Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Выделяют следующие сущностные стороны познавательного интереса:
1. Предметом его является самое значительное свойство человека: стремление познавать окружающий мир, "проникать в его многообразие, отражать в сознании... причинно-следственные связи, закономерности...". В познавательном интересе заключена исключительная возможность постигать существо научных истин, добытых человечеством, раздвигать рамки познания от незнания в сторону знания.
2. Сопряженность с формированием многообразных личностных отношений, таких, как избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с соучастниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируются миропонимание, мировоззрение.
3. Способность побуждать личность к постоянному поиску способов деятельности по преобразованию действительности.
4. Способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
– активный поиск;
– логика;
– исследовательский подход;
– готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
– эмоции удивления;
– чувство ожидания нового;
– чувство интеллектуальной радости;
– чувство успеха.
В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащих в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие.
Воспитательные функции обучения являются звеном, тесно связанным с познавательным интересом: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки ученика; с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующих процессу освоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.
Итак, в процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли:
– как средство живого, увлекающего ученика обучения;
– как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности;
– как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности.
1.1. Понятие познавательного интереса.
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
...
1.2. Особенности процесса формирования познавательного интереса у учащихся.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам: с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения связано с двумя главными задачами:
2) содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, возникновение в их существенные взаимосвязи;
2) на этой основе побуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладевать знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процесс познания.
Г. И. Щукина рассматривает следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
1.2. Специфика познавательного интереса у школьников разных возрастов.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Но, вместе с тем, развитие познавательного интереса специфично на каждом этапе обучения.
...
2. Методы развития познавательного интереса у школьников.
Как уже говорилось выше, существует большое количество методов развития познавательного интереса. Не останавливаясь на классификации по возрастам, для которых предпочтительнее применять данный метод, по целям, по предметам, дадим общую характеристику наиболее типичным методам развития познавательного интереса (стоит отметить, что на самом деле подобных методов значительно больше: помимо того, что каждый учитель по-своему модифицирует каждый метод для конкретного урока, существуют и другие, менее распространенные, но не менее эффективные методы).
...
3.1. Роль краеведения в обучении.
Изучение родного края, как ни печально, всегда стояло особняком в школьной программе – если вообще включалось в нее. Краеведческая информация изредка включается в соответствующие дисциплины: истории родного края отводится несколько минут уроков по соответствующим эпохам, флора и фауна вскользь упоминаются на занятиях по биологии, а иногда и просто отдаются в распоряжение учителю географии как дополнение к рассказу об особенностях рельефа и природно-климатических условий. Поэзия и проза местных авторов затрагивается крайне редко, а уж о современной политической, экономической и экологической обстановке учащиеся узнают лишь из местных средств массовой информации.
Вместе с тем, краеведение само по себе включает ряд принципов развития познавательного интереса: оно наглядно, доступно для изучения фактически в любом возрасте, в т.ч. и самостоятельного изучения школьниками.
...
3.2 Способы развития познавательного интереса в обучении экологии на основе краеведческого материала.
Итак, мы пришли к выводу, что краеведческий принцип преподнесения учебного материала полезен для школьников, поскольку позволяет развить множество положительных личностных качеств и по своей сути является методом, стимулирующим проявление познавательного интереса у учащихся.
Помимо того, что сам рассказ о родном крае редко дает учащимся повод скучать на уроке, к краеведению легко применимы все описанные выше методы развития познавательного интереса; кроме того, при изучении родного края в его самых разных аспектах могут быть удачно использованы многие другие методики, обычно с трудом реализуемые в других дисциплинах или вообще не доступные для реализации без привлечения краеведческой информации.
Рассмотрим по пунктам методы, описанные в предыдущей главе, применительно к изучению экологии с использованием материалов краеведения.
Первое – межпредметные связи.
...
1. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –7 1991-7 1992 –7,8 1993-7
2. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. - В кн. Дж.Х.Флейвелл "Генетическая психология Жана Пиаже". М.: Просвещение, 1967. - с.596-621.
3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. - "Вопросы психологии", 1963. - N5. - с.61-72.
4. Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. - "Вопросы психологии", 1963. - N4. - с.3-15.
5. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей. Монография, М., 2001 г.
6. Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. М., 1975. - с.25.
7. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. - "Вестн. Харьк. ун-та", 1977. - N155. Сер. психол. - с.38-43.
8. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. — 67с.
9. Скотаренко Р.В. Некоторые условия перехода к самостоятельной работе с источниками учебной информации. - "Вестн. Харьк. ун-та", 1974. - N103. Сер. психол. - с.45-49.
10. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 132с.
11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
12. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 352–358 с.
13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
14. http://www.yspu.yar.ru:8101/projects/infomet/activnost/pozn.int.html
15. http://www.eco-net.ru/
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Выделяют следующие сущностные стороны познавательного интереса:
1. Предметом его является самое значительное свойство человека: стремление познавать окружающий мир, "проникать в его многообразие, отражать в сознании... причинно-следственные связи, закономерности...". В познавательном интересе заключена исключительная возможность постигать существо научных истин, добытых человечеством, раздвигать рамки познания от незнания в сторону знания.
2. Сопряженность с формированием многообразных личностных отношений, таких, как избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с соучастниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируются миропонимание, мировоззрение.
3. Способность побуждать личность к постоянному поиску способов деятельности по преобразованию действительности.
4. Способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
– активный поиск;
– логика;
– исследовательский подход;
– готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
– эмоции удивления;
– чувство ожидания нового;
– чувство интеллектуальной радости;
– чувство успеха.
В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащих в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие.
Воспитательные функции обучения являются звеном, тесно связанным с познавательным интересом: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки ученика; с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующих процессу освоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.
Итак, в процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли:
– как средство живого, увлекающего ученика обучения;
– как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности;
– как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности.
1.1. Понятие познавательного интереса.
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
...
1.2. Особенности процесса формирования познавательного интереса у учащихся.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам: с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения связано с двумя главными задачами:
2) содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, возникновение в их существенные взаимосвязи;
2) на этой основе побуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладевать знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процесс познания.
Г. И. Щукина рассматривает следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:
1.2. Специфика познавательного интереса у школьников разных возрастов.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. Но, вместе с тем, развитие познавательного интереса специфично на каждом этапе обучения.
...
2. Методы развития познавательного интереса у школьников.
Как уже говорилось выше, существует большое количество методов развития познавательного интереса. Не останавливаясь на классификации по возрастам, для которых предпочтительнее применять данный метод, по целям, по предметам, дадим общую характеристику наиболее типичным методам развития познавательного интереса (стоит отметить, что на самом деле подобных методов значительно больше: помимо того, что каждый учитель по-своему модифицирует каждый метод для конкретного урока, существуют и другие, менее распространенные, но не менее эффективные методы).
...
3.1. Роль краеведения в обучении.
Изучение родного края, как ни печально, всегда стояло особняком в школьной программе – если вообще включалось в нее. Краеведческая информация изредка включается в соответствующие дисциплины: истории родного края отводится несколько минут уроков по соответствующим эпохам, флора и фауна вскользь упоминаются на занятиях по биологии, а иногда и просто отдаются в распоряжение учителю географии как дополнение к рассказу об особенностях рельефа и природно-климатических условий. Поэзия и проза местных авторов затрагивается крайне редко, а уж о современной политической, экономической и экологической обстановке учащиеся узнают лишь из местных средств массовой информации.
Вместе с тем, краеведение само по себе включает ряд принципов развития познавательного интереса: оно наглядно, доступно для изучения фактически в любом возрасте, в т.ч. и самостоятельного изучения школьниками.
...
3.2 Способы развития познавательного интереса в обучении экологии на основе краеведческого материала.
Итак, мы пришли к выводу, что краеведческий принцип преподнесения учебного материала полезен для школьников, поскольку позволяет развить множество положительных личностных качеств и по своей сути является методом, стимулирующим проявление познавательного интереса у учащихся.
Помимо того, что сам рассказ о родном крае редко дает учащимся повод скучать на уроке, к краеведению легко применимы все описанные выше методы развития познавательного интереса; кроме того, при изучении родного края в его самых разных аспектах могут быть удачно использованы многие другие методики, обычно с трудом реализуемые в других дисциплинах или вообще не доступные для реализации без привлечения краеведческой информации.
Рассмотрим по пунктам методы, описанные в предыдущей главе, применительно к изучению экологии с использованием материалов краеведения.
Первое – межпредметные связи.
...
1. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –7 1991-7 1992 –7,8 1993-7
2. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. - В кн. Дж.Х.Флейвелл "Генетическая психология Жана Пиаже". М.: Просвещение, 1967. - с.596-621.
3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. - "Вопросы психологии", 1963. - N5. - с.61-72.
4. Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. - "Вопросы психологии", 1963. - N4. - с.3-15.
5. Днепров С. А. Педагогическое сознание: теория и технологии формирования у будущих учителей. Монография, М., 2001 г.
6. Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. М., 1975. - с.25.
7. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. - "Вестн. Харьк. ун-та", 1977. - N155. Сер. психол. - с.38-43.
8. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. — 67с.
9. Скотаренко Р.В. Некоторые условия перехода к самостоятельной работе с источниками учебной информации. - "Вестн. Харьк. ун-та", 1974. - N103. Сер. психол. - с.45-49.
10. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 132с.
11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
12. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 352–358 с.
13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
14. http://www.yspu.yar.ru:8101/projects/infomet/activnost/pozn.int.html
15. http://www.eco-net.ru/
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую