Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

  • 64 страниц
  • 2021 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

bogdghe

Два высших образования

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сензетивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Сенсорная культура, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Сенсорная культура, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки, поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и сенсорную культуру ребенка.
Исследованиям в области формирования сенсорной культуры дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и другие.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М.Монтессори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) считали, что «сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценной сенсорной культуры, является одним из основных сторон дошкольного воспитания»[18, с. 109].
В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения ребенком всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте.
Особенности сенсорного развития детей второго года жизни заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Для сенсорного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Накопление сенсорных представлений и эталонов у ребенка раннего возраста возможно под руководством взрослого и при создании взрослым предметно-развивающей среды.
Правильно организованная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка: физического, познавательного, социального, эстетического.
Во многих педагогических трудах, освещающих проблему организации развивающей среды (С.Л. Новоселова, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Н.А. Реуцкая, Н.Я. Михайленко, Т.Н. Доронова и др.), поднимается вопрос о воспитательном потенциале предметно-пространственной среды, её роли в интеллектуальном развитии ребенка раннего и дошкольного возраста.
Вместе с тем следует отметить наличие противоречий, позволяющих актуализировать проблему формирования у детей сенсорной культуры:
- между пониманием важности и необходимости создания условий для развития разнообразных ощущений у детей и обедненностью среды однообразными по характеристикам и качествам предметами и материалами;
- между пониманием важности в развитии ребенка непосредственного восприятия качеств и свойств предметов, явлений и все больше увеличивающимся объемом опосредованного восприятия окружающего мира;
- между пониманием необходимости создания автодидактического материала для сенсорного развития и недостаточной его представленностью в пространстве детского сада.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится построение предметно-развивающей среды для активной целенаправленной и разнообразной деятельности ребенка второго года жизни и формирования у него сенсорной культуры.
Цель исследования: показать способы эффективного использования предметно-пространственной среды в формировании сенсорной культуры детей 2-го года жизни.
Объект исследования: формирование сенсорной культуры у детей раннего и дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование развивающей предметно-пространственной среды в формировании сенсорной культуры детей 2-го года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование сенсорной культуры у детей 2-го года жизни средствами развивающей предметно-пространственной среды будет осуществляться эффективно, если:
- она гетерогенна и содержит в себе предметы, позволяющие выполнять разнообразные перцептивные действия;
- педагог при её презентации использует в речи название сенсорных эталонов и побуждает детей к их проговариванию и использованию их свойств разных видах детской деятельности;
- педагог побуждает детей в предметной деятельности учитывать качества используемых предметов и материалов.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования сенсорной культуры у детей раннего и дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать методы и приёмы формирования сенсорной культуры у детей в период раннего и дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
4. Выявить уровень сенсорного развития у детей 2-го года жизни.
5. Опытно-экспериментальным

Ведение………………………………..…………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы формирования сенсорной культуры
у детей в период раннего и дошкольного детства…………………………...9
1.1. Изучение вопроса формирования сенсорной культуры у детей раннего и дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…..9
1.2. Общая характеристика форм и методов сенсорного развития и воспитания детей в период дошкольного детства…………………………..…17
1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО………………………………………………..24
Глава 2. Использование развивающей предметно-пространственной среды в формировании сенсорной культуры детей 2-го года жизни…....32
2.1. Анализ уровня сенсорного развития детей 2-го года жизни………..32
2.2. Формирование сенсорной культуры у детей 2- го года жизни средствами развивающей предметно-пространственной среды…………...…41
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………45
Заключение……………………………………………………………..……….55
Библиографический список…………………………………….…………….58
Приложение……………………………………………………….…………….64

Работа написана для ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, защищена на "Отлично".
Работа написана самостоятельно, оригинальность "чистая", по системе Антиплагиат.ру - 78%
В работе теоретическая и практические части, много наглядностей - рисунки, графики, таблицы, фото..
К Диплому есть Доклад на защиту, презентация, Аннотация и Автореферат

Библиографический список

1. Абаляшина Л.И. Взаимосвязь развивающей предметно-пространственной среды и сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста / Л.И. Абаляшина, Т.Ю. Иванова, О.А. Скрупская // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2016. – С. 150-156.
2. Амет-Уста З.Р. Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / З.Р. Амет-Уста, Е.А. Агибалова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 10 (26). – С. 46-49.
3. Барсукова О.В. Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / О.В. Барсукова, Е.Н. Гавриш // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 96-99.
4. Бражаева О.М. Эмоционально-сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 5 (5). – С. 184-189.
5. Боброва Н.Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Н. Боброва. – СПб. [и др.] : Питер, 2016. – 111 с
6. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
7. Бурба И. Центр тактильного развития // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 85-87.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2014. - № 13. – с.14.
9. Винникова О.Е. Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возрасты на основе использования развивающей среды сенсорной комнаты / О.Е. Винникова, С.Д. Титова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 480-482
10. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.
11. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
12. Глухова И. В. Маленькие помощники: интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию в первой младшей группе / И. В. Глухова, А. О. Коваленко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 1. – С. 57-61.
13. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76-80.
14. Готовцева Е.И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ // Вестник современных исследований. – 2018. – №5.3. – С. 167-169.
15. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
16. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
18. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
19. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. Умные книжки / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2016. - 297 c.
20. Иванова Т.А. Психолого-педагогические условия сенсорного развития у дошкольников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электрон. сб. ст. по материалам LII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 12 (51). – С. 57-61
21. Каратаева Н.А. Сенсорное воспитание дошкольников: современные тенденции и риски // Мир детства и образования : сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2017. – С. 102-105
22. Кусунгалиева Р.Н. Основы сенсорного воспитания // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2019. – Ч. 1. – С. 161-163
23. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2011. -№5. –с.13.
24. Кириенко В.Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – Москва, 2018. – С. 31-33.
25. Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр / Р.Г. Киршова // Традиции и инновации в современной науке : сб. матерериалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2016. – С. 483-484.
26. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
27. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011. – 448 с.
28. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783.
29. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград.: Учитель, 2013 – 226 с.
30. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет / Д.Н. Колдина. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 114 с.
31. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И.В. Комарова, Л.Л. Махина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 144-149.
32. Курилова И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2015. – 142 с.
33. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
34. Лях, Н. О. Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение / Н. О. Лях. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 35-37.
35. Маркина А. И. Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством аппликации // Проблемы теории и практики современной науки : материалы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. – Нефтекамск, 2018. – С. 163-168.
36. Михайлова О. Ю. Мастер-класс "Незнайка в Солнечном городе" : [в детском саду] // Современный детский сад. – 2019. – № 1. – С. 61-65.
37. Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста / Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 280-282.
38. Ребеко Е. А. "Синельная проволока": использование нетрадиционных материалов в сенсорном развитии дошкольников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы V Междунар. науч. конф. – Самара, 2019. – С. 184-187.
39. Севальнева П.А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / П.А. Севальнева, Р.А. Кутбиддинова // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 2 (9). – С. 75-77.
40. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
41. Тарасова С. Л. Организация предметно-пространственной среды как условие успешного сенсорного развития младших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 12. – С. 64-71.
42. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
43. Угрюмова С.Г. Педагогические условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // Научные исследования и разработки студентов : сб. материалов III Междунар. студ. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 59-62.
44. Хамитова Л.И. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Л.И. Хамитова, Ф.М. Сулейманова // Соврем. науч. исслед. и разработки. – 2017. – № 9 (17). – С. 506-508.
45. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / Ю.М. Хохрякова. – Москва, 2014. – 125 с.
46. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста. Раздел III, Гл. 10 Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста : учеб. пособие для СПО / Ю.М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 262 с.
47. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста : монография / Ю.М. Хохрякова ; Перм. гос. пед. ун-т, Каф. дошк. педагогики и психологии. – Пермь : ПГПУ, 2010. – 182 с.
48. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
49. Шаталова Е.В. Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2019.
50. Шикина К.Д. Сенсорное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности // Наука и современность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 181-183.
51. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
52. Янушко, Е. Сенсорное развитие для детей от 2 до 3 лет (комплект: 10 двухсторонних многоразовых карточек, брошюра с заданиями) / Е. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 256 c.
53. Янушко, Е. Сенсорное развитие для детей от 2 до 3 лет (комплект: 10 двухсторонних многоразовых карточек, брошюра с заданиями) / Е. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 256 c.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сензетивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Сенсорная культура, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
Сенсорная культура, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки, поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и сенсорную культуру ребенка.
Исследованиям в области формирования сенсорной культуры дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и другие.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М.Монтессори, Ф. Фребель), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и др.) считали, что «сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценной сенсорной культуры, является одним из основных сторон дошкольного воспитания»[18, с. 109].
В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения ребенком всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте.
Особенности сенсорного развития детей второго года жизни заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше ребенок получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.
Для сенсорного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Накопление сенсорных представлений и эталонов у ребенка раннего возраста возможно под руководством взрослого и при создании взрослым предметно-развивающей среды.
Правильно организованная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка: физического, познавательного, социального, эстетического.
Во многих педагогических трудах, освещающих проблему организации развивающей среды (С.Л. Новоселова, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Н.А. Реуцкая, Н.Я. Михайленко, Т.Н. Доронова и др.), поднимается вопрос о воспитательном потенциале предметно-пространственной среды, её роли в интеллектуальном развитии ребенка раннего и дошкольного возраста.
Вместе с тем следует отметить наличие противоречий, позволяющих актуализировать проблему формирования у детей сенсорной культуры:
- между пониманием важности и необходимости создания условий для развития разнообразных ощущений у детей и обедненностью среды однообразными по характеристикам и качествам предметами и материалами;
- между пониманием важности в развитии ребенка непосредственного восприятия качеств и свойств предметов, явлений и все больше увеличивающимся объемом опосредованного восприятия окружающего мира;
- между пониманием необходимости создания автодидактического материала для сенсорного развития и недостаточной его представленностью в пространстве детского сада.
Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится построение предметно-развивающей среды для активной целенаправленной и разнообразной деятельности ребенка второго года жизни и формирования у него сенсорной культуры.
Цель исследования: показать способы эффективного использования предметно-пространственной среды в формировании сенсорной культуры детей 2-го года жизни.
Объект исследования: формирование сенсорной культуры у детей раннего и дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование развивающей предметно-пространственной среды в формировании сенсорной культуры детей 2-го года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование сенсорной культуры у детей 2-го года жизни средствами развивающей предметно-пространственной среды будет осуществляться эффективно, если:
- она гетерогенна и содержит в себе предметы, позволяющие выполнять разнообразные перцептивные действия;
- педагог при её презентации использует в речи название сенсорных эталонов и побуждает детей к их проговариванию и использованию их свойств разных видах детской деятельности;
- педагог побуждает детей в предметной деятельности учитывать качества используемых предметов и материалов.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования сенсорной культуры у детей раннего и дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать методы и приёмы формирования сенсорной культуры у детей в период раннего и дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
4. Выявить уровень сенсорного развития у детей 2-го года жизни.
5. Опытно-экспериментальным

Ведение………………………………..…………………………………………...4
Глава 1. Теоретические основы формирования сенсорной культуры
у детей в период раннего и дошкольного детства…………………………...9
1.1. Изучение вопроса формирования сенсорной культуры у детей раннего и дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…..9
1.2. Общая характеристика форм и методов сенсорного развития и воспитания детей в период дошкольного детства…………………………..…17
1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО………………………………………………..24
Глава 2. Использование развивающей предметно-пространственной среды в формировании сенсорной культуры детей 2-го года жизни…....32
2.1. Анализ уровня сенсорного развития детей 2-го года жизни………..32
2.2. Формирование сенсорной культуры у детей 2- го года жизни средствами развивающей предметно-пространственной среды…………...…41
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………45
Заключение……………………………………………………………..……….55
Библиографический список…………………………………….…………….58
Приложение……………………………………………………….…………….64

Работа написана для ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, защищена на "Отлично".
Работа написана самостоятельно, оригинальность "чистая", по системе Антиплагиат.ру - 78%
В работе теоретическая и практические части, много наглядностей - рисунки, графики, таблицы, фото..
К Диплому есть Доклад на защиту, презентация, Аннотация и Автореферат

Библиографический список

1. Абаляшина Л.И. Взаимосвязь развивающей предметно-пространственной среды и сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста / Л.И. Абаляшина, Т.Ю. Иванова, О.А. Скрупская // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2016. – С. 150-156.
2. Амет-Уста З.Р. Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / З.Р. Амет-Уста, Е.А. Агибалова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 10 (26). – С. 46-49.
3. Барсукова О.В. Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / О.В. Барсукова, Е.Н. Гавриш // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 96-99.
4. Бражаева О.М. Эмоционально-сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 5 (5). – С. 184-189.
5. Боброва Н.Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Н. Боброва. – СПб. [и др.] : Питер, 2016. – 111 с
6. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
7. Бурба И. Центр тактильного развития // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 85-87.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2014. - № 13. – с.14.
9. Винникова О.Е. Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возрасты на основе использования развивающей среды сенсорной комнаты / О.Е. Винникова, С.Д. Титова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 480-482
10. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №1. - С.38-45.
11. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
12. Глухова И. В. Маленькие помощники: интегрированное занятие по развитию речи и сенсорному воспитанию в первой младшей группе / И. В. Глухова, А. О. Коваленко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. – № 1. – С. 57-61.
13. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76-80.
14. Готовцева Е.И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с ОВЗ // Вестник современных исследований. – 2018. – №5.3. – С. 167-169.
15. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
16. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
18. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
19. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. Умные книжки / О.Н. Земцова. - М.: Махаон, 2016. - 297 c.
20. Иванова Т.А. Психолого-педагогические условия сенсорного развития у дошкольников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электрон. сб. ст. по материалам LII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 12 (51). – С. 57-61
21. Каратаева Н.А. Сенсорное воспитание дошкольников: современные тенденции и риски // Мир детства и образования : сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2017. – С. 102-105
22. Кусунгалиева Р.Н. Основы сенсорного воспитания // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2019. – Ч. 1. – С. 161-163
23. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2011. -№5. –с.13.
24. Кириенко В.Л. Сенсорное развитие детей раннего возраста во взаимодействии со взрослыми // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – Москва, 2018. – С. 31-33.
25. Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр / Р.Г. Киршова // Традиции и инновации в современной науке : сб. матерериалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2016. – С. 483-484.
26. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
27. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011. – 448 с.
28. Кобель Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783.
29. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс (ав. - сост. Л. В. Годовникова и др.) - Волгоград.: Учитель, 2013 – 226 с.
30. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет / Д.Н. Колдина. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 114 с.
31. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / И.В. Комарова, Л.Л. Махина // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 144-149.
32. Курилова И. А. Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2015. – 142 с.
33. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
34. Лях, Н. О. Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение / Н. О. Лях. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 35-37.
35. Маркина А. И. Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством аппликации // Проблемы теории и практики современной науки : материалы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. – Нефтекамск, 2018. – С. 163-168.
36. Михайлова О. Ю. Мастер-класс "Незнайка в Солнечном городе" : [в детском саду] // Современный детский сад. – 2019. – № 1. – С. 61-65.
37. Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста / Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 1 (6). – С. 280-282.
38. Ребеко Е. А. "Синельная проволока": использование нетрадиционных материалов в сенсорном развитии дошкольников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы V Междунар. науч. конф. – Самара, 2019. – С. 184-187.
39. Севальнева П.А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / П.А. Севальнева, Р.А. Кутбиддинова // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 2 (9). – С. 75-77.
40. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
41. Тарасова С. Л. Организация предметно-пространственной среды как условие успешного сенсорного развития младших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 12. – С. 64-71.
42. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
43. Угрюмова С.Г. Педагогические условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // Научные исследования и разработки студентов : сб. материалов III Междунар. студ. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 59-62.
44. Хамитова Л.И. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Л.И. Хамитова, Ф.М. Сулейманова // Соврем. науч. исслед. и разработки. – 2017. – № 9 (17). – С. 506-508.
45. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста / Ю.М. Хохрякова. – Москва, 2014. – 125 с.
46. Хохрякова Ю.М. Педагогика раннего возраста. Раздел III, Гл. 10 Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста : учеб. пособие для СПО / Ю.М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 262 с.
47. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста : монография / Ю.М. Хохрякова ; Перм. гос. пед. ун-т, Каф. дошк. педагогики и психологии. – Пермь : ПГПУ, 2010. – 182 с.
48. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
49. Шаталова Е.В. Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2019.
50. Шикина К.Д. Сенсорное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности // Наука и современность : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 181-183.
51. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
52. Янушко, Е. Сенсорное развитие для детей от 2 до 3 лет (комплект: 10 двухсторонних многоразовых карточек, брошюра с заданиями) / Е. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 256 c.
53. Янушко, Е. Сенсорное развитие для детей от 2 до 3 лет (комплект: 10 двухсторонних многоразовых карточек, брошюра с заданиями) / Е. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 256 c.

Купить эту работу

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

23 июня 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
bogdghe
5
Два высших образования
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе bogdghe 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе bogdghe 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе bogdghe 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе bogdghe 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽