Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи, что обусловливает трудности в овладении программами обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО), своевременной речевой подготовке детей к школе и формировании мыслительно-познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом. В связи с этим, значимость приобретает превентивное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи и непосредственно логопедическая работа с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенной формой речевой недостаточности у детей является общее недоразвитие речи (ОНР) в условиях логопедической группы ДОО.
Общее недоразвитие речи представляет собой сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и уровне интеллектуального развития. Несмотря на различную природу дефектов, такие дети характеризуются типичными проявлениями, которые указывают на системное нарушение вербальной деятельности. Основной признак ОНР заключается в более позднем начале речи: первые слова ребенок произносит к трем-четырем годам, а иногда и к пяти. Более того, речь является аграмматичной и недостаточно фонетически оформленной. Прослеживается отставание выразительности речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Выявляется недостаточность речевой активности, которая с возрастом, без коррекционной работы, резко снижается.
Изучению детей с ОНР посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований Н. В. Новотворцева, Т. Б. Филичева, Г. Чиркина, В. К.Воробьева, В. П. Глухов, Т. А.Ткаченко, Н. С. Жгутова, Е. М. Мастюкова и др. От уровня сформированности речи ребенка, в частности, фонетико-фонематической и лексико-грамматической ее сторон, зависит уровень овладения учебной деятельностью, школьными знаниями, умениями и навыками в соответствии программных требований. Формирование устной речи детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе рассматривается в числе важнейших задач.
Различные аспекты недоразвития речи у детей дошкольного возраста рассматривали отечественные ученые: А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина др. О. С. Ушакова рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи. Методики обследования словаря предлагают В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева. Ф. Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В. И. Яшина, Т. А. Ткаченко, В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М. М. Алексеева, А. М. Бородич. У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов, имеются трудности формирования коммуникативных навыков (Р.Е. Левина, 1968; Б.М. Гриншпун, 1968; О.Е. Грибова, 1995; О.С. Павлова,1998; Л.Ф. Спирова, 1980; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1990; Л.Б. Халилова, 1990; С.Н. Шаховская, 1997 и др.). Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности (И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, И.Ю. Левченко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша и др.).
Заявленная тема связана с такими фундаментальными проблемами современной психологии, как природа способностей, феномен творчества, исследования не только процесса усвоения общественного опыта (языки), но и психического развития в плане общего интеллекта, а также развития личности. Поэтому указанные линии психолого-педагогических исследований отражают направления «психология языка» (Л.И.Айдарова, Ананьев, О.М.Гвоздев, М.И.Жинкин, А.К.Маркова), «речи» (Т .В.Ахутина, Б.Ф.Баев, И.А.Зимняя, О.И.Исенина, Т.О.Ладиженская, А.А.Леонтьев), «общение» (О.О.Бодалев, Я.Л. Коломенский, В.К.Котирло, А.Г.Рузская, Т.О.Репина, О.Е.Смирнова), «развитие эмоций» (Г.М.Бреслав, О.М.Винарская, О.М.Дяченко, В.А.Кожевникова, В.О.Лабунская, Я.З.Неверович, Е.Л.Носенко, Т.П.Хризман), «развитие интеллекта» (Д.Б.Богоявленская, А. В.Брушлинский, Л.А.Венгер, З.И.Калмикова, Т.В.Косма, А.Перре-Клермон, М.М.Поддяков, Н.Г.Салмина, М.Л.Смульсон, Н.А. Холодная), «творчества» (М. М. Бахтин, В.С.Библер, В.О.Крутецкий, М.С.Лейтес, В.О.Моляко, Я.О.Пономарев, Ж.Родари, Е.О.Голубева, Б.М.Теплов). Начиная с классических фундаментальных трудов изложены как филогенетический путь, так и характеристика взаимосвязей различных сторон психики и речи (Л. С. Выготский, П.П. Блонский, Ж. Пиаже, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин Д.Б. Эльконин и др.). Изучена общая природа речи, его функции и механизмы, различные виды. Существует значительный опыт исследования детской речи в лингвистическом плане: усвоение норм словаря, грамматики, фонетики, интонационной выразительности. В психологическом контексте речь ребенка изучается как взаимосвязь различных сторон психики (речь и эмоции, речи и восприятия, грамматический строй речи и мышления и т.п.). Значительный вклад в научные знания этой области сделали исследователи, что опирались на деятельностный подход: изучены мотивы, функции, средства общения (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, П.В.Симонов, Д.И.Фельдштейн). Классические исследования онтогенеза общения в области детской психологии (М.И.Лисина), доводят закономерности связи форм и средств общения. При этом отмечается влияние общения на становление ведущих видов деятельности (манипулятивной, предметно-практической, игровой, познавательной), что позволяет считать механизмы развития общения важнейшими побудительными силами психического развития ребенка. Несмотря на достаточное количество фактов психологического развития ребенка, связанных с развитием речи, в современной детской психологии нет обобщенной характеристики механизма становления речевых достижений в единстве эмоционально-потребностных, интеллектуальных, волевых качеств, как составляющей целостной характеристики личностного развития ребенка. Исследуя онтогенез коммуникативно-речевого развития в единстве содержательных и структурно-динамических компонентов, которые проявляются в поведении, сознании, личностном становлении ребенка, мы имеем возможность определить характер и специфику связи указанных психических явлений с особенностями речи дошкольника.
Все ученые отмечают недостаточность коммуникативной функции речи. В то время как этому аспекту логопедической, коррекционно-развивающей работе уделяется недостаточное внимание, как в теории, так и в практике логопедии, что и составляет проблему исследования.
Цель: разработать направления и содержание процесса развития речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (III уровень) в условиях ДОО и проверить эффективность разработанных рекомендаций.
Гипотеза заключается в предположении о том, что введение разработанных направлений и содержания коррекционной работы по формированию навыков речевого общения у дошкольников составят основу логопедической работы и повысят эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели и проверки целесообразности определенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. осуществить анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме развития речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста;
2. определить направления и содержание развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. экспериментально проверить направления и содержание развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОО.
Объект исследования: речевая коммуникация старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Предметом исследования: процесс развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, освещенная в литературе 8
1.1. Современное состояние проблемы развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвития речи 8
1.2. Развитие речевой коммуникации в онтогенезе 24
1.3. Особенности речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) 38
1.4. Методологический обзор научных работ по теме исследования 42
Выводы по первой главе: 48
Глава 2 Экспериментальное изучение речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 50
2.1. Цель, задачи, организация констатирующего эксперимента. 50
2.2. Программа экспериментального обследования 50
2.3. Обработка и анализ результатов эксперимента. 62
Выводы по 2 главе: 64
Глава 3 Методические рекомендации к речевому развитию дошкольников с общим недоразвитием речи. Программа развития в ходе логопедической работы 67
Заключение 77
Список литературы 79
Приложения 84
Заключение
Исследование теории и практики обучения речевому общению по философско-этическим, социально-коммуникативным, лингвистическим, психологическим и лингводидактическим направлениям с позиций системного, деятельностного, субъектного, комплексного подходов позволило оценить сложность и многоаспектность этой проблемы, которая является предметом интереса многих наук.
На основе разработанных критериев и показателей - мотивационного (интерес к общению, широта контактов, умение детей вступать в инициативные отношения с партнерами по общению); содержательного (направленность диалога, продолжительность и развернутость диалога, уровень самостоятельности речевых действий); коммуникативного (умение говорить ясно, высказываться логично, связно, в нормальном темпе, использовать различные типы речевых высказываний, речевые средства и стандарты) - охарактеризованы уровни сформированности навыков речевого общения детей дошкольного возраста с ОНР (высокий, достаточный, базовый и начальный).
Основными принципами внедрения разработанной методики обучения диалогической речи дошкольников с ОНР в процессе художественно-речевой деятельности были определены коммуникативно-деятельностный; культурологический; проблемно-поисковый, что нацеливали на коммуникативный характер обучения, учет личностной значимости для ребенка предмета общения, удовлетворение ситуацией общения и тому подобное. Оптимальность процесса обучения дошкольников с ОНР диалогической речи обеспечивалась поэтапной реализацией разработанной методики - от пропедевтически-накопительного, репродуктивно-дифференциального к коммуникативно-деятельностному этапу, что обеспечивает постепенный переход от воспроизведения детьми отдельных реплик, простых диалогов литературных героев к самостоятельному их построению в речевых игровых ситуациях.
Список литературы
1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью // Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 265-266.
2. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991. - 480 с.
3. Божович Л. И. Личность и его формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2000. 34 с.
4. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: В.Секачев, 2005. - 32 с.
5. Власова П.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2004.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. Гамезо. М.: Наука, 2001. 45-46 с.
7. Волкова Г.А., Панасюк А.Ю. Исследование личностных характеристик детей дошкольного возраста «тест-конфликтом». - М., 2000.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь.Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.
9. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина; под общ. ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Московский социальный институт, 2001. — 294 с.
10. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной М., 2002. 34 с.
11. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
12. Еленский Н.Г., Зайцева Л.А. Коммуникативная и языковая компетенция детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.Г. Еленский, Л.А. Зайцева // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]. Минск: НМУ НИО, 2005. — С. 41—53.
13. Засекин, Л.В. Психолингвистическая диагностика: учеб. пособие./ Л.В. Засекин, С.В. Засекин. - М.: РИО «Башня», 2008. - 188 с.
14. Зимняя, И. А. Речевой механизм в схеме порождение речи / И. А. Зимняя / / Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 218 с.,
15. Змушко А.М. Коммуникативная компетенция как важная составляющая социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью / А.М. Змушко // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]. Минск: НМУ НИО, 2005. — С. 54—66.
16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2002.
17. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. - М.: МПСИ; Флинта, 2003.
18. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2000. 30-32 с.
19. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. СПб.: ИНФРО-М - 2002. 33 с.
20. Крутой К.Л. Ребенок в дошкольные годы.Программа развития, обучения и воспитания детей./ Крутой К.Л. - [2-е изд.] - М.: ООО «ЛШС» ЛТД, 2004. - 268 с
21. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004. 34-36 с.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл; СПб. : Лань, 2003. - 287 с.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
24. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л. С. - М.: Владос, 2003. 45 с.
25. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. - М., 2002.
26. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004. 40-43 с.
27. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 2003. 37 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.3.: Психодиагностика .Введение в научные психологические исследования с элементами математической статистики. - 640 с.
29. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 271 с.
30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т. В. - М.: 2002.- 256 с.
31. Психология: Учебник / Ю.Л.Трофимов, В.В.Рибалка, П.А.Гончарук и др..; Под ред. Ю.Л.Трофимова. - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2005. - 560 с.
32. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста: монография /Л. А. Калмыкова, Н. В. Харченко, С. Д. Демьяненко, Л. А. Порядченко; под общ. ред. Л. А. Калмыковой. - М.: Изд-во «ЧП Медведев», 2007. - 304 с.
33. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2004. - 319 с.
34. Слинько О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. – №1. – С. 62-68.
35. Смирнова Л.С. Полный справочник логопеда. - М.: Харвест, 2011. - 384с.
36. Специальная педагогика: понятийно-терминологический словарь / Под редакцией академика Бондаря В.И. - М.: Альма-матер, 2003. - 4 36с.
37. Спирова Л. В., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. В 2-х т. -М.: Владос 1997. 45 с.
38. Суси И.Л. Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников / И.Л. Суси, О.Л. Фиски // Логопед. – 2012. – № 7. – С. 39–48.
39. Филичева Т. Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. 44 с.
40. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2006.-384 с.
41. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 28 с.
42. Цветова, Л. А. Комплекс мероприятий по танцевально-игровому творчеству старших дошкольников [Текст] / Л. А. Цветова, Л. А. Королева // Дошкольная педагогика. - 2015. - №6. - С. 21-28.
43. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2002.
44. Чевелева, Н. А. Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности Н. А. Чевелева // Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. Кн. 2 : Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия : Пособие для логопедов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волкова. — Москва : Владос, 2003. — С. 119—132.
45. Чепикова В.М. Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР / В.М. Чепикова, М.В. Пустовалова // Логопед. – 2012. – № 3. – С. 31–39.
46. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 59 с.
47. Шарова Т.Ф. Логопедическая игра: "Гласные звуки и буквы" // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1 (январь-февраль). - С. 94-96. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/logopedija/45060-logopedicheskaja-igra-gla...
48. Шевцова И.К. Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Логопедический портал. – 20.01.2015. – URL: http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-onr/.html
49. Якунина О.В. Взаимообусловленность уровня развития психомоторных навыков и речи младших школьников // Науч. обозрение : гуманитар. исслед. – 2013. - № 3. – С. 31-36.
50. Яндыбаева Н.С. Дифференциация звуков [с] – [з] [Электронный ресурс] // Фестиваль пед. идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/597608/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с нарушениями устной речи, что обусловливает трудности в овладении программами обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО), своевременной речевой подготовке детей к школе и формировании мыслительно-познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом. В связи с этим, значимость приобретает превентивное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи и непосредственно логопедическая работа с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенной формой речевой недостаточности у детей является общее недоразвитие речи (ОНР) в условиях логопедической группы ДОО.
Общее недоразвитие речи представляет собой сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и уровне интеллектуального развития. Несмотря на различную природу дефектов, такие дети характеризуются типичными проявлениями, которые указывают на системное нарушение вербальной деятельности. Основной признак ОНР заключается в более позднем начале речи: первые слова ребенок произносит к трем-четырем годам, а иногда и к пяти. Более того, речь является аграмматичной и недостаточно фонетически оформленной. Прослеживается отставание выразительности речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Выявляется недостаточность речевой активности, которая с возрастом, без коррекционной работы, резко снижается.
Изучению детей с ОНР посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований Н. В. Новотворцева, Т. Б. Филичева, Г. Чиркина, В. К.Воробьева, В. П. Глухов, Т. А.Ткаченко, Н. С. Жгутова, Е. М. Мастюкова и др. От уровня сформированности речи ребенка, в частности, фонетико-фонематической и лексико-грамматической ее сторон, зависит уровень овладения учебной деятельностью, школьными знаниями, умениями и навыками в соответствии программных требований. Формирование устной речи детей дошкольного возраста в психологической и педагогической литературе рассматривается в числе важнейших задач.
Различные аспекты недоразвития речи у детей дошкольного возраста рассматривали отечественные ученые: А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина др. О. С. Ушакова рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи. Методики обследования словаря предлагают В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева. Ф. Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В. И. Яшина, Т. А. Ткаченко, В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М. М. Алексеева, А. М. Бородич. У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов, имеются трудности формирования коммуникативных навыков (Р.Е. Левина, 1968; Б.М. Гриншпун, 1968; О.Е. Грибова, 1995; О.С. Павлова,1998; Л.Ф. Спирова, 1980; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1990; Л.Б. Халилова, 1990; С.Н. Шаховская, 1997 и др.). Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все стороны формирующейся личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности (И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, И.Ю. Левченко, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша и др.).
Заявленная тема связана с такими фундаментальными проблемами современной психологии, как природа способностей, феномен творчества, исследования не только процесса усвоения общественного опыта (языки), но и психического развития в плане общего интеллекта, а также развития личности. Поэтому указанные линии психолого-педагогических исследований отражают направления «психология языка» (Л.И.Айдарова, Ананьев, О.М.Гвоздев, М.И.Жинкин, А.К.Маркова), «речи» (Т .В.Ахутина, Б.Ф.Баев, И.А.Зимняя, О.И.Исенина, Т.О.Ладиженская, А.А.Леонтьев), «общение» (О.О.Бодалев, Я.Л. Коломенский, В.К.Котирло, А.Г.Рузская, Т.О.Репина, О.Е.Смирнова), «развитие эмоций» (Г.М.Бреслав, О.М.Винарская, О.М.Дяченко, В.А.Кожевникова, В.О.Лабунская, Я.З.Неверович, Е.Л.Носенко, Т.П.Хризман), «развитие интеллекта» (Д.Б.Богоявленская, А. В.Брушлинский, Л.А.Венгер, З.И.Калмикова, Т.В.Косма, А.Перре-Клермон, М.М.Поддяков, Н.Г.Салмина, М.Л.Смульсон, Н.А. Холодная), «творчества» (М. М. Бахтин, В.С.Библер, В.О.Крутецкий, М.С.Лейтес, В.О.Моляко, Я.О.Пономарев, Ж.Родари, Е.О.Голубева, Б.М.Теплов). Начиная с классических фундаментальных трудов изложены как филогенетический путь, так и характеристика взаимосвязей различных сторон психики и речи (Л. С. Выготский, П.П. Блонский, Ж. Пиаже, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин Д.Б. Эльконин и др.). Изучена общая природа речи, его функции и механизмы, различные виды. Существует значительный опыт исследования детской речи в лингвистическом плане: усвоение норм словаря, грамматики, фонетики, интонационной выразительности. В психологическом контексте речь ребенка изучается как взаимосвязь различных сторон психики (речь и эмоции, речи и восприятия, грамматический строй речи и мышления и т.п.). Значительный вклад в научные знания этой области сделали исследователи, что опирались на деятельностный подход: изучены мотивы, функции, средства общения (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, П.В.Симонов, Д.И.Фельдштейн). Классические исследования онтогенеза общения в области детской психологии (М.И.Лисина), доводят закономерности связи форм и средств общения. При этом отмечается влияние общения на становление ведущих видов деятельности (манипулятивной, предметно-практической, игровой, познавательной), что позволяет считать механизмы развития общения важнейшими побудительными силами психического развития ребенка. Несмотря на достаточное количество фактов психологического развития ребенка, связанных с развитием речи, в современной детской психологии нет обобщенной характеристики механизма становления речевых достижений в единстве эмоционально-потребностных, интеллектуальных, волевых качеств, как составляющей целостной характеристики личностного развития ребенка. Исследуя онтогенез коммуникативно-речевого развития в единстве содержательных и структурно-динамических компонентов, которые проявляются в поведении, сознании, личностном становлении ребенка, мы имеем возможность определить характер и специфику связи указанных психических явлений с особенностями речи дошкольника.
Все ученые отмечают недостаточность коммуникативной функции речи. В то время как этому аспекту логопедической, коррекционно-развивающей работе уделяется недостаточное внимание, как в теории, так и в практике логопедии, что и составляет проблему исследования.
Цель: разработать направления и содержание процесса развития речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (III уровень) в условиях ДОО и проверить эффективность разработанных рекомендаций.
Гипотеза заключается в предположении о том, что введение разработанных направлений и содержания коррекционной работы по формированию навыков речевого общения у дошкольников составят основу логопедической работы и повысят эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели и проверки целесообразности определенной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. осуществить анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических литературных источников по проблеме развития речевого общения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста;
2. определить направления и содержание развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3. экспериментально проверить направления и содержание развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОО.
Объект исследования: речевая коммуникация старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Предметом исследования: процесс развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, освещенная в литературе 8
1.1. Современное состояние проблемы развития речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвития речи 8
1.2. Развитие речевой коммуникации в онтогенезе 24
1.3. Особенности речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) 38
1.4. Методологический обзор научных работ по теме исследования 42
Выводы по первой главе: 48
Глава 2 Экспериментальное изучение речевой коммуникации у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 50
2.1. Цель, задачи, организация констатирующего эксперимента. 50
2.2. Программа экспериментального обследования 50
2.3. Обработка и анализ результатов эксперимента. 62
Выводы по 2 главе: 64
Глава 3 Методические рекомендации к речевому развитию дошкольников с общим недоразвитием речи. Программа развития в ходе логопедической работы 67
Заключение 77
Список литературы 79
Приложения 84
Заключение
Исследование теории и практики обучения речевому общению по философско-этическим, социально-коммуникативным, лингвистическим, психологическим и лингводидактическим направлениям с позиций системного, деятельностного, субъектного, комплексного подходов позволило оценить сложность и многоаспектность этой проблемы, которая является предметом интереса многих наук.
На основе разработанных критериев и показателей - мотивационного (интерес к общению, широта контактов, умение детей вступать в инициативные отношения с партнерами по общению); содержательного (направленность диалога, продолжительность и развернутость диалога, уровень самостоятельности речевых действий); коммуникативного (умение говорить ясно, высказываться логично, связно, в нормальном темпе, использовать различные типы речевых высказываний, речевые средства и стандарты) - охарактеризованы уровни сформированности навыков речевого общения детей дошкольного возраста с ОНР (высокий, достаточный, базовый и начальный).
Основными принципами внедрения разработанной методики обучения диалогической речи дошкольников с ОНР в процессе художественно-речевой деятельности были определены коммуникативно-деятельностный; культурологический; проблемно-поисковый, что нацеливали на коммуникативный характер обучения, учет личностной значимости для ребенка предмета общения, удовлетворение ситуацией общения и тому подобное. Оптимальность процесса обучения дошкольников с ОНР диалогической речи обеспечивалась поэтапной реализацией разработанной методики - от пропедевтически-накопительного, репродуктивно-дифференциального к коммуникативно-деятельностному этапу, что обеспечивает постепенный переход от воспроизведения детьми отдельных реплик, простых диалогов литературных героев к самостоятельному их построению в речевых игровых ситуациях.
Список литературы
1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью // Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 265-266.
2. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991. - 480 с.
3. Божович Л. И. Личность и его формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2000. 34 с.
4. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: В.Секачев, 2005. - 32 с.
5. Власова П.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2004.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. Гамезо. М.: Наука, 2001. 45-46 с.
7. Волкова Г.А., Панасюк А.Ю. Исследование личностных характеристик детей дошкольного возраста «тест-конфликтом». - М., 2000.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь.Психика, сознание, бессознательное. (Собрание трудов.) / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.
9. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина; под общ. ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Московский социальный институт, 2001. — 294 с.
10. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной М., 2002. 34 с.
11. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
12. Еленский Н.Г., Зайцева Л.А. Коммуникативная и языковая компетенция детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.Г. Еленский, Л.А. Зайцева // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]. Минск: НМУ НИО, 2005. — С. 41—53.
13. Засекин, Л.В. Психолингвистическая диагностика: учеб. пособие./ Л.В. Засекин, С.В. Засекин. - М.: РИО «Башня», 2008. - 188 с.
14. Зимняя, И. А. Речевой механизм в схеме порождение речи / И. А. Зимняя / / Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 218 с.,
15. Змушко А.М. Коммуникативная компетенция как важная составляющая социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью / А.М. Змушко // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н. Коноплева [и др.]. Минск: НМУ НИО, 2005. — С. 54—66.
16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2002.
17. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. - М.: МПСИ; Флинта, 2003.
18. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2000. 30-32 с.
19. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. СПб.: ИНФРО-М - 2002. 33 с.
20. Крутой К.Л. Ребенок в дошкольные годы.Программа развития, обучения и воспитания детей./ Крутой К.Л. - [2-е изд.] - М.: ООО «ЛШС» ЛТД, 2004. - 268 с
21. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004. 34-36 с.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл; СПб. : Лань, 2003. - 287 с.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
24. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л. С. - М.: Владос, 2003. 45 с.
25. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. - М., 2002.
26. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004. 40-43 с.
27. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 2003. 37 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.3.: Психодиагностика .Введение в научные психологические исследования с элементами математической статистики. - 640 с.
29. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 271 с.
30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т. В. - М.: 2002.- 256 с.
31. Психология: Учебник / Ю.Л.Трофимов, В.В.Рибалка, П.А.Гончарук и др..; Под ред. Ю.Л.Трофимова. - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2005. - 560 с.
32. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста: монография /Л. А. Калмыкова, Н. В. Харченко, С. Д. Демьяненко, Л. А. Порядченко; под общ. ред. Л. А. Калмыковой. - М.: Изд-во «ЧП Медведев», 2007. - 304 с.
33. Румянцева, И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румянцева. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2004. - 319 с.
34. Слинько О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. – №1. – С. 62-68.
35. Смирнова Л.С. Полный справочник логопеда. - М.: Харвест, 2011. - 384с.
36. Специальная педагогика: понятийно-терминологический словарь / Под редакцией академика Бондаря В.И. - М.: Альма-матер, 2003. - 4 36с.
37. Спирова Л. В., Ястребова А. В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л. С., Селиверстова В. И. В 2-х т. -М.: Владос 1997. 45 с.
38. Суси И.Л. Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников / И.Л. Суси, О.Л. Фиски // Логопед. – 2012. – № 7. – С. 39–48.
39. Филичева Т. Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. 44 с.
40. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2006.-384 с.
41. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 28 с.
42. Цветова, Л. А. Комплекс мероприятий по танцевально-игровому творчеству старших дошкольников [Текст] / Л. А. Цветова, Л. А. Королева // Дошкольная педагогика. - 2015. - №6. - С. 21-28.
43. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2002.
44. Чевелева, Н. А. Система исправления речи у заикающихся школьников в процессе ручной деятельности Н. А. Чевелева // Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. Кн. 2 : Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия : Пособие для логопедов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волкова. — Москва : Владос, 2003. — С. 119—132.
45. Чепикова В.М. Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР / В.М. Чепикова, М.В. Пустовалова // Логопед. – 2012. – № 3. – С. 31–39.
46. Чернякова В. Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 59 с.
47. Шарова Т.Ф. Логопедическая игра: "Гласные звуки и буквы" // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 1 (январь-февраль). - С. 94-96. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/logopedija/45060-logopedicheskaja-igra-gla...
48. Шевцова И.К. Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Логопедический портал. – 20.01.2015. – URL: http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov-slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-onr/.html
49. Якунина О.В. Взаимообусловленность уровня развития психомоторных навыков и речи младших школьников // Науч. обозрение : гуманитар. исслед. – 2013. - № 3. – С. 31-36.
50. Яндыбаева Н.С. Дифференциация звуков [с] – [з] [Электронный ресурс] // Фестиваль пед. идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/597608/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55705 Дипломных работ — поможем найти подходящую