Рассчитай точную стоимость своей работы и получи промокод на скидку 500 ₽
Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Психолого-педагогические особенности "трудных" подростков (на примере МОУ "СОШ № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовско

  • 81 страниц
  • 2025 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

Xiycemp79

Большой опыт в написании работ

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования психолого-педагогических особенностей «трудных» подростков в условиях конкретного образовательного учреждения обусловлена комплексом факторов современного социально-культурного и образовательного контекста. На современном этапе развития общества наблюдается рост различных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних, что представляет собой серьезную проблему как для системы образования, так и для общества в целом. Особую значимость данная проблема приобретает на уровне отдельной школы, где необходим индивидуальный подход к ее решению с учетом специфики контингента учащихся и социальной среды.
Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется повышенным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения, что особенно остро отражается на наименее защищенных слоях населения, к которым относятся дети и подростки. В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост различных форм отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, что делает проблему работы с "трудными" подростками одной из наиболее актуальных в области педагогики и психологии.
Особую значимость данная проблема приобретает в условиях общеобразовательной школы, где девиантное поведение учащихся не только нарушает учебный процесс, но и создает серьезные препятствия для их социальной адаптации и личностного развития.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования выступают фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых. Психологические аспекты развития подросткового возраста раскрыты в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович. Проблемы девиантного поведения и особенности «трудных» подростков глубоко исследованы в трудах А.Е. Личко, М.А. Алемаскина, Л.М. Семенюк, В.Г. Степанова. Вопросы психолого-педагогического сопровождения и коррекции разрабатывались Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой, О.В. Хухлаевой. Несмотря на обширную теоретическую базу, остается недостаточно изученной практическая реализация этих знаний в условиях конкретной школьной среды, что определяет необходимость проведения локального эмпирического исследования.
Объект исследования - девиантное поведение подростков в образовательной среде.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности «трудных» подростков (когнитивная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы, особенности межличностных отношений) в условиях МОУ СОШ №3.
Цель исследования - провести эмпирическое исследование и выявить психолого-педагогические особенности "трудных" подростков, разработать программу коррекции девиантного поведения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы изучения феномена «трудных» подростков в психолого-педагогической литературе.
2. Дать определение понятия "трудный подросток" в психолого-педагогической науке.
3. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
4. Изучить основные причины и факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
5. Провести эмпирическое исследование особенностей "трудных" подростков в МОУ СОШ №3 им. И.В. Парфилова.
6. Дать описание организации и методов исследования. Представить результаты первичной диагностики.
7. Разработать и апробировать программу по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
8. Представить результаты реализации программы по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что «трудные» подростки МОУ СОШ №3 имени И.В. Парфилова имеют ряд специфических психолого-педагогических особенностей (таких как низкий уровень учебной мотивации, повышенная тревожность, акцентуации характера, неразвитость коммуникативных навыков, особенности семейной ситуации), системное изучение которых позволит повысить эффективность профилактической и коррекционно-развивающей работы с ними.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение); эмпирические (тестирование (методика СОП А.Н. Орла, опросник Басса-Перри, методика диагностики конфликтности, методика многомерной оценки детской тревожности); методы математической обработки данных.
База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 имени И.В. Парфилова. 26 подростков, 13-15 лет (старший подростковый возраст), разделенных на контрольную и экспериментальную группы по 13 человек в каждой. В каждой группе 7 мальчиков и 6 девочек.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и разработанные на их основе рекомендации могут быть непосредственно использованы в практической деятельности школьной психологической службы, социального педагога и классных руководителей МОУ СОШ №3 для построения эффективной системы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена «трудных» подростков в психолого-педагогической литературе………………………8
1.1. Определение понятия "трудный подросток" в психолого-педагогической науке……………………………………………………………………………….8
1.2 Психологические особенности подросткового возраста………………….17
1.3. Основные причины и факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей "трудных" подростков в МОУ СОШ №3 им. И.В. Парфилова……………………….33
2.1. Организация и методы исследования. Результаты первичной диагностики……………………………………………………………………..33
2.2. Разработка и апробация программы по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков………………………………………………………..42
2.3. Результаты реализации программы по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...65
Список литературы……..……………………………………………………..70
Приложения……………………………………………………………………..77

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 им. И.В. Парфилова с участием 26 подростков 13-15 лет, разделенных на контрольную и экспериментальную группы.
Эмпирическое исследование особенностей "трудных" подростков состоит из трех этапов.
1 этап – констатирующий. На констатирующем этапе исследования была сформирована выборка исследования, которая была разделена на две равные группы по 13 человек в каждой: контрольную и экспериментальную.
Далее были подобраны методики исследования, соответствующие целям и задачам работы, а также возрастным особенностям участников. Для получения достоверных результатов были созданы равные условия проведения исследования для обеих групп. Далее, на констатирующем этапе было проведение диагностических процедур с участниками исследования, сбор и обработка полученных данных.
2 этап – формирующий. На формирующем этапе исследования была разработана и реализована работа по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
3 этап контрольный. На контрольном этапе исследования после проведенной психокоррекционной работы была проведена повторная диагностика "трудных" подростков по тем же методикам. Результаты были проанализированы с помощью методов математической статистики для выявления значимых различий между группами и подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Для диагностики использовался комплекс валидных методик (СОП А.Н. Орла, опросник Басса-Перри, методика диагностики конфликтности и многомерная оценка тревожности), что обеспечило надежность полученных данных.
Результаты констатирующего этапа выявили значительную распространенность девиантных тенденций в обеих группах. Преобладает высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению (50.1%), тогда как низкий уровень наблюдается лишь у 9.6% подростков, это свидетельствует о выраженности проблемной поведенческой сферы у исследуемых "трудных" подростков.
Структура девиаций характеризуется комплексом взаимосвязанных проявлений: высокая конфликтность (преобладает в обеих группах), повышенная тревожность (особенно выражена в экспериментальной группе - 69.23%), агрессивные и враждебные реакции, эмоционально-волевые нарушения, ценностная дезориентация.
Сравнительный анализ групп показал, что экспериментальная группа изначально демонстрирует более выраженную склонность к девиантному поведению, что проявляется в более равномерном, но смещенном в сторону высоких показателей распределении результатов.
Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленной психокоррекционной работы с "трудными" подростками и создают основу для разработки эффективной программы вмешательства.
На формирующем этапе диагностики была разработана и апробирована программа по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
Разработанная программа коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков представляет собой целостную и научно обоснованную систему психологического воздействия. Ее отличительной особенностью является комплексный подход, органично сочетающий индивидуальную и групповую работу с подростками при обязательном включении в коррекционный процесс их родителей.
Сочетание индивидуальных и групповых форм работы (в малых группах по 6-7 человек) создает оптимальные условия для психологического комфорта участников и повышения эффективности коррекционного воздействия.
В работе используются как классические подходы ("Лестница гнева" Р. Кэмпбелла, дыхательные техники, методы релаксации), так и современные разработки отечественных специалистов (модель О.А. Карабановой, подход А.И. Захарова, тренинг Р.В. Овчаровой). Ключевой особенностью программы является ее многоаспектность. Она включает пять основных направлений: формирование конструктивных способов выражения агрессии, развитие навыков саморегуляции, обучение эффективной коммуникации, развитие позитивных личностных качеств и комплексная работа с родителями.
Работа с родителями рассматривается как обязательный компонент коррекционного процесса, включающий психологическое просвещение, коррекцию стиля воспитания и оптимизацию детско-родительских отношений. В программе используются видеоматериалы, ролевые игры, психологические тренинги, творческие занятия, дискуссии и совместное чтение, что способствует повышению мотивации участников и эффективности усвоения новых поведенческих моделей.
Разработанная программа представляет собой целостную систему психокоррекционного воздействия, основанную на интеграции научных подходов и практических методик, что создает теоретические предпосылки для ее успешной апробации и получения позитивных результатов в коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
На основании проведенного контрольного этапа исследования можно сделать вывод о существенной эффективности разработанной программы коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп выявил статистически значимые положительные изменения по всем диагностируемым параметрам.
Наиболее выраженная динамика наблюдается в снижении склонности к отклоняющемуся поведению. В экспериментальной группе доля подростков с высоким уровнем склонности к девиантному поведению сократилась в четыре раза (с 46,15% до 7,69%), в то время как в контрольной группе этот показатель остался практически без изменений. Одновременно в экспериментальной группе зафиксирован шестикратный рост числа участников с низким уровнем склонности к девиациям.
Значительные позитивные изменения отмечены в сфере агрессивного поведения. Доля подростков с высоким уровнем агрессии в экспериментальной группе снизилась до 7,69% против 23,08% в контрольной группе. При этом 69,23% участников экспериментальной группы демонстрируют средний уровень агрессивности, что свидетельствует о формировании у них более контролируемого и социально приемлемого поведения.
В области конфликтности также зафиксирована выраженная положительная динамика. Количество подростков с высоким уровнем конфликтности в экспериментальной группе сократилось с 46,15% до 15,38%, в то время как в контрольной группе этот показатель остался практически неизменным. Более половины участников экспериментальной группы (53,85%) теперь демонстрируют средний уровень конфликтности.
Что касается тревожности, в экспериментальной группе наблюдается значительное улучшение показателей: доля участников с высоким уровнем тревожности снизилась до 23,08% против 38,46% в контрольной группе, а количество подростков с низким уровнем тревожности увеличилось вдвое.
Обобщенные результаты показывают, что в экспериментальной группе после коррекционной работы 32,7% подростков имеют низкий уровень девиантного поведения, 53,8% - средний уровень и лишь 13,5% - высокий уровень. Статистический анализ с использованием критерия Спирмена подтвердил достоверность различий между группами (p < 0,05).
Таким образом, реализованная программа коррекции доказала свою эффективность в снижении проявлений девиантного поведения, агрессивности, конфликтности и тревожности у "трудных" подростков, что позволяет рекомендовать ее для широкого практического применения в образовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. — Москва: Юрайт, 2025. — 402 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 394 с.
3. Аверин, В. А. Психология личности : учебное пособие / В. А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2024. – 104 с.
4. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология : учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 352 с.
5. Андрущенко, Т. Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 103 с.
6. Байковская, Н. А. "Трудный" подросток в фокусе психолого-педагогического сопровождения: вызовы пандемии и постпандемии // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 4. — С. 85–96.
7. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 357 с.
8. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности подростка: учебное пособие / Н.Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2022. — 215 с.
9. Бистяйкина Д.А. Профориентационная работа с неблагополучными детьми в социальных приютах // Теория и практика социальной работы в современном социуме : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Липецк, 2022. – С. 17-24.
10. Богданова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение "трудных" подростков в образовательной организации: монография / М.В. Богданова. — Москва: Прометей, 2021. — 218 с.
11. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 359 с.
12. Вечканова О.В. К вопросу о профилактике буллинга как выражение девиантного поведения подростков в современной школе // Актуальные вопросы буллинга: теория и практика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Астана, 2024. – С. 43-47.
13. Выготский Л.В. Психология развития ребенка / Л. В. Выготский // М.: Смысл, 2005. - 215 с;
14. Галустян Г.М. Мотивация девиантного поведения в подростковом возрасте / Г.М. Галустян, З.В. Злобина, В.И. Аксенко // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 31 августа 2021 г. : электрон. изд. – Тамбов, 2021. – Ч. 2. – С. 27-29.
15. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Алетейя, 2022. 644 с.
16. Гурова, Е.В. Социально-психологические детерминанты агрессивного поведения у "трудных" подростков // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 17, № 4. — С. 70-83.
17. Дозорцева, Е. Г. Психическое развитие и регуляция поведения у "трудных" подростков: современный взгляд // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2021. — № 3. — С. 54–73.
18. Дозорцева, Е.Г., Харитонова, Н.К. Особенности личностного развития подростков с девиантным поведением в контексте психолого-педагогического сопровождения // Консультативная психология и психотерапия. — 2023. — Т. 31, № 1. — С. 110-130.
19. Ермолаева, Т.В. Психологическое благополучие подростков в контексте образовательной среды // Вопросы психологии. — 2022. — № 4. — С. 34-47.
20. Зиновьева, Д. М. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в образовательной среде: новые подходы / Д. М. Зиновьева, А. Р. Конторова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 189 с.
21. Иванова, С.Р., Петров, А.А. Коррекция эмоциональной сферы "трудных" подростков средствами арт-терапии // Педагогика и психология образования. — 2024. — № 1. — С. 148-162.
22. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия подростка // Консультативная психология и психотерапия. — 2024. — Т. 32, № 1. — С. 24-39.
23. Климина К.Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Студенческий вестник : сетевое изд. – 2022. – № 17/1 (209). – С. 55-56.
24. Круглова А.С. Профилактика девиантного поведения подростков посредством организации профориентационной работы в образовательной школе // Дни науки студентов Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых : сб. материалов науч.-практ. конференций : электрон. изд. – Владимир, 2023. – С. 2952-2957.
25. Коновалова, Н.Л. Девиантное поведение подростков: профилактика и коррекция в условиях инклюзивного образования: учебное пособие / Н.Л. Коновалова, А.С. Тимофеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2022. — 195 с.
26. Коваль, Е.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11, № 5. — С. 1-12.
27. Мантрова М.С. К вопросу психолого-педагогического сопровождения подростков "группы риска" в образовательной среде школы / М. С. Мантрова, И. В. Чикова // Современный ученый : электрон. журн. – 2023. – № 4. – С. 161-166.
27. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 352 с.
29. Малкова, Е.Е. Психологические особенности подростков с делинквентным поведением: диагностика и направления коррекции // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2022. — № 3. — С. 186-205.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. В 2 т. Т. 1 : учебник для студентов ВУЗов / В. С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – Москва : Наука, 2022. – 671 с.
31. Москвина Е.В. Направления подготовки педагогов к профилактике девиантного поведения подростков в школе // Образование и общество. – 2023. – № 2 (139). – С. 121-126.
32. Мальков А.А. Профилактика асоциального поведения у подростков в системе дополнительного образования / А.А. Мальков, Е.А. Забигайло, А.А. Марютина // Актуальные вопросы педагогической науки и образования : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. и Всерос. студенч. науч.-практ. конф. – Краснодар : КубГУ, 2022. – С. 246-255.
33. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
34. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 275 с.
35. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 415 с
36. Плоткина, Л. Н., Бурлаков, В. Н. (2023). Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности. Российский девиантологический журнал, 3 (3), 313— 323.
37. Петрыкина Н.В. Развитие креативности детей подросткового возраста как профилактика девиантного поведения в образовательном учреждении: помощь педагогам дополнительного образования / Н.В. Петрыкина, Н.В. Гусева // Девиация несовершеннолетних: проблемы, эффективные практики предупреждения, коррекция. – Арзамас, 2023. – С. 425-428.
38. Петухова, Л.С. Современные подходы к работе с "трудными" подростками в системе образования // Современные проблемы науки и образования [Электронный журнал]. — 2023. — № 2. — URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=31546 (дата обращения: 01.05.2024).
39. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 507 с.
40. Рогов, Е. И. Практическая психология. Работа с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 412 с.
41. Реан, А.А. Психология девиантности и "трудный" подросток: учебное пособие для вузов / А.А. Реан. — Москва: Юрайт, 2023. — 312 с.
42. Сапогова, Е. Е. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 638 с.
43. Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося : монография / М. Е. Сачкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 202 с.
44. Семенова Л.В. Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей // Молодой ученый. – 2023. – № 26 (473). – С. 68-69.
45. Семенова, Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе: комплексный подход // Народное образование. — 2023. — № 5. — С. 115-122.
46. Семенова, Н. Н. Смысложизненные ориентации и картина будущего у "трудных" подростков: экспериментальное исследование // Экспериментальная психология. — 2021. — Т. 14, № 4. — С. 152–166.
47. Соболева Н.А. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков / Н.А. Соболева, О.А. Нечаева // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. II всерос. науч.-практ. конф. – Калуга, 2022. – С. 472-478.
48. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 361 с.
49. Социальная психология развития : учебник для вузов / Н. Н. Толстых [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 543 с.
50. Тристанова Н.В. Особенности девиантного поведения подростков и его профилактика в образовательной среде современной школы // Транслингва: вопросы современной науки и технологий сквозь призму языкового сознания : сб. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2025. – С. 109-115.
51. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 406 с.
52. Федотова А.В. Современный подросток: выражение протеста и отношение к экстремизму // Психолого-педагогические исследования : сетевое изд. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 105-122.
53. Федосеенко, Е.В. Личностные ресурсы совладания с трудными жизненными ситуациями у "трудных" подростков // Сибирский психологический журнал. — 2024. — № 81. — С. 45-61.
54. Хан В.А. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Альмус": практика работы с подростками из неблагополучных семей // Социальное обслуживание семей и детей : науч.-метод. сб. – Санкт-Петербург, 2024. – № 23. – С. 162-171.
55. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 367 с.
56. Холмогорова А. Б. Комплексный анализ идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно- историческая психология. 2022. Т.11. № 5. С. 25-43.
57. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 457 с.
58. Шапошникова, Т. Е. Возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 218 с.
59. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 219 с.
60. Шашкова А.В. Профилактика девиантного поведения обучающихся на примере развития креативности старших подростков в процессе организации воспитательной работы в школе / А.В. Шашкова, Н.В. Гусева // Девиация несовершеннолетних: проблемы, эффективные практики предупреждения, коррекция : сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2023. – С. 448-451.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования психолого-педагогических особенностей «трудных» подростков в условиях конкретного образовательного учреждения обусловлена комплексом факторов современного социально-культурного и образовательного контекста. На современном этапе развития общества наблюдается рост различных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних, что представляет собой серьезную проблему как для системы образования, так и для общества в целом. Особую значимость данная проблема приобретает на уровне отдельной школы, где необходим индивидуальный подход к ее решению с учетом специфики контингента учащихся и социальной среды.
Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется повышенным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения, что особенно остро отражается на наименее защищенных слоях населения, к которым относятся дети и подростки. В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост различных форм отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, что делает проблему работы с "трудными" подростками одной из наиболее актуальных в области педагогики и психологии.
Особую значимость данная проблема приобретает в условиях общеобразовательной школы, где девиантное поведение учащихся не только нарушает учебный процесс, но и создает серьезные препятствия для их социальной адаптации и личностного развития.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования выступают фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых. Психологические аспекты развития подросткового возраста раскрыты в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович. Проблемы девиантного поведения и особенности «трудных» подростков глубоко исследованы в трудах А.Е. Личко, М.А. Алемаскина, Л.М. Семенюк, В.Г. Степанова. Вопросы психолого-педагогического сопровождения и коррекции разрабатывались Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой, О.В. Хухлаевой. Несмотря на обширную теоретическую базу, остается недостаточно изученной практическая реализация этих знаний в условиях конкретной школьной среды, что определяет необходимость проведения локального эмпирического исследования.
Объект исследования - девиантное поведение подростков в образовательной среде.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности «трудных» подростков (когнитивная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы, особенности межличностных отношений) в условиях МОУ СОШ №3.
Цель исследования - провести эмпирическое исследование и выявить психолого-педагогические особенности "трудных" подростков, разработать программу коррекции девиантного поведения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы изучения феномена «трудных» подростков в психолого-педагогической литературе.
2. Дать определение понятия "трудный подросток" в психолого-педагогической науке.
3. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
4. Изучить основные причины и факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.
5. Провести эмпирическое исследование особенностей "трудных" подростков в МОУ СОШ №3 им. И.В. Парфилова.
6. Дать описание организации и методов исследования. Представить результаты первичной диагностики.
7. Разработать и апробировать программу по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
8. Представить результаты реализации программы по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что «трудные» подростки МОУ СОШ №3 имени И.В. Парфилова имеют ряд специфических психолого-педагогических особенностей (таких как низкий уровень учебной мотивации, повышенная тревожность, акцентуации характера, неразвитость коммуникативных навыков, особенности семейной ситуации), системное изучение которых позволит повысить эффективность профилактической и коррекционно-развивающей работы с ними.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение); эмпирические (тестирование (методика СОП А.Н. Орла, опросник Басса-Перри, методика диагностики конфликтности, методика многомерной оценки детской тревожности); методы математической обработки данных.
База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 имени И.В. Парфилова. 26 подростков, 13-15 лет (старший подростковый возраст), разделенных на контрольную и экспериментальную группы по 13 человек в каждой. В каждой группе 7 мальчиков и 6 девочек.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и разработанные на их основе рекомендации могут быть непосредственно использованы в практической деятельности школьной психологической службы, социального педагога и классных руководителей МОУ СОШ №3 для построения эффективной системы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка литературы и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы изучения феномена «трудных» подростков в психолого-педагогической литературе………………………8
1.1. Определение понятия "трудный подросток" в психолого-педагогической науке……………………………………………………………………………….8
1.2 Психологические особенности подросткового возраста………………….17
1.3. Основные причины и факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………..25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей "трудных" подростков в МОУ СОШ №3 им. И.В. Парфилова……………………….33
2.1. Организация и методы исследования. Результаты первичной диагностики……………………………………………………………………..33
2.2. Разработка и апробация программы по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков………………………………………………………..42
2.3. Результаты реализации программы по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………...65
Список литературы……..……………………………………………………..70
Приложения……………………………………………………………………..77

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №3 им. И.В. Парфилова с участием 26 подростков 13-15 лет, разделенных на контрольную и экспериментальную группы.
Эмпирическое исследование особенностей "трудных" подростков состоит из трех этапов.
1 этап – констатирующий. На констатирующем этапе исследования была сформирована выборка исследования, которая была разделена на две равные группы по 13 человек в каждой: контрольную и экспериментальную.
Далее были подобраны методики исследования, соответствующие целям и задачам работы, а также возрастным особенностям участников. Для получения достоверных результатов были созданы равные условия проведения исследования для обеих групп. Далее, на констатирующем этапе было проведение диагностических процедур с участниками исследования, сбор и обработка полученных данных.
2 этап – формирующий. На формирующем этапе исследования была разработана и реализована работа по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
3 этап контрольный. На контрольном этапе исследования после проведенной психокоррекционной работы была проведена повторная диагностика "трудных" подростков по тем же методикам. Результаты были проанализированы с помощью методов математической статистики для выявления значимых различий между группами и подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Для диагностики использовался комплекс валидных методик (СОП А.Н. Орла, опросник Басса-Перри, методика диагностики конфликтности и многомерная оценка тревожности), что обеспечило надежность полученных данных.
Результаты констатирующего этапа выявили значительную распространенность девиантных тенденций в обеих группах. Преобладает высокий уровень склонности к отклоняющемуся поведению (50.1%), тогда как низкий уровень наблюдается лишь у 9.6% подростков, это свидетельствует о выраженности проблемной поведенческой сферы у исследуемых "трудных" подростков.
Структура девиаций характеризуется комплексом взаимосвязанных проявлений: высокая конфликтность (преобладает в обеих группах), повышенная тревожность (особенно выражена в экспериментальной группе - 69.23%), агрессивные и враждебные реакции, эмоционально-волевые нарушения, ценностная дезориентация.
Сравнительный анализ групп показал, что экспериментальная группа изначально демонстрирует более выраженную склонность к девиантному поведению, что проявляется в более равномерном, но смещенном в сторону высоких показателей распределении результатов.
Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленной психокоррекционной работы с "трудными" подростками и создают основу для разработки эффективной программы вмешательства.
На формирующем этапе диагностики была разработана и апробирована программа по коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
Разработанная программа коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков представляет собой целостную и научно обоснованную систему психологического воздействия. Ее отличительной особенностью является комплексный подход, органично сочетающий индивидуальную и групповую работу с подростками при обязательном включении в коррекционный процесс их родителей.
Сочетание индивидуальных и групповых форм работы (в малых группах по 6-7 человек) создает оптимальные условия для психологического комфорта участников и повышения эффективности коррекционного воздействия.
В работе используются как классические подходы ("Лестница гнева" Р. Кэмпбелла, дыхательные техники, методы релаксации), так и современные разработки отечественных специалистов (модель О.А. Карабановой, подход А.И. Захарова, тренинг Р.В. Овчаровой). Ключевой особенностью программы является ее многоаспектность. Она включает пять основных направлений: формирование конструктивных способов выражения агрессии, развитие навыков саморегуляции, обучение эффективной коммуникации, развитие позитивных личностных качеств и комплексная работа с родителями.
Работа с родителями рассматривается как обязательный компонент коррекционного процесса, включающий психологическое просвещение, коррекцию стиля воспитания и оптимизацию детско-родительских отношений. В программе используются видеоматериалы, ролевые игры, психологические тренинги, творческие занятия, дискуссии и совместное чтение, что способствует повышению мотивации участников и эффективности усвоения новых поведенческих моделей.
Разработанная программа представляет собой целостную систему психокоррекционного воздействия, основанную на интеграции научных подходов и практических методик, что создает теоретические предпосылки для ее успешной апробации и получения позитивных результатов в коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков.
На основании проведенного контрольного этапа исследования можно сделать вывод о существенной эффективности разработанной программы коррекции девиантного поведения у "трудных" подростков. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп выявил статистически значимые положительные изменения по всем диагностируемым параметрам.
Наиболее выраженная динамика наблюдается в снижении склонности к отклоняющемуся поведению. В экспериментальной группе доля подростков с высоким уровнем склонности к девиантному поведению сократилась в четыре раза (с 46,15% до 7,69%), в то время как в контрольной группе этот показатель остался практически без изменений. Одновременно в экспериментальной группе зафиксирован шестикратный рост числа участников с низким уровнем склонности к девиациям.
Значительные позитивные изменения отмечены в сфере агрессивного поведения. Доля подростков с высоким уровнем агрессии в экспериментальной группе снизилась до 7,69% против 23,08% в контрольной группе. При этом 69,23% участников экспериментальной группы демонстрируют средний уровень агрессивности, что свидетельствует о формировании у них более контролируемого и социально приемлемого поведения.
В области конфликтности также зафиксирована выраженная положительная динамика. Количество подростков с высоким уровнем конфликтности в экспериментальной группе сократилось с 46,15% до 15,38%, в то время как в контрольной группе этот показатель остался практически неизменным. Более половины участников экспериментальной группы (53,85%) теперь демонстрируют средний уровень конфликтности.
Что касается тревожности, в экспериментальной группе наблюдается значительное улучшение показателей: доля участников с высоким уровнем тревожности снизилась до 23,08% против 38,46% в контрольной группе, а количество подростков с низким уровнем тревожности увеличилось вдвое.
Обобщенные результаты показывают, что в экспериментальной группе после коррекционной работы 32,7% подростков имеют низкий уровень девиантного поведения, 53,8% - средний уровень и лишь 13,5% - высокий уровень. Статистический анализ с использованием критерия Спирмена подтвердил достоверность различий между группами (p < 0,05).
Таким образом, реализованная программа коррекции доказала свою эффективность в снижении проявлений девиантного поведения, агрессивности, конфликтности и тревожности у "трудных" подростков, что позволяет рекомендовать ее для широкого практического применения в образовательных учреждениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. — Москва: Юрайт, 2025. — 402 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 394 с.
3. Аверин, В. А. Психология личности : учебное пособие / В. А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2024. – 104 с.
4. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология : учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 352 с.
5. Андрущенко, Т. Ю. Возрастная психология и возрастные кризисы: кризис развития ребенка семи лет : учебное пособие для вузов / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 103 с.
6. Байковская, Н. А. "Трудный" подросток в фокусе психолого-педагогического сопровождения: вызовы пандемии и постпандемии // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 27, № 4. — С. 85–96.
7. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 357 с.
8. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности подростка: учебное пособие / Н.Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2022. — 215 с.
9. Бистяйкина Д.А. Профориентационная работа с неблагополучными детьми в социальных приютах // Теория и практика социальной работы в современном социуме : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Липецк, 2022. – С. 17-24.
10. Богданова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение "трудных" подростков в образовательной организации: монография / М.В. Богданова. — Москва: Прометей, 2021. — 218 с.
11. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 359 с.
12. Вечканова О.В. К вопросу о профилактике буллинга как выражение девиантного поведения подростков в современной школе // Актуальные вопросы буллинга: теория и практика : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Астана, 2024. – С. 43-47.
13. Выготский Л.В. Психология развития ребенка / Л. В. Выготский // М.: Смысл, 2005. - 215 с;
14. Галустян Г.М. Мотивация девиантного поведения в подростковом возрасте / Г.М. Галустян, З.В. Злобина, В.И. Аксенко // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., 31 августа 2021 г. : электрон. изд. – Тамбов, 2021. – Ч. 2. – С. 27-29.
15. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Алетейя, 2022. 644 с.
16. Гурова, Е.В. Социально-психологические детерминанты агрессивного поведения у "трудных" подростков // Психологическая наука и образование. — 2022. — Т. 17, № 4. — С. 70-83.
17. Дозорцева, Е. Г. Психическое развитие и регуляция поведения у "трудных" подростков: современный взгляд // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2021. — № 3. — С. 54–73.
18. Дозорцева, Е.Г., Харитонова, Н.К. Особенности личностного развития подростков с девиантным поведением в контексте психолого-педагогического сопровождения // Консультативная психология и психотерапия. — 2023. — Т. 31, № 1. — С. 110-130.
19. Ермолаева, Т.В. Психологическое благополучие подростков в контексте образовательной среды // Вопросы психологии. — 2022. — № 4. — С. 34-47.
20. Зиновьева, Д. М. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков в образовательной среде: новые подходы / Д. М. Зиновьева, А. Р. Конторова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 189 с.
21. Иванова, С.Р., Петров, А.А. Коррекция эмоциональной сферы "трудных" подростков средствами арт-терапии // Педагогика и психология образования. — 2024. — № 1. — С. 148-162.
22. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия подростка // Консультативная психология и психотерапия. — 2024. — Т. 32, № 1. — С. 24-39.
23. Климина К.Н. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Студенческий вестник : сетевое изд. – 2022. – № 17/1 (209). – С. 55-56.
24. Круглова А.С. Профилактика девиантного поведения подростков посредством организации профориентационной работы в образовательной школе // Дни науки студентов Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых : сб. материалов науч.-практ. конференций : электрон. изд. – Владимир, 2023. – С. 2952-2957.
25. Коновалова, Н.Л. Девиантное поведение подростков: профилактика и коррекция в условиях инклюзивного образования: учебное пособие / Н.Л. Коновалова, А.С. Тимофеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2022. — 195 с.
26. Коваль, Е.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование девиантного поведения в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11, № 5. — С. 1-12.
27. Мантрова М.С. К вопросу психолого-педагогического сопровождения подростков "группы риска" в образовательной среде школы / М. С. Мантрова, И. В. Чикова // Современный ученый : электрон. журн. – 2023. – № 4. – С. 161-166.
27. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 352 с.
29. Малкова, Е.Е. Психологические особенности подростков с делинквентным поведением: диагностика и направления коррекции // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2022. — № 3. — С. 186-205.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. В 2 т. Т. 1 : учебник для студентов ВУЗов / В. С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – Москва : Наука, 2022. – 671 с.
31. Москвина Е.В. Направления подготовки педагогов к профилактике девиантного поведения подростков в школе // Образование и общество. – 2023. – № 2 (139). – С. 121-126.
32. Мальков А.А. Профилактика асоциального поведения у подростков в системе дополнительного образования / А.А. Мальков, Е.А. Забигайло, А.А. Марютина // Актуальные вопросы педагогической науки и образования : сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. и Всерос. студенч. науч.-практ. конф. – Краснодар : КубГУ, 2022. – С. 246-255.
33. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
34. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 275 с.
35. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 415 с
36. Плоткина, Л. Н., Бурлаков, В. Н. (2023). Девиантное поведение и его профилактика путем формирования нравственной основы жизнедеятельности. Российский девиантологический журнал, 3 (3), 313— 323.
37. Петрыкина Н.В. Развитие креативности детей подросткового возраста как профилактика девиантного поведения в образовательном учреждении: помощь педагогам дополнительного образования / Н.В. Петрыкина, Н.В. Гусева // Девиация несовершеннолетних: проблемы, эффективные практики предупреждения, коррекция. – Арзамас, 2023. – С. 425-428.
38. Петухова, Л.С. Современные подходы к работе с "трудными" подростками в системе образования // Современные проблемы науки и образования [Электронный журнал]. — 2023. — № 2. — URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=31546 (дата обращения: 01.05.2024).
39. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 507 с.
40. Рогов, Е. И. Практическая психология. Работа с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 412 с.
41. Реан, А.А. Психология девиантности и "трудный" подросток: учебное пособие для вузов / А.А. Реан. — Москва: Юрайт, 2023. — 312 с.
42. Сапогова, Е. Е. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 638 с.
43. Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося : монография / М. Е. Сачкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 202 с.
44. Семенова Л.В. Организация социальной работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей // Молодой ученый. – 2023. – № 26 (473). – С. 68-69.
45. Семенова, Т.В. Профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе: комплексный подход // Народное образование. — 2023. — № 5. — С. 115-122.
46. Семенова, Н. Н. Смысложизненные ориентации и картина будущего у "трудных" подростков: экспериментальное исследование // Экспериментальная психология. — 2021. — Т. 14, № 4. — С. 152–166.
47. Соболева Н.А. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков / Н.А. Соболева, О.А. Нечаева // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. II всерос. науч.-практ. конф. – Калуга, 2022. – С. 472-478.
48. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 361 с.
49. Социальная психология развития : учебник для вузов / Н. Н. Толстых [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 543 с.
50. Тристанова Н.В. Особенности девиантного поведения подростков и его профилактика в образовательной среде современной школы // Транслингва: вопросы современной науки и технологий сквозь призму языкового сознания : сб. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2025. – С. 109-115.
51. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 406 с.
52. Федотова А.В. Современный подросток: выражение протеста и отношение к экстремизму // Психолого-педагогические исследования : сетевое изд. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 105-122.
53. Федосеенко, Е.В. Личностные ресурсы совладания с трудными жизненными ситуациями у "трудных" подростков // Сибирский психологический журнал. — 2024. — № 81. — С. 45-61.
54. Хан В.А. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Альмус": практика работы с подростками из неблагополучных семей // Социальное обслуживание семей и детей : науч.-метод. сб. – Санкт-Петербург, 2024. – № 23. – С. 162-171.
55. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 367 с.
56. Холмогорова А. Б. Комплексный анализ идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно- историческая психология. 2022. Т.11. № 5. С. 25-43.
57. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 457 с.
58. Шапошникова, Т. Е. Возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 218 с.
59. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 219 с.
60. Шашкова А.В. Профилактика девиантного поведения обучающихся на примере развития креативности старших подростков в процессе организации воспитательной работы в школе / А.В. Шашкова, Н.В. Гусева // Девиация несовершеннолетних: проблемы, эффективные практики предупреждения, коррекция : сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. – Арзамас, 2023. – С. 448-451.

Купить эту работу

Психолого-педагогические особенности "трудных" подростков (на примере МОУ "СОШ № 3 имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова г. Петровска Саратовско

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 декабря 2025 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Xiycemp79
5
Большой опыт в написании работ
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Дипломная работа

Визуализация функциональных зависимостей, как средство обучения учащихся 7-9 классов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Дипломная работа

Мутация голоса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Дипломная работа

Изучение геометрического материала в начальной школе с использованием компьютерных презентаций

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Дипломная работа

Развитие выносливости у старшеклассников на уроках физической культуры легкоатлетической направленности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1890 ₽
Дипломная работа

Художественное развитие учащихся начальных классов на кружке «Монотипия и флористика»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1700 ₽

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе Xiycemp79 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе Xiycemp79 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе Xiycemp79 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе Xiycemp79 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Методические основы изучения величин в ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Подготовка руки к письму детей 6- 7 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Развитие математических способностей на уроках геометрии в 7 классе с помощью нестандартных уроков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽