Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Категория рода – древнейшая категория грамматики. Само название напоминает о существующих корнях всего живущего. Категория рода – одна из основных категорий имени в русском языке. Это явление сложное, многоаспектное и до настоящего времени все еще не получившее полной, всесторонней разработки.
С середины прошлого века у лингвистов не вызывает споров тот факт, что предыстория рода связана с преобразованием индоевропейского праязыка, с переходом от активного строя к номинативному. Первичная бинарная родовая оппозиция (средний род/несредний род) постепенно преобразовалась в трехродовую систему. Так, в современном русском языке принято выделять три основных грамматических рода: мужской, женский и средний. Следует также отметить, что среди имен существительных выделяются слова так называемого общего (мужского и женского) рода, слова с колебаниями в роде и не имеющие категории рода вовсе (употребляющиеся только в форме множественного числа).
Изучением категории рода занимались такие ученые-лингвисты, как В.В.Виноградов, А.А.Зализняк, Г.Павский, А.Х.Востоков, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, А.В.Миртов, С.П.Обнорский. Основные положения их работ, посвященных исследованию особенностей категории рода имен существительных, частично представлены в теоретической главе.
Категория рода, являясь одним из грамматических понятий (как отмечалось ранее), представляет собой определенную трудность в усвоении ее младшими школьниками. Эта трудность объективна. Она обусловлена тем, что встречаются две противоположности: конкретное, предметное мышление детей и отвлеченность, абстрактность рассматриваемых понятий и категорий. Способ разрешения традиционно существующего противоречия в современных программах по русскому языку (в частности, в программе Т.Г.Рамзаевой и в программе М.С.Соловейчик) представлен по-разному. Подобный вывод был сделан нами на основе сравнения методики изучения категории рода по двум данным программам.
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания эффективных условий для обеспечения сознательного усвоения знаний учащимися. Отчасти решением данной проблемы может быть создание на уроках русского языка проблемных ситуаций, способствующих продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, более эффективному усвоению ими знаний в целом и грамматических понятий в частности; использование дидактического материала, обладающего необходимыми признаками формируемых понятий, позволяющего провести анализ и сравнение выделенных существенных и несущественных свойств явлений и предметов и сделать на их основе обобщение. Эффективным будет усвоение знаний, умений и навыков и в том случае, если познавательная деятельность ученика четко организована, если он обучен учебным приемам: приему грамматического анализа языкового материала, приему сравнения и классификации изучаемых объектов (с целью усвоения грамматических понятий), приему преобразования изучаемой единицы, постановке формально-грамматических вопросов.
Изложенные выше факты определили тему нашей работы: «Категория рода и методика ее изучения на уроках русского языка в начальной школе».
Целью данной работы является углубление и систематизация методики изучения категории рода имен существительных и имен прилагательных в начальной школе.
Задачи:
1) изучение лингвистической и методической литературы по теме;
2) изучение и анализ современных программ и учебников по русскому языку для начальной школы по теме «Категории рода имен существительных и имен прилагательных»;
3) разработка конспектов уроков знакомства учащихся с категорией рода имен существительных и имен прилагательных, а также закрепления данных понятий;
4) разработка оригинальных упражнений, направленных на выработку у учащихся навыка в определении рода имен существительных и имен прилагательных.
Объект исследования: процесс формирования грамматического понятия «род имен существительных и имен прилагательных» в начальной школе.
Предмет исследования: методы, приемы и средства обучения, направленные на совершенствование процесса формирования грамматической категории рода имен существительных и имен прилагательных у учащихся начальной школы.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
§ 1. Категория рода имени существительного и имени прилагательного.
Общее понятие. 5
§ 2. Трудности усвоения категории рода как абстрактного
грамматического понятия учащимися начальных классов. 34
§ 3. Психолого-педагогические условия повышения эффективности
усвоения категории рода как грамматического понятия. 44
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 58
§ 1. Изучение категории рода по современным программам и учебникам
для начальной школы. 58
§ 2. Практическая часть. 76
Заключение 96
Литература 97
Работа по методике преподавания русского языка в начальных классах. Работа защищена на "отлично", сдавалась единожды в городе Пензе
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1978.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой.- М.,1977.
3. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка в 2 ч.- М.: Просвещение, 1963.- ч. 1.
4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.- М.: Владос, 1999.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.,1995.
6. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл.- Л., 1978.
7. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1972.
8. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.,1986.
9. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
11. Грамматика русского языка / Под ред. В.В.Виноградова. – М., 1952.
12. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике.- М., 1983.
13. Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии. – М., 1959.
14. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1979.
15. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. – М., 1977.
16. Иванов А.В. Сознание и мышление.- М.,1994.
17. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.- М., 1990.
18. Карпов А.К. Современный русский язык. – М., 2002.
19. Кирлица Н.В. Взаимосвязанное изучение имен существительных и прилагательных в начальной школе // Нач. школа. – 1995, № 2.
20. Колесов В.В. Изменения грамматических категорий имени в русском языке // Развитие частей речи в истории русского языка.- Рига, 1988.
21. Лукащук М.П. Занимательный материал по русскому языку. 2, 3 класс. – Минск, 1980.
22. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000.
23. Мельничук А.С. Язык и мышление // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В.Н.- М.: Советская энциклопедия, 1990.
24. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1979.
25. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.- М., 1981.
26. Молдавин И.Ф. О существительных общего рода // Вопросы практической лексикографии. – Л., 1979.
27. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в русском языке.- М., 1971.
28. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке.- М., 1963.
29. Пильгун М.А. Материалы конференции «Трехчленная структура категории рода в русском языке как проявление славянского материала». – М., 1999.
30. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. Избранные труды.- М., 1990.
31. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Дрофа, 2003.
32. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Дрофа, 2003.
33. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во 2, 3 классах трехлет. нач. школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989.
34. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1997.
35. Русский язык: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина - М.: Академия, 2001.
36. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997.
37. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред.
В.А. Белошапковой - М.: Азбуковник, 2003.
38. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А.Леканта. – М.,2001.
39. Соловейчик М.С. и др. К тайнам нашего языка. 3,4 класс: Учебник русского языка для четырехл. нач. шк.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002.
40. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекоменд. к учебн. и тетр.- задачн. по русскому языку для 3,4 кл. четырехлетн. нач. шк.: Пособие для учителя.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001.
41. Чупашева О.М. Определяем род существительного // Русский язык. – 2002, № 22.
42. Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. – М., 1957.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Категория рода – древнейшая категория грамматики. Само название напоминает о существующих корнях всего живущего. Категория рода – одна из основных категорий имени в русском языке. Это явление сложное, многоаспектное и до настоящего времени все еще не получившее полной, всесторонней разработки.
С середины прошлого века у лингвистов не вызывает споров тот факт, что предыстория рода связана с преобразованием индоевропейского праязыка, с переходом от активного строя к номинативному. Первичная бинарная родовая оппозиция (средний род/несредний род) постепенно преобразовалась в трехродовую систему. Так, в современном русском языке принято выделять три основных грамматических рода: мужской, женский и средний. Следует также отметить, что среди имен существительных выделяются слова так называемого общего (мужского и женского) рода, слова с колебаниями в роде и не имеющие категории рода вовсе (употребляющиеся только в форме множественного числа).
Изучением категории рода занимались такие ученые-лингвисты, как В.В.Виноградов, А.А.Зализняк, Г.Павский, А.Х.Востоков, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, А.В.Миртов, С.П.Обнорский. Основные положения их работ, посвященных исследованию особенностей категории рода имен существительных, частично представлены в теоретической главе.
Категория рода, являясь одним из грамматических понятий (как отмечалось ранее), представляет собой определенную трудность в усвоении ее младшими школьниками. Эта трудность объективна. Она обусловлена тем, что встречаются две противоположности: конкретное, предметное мышление детей и отвлеченность, абстрактность рассматриваемых понятий и категорий. Способ разрешения традиционно существующего противоречия в современных программах по русскому языку (в частности, в программе Т.Г.Рамзаевой и в программе М.С.Соловейчик) представлен по-разному. Подобный вывод был сделан нами на основе сравнения методики изучения категории рода по двум данным программам.
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания эффективных условий для обеспечения сознательного усвоения знаний учащимися. Отчасти решением данной проблемы может быть создание на уроках русского языка проблемных ситуаций, способствующих продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, более эффективному усвоению ими знаний в целом и грамматических понятий в частности; использование дидактического материала, обладающего необходимыми признаками формируемых понятий, позволяющего провести анализ и сравнение выделенных существенных и несущественных свойств явлений и предметов и сделать на их основе обобщение. Эффективным будет усвоение знаний, умений и навыков и в том случае, если познавательная деятельность ученика четко организована, если он обучен учебным приемам: приему грамматического анализа языкового материала, приему сравнения и классификации изучаемых объектов (с целью усвоения грамматических понятий), приему преобразования изучаемой единицы, постановке формально-грамматических вопросов.
Изложенные выше факты определили тему нашей работы: «Категория рода и методика ее изучения на уроках русского языка в начальной школе».
Целью данной работы является углубление и систематизация методики изучения категории рода имен существительных и имен прилагательных в начальной школе.
Задачи:
1) изучение лингвистической и методической литературы по теме;
2) изучение и анализ современных программ и учебников по русскому языку для начальной школы по теме «Категории рода имен существительных и имен прилагательных»;
3) разработка конспектов уроков знакомства учащихся с категорией рода имен существительных и имен прилагательных, а также закрепления данных понятий;
4) разработка оригинальных упражнений, направленных на выработку у учащихся навыка в определении рода имен существительных и имен прилагательных.
Объект исследования: процесс формирования грамматического понятия «род имен существительных и имен прилагательных» в начальной школе.
Предмет исследования: методы, приемы и средства обучения, направленные на совершенствование процесса формирования грамматической категории рода имен существительных и имен прилагательных у учащихся начальной школы.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
§ 1. Категория рода имени существительного и имени прилагательного.
Общее понятие. 5
§ 2. Трудности усвоения категории рода как абстрактного
грамматического понятия учащимися начальных классов. 34
§ 3. Психолого-педагогические условия повышения эффективности
усвоения категории рода как грамматического понятия. 44
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 58
§ 1. Изучение категории рода по современным программам и учебникам
для начальной школы. 58
§ 2. Практическая часть. 76
Заключение 96
Литература 97
Работа по методике преподавания русского языка в начальных классах. Работа защищена на "отлично", сдавалась единожды в городе Пензе
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1978.
2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой.- М.,1977.
3. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка в 2 ч.- М.: Просвещение, 1963.- ч. 1.
4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс.- М.: Владос, 1999.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.,1995.
6. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл.- Л., 1978.
7. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1972.
8. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.,1986.
9. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
11. Грамматика русского языка / Под ред. В.В.Виноградова. – М., 1952.
12. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике.- М., 1983.
13. Додонов Б.И. Процесс категориального узнавания грамматического материала // Вопросы психологии. – М., 1959.
14. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников русскому языку.- М.: Педагогика, 1979.
15. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. – М., 1977.
16. Иванов А.В. Сознание и мышление.- М.,1994.
17. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.- М., 1990.
18. Карпов А.К. Современный русский язык. – М., 2002.
19. Кирлица Н.В. Взаимосвязанное изучение имен существительных и прилагательных в начальной школе // Нач. школа. – 1995, № 2.
20. Колесов В.В. Изменения грамматических категорий имени в русском языке // Развитие частей речи в истории русского языка.- Рига, 1988.
21. Лукащук М.П. Занимательный материал по русскому языку. 2, 3 класс. – Минск, 1980.
22. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000.
23. Мельничук А.С. Язык и мышление // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцева В.Н.- М.: Советская энциклопедия, 1990.
24. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1979.
25. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.- М., 1981.
26. Молдавин И.Ф. О существительных общего рода // Вопросы практической лексикографии. – Л., 1979.
27. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в русском языке.- М., 1971.
28. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном русском языке.- М., 1963.
29. Пильгун М.А. Материалы конференции «Трехчленная структура категории рода в русском языке как проявление славянского материала». – М., 1999.
30. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. Избранные труды.- М., 1990.
31. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Дрофа, 2003.
32. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Дрофа, 2003.
33. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка во 2, 3 классах трехлет. нач. школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989.
34. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1997.
35. Русский язык: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина - М.: Академия, 2001.
36. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1997.
37. Современный русский язык: Учебник для вузов / Под ред.
В.А. Белошапковой - М.: Азбуковник, 2003.
38. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А.Леканта. – М.,2001.
39. Соловейчик М.С. и др. К тайнам нашего языка. 3,4 класс: Учебник русского языка для четырехл. нач. шк.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002.
40. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Метод. рекоменд. к учебн. и тетр.- задачн. по русскому языку для 3,4 кл. четырехлетн. нач. шк.: Пособие для учителя.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2001.
41. Чупашева О.М. Определяем род существительного // Русский язык. – 2002, № 22.
42. Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. – М., 1957.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55759 Дипломных работ — поможем найти подходящую