все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Проблема развития творческого потенциала учащейся молодежи, формирования ярких, нестандартно мыслящих личностей в наши дни приобретает особую актуальность и имеет исключительно важное значение для социально-экономического и культурного развития страны.
Выявление высокого творческого потенциала подрастающего поколения, формирования креативности личности определяют задачи конструктивного преобразования и совершенствования системы образования.
На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный запас теоретических знаний, характеризующих феномен творчества, креативности личности.
Разработаны фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества. (С.Л. Рубенштейн, Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, А.М.Мотюшкин и др.)
Для разработки проблем, связанных с вопросами формирования творческой личности школьника, в нашем исследовании использовались концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В. Занков), проблемного обучения (А.В.Брушлинский, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин).
В контексте исследования особый интерес вызывает проблема развития творческих активности и творческих способностей школьников в игровой деятельности.
Школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие активности и творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании методов психолого–педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей и активности личности.
Объектом исследования является педагогический процесс школы.
Предмет исследования – выявление роли игры как средства развития творческих способностей и активности школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игровой деятельности как основы развития творческого начала учащихся и применение различных вариаций игр на уроках в педагогическом процессе школы.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: если систематически использовать игровые методы и приемы в образовательном процессе школы, учитывать возрастные и психологические особенности детей, создавать комфортные психолого-педагогические условия, то это будет способствовать развитию творческих способностей и активности личности школьника.
Определение проблемы, актуальности и гипотезы темы позволяют определить цель исследования: разработать методику создания комфортных психолого-педагогических условий и доказать эффективность игры как средства развития творческих способностей и активности школьника.
Исходя из этого, вытекают следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить основные понятия: «Творчество», «Творческая активность.», «Творческие способности.», «Творческая деятельность», «Игра», «Дидактическая игра», «Игровая деятельность».
3. Определить роль игры в развитии творческих способностей и активности личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ....7
1.1.Интерпретация понятий: «творчество», «творческая активность», «творческие способности», «творческая деятельность» «игра», «дидактическая игра», «игровая деятельность»
1.2. Теоретическое обоснование развития творческих способностей и активности школьников в процессе игры
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ..34
..34
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей и активности школьников в сюжетно-ролевой игре ..41
2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по использованию игры как условия развития творческой активности учащихся..55
Заключение ..61
Список литературы ..62
Приложения ..64
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ....7
1.1.Интерпретация понятий: «творчество», «творческая активность», «творческие способности», «творческая деятельность» «игра», «дидактическая игра», «игровая деятельность»
1.2. Теоретическое обоснование развития творческих способностей и активности школьников в процессе игры
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ..34
..34
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей и активности школьников в сюжетно-ролевой игре ..41
2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по использованию игры как условия развития творческой активности учащихся..55
Заключение ..61
Список литературы ..62
Приложения ..64
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога – 1998, № 4 С. 83
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством – М., 1986
3. Бердяев И.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М., 1989. - С.234.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М., 1991
5. Борзова В.А. Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей – Самара, 1994
6. Бушуева Л.С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. // Начальная школа – 2005, № 7
7. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности – М., 1990
8. Волков В.П. Приобщение школьников к творчеству – М., 1982
9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся – М., 1999
10. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 1991
11. Государственный стандарт начального образования Республики Казахстан (Авторы: К.Жунусова, В.К.Павленко, Р.Мендикенова, Т.Оспанов, Ж-Адамбаева, Т.Оралбекова, З.Айдарова, М.Турыскелдина, С.Еламанова).
12. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От ученика – к творческому замыслу урока – М.: Просвещение, 1990
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб., 2002
14. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества – Смоленск. 1974
15. Казанцева Г.И. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана – 2003, № 6
16. Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка. // Начальная школа – 1998, № 4. С. 40-46
17. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий – М., 1980
18. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа – 1995. № 6. С. 41-43
19. Лебедева В.П. Материалы для творческих работ учащихся. // Начальное образование – 2005, № 1
20. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – М., 1971
21. Лук А.Н. Психология творчества – М.: Просвещение, 1978
22. Лук А.Н. Мышление и творчество – М.: Просвещение, 1976
23. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987
24. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 1994, № 5
25. Немов Р.С. Кн. 3. Психология – М.: Просвещение, 1995
26. Неибрждовски Л. Детский ум растет в тепле родительского внимания. // Семья и школа – 1993, № 7
27. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана - 2001, № 10
28. Новиков Б.В. Творчество и философия – Киев, 1989
29. Овчинникова Г.С. Развитие воображения в обучении младших школьников – Свердловск, 1990.
30. Падалко А.Е. задачи и упражнения по развитию творческой фантазии. М., 1985
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Проблема развития творческого потенциала учащейся молодежи, формирования ярких, нестандартно мыслящих личностей в наши дни приобретает особую актуальность и имеет исключительно важное значение для социально-экономического и культурного развития страны.
Выявление высокого творческого потенциала подрастающего поколения, формирования креативности личности определяют задачи конструктивного преобразования и совершенствования системы образования.
На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный запас теоретических знаний, характеризующих феномен творчества, креативности личности.
Разработаны фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества. (С.Л. Рубенштейн, Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, А.М.Мотюшкин и др.)
Для разработки проблем, связанных с вопросами формирования творческой личности школьника, в нашем исследовании использовались концепции развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В. Занков), проблемного обучения (А.В.Брушлинский, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин).
В контексте исследования особый интерес вызывает проблема развития творческих активности и творческих способностей школьников в игровой деятельности.
Школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие активности и творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании методов психолого–педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей и активности личности.
Объектом исследования является педагогический процесс школы.
Предмет исследования – выявление роли игры как средства развития творческих способностей и активности школьников.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игровой деятельности как основы развития творческого начала учащихся и применение различных вариаций игр на уроках в педагогическом процессе школы.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: если систематически использовать игровые методы и приемы в образовательном процессе школы, учитывать возрастные и психологические особенности детей, создавать комфортные психолого-педагогические условия, то это будет способствовать развитию творческих способностей и активности личности школьника.
Определение проблемы, актуальности и гипотезы темы позволяют определить цель исследования: разработать методику создания комфортных психолого-педагогических условий и доказать эффективность игры как средства развития творческих способностей и активности школьника.
Исходя из этого, вытекают следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить основные понятия: «Творчество», «Творческая активность.», «Творческие способности.», «Творческая деятельность», «Игра», «Дидактическая игра», «Игровая деятельность».
3. Определить роль игры в развитии творческих способностей и активности личности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ....7
1.1.Интерпретация понятий: «творчество», «творческая активность», «творческие способности», «творческая деятельность» «игра», «дидактическая игра», «игровая деятельность»
1.2. Теоретическое обоснование развития творческих способностей и активности школьников в процессе игры
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ..34
..34
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей и активности школьников в сюжетно-ролевой игре ..41
2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по использованию игры как условия развития творческой активности учащихся..55
Заключение ..61
Список литературы ..62
Приложения ..64
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ....7
1.1.Интерпретация понятий: «творчество», «творческая активность», «творческие способности», «творческая деятельность» «игра», «дидактическая игра», «игровая деятельность»
1.2. Теоретическое обоснование развития творческих способностей и активности школьников в процессе игры
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ ..34
..34
2.1. Педагогические условия развития творческих способностей и активности школьников в сюжетно-ролевой игре ..41
2.2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по использованию игры как условия развития творческой активности учащихся..55
Заключение ..61
Список литературы ..62
Приложения ..64
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога – 1998, № 4 С. 83
2. Астахов А.И. Воспитание творчеством – М., 1986
3. Бердяев И.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М., 1989. - С.234.
4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М., 1991
5. Борзова В.А. Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей – Самара, 1994
6. Бушуева Л.С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. // Начальная школа – 2005, № 7
7. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности – М., 1990
8. Волков В.П. Приобщение школьников к творчеству – М., 1982
9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся – М., 1999
10. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 1991
11. Государственный стандарт начального образования Республики Казахстан (Авторы: К.Жунусова, В.К.Павленко, Р.Мендикенова, Т.Оспанов, Ж-Адамбаева, Т.Оралбекова, З.Айдарова, М.Турыскелдина, С.Еламанова).
12. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От ученика – к творческому замыслу урока – М.: Просвещение, 1990
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб., 2002
14. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества – Смоленск. 1974
15. Казанцева Г.И. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана – 2003, № 6
16. Король Л.Ф. Творческие работы на уроках русского языка. // Начальная школа – 1998, № 4. С. 40-46
17. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий – М., 1980
18. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа – 1995. № 6. С. 41-43
19. Лебедева В.П. Материалы для творческих работ учащихся. // Начальное образование – 2005, № 1
20. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – М., 1971
21. Лук А.Н. Психология творчества – М.: Просвещение, 1978
22. Лук А.Н. Мышление и творчество – М.: Просвещение, 1976
23. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987
24. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 1994, № 5
25. Немов Р.С. Кн. 3. Психология – М.: Просвещение, 1995
26. Неибрждовски Л. Детский ум растет в тепле родительского внимания. // Семья и школа – 1993, № 7
27. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана - 2001, № 10
28. Новиков Б.В. Творчество и философия – Киев, 1989
29. Овчинникова Г.С. Развитие воображения в обучении младших школьников – Свердловск, 1990.
30. Падалко А.Е. задачи и упражнения по развитию творческой фантазии. М., 1985
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую