Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.
Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов отечественной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете современных психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе развивающих упражнений»
Цель исследования: определить эффективность использования развивающих упражнений в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние развивающих упражнений на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развивающие упражнения могут способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, если:
- их содержание будет направлено на расширение перцептивных действий;
- они закрепляют представления детей о сенсорных эталонах (цвет, форма)
- они будут включены в различные виды детской деятельности, требующие опоры на сенсорный опыт детей: элементарный бытовой труд, конструирование, рисование и др.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Охарактеризовать развивающие упражнения как средство развития ребенка дошкольного возраста.
- Выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
- Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования развивающих упражнений в формировании сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования А.В. Запорожца о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, теория Л.А. Венгера об условиях формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста; теоретические положения А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой о педагогическом потенциале дидактических игр.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Эмпирические методы: «Эталоны» (О.М. Дьяченко); «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская), «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер), педагогический эксперимент.
Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ проблемы исследования дополнит теоретические основы проблемы сенсорного развития в дошкольном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в том, что система дидактических игр и упражнений, направленная на сенсорное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста может быть предложена воспитателям ДОУ и родителям.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….…………….6
1.1 Исследования ученых в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………. .6
1.2 Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте………………………………………………………………………………….………11
1.3 Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….…12
1.4 Условия и средства сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………15
1.5 Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада…………………………………………………… 24
1.6 Роль развивающих упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….....25
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ УПАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА… ….28
2.1 Анализ сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………… 28
2.2 Развивающие упражнения как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...39
2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………….….….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……....…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….….……46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…..…48
Оценка на защите- "хорошо", место защиты- Некрасовский педагогический колледж.
Состоит из теоретической и практической части, тема диплома раскрыта.
Дополнительно могу предоставить презентацию, речь, глоссарий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Божович Л.И. Этапы формирования личностного опыта//Вопросы психологии, №4, 1978.- 214 c.
2.Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.-199 c.
3.Венгер Л.А. Младший дошкольник// Дошкольное воспитание №1, 1994.-C.21-23.
4.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -232c.
5.Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.-328c.
6.Возрастная и педагогическая психология/Под ред М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение,1984.-252c.
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М.: Педагогическое
8.Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте/Избр. психол.труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1.-378c.
9.Кашеварова Л. Цветовосприятие// Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 5-14.
10.Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.-182c.
11.Луканова Г. Изобразительное искусство. // Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 26-31.
12.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.-330c.
13.Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.-329c.
14.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.
15.Муханова К. ,Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание, №4, 1994.-275c.
16.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.-179c.
17.Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981. - 72с
18.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995.-312c.
19.Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1996.-189c.
20.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.
21.Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.-211с.
22.Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника// Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.-344с.
23.Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1993.-232с.
24.Сенсорное воспитание в детском саду/Под. Ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой, 2-е изд. - М.,1981.-214с.
25.Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика,1990.-166с.
26.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (младшие группы): пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
27.Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1960.-125с.
28.Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.
29.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.-276с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.
Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов отечественной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете современных психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе развивающих упражнений»
Цель исследования: определить эффективность использования развивающих упражнений в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние развивающих упражнений на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развивающие упражнения могут способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, если:
- их содержание будет направлено на расширение перцептивных действий;
- они закрепляют представления детей о сенсорных эталонах (цвет, форма)
- они будут включены в различные виды детской деятельности, требующие опоры на сенсорный опыт детей: элементарный бытовой труд, конструирование, рисование и др.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- Охарактеризовать развивающие упражнения как средство развития ребенка дошкольного возраста.
- Выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
- Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования развивающих упражнений в формировании сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования А.В. Запорожца о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, теория Л.А. Венгера об условиях формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста; теоретические положения А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой о педагогическом потенциале дидактических игр.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Эмпирические методы: «Эталоны» (О.М. Дьяченко); «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская), «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер), педагогический эксперимент.
Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ проблемы исследования дополнит теоретические основы проблемы сенсорного развития в дошкольном возрасте.
Практическая значимость работы заключается в том, что система дидактических игр и упражнений, направленная на сенсорное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста может быть предложена воспитателям ДОУ и родителям.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….…………….6
1.1 Исследования ученых в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………. .6
1.2 Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте………………………………………………………………………………….………11
1.3 Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….…12
1.4 Условия и средства сенсорного развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………15
1.5 Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада…………………………………………………… 24
1.6 Роль развивающих упражнений в сенсорном развитии детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………….....25
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ УПАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА… ….28
2.1 Анализ сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………… 28
2.2 Развивающие упражнения как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...39
2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………….….….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……....…………………………………………………………………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….….……46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…..…48
Оценка на защите- "хорошо", место защиты- Некрасовский педагогический колледж.
Состоит из теоретической и практической части, тема диплома раскрыта.
Дополнительно могу предоставить презентацию, речь, глоссарий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Божович Л.И. Этапы формирования личностного опыта//Вопросы психологии, №4, 1978.- 214 c.
2.Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.-199 c.
3.Венгер Л.А. Младший дошкольник// Дошкольное воспитание №1, 1994.-C.21-23.
4.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -232c.
5.Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.-328c.
6.Возрастная и педагогическая психология/Под ред М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение,1984.-252c.
7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М.: Педагогическое
8.Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте/Избр. психол.труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1.-378c.
9.Кашеварова Л. Цветовосприятие// Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 5-14.
10.Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.-182c.
11.Луканова Г. Изобразительное искусство. // Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 26-31.
12.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.-330c.
13.Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.-329c.
14.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.
15.Муханова К. ,Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание, №4, 1994.-275c.
16.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.-179c.
17.Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981. - 72с
18.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995.-312c.
19.Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1996.-189c.
20.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.
21.Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.-211с.
22.Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника// Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.-344с.
23.Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1993.-232с.
24.Сенсорное воспитание в детском саду/Под. Ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой, 2-е изд. - М.,1981.-214с.
25.Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика,1990.-166с.
26.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (младшие группы): пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
27.Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1960.-125с.
28.Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.
29.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.-276с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
8000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую