Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность постановки проблемы воспитания младших школьников обусловлена тем, основные элементы современной государственной концепции воспитания видны в Законе РФ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО и других источниках, которые определяют целью личностно-ориентированного воспитания стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культуру личности как основу для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении.
Модернизация российского образования, отражающая общенациональные, государственные интересы и мировые тенденции, предполагает, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и формирование новых жизненных установок личности. В связи с этим вопросы реализации подходов к воспитанию, позволяющих формировать познавательное развитие учащихся в учебной деятельности, становится приоритетным.
К сожалению, классики педагогики, как и современное педагогическое сообщество, не рассматривают возможности и зависимость успешности школьников от уровня их познавательного развития.
Была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью уже в начальной школе стремиться к устойчивому познавательному развитию в учебной деятельности и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к уровню его изменений в процессе обучения.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием, во-первых, между потенциалом процесса формирования основ функциональной грамотности для развития познавательного интереса младших школьников и его недостаточным использованием, а во-вторых, между социальной значимостью создания в процессе обучения условий для саморазвития учащихся младших классов и существующим соотношением прямого и опосредованного педагогического воздействия в учебной деятельности. Это и послужило основанием для выбора темы дипломной работы: «Изучение деятельности учителя начальных классов, направленной на познавательное развитие младших школьников».
Цель исследования – изучить деятельность учителя начальных классов, направленную на познавательное развитие младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является деятельность учителя начальных классов, направленная на познавательное развитие младших школьников
Гипотеза исследования: если учитель начальных классов использует в своей работе определенные виды деятельности школьников, специальные упражнения, задания, то это влияет на познавательное развитие младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую информацию по обозначенной теме;
2. Определить возможности воспитания модели поведения младших школьников на уроках и во внеурочное время;
3. Выбрать виды деятельности младших школьников, упражнения и задания, позволяющие воспитывать познавательное развитие школьников;
4. Подбор и использование на практике диагностик изменений в познавательном развитии младших школьников в учебной деятельности.
Методология исследования: теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы; анкетирование; наблюдение.
Выполненная работы состоит из введения, двух глав, состоящих из двух и трех параграфов соответственно, заключения, списка литературы и приложений.
Введение 2
Глава 1. Познавательное развитие школьников в условиях современного учебно-воспитательного процесса 5
1.1. Познавательное развитие как психолого-педагогическая категория 5
1.2. Особенности познавательного развития дошкольников 8
1.3. Особенности познавательного развития младших школьников 11
Выводы по 1 главе 14
Глава 2. Изучение деятельности учителя начальных классов, направленной на познавательное развитие младших школьников 16
2.1 Деятельность учителя начальных классов, направленная на познавательное развитие младших школьников 16
2.2. Диагностика познавательного развития младших школьников 22
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Библиографический список 39
Изученная литература по теме исследования позволяет нам сделать определенные выводы.
Многие педагоги и психологи в процессе познания выделяют такой важный компонент как познавательное развитие. Основу развития познавательной активности составляют те принципы, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательного развития со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника).
Познавательное развитие – сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность).
У школьников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Младший школьный возраст несет большие возможности в познании окружающего мира. Плодотворная почва – учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Познавательное развитие выражается в движении самого мотива младшего школьника осваивать новое, непривычное, требующее усилий; в возникновении чувства самостоятельного поиска, даже в случае решения уже известной задачи, если задача не вызывает ощущения сложности, такая задача не имеет отношения к познавательной активности.
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, вооружение методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка).
Применительно к задаче интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение математики, истории, географии и т.д., но, скорее, расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, истории, географии и т.д.
Среди видов деятельности младших школьников, позволяющих воспитывать модели поведения младших школьников для познавательного развития выделяют:
1) самостоятельную работу учащихся;
2) групповую работу;
3) проблемное обучение;
4) работу над монологической речью детей;
5) подготовка детей к проектированию собственной и коллективной деятельности;
6) участие в олимпиадном движении.
Итак, целенаправленное и систематическое применение ситуаций личностно ориентированного взаимодействия и способов эмоционального стимулирования познавательного развития, а также создание определенных педагогических условий способствуют формированию познавательных интересов младших школьников, интенсификации этого процесса, развитию их познавательной мотивации и общей активности.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ) // Российская газета. – 2012. - N 303.- 31 декабря.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 п 1\6. - URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.06.2018)
3. Ахметвалиева, М. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. – 27 с.
4. Балканский Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. – 2012. – №4. – С.63–69.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
6. Давидович М.Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников /Н.И Левшина, М.Е. Абричкина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20844 (дата: 07.06.2018)
7. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, А. К. Марковой. – М. : Знание, 2007. – 257 с.
8. Голицын В.С., Щербакова К.А. Развивать познавательную активность ребенка [текст] / В.С. Голицин, К.А. Щербакова // Дошкольное воспитание. - 2014. – № 11. – С. 8-10.
9. Кордемский В.А. Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 2014. - URL: http://mexalib.com/view/427550 (дата обращения: 03.06.2018)
10. Ксенозова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-метод. пособие / Г.Ю. Ксенозова. – М.: Пед. О-во России, 2000. – 157 с.
11. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. – СПб.: Педагогика, 2000. – 201 с.
12. Литвинова И. Н.Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - Выпуск том 2 / 2012. – С.1-3.
13. Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 18-35.
14. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.
15. Найн М. В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Магнитогорск, 2004. - 27 с.
16. Насырова А.Р., Головнева Е.В. Особенности организации групповой работы младших школьников. // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г., г. Челябинск). – Уфа: АЭТЕРНА. – 2015. – С.60-62.
17. Новоходская М.В. Реализация познавательных способностей учащихся через использование развивающих технологий: Комплексно-целевая программа // Завуч начальной школы. – 2003. – №3. – С. 125 – 127.
18. Новак А.В. Реализация педагогических условий формирования у младших школьников познавательного интереса в процессе образования. – URL : http://www.scienceforum.ru (дата: 15.06.2018)
19. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. - URL: http://raguda.ru/vs/razvitie-monologicheskoj-rechi (08.06.2018)
20. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Экспериментальная деятельность детей: Учебно-методическое пособие.- Магнитогорск:МаГУ,2014. – 72 с.
21. Степанова Н.А. Современные развивающие технологии в образовании дошкольников и младших школьников / Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузе. Учебное пособие. – Москва, 2015. – С. 122-145.
22. Серебренникова, Т.Н. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения (2-й класс) // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 7. - С.78-80.
23. Сивакова С. М. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. - URL: https://kopilkaurokov.ru (дата: 11.06.2018)
24. Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч.- №8. - 2003. - С. 107-117.
25. Уржумова А.С., Степанова Н.А. Особенности познавательного развития старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-2. - С. 209-211.
26. Федорова А.М., Головнева Е.В. Методические особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе. - Стерлитамак, 2015. - URL: http://www.scienceforum.ru/2014/743/6587 (01.06.2018)
27. Шашерина Р. В. Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (6). - С. 68–70.
28. Шорохова, О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию: автореф. дисс. … канд. психол. наук Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 28 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность постановки проблемы воспитания младших школьников обусловлена тем, основные элементы современной государственной концепции воспитания видны в Законе РФ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО и других источниках, которые определяют целью личностно-ориентированного воспитания стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культуру личности как основу для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении.
Модернизация российского образования, отражающая общенациональные, государственные интересы и мировые тенденции, предполагает, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и формирование новых жизненных установок личности. В связи с этим вопросы реализации подходов к воспитанию, позволяющих формировать познавательное развитие учащихся в учебной деятельности, становится приоритетным.
К сожалению, классики педагогики, как и современное педагогическое сообщество, не рассматривают возможности и зависимость успешности школьников от уровня их познавательного развития.
Была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью уже в начальной школе стремиться к устойчивому познавательному развитию в учебной деятельности и недостаточным вниманием педагогической теории и практики к уровню его изменений в процессе обучения.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием, во-первых, между потенциалом процесса формирования основ функциональной грамотности для развития познавательного интереса младших школьников и его недостаточным использованием, а во-вторых, между социальной значимостью создания в процессе обучения условий для саморазвития учащихся младших классов и существующим соотношением прямого и опосредованного педагогического воздействия в учебной деятельности. Это и послужило основанием для выбора темы дипломной работы: «Изучение деятельности учителя начальных классов, направленной на познавательное развитие младших школьников».
Цель исследования – изучить деятельность учителя начальных классов, направленную на познавательное развитие младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является деятельность учителя начальных классов, направленная на познавательное развитие младших школьников
Гипотеза исследования: если учитель начальных классов использует в своей работе определенные виды деятельности школьников, специальные упражнения, задания, то это влияет на познавательное развитие младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую информацию по обозначенной теме;
2. Определить возможности воспитания модели поведения младших школьников на уроках и во внеурочное время;
3. Выбрать виды деятельности младших школьников, упражнения и задания, позволяющие воспитывать познавательное развитие школьников;
4. Подбор и использование на практике диагностик изменений в познавательном развитии младших школьников в учебной деятельности.
Методология исследования: теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы; анкетирование; наблюдение.
Выполненная работы состоит из введения, двух глав, состоящих из двух и трех параграфов соответственно, заключения, списка литературы и приложений.
Введение 2
Глава 1. Познавательное развитие школьников в условиях современного учебно-воспитательного процесса 5
1.1. Познавательное развитие как психолого-педагогическая категория 5
1.2. Особенности познавательного развития дошкольников 8
1.3. Особенности познавательного развития младших школьников 11
Выводы по 1 главе 14
Глава 2. Изучение деятельности учителя начальных классов, направленной на познавательное развитие младших школьников 16
2.1 Деятельность учителя начальных классов, направленная на познавательное развитие младших школьников 16
2.2. Диагностика познавательного развития младших школьников 22
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Библиографический список 39
Изученная литература по теме исследования позволяет нам сделать определенные выводы.
Многие педагоги и психологи в процессе познания выделяют такой важный компонент как познавательное развитие. Основу развития познавательной активности составляют те принципы, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательного развития со стороны другого человека (учителя, воспитателя, сверстника).
Познавательное развитие – сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность).
У школьников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Младший школьный возраст несет большие возможности в познании окружающего мира. Плодотворная почва – учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.
Познавательное развитие выражается в движении самого мотива младшего школьника осваивать новое, непривычное, требующее усилий; в возникновении чувства самостоятельного поиска, даже в случае решения уже известной задачи, если задача не вызывает ощущения сложности, такая задача не имеет отношения к познавательной активности.
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, вооружение методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка).
Применительно к задаче интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение математики, истории, географии и т.д., но, скорее, расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, истории, географии и т.д.
Среди видов деятельности младших школьников, позволяющих воспитывать модели поведения младших школьников для познавательного развития выделяют:
1) самостоятельную работу учащихся;
2) групповую работу;
3) проблемное обучение;
4) работу над монологической речью детей;
5) подготовка детей к проектированию собственной и коллективной деятельности;
6) участие в олимпиадном движении.
Итак, целенаправленное и систематическое применение ситуаций личностно ориентированного взаимодействия и способов эмоционального стимулирования познавательного развития, а также создание определенных педагогических условий способствуют формированию познавательных интересов младших школьников, интенсификации этого процесса, развитию их познавательной мотивации и общей активности.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ) // Российская газета. – 2012. - N 303.- 31 декабря.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 п 1\6. - URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.06.2018)
3. Ахметвалиева, М. Г. Развитие познавательных способностей младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. – 27 с.
4. Балканский Д.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности // Начальная школа. – 2012. – №4. – С.63–69.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
6. Давидович М.Е. Современные подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников /Н.И Левшина, М.Е. Абричкина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-20844 (дата: 07.06.2018)
7. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, А. К. Марковой. – М. : Знание, 2007. – 257 с.
8. Голицын В.С., Щербакова К.А. Развивать познавательную активность ребенка [текст] / В.С. Голицин, К.А. Щербакова // Дошкольное воспитание. - 2014. – № 11. – С. 8-10.
9. Кордемский В.А. Математическая смекалка. – Юнисам, МДС, 2014. - URL: http://mexalib.com/view/427550 (дата обращения: 03.06.2018)
10. Ксенозова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-метод. пособие / Г.Ю. Ксенозова. – М.: Пед. О-во России, 2000. – 157 с.
11. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. – СПб.: Педагогика, 2000. – 201 с.
12. Литвинова И. Н.Олимпиадное движение как одна из форм оценки достижений учащихся // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». - Выпуск том 2 / 2012. – С.1-3.
13. Лисина М.И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 18-35.
14. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.
15. Найн М. В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Магнитогорск, 2004. - 27 с.
16. Насырова А.Р., Головнева Е.В. Особенности организации групповой работы младших школьников. // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2015г., г. Челябинск). – Уфа: АЭТЕРНА. – 2015. – С.60-62.
17. Новоходская М.В. Реализация познавательных способностей учащихся через использование развивающих технологий: Комплексно-целевая программа // Завуч начальной школы. – 2003. – №3. – С. 125 – 127.
18. Новак А.В. Реализация педагогических условий формирования у младших школьников познавательного интереса в процессе образования. – URL : http://www.scienceforum.ru (дата: 15.06.2018)
19. Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста. - URL: http://raguda.ru/vs/razvitie-monologicheskoj-rechi (08.06.2018)
20. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. Экспериментальная деятельность детей: Учебно-методическое пособие.- Магнитогорск:МаГУ,2014. – 72 с.
21. Степанова Н.А. Современные развивающие технологии в образовании дошкольников и младших школьников / Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузе. Учебное пособие. – Москва, 2015. – С. 122-145.
22. Серебренникова, Т.Н. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения (2-й класс) // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – № 7. - С.78-80.
23. Сивакова С. М. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. - URL: https://kopilkaurokov.ru (дата: 11.06.2018)
24. Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч.- №8. - 2003. - С. 107-117.
25. Уржумова А.С., Степанова Н.А. Особенности познавательного развития старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - №5-2. - С. 209-211.
26. Федорова А.М., Головнева Е.В. Методические особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе. - Стерлитамак, 2015. - URL: http://www.scienceforum.ru/2014/743/6587 (01.06.2018)
27. Шашерина Р. В. Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (6). - С. 68–70.
28. Шорохова, О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию: автореф. дисс. … канд. психол. наук Комсомольск-на-Амуре, 2001. – 28 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55684 Дипломной работы — поможем найти подходящую