Организация библиотечного обслуживания в районной детской библиотеке (на примере МБУК «МБ» ШМО библиотеки филиал № 8 с. Ивановка Красноярского края)
Детская библиотека – это доступный источник информации для детей, обеспечивающий их информационными ресурсами, также она является местом социальных коммуникаций, где встречаются дети всех возрастов и взрослые: учителя, родители, другие лица, причастные к воспитанию детей. В настоящее время библиотека является особой средой, где библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как тьютор (от англ. tutor – учитель), который формирует навыки и умение самостоятельной самообразовательной деятельности учащихся, выступает консультантом при поиске источника информации, наставником, обучающим критическому осмыслению найденной информации, а также организатором индивидуальной и коллективной деятельности детей
Библиотека, считает М.В. Елькина, – это публичная территория, где детям предоставляется возможность встретиться друг с другом, а также познакомиться с другими детьми в киберпространстве [16, с. 198].
Основными типообразующими признаками являются, по мнению, библиотековедов, структура фондов, читательский контингент, статус библиотеки, её роль в системе библиотек и т.д. Согласно Е.Н. Гусевой, которая свела многие теории типологии библиотек в единую таблицу, большинство исследователей выделяют детские библиотеки или как самостоятельный вид библиотек (К. Коновалова, М.А. Потапов, И.М. Фрумин, А.И. Литинский, Л.З. Амлинский, С.А. Трубников, А.В. Соколов и др.) или как подвид массовой (публичной) библиотеки (И.М. Фрумин, Н.К. Коссаковская, Н.С. Карташов и др.) [14, с. 50].
Все детские библиотеки, считает Е.Н. Гусева, можно классифицировать прежде всего по читательскому контингенту – дети до 14 лет (включительно), специфике фонда (документы, предназначенные детям как основное ядро), по уровню подчинения – федеральная, библиотеки субъектов РФ, муниципальные, по роли в системе библиотек – центральные (библиотеки субъектов РФ), самостоятельные, централизованные детские библиотечные системы, детские филиалы, отделы публичных библиотек [14, с. 51]. Детские библиотеки отмечены даже в типологиях, основным признаком которых является автоматизация библиотек. ...