Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. В последние годы существенно изменились приоритеты в сфере образования. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой, быстро меняющейся ситуации, способным мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитывающем в себе потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.
У учителей, в свою очередь, возникает вполне закономерный вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики практически вплоть до старших классов не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любой из этих мотивов рано или поздно исчерпывает себя. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке будут иметь возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения. В 20-м веке развитие концепции проблемного обучения связано, в первую очередь, с американским психологом и педагогом Дж. Дьюи. В нашей стране исследования в области проблемного обучения в полной мере начались в 60-х годах 20-го века в качестве альтернативы массовому нормативному обучению, что объясняется определенным ослаблением идеологического давления в тот период. Концепция проблемного обучения, как и развивающего, изначально основывалась на тенденции усиления роли ученика в образовании, понимании необходимости личностного развития учащихся. Разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В. Оконь, Н.А. Менчинская, М.А. Данилов, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Хуторской и многие другие.
Основное противоречие современного российского образования заключается в преобладании репродуктивного обучения в то время, как уровень развития общества и международные тенденции требуют перехода к проблемно-поисковым методам. Решить этот важный вопрос нельзя без изменения характера учебного процесса, форм и методов обучения, так как решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребёнка. Одним из возможных путей решения данной проблемы является, по нашему мнению, переход от объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемно-поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое, образное мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.
В связи с этим целью написания данной дипломной работы является изучение положительного влияния использования проблемных методов в процессе обучения на учебную мотивацию учащихся.
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: проблемные методы обучения.
Гипотеза дипломной работы: использование проблемных методов обучения эффективно влияет на формирование учебной мотивации учащихся при следующих условиях:
1) системность использования названных методов,
2) дружеские взаимоотношения с одноклассниками.
В дипломной работе были определены следующие задачи:
1) на основе анализа психолого–педагогической и методической литературы изучить особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, роль в структуре обучения;
2) дать характеристику учебной мотивации школьников;
3) на основе эксперимента установить, как использование проблемных методов на уроках английского и немецкого языков влияет на формирование учебной мотивации;
4) определить педагогические условия, при которых проблемные методы повышают мотивацию учения школьников.
Базой исследования послужила МБОУ СОШ №37 города Смоленска. Количество участников эксперимента составило 89 человек.
В данной дипломной работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, анализ школьной документации (сочинений школьников), беседа, диагностические методы, методы качественной и количественной обработки данных, методы графического отображения результатов исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................3
Гл. I. Проблемные методы в структуре процесса обучения……………………6
§1.1.Проблемные методы в системе дидактических методов.............................6
§1.2. Сущность проблемных методов обучения..............................................10
Гл.II. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников………………………………………………………………………..17
§2.1. Учебная мотивация и её структура............................................................17
§2.2.Характеристика учебной мотивации школьников.....................................22
§2.3. Педагогические условия использования проблемных методов в процессе обучения иностранному языку…………………………………………………..30
Заключение.........................................................................................................44
Список литературы............................................................................................47
Приложение………………………………………………………………………..50
Описываемая нами проблема изучалась в истории педагогики многими зарубежными и отечественными исследователями. Идеи, которые позднее трансформировались в теорию проблемных методов, просматривались ещё в «сократовских беседах», методе диалога Платона и в гуманистическом методе М. Монтеля, высказываниях Руссо по данной проблеме. Слова немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега - «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» - поистине стали афоризмом, передающим самую суть проблемных методов обучения. Благодаря работам этих и многих других педагогов, теория проблемного обучения имеет на современном этапе уже довольно стройный вид, хотя исследования все еще продолжаются. Оценить ее действенность всё же пока не представляется возможным: эффективность педагогической концепции можно определить лишь после ее реальной широкомасштабной апробации на практике. А практики применения проблемных методов обучения в России пока явно не достаточно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение. 1984. С. 176. - 194 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985]
3. Белова В. Развитие познавательных интересов подростков// Воспитание школьников, 1982. №5. - 68 с.
4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. В.В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987.-540 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.
7. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вопросы психологии. 1969. № 1. - 75 с.
8. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным//Педагогика, 1993, №2. - 82 с.
9. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда. - М., 1985] .
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие/ О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ Владос – Пр., 2013. -264с.
11. Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989. - 198 с.
12. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. - 232 с.
13. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. №3].
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981].
16. Лукьянова М. И. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. - Ульяновск: ИПКПРО, 1998. - 64с.
17. Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 212 с.
18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, М.,1983 - 260 с.
19. Матюхина. М.В. Мотивация учения младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1986. - 180 с.
20. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975].
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460с.
22. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
23. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый,. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.]
24. Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990].
25. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978. - С. 124).
26. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Авторефер. дисс__канд., 1997. – 210 с.
27. Советский энциклопедический словарь. - М, 1981.-С. 806
28. Снапковская С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии // Сайт проекта Интернет-конференции «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm].
29. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс. 2003].
30. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студ.лингв.вузов и фак. / Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. – 2-е издю.,испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 272с.
31. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М.,1990. - С. 194-195].
32. Хилько М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций/ М.Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Юрайт, ИД Юрайт,2010. – 194с.
33. Шпона Аусма. Воспитательный процесс в теории и практике. М. ИД «Пионер», 2009-224 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития: по мере изменения роли человека в культуре, экономике и всех сферах общественных отношений изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, оживляются старые, ставшие вдруг актуальными. В последние годы существенно изменились приоритеты в сфере образования. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой, быстро меняющейся ситуации, способным мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитывающем в себе потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.
У учителей, в свою очередь, возникает вполне закономерный вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики практически вплоть до старших классов не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любой из этих мотивов рано или поздно исчерпывает себя. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке будут иметь возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения. Появились возможности для реализации на практике и проблемного обучения. В 20-м веке развитие концепции проблемного обучения связано, в первую очередь, с американским психологом и педагогом Дж. Дьюи. В нашей стране исследования в области проблемного обучения в полной мере начались в 60-х годах 20-го века в качестве альтернативы массовому нормативному обучению, что объясняется определенным ослаблением идеологического давления в тот период. Концепция проблемного обучения, как и развивающего, изначально основывалась на тенденции усиления роли ученика в образовании, понимании необходимости личностного развития учащихся. Разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В. Оконь, Н.А. Менчинская, М.А. Данилов, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Хуторской и многие другие.
Основное противоречие современного российского образования заключается в преобладании репродуктивного обучения в то время, как уровень развития общества и международные тенденции требуют перехода к проблемно-поисковым методам. Решить этот важный вопрос нельзя без изменения характера учебного процесса, форм и методов обучения, так как решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребёнка. Одним из возможных путей решения данной проблемы является, по нашему мнению, переход от объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемно-поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое, образное мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.
В связи с этим целью написания данной дипломной работы является изучение положительного влияния использования проблемных методов в процессе обучения на учебную мотивацию учащихся.
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: проблемные методы обучения.
Гипотеза дипломной работы: использование проблемных методов обучения эффективно влияет на формирование учебной мотивации учащихся при следующих условиях:
1) системность использования названных методов,
2) дружеские взаимоотношения с одноклассниками.
В дипломной работе были определены следующие задачи:
1) на основе анализа психолого–педагогической и методической литературы изучить особенности концепции проблемного обучения, его сущность, основные методы и функции, роль в структуре обучения;
2) дать характеристику учебной мотивации школьников;
3) на основе эксперимента установить, как использование проблемных методов на уроках английского и немецкого языков влияет на формирование учебной мотивации;
4) определить педагогические условия, при которых проблемные методы повышают мотивацию учения школьников.
Базой исследования послужила МБОУ СОШ №37 города Смоленска. Количество участников эксперимента составило 89 человек.
В данной дипломной работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, анализ школьной документации (сочинений школьников), беседа, диагностические методы, методы качественной и количественной обработки данных, методы графического отображения результатов исследования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................3
Гл. I. Проблемные методы в структуре процесса обучения……………………6
§1.1.Проблемные методы в системе дидактических методов.............................6
§1.2. Сущность проблемных методов обучения..............................................10
Гл.II. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников………………………………………………………………………..17
§2.1. Учебная мотивация и её структура............................................................17
§2.2.Характеристика учебной мотивации школьников.....................................22
§2.3. Педагогические условия использования проблемных методов в процессе обучения иностранному языку…………………………………………………..30
Заключение.........................................................................................................44
Список литературы............................................................................................47
Приложение………………………………………………………………………..50
Описываемая нами проблема изучалась в истории педагогики многими зарубежными и отечественными исследователями. Идеи, которые позднее трансформировались в теорию проблемных методов, просматривались ещё в «сократовских беседах», методе диалога Платона и в гуманистическом методе М. Монтеля, высказываниях Руссо по данной проблеме. Слова немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега - «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» - поистине стали афоризмом, передающим самую суть проблемных методов обучения. Благодаря работам этих и многих других педагогов, теория проблемного обучения имеет на современном этапе уже довольно стройный вид, хотя исследования все еще продолжаются. Оценить ее действенность всё же пока не представляется возможным: эффективность педагогической концепции можно определить лишь после ее реальной широкомасштабной апробации на практике. А практики применения проблемных методов обучения в России пока явно не достаточно.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение. 1984. С. 176. - 194 с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985]
3. Белова В. Развитие познавательных интересов подростков// Воспитание школьников, 1982. №5. - 68 с.
4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. В.В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987.-540 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.
7. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вопросы психологии. 1969. № 1. - 75 с.
8. Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным//Педагогика, 1993, №2. - 82 с.
9. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда. - М., 1985] .
10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие/ О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ Владос – Пр., 2013. -264с.
11. Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989. - 198 с.
12. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. - 232 с.
13. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. №3].
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981].
16. Лукьянова М. И. Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина. - Ульяновск: ИПКПРО, 1998. - 64с.
17. Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 212 с.
18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, М.,1983 - 260 с.
19. Матюхина. М.В. Мотивация учения младших школьников: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1986. - 180 с.
20. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975].
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460с.
22. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
23. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый,. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.]
24. Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990].
25. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978. - С. 124).
26. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: Авторефер. дисс__канд., 1997. – 210 с.
27. Советский энциклопедический словарь. - М, 1981.-С. 806
28. Снапковская С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии // Сайт проекта Интернет-конференции «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm].
29. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д: Феникс. 2003].
30. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студ.лингв.вузов и фак. / Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. – 2-е издю.,испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 272с.
31. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М.,1990. - С. 194-195].
32. Хилько М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций/ М.Е. Хилько, М. С. Ткачева. – М.: Юрайт, ИД Юрайт,2010. – 194с.
33. Шпона Аусма. Воспитательный процесс в теории и практике. М. ИД «Пионер», 2009-224 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1800 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую