков, нацеленных на развитие навыков обучения, на формирование физического и нравственного развития личности, на развития и использование творческих способностей человека в областях эстетики и культуры, в областях «Человек и окружающая среда», «Общественно - полезная деятельность».
Задачи модуля «Экономика» решаются не только благодаря соответст-вующему содержанию, но также его включенностью в социально - экономический контекст региональной экономики. Модуль нацелен не только на обеспечение экономической знаниевой подготовки студентов колледжа, на воспитание рационального потребителя и производителя, но также и на формирование комплекса экономически значимых качеств личности, позволяющих самостоятельно принимать экономические решения, грамотно выстраивать жизненную стратегию.
Эффективность воспитания данных качеств обеспечена комплексом ди-дактических средств, разработанных и апробированных в ходе опытно - экспериментального обучения.
Проведенное исследование и полученные выводы не претендуют на за-вершенность и исчерпывающее решение названной проблемы. Для продолжения работы и повышения ее качества, на наш взгляд, необходимо совершенствование методологии и теории исследования, прежде всего, институциональных факторов, имеющих особо значимое влияние на когнитивном, аксиологическом уровнях экономического образования. Следует также обеспечить дальнейшее повышение качества подготовки преподавателей средних профессиональных учебных заведений, активизировать взаимодействия с представителями родительской общественности, предпринимательского локального сообщества, общественными и муниципальными организациями.
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
2. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение [Текст] / С.Я. Батышев. – М., Транс-сервис, 1997. – 225 с.
3. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию [Текст] / Н.В. Борисова. – М.: Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. – 174 с.
4. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения [Текст] / П.А. Юцявичене. – Вильнюс, 1990. – 68 с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: Учебно-практическое пособие. - Изд. 2-е – Астана: Аруна, 2000.
6. Гражданское право: Учебник. Авторы: доц. Ем В.С., проф. Зенин И.А., проф. Корнеев С.М. и др. Отв. ред. проф. Суханов Е.А. -Изд. 2-е. – Астана: Экономика, 2007
7. Основы бизнеса. Под ред. проф. Ю. Б. Рубина, проф. И. А. Ягодкиной. - М.: МЭСИ, 1999.
8. Основы предпринимательского дела. Под ред. Ю. М. Осипова. - М.: МГУ, 1997.
9. Современный бизнес: Учебник. В 2 т. Пер. с англ. Речмен Д., Мескон М. X., Боуви К. Л., Тилл Дж. В. - М.: Республика, 2012.
10. Мировая экономика: Учебник. Под ред. проф. А. С. Булатова. — М.: Юрий, 1999.
11. Международные экономические отношения: Учебник. Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. -М., 1997.
12. Семенов К. А. Международные экономические отношения. — М.: Гардика, 1998.
13. Гребенюк, О.С. Формирование интереса в в учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. / О.С. Гребенюк. - М.: Высшая школа, 1986 - 85 с.
14. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога: Учебная литература. / Р.В. Овчарова. — М., 1996.— 351 с.
15. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. / Е.А. Климов. — М.: Про-свещение, 1984.-159 с.
16. Аменд, А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X— XI классов: Учебное пособие / А.Ф. Аменд. — Челябинск: ЧГПИ, 1988. - 164 с.
17. Бляхман, Л.С. Перестройка экономического мышления. / Л.С. Блях-ман. — М.: Политиздат, 1990.-271 с.
18. Хесс, К. Так устроен мир. Экономика для юношества: Пер. с англ. / К. Хесс // Науч. ред. Ю.Б. Кочеврин. — М.: Изд-во «Дело», 2002. - 96 с.
19. Шемякин, Б. П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. / Б.П. Шемякин — М.: Педагогика, 2006. — 96 с.
20. Шпак, А. Г. Организация экономического образования и воспитания учащихся. / А.Г. Шпак. — Киев, 2007. - 128 с.
21. Сасова, И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд. -М.: Просвещение, 1998. 191 с.
22. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. -М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 493 с.
23. Литова, З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. / З.А. Литова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 163 с.
24. Литова, З.А. Деловые игры в учебном заведении. / З.А. Литова. Курск: Курск. обл. ИПК и ПРО, 1996. 21 с.
25. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андре-ев.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.
26. Сластёнин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 576 с.
27. Словарь терминов рыночной экономики [Текст] /сост. В.М. Лукашевский и др. - М.: Менеджер, 1992. - 117 с.
28. Попов, В.Д. Экономика плюс педагогика: очерки об экономическом воспитании молодежи [Текст]. - М.: Мол. гвардия, 1996,- 288 с.
29. Прутченков, A.C., Райзберг, Б.А. Основы экономики. [Текст]: практикум. - М.: ИН ФОЛИО, 1993. - 96 с.
30. Психология в школе [Текст] / сост. Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. -Новосибирск, 1997. - 197 с.
31. Райзберг, Б.А. Основы бизнеса [Текст]: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Ось-89», 2002. - 256 с.
32. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1997.-190 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую