Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.
Речевое развитие ребенка взаимосвязано с общепсихическим его развитием. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления, а также особенности коммуникативного поведения и специфические особенности сюжетно-ролевой игры.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, в это время возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
Проблема формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста исследовалась многими психологами и педагогами. Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. В исследованиях отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, Бондаренко А.К., Матусик А.И. и др. полно и подробно рассмотрены педагогические и психологические основы игровой деятельности. В этой связи особое значение приобретает изучение становления игровой деятельности, которое происходит в младшем дошкольном возрасте.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого.
Среди авторов современных педагогических технологий игровой деятельности также выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, Е.О. Смирнова, Л. Лидак и т.д. Таким образом, немало исследований сюжетно-ролевой игры дошкольников, однако особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с речевыми нарушениями является малоразработанной тематикой. А количество детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом, отсюда ее значимость и актуальность в настоящее время.
Цель исследования: выявить специфические особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра у дошкольников.
Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
4. Определить ход и методику констатирующего эксперимента по исследованию сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
5. Сделать выводы относительно особенностей развития сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
6. Сформулировать рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется низким уровнем развития, в игре дошкольники пассивны, неуверенны, для организации игры требуется значительная помощь взрослого.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 8
1.2. Психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями 15
1.3. Особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 35
2.1. Методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Ход и результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента и выводы 49
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 52
3.1. Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников с речевыми нарушениями 52
3.2. Повышение уровня компетентности родителей дошкольников с речевыми нарушениями 57
3.3. Сюжетно-ролевые игры для детей с нарушениями речи 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.М. Горький, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин). По Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому, сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте. В первую очередь игра – это свободная деятельность. Ребенок играет тогда, когда у него возникает желание играть, он может отложить игру, или она может вообще не состояться. Игровая деятельность имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно с помощью игры дошкольник познает мир. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенному мышлению к элементам словесно-логического мышления.
Одним из наиболее распрастраненных речевых нарушений в детском возрасте является общее недоразвитие речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность — необходимое условие разностороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, они не могут совместно действовать со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. При ОНР снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого. У дошкольников с ОНР отмечается отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий.
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование, показавшее, что у большинства дошкольников с ОНР отмечаются низким уровнем сформированности принятия роли в игре. Дети безынициативны, не справляются с главной ролью. Отношение к правилам игры у большинства детей экспериментальной группы сформировано недостаточно. т.е. правила не выполняются. Правила не соблюдаются, дети не признают замечания. Игровые действия не сформированы, нет взаимосвязи игровых действий с речью. Дети затрудняются в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие.
Методика Гаврилушкиной О.П. показала, что в целом для детей с ОНР характерны признаки отставания в овладении игрой в дошкольном возрасте:
- Слабо выраженное отношение к кукле как к живому ребенку (неактивно использует «заглядывание» в глазки, поглаживание, поцелуи, обращения и пр.)
- несформированность потребности в сверстнике в качестве делового и игрового партнера.
- Затруднения в использовании предметов-заместителей.
- Бедность игровых цепочек, их нелогичность, несоответствие реальной последовательности.
- Снижение коммуникативной активности в игре, очень редкие обращения к партнеру.
- Низкая речевая активность в ходе игры.
- Наличие манипуляций с игрушками.
Проведенное экспериментальное исследование и сравнительный анализ позволяют утверждать, что игровая деятельность дошкольников с ОНР сформирована значительно хуже, чем у их здоровых сверстников. Гипотеза находит свое подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – М. : Форум, 2009. - 142 c.
2. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В.П. Балабанова, – СПб, 2001. – 92 с.
3. Бондаренко А.К. , Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М:
Просвещение, 1983.
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - Минск: Народная асвета,1986.
5. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2011. - 125 c.
6. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1983. – 228 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С.Выготский , - М., 1995, 25-82 с.
9. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст]// Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Слово, 2002, - с.12-15;
10. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст]// Дефектология. – 1993.- №4. - 37-42 с.
11. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов пед. Институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, - М.: Просвещение, 1979 - 288 с.;
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст]/: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». - М. Владос-Пресс, 2005, - 264 с.;
13. Деркунская, В. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? / В. Деркунская, А. Харчевникова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С.13-15.
Злакоманова М. Наши сердца открыты добру // Дошк. воспитание. - 2004. - № 8. - С. 26-28.
14. Детская психология [Текст]/ ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, 1998, -112 с.
15. Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128с.
16. Дошкольная грамматика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду./ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988, - 270 с..
17. Душенко К.В. Большая книга афоризмов [Текст]/ К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 1056 с.
18. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение:1965.
19. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М: Просвещение, 1988.
20. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Ака демический проект, 2002г.
21. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева -М. :Перспектива, 2011
22. Калягин В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
23. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк . – М., 2002, 29 с.
24. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры [Текст]// Логопед. 2004.- №6.- 89-93 с.
25. Косенко О. Формирование творческой активности в игре. //Дошкольное воспитание .- 1989. -И 12.
26. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 251 c.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001, 254 с.
28. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва, 1998, - 213с.
29. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 116-118.
30. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М: Просвещение, 1982.
31. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла. -М: Просвещение, 1982.
32. Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошк. воспитание. - 2005. - № 4. - С. 119-123.
33. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 91 с.
34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д», 1997.
36. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000, - 163 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975, - 46 с.
38. Набиуллина А.С. Народные подвижные игры как средство формирования положительных взаимоотношений у старших дошкольников : метод. пособие. - Магнитогорск : Магнитогор. гос. ун-т, 2007. - 34 с. - Библиогр.: с. 31-33.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М., 2002, 345 с.
40. Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек : учеб.-метод. пособие. – М. : Литера, 2010. - 134 c.
41. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных /ред. Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2002, - 200 с.
42. Основы логопедической работы с детьми [Текст]/ ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002, 18 с.
43. Основы специальной психологии [Текст]: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / ред. Л.В. Кузнецовой, М., 2002, - 235-240 с.
44. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998, 84 с.
45. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Р-на-Дону «Феникс» 2002.
46. Примерная основная программа дошкольного образования «Детство». Бабаева Т. И. и др. – СПб. : «Детство-пресс», 2011.
47. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]/ ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1996, 27-318 с.
48. Седж Н.В. Воспитание активности в творческих играх. - М: Просвещение, 1986.
49. Смирнова Е., Делайте как я [Текст]// Обруч. 2007, - №6. - 30-32 с.
50. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. – С. 62-70. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31166.shtml (30.10.2013).
51. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культур.-ист. психология. - 2011. - № 4. - С.2-8 : табл. - Библиогр.: с. 8.
52. Солнцева О.А. Играем в сюжетные игры [Текст]: Дошкольное воспитание, 2005. - № 4. - 33-37 с.
53. Солнцева О.В. Как изменился мир игры современного дошкольника // Дет. сад : теория и практика. – 2011. - № 1. – С. 86-95.
54. Соловьева Е. Не учите ребенка играть / Е. Соловьева // Обруч - 2007. - № 1 – с. 3- 6.
55. Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / ред. Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001, - 400 с.
56. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ ред. В.И. Лубовского, - М.: Академия, 2006, - 464 с.
57. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.
58. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное
воспитание. - 2002. - N 1.
59. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ : (старший дошкольный возраст) : учеб.-метод. пособие. – М. : Центр пед. образования, 2008. - 62 с. - (Воспитываем обучаем дошкольников). - Библиогр.: с. 56-57.
60. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся [Текст]/ А.Э. Фёдорова– М., 1998, 156с.
61. Фесюкова Л.Б. Искусство быть родителями -М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков.-ФОЛИО-Москва 2003.
62. Филичева Т.Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, М.: Айрис-пресс, 2004 - 224 с.
63. Хрестоматия по детской психологии [Текст]/ ред. Г. В. Бурменской. М., 2002, -268 с.
64. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002, -134 с.
65. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – М. : РИПОЛ классик : Дом. XXI век, 2007. - 192 с.
66. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин, – М., 1998, 182-219 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.
Речевое развитие ребенка взаимосвязано с общепсихическим его развитием. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления, а также особенности коммуникативного поведения и специфические особенности сюжетно-ролевой игры.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, в это время возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
Проблема формирования предпосылок сюжетно - ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста исследовалась многими психологами и педагогами. Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. В исследованиях отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, Бондаренко А.К., Матусик А.И. и др. полно и подробно рассмотрены педагогические и психологические основы игровой деятельности. В этой связи особое значение приобретает изучение становления игровой деятельности, которое происходит в младшем дошкольном возрасте.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого.
Среди авторов современных педагогических технологий игровой деятельности также выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, Е.О. Смирнова, Л. Лидак и т.д. Таким образом, немало исследований сюжетно-ролевой игры дошкольников, однако особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с речевыми нарушениями является малоразработанной тематикой. А количество детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом, отсюда ее значимость и актуальность в настоящее время.
Цель исследования: выявить специфические особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра у дошкольников.
Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.
4. Определить ход и методику констатирующего эксперимента по исследованию сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
5. Сделать выводы относительно особенностей развития сюжетно-ролевой игры у детей с речевыми нарушениями.
6. Сформулировать рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется низким уровнем развития, в игре дошкольники пассивны, неуверенны, для организации игры требуется значительная помощь взрослого.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Генезис сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 8
1.2. Психическое развитие дошкольников с речевыми нарушениями 15
1.3. Особенности игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 35
2.1. Методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Ход и результаты констатирующего эксперимента 39
2.3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента и выводы 49
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 52
3.1. Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников с речевыми нарушениями 52
3.2. Повышение уровня компетентности родителей дошкольников с речевыми нарушениями 57
3.3. Сюжетно-ролевые игры для детей с нарушениями речи 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.М. Горький, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин). По Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому, сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Можно выделить несколько основных формальных признаков игры в дошкольном возрасте. В первую очередь игра – это свободная деятельность. Ребенок играет тогда, когда у него возникает желание играть, он может отложить игру, или она может вообще не состояться. Игровая деятельность имеет большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно с помощью игры дошкольник познает мир. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенному мышлению к элементам словесно-логического мышления.
Одним из наиболее распрастраненных речевых нарушений в детском возрасте является общее недоразвитие речи. В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (в дальнейшем ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность — необходимое условие разностороннего развития их личности и интеллекта. Недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Так, например, они не могут совместно действовать со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. При ОНР снижена потребность в игре, дети малоактивны, начинают игру по инициативе взрослого. У дошкольников с ОНР отмечается отсутствие замысла игры, бедность, стереотипность, формальность игровых действий.
Для проверки гипотезы было проведено экспериментальное исследование, показавшее, что у большинства дошкольников с ОНР отмечаются низким уровнем сформированности принятия роли в игре. Дети безынициативны, не справляются с главной ролью. Отношение к правилам игры у большинства детей экспериментальной группы сформировано недостаточно. т.е. правила не выполняются. Правила не соблюдаются, дети не признают замечания. Игровые действия не сформированы, нет взаимосвязи игровых действий с речью. Дети затрудняются в выборе игровых предметов, неумело их использует, отсутствует разнообразие.
Методика Гаврилушкиной О.П. показала, что в целом для детей с ОНР характерны признаки отставания в овладении игрой в дошкольном возрасте:
- Слабо выраженное отношение к кукле как к живому ребенку (неактивно использует «заглядывание» в глазки, поглаживание, поцелуи, обращения и пр.)
- несформированность потребности в сверстнике в качестве делового и игрового партнера.
- Затруднения в использовании предметов-заместителей.
- Бедность игровых цепочек, их нелогичность, несоответствие реальной последовательности.
- Снижение коммуникативной активности в игре, очень редкие обращения к партнеру.
- Низкая речевая активность в ходе игры.
- Наличие манипуляций с игрушками.
Проведенное экспериментальное исследование и сравнительный анализ позволяют утверждать, что игровая деятельность дошкольников с ОНР сформирована значительно хуже, чем у их здоровых сверстников. Гипотеза находит свое подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие для студентов высших педагогических учеб. заведений. – М. : Форум, 2009. - 142 c.
2. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ В.П. Балабанова, – СПб, 2001. – 92 с.
3. Бондаренко А.К. , Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М:
Просвещение, 1983.
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - Минск: Народная асвета,1986.
5. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2011. - 125 c.
6. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1983. – 228 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]/ Л.С.Выготский , - М., 1995, 25-82 с.
9. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции [Текст]// Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. - Саратов: Слово, 2002, - с.12-15;
10. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников [Текст]// Дефектология. – 1993.- №4. - 37-42 с.
11. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов пед. Институтов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, - М.: Просвещение, 1979 - 288 с.;
12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст]/: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». - М. Владос-Пресс, 2005, - 264 с.;
13. Деркунская, В. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? / В. Деркунская, А. Харчевникова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С.13-15.
Злакоманова М. Наши сердца открыты добру // Дошк. воспитание. - 2004. - № 8. - С. 26-28.
14. Детская психология [Текст]/ ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, 1998, -112 с.
15. Доронова Т.Н., Кабанова О.А., Е.В.Соловьева. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128с.
16. Дошкольная грамматика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду./ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988, - 270 с..
17. Душенко К.В. Большая книга афоризмов [Текст]/ К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 1056 с.
18. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. –М.: Просвещение:1965.
19. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М: Просвещение, 1988.
20. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Ака демический проект, 2002г.
21. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева -М. :Перспектива, 2011
22. Калягин В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
23. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк . – М., 2002, 29 с.
24. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры [Текст]// Логопед. 2004.- №6.- 89-93 с.
25. Косенко О. Формирование творческой активности в игре. //Дошкольное воспитание .- 1989. -И 12.
26. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 251 c.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст]/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001, 254 с.
28. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва, 1998, - 213с.
29. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения дошкольников // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 116-118.
30. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М: Просвещение, 1982.
31. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла. -М: Просвещение, 1982.
32. Миленко В. Нужно ли учить детей играть // Дошк. воспитание. - 2005. - № 4. - С. 119-123.
33. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 91 с.
34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д», 1997.
36. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000, - 163 с.
37. Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975, - 46 с.
38. Набиуллина А.С. Народные подвижные игры как средство формирования положительных взаимоотношений у старших дошкольников : метод. пособие. - Магнитогорск : Магнитогор. гос. ун-т, 2007. - 34 с. - Библиогр.: с. 31-33.
39. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. – М., 2002, 345 с.
40. Опарина Н.П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек : учеб.-метод. пособие. – М. : Литера, 2010. - 134 c.
41. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных /ред. Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2002, - 200 с.
42. Основы логопедической работы с детьми [Текст]/ ред. Чиркиной Г. В. - М, 2002, 18 с.
43. Основы специальной психологии [Текст]: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / ред. Л.В. Кузнецовой, М., 2002, - 235-240 с.
44. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ ред. Р.Е. Левиной. – М., 1998, 84 с.
45. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.- Р-на-Дону «Феникс» 2002.
46. Примерная основная программа дошкольного образования «Детство». Бабаева Т. И. и др. – СПб. : «Детство-пресс», 2011.
47. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]/ ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1996, 27-318 с.
48. Седж Н.В. Воспитание активности в творческих играх. - М: Просвещение, 1986.
49. Смирнова Е., Делайте как я [Текст]// Обруч. 2007, - №6. - 30-32 с.
50. Смирнова Е.О. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психол. наука и образование. – 2010. - № 3. – С. 62-70. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31166.shtml (30.10.2013).
51. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культур.-ист. психология. - 2011. - № 4. - С.2-8 : табл. - Библиогр.: с. 8.
52. Солнцева О.А. Играем в сюжетные игры [Текст]: Дошкольное воспитание, 2005. - № 4. - 33-37 с.
53. Солнцева О.В. Как изменился мир игры современного дошкольника // Дет. сад : теория и практика. – 2011. - № 1. – С. 86-95.
54. Соловьева Е. Не учите ребенка играть / Е. Соловьева // Обруч - 2007. - № 1 – с. 3- 6.
55. Специальная педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / ред. Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001, - 400 с.
56. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений/ ред. В.И. Лубовского, - М.: Академия, 2006, - 464 с.
57. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.
58. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное
воспитание. - 2002. - N 1.
59. Тимошкина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ : (старший дошкольный возраст) : учеб.-метод. пособие. – М. : Центр пед. образования, 2008. - 62 с. - (Воспитываем обучаем дошкольников). - Библиогр.: с. 56-57.
60. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся [Текст]/ А.Э. Фёдорова– М., 1998, 156с.
61. Фесюкова Л.Б. Искусство быть родителями -М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков.-ФОЛИО-Москва 2003.
62. Филичева Т.Б., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, М.: Айрис-пресс, 2004 - 224 с.
63. Хрестоматия по детской психологии [Текст]/ ред. Г. В. Бурменской. М., 2002, -268 с.
64. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; Т.II / ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 2002, -134 с.
65. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. – М. : РИПОЛ классик : Дом. XXI век, 2007. - 192 с.
66. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]/ Д.Б. Эльконин, – М., 1998, 182-219 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54201 Дипломная работа — поможем найти подходящую