Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Развитие читательского интереса младших школьников

  • 81 страниц
  • 2017 год
  • 1095 просмотров
  • 1 покупка
Автор работы

vipauthor

1100 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Литературное чтение играет огромную роль в формировании личности младшего школьника. Духовный мир человека обогащается художественными произведениями, являющимися мощным средством его развития. Любовь к литературе появляется на уроках чтения в начальной школе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается тем, что в частности литературное чтение имеет возможность решить огромное количество задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление и речь. Хотя значение данного предмета в общей системе школьного образования никогда не опровергалось, необходимо признать, что интерес к этому предмету со стороны учащихся в настоящее время уменьшается.
Такое явление можно объяснить: господство информационного поля школьников разными видами современных технологий, а также телевидением и компьютеризацией, недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам обучающихся, сосредоточенность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, незначительный учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников. Так, в настоящее время острой является проблема развития читательского интереса обучающихся и воспитании культуры чтения.
Развивать интерес к чтению в качестве устойчивой потребности необходимо с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются главные читательские умения и навыки. Если учитывать степень начитанности обучающегося, его читательские пристрастия и наклонности, возможно, педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы в большинстве случаев обусловливают личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников необходимо рассматривать как педагогический, психологический, методический, и как социальный вопрос.
Проблемой развития читательского интереса младших школьников занимались такие исследователи, как М. М. Бахтин [7], В. Г. Горецкий [17], Л. Ф. Климанова [32], Г. М. Первова [45], Б. П. Умнов [56], В. А. Левин [38], Н. Г. Морозова [41], И. А. Бутенко [12] и многие другие.
Объектом исследования является процесс развития читательского интереса младших школьников.
Предметом исследования является читательский интерес как один их основополагающих принципов литературного образования в начальной школе.
Цель исследования: выявить эффективные способы развития читательского интереса младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность читательского интереса в качестве одного из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе.
2. Изучить теоретические основы развития умений чтения младших школьников.
3. Проанализировать существующие способы, виды и формы развития читательского интереса с точки зрения их эффективности.
4. Проанализировать УМК для общеобразовательных учреждений.
5. Апробация результатов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию читательского интереса младших школьников будет содействовать такая деятельность, методы и приемы при которой:
• происходит учет индивидуальных интересов и творческих возможностей младших школьников;
• происходит расширение круга чтения младших школьников;
• систематически применяются в учебно-воспитательном процессе различные приемы и методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто содержание читательского интереса литературного образования в начальной школе, сделан сравнительный анализ двух УМК и организовано экспериментальное обучение.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы и полученные результаты, которые представлены в работе, могут быть использованы в школьной и внешкольной практике обучения.
Поставленные цели и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, где подводятся итоги каждой главы, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. В главе первой «Читательский интерес как один из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе» рассматривается проблема читательской компетенции. В главе второй «Теоретические основы развития умений чтения младших школьников» исследуются основные характеристики чтения как вида речевой деятельности в теории и практике начального образования. Глава третья «Описание педагогического опыта по проблеме развития читательского интереса младших школьников» раскрывает организацию экспериментального обучения и сравнительный анализ двух УМК. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщенные выводы по всей выпускной квалификационной работе. Список использованной литературы содержит 63 наименования источников. В приложение включены ксерокопии материалов проанализированных учебников, тексты разного жанра, а также многообразие заданий для развития читательского интереса младших школьников.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятия «читательский интерес» и «читательская потребность»..........
1.2 Вопрос читательского интереса в работах ведущих педагогов …….....
1.3 Проблема формирования читательской компетенции………..….………
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Чтение как вид речевой деятельности в теории и практике начального образования……………………………………………………………………….…...
2.2 Реализация личностных и метапредметных результатов при обучении чтению ……………………………………………………………………………...…
2.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника ….
3. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Условия проведения опытного обучения …………………………..…..
3.2 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня читательского интереса младших школьников ………………………………………………….
3.3 Формирующий эксперимент по развитию уровня читательского интереса младших школьников….……………………………………………...
3.4 Контрольный эксперимент по выявлению уровня читательского интереса младших школьников………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..…………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………

Цель исследования: выявить эффективные способы развития читательского интереса младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность читательского интереса в качестве одного из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе.
2. Изучить теоретические основы развития умений чтения младших школьников.
3. Проанализировать существующие способы, виды и формы развития читательского интереса с точки зрения их эффективности.
4. Проанализировать УМК для общеобразовательных учреждений.
5. Апробация результатов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию читательского интереса младших школьников будет содействовать такая деятельность, методы и приемы при которой:
• происходит учет индивидуальных интересов и творческих возможностей младших школьников;
• происходит расширение круга чтения младших школьников;
• систематически применяются в учебно-воспитательном процессе различные приемы и методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто содержание читательского интереса литературного образования в начальной школе, сделан сравнительный анализ двух УМК и организовано экспериментальное обучение.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы и полученные результаты, которые представлены в работе, могут быть использованы в школьной и внешкольной практике обучения.
Поставленные цели и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, где подводятся итоги каждой главы, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. В главе первой «Читательский интерес как один из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе» рассматривается проблема читательской компетенции. В главе второй «Теоретические основы развития умений чтения младших школьников» исследуются основные характеристики чтения как вида речевой деятельности в теории и практике начального образования. Глава третья «Описание педагогического опыта по проблеме развития читательского интереса младших школьников» раскрывает организацию экспериментального обучения и сравнительный анализ двух УМК. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщенные выводы по всей выпускной квалификационной работе. Список использованной литературы содержит 63 наименования источников. В приложение включены ксерокопии материалов проанализированных учебников, тексты разного жанра, а также многообразие заданий для развития читательского интереса младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзерман А. С. Опыт писателя и опыт читателя. – М. : Логос, 2011. –194 с.
2. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего. – М. : Просвещение, 2012. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Алексеевская, А. Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М. : АСТ, 2012. – 180 с.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2011. - 151 с.
5. Ахметзянова Н. В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: методическое пособие. – Казань : Казанский ун-т, 2012. – 91 с.
6. Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. – М. : Просвещение, 1990. – 368 с.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М. : Худ. лит-ра, 1975. – 504 с.
8. Бунеева Е. В. Чиндилова О. В. Приемы продуктивного чтения несплошных текстов // Начальная школа: плюс до и после // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 4. – С. 55-58.
9. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения в 3-м классе: методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012. – 256 с.
10. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. - М. : Баласс, 2014. — 208 с.
11. Бунеев Р. Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 4. – С. 50-54.
12. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологические аспекты. – М. : Наука, 2007. –48 с.
13. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. Роль УМК в достижении нового образовательного результата // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 4. – С. 4-12.
14. Воюшина М. П. Основные характеристика учебника литературного чтения // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 30-34.
15. Вьюшкова Л. Н. Обучение чтению на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. - №3. – С. 24 – 28.
16. Горев П. М., Утемов В. В., Русских Г. А. Теория и методика развития универсальных учебных действий: сборник материалов // Концепт. - Киров: МЦИТО, 2013. – 137 с.
17. Горецкий В. Г., Тикунова А. И. Чтение. - М. : Новая школа, 1994. – 48 с.
18. Давыдов В. В., Слободчиков В. И. Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4. – С. 14-19.
19. Данилов М. А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. – № 12. – С. 70-86.
20. Данилов М. А., Компов Б. П. Дидактика. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518 с.
21. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. — М. : Просвещение, 2009. — 216 с.
22. Ерошина Ю. Г. Технология полноценного восприятия художественного произведения // Начальная школа. - 2015. - № 8. – С. 21-24.
23. Ерошина Ю. Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника // Начальная школа. – 2012. - № 11. – С. 46-51.
24. Жукова И. Л. Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.) // Начальная школа. – 2007. - № 4. - С. 26-31.
25. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. – М. : Просвещение, 2007. – 152 с.
26. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М. : Логос, 2005. – 384 с.
27. Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 35-43.
28. Измайлова Р. Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С. 67-72.
29. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М. : Просвещение, 2008. – 288 с.
30. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М. : Педагогика, 2001. – 200 с.
31. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М. : Просвещение, 2007. – С. 198.
32. Климанова Л. Ф, Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
33. Климанова Л. Ф, Голованова М. В., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения в 3-м классе: методические рекомендации для учителя. – М. : Просвещение, 2008. – 236 с.
34. Колганова Н. Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // Начальная школа. – 2013. - № 11. – С. 38-42.
35. Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения: В 3 т. – Т. 2. - М. : Педагогика, 1983. - С. 366.
36. Короткова Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 15-17.
37. Курмелева Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению // Начальная школа. – 2014. - № 11. – С. 55-59.
38. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М. : Лайда, 1994. – 192 с.
39. Львов М. Р., Горецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - С. 10-16.
40. Махмутова Л. Г. Педагогическая модель достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - № 10. – С. 149-158.
41. Морозова Н. Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. - М. : Просвещение, 1965. – 347 с.
42. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
43. Новикова Н. Н. Пути становления механизма чтения на уроках // начальная школа. – 2012. - № 6. – С. 54-57.
44. Первова Г. М. Законы формирования круга детского чтения // Начальная школа. - 2015. - № 1. – С. 17-21.
45. Первова Г. М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника // Начальная школа.- 2013. - № 1. – С. 11-16.
46. Петрова И. Ю. Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 114-118.
47. Полозова Т. Д. Что делать? Читать! // Начальная школа. – 2008. - № 7. - С. 72-76.
48. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
49. Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. – 2012. - № 7. – С. 67-71.
50. Сергеева Л. В. Художественное слово на уроках чтения // Начальная школа.- 2006. - № 2. - С. 59-61
51. Сильченкова Л. С., Кочеткова Т. Н. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников // Начальная школа. – 2014. - № 12. – С. 29-33.
52. Стефаненко Н. А. Возможности современных учебников «Литературное чтение» для организации внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2015. - № 9 . - С. 37-40.
53. Строганова Л. В. Литературоведческий аспект курса «Литературное чтение» // Начальная школа. – 2012. - № 4. – С.45-50.
54. Тихонова Е. П. Читательский дневник для начальной школы // Школьная библиотека. – 2003. - № 6. - С. 40-41.
55. Трутнева О. А. Обучение младших школьников быстрому чтению // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 17-21.
56. Умнов Б. П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории.- М. : Изд. ЛГУ, 1969. - 451 с.
57. Усова А. В. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. – 2003. – № 7. – С. 3-24.
58. Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 30.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
60. Хроленко А. Т. Теория языка. – М. : Просвещение, 2004. – 228 с.
61. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
62. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. – М. : НИИОПП, 2006. – С. 27 - 48.
63. Ясинская С. Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. – 2007. - №2. – С. 49 – 52.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ

Литературное чтение играет огромную роль в формировании личности младшего школьника. Духовный мир человека обогащается художественными произведениями, являющимися мощным средством его развития. Любовь к литературе появляется на уроках чтения в начальной школе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловливается тем, что в частности литературное чтение имеет возможность решить огромное количество задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление и речь. Хотя значение данного предмета в общей системе школьного образования никогда не опровергалось, необходимо признать, что интерес к этому предмету со стороны учащихся в настоящее время уменьшается.
Такое явление можно объяснить: господство информационного поля школьников разными видами современных технологий, а также телевидением и компьютеризацией, недостаточное внимание к читательским вкусам и интересам обучающихся, сосредоточенность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, незначительный учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников. Так, в настоящее время острой является проблема развития читательского интереса обучающихся и воспитании культуры чтения.
Развивать интерес к чтению в качестве устойчивой потребности необходимо с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются главные читательские умения и навыки. Если учитывать степень начитанности обучающегося, его читательские пристрастия и наклонности, возможно, педагогически умело формировать культуру чтения школьников. Читательские интересы в большинстве случаев обусловливают личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников необходимо рассматривать как педагогический, психологический, методический, и как социальный вопрос.
Проблемой развития читательского интереса младших школьников занимались такие исследователи, как М. М. Бахтин [7], В. Г. Горецкий [17], Л. Ф. Климанова [32], Г. М. Первова [45], Б. П. Умнов [56], В. А. Левин [38], Н. Г. Морозова [41], И. А. Бутенко [12] и многие другие.
Объектом исследования является процесс развития читательского интереса младших школьников.
Предметом исследования является читательский интерес как один их основополагающих принципов литературного образования в начальной школе.
Цель исследования: выявить эффективные способы развития читательского интереса младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность читательского интереса в качестве одного из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе.
2. Изучить теоретические основы развития умений чтения младших школьников.
3. Проанализировать существующие способы, виды и формы развития читательского интереса с точки зрения их эффективности.
4. Проанализировать УМК для общеобразовательных учреждений.
5. Апробация результатов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию читательского интереса младших школьников будет содействовать такая деятельность, методы и приемы при которой:
• происходит учет индивидуальных интересов и творческих возможностей младших школьников;
• происходит расширение круга чтения младших школьников;
• систематически применяются в учебно-воспитательном процессе различные приемы и методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто содержание читательского интереса литературного образования в начальной школе, сделан сравнительный анализ двух УМК и организовано экспериментальное обучение.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы и полученные результаты, которые представлены в работе, могут быть использованы в школьной и внешкольной практике обучения.
Поставленные цели и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, где подводятся итоги каждой главы, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. В главе первой «Читательский интерес как один из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе» рассматривается проблема читательской компетенции. В главе второй «Теоретические основы развития умений чтения младших школьников» исследуются основные характеристики чтения как вида речевой деятельности в теории и практике начального образования. Глава третья «Описание педагогического опыта по проблеме развития читательского интереса младших школьников» раскрывает организацию экспериментального обучения и сравнительный анализ двух УМК. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщенные выводы по всей выпускной квалификационной работе. Список использованной литературы содержит 63 наименования источников. В приложение включены ксерокопии материалов проанализированных учебников, тексты разного жанра, а также многообразие заданий для развития читательского интереса младших школьников.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
1. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятия «читательский интерес» и «читательская потребность»..........
1.2 Вопрос читательского интереса в работах ведущих педагогов …….....
1.3 Проблема формирования читательской компетенции………..….………
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Чтение как вид речевой деятельности в теории и практике начального образования……………………………………………………………………….…...
2.2 Реализация личностных и метапредметных результатов при обучении чтению ……………………………………………………………………………...…
2.3 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника ….
3. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Условия проведения опытного обучения …………………………..…..
3.2 Констатирующий эксперимент по выявлению уровня читательского интереса младших школьников ………………………………………………….
3.3 Формирующий эксперимент по развитию уровня читательского интереса младших школьников….……………………………………………...
3.4 Контрольный эксперимент по выявлению уровня читательского интереса младших школьников………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..…………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………

Цель исследования: выявить эффективные способы развития читательского интереса младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность читательского интереса в качестве одного из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе.
2. Изучить теоретические основы развития умений чтения младших школьников.
3. Проанализировать существующие способы, виды и формы развития читательского интереса с точки зрения их эффективности.
4. Проанализировать УМК для общеобразовательных учреждений.
5. Апробация результатов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитию читательского интереса младших школьников будет содействовать такая деятельность, методы и приемы при которой:
• происходит учет индивидуальных интересов и творческих возможностей младших школьников;
• происходит расширение круга чтения младших школьников;
• систематически применяются в учебно-воспитательном процессе различные приемы и методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто содержание читательского интереса литературного образования в начальной школе, сделан сравнительный анализ двух УМК и организовано экспериментальное обучение.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы и полученные результаты, которые представлены в работе, могут быть использованы в школьной и внешкольной практике обучения.
Поставленные цели и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, где подводятся итоги каждой главы, заключения, а также списка использованной литературы и приложения. В главе первой «Читательский интерес как один из основополагающих принципов литературного образования в начальной школе» рассматривается проблема читательской компетенции. В главе второй «Теоретические основы развития умений чтения младших школьников» исследуются основные характеристики чтения как вида речевой деятельности в теории и практике начального образования. Глава третья «Описание педагогического опыта по проблеме развития читательского интереса младших школьников» раскрывает организацию экспериментального обучения и сравнительный анализ двух УМК. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщенные выводы по всей выпускной квалификационной работе. Список использованной литературы содержит 63 наименования источников. В приложение включены ксерокопии материалов проанализированных учебников, тексты разного жанра, а также многообразие заданий для развития читательского интереса младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айзерман А. С. Опыт писателя и опыт читателя. – М. : Логос, 2011. –194 с.
2. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего. – М. : Просвещение, 2012. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Алексеевская, А. Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М. : АСТ, 2012. – 180 с.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2011. - 151 с.
5. Ахметзянова Н. В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: методическое пособие. – Казань : Казанский ун-т, 2012. – 91 с.
6. Баранова М. Т., Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. – М. : Просвещение, 1990. – 368 с.
7. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М. : Худ. лит-ра, 1975. – 504 с.
8. Бунеева Е. В. Чиндилова О. В. Приемы продуктивного чтения несплошных текстов // Начальная школа: плюс до и после // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 4. – С. 55-58.
9. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения в 3-м классе: методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2012. – 256 с.
10. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. - М. : Баласс, 2014. — 208 с.
11. Бунеев Р. Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 4. – С. 50-54.
12. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологические аспекты. – М. : Наука, 2007. –48 с.
13. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. Роль УМК в достижении нового образовательного результата // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - № 4. – С. 4-12.
14. Воюшина М. П. Основные характеристика учебника литературного чтения // Начальная школа. – 2015. - № 2. – С. 30-34.
15. Вьюшкова Л. Н. Обучение чтению на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. - №3. – С. 24 – 28.
16. Горев П. М., Утемов В. В., Русских Г. А. Теория и методика развития универсальных учебных действий: сборник материалов // Концепт. - Киров: МЦИТО, 2013. – 137 с.
17. Горецкий В. Г., Тикунова А. И. Чтение. - М. : Новая школа, 1994. – 48 с.
18. Давыдов В. В., Слободчиков В. И. Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4. – С. 14-19.
19. Данилов М. А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. – № 12. – С. 70-86.
20. Данилов М. А., Компов Б. П. Дидактика. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518 с.
21. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. — М. : Просвещение, 2009. — 216 с.
22. Ерошина Ю. Г. Технология полноценного восприятия художественного произведения // Начальная школа. - 2015. - № 8. – С. 21-24.
23. Ерошина Ю. Г. Эстетический аспект читательской деятельности младшего школьника // Начальная школа. – 2012. - № 11. – С. 46-51.
24. Жукова И. Л. Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.) // Начальная школа. – 2007. - № 4. - С. 26-31.
25. Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. – М. : Просвещение, 2007. – 152 с.
26. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М. : Логос, 2005. – 384 с.
27. Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 35-43.
28. Измайлова Р. Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С. 67-72.
29. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М. : Просвещение, 2008. – 288 с.
30. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М. : Педагогика, 2001. – 200 с.
31. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М. : Просвещение, 2007. – С. 198.
32. Климанова Л. Ф, Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
33. Климанова Л. Ф, Голованова М. В., Горецкий В. Г. Уроки литературного чтения в 3-м классе: методические рекомендации для учителя. – М. : Просвещение, 2008. – 236 с.
34. Колганова Н. Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // Начальная школа. – 2013. - № 11. – С. 38-42.
35. Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения: В 3 т. – Т. 2. - М. : Педагогика, 1983. - С. 366.
36. Короткова Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 15-17.
37. Курмелева Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению // Начальная школа. – 2014. - № 11. – С. 55-59.
38. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М. : Лайда, 1994. – 192 с.
39. Львов М. Р., Горецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - С. 10-16.
40. Махмутова Л. Г. Педагогическая модель достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - № 10. – С. 149-158.
41. Морозова Н. Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. - М. : Просвещение, 1965. – 347 с.
42. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
43. Новикова Н. Н. Пути становления механизма чтения на уроках // начальная школа. – 2012. - № 6. – С. 54-57.
44. Первова Г. М. Законы формирования круга детского чтения // Начальная школа. - 2015. - № 1. – С. 17-21.
45. Первова Г. М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника // Начальная школа.- 2013. - № 1. – С. 11-16.
46. Петрова И. Ю. Развитие универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 114-118.
47. Полозова Т. Д. Что делать? Читать! // Начальная школа. – 2008. - № 7. - С. 72-76.
48. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М. : Просвещение, 2010. — 191 с. — (Стандарты второго поколения).
49. Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению // Начальная школа. – 2012. - № 7. – С. 67-71.
50. Сергеева Л. В. Художественное слово на уроках чтения // Начальная школа.- 2006. - № 2. - С. 59-61
51. Сильченкова Л. С., Кочеткова Т. Н. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников // Начальная школа. – 2014. - № 12. – С. 29-33.
52. Стефаненко Н. А. Возможности современных учебников «Литературное чтение» для организации внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2015. - № 9 . - С. 37-40.
53. Строганова Л. В. Литературоведческий аспект курса «Литературное чтение» // Начальная школа. – 2012. - № 4. – С.45-50.
54. Тихонова Е. П. Читательский дневник для начальной школы // Школьная библиотека. – 2003. - № 6. - С. 40-41.
55. Трутнева О. А. Обучение младших школьников быстрому чтению // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 17-21.
56. Умнов Б. П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории.- М. : Изд. ЛГУ, 1969. - 451 с.
57. Усова А. В. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. – 2003. – № 7. – С. 3-24.
58. Усова А. В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 30.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
60. Хроленко А. Т. Теория языка. – М. : Просвещение, 2004. – 228 с.
61. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
62. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. – М. : НИИОПП, 2006. – С. 27 - 48.
63. Ясинская С. Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. – 2007. - №2. – С. 49 – 52.

Купить эту работу

Развитие читательского интереса младших школьников

1100 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

1 февраля 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
vipauthor
4
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1100 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе vipauthor 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе vipauthor 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе vipauthor 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе vipauthor 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽