Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте

  • 73 страниц
  • 2017 год
  • 314 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

vipauthor

700 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Е.В. Бондаревская даёт такую формулировку: «Ключевая компетенция - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем».
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Актуальность концепции развития коммуникативных универсальных учебных действий для начального общего образования диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая.
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные психологические методы и система коррекционно-развивающих занятий, основанные на совместной деятельности в парах (ученик-ученик и ученик-педагог), и в малых группах.
Анализ научных работ, посвященных формированию коммуникативных учебных действий учащихся (психолого-педагогический и методический аспекты) позволил выделить объективно существующие противоречия между современными требованиями к уровню коммуникативной подготовки учащихся начальных классов и отсутствием теоретического обоснования методических путей решения проблемы обучения младших школьников коммуникативным универсальным учебным действиям; между потребностью практики начального образования в повышении эффективности коммуникативного развития младших школьников и недостаточной изученностью обеспечивающих его методических условий.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте».
Цель исследования – исследовать формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования: начальное языковое образование.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Методы:
1) теоретические методы (анализ, обобщение и синтез научной литературы);
2) практические методы (тестирование, анкетирование, проективные методики, наблюдение).
Методики:
1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже);
2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.);
3. Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман;
4. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
В соответствии с целью работы были поставлены следующие теоретические задачи:
1. выявить состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников в психологической, педагогической науках и практике современного образования;
2. уточнить понятие коммуникативных универсальных учебных действий, рассмотреть его виды и выделить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий применительно к начальному образованию;
3. провести опытно-педагогическую работу диагностике коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных речевых учебных действий у младших школьников будет происходит эффективно, если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников и развивать коммуникативные навыки во время уроков.
Структура работы: введение, две главы с выводами, заключение и список литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников в период обучения грамоте 7
1.1 Определение понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 7
1.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в свете ФГОС НО 12
1.3 Возрастные особенности развития коммуникативных учебных действий младших школьников 18
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-педагогическое исследование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Формирующий эксперимент 36
2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов 44
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Методические рекомендации учителям по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте 62
Список литературы 68


Цель исследования – исследовать формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования: начальное языковое образование.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Методы:
1) теоретические методы (анализ, обобщение и синтез научной литературы);
2) практические методы (тестирование, анкетирование, проективные методики, наблюдение).
Методики:
1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже);
2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.);
3. Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман;
4. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
В соответствии с целью работы были поставлены следующие теоретические задачи:
1. выявить состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников в психологической, педагогической науках и практике современного образования;
2. уточнить понятие коммуникативных универсальных учебных действий, рассмотреть его виды и выделить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий применительно к начальному образованию;
3. провести опытно-педагогическую работу диагностике коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных речевых учебных действий у младших школьников будет происходит эффективно, если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников и развивать коммуникативные навыки во время уроков.
Структура работы: введение, две главы с выводами, заключение и список литературы.

Список литературы
1. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений [Текст] / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 -с.31-35
2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами [Текст] / авт. - сост. Коробкина С.А. - Волгоград: Учитель, 2010.- 238с.
3. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.В. Анохина // Классный руководитель. 2000.-№ 3.- С.63-80.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.
5. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №3. - с.21-26.
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский.- М.: «Академия», 2005.- 128с.
7. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55.
8. Брыкина, Н.Т., Жиренко, О.Е., Барылкина, Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1–4 классы [Текст] / Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2008. – 256 с.
9. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Дополнительное образование всовременной школе [Текст]/ Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. М.: «Сентябрь», 2005. – 230 с.
10. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
11. Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы [Текст] / Э.А. Вартаньян. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
12. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения). – 190 с.
13. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
14. Волина, В.В. Веселая грамматика [Текст] / В.В. Волина. М.: Знание, 2009
15. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. [Текст] / Венгер А.Л. - М.: Владос, 2009- 242с.
16. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст] / Под ред. А.И.Гришанова. – Ижевск.: 2010. – 136 с.
17. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся [Текст] / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 2000. - 362 с.
18. Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс[Текст] / О. Егоров. - М.: Учитель. - 2011.-с.27-30
19. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.
20. Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) [Текст] / Л.В. Занков. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 401 с.
21. Зиновьева М.В. Профессионально - личностная готовность педагога-психолога к работе в рамках ФГОС нового поколения [Текст] / М.В. Зиновьева // Справочник педагога-психолога. 2011.- №2. - с.4-12.
22. Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 34-44.
23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2010. 151 с.
24. Кашапов, Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности [Текст] / Кашапов, Р.Р. - М. : Аст-Пресс Книга, 2011. - 320 с.
25. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
26. Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 34-44.
27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2010. 151 с.
28. Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах [Текст] / В.П. Канкина. М.: Просвещение, 2009. – 340 с.
29. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет. [Текст] / С.В. Коноваленко - М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 240с.
30. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р [Текст] // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.
31. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. 39 с.
32. Левицкая, Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, неуспешных в общении [Текст] / Левицкая Ю.Л. // Справочник педагога психолога 2011. - №1. - с.41-49.
33. Макарова, Л.П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении [Текст] /Л.П. Макарова. Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
34. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня [Текст] / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. – 45 с.
35. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] / С. Маршак. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991. 231 с.
36. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации [Текст] / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009.-№6 -с. 23-28.
37. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации [Текст] / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009.-№6 -с. 23-28.
38. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие [Текст] / А.В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.- 304с.
39. Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы [Текст] / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№4. - С. 3 - 9.
40. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. [Текст] / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
41. Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст] / Л.Г. Петерсон и др.. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. - 92 с.
42. Полякова, А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов [Текст] / А.В. Полякова. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997
43. Превращения слов. Учебное пособие. [Текст] / Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991. 342 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] /Семаго Н.Я., Семаго М.М. - СПб.: Речь, 2011. - 384 с.
46. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1999. – 220 с.
47. Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование 2003- № 8.- С. 115 - 126.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
49. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12.
50. Фёклин, С. И. Автономное учреждение - новая модель развития школы в России [Текст] : методическое пособие / С. И. Фёклин. - 2-е изд., перераб. - М. : Арсенал образования, 2010. - 128 с.
51. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в не¬русской школе [Текст] /Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68
52. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г.А. Цукерман. -М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - 224 с.
53. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 - 31.
54. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин//Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1999.- 560 с.
55. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст] / С.Д. Якушева. М.: Просвещение, 2008. – 340 с.
56. Яковлева, С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. [Текст] / С.Г. Яковлева. М.: Просвещение, 2011. – 123 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение
Актуальность исследования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Е.В. Бондаревская даёт такую формулировку: «Ключевая компетенция - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем».
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
Актуальность концепции развития коммуникативных универсальных учебных действий для начального общего образования диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая.
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.
Таким образом, актуальность темы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные психологические методы и система коррекционно-развивающих занятий, основанные на совместной деятельности в парах (ученик-ученик и ученик-педагог), и в малых группах.
Анализ научных работ, посвященных формированию коммуникативных учебных действий учащихся (психолого-педагогический и методический аспекты) позволил выделить объективно существующие противоречия между современными требованиями к уровню коммуникативной подготовки учащихся начальных классов и отсутствием теоретического обоснования методических путей решения проблемы обучения младших школьников коммуникативным универсальным учебным действиям; между потребностью практики начального образования в повышении эффективности коммуникативного развития младших школьников и недостаточной изученностью обеспечивающих его методических условий.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в психологической и педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте».
Цель исследования – исследовать формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования: начальное языковое образование.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Методы:
1) теоретические методы (анализ, обобщение и синтез научной литературы);
2) практические методы (тестирование, анкетирование, проективные методики, наблюдение).
Методики:
1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже);
2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.);
3. Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман;
4. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
В соответствии с целью работы были поставлены следующие теоретические задачи:
1. выявить состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников в психологической, педагогической науках и практике современного образования;
2. уточнить понятие коммуникативных универсальных учебных действий, рассмотреть его виды и выделить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий применительно к начальному образованию;
3. провести опытно-педагогическую работу диагностике коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных речевых учебных действий у младших школьников будет происходит эффективно, если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников и развивать коммуникативные навыки во время уроков.
Структура работы: введение, две главы с выводами, заключение и список литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативно-речевых умений у младших школьников в период обучения грамоте 7
1.1 Определение понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 7
1.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в свете ФГОС НО 12
1.3 Возрастные особенности развития коммуникативных учебных действий младших школьников 18
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-педагогическое исследование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Формирующий эксперимент 36
2.3 Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов 44
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Методические рекомендации учителям по формированию коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте 62
Список литературы 68


Цель исследования – исследовать формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Объект исследования: начальное языковое образование.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте.
Методы:
1) теоретические методы (анализ, обобщение и синтез научной литературы);
2) практические методы (тестирование, анкетирование, проективные методики, наблюдение).
Методики:
1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже);
2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.);
3. Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман;
4. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
В соответствии с целью работы были поставлены следующие теоретические задачи:
1. выявить состояние разработанности проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников в психологической, педагогической науках и практике современного образования;
2. уточнить понятие коммуникативных универсальных учебных действий, рассмотреть его виды и выделить возрастные особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий применительно к начальному образованию;
3. провести опытно-педагогическую работу диагностике коммуникативных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных речевых учебных действий у младших школьников будет происходит эффективно, если учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников и развивать коммуникативные навыки во время уроков.
Структура работы: введение, две главы с выводами, заключение и список литературы.

Список литературы
1. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений [Текст] / Агафонова И.Н.// Управление начальной школой. 2010.-№9 -с.31-35
2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами [Текст] / авт. - сост. Коробкина С.А. - Волгоград: Учитель, 2010.- 238с.
3. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.В. Анохина // Классный руководитель. 2000.-№ 3.- С.63-80.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.
5. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №3. - с.21-26.
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский.- М.: «Академия», 2005.- 128с.
7. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55.
8. Брыкина, Н.Т., Жиренко, О.Е., Барылкина, Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1–4 классы [Текст] / Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2008. – 256 с.
9. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Дополнительное образование всовременной школе [Текст]/ Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. М.: «Сентябрь», 2005. – 230 с.
10. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
11. Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы [Текст] / Э.А. Вартаньян. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
12. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения). – 190 с.
13. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
14. Волина, В.В. Веселая грамматика [Текст] / В.В. Волина. М.: Знание, 2009
15. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. [Текст] / Венгер А.Л. - М.: Владос, 2009- 242с.
16. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст] / Под ред. А.И.Гришанова. – Ижевск.: 2010. – 136 с.
17. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся [Текст] / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. Магнитогорск: МГПИ, 2000. - 362 с.
18. Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс[Текст] / О. Егоров. - М.: Учитель. - 2011.-с.27-30
19. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.
20. Занков, Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование) [Текст] / Л.В. Занков. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 401 с.
21. Зиновьева М.В. Профессионально - личностная готовность педагога-психолога к работе в рамках ФГОС нового поколения [Текст] / М.В. Зиновьева // Справочник педагога-психолога. 2011.- №2. - с.4-12.
22. Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 34-44.
23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2010. 151 с.
24. Кашапов, Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности [Текст] / Кашапов, Р.Р. - М. : Аст-Пресс Книга, 2011. - 320 с.
25. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
26. Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 34-44.
27. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. -М.: Просвещение, 2010. 151 с.
28. Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах [Текст] / В.П. Канкина. М.: Просвещение, 2009. – 340 с.
29. Коноваленко, С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет. [Текст] / С.В. Коноваленко - М.: Изд-во Эксмо, 2004.- 240с.
30. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р [Текст] // Официальные документы в образовании. 2002. -№4. -С. 3-31.
31. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. 39 с.
32. Левицкая, Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, неуспешных в общении [Текст] / Левицкая Ю.Л. // Справочник педагога психолога 2011. - №1. - с.41-49.
33. Макарова, Л.П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении [Текст] /Л.П. Макарова. Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
34. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня [Текст] / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010. – 45 с.
35. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] / С. Маршак. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991. 231 с.
36. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации [Текст] / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009.-№6 -с. 23-28.
37. Милованова, Н.Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации [Текст] / Н.Г. Милованова // Начальная школа. 2009.-№6 -с. 23-28.
38. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие [Текст] / А.В. Мудрик.- М.: «Академия», 2006.- 304с.
39. Мурзина, Н.П. От новых стандартов к инновационной деятельности педагогов школы [Текст] / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2009. -№4. - С. 3 - 9.
40. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. [Текст] / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
41. Петерсон, Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст] / Л.Г. Петерсон и др.. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. - 92 с.
42. Полякова, А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов [Текст] / А.В. Полякова. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997
43. Превращения слов. Учебное пособие. [Текст] / Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991. 342 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] /Семаго Н.Я., Семаго М.М. - СПб.: Речь, 2011. - 384 с.
46. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1999. – 220 с.
47. Татьянченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование 2003- № 8.- С. 115 - 126.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
49. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12.
50. Фёклин, С. И. Автономное учреждение - новая модель развития школы в России [Текст] : методическое пособие / С. И. Фёклин. - 2-е изд., перераб. - М. : Арсенал образования, 2010. - 128 с.
51. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в не¬русской школе [Текст] /Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68
52. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Г.А. Цукерман. -М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - 224 с.
53. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Хрестоматия возрастной психологии / сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 26 - 31.
54. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин//Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1999.- 560 с.
55. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства [Текст] / С.Д. Якушева. М.: Просвещение, 2008. – 340 с.
56. Яковлева, С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. [Текст] / С.Г. Яковлева. М.: Просвещение, 2011. – 123 с.

Купить эту работу

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в период обучения грамоте

700 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

4 марта 2017 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
vipauthor
4
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
700 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе vipauthor 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе vipauthor 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе vipauthor 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе vipauthor 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

«Формирование познавательных УУД при обучении математике 5-6 классов на примере технологии смыслового чтения»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽