Вовремя в срок,выполнена качественно!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. В настоящее время в России увеличивается численность детей с нарушениями речи, о чём свидетельствуют статистические данные Всемирной организации здравоохранения (17,5% детей в возрасте до 7 лет). В нашей стране функционируют 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи, где обучаются около 15000 детей.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) трактует понятие общее недоразвитие речи (ОНР) как: системное полиэтиологическое нарушение, при котором оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Вместе с тем эти компоненты отвечают за правильность и грамотность, внятность и понятность звучащей речи. Если у ребёнка дошкольного возраста нарушены языковые компоненты, то поступив в школу, он не сможет овладеть в полном объёме письменной и устной речью, успешно осваивать школьную программу.
Согласно психолого-педагогическому подходу, представителями которого являются известные ученые логопеды (Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, А.В. Ястребова), общее недоразвитие речи представляет собой одну из форм речевого недоразвития. Представители клинико-педагогического подхода (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун) рассматривают ОНР как: некую аномалию развития, имеющую определенные симптомы, этиологию и патогенез.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ активизации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 7
1.1 Закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста общего недоразвития речи 3 уровня речевого развития 12
1.3 Нейропсихологический подход как одно из направлений активизации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Организация эмпирического исследования развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 30
2.1 Характеристика базы и выборки исследования 30
2.2 Цель и методики диагностического исследования 31
2.3 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 35
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Логопедическая работа на основе нейропсихологического подхода по активизации речи у детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 43
3.1 Организация и проведение формирующего эксперимента по активизации речи у детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 43
3.2 Оценка использования нейропсихологического подхода в активизации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 50
Выводы по третьей главе 58
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 65
Цель исследования – изучить и экспериментально апробировать методы и приемы, основанные на нейропсихологическом подходе, в логопедической работе по активизации речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Объект исследования – речь детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Предмет исследования – нейропсихологический подход в логопедической работе по активизации речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что применение нейропсихологического подхода в коррекционной логопедической работе будет эффективно при активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Задачи исследования:
1) рассмотреть закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе и особенности проявления у них общего недоразвития речи 3 уровня речевого развития;
2) определить содержание диагностического комплекса исследования связной речи и выявить её состояние у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития;
3) разработать и апробировать систему логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, направленной на активизацию речи, выделить особенности такой работы, проанализировать результаты;
1. Богатырёва А.В., Герасимова Л.А., Маринина Н.В. Как подготовить ребенка к школе // Образование и воспитание. - 2019. - № 3 (23). - С. 11-13.
2. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - Vol. 12. - Т. 12. - C/ 41-46.
3. Гурулева, К. Ю. Специфика формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР / К. Ю. Гурулева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 6-2. – С. 64-68.
4. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. ‒ М.: В. Секачев, 2014. – 537 с.
5. Дианова О. Н., Антипова Ж. В., Микляева Н. В. Логопедия. Методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. — М.: Инфра-М, 2023. — 313 с.
6. Дудник, А. Ю. Логопедическое обследование импрессивной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня / А. Ю. Дудник, Е. А. Ларина // Заметки ученого. – 2021. – № 6-2. – С. 93-100.
7. Зуева А. А., Бояринцева М. В. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня //теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. – 2021. – С. 12-16.
8. Коник О.Г., Борцова С.А. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников // Школьная педагогика. - 2017. - № 1 (8). - С. 28-31.
9. Киселева П. О. Использование нейропсихологических методов в коррекционно-педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью //Научный редактор. – 2024. – С. 54.
10. Куприенко М.Е. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте // Вестник науки. - Февраль 2021. - №2 (35). - Т. 1. - С. 9-16.
11. Мамонова, И. В. Нейропсихологический подход как инновационный метод работы с детьми, имеющими ОНР / И. В. Мамонова, А. О. Ермаков, М. К. Кравцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 59-63.
12. Мишурова Г. В. и др. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи детей как одно из условий успешной адаптации и социализации //Образовательная среда сегодня: теория и практика. – 2022. – С. 152-155.
13. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр. Т. 1. Специальные перечни для статистической разработки. – URL: mkb10.su›С1а881Т1са1юп
14. Назарова Л. А. Нейропсихологические особенности детей страшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2021. – С. 133-135.
15. Никитина Ю.А., Артемова С.А. Актуальные аспекты развития технологии формирования навыков слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - № 1(42), 2022. – С.1-5.
16. Литвякова М. С. Исследование речемыслительных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня // Форум молодых ученых. 2022. №12 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rechemyslitelnyh-operatsiy-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 23.10.2024).
17. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А., Уромова С. Е. Особенности нарушений фонематических перцептивных способностей у дошкольников с нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-narusheniy-fonematicheskih-pertseptivnyh-sposobnostey-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 23.10.2024).
18. Нефедова И. В., Подлужная В. В. Особенности методических приемов при коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи и детей-билингвов // Наука и образование сегодня. 2022. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodicheskih-priemov-pri-korrektsii-rechevyh-narusheniy-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-i-detey-bilingvov (дата обращения: 23.10.2024).
19. Сафина Л.А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: Мат. VII Междунар. науч. конф., январь 2016 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 35-37.
20. Сербова Д. В., Чечель Е. О. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня с использованием дидактических игр и упражнений // Образовательный процесс. 2022. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksiko-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-s-ispolzovaniem (дата обращения: 23.10.2024).
21. Тищенко Т.Д. Нейропсихология дошкольника: речевое развитие // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 126-127.
22. Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). – ART 15229. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15229.htm. – ISSN 230
23. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. СПб. :
Питер. 2021. 215 с.
24. Уварова Т. Б., Агаева В. Е. Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2022. — 219 с.
25. Ульрих, А. А. Особенности развития детей с ОНР 3 уровня / А. А. Ульрих // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – С. 2822-2825.
26. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду
(старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание. 2021.№ 11. С. 8-12.
27. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи:
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс.2021. 80 с.
28. Хамроева Н.А., Назарова Д.Ж. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста // Вестник магистратуры. - 2020. - № 1-5 (100). - С. 37-38.
29. Хватцев М.Е. Логопедия \ М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
30. Чемоданова А.В. Речевая готовность детей к школе // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 606-608.
31. Шашкина, Г. Р. Системный подход к коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием / Г. Р. Шашкина, Т. С. Терентьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 329-332.\
32. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Юрайт, 2023. — 248 с.
33. Швецова Т. В. Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня //Открытый мир: объединяем усилия. – 2020. – С. 362-366.
34. Яцышина К. А., Пащенко Е. В., Отева Н. И. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №. 2 (46). – С. 198-202.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. В настоящее время в России увеличивается численность детей с нарушениями речи, о чём свидетельствуют статистические данные Всемирной организации здравоохранения (17,5% детей в возрасте до 7 лет). В нашей стране функционируют 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи, где обучаются около 15000 детей.
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) трактует понятие общее недоразвитие речи (ОНР) как: системное полиэтиологическое нарушение, при котором оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Вместе с тем эти компоненты отвечают за правильность и грамотность, внятность и понятность звучащей речи. Если у ребёнка дошкольного возраста нарушены языковые компоненты, то поступив в школу, он не сможет овладеть в полном объёме письменной и устной речью, успешно осваивать школьную программу.
Согласно психолого-педагогическому подходу, представителями которого являются известные ученые логопеды (Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, А.В. Ястребова), общее недоразвитие речи представляет собой одну из форм речевого недоразвития. Представители клинико-педагогического подхода (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун) рассматривают ОНР как: некую аномалию развития, имеющую определенные симптомы, этиологию и патогенез.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ активизации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 7
1.1 Закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста общего недоразвития речи 3 уровня речевого развития 12
1.3 Нейропсихологический подход как одно из направлений активизации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Организация эмпирического исследования развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 30
2.1 Характеристика базы и выборки исследования 30
2.2 Цель и методики диагностического исследования 31
2.3 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента 35
Выводы по второй главе 42
Глава 3. Логопедическая работа на основе нейропсихологического подхода по активизации речи у детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 43
3.1 Организация и проведение формирующего эксперимента по активизации речи у детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 43
3.2 Оценка использования нейропсихологического подхода в активизации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 50
Выводы по третьей главе 58
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения 65
Цель исследования – изучить и экспериментально апробировать методы и приемы, основанные на нейропсихологическом подходе, в логопедической работе по активизации речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Объект исследования – речь детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Предмет исследования – нейропсихологический подход в логопедической работе по активизации речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что применение нейропсихологического подхода в коррекционной логопедической работе будет эффективно при активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Задачи исследования:
1) рассмотреть закономерности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе и особенности проявления у них общего недоразвития речи 3 уровня речевого развития;
2) определить содержание диагностического комплекса исследования связной речи и выявить её состояние у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития;
3) разработать и апробировать систему логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, направленной на активизацию речи, выделить особенности такой работы, проанализировать результаты;
1. Богатырёва А.В., Герасимова Л.А., Маринина Н.В. Как подготовить ребенка к школе // Образование и воспитание. - 2019. - № 3 (23). - С. 11-13.
2. Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - Vol. 12. - Т. 12. - C/ 41-46.
3. Гурулева, К. Ю. Специфика формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР / К. Ю. Гурулева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 6-2. – С. 64-68.
4. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография. – Изд. 2-е, исправ. и перераб. ‒ М.: В. Секачев, 2014. – 537 с.
5. Дианова О. Н., Антипова Ж. В., Микляева Н. В. Логопедия. Методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. — М.: Инфра-М, 2023. — 313 с.
6. Дудник, А. Ю. Логопедическое обследование импрессивной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР II уровня / А. Ю. Дудник, Е. А. Ларина // Заметки ученого. – 2021. – № 6-2. – С. 93-100.
7. Зуева А. А., Бояринцева М. В. Особенности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня //теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. – 2021. – С. 12-16.
8. Коник О.Г., Борцова С.А. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников // Школьная педагогика. - 2017. - № 1 (8). - С. 28-31.
9. Киселева П. О. Использование нейропсихологических методов в коррекционно-педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью //Научный редактор. – 2024. – С. 54.
10. Куприенко М.Е. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте // Вестник науки. - Февраль 2021. - №2 (35). - Т. 1. - С. 9-16.
11. Мамонова, И. В. Нейропсихологический подход как инновационный метод работы с детьми, имеющими ОНР / И. В. Мамонова, А. О. Ермаков, М. К. Кравцова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 59-63.
12. Мишурова Г. В. и др. Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи детей как одно из условий успешной адаптации и социализации //Образовательная среда сегодня: теория и практика. – 2022. – С. 152-155.
13. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; 10-й пересмотр. Т. 1. Специальные перечни для статистической разработки. – URL: mkb10.su›С1а881Т1са1юп
14. Назарова Л. А. Нейропсихологические особенности детей страшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2021. – С. 133-135.
15. Никитина Ю.А., Артемова С.А. Актуальные аспекты развития технологии формирования навыков слогового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - № 1(42), 2022. – С.1-5.
16. Литвякова М. С. Исследование речемыслительных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня // Форум молодых ученых. 2022. №12 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rechemyslitelnyh-operatsiy-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya (дата обращения: 23.10.2024).
17. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А., Уромова С. Е. Особенности нарушений фонематических перцептивных способностей у дошкольников с нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-narusheniy-fonematicheskih-pertseptivnyh-sposobnostey-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 23.10.2024).
18. Нефедова И. В., Подлужная В. В. Особенности методических приемов при коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи и детей-билингвов // Наука и образование сегодня. 2022. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodicheskih-priemov-pri-korrektsii-rechevyh-narusheniy-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-i-detey-bilingvov (дата обращения: 23.10.2024).
19. Сафина Л.А. Развитие речи детей раннего возраста // Педагогика: традиции и инновации: Мат. VII Междунар. науч. конф., январь 2016 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2016. - С. 35-37.
20. Сербова Д. В., Чечель Е. О. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня с использованием дидактических игр и упражнений // Образовательный процесс. 2022. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksiko-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-iii-urovnya-s-ispolzovaniem (дата обращения: 23.10.2024).
21. Тищенко Т.Д. Нейропсихология дошкольника: речевое развитие // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 126-127.
22. Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). – ART 15229. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15229.htm. – ISSN 230
23. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. СПб. :
Питер. 2021. 215 с.
24. Уварова Т. Б., Агаева В. Е. Логопедические технологии диагностики речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2022. — 219 с.
25. Ульрих, А. А. Особенности развития детей с ОНР 3 уровня / А. А. Ульрих // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – С. 2822-2825.
26. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду
(старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание. 2021.№ 11. С. 8-12.
27. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи:
Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс.2021. 80 с.
28. Хамроева Н.А., Назарова Д.Ж. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста // Вестник магистратуры. - 2020. - № 1-5 (100). - С. 37-38.
29. Хватцев М.Е. Логопедия \ М.Е. Хватцев. – М.: Владос, 2009. – 272 с.
30. Чемоданова А.В. Речевая готовность детей к школе // Молодой ученый. - 2017. - № 3 (137). - С. 606-608.
31. Шашкина, Г. Р. Системный подход к коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием / Г. Р. Шашкина, Т. С. Терентьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-2. – С. 329-332.\
32. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Юрайт, 2023. — 248 с.
33. Швецова Т. В. Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с онр III уровня //Открытый мир: объединяем усилия. – 2020. – С. 362-366.
34. Яцышина К. А., Пащенко Е. В., Отева Н. И. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №. 2 (46). – С. 198-202.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 3500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7184 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую