Вовремя в срок,выполнена качественно!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования обусловлена значимостью коммуникативного взаимодействия в профессиональной деятельности специалистов, оказывающих социальные услуги. Качество работы этих специалистов напрямую зависит от их способности к эффективному общению, пониманию потребностей и особенностей клиентов, а также умению налаживать доверительные отношения и предотвращать конфликтные ситуации, так с учетом широкого спектра задач социальной сферы, включая поддержку наиболее уязвимых слоев населения, повышение коммуникативных навыков специалистов приобретает особенно важное значение в контексте совершенствования качества предоставляемых социальных услуг. В условиях современного динамично меняющегося общества, где возрастают социальные напряжения и растет потребность в профессиональной социальной поддержке, данное исследование становится весьма актуальным и востребованным для разработки и внедрения эффективных коммуникативных стратегий и техник работы, что позволит специалистам решать профессиональные задачи более успешно, а клиентам — ощущать полноценную заботу и поддержку социальных институтов.
Степень разработанности темы исследования представляется как результат многолетних трудов ученых в области социологии, психологии и педагогики, где выделяются работы авторов, сделавших значительный вклад в исследование коммуникативного аспекта социальной работы. К таким исследователям можно отнести Е.В. Сидоренко, И.С. Кон, А.В. Петровского, уделивших внимание психологии общения и межличностным коммуникациям. Спецификой коммуникации в профессиональной деятельности занимались Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.В. Гришина, раскрывая темы психологических особенностей коммуникативного процесса, присущих педагогическим, психологическим и социальным дисциплинам, так в сфере конкретно социальной работы исследования В.А. Максимовой, Е.И. Холостовой и Н.Г. Алексеевой привносят понимание сквозных коммуникативных компетенций, важных для эффективного выполнения социальных работников своих профессиональных задач.
Содержание
Введение 6
Глава 1. Теоретический анализ изучения коммуникативных особенностей работников социальной сферы 10
1.1. Изучение коммуникативных особенностей в трудах отечественных и зарубежных ученых 10
1.2. Особенности деятельности работников социальной сферы 31
Выводы по главе 46
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных особенностей работников социальной сферы 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Результаты исследования 52
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативных особенностей работников социальной сферы 60
Выводы по главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложения 75
Цель исследования заключается в изучении и анализе особенностей коммуникативного взаимодействия специалистов социальной работы, определении ключевых навыков и умений, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности в данной области, а также разработке рекомендаций для улучшения коммуникативных процессов между работниками и клиентами социальных служб.
Гипотеза исследования предполагает, что специфические коммуникативные навыки и стратегии воздействия, присущие работникам социальной сферы, оказывают значительное влияние на результативность и эффективность их профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные научные работы российских и иностранных авторов, посвященные коммуникативным навыкам и их значению в социальной сфере, для выявления основных концепций и подходов к исследованию коммуникативных особенностей.
2. Изучить специфику работы социальных работников, выявить ключевые аспекты и требования к коммуникативной особенностей в различных областях социальной деятельности.
3. Разработать методологическую основу исследования, включая выбор методов сбора и анализа данных для изучения коммуникативных особенностей.
4. Провести анкетирование, интервьюирование и другие методы эмпирической оценки для сбора информации о коммуникативных умениях работников социальной сферы и определить наиболее распространенные практики и трудности в их коммуникативной деятельности.
5. Разработать и предложить на основе полученных результатов практические рекомендации по улучшению коммуникативных навыков социальных работников, способные способствовать повышению качества предоставляемых услуг и эффективности профессионального взаимодействия.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального общения. СПб.: БВХПетербург, 2012. 288 с.
2. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. 72 с.
3. Боденко Б.Н. Социальный работник: миссия, профессия, долж-ность//Работник социальной службы. -1997. -№1. -С,27-29.
4. Бочарова В.Г. Социальная работа: Знакомство с профессией. ~М., 1993. -128с.
5. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. -М., 1998. -184 с
6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. -324 с.
7. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. -С. 149.
8. Гайхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов /Под.ред. О.Я.Гайхмана. -М.:Инфра-м,1997. -272 с.
9. Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников //Социальная работа. -1992. -№6. -С.9-10.
10. Гейхман, Л. К. Коммуникативная особенности профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. - М., 2016. – 454 с.
11. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. -Новосибирск: Изд-во Новосиб унив-та; М.: Совершенство, 1997.-198 с
12. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. -1995. -№1. -С.7-8.
13. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных работников / Автор, коллект.: B.Н.Каласьев и др. -М.: РАО, ЦСП, АСПиСР, 1994. -127 с.
14. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/143/ (дата обращения 24.01.2025).
15. Дзюба, О.В. Коммуникативная особенности: теоретический аспект // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / Под ред. В.А. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. -2-е изд. -М.:3нание,1980. -159с.
16. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной особенностей. М .: Просвещение, 1995. 183 с.
17. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Социологический портрет будущего специалиста профессиональной сферы. //Российский журнал социальной работы. -1996. -№1. -С.8-10.
18. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника //Российский журнал социальной работы. -1995. -№1. -С.4-7.
19. Сластенина, Е.А. Левановой. – Вып. 32. – М. : МПГУ, 2019. – С. 74-77.
20. Жарких, Н.Г. Тренинг коммуникативной особенностей. Учебное пособие. / Н.Г. Жарких. – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2016. – 37 с.
21. Змейков Ю. Б. Социально-психологические технологии развития эмпатии социальных работников // Вестник магистратуры. 2021. № 9-1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologiirazvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov-1 (дата обращения: 09.01.2025).
22. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. C. 105–116.
23. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. (Сост. Б.Н.Лозовский)-М.: Высшая школа, 1993.-301 с.
24. Каган М.С. Мир общения: Проблемы субъективных отношений, -М.: Политиздат., 1988. -356 с.
25. Карпов А. В. Психология менеджмента: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2024. 481 с.
26. Кузнецова, В.Т. Исследование психолого-педагогического развития коммуникативных способностей студентов. / В.Т. Кузнецова. // Вестник КФУ. – 2018. - №5. – С. 29-38.
27. Крючков А. М. Исторические аспекты развития понятия эмоциональный интеллект // Актуальные исследования. 2021. № 46 (73). С. 74–77.
28. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
29. «Культура профессиональной коммуникации» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kultura-professionalnoi-kommunikatsii-meditsinskog.html (дата обращения: 10.01.2025)
30. Леонтьев A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. -365 с.
31. «Оценка уровня общительно» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (Дата обращения: 11.01.2025)
32. Петровская, Л.А. Общение – особенности – тренинг: избр. труды. / Л.А. Петровская. – М.: Смысл, 2017. –156 с.
33. Петровский, А.В. Психология: Словарь. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2018. – 535 с.
34. «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников» [электронный ресурс].- Режим доступа:https://studexpo.net/664021/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_kommunikativnyh_umeniy_protsesse_professionalnoy_podgotovki(дата обращения: 08.01.2025)
35. Республиканский центр развития здравоохранения. Базовые навыки коммуникации медицинского персонала с пациентами, коллегами» [электронный ресурс].- Режим доступа: https://nrchd.kz/files/vebin/1%20Вебинар_Раздаточный%20материал.pdf(Дата обращения: 07.01.2025)
36. Роль развития коммуникативных навыков у работников социальной сферы» [электронный ресурс].- Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006087 (Дата обращения: 02.01.2025)
37. Руденский Е. В. Социальная психология : Курс лекций. М. : ИНФРА-М; Новосибирск : НГАЭиУ, 1997. 224 с.
38. Сергиенко Е., Хлевная Е., Киселёва Т. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей. М. : АСТ, Малыш, 2021. 255 с.
39. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-k-voprosu-odefinitsii-i-strukture (дата обращения: 11.01.2025).
40. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 138–149.
41. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе : Учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 236 с.
42. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа» :
Учебник. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. 222 с.
43. Щербакова Н. И. Эмоциональный интеллект: основные
определения и подходы к изучению в отечественной психологии // Проблемы науки. 2024. № 2 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyyintellekt-osnovnye-opredeleniya-i-podhody-k-izucheniyu-v-otechestvennoypsihologii (дата обращения: 10.01.2025).
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования обусловлена значимостью коммуникативного взаимодействия в профессиональной деятельности специалистов, оказывающих социальные услуги. Качество работы этих специалистов напрямую зависит от их способности к эффективному общению, пониманию потребностей и особенностей клиентов, а также умению налаживать доверительные отношения и предотвращать конфликтные ситуации, так с учетом широкого спектра задач социальной сферы, включая поддержку наиболее уязвимых слоев населения, повышение коммуникативных навыков специалистов приобретает особенно важное значение в контексте совершенствования качества предоставляемых социальных услуг. В условиях современного динамично меняющегося общества, где возрастают социальные напряжения и растет потребность в профессиональной социальной поддержке, данное исследование становится весьма актуальным и востребованным для разработки и внедрения эффективных коммуникативных стратегий и техник работы, что позволит специалистам решать профессиональные задачи более успешно, а клиентам — ощущать полноценную заботу и поддержку социальных институтов.
Степень разработанности темы исследования представляется как результат многолетних трудов ученых в области социологии, психологии и педагогики, где выделяются работы авторов, сделавших значительный вклад в исследование коммуникативного аспекта социальной работы. К таким исследователям можно отнести Е.В. Сидоренко, И.С. Кон, А.В. Петровского, уделивших внимание психологии общения и межличностным коммуникациям. Спецификой коммуникации в профессиональной деятельности занимались Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.В. Гришина, раскрывая темы психологических особенностей коммуникативного процесса, присущих педагогическим, психологическим и социальным дисциплинам, так в сфере конкретно социальной работы исследования В.А. Максимовой, Е.И. Холостовой и Н.Г. Алексеевой привносят понимание сквозных коммуникативных компетенций, важных для эффективного выполнения социальных работников своих профессиональных задач.
Содержание
Введение 6
Глава 1. Теоретический анализ изучения коммуникативных особенностей работников социальной сферы 10
1.1. Изучение коммуникативных особенностей в трудах отечественных и зарубежных ученых 10
1.2. Особенности деятельности работников социальной сферы 31
Выводы по главе 46
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных особенностей работников социальной сферы 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Результаты исследования 52
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативных особенностей работников социальной сферы 60
Выводы по главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложения 75
Цель исследования заключается в изучении и анализе особенностей коммуникативного взаимодействия специалистов социальной работы, определении ключевых навыков и умений, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности в данной области, а также разработке рекомендаций для улучшения коммуникативных процессов между работниками и клиентами социальных служб.
Гипотеза исследования предполагает, что специфические коммуникативные навыки и стратегии воздействия, присущие работникам социальной сферы, оказывают значительное влияние на результативность и эффективность их профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные научные работы российских и иностранных авторов, посвященные коммуникативным навыкам и их значению в социальной сфере, для выявления основных концепций и подходов к исследованию коммуникативных особенностей.
2. Изучить специфику работы социальных работников, выявить ключевые аспекты и требования к коммуникативной особенностей в различных областях социальной деятельности.
3. Разработать методологическую основу исследования, включая выбор методов сбора и анализа данных для изучения коммуникативных особенностей.
4. Провести анкетирование, интервьюирование и другие методы эмпирической оценки для сбора информации о коммуникативных умениях работников социальной сферы и определить наиболее распространенные практики и трудности в их коммуникативной деятельности.
5. Разработать и предложить на основе полученных результатов практические рекомендации по улучшению коммуникативных навыков социальных работников, способные способствовать повышению качества предоставляемых услуг и эффективности профессионального взаимодействия.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального общения. СПб.: БВХПетербург, 2012. 288 с.
2. Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1983. 72 с.
3. Боденко Б.Н. Социальный работник: миссия, профессия, долж-ность//Работник социальной службы. -1997. -№1. -С,27-29.
4. Бочарова В.Г. Социальная работа: Знакомство с профессией. ~М., 1993. -128с.
5. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. -М., 1998. -184 с
6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. -324 с.
7. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. -С. 149.
8. Гайхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов /Под.ред. О.Я.Гайхмана. -М.:Инфра-м,1997. -272 с.
9. Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников //Социальная работа. -1992. -№6. -С.9-10.
10. Гейхман, Л. К. Коммуникативная особенности профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. - М., 2016. – 454 с.
11. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. -Новосибирск: Изд-во Новосиб унив-та; М.: Совершенство, 1997.-198 с
12. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. -1995. -№1. -С.7-8.
13. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных работников / Автор, коллект.: B.Н.Каласьев и др. -М.: РАО, ЦСП, АСПиСР, 1994. -127 с.
14. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/143/ (дата обращения 24.01.2025).
15. Дзюба, О.В. Коммуникативная особенности: теоретический аспект // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / Под ред. В.А. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. -2-е изд. -М.:3нание,1980. -159с.
16. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной особенностей. М .: Просвещение, 1995. 183 с.
17. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Социологический портрет будущего специалиста профессиональной сферы. //Российский журнал социальной работы. -1996. -№1. -С.8-10.
18. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника //Российский журнал социальной работы. -1995. -№1. -С.4-7.
19. Сластенина, Е.А. Левановой. – Вып. 32. – М. : МПГУ, 2019. – С. 74-77.
20. Жарких, Н.Г. Тренинг коммуникативной особенностей. Учебное пособие. / Н.Г. Жарких. – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2016. – 37 с.
21. Змейков Ю. Б. Социально-психологические технологии развития эмпатии социальных работников // Вестник магистратуры. 2021. № 9-1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologiirazvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov-1 (дата обращения: 09.01.2025).
22. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. C. 105–116.
23. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. (Сост. Б.Н.Лозовский)-М.: Высшая школа, 1993.-301 с.
24. Каган М.С. Мир общения: Проблемы субъективных отношений, -М.: Политиздат., 1988. -356 с.
25. Карпов А. В. Психология менеджмента: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2024. 481 с.
26. Кузнецова, В.Т. Исследование психолого-педагогического развития коммуникативных способностей студентов. / В.Т. Кузнецова. // Вестник КФУ. – 2018. - №5. – С. 29-38.
27. Крючков А. М. Исторические аспекты развития понятия эмоциональный интеллект // Актуальные исследования. 2021. № 46 (73). С. 74–77.
28. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии» ; Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
29. «Культура профессиональной коммуникации» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kultura-professionalnoi-kommunikatsii-meditsinskog.html (дата обращения: 10.01.2025)
30. Леонтьев A.A. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. -365 с.
31. «Оценка уровня общительно» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (Дата обращения: 11.01.2025)
32. Петровская, Л.А. Общение – особенности – тренинг: избр. труды. / Л.А. Петровская. – М.: Смысл, 2017. –156 с.
33. Петровский, А.В. Психология: Словарь. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2018. – 535 с.
34. «Психолого-педагогические условия развития коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников» [электронный ресурс].- Режим доступа:https://studexpo.net/664021/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_kommunikativnyh_umeniy_protsesse_professionalnoy_podgotovki(дата обращения: 08.01.2025)
35. Республиканский центр развития здравоохранения. Базовые навыки коммуникации медицинского персонала с пациентами, коллегами» [электронный ресурс].- Режим доступа: https://nrchd.kz/files/vebin/1%20Вебинар_Раздаточный%20материал.pdf(Дата обращения: 07.01.2025)
36. Роль развития коммуникативных навыков у работников социальной сферы» [электронный ресурс].- Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006087 (Дата обращения: 02.01.2025)
37. Руденский Е. В. Социальная психология : Курс лекций. М. : ИНФРА-М; Новосибирск : НГАЭиУ, 1997. 224 с.
38. Сергиенко Е., Хлевная Е., Киселёва Т. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей. М. : АСТ, Малыш, 2021. 255 с.
39. Стурикова М. В. Коммуникативная компетенция: к вопросу о дефиниции и структуре // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-k-voprosu-odefinitsii-i-strukture (дата обращения: 11.01.2025).
40. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 138–149.
41. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе : Учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 236 с.
42. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа» :
Учебник. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. 222 с.
43. Щербакова Н. И. Эмоциональный интеллект: основные
определения и подходы к изучению в отечественной психологии // Проблемы науки. 2024. № 2 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyyintellekt-osnovnye-opredeleniya-i-podhody-k-izucheniyu-v-otechestvennoypsihologii (дата обращения: 10.01.2025).
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 4500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7184 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую