Рассчитай точную стоимость своей работы и получи промокод на скидку 500 ₽
Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование у учеников 3 класса оценочных суждений на уроках литературного чтения

  • 89 страниц
  • 2015 год
  • 231 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

EkaterinaKonstantinovna

15 000+ выполненных заказов 📚 Работа с etxt и антиплагиат (вуз/бесплатный) Корректировки возможны ✍

2240 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность.Проблема формирования оценочных суждений младших школьников на уроках литературного чтения приобретает в методике все большее значение. Литературное образование в начальной школе строится на основе новой концепции, которая в качестве одной из основных задач ставит развитие у учащихся умений анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст. В пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта начального образования сказано, что представление собственных оценок и суждений по прочитанному произведению необходимо школьникам для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности.
Оценочная деятельность на уроках литературного чтения служит основой формирования оценочных суждений младших школьников. Исследователи характеризуют оценочную деятельность как сложный аналитический процесс, который связан, прежде всего, с наличием или отсутствиемв чем-то или в ком-то значимых для ребенка ценностей. Однако в образовательном процессе оценочная деятельность является целенаправленным процессом осознания и выражения школьником личного отношения к литературному произведению или герою. Результатом оценочной деятельности служит оценка в форме суждения .
В процессе формирования оценочных суждений посредством литературных произведений учащиеся развивают способность определить авторскую позицию и систему ценностей, высказывать собственное мнение о герое или проблеме. Полученные навыки адекватного оценивания на уроках литературного чтения учащимся смогут применить во всех сферах деятельности не только во время обучения в общеобразовательном учреждении, но и в дальнейшем в профессиональной сфере.
В научной среде отсутствует однозначная трактовка понятия «оценочные суждения»: в логике – это высказывание, направленное на установление сравнительной ценности конкретного объекта, дающее ему оценку; в философии - ценностное отношение к объектам окружающего реального мира в целом; в эстетике – оценка предметов с точки зрения в форме утверждения о красоте или уродстве предмета. Для исследования оценочных суждений в свете требований ФГОС литературного образования было выбрано определение, связанное с аргументированным высказыванием младших школьников о художественном произведениис авторской позиции его видения и собственной нравственно-этической позиции .
Оценочные суждения в младшем школьном возрасте чаще всего бывают категоричными или необъективными: это связано с тем, что ученики при чтении художественного произведения не обращают внимания на ценности и позицию автора, не соотносят концептуальную идею времени с собственной позицией. Причиной этого служат противоречия, возникшие на современном этапе литературного образования:
- между требованиями к современному личностно-ориентированному уроку литературного чтения и интересом школьников к художественному тексту;
- между необходимостью формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения и отсутствие знаний об эффективном пути такого формирования.
Исходя из этих противоречий, сформулируем проблему исследования: каким должен быть процесс формирования оценочных суждений учащихся третьего класса при оценке художественного произведения – авторской и собственной позиции?
Цель исследования - рассмотреть особенности формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения в третьем классе и экспериментально проверить методы формирования оценочных суждений в процессе работы с художественным текстом.
Объект исследования - процесс формирования оценочных суждений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования –методические пути формирования оценочных суждений учеников 3 класса на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить работы по теории и методике литературного чтения по теме исследования.
2. Определить психолого-педагогические, литературоведческие, методические основы формирования оценочных суждений младших школьников.
3. Выявить особенности формирования оценочных суждений у учащихся третьего класса на уроках литературного чтения.
4. Провести констатирующий эксперимент с целью исследования оценочной деятельности третьеклассников на уроках литературного чтения.
5. Разработать методическую модель формирования оценочных суждений учащихся 3 класса на уроках литературного чтения.
6. Провести экспериментальную проверку эффективности предложенной методической модели.
Гипотеза исследования: Процесс формирования оценочных суждений учащихся третьего класса на уроках литературного чтения будет проходить успешно, если:
- будет использована методика поэтапного формирования навыков и умений третьеклассников выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о прочитанном или услышанном;
- будут учтены психологические особенностиличностного развития школьников, их мышление и восприятие литературного текста и предложены компетентностно-ориентированные задания с оценочной функцией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования: изучение и анализ научных трудов психологов, литературоведов, методистов;
- методы эмпирического исследования: беседы с педагогом, анкетирование, анализ письменных и устных работ учащихся.
Методики исследования:
1. Методика З.И. Романовой «Анализ художественного произведения».
2. Моделирование сказки «Карты Проппа».
3. Методика «Чтение – прогнозирование».
База исследования: МОУ СОШ № 2010 города ????. В эксперименте принимали участие 37 учащихся третьего класса, которые были распределены в две группы: в экспериментальную группу вошли школьники 3А класса в количестве 18 человек, в контрольную группу – школьники 3Б класса в количестве 19 человек.
Теоретическая база исследования: Проблемами формирования эффективного литературного развития младших школьников занимались выдающиеся психологи и писатели: это И. Кант, Н. Бердяев, В. Розонов. Основы методики чтения были разработаны К. Ушинским, который подчеркивал познавательное и эстетическое значение чтения. Авторы программ и учебников: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн отобрали для изучения художественные произведения, соответствующие возрасту школьников и способствующие формированию оценочных суждений и навыков сознательного чтения. Исследования А.М. Нафиковой, Т.В. Рыжковой, М.И. Омороковойпоказали, что быстрое и осознанное чтение и восприятие художественных произведений служит главным средством формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав – одна теоретическая, две экспериментальные, заключения, списка литературы и приложений.


Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы методики формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения в начальных классах 8
1.1 Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками 8
1.2 Педагогические основы восприятия художественных произведений 15
1.3 Требования ФГОС и программ по литературному чтению, направленных на формирование оценочных суждений 17
1.4 Методика формирования оценочных суждений в процессе изучения произведений по предмету «Литературное чтение» 29
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Диагностика уровня развития оценочной деятельности третьеклассников на уроках литературного чтения 37
2.1 Цель, задачи и методики констатирующего эксперимента 37
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по 2 главе 53
Глава 3. Эффективность педагогической деятельности по формированию оценочных суждений на уроках литературного чтения в третьем классе 54
3.1 Задачи и методики формирующего эксперимента 54
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 64
Выводы по 3 главе 76
Заключение 78
Список литературы 80
Приложение 85


Заключение

В соответствии с концепцией начального литературного образования определена структура уроков чтения и образовательные процессы: развитие навыка чтения, углубленное восприятие художественного текста, формирование основ читательской деятельности и формирование оценочных суждений. Практическая направленность уроков в начальной школе показала, что быстрота и качество чтения, уровень восприятия художественного текста влияют на формирование и развитие оценочных суждений на уроках литературного чтения
Современная методика литературного чтения ориентирована в основном на становление навыка чтения, мало внимания уделяется литературоведческой стороне образования младших школьников. Это приводит к тому, что школьники часто испытывают трудности с анализом текста: выделение главной идеи, осознанное восприятие смысла художественного произведения, характеристика литературных героев, нахождение и оценка выразительных средств, мнения автора и личных суждений при оценке событий или поступков героев.
Литературное чтение имеет разнообразие произведений для чтения, что помогает сформировать более глубокий интерес школьников к самостоятель-ному чтению, осознание значимости нравственных ценностей в окружающем мире.Работа по формированию оценочных суждений учащихся на уроках литературного чтения представляет собой единый и сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
В процессе формирования оценочных суждений учитываются особенности художественного мышления и восприятия литературного текста младшими школьниками. При анализе произведений используется духовно-нравственный, лингвистический и оценочный аспекты, что качественно влияет на динамику развития оценочных суждений.
В работе были решены поставленные задачи:
- была раскрыта сущность понятия «оценочное суждение»;
- была выявлена специфика развития оценочных суждений у учащихся третьего класса с точки зрения психологии и педагогики;
- была проведена диагностика уровней развития восприятия художественного произведения и оценочных суждений у младших школьников;
- на основе программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойнами были внедрены методики, способствующие развитию оценочных суждений на уроках;
- проведена экспериментальная проверка эффективности предложенной методической модели.
В результате нашей работы произошли сдвиги, положительные изменения в развитии оценочных суждений у учащихся третьего класса в экспериментальной группе. Эти изменения проявлялись в способности высказать личное мнение в свободной форме, в творческом подходе при анализе художественного текста. При высказывании личного оценочного суждения школьники в ходе повторной диагностики выделяли авторскую и собственную позицию, аргументируя её строчками из предложенного текста или собственной смоделированной сказки.
Результаты, полученные в экспериментальной части исследования, полностью подтвердили наше предположение о том, что формирование оценочных суждений учащихся третьего класса на уроках литературного чтения будет проходить успешно, если:
- будет использована методика поэтапного формирования навыков и умений третьеклассников выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о прочитанном или услышанном;
- будут учтены психологические особенности личностного развития школьников, их мышление и восприятие литературного текста и предложены компетентностно-ориентированные задания с оценочной функцией.

Список литературы

1. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: Диссерт.докторапед.наук. – М., 2015. – 180с.
2. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. - М.,2000.
3. Безруких Е.В. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. – Сайт «Педсовет – ORG. – www.pedsovet.org(дата обращения 07.02.2015).
4. Бершанская О.Н. Мобилизующий этап уроков литературного чтения// Начальная школа. – 2008.- № 7. – С.15-19.
5. Бершанская О.Н. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2006.- № 4. – С.46-53.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. Части 1,2.- М.: Баласс, 2010.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». - М.: Баласс, 2010.
8. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / – М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2010. – 280с.
9. Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы.- М.: Вентана-Граф, 2006. – 80с.
10. Воспитание гражданской позиции: переосмысление подхода к оценке учеников: Семинар по оценке. – Будапешт, Венгрия: Институт «Открытое Общество», 2011. – 150с.
11. Воюшина. М.П. Методические основы литературного развития младших школьников: Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 2011. - 190с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006. – 156с.
13.Горецкий В.Г., КирюшкинВ.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д.Русская азбука. – М.: Просвещение, 2012.
14. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики / Т.М. Губанова. - М.: Институт учебника Пайдейя, 2011. – 296с.
15. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии.- 2003.-№ 2 - С. 12-17.
16. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, И.Ломпшер, А. К. Маркова. - М., 2002.-231с.
17. Данилова Е. А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. А. Данилова; Ярослав.гос. ун-т им. Демидова-Ярославль, 2013. – 140с. (С.21-22).
18. Демидова К.В. Психологические особенности морально-оценочных суждений младших школьников. – М., 2011. – 180с.
19. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер, 2010. - 352с.
20. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Методическое пособие для3 класса / Л.А. Ефросинина. – М: Вентана-Граф, 2013. – 272с.
21. Зюзина Н.О. Моделирование на уроке литературного чтения как условие успешного формирования оценочных суждений. – Омск, 2014. – 66с.
22. Исаева О.В. Работа с тестом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О.В. Исаева // Современные научные исследования. Выпуск 2 / под ред. П.М. Горева и В.В. Утемова. – Концепт. – 2014. – Приложение № 20.
23. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–10. – С. 230-231;URL: www.rae.ru/fs/(дата обращения: 07.02.2015).
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
25. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения. 3 класс. - М.: Просвещение, 2007. – 144с.
26. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. «Все для учителя». – 2012. - № 6. – С. 8 – 12.
27. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. – 208с.
28. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 – № 2, С. 2-10.
29. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011.
30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Смысл. 2007. -380с.
31. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / Сост. В.А. Лазарева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 130с..
32. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2010.
33. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008.- С. 272–286.
34. Мещерякова М.И. Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 2008. – 480с.
35. Морозова С.В. Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках чтения: Методическое пособие / С.В. Морозова. – М.: Наука, 2010. – 98с.
36. Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа. - 2007. - № 6. – с. 72-76.
37. Нафикова А.М. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. – М., 2013. – 140с.
38. Обухова Е.А. Урок литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. – 2008.- № 7. – С.20-27.
39. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: Аркти, 2007. – С.137.
40. Пискунова Л.П. Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы. – www.opencklass.ru/ - 2014/ (дата обращения 02.02.2015).
41. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2013. – 204с.
42. Программы четырехлетней начальной школы: Проект Перспективная начальная школа / Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, А.А. Гринева, Т.М. Рагозина, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Огарков. – М.: Академкнига, 2013. – 196с.
43. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4) в двух частях, часть 1. – М.: Просвещение, 2013. – 318с.
44. Программа по литературному чтению: «Школа 2100»/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.- М.: Баланс, 2013. – 140с.
45. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. - 2009. - № 9.
46. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
47. Сейфулина С.А. Развитие литературных способностей детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2008. - №2. – с.29-32.
48. Светловская М.М. Методы обучения чтению: Что это такое: / Начальная школа. – 2005. - № 2. – С.38-47.
49. Свиридова В.Ю. УМК «Система общего развития Л.В. Занкова». – Самара: Изд-во Учебная литература, 2014.
50. СметанниковаН.Н. Обучение чтению как шаг в направлении реализации Национальной программы поддержки и развития чтения // Сибирский учитель. – 2012. - № 4 (83). – С.74-79.
51.Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 82 с.
52. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание 2004. - 60с..
53. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. – 2011. - № 2.
54. Чуракова Н.А. Программа курса Литературное чтение. – М.: Академкнига, 2013. – С.68, 72, 78, 85.
55. Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 2006. – 148с.
56. Шункова Е.Л. Пути совершенствования литературно-творческого развития учащихся на уроках литературного чтения: Из опыта работы. – Новосибирск: Знание, 2014. – 60с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение

Актуальность.Проблема формирования оценочных суждений младших школьников на уроках литературного чтения приобретает в методике все большее значение. Литературное образование в начальной школе строится на основе новой концепции, которая в качестве одной из основных задач ставит развитие у учащихся умений анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст. В пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта начального образования сказано, что представление собственных оценок и суждений по прочитанному произведению необходимо школьникам для последующей успешной самореализации в любой сфере деятельности.
Оценочная деятельность на уроках литературного чтения служит основой формирования оценочных суждений младших школьников. Исследователи характеризуют оценочную деятельность как сложный аналитический процесс, который связан, прежде всего, с наличием или отсутствиемв чем-то или в ком-то значимых для ребенка ценностей. Однако в образовательном процессе оценочная деятельность является целенаправленным процессом осознания и выражения школьником личного отношения к литературному произведению или герою. Результатом оценочной деятельности служит оценка в форме суждения .
В процессе формирования оценочных суждений посредством литературных произведений учащиеся развивают способность определить авторскую позицию и систему ценностей, высказывать собственное мнение о герое или проблеме. Полученные навыки адекватного оценивания на уроках литературного чтения учащимся смогут применить во всех сферах деятельности не только во время обучения в общеобразовательном учреждении, но и в дальнейшем в профессиональной сфере.
В научной среде отсутствует однозначная трактовка понятия «оценочные суждения»: в логике – это высказывание, направленное на установление сравнительной ценности конкретного объекта, дающее ему оценку; в философии - ценностное отношение к объектам окружающего реального мира в целом; в эстетике – оценка предметов с точки зрения в форме утверждения о красоте или уродстве предмета. Для исследования оценочных суждений в свете требований ФГОС литературного образования было выбрано определение, связанное с аргументированным высказыванием младших школьников о художественном произведениис авторской позиции его видения и собственной нравственно-этической позиции .
Оценочные суждения в младшем школьном возрасте чаще всего бывают категоричными или необъективными: это связано с тем, что ученики при чтении художественного произведения не обращают внимания на ценности и позицию автора, не соотносят концептуальную идею времени с собственной позицией. Причиной этого служат противоречия, возникшие на современном этапе литературного образования:
- между требованиями к современному личностно-ориентированному уроку литературного чтения и интересом школьников к художественному тексту;
- между необходимостью формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения и отсутствие знаний об эффективном пути такого формирования.
Исходя из этих противоречий, сформулируем проблему исследования: каким должен быть процесс формирования оценочных суждений учащихся третьего класса при оценке художественного произведения – авторской и собственной позиции?
Цель исследования - рассмотреть особенности формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения в третьем классе и экспериментально проверить методы формирования оценочных суждений в процессе работы с художественным текстом.
Объект исследования - процесс формирования оценочных суждений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования –методические пути формирования оценочных суждений учеников 3 класса на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Изучить работы по теории и методике литературного чтения по теме исследования.
2. Определить психолого-педагогические, литературоведческие, методические основы формирования оценочных суждений младших школьников.
3. Выявить особенности формирования оценочных суждений у учащихся третьего класса на уроках литературного чтения.
4. Провести констатирующий эксперимент с целью исследования оценочной деятельности третьеклассников на уроках литературного чтения.
5. Разработать методическую модель формирования оценочных суждений учащихся 3 класса на уроках литературного чтения.
6. Провести экспериментальную проверку эффективности предложенной методической модели.
Гипотеза исследования: Процесс формирования оценочных суждений учащихся третьего класса на уроках литературного чтения будет проходить успешно, если:
- будет использована методика поэтапного формирования навыков и умений третьеклассников выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о прочитанном или услышанном;
- будут учтены психологические особенностиличностного развития школьников, их мышление и восприятие литературного текста и предложены компетентностно-ориентированные задания с оценочной функцией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования: изучение и анализ научных трудов психологов, литературоведов, методистов;
- методы эмпирического исследования: беседы с педагогом, анкетирование, анализ письменных и устных работ учащихся.
Методики исследования:
1. Методика З.И. Романовой «Анализ художественного произведения».
2. Моделирование сказки «Карты Проппа».
3. Методика «Чтение – прогнозирование».
База исследования: МОУ СОШ № 2010 города ????. В эксперименте принимали участие 37 учащихся третьего класса, которые были распределены в две группы: в экспериментальную группу вошли школьники 3А класса в количестве 18 человек, в контрольную группу – школьники 3Б класса в количестве 19 человек.
Теоретическая база исследования: Проблемами формирования эффективного литературного развития младших школьников занимались выдающиеся психологи и писатели: это И. Кант, Н. Бердяев, В. Розонов. Основы методики чтения были разработаны К. Ушинским, который подчеркивал познавательное и эстетическое значение чтения. Авторы программ и учебников: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн отобрали для изучения художественные произведения, соответствующие возрасту школьников и способствующие формированию оценочных суждений и навыков сознательного чтения. Исследования А.М. Нафиковой, Т.В. Рыжковой, М.И. Омороковойпоказали, что быстрое и осознанное чтение и восприятие художественных произведений служит главным средством формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав – одна теоретическая, две экспериментальные, заключения, списка литературы и приложений.


Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы методики формирования оценочных суждений на уроках литературного чтения в начальных классах 8
1.1 Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками 8
1.2 Педагогические основы восприятия художественных произведений 15
1.3 Требования ФГОС и программ по литературному чтению, направленных на формирование оценочных суждений 17
1.4 Методика формирования оценочных суждений в процессе изучения произведений по предмету «Литературное чтение» 29
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Диагностика уровня развития оценочной деятельности третьеклассников на уроках литературного чтения 37
2.1 Цель, задачи и методики констатирующего эксперимента 37
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по 2 главе 53
Глава 3. Эффективность педагогической деятельности по формированию оценочных суждений на уроках литературного чтения в третьем классе 54
3.1 Задачи и методики формирующего эксперимента 54
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 64
Выводы по 3 главе 76
Заключение 78
Список литературы 80
Приложение 85


Заключение

В соответствии с концепцией начального литературного образования определена структура уроков чтения и образовательные процессы: развитие навыка чтения, углубленное восприятие художественного текста, формирование основ читательской деятельности и формирование оценочных суждений. Практическая направленность уроков в начальной школе показала, что быстрота и качество чтения, уровень восприятия художественного текста влияют на формирование и развитие оценочных суждений на уроках литературного чтения
Современная методика литературного чтения ориентирована в основном на становление навыка чтения, мало внимания уделяется литературоведческой стороне образования младших школьников. Это приводит к тому, что школьники часто испытывают трудности с анализом текста: выделение главной идеи, осознанное восприятие смысла художественного произведения, характеристика литературных героев, нахождение и оценка выразительных средств, мнения автора и личных суждений при оценке событий или поступков героев.
Литературное чтение имеет разнообразие произведений для чтения, что помогает сформировать более глубокий интерес школьников к самостоятель-ному чтению, осознание значимости нравственных ценностей в окружающем мире.Работа по формированию оценочных суждений учащихся на уроках литературного чтения представляет собой единый и сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
В процессе формирования оценочных суждений учитываются особенности художественного мышления и восприятия литературного текста младшими школьниками. При анализе произведений используется духовно-нравственный, лингвистический и оценочный аспекты, что качественно влияет на динамику развития оценочных суждений.
В работе были решены поставленные задачи:
- была раскрыта сущность понятия «оценочное суждение»;
- была выявлена специфика развития оценочных суждений у учащихся третьего класса с точки зрения психологии и педагогики;
- была проведена диагностика уровней развития восприятия художественного произведения и оценочных суждений у младших школьников;
- на основе программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевойнами были внедрены методики, способствующие развитию оценочных суждений на уроках;
- проведена экспериментальная проверка эффективности предложенной методической модели.
В результате нашей работы произошли сдвиги, положительные изменения в развитии оценочных суждений у учащихся третьего класса в экспериментальной группе. Эти изменения проявлялись в способности высказать личное мнение в свободной форме, в творческом подходе при анализе художественного текста. При высказывании личного оценочного суждения школьники в ходе повторной диагностики выделяли авторскую и собственную позицию, аргументируя её строчками из предложенного текста или собственной смоделированной сказки.
Результаты, полученные в экспериментальной части исследования, полностью подтвердили наше предположение о том, что формирование оценочных суждений учащихся третьего класса на уроках литературного чтения будет проходить успешно, если:
- будет использована методика поэтапного формирования навыков и умений третьеклассников выражать оценочные суждения: от формирования способностей увидеть авторскую позицию и ценности художественного произведения к умению высказать собственную точку зрения о прочитанном или услышанном;
- будут учтены психологические особенности личностного развития школьников, их мышление и восприятие литературного текста и предложены компетентностно-ориентированные задания с оценочной функцией.

Список литературы

1. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: Диссерт.докторапед.наук. – М., 2015. – 180с.
2. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. - М.,2000.
3. Безруких Е.В. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. – Сайт «Педсовет – ORG. – www.pedsovet.org(дата обращения 07.02.2015).
4. Бершанская О.Н. Мобилизующий этап уроков литературного чтения// Начальная школа. – 2008.- № 7. – С.15-19.
5. Бершанская О.Н. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2006.- № 4. – С.46-53.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. Части 1,2.- М.: Баласс, 2010.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». - М.: Баласс, 2010.
8. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / – М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М.: Педагогика, 2010. – 280с.
9. Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы.- М.: Вентана-Граф, 2006. – 80с.
10. Воспитание гражданской позиции: переосмысление подхода к оценке учеников: Семинар по оценке. – Будапешт, Венгрия: Институт «Открытое Общество», 2011. – 150с.
11. Воюшина. М.П. Методические основы литературного развития младших школьников: Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 2011. - 190с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2006. – 156с.
13.Горецкий В.Г., КирюшкинВ.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д.Русская азбука. – М.: Просвещение, 2012.
14. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики / Т.М. Губанова. - М.: Институт учебника Пайдейя, 2011. – 296с.
15. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Вопросы психологии.- 2003.-№ 2 - С. 12-17.
16. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов, И.Ломпшер, А. К. Маркова. - М., 2002.-231с.
17. Данилова Е. А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. А. Данилова; Ярослав.гос. ун-т им. Демидова-Ярославль, 2013. – 140с. (С.21-22).
18. Демидова К.В. Психологические особенности морально-оценочных суждений младших школьников. – М., 2011. – 180с.
19. Ефремов О.Ю. Педагогика. – СПб.: Питер, 2010. - 352с.
20. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Методическое пособие для3 класса / Л.А. Ефросинина. – М: Вентана-Граф, 2013. – 272с.
21. Зюзина Н.О. Моделирование на уроке литературного чтения как условие успешного формирования оценочных суждений. – Омск, 2014. – 66с.
22. Исаева О.В. Работа с тестом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О.В. Исаева // Современные научные исследования. Выпуск 2 / под ред. П.М. Горева и В.В. Утемова. – Концепт. – 2014. – Приложение № 20.
23. Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–10. – С. 230-231;URL: www.rae.ru/fs/(дата обращения: 07.02.2015).
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
25. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения. 3 класс. - М.: Просвещение, 2007. – 144с.
26. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. «Все для учителя». – 2012. - № 6. – С. 8 – 12.
27. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. – 208с.
28. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 – № 2, С. 2-10.
29. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011.
30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. - М.: Смысл. 2007. -380с.
31. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / Сост. В.А. Лазарева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 130с..
32. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2010.
33. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008.- С. 272–286.
34. Мещерякова М.И. Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь. - М.: Флинта: Наука, 2008. – 480с.
35. Морозова С.В. Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках чтения: Методическое пособие / С.В. Морозова. – М.: Наука, 2010. – 98с.
36. Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить? // Начальная школа. - 2007. - № 6. – с. 72-76.
37. Нафикова А.М. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. – М., 2013. – 140с.
38. Обухова Е.А. Урок литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. – 2008.- № 7. – С.20-27.
39. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М.: Аркти, 2007. – С.137.
40. Пискунова Л.П. Формирование навыков чтения и литературной деятельности учащихся начальной школы. – www.opencklass.ru/ - 2014/ (дата обращения 02.02.2015).
41. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2013. – 204с.
42. Программы четырехлетней начальной школы: Проект Перспективная начальная школа / Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, А.А. Гринева, Т.М. Рагозина, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Огарков. – М.: Академкнига, 2013. – 196с.
43. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4) в двух частях, часть 1. – М.: Просвещение, 2013. – 318с.
44. Программа по литературному чтению: «Школа 2100»/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.- М.: Баланс, 2013. – 140с.
45. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. - 2009. - № 9.
46. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.
47. Сейфулина С.А. Развитие литературных способностей детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2008. - №2. – с.29-32.
48. Светловская М.М. Методы обучения чтению: Что это такое: / Начальная школа. – 2005. - № 2. – С.38-47.
49. Свиридова В.Ю. УМК «Система общего развития Л.В. Занкова». – Самара: Изд-во Учебная литература, 2014.
50. СметанниковаН.Н. Обучение чтению как шаг в направлении реализации Национальной программы поддержки и развития чтения // Сибирский учитель. – 2012. - № 4 (83). – С.74-79.
51.Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 82 с.
52. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание 2004. - 60с..
53. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. – 2011. - № 2.
54. Чуракова Н.А. Программа курса Литературное чтение. – М.: Академкнига, 2013. – С.68, 72, 78, 85.
55. Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 2006. – 148с.
56. Шункова Е.Л. Пути совершенствования литературно-творческого развития учащихся на уроках литературного чтения: Из опыта работы. – Новосибирск: Знание, 2014. – 60с.

Купить эту работу

Формирование у учеников 3 класса оценочных суждений на уроках литературного чтения

2240 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 мая 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
EkaterinaKonstantinovna
4.5
15 000+ выполненных заказов 📚 Работа с etxt и антиплагиат (вуз/бесплатный) Корректировки возможны ✍
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2240 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Визуализация функциональных зависимостей, как средство обучения учащихся 7-9 классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Дипломная работа

Мутация голоса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Дипломная работа

Изучение геометрического материала в начальной школе с использованием компьютерных презентаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Развитие выносливости у старшеклассников на уроках физической культуры легкоатлетической направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1890 ₽
Дипломная работа

Художественное развитие учащихся начальных классов на кружке «Монотипия и флористика»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1700 ₽

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе EkaterinaKonstantinovna 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе EkaterinaKonstantinovna 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Методические основы изучения величин в ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Подготовка руки к письму детей 6- 7 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Развитие математических способностей на уроках геометрии в 7 классе с помощью нестандартных уроков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽