Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Задачи современного дошкольного образования достаточно объемны. Одна из важнейших из них – формирование у воспитанников готовности к жизни в социуме по определенным правилам и нормам, воспитание позитивной установки на познание, обучение, творчество, общение с людьми. Важно научить дошкольников строить свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми правильно, на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. В этом залог успешной готовности к обучению в школе и социальной адаптации подрастающего поколения.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10 2013 г., воспитание дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своего поведения; развитие социального и эмоционального интеллекта; отзывчивости, умения сопереживать; готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослы; формирование положительных установок к различным видам труда и творчества.
Задача дошкольной образовательной организации – помощь ребенку приобрести социальную компетентность, важнейшим структурным компонентом которой является социальная активность.
Степень разработанности проблемы. Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи: Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина [1, 4-5, 10, 17, 18, 20, 28, 32, 33, 44, 47, 48] и др.
Проблема социальной активности дошкольников стала предметом исследования многих ученых: Л. Артемовой, М. Алексеевой, Л.А. Герасимовой, А.Г. Николаевой [2, 12, 14, 35] и др.
Так, С.А. Козлова изучала данный феномен в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14]. А.В.Усова изучала вопросы взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45].
Детский сад имеет возможность создать благоприятные условия для реализации коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, в процессе которой дети могут накопить полезный общественной значимый опыт, развить социальные навыки конструктивного взаимодействия, необходимые для проявления социальной активности.
В публикациях молодых ученых разработаны вопросы, касающиеся сущности социального развития дошкольника, видов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит процесс социально личностного
развития ребенка, обоснованы принципы социального воспитания социальной активности дошкольника как психолого-педагогической проблемы С.Н. Юревич, Э.У. Магасумова [50]. Социальная активность в данном исследовании охарактеризована как личностное образование ребенка, имеющее несколько компонентов. Каждому компоненту дается содержательная характеристика.
М.Н. Ноефтова, М.Р. Шамтиева описывают экспериментальную работу по развитию социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения г. Йошкар-Олы на основе совместной практической деятельности детей и общения [38].
Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме показал, что существуют противоречия с между необходимостью формирования у старших дошкольников основ социальной активности и реальной практикой, в которой данный процесс осуществляется недостаточно эффективно.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая звучит следующим образом: каковы педагогические условия формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: процесс формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада будет осуществляться успешно, если:
- обеспечивается формирование у старших дошкольников мотивации участия в интересной и значимой для них деятельности;
- организуется социально значимая деятельность, в которой дети могут проявить важные социальные качества: самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к взаимодействию;
- организовано сотрудничество педагогов детского сада и родителей в
социальном развитии детей, в поддержке их социальной активности.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с
объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования социальной активности
старших дошкольников в научной литературе; определить сущностные характеристики данного понятия;
2) выявить особенности формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
3) определить эффективные методы и средства формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
4) провести экспериментальное исследование.
Теоретической основой исследования являются
- положения и выводы психологии и педагогики о социальном развитии и социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, развитии социальных навыков, социального–нравственного развития (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, А.П. Усова и др.);
- исследования проблемы формирования социальной компетентности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Т. Антонова, О.Ф. Борисова, Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец, Л.А. Герасимова, Т.Н.Захарова, В.Г. Маралов и В.А. Ситаров, А.Г. Николаева и др.).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, диагностические методики; эксперимент, математическая обработка данных, интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в возможности применения рекомендаций исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………….7
1.1 Поятие социальной активности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе …….....................................................................7
1.2 Особенности формирования социальной активности в условиях детского сада ………………………………………………………………......................15
1.3 Методы и формы формирования социальной активности
старших дошкольников в условиях детского сада …………………………..22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ………...........................................................31
2.1 Диагностика уровня сформированности социальных навыков у старших дошкольников …………………………………………………………………...31
2.2 Содержание экспериментальной программы развития социальных
активности старших дошкольников «Я в мире людей»…………………….44
2.3 Описание хода и анализ результатов экспериментальной работы……...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ Критерии и уровни сформированности социальной активности старших дошкольников ………………………………………….74
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Задачи современного дошкольного образования достаточно объемны. Одна из важнейших из них – формирование у воспитанников готовности к жизни в социуме по определенным правилам и нормам, воспитание позитивной установки на познание, обучение, творчество, общение с людьми. Важно научить дошкольников строить свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми правильно, на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. В этом залог успешной готовности к обучению в школе и социальной адаптации подрастающего поколения.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10 2013 г., воспитание дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своего поведения; развитие социального и эмоционального интеллекта; отзывчивости, умения сопереживать; готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослы; формирование положительных установок к различным видам труда и творчества.
Задача дошкольной образовательной организации – помощь ребенку приобрести социальную компетентность, важнейшим структурным компонентом которой является социальная активность.
Степень разработанности проблемы. Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи: Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина [1, 4-5, 10, 17, 18, 20, 28, 32, 33, 44, 47, 48] и др.
Проблема социальной активности дошкольников стала предметом исследования многих ученых: Л. Артемовой, М. Алексеевой, Л.А. Герасимовой, А.Г. Николаевой [2, 12, 14, 35] и др.
Так, С.А. Козлова изучала данный феномен в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14]. А.В.Усова изучала вопросы взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45].
Детский сад имеет возможность создать благоприятные условия для реализации коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, в процессе которой дети могут накопить полезный общественной значимый опыт, развить социальные навыки конструктивного взаимодействия, необходимые для проявления социальной активности.
В публикациях молодых ученых разработаны вопросы, касающиеся сущности социального развития дошкольника, видов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит процесс социально личностного
развития ребенка, обоснованы принципы социального воспитания социальной активности дошкольника как психолого-педагогической проблемы С.Н. Юревич, Э.У. Магасумова [50]. Социальная активность в данном исследовании охарактеризована как личностное образование ребенка, имеющее несколько компонентов. Каждому компоненту дается содержательная характеристика.
М.Н. Ноефтова, М.Р. Шамтиева описывают экспериментальную работу по развитию социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения г. Йошкар-Олы на основе совместной практической деятельности детей и общения [38].
Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме показал, что существуют противоречия с между необходимостью формирования у старших дошкольников основ социальной активности и реальной практикой, в которой данный процесс осуществляется недостаточно эффективно.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая звучит следующим образом: каковы педагогические условия формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: процесс формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада будет осуществляться успешно, если:
- обеспечивается формирование у старших дошкольников мотивации участия в интересной и значимой для них деятельности;
- организуется социально значимая деятельность, в которой дети могут проявить важные социальные качества: самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к взаимодействию;
- организовано сотрудничество педагогов детского сада и родителей в
социальном развитии детей, в поддержке их социальной активности.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с
объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования социальной активности
старших дошкольников в научной литературе; определить сущностные характеристики данного понятия;
2) выявить особенности формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
3) определить эффективные методы и средства формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
4) провести экспериментальное исследование.
Теоретической основой исследования являются
- положения и выводы психологии и педагогики о социальном развитии и социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, развитии социальных навыков, социального–нравственного развития (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, А.П. Усова и др.);
- исследования проблемы формирования социальной компетентности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Т. Антонова, О.Ф. Борисова, Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец, Л.А. Герасимова, Т.Н.Захарова, В.Г. Маралов и В.А. Ситаров, А.Г. Николаева и др.).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, диагностические методики; эксперимент, математическая обработка данных, интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в возможности применения рекомендаций исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 711-715. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 31.01.2021).
2. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. – 2004. – N 5. – С. 54–69.
3. Артемова Л. Формирование социальной активности / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 39-41.
4. Бабаева Т.И. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте /Т.И.Бабаева // Сб. науч. тр. – СПб.: «АКЦИДЕНТ», 2007. – С.З-14.
5. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т.И.Бабаева // Методические рекомендации к программе «Детство». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – С. 47–63.
6. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.01/ Белоцерковец Наталья Ивановна – Карачаевск, 2002. – 229 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
8. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Борисова Оксана Феликсовна; – Челябинск, 2009. – 201 с.
9. Борисова О.Ф. Практическая работа педагогов по формированию социальной компетентности дошкольников //Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы//Научно-методический журнал. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». – 2008. – № 6 (14). – С.53-61
10. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
11. Волков В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б.Волков. – СПб.: Речь, 2005.-182с.
12. Воспитание социальной активности (старший дошкольный возраст) / М.Алексеева [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С.31–35.
13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. – 106 с.
14. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ...канд. пед наук: 13.00.01 / Л.А. Герасимова; Оренбургский гос. пед. ун-т. – Оренбург., 2003. – 22с.
15. Гиенко Л.Н Социальная компетентность дошкольников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С.156–157.
16. Гладкова Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию//Ребенок в детском саду. – 2015. – № 3. – С. 5-7.
17. Гогоберидзе А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека /А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 6-11.
18. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб. : Речь, 2004. – 146 с.
19. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников// Ярославский педагогический вестник. – 2011 . – № 2 – Том II. – С.113-117.
20. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства / М.А.Иваненко. – Екатеринбург. – 2005. –105с.
21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная педагогика. – М.: Владос. 2008. – 121 с.
22. Кларина Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста / Л.М.Кларина // Новые ценности образования. – 2007. – № 3. – С.38-47.
23. Ковыляева Л.А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 167–175. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
24. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.А.Козлова; М. гос.ун-т. – М., 2008.-36с.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
26. Колидзей Э.Л. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э.Л. Колидзей. – Балашов: БГПУ,2007. – 150с.
27. Кузнецова И.М. Социальная активность личности. / И.М.Кузнецова. - Л.: Общество «Знание», 2008. – 15с.
28. Кондратьева Н. В., Максимова М. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 629-632. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения: 31.01.2021).
29. Кравцов Г.Г., Е.Е. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2013. –264 с.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. –320 с.
31. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М.: МГЛУ им В.И.Ленина, 2000. – 44с.
32. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 799-803. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 31.01.2021).
33. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению «Психолого-педагогическое образование»: рек. УМО вузов РФ. – М.: Академия. 2013. – 240 с.
35. Николаева, Арина Геннадиевна. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Николаева Арина Геннадиевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 241 с.:
36. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного / Ж.Л.Новикова. – М.: Владос, 2005. – 115с.
37. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
38. Ноефтова М.Н., Шамтиева М.Р. Развитие социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения //Теория и практика образования в современном мире: матер Х Межд. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 32-33. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14076/ (дата обращения: 31.01.2021).
39. Пак Л.Г. Игровая деятельность и социализация дошкольников / Л.Г.Пак. – Оренбург.: Изд.ОГПУ, 2005. – 195с.
40. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС»/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. –Издательство Мозаика – синтез, 2014. – 64 с.
41. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
42. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С. 73 – 76.
43. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003. – 365 с.
44. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Метод пособие. Изд-во «АРКТИ», 2006. – 88 с.
45. Усова А.В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет: автореф. дис. ...канд. псих, наук: 19.00.07 / А.В.Усова; МПГУ им В.И.Ленина. – М., 1996. – 16с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива. – 2014. – 32 с.
47. Филлипова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников / И.Н. Филлипова, Н.Ю. Кольцова. – М., 2002. – 234с.
48. Щетинина А.М. Диагностика социального развития: Учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.– 88 с.
49. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
50. Юревич С.Н, Магасумова Э.У. Социальная активность дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – Режим доступа
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18083 (дата обращения: 31.01.2021).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Задачи современного дошкольного образования достаточно объемны. Одна из важнейших из них – формирование у воспитанников готовности к жизни в социуме по определенным правилам и нормам, воспитание позитивной установки на познание, обучение, творчество, общение с людьми. Важно научить дошкольников строить свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми правильно, на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. В этом залог успешной готовности к обучению в школе и социальной адаптации подрастающего поколения.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10 2013 г., воспитание дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своего поведения; развитие социального и эмоционального интеллекта; отзывчивости, умения сопереживать; готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослы; формирование положительных установок к различным видам труда и творчества.
Задача дошкольной образовательной организации – помощь ребенку приобрести социальную компетентность, важнейшим структурным компонентом которой является социальная активность.
Степень разработанности проблемы. Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи: Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина [1, 4-5, 10, 17, 18, 20, 28, 32, 33, 44, 47, 48] и др.
Проблема социальной активности дошкольников стала предметом исследования многих ученых: Л. Артемовой, М. Алексеевой, Л.А. Герасимовой, А.Г. Николаевой [2, 12, 14, 35] и др.
Так, С.А. Козлова изучала данный феномен в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14]. А.В.Усова изучала вопросы взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45].
Детский сад имеет возможность создать благоприятные условия для реализации коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, в процессе которой дети могут накопить полезный общественной значимый опыт, развить социальные навыки конструктивного взаимодействия, необходимые для проявления социальной активности.
В публикациях молодых ученых разработаны вопросы, касающиеся сущности социального развития дошкольника, видов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит процесс социально личностного
развития ребенка, обоснованы принципы социального воспитания социальной активности дошкольника как психолого-педагогической проблемы С.Н. Юревич, Э.У. Магасумова [50]. Социальная активность в данном исследовании охарактеризована как личностное образование ребенка, имеющее несколько компонентов. Каждому компоненту дается содержательная характеристика.
М.Н. Ноефтова, М.Р. Шамтиева описывают экспериментальную работу по развитию социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения г. Йошкар-Олы на основе совместной практической деятельности детей и общения [38].
Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме показал, что существуют противоречия с между необходимостью формирования у старших дошкольников основ социальной активности и реальной практикой, в которой данный процесс осуществляется недостаточно эффективно.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая звучит следующим образом: каковы педагогические условия формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: процесс формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада будет осуществляться успешно, если:
- обеспечивается формирование у старших дошкольников мотивации участия в интересной и значимой для них деятельности;
- организуется социально значимая деятельность, в которой дети могут проявить важные социальные качества: самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к взаимодействию;
- организовано сотрудничество педагогов детского сада и родителей в
социальном развитии детей, в поддержке их социальной активности.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с
объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования социальной активности
старших дошкольников в научной литературе; определить сущностные характеристики данного понятия;
2) выявить особенности формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
3) определить эффективные методы и средства формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
4) провести экспериментальное исследование.
Теоретической основой исследования являются
- положения и выводы психологии и педагогики о социальном развитии и социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, развитии социальных навыков, социального–нравственного развития (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, А.П. Усова и др.);
- исследования проблемы формирования социальной компетентности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Т. Антонова, О.Ф. Борисова, Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец, Л.А. Герасимова, Т.Н.Захарова, В.Г. Маралов и В.А. Ситаров, А.Г. Николаева и др.).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, диагностические методики; эксперимент, математическая обработка данных, интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в возможности применения рекомендаций исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………….7
1.1 Поятие социальной активности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе …….....................................................................7
1.2 Особенности формирования социальной активности в условиях детского сада ………………………………………………………………......................15
1.3 Методы и формы формирования социальной активности
старших дошкольников в условиях детского сада …………………………..22
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ………...........................................................31
2.1 Диагностика уровня сформированности социальных навыков у старших дошкольников …………………………………………………………………...31
2.2 Содержание экспериментальной программы развития социальных
активности старших дошкольников «Я в мире людей»…………………….44
2.3 Описание хода и анализ результатов экспериментальной работы……...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ Критерии и уровни сформированности социальной активности старших дошкольников ………………………………………….74
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Задачи современного дошкольного образования достаточно объемны. Одна из важнейших из них – формирование у воспитанников готовности к жизни в социуме по определенным правилам и нормам, воспитание позитивной установки на познание, обучение, творчество, общение с людьми. Важно научить дошкольников строить свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми правильно, на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. В этом залог успешной готовности к обучению в школе и социальной адаптации подрастающего поколения.
Согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10 2013 г., воспитание дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и социального взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции своего поведения; развитие социального и эмоционального интеллекта; отзывчивости, умения сопереживать; готовности к совместной деятельности со сверстниками; становление чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослы; формирование положительных установок к различным видам труда и творчества.
Задача дошкольной образовательной организации – помощь ребенку приобрести социальную компетентность, важнейшим структурным компонентом которой является социальная активность.
Степень разработанности проблемы. Вопросами социального развития дошкольников занимались многие исследователи: Ш.Г. Алиева, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.Г. Гогоберидзе, Н.Ф. Голованова, М.А.Иваненко, Н.В. Кондратьева и М.В. Максимова Э.С. Меджидова, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, И.Н. Филиппова, А.М. Щетинина [1, 4-5, 10, 17, 18, 20, 28, 32, 33, 44, 47, 48] и др.
Проблема социальной активности дошкольников стала предметом исследования многих ученых: Л. Артемовой, М. Алексеевой, Л.А. Герасимовой, А.Г. Николаевой [2, 12, 14, 35] и др.
Так, С.А. Козлова изучала данный феномен в процессе познания социальной действительности [24]. В.Г. Маралов и В.А. Ситаров изучили возможности диагностики социальной активности детей дошкольного возраста [31]. Л.А. Герасимова, Е.А. Архипова изучали возможности развития социальной активности детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования [14]. А.В.Усова изучала вопросы взаимосвязи родительского отношения и становления социальной активности детей старшего дошкольного возраста [45].
Детский сад имеет возможность создать благоприятные условия для реализации коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве и взаимопомощи, в процессе которой дети могут накопить полезный общественной значимый опыт, развить социальные навыки конструктивного взаимодействия, необходимые для проявления социальной активности.
В публикациях молодых ученых разработаны вопросы, касающиеся сущности социального развития дошкольника, видов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит процесс социально личностного
развития ребенка, обоснованы принципы социального воспитания социальной активности дошкольника как психолого-педагогической проблемы С.Н. Юревич, Э.У. Магасумова [50]. Социальная активность в данном исследовании охарактеризована как личностное образование ребенка, имеющее несколько компонентов. Каждому компоненту дается содержательная характеристика.
М.Н. Ноефтова, М.Р. Шамтиева описывают экспериментальную работу по развитию социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения г. Йошкар-Олы на основе совместной практической деятельности детей и общения [38].
Анализ психолого-педагогических исследований по данной теме показал, что существуют противоречия с между необходимостью формирования у старших дошкольников основ социальной активности и реальной практикой, в которой данный процесс осуществляется недостаточно эффективно.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы нашего исследования, которая звучит следующим образом: каковы педагогические условия формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Предмет исследования: процесс формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада будет осуществляться успешно, если:
- обеспечивается формирование у старших дошкольников мотивации участия в интересной и значимой для них деятельности;
- организуется социально значимая деятельность, в которой дети могут проявить важные социальные качества: самостоятельность, инициативность и ответственность, стремление к взаимодействию;
- организовано сотрудничество педагогов детского сада и родителей в
социальном развитии детей, в поддержке их социальной активности.
С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с
объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования социальной активности
старших дошкольников в научной литературе; определить сущностные характеристики данного понятия;
2) выявить особенности формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
3) определить эффективные методы и средства формирования социальной активности старших дошкольников в условиях детского сада;
4) провести экспериментальное исследование.
Теоретической основой исследования являются
- положения и выводы психологии и педагогики о социальном развитии и социальном взаимодействии детей дошкольного возраста, развитии социальных навыков, социального–нравственного развития (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, О.В. Солодянкина, А.П. Усова и др.);
- исследования проблемы формирования социальной компетентности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста (Т. Антонова, О.Ф. Борисова, Л.Н. Гиенко, Н.И. Белоцерковец, Л.А. Герасимова, Т.Н.Захарова, В.Г. Маралов и В.А. Ситаров, А.Г. Николаева и др.).
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: наблюдение, диагностические методики; эксперимент, математическая обработка данных, интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования состоит в возможности применения рекомендаций исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад № 15 «Малыш» города Алатыря Чувашской Республики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 711-715. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 31.01.2021).
2. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. – 2004. – N 5. – С. 54–69.
3. Артемова Л. Формирование социальной активности / Л. Артемова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 39-41.
4. Бабаева Т.И. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте /Т.И.Бабаева // Сб. науч. тр. – СПб.: «АКЦИДЕНТ», 2007. – С.З-14.
5. Бабаева Т.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т.И.Бабаева // Методические рекомендации к программе «Детство». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – С. 47–63.
6. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.01/ Белоцерковец Наталья Ивановна – Карачаевск, 2002. – 229 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
8. Борисова О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Борисова Оксана Феликсовна; – Челябинск, 2009. – 201 с.
9. Борисова О.Ф. Практическая работа педагогов по формированию социальной компетентности дошкольников //Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы//Научно-методический журнал. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». – 2008. – № 6 (14). – С.53-61
10. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
11. Волков В.Б. Тренинг социальной активности / В.Б.Волков. – СПб.: Речь, 2005.-182с.
12. Воспитание социальной активности (старший дошкольный возраст) / М.Алексеева [и др.] // Дошкольное воспитание. – 2005. – №11. – С.31–35.
13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. – 106 с.
14. Герасимова Л.А. Воспитание социальной активности детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ...канд. пед наук: 13.00.01 / Л.А. Герасимова; Оренбургский гос. пед. ун-т. – Оренбург., 2003. – 22с.
15. Гиенко Л.Н Социальная компетентность дошкольников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С.156–157.
16. Гладкова Ю.А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию//Ребенок в детском саду. – 2015. – № 3. – С. 5-7.
17. Гогоберидзе А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека /А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 6-11.
18. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб. : Речь, 2004. – 146 с.
19. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников// Ярославский педагогический вестник. – 2011 . – № 2 – Том II. – С.113-117.
20. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства / М.А.Иваненко. – Екатеринбург. – 2005. –105с.
21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная педагогика. – М.: Владос. 2008. – 121 с.
22. Кларина Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста / Л.М.Кларина // Новые ценности образования. – 2007. – № 3. – С.38-47.
23. Ковыляева Л.А., Третьякова Н. И. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 167–175. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76508.htm.
24. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.01 / С.А.Козлова; М. гос.ун-т. – М., 2008.-36с.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2013. – 416 с.
26. Колидзей Э.Л. Становление субъектности дошкольника в игровой деятельности / Э.Л. Колидзей. – Балашов: БГПУ,2007. – 150с.
27. Кузнецова И.М. Социальная активность личности. / И.М.Кузнецова. - Л.: Общество «Знание», 2008. – 15с.
28. Кондратьева Н. В., Максимова М. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 629-632. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16332/ (дата обращения: 31.01.2021).
29. Кравцов Г.Г., Е.Е. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2013. –264 с.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. –320 с.
31. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации / сост. В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М.: МГЛУ им В.И.Ленина, 2000. – 44с.
32. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 799-803. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 31.01.2021).
33. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению «Психолого-педагогическое образование»: рек. УМО вузов РФ. – М.: Академия. 2013. – 240 с.
35. Николаева, Арина Геннадиевна. Развитие социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве дошкольного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Николаева Арина Геннадиевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 241 с.:
36. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка дошкольника разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного / Ж.Л.Новикова. – М.: Владос, 2005. – 115с.
37. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
38. Ноефтова М.Н., Шамтиева М.Р. Развитие социальной активности детей 6-7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения //Теория и практика образования в современном мире: матер Х Межд. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 32-33. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14076/ (дата обращения: 31.01.2021).
39. Пак Л.Г. Игровая деятельность и социализация дошкольников / Л.Г.Пак. – Оренбург.: Изд.ОГПУ, 2005. – 195с.
40. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС»/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. –Издательство Мозаика – синтез, 2014. – 64 с.
41. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб. : Речь, 2006. – 365 с.
42. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С. 73 – 76.
43. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003. – 365 с.
44. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Метод пособие. Изд-во «АРКТИ», 2006. – 88 с.
45. Усова А.В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет: автореф. дис. ...канд. псих, наук: 19.00.07 / А.В.Усова; МПГУ им В.И.Ленина. – М., 1996. – 16с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива. – 2014. – 32 с.
47. Филлипова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников / И.Н. Филлипова, Н.Ю. Кольцова. – М., 2002. – 234с.
48. Щетинина А.М. Диагностика социального развития: Учеб.-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.– 88 с.
49. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
50. Юревич С.Н, Магасумова Э.У. Социальная активность дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – Режим доступа
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18083 (дата обращения: 31.01.2021).
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую