Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Неоспоримая роль овладения ребенком-дошкольником речью, правильным восприятием, звуковым анализом и синтезом обуславливает важность изучения проблемы исследования речевого восприятия у старших дошкольников. Уровень развития речи влияет не только на качество детской речи, ее полноту, внятность, грамотность, но и обуславливает предпосылки для усвоения грамоты, а потому выступает необходимым условием подготовки ребенка к школьному обучению.
Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Общеизвестно, что ранняя коррекционная работа логопеда совместно с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.
Использование в работе по формированию коммуникативной функции речи для детей с ОНР обеспечит необходимый уровень познавательного интереса со стороны ребенка, что позволит поддерживать положительную мотивацию речевых занятий у детей, избегать принуждения в организации логопедических занятий.
Разработкой проблемы развития у детей-дошкольников с ОНР и коррекции отклонений речевой стороны занимались такие ученые как Г.В. Гуровец, Н.В. Дурова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, С.А. Миронова, О.А. Реуцкая, Е.Ф. Соботович и мн. др.
Объект исследования – особенности развития речи у детей с ОНР
Предмет исследования – специфика развития коммуникативной функции с ОНР
Цель-разработка и реализация комплекса мероприятий направленного на развитие детей с ОНР
Задачи:
1. Выявить особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста жизни логопедической группы , методом теоретического анализа научной и методической литературы.
2. Провести диагностику уровней развития коммуникативной функции у детей с ОНР логопедической группы ДОО.
3. Апробировать и разработать комплекс мероприятий направленных на развитие коммуникативной функции у детей седьмого года жизни логопедической группы ДОО.
4. Провести контрольную диагностику уровней развития коммуникативной функции у детей седьмого года жизни логопедической группы ДОО.
Гипотеза:развитие коммуникативной функции у детей 3 степени ОНР обусловлено:
1. Разработан комплекс мероприятий направленный на развитие ОНР
2. Предметно-развивающая среда обогащена логопедическими пособиями
3. Осуществляется интеграция видов деятельности дошкольников, способствующая развитию коммуникативной функции у детей с ОНР
Объект -процесс развития коммуникативной функции у детей седьмого года жизни логопедической группы ДОО.
Предмет –развитие коммуникативной функции у детей с ОНР 3 степени
Методы исследования:
1. Анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ программных документов, определяющих содержания образования в ДОО.
3. Наблюдение,тестирование
4. Статистические методы обработки данных.
Методологической основой исследования выступили следующие научные подходы:
-системный подход к изучению, обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза, предложенный П.К. Анохиным, А.Г. Асмоловым, М.С. Каганом и др.;
-личностно-ориентированный подход, разработанныйВ.В. Давыдовом, И.С. Якиманской и др.;
-основные положения теории развития нормальных и аномальных детей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Певзнер и др.;
-учение о роли социальной среды в формировании личностиЛ.С. Выготского; теоретические концепции диагностики развития и коррекции детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др.
База исследования : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад 50 комбинированного вида , Гатчинского района , Ленинградской области.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты проблемы коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР 1.1. Характеристика коммуникативной функции речи 6
1.2. Речевое развитие дошкольников с ОНР 17
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей с ОНР 23
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальные исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень 43
2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной и контрольной групп 43
2.2. Организация и методы исследования 45
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 51
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень …………………………………………………………………………..57
3.1. Содержание и основные направления работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень 57
3.2. Результаты контрольного эксперимента 70
Выводы по третьей главе 74
Заключение 75
Список литературы 77
Значение развития речи в дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно речь выступает катализатором развития остальных познавательных функций ребенка. Детская речь в своем становлении проходит пять этапов: дофонематический, возникновение различения контрастных фонем, начало дифференциации звуков, становление правильности активной речи, завершение правильности фонематического восприятия.
У ребенка в возрасте от трех до семи лет онтогенез речевого развития происходит в форме расширения словарного запаса, совершенствования грамматики, убывания которой утверждается, эгоцентризма речи, обогащения когнитивных и языковых структур.
Многочисленные исследования в логопедии свидетельствуют о больших возможностях логопедической коррекционной работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи И.П. Павлов, подчёркивал чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм,
Как правило, эти дети не уверены в себе, они раздражительны, вспыльчивы, часто обижаются по пустякам, агрессивны. Им тяжело наладить контакт со сверстниками, определенные трудности они испытывают и в общении со взрослыми. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Итак, особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Указанные особенности в речевом и неречевом развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. Педагогу следует так организовать учебный процесс, чтобы ребенку была предоставлена возможность самостоятельно добывать знания.
Для этого необходима организация внешних действий на специально сформированной ориентировочной базе и последовательный перевод ее на внутреннее содержание.
Общее направление организации работы по достижению необходимых результатов и формирования положительно отношения дошкольников к процессу овладения знаниями можно представить в виде постепенного перехода от групповых действий, которые инициирует и направляет педагог к самостоятельным действиям детей. Таким образом, в целом можно сказать, что у детей с ОНР отмечается значительное замедление темпа развития речевых и неречевых психических функций, по сравнению с нормой.
По итогам проведения дипломного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы и на основе анализа теоретико-методологической литературы по проблеме исследования разработать и апробировать методику работы по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена роль коммуникации в развитии речи ребенка.
2. Рассмотрено развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определены методы формирования фонематического восприятия
4. Осуществлено обследование речи детей, нацеленное на диагностику детей с ОНР
5. Предложена и апробирована методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
В своей работе мы рассмотрели коммуникации при условии занятий ребенка в логопедической группе. После изучения литературы соответствующей тематики мы разработали методику диагностики и развития интеллектуальной готовности у детей с логопедическими проблемами. Наши разработки имеют как интеллектуальную направленность, так и акцент на речевых элементах развития детей. Разработанная программа показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в учебном и воспитательном процессе.
Используя в коррекционной работе предметно-практическую деятельность наряду с дидактическими играми и речевыми упражнениями, можно эффективно формировать, развивать и в дальнейшем совершенствовать умения запоминать лексический и наглядный материал. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В заключение необходимо отметить, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме использования приемов дидактической игры в процессе формирования готовности у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также в проведении самостоятельной опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:
- логопедами с целью оптимизации своей деятельности по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
- родителями, воспитывающими детей-дошкольников нарушениями речи с целью просвещения и расширения своих знаний по проблеме;
- студентами-логопедами с целью самообразования и самоподготовки по теме исследования.
Авторская раббота
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Неоспоримая роль овладения ребенком-дошкольником речью, правильным восприятием, звуковым анализом и синтезом обуславливает важность изучения проблемы исследования речевого восприятия у старших дошкольников. Уровень развития речи влияет не только на качество детской речи, ее полноту, внятность, грамотность, но и обуславливает предпосылки для усвоения грамоты, а потому выступает необходимым условием подготовки ребенка к школьному обучению.
Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Общеизвестно, что ранняя коррекционная работа логопеда совместно с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.
Использование в работе по формированию коммуникативной функции речи для детей с ОНР обеспечит необходимый уровень познавательного интереса со стороны ребенка, что позволит поддерживать положительную мотивацию речевых занятий у детей, избегать принуждения в организации логопедических занятий.
Разработкой проблемы развития у детей-дошкольников с ОНР и коррекции отклонений речевой стороны занимались такие ученые как Г.В. Гуровец, Н.В. Дурова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, С.А. Миронова, О.А. Реуцкая, Е.Ф. Соботович и мн. др.
Объект исследования – особенности развития речи у детей с ОНР
Предмет исследования – специфика развития коммуникативной функции с ОНР
Цель-разработка и реализация комплекса мероприятий направленного на развитие детей с ОНР
Задачи:
1. Выявить особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста жизни логопедической группы , методом теоретического анализа научной и методической литературы.
2. Провести диагностику уровней развития коммуникативной функции у детей с ОНР логопедической группы ДОО.
3. Апробировать и разработать комплекс мероприятий направленных на развитие коммуникативной функции у детей седьмого года жизни логопедической группы ДОО.
4. Провести контрольную диагностику уровней развития коммуникативной функции у детей седьмого года жизни логопедической группы ДОО.
Гипотеза:развитие коммуникативной функции у детей 3 степени ОНР обусловлено:
1. Разработан комплекс мероприятий направленный на развитие ОНР
2. Предметно-развивающая среда обогащена логопедическими пособиями
3. Осуществляется интеграция видов деятельности дошкольников, способствующая развитию коммуникативной функции у детей с ОНР
Объект -процесс развития коммуникативной функции у детей седьмого года жизни логопедической группы ДОО.
Предмет –развитие коммуникативной функции у детей с ОНР 3 степени
Методы исследования:
1. Анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ программных документов, определяющих содержания образования в ДОО.
3. Наблюдение,тестирование
4. Статистические методы обработки данных.
Методологической основой исследования выступили следующие научные подходы:
-системный подход к изучению, обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза, предложенный П.К. Анохиным, А.Г. Асмоловым, М.С. Каганом и др.;
-личностно-ориентированный подход, разработанныйВ.В. Давыдовом, И.С. Якиманской и др.;
-основные положения теории развития нормальных и аномальных детей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Певзнер и др.;
-учение о роли социальной среды в формировании личностиЛ.С. Выготского; теоретические концепции диагностики развития и коррекции детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др.
База исследования : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад 50 комбинированного вида , Гатчинского района , Ленинградской области.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты проблемы коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР 1.1. Характеристика коммуникативной функции речи 6
1.2. Речевое развитие дошкольников с ОНР 17
1.3. Особенности коммуникативных навыков у детей с ОНР 23
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальные исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень 43
2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной и контрольной групп 43
2.2. Организация и методы исследования 45
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 51
Выводы по второй главе 56
Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень …………………………………………………………………………..57
3.1. Содержание и основные направления работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР 3 уровень 57
3.2. Результаты контрольного эксперимента 70
Выводы по третьей главе 74
Заключение 75
Список литературы 77
Значение развития речи в дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно речь выступает катализатором развития остальных познавательных функций ребенка. Детская речь в своем становлении проходит пять этапов: дофонематический, возникновение различения контрастных фонем, начало дифференциации звуков, становление правильности активной речи, завершение правильности фонематического восприятия.
У ребенка в возрасте от трех до семи лет онтогенез речевого развития происходит в форме расширения словарного запаса, совершенствования грамматики, убывания которой утверждается, эгоцентризма речи, обогащения когнитивных и языковых структур.
Многочисленные исследования в логопедии свидетельствуют о больших возможностях логопедической коррекционной работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи И.П. Павлов, подчёркивал чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и её неограниченные возможности, писал: «Ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм,
Как правило, эти дети не уверены в себе, они раздражительны, вспыльчивы, часто обижаются по пустякам, агрессивны. Им тяжело наладить контакт со сверстниками, определенные трудности они испытывают и в общении со взрослыми. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Итак, особенности речевого развития детей с ОНР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Указанные особенности в речевом и неречевом развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. Педагогу следует так организовать учебный процесс, чтобы ребенку была предоставлена возможность самостоятельно добывать знания.
Для этого необходима организация внешних действий на специально сформированной ориентировочной базе и последовательный перевод ее на внутреннее содержание.
Общее направление организации работы по достижению необходимых результатов и формирования положительно отношения дошкольников к процессу овладения знаниями можно представить в виде постепенного перехода от групповых действий, которые инициирует и направляет педагог к самостоятельным действиям детей. Таким образом, в целом можно сказать, что у детей с ОНР отмечается значительное замедление темпа развития речевых и неречевых психических функций, по сравнению с нормой.
По итогам проведения дипломного исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы и на основе анализа теоретико-методологической литературы по проблеме исследования разработать и апробировать методику работы по коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена роль коммуникации в развитии речи ребенка.
2. Рассмотрено развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определены методы формирования фонематического восприятия
4. Осуществлено обследование речи детей, нацеленное на диагностику детей с ОНР
5. Предложена и апробирована методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
В своей работе мы рассмотрели коммуникации при условии занятий ребенка в логопедической группе. После изучения литературы соответствующей тематики мы разработали методику диагностики и развития интеллектуальной готовности у детей с логопедическими проблемами. Наши разработки имеют как интеллектуальную направленность, так и акцент на речевых элементах развития детей. Разработанная программа показала свою эффективность и может быть рекомендована для использования в учебном и воспитательном процессе.
Используя в коррекционной работе предметно-практическую деятельность наряду с дидактическими играми и речевыми упражнениями, можно эффективно формировать, развивать и в дальнейшем совершенствовать умения запоминать лексический и наглядный материал. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В заключение необходимо отметить, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по проблеме использования приемов дидактической игры в процессе формирования готовности у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также в проведении самостоятельной опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования следующими категориями лиц:
- логопедами с целью оптимизации своей деятельности по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
- родителями, воспитывающими детей-дошкольников нарушениями речи с целью просвещения и расширения своих знаний по проблеме;
- студентами-логопедами с целью самообразования и самоподготовки по теме исследования.
Авторская раббота
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 54201 Дипломная работа — поможем найти подходящую