Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Профилактика учебного стресса у старшеклассников с помощью психологического консультирования

  • 65 страниц
  • 2017 год
  • 6 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

av0695

1500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ



Дипломная работа посвящена проблеме учебного стресса у старше- классников, которая тесно связана с проблемой управления стрессом в це- лом. В последние десятилетия проблема стресса приобретает все большую актуальность в связи с тем, что значительное количество работ доказывают связь этого состояния с возникновением различных заболеваний [7, 24, 46]. Во всем мире ширится количество исследований, посвященных исследова- нию феномена стресса у людей разного возраста и профессий, анализу при- чин возникновения данного явления, влиянию его на организм человека, а также изучению способов его нейтрализации [14]. Актуальность исследова- ния определяется тем, что стресс, в той или иной мере, присутствует в жизни каждого человека – любого пола и возраста, развиваясь под действием тех или иных жизненных ситуаций. Можно сказать, что не существует людей, не испытывающих стресса, а речь идет только о причине его возникновения и и степени выраженности [14, 48].
Понятие стресса используется для характеристики обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на чрезвычайные или экстремаль- ные события, обстоятельства жизнедеятельности, стрессогенные факторы внешней среды [46]. Психическим проявлениям общего адаптационного син- дрома, описанного Г. Селье, разные исследователи присваивают наименова- ния «эмоциональный», «психический» или «психологический» стресс, кото- рое породило разночтение данного явления. В его содержание включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критиче- ских психологических воздействиях, и эмоционально-психические симпто- мы, вызванные телесными повреждениями, и физиологические механизмы, лежащие в их основе [28, 46].
В настоящее время проблема стресса и его преодоления является акту- альной для многих отраслей учебной деятельности – так профессиональной,


так и учебной. По оценкам ведущих специалистов в области психологии стресса, данное состояние переживают значительное количество студентов и школьников в связи с все возрастающими учебными нагрузками. Экзамена- ционный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психиче- ского расстройства и может являться пусковым механизмом реактивной де- прессии. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердеч- но-сосудистую и иммунную системы студентов [56].
Анализ литературных источников показывает, что длительная напря- женная учеба может вызывать неблагоприятные изменения в психической сфере учащихся, относящиеся к категории «пограничных» состояний [17]. При превышении количества учебной информации определенного порога (индивидуального для каждого студента) развивается состояние утомления, которое может перейти в астенический синдром. Учащиеся при этом жалу- ются на усталость, у них наблюдается повышенная сонливость в дневные ча- сы, пассивность на уроках, отказ от умственного напряжения, нестойкость интересов
Изучение проблемы учебного стреса сопряжено с определенными трудностями, обусловленными, с одной стороны, специфическим содержани- ем, которое вкладывают исследователи в это понятие, а с другой - весьма специфическим углом зрения, под которым рассматривают это явление педа- гоги, психологи, психиатры, физиологи, фармакологи и ученые смежных с ними дисциплин [57]. При этом некоторые частные аспекты проблемы стресса (например, его возрастные особенности) остаются не достаточно вы- ясненными, так как большее число работ по теме «учебный стресс» выпол- нена на студентах, которые существенно отличаются от школьников по ор- ганизации учебной нагрузки и формам контроля знаний. В связи с этим и бы-


ло намечено изучения учебного стресса у учащихся старших классов обще- образовательной школы и споосбы профилактики данного негативного явле- ния.
Целью данной работы было исследование причин возникновения, форм проявления и способов профилактики учебного стресса.
Объект исследования – учебный стресс как специфическая форма об- щего адаптационного синдрома Ганса Селье.
Предмет исследования – способы профилактики учебного стресса у старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ современных взглядов на механизмы возник- новения и динамику реализации стресса в целом и учебного стресса в част- ности;
2) Подбор батареи методик для оценки уровня учебного стресса у школьников;
3) Эмпирическое исследование показателей тревожности и стресса у старшеклассников;
4) Создание рекомендаций по организации профилактики стресса у старшеклассников.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что предпринята попытка уточнить статистические нормы показателей выражен- ности личностной тревожности и стрессоустойчивости для школьников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности приме- нения полученных результатов школьными психологами для оптимизации учебного стресса у старшеклассников.
Гипотеза исследования: Профилактика учебного стресса у старше- классников улучшает их психическое состояние во время учебного процесса. Методологической базой исследования были принципы детерминизма,
развития, системности, единства сознания и деятельности и т.д.


В соответствии с целью и задачами исследования использовались сле- дующие методы: 1) сбор и изучение данных литературы, работа с Интерне- том; анализ и синтез полученный информации; 2) методы психодиагностики:
1) определение уровня личностной и ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина) [44]; 2) тест на стрессоустойчивость Ю.В.Щербатых [56]; 3) тест Айзенка для оценки личностных качеств и косвенно – темпера- мента [44].
Статистическая обработка полученного материала осуществлялась при помощи программы STATGRAPHICS Plus for Windows с использованием корреляционного анализа. По каждой группе данных вычислялись такие ста- тистические показатели, как: среднее значение и стандартная ошибка средне- го. Для анализа полученных данных дополнительно использовался корреля- ционный анализ.
База исследования: школа №76 г. Воронежа. В работе принимали уча- стия 36 школьников 9-11 классов данной школы в возрасте 16 -17 лет.
Дипломная работа построена следующим образом: в первой главе ра- боты описываются общие представления о стрессе, и его роли в психической жизни человека. Разбираются понятия «стресс», «психологический стресс»,
«учебный стресс», «экзаменационный стресс» и разбираются различные ас- пекты данных явлений. Рассматриваются различные факторы, влияющие на характер стресса – как объективные, так и личностные. Вторая глава посвя- щена обсуждению результатов собственного исследования по изучению стресса у старшеклассников людей В ней описываются применяемые методы исследования и полученные результаты. В конце второй главы приводятся рекомендации по уменьшению уровня стресса, связанного с учебой. Завер- шает дипломную работу заключение и список использованных источников.

ВВЕДЕНИЕ 4
1 УЧЕБНЫЙ СТРЕСС КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА 8
1.1. Понятие о стрессе в современной науке 8
1.2. Учебный стресс студентов и школьников 13
1.3. Методы профилактики и оптимизации учебного стресса 21
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА
И СПОСОБОВ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ 32
2.1 Методы исследования и сбор материала для выпускной квалификационной работы 32
2.2 Результаты исследования тревожности школьников
и восприимчивости их к стрессу 38
2.4 Способы профилактики учебного стресса у старшеклассников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ филиал г.Воронеж


Направление подготовки 37.03.01 Психология
Направленность (профиль) программы «Психологическое консультирование»

оценка "5", оригинальность по антиплагиат.ру 62,28%

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, терапии. - СПб.: Речь, 2011.-166 с.
2. Алейникова Т. В., Думбай В.Н., Кураев Г.А. Физиология цен- тральной нервной системы. Ростов на Дону, 2010. — 384 с.
3. Аркелов Г.Г, Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстрой- ствами // Психологический журнал, 2005. -Т. 26. - № 5. - С.25-46.
4. Балабанова Е. С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические трудности. 2002. № 4.-С.12-18.
5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004.
6. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация чело- века / Ф.Березин. - Л.: Наука, 1988. – 184 с.
7. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс /
В.А. Бодров // Психологический журнал. – 1996. - Т.17. - №4. - С. 64-74.
8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессио- нальном общении / В. В.Бойко. — СПб., 1999.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е.Василюк. - М., 1984.- 200 с.
10. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. -
М.:Медицина, 1991. - 624 с.
11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагно- стика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М., СПб., 2005.
12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова.
– СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Ввведение в общую психологию // Курс лек- ций. -СПб.: Че Ро, Омега, 2012. 336с.
14. ГринбергДж. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2009. 496 с


15. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //
Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147—157.
16. Горохова М. Ю, Романова Е. С. Личность и эмоциональное выго- рание // Вестник практической психологии образования. Научно- методический журнал. Москва. Декабрь, 2004. № 1. С. 7—12.
17. Громбах С.М. Роль школы в формировании психического здоро- вья учащихся // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С. 9-32.
18. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М.: Институт психологии РАН, 2003.
19. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С. 147-160.
20. Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 199 с.
21. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологические ас- пекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Со- циальная и клиническая психиатрия. - 2000. - №3. - С.35-38.
22. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Использование метода нейролин- гвистического программирования при коррекции тревожных состояний у студентов-медиков / Психотерапия и клиническая психология: методы, обу- чение, организация. СПб-Иваново, 2000, С. 289-291.
23. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 464 с.
24. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Издательство «Нау-
ка», 1983. - 369 с.
25. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе?/ Ю.Д.Красовский - М. 1998. – 184 с.
26. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие. - Куйбышевский


филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный Педагогический университет», 2012. – 96 с.
27. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоре- тические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. — СПб., 1995.
28. Лазарус Р . Теория стресса и психофизиологические исследо- вания. В кн. Эмоциональный стресс. - М., 1970, - С. 178-209.
29. Леонова А.Б., Чернышова О.А Психология труда и организаци- онная психология: Современное состояние и перспективы. Хрестоматия / А.Б. Леонова, О.А.Чернышова. – М.:1995. С.179-196.
30. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический жур- нал. 2004. - №2. - С. 75-85.
31. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4-21.
32. Леонова А. Б. Психологическая саморегуляция и профилактика не- благоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. № 3. С. 43-52.
33. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М. - 1980. – 132 с.
34. Лубсанова С. В., Пестерева В. А., Сусичан К. А. Оценка профес- сионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-удэ // Вест- ник бурятского государственного университета. – Вып. № 1.- том 12. - 2014. - С. 46-51.
35. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Ме- тодики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. – 264 с.
36. Манухина С.Ю., Глушач Н.Н., Манухина Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде. // Ученые записки орловского государственного университета.2014. №4, С.350-353.


37. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс)/ Ю.Мельник // Управление персоналом. — 2000. - № 3.- С. 20-23.
38. Мещерякова И.Н., Хуторная М.Л., Щербатых Ю.В. Особенности стилей саморегуляции у студентов разных курсов. – Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Научный журнал. - Вып. 53, ч.5. – Ялта, 2016. - С. 322-327.
39. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т.22, №1, С. 90-101.
40. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. -
№5. - С. 48-50.
41. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и челове- ческого достоинства. - М.: Академия, 2004. – 243 с.
42. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психоло- гии: Учебное пособие. Под ред. А.А.Крылова, - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
43. Розенфельд Р., Эверли Дж.С. Стресс. Природа и лечение. - М., Медицина, 1985. – 276 с.
44. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –Самара: Бахрах-М. 2000.– 672 с.
45. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999. – С. 186 - 213.
46. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М.: Издательство «РЭ-
НАР», 1992. - 46 с.
47. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. - 215 с.
48. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу- М., 1998.
– С.11.


49. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Особенности профессионального стрес- са у детских врачей стоматологов в условиях производственной среды // Со- временные проблемы науки и образования. Вып.1. - 2015. - С. 45.
50. Труфанова Т.Н. Современные подходы к управлению профессио- нальными стрессами // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гумани- тарные науки». Вып. № 4. – 2015. – С. 76-84.
51. Тьюбсинг Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. - М: Медицина, 1993. - 144 с.
52. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье.– Воронеж: Студия ИАН, 2000.– 32 с.
53. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. - М.: Мир, 1981.–248 с.
54. Шац И. К. Психологические способы управления профессио- нальным стрессом педагогов // Вестник ЛГУ.- № 1.- Том 5. - 2015. - С. 18-27.
55. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс (диагностика, течение и коррекция). - Воронеж: Студия ИАН, 2000. – 212 с.
56. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Дисс. … докт. биол. наук. - Воронеж, 2001. — 313 с.
57. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. –
СПб.: Питер. - 2012. - 256 с.
58. Щербатых Ю. В., Лицман Н. И., Мещерякова И. Н.. Системный подход к управлению стрессами // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. научн. статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2015. - С. 515-517.
59. Щербатых Ю.В., Щекина И.А. Психические состояния в учеб- ном процессе: проблемы и способы оптимизации. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Научный журнал. - Вып. 54, ч.4. – Ялта, 2016. - С. 241-246.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ



Дипломная работа посвящена проблеме учебного стресса у старше- классников, которая тесно связана с проблемой управления стрессом в це- лом. В последние десятилетия проблема стресса приобретает все большую актуальность в связи с тем, что значительное количество работ доказывают связь этого состояния с возникновением различных заболеваний [7, 24, 46]. Во всем мире ширится количество исследований, посвященных исследова- нию феномена стресса у людей разного возраста и профессий, анализу при- чин возникновения данного явления, влиянию его на организм человека, а также изучению способов его нейтрализации [14]. Актуальность исследова- ния определяется тем, что стресс, в той или иной мере, присутствует в жизни каждого человека – любого пола и возраста, развиваясь под действием тех или иных жизненных ситуаций. Можно сказать, что не существует людей, не испытывающих стресса, а речь идет только о причине его возникновения и и степени выраженности [14, 48].
Понятие стресса используется для характеристики обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на чрезвычайные или экстремаль- ные события, обстоятельства жизнедеятельности, стрессогенные факторы внешней среды [46]. Психическим проявлениям общего адаптационного син- дрома, описанного Г. Селье, разные исследователи присваивают наименова- ния «эмоциональный», «психический» или «психологический» стресс, кото- рое породило разночтение данного явления. В его содержание включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критиче- ских психологических воздействиях, и эмоционально-психические симпто- мы, вызванные телесными повреждениями, и физиологические механизмы, лежащие в их основе [28, 46].
В настоящее время проблема стресса и его преодоления является акту- альной для многих отраслей учебной деятельности – так профессиональной,


так и учебной. По оценкам ведущих специалистов в области психологии стресса, данное состояние переживают значительное количество студентов и школьников в связи с все возрастающими учебными нагрузками. Экзамена- ционный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психиче- ского расстройства и может являться пусковым механизмом реактивной де- прессии. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердеч- но-сосудистую и иммунную системы студентов [56].
Анализ литературных источников показывает, что длительная напря- женная учеба может вызывать неблагоприятные изменения в психической сфере учащихся, относящиеся к категории «пограничных» состояний [17]. При превышении количества учебной информации определенного порога (индивидуального для каждого студента) развивается состояние утомления, которое может перейти в астенический синдром. Учащиеся при этом жалу- ются на усталость, у них наблюдается повышенная сонливость в дневные ча- сы, пассивность на уроках, отказ от умственного напряжения, нестойкость интересов
Изучение проблемы учебного стреса сопряжено с определенными трудностями, обусловленными, с одной стороны, специфическим содержани- ем, которое вкладывают исследователи в это понятие, а с другой - весьма специфическим углом зрения, под которым рассматривают это явление педа- гоги, психологи, психиатры, физиологи, фармакологи и ученые смежных с ними дисциплин [57]. При этом некоторые частные аспекты проблемы стресса (например, его возрастные особенности) остаются не достаточно вы- ясненными, так как большее число работ по теме «учебный стресс» выпол- нена на студентах, которые существенно отличаются от школьников по ор- ганизации учебной нагрузки и формам контроля знаний. В связи с этим и бы-


ло намечено изучения учебного стресса у учащихся старших классов обще- образовательной школы и споосбы профилактики данного негативного явле- ния.
Целью данной работы было исследование причин возникновения, форм проявления и способов профилактики учебного стресса.
Объект исследования – учебный стресс как специфическая форма об- щего адаптационного синдрома Ганса Селье.
Предмет исследования – способы профилактики учебного стресса у старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Теоретический анализ современных взглядов на механизмы возник- новения и динамику реализации стресса в целом и учебного стресса в част- ности;
2) Подбор батареи методик для оценки уровня учебного стресса у школьников;
3) Эмпирическое исследование показателей тревожности и стресса у старшеклассников;
4) Создание рекомендаций по организации профилактики стресса у старшеклассников.
Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что предпринята попытка уточнить статистические нормы показателей выражен- ности личностной тревожности и стрессоустойчивости для школьников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности приме- нения полученных результатов школьными психологами для оптимизации учебного стресса у старшеклассников.
Гипотеза исследования: Профилактика учебного стресса у старше- классников улучшает их психическое состояние во время учебного процесса. Методологической базой исследования были принципы детерминизма,
развития, системности, единства сознания и деятельности и т.д.


В соответствии с целью и задачами исследования использовались сле- дующие методы: 1) сбор и изучение данных литературы, работа с Интерне- том; анализ и синтез полученный информации; 2) методы психодиагностики:
1) определение уровня личностной и ситуативной тревожности (тест Спилбергера-Ханина) [44]; 2) тест на стрессоустойчивость Ю.В.Щербатых [56]; 3) тест Айзенка для оценки личностных качеств и косвенно – темпера- мента [44].
Статистическая обработка полученного материала осуществлялась при помощи программы STATGRAPHICS Plus for Windows с использованием корреляционного анализа. По каждой группе данных вычислялись такие ста- тистические показатели, как: среднее значение и стандартная ошибка средне- го. Для анализа полученных данных дополнительно использовался корреля- ционный анализ.
База исследования: школа №76 г. Воронежа. В работе принимали уча- стия 36 школьников 9-11 классов данной школы в возрасте 16 -17 лет.
Дипломная работа построена следующим образом: в первой главе ра- боты описываются общие представления о стрессе, и его роли в психической жизни человека. Разбираются понятия «стресс», «психологический стресс»,
«учебный стресс», «экзаменационный стресс» и разбираются различные ас- пекты данных явлений. Рассматриваются различные факторы, влияющие на характер стресса – как объективные, так и личностные. Вторая глава посвя- щена обсуждению результатов собственного исследования по изучению стресса у старшеклассников людей В ней описываются применяемые методы исследования и полученные результаты. В конце второй главы приводятся рекомендации по уменьшению уровня стресса, связанного с учебой. Завер- шает дипломную работу заключение и список использованных источников.

ВВЕДЕНИЕ 4
1 УЧЕБНЫЙ СТРЕСС КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА 8
1.1. Понятие о стрессе в современной науке 8
1.2. Учебный стресс студентов и школьников 13
1.3. Методы профилактики и оптимизации учебного стресса 21
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА
И СПОСОБОВ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ 32
2.1 Методы исследования и сбор материала для выпускной квалификационной работы 32
2.2 Результаты исследования тревожности школьников
и восприимчивости их к стрессу 38
2.4 Способы профилактики учебного стресса у старшеклассников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ филиал г.Воронеж


Направление подготовки 37.03.01 Психология
Направленность (профиль) программы «Психологическое консультирование»

оценка "5", оригинальность по антиплагиат.ру 62,28%

1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, терапии. - СПб.: Речь, 2011.-166 с.
2. Алейникова Т. В., Думбай В.Н., Кураев Г.А. Физиология цен- тральной нервной системы. Ростов на Дону, 2010. — 384 с.
3. Аркелов Г.Г, Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстрой- ствами // Психологический журнал, 2005. -Т. 26. - № 5. - С.25-46.
4. Балабанова Е. С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социологические трудности. 2002. № 4.-С.12-18.
5. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004.
6. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация чело- века / Ф.Березин. - Л.: Наука, 1988. – 184 с.
7. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс /
В.А. Бодров // Психологический журнал. – 1996. - Т.17. - №4. - С. 64-74.
8. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессио- нальном общении / В. В.Бойко. — СПб., 1999.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е.Василюк. - М., 1984.- 200 с.
10. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. -
М.:Медицина, 1991. - 624 с.
11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагно- стика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — М., СПб., 2005.
12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова.
– СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Ввведение в общую психологию // Курс лек- ций. -СПб.: Че Ро, Омега, 2012. 336с.
14. ГринбергДж. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2009. 496 с


15. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии //
Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147—157.
16. Горохова М. Ю, Романова Е. С. Личность и эмоциональное выго- рание // Вестник практической психологии образования. Научно- методический журнал. Москва. Декабрь, 2004. № 1. С. 7—12.
17. Громбах С.М. Роль школы в формировании психического здоро- вья учащихся // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С. 9-32.
18. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М.: Институт психологии РАН, 2003.
19. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С. 147-160.
20. Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 199 с.
21. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологические ас- пекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Со- циальная и клиническая психиатрия. - 2000. - №3. - С.35-38.
22. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Использование метода нейролин- гвистического программирования при коррекции тревожных состояний у студентов-медиков / Психотерапия и клиническая психология: методы, обу- чение, организация. СПб-Иваново, 2000, С. 289-291.
23. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 464 с.
24. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Издательство «Нау-
ка», 1983. - 369 с.
25. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе?/ Ю.Д.Красовский - М. 1998. – 184 с.
26. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие. - Куйбышевский


филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный Педагогический университет», 2012. – 96 с.
27. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоре- тические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. — СПб., 1995.
28. Лазарус Р . Теория стресса и психофизиологические исследо- вания. В кн. Эмоциональный стресс. - М., 1970, - С. 178-209.
29. Леонова А.Б., Чернышова О.А Психология труда и организаци- онная психология: Современное состояние и перспективы. Хрестоматия / А.Б. Леонова, О.А.Чернышова. – М.:1995. С.179-196.
30. Леонова А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический жур- нал. 2004. - №2. - С. 75-85.
31. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4-21.
32. Леонова А. Б. Психологическая саморегуляция и профилактика не- благоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. № 3. С. 43-52.
33. Линдеман X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. - М. - 1980. – 132 с.
34. Лубсанова С. В., Пестерева В. А., Сусичан К. А. Оценка профес- сионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-удэ // Вест- ник бурятского государственного университета. – Вып. № 1.- том 12. - 2014. - С. 46-51.
35. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Ме- тодики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. – 264 с.
36. Манухина С.Ю., Глушач Н.Н., Манухина Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде. // Ученые записки орловского государственного университета.2014. №4, С.350-353.


37. Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личностей, реагирующих на стресс)/ Ю.Мельник // Управление персоналом. — 2000. - № 3.- С. 20-23.
38. Мещерякова И.Н., Хуторная М.Л., Щербатых Ю.В. Особенности стилей саморегуляции у студентов разных курсов. – Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Научный журнал. - Вып. 53, ч.5. – Ялта, 2016. - С. 322-327.
39. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т.22, №1, С. 90-101.
40. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. -
№5. - С. 48-50.
41. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и челове- ческого достоинства. - М.: Академия, 2004. – 243 с.
42. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психоло- гии: Учебное пособие. Под ред. А.А.Крылова, - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
43. Розенфельд Р., Эверли Дж.С. Стресс. Природа и лечение. - М., Медицина, 1985. – 276 с.
44. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –Самара: Бахрах-М. 2000.– 672 с.
45. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999. – С. 186 - 213.
46. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М.: Издательство «РЭ-
НАР», 1992. - 46 с.
47. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. - 215 с.
48. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу- М., 1998.
– С.11.


49. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Особенности профессионального стрес- са у детских врачей стоматологов в условиях производственной среды // Со- временные проблемы науки и образования. Вып.1. - 2015. - С. 45.
50. Труфанова Т.Н. Современные подходы к управлению профессио- нальными стрессами // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гумани- тарные науки». Вып. № 4. – 2015. – С. 76-84.
51. Тьюбсинг Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. - М: Медицина, 1993. - 144 с.
52. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье.– Воронеж: Студия ИАН, 2000.– 32 с.
53. Хессет Дж. Введение в психофизиологию. - М.: Мир, 1981.–248 с.
54. Шац И. К. Психологические способы управления профессио- нальным стрессом педагогов // Вестник ЛГУ.- № 1.- Том 5. - 2015. - С. 18-27.
55. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс (диагностика, течение и коррекция). - Воронеж: Студия ИАН, 2000. – 212 с.
56. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Дисс. … докт. биол. наук. - Воронеж, 2001. — 313 с.
57. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. –
СПб.: Питер. - 2012. - 256 с.
58. Щербатых Ю. В., Лицман Н. И., Мещерякова И. Н.. Системный подход к управлению стрессами // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. научн. статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Научная книга, 2015. - С. 515-517.
59. Щербатых Ю.В., Щекина И.А. Психические состояния в учеб- ном процессе: проблемы и способы оптимизации. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Научный журнал. - Вып. 54, ч.4. – Ялта, 2016. - С. 241-246.

Купить эту работу

Профилактика учебного стресса у старшеклассников с помощью психологического консультирования

1500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

16 сентября 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
av0695
4.9
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1500 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МБОУ «... СОШ» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГА В ПОДШЕФНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ...

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ вуза)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОТЕЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user3322976 об авторе av0695 2021-10-23
Выпускная квалификационная работа

Вовремя в срок,выполнена качественно!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

"Психологические факторы, влияющие на внутрисемейные отношения" (совпадение темпераментов, ценностей, мотивов, представления о процессе воспитания)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Кризис возраста 53-57

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Тренинг корпоративной социальной ответственности Корпоративный социальный отчет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Готовая работа

Перспективы развития психологической службы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Память

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

В.Н. Мясищев "Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Развитие эмоционального интеллекта у детей и подростков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методы психопрофилактики в системе образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Анализ книги.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Особенности речи людей в состоянии транса

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Аспекты социальной адаптации выпускников ВУЗов в коммерческих организациях

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Психологическая безопасность личности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽