Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Сегодня современная школа стремительно набирает обороты по модернизации образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования существенной задачей становится формирование у младших школьников умение обучаться самостоятельно, без дополнительных мотиваций, т.е. вырабатывание универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решить свою главную задачу: заложить базу формирования самостоятельной учебной деятельности ребёнка – систему познавательных и учебных мотивов, умения принимать, реализовывать и сохранять учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Выработка обширных познавательных мотивов учения у младших школьников тесно взаимосвязано с изучением теории в области познания окружающего мира и определённой направленность на общие способы действий. Важнейшая роль в этом отводится использованию познавательных задач, под которыми понимается формулировка целей и постановка явлений. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, и выполняют в нём самые различные функции: мотивируют и активизируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, при этом удерживая ход процесса обучения на высоком уровне, и являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и безус-ловно, уровень развития способностей ребёнка.
В настоящее время перед педагогами стоит достаточно острая пробле-ма в надобности раскрытия педагогических условий и поиске путей эффек-тивного формирования умений, которые необходимы для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей. Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для овладения универсальными логическими учебными действиями в силу особой чуткости общения. В связи с вышеизложенным, не вызывает сомнений актуальность данного дипломного исследования.
В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учи-телю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Главной проблемой учителя, в связи с реализацией ФГОС, является изменение подхода к обучению.
Понятие «познавательная самостоятельность» и уровни ее развития у младших школьников
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.
Феномен познавательной самостоятельности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.
В содержании понятия «познавательная самостоятельность» можно выделить несколько направлений.
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познаватель-ную самостоятельность как естественное стремление детей к познанию.
Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности – активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы [17, с.17].
Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную самостоятельность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную самостоятельность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Некоторые учёные определяют процесс познавательной самостоятель-ности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на ста-новление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [5, стр. 67]. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд [25, стр. 65]. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли ог-ромный вклад в развитие теории познавательной самостоятельности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность и самостоятельности играет важную роль в любом познавательном процессе, познавательная самостоятельность всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом.
Целью работы было найти и экспериментально проверить методы формирования познавательной самостоятельности у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир" по системе «Школа России».
Объект исследования – процесс формирования познавательной самостоятельности у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Предмет исследования – средства формирования познавательной са-мостоятельности младшего школьника в условиях изучения предмета «Ок-ружающий мир».
Гипотеза исследования:
Констатирующая. Исходный уровень сформированности познаватель-ной самостоятельности у младших школьников находится на среднем уровне.
Прогностическая. Если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира применять систему заданий для формирования познава-тельной самостоятельности учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности логических действий учащихся на-чальных классов.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность, особенности, значение познавательной самостоятельности младших школьников.
2. Разработать совокупность приёмов и методов для осуществления педагогической диагностики сформированности познавательной самостоятельности у младших школьников.
3. Разработать и проверить систему заданий, способствующих форми-рованию познавательной самостоятельности младших школьников в рамках курса «Окружающий мир». Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля . М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.240с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1994. № 4. С. 29-36.
3. Брежнева.ᅟ Оᅟ Формирование познавательнойᅟ самостоятельности уᅟ старшихᅟ дошкольников,ᅟ Дошкольноеᅟ воспитание,ᅟ 2008,ᅟ №2,ᅟ с.ᅟ 12.
4. Буркова Л. Воспитываем почемучек, Дошкольное воспитание, 1993, № 1, с. 4.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2014. 240с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, с.211.
7. Голикова Е.Ю. Развитие познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе/URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 17.02.2015 г.)
8. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 14-19.
9. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений / под ред. Загвязинского В.И.. М.: Академия, 2013. с.352.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : ИЦПКПС, 2004. 42 с.
11. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспеваю-щих уч-ся нач. Кл – Дисс. канд. пед. Наук, - Екатеренбург, 1992, с. 145.
12. Килина Н.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 17.02.2015 г.).
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.М.: Просвеще-ние, 2012. С. 384
14. Костюк Г.С. Избранные психологические труды, М.,1998, с. 205.
15. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник, К,1996 с. 32,95.
16. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 с. 3-6.
17. Лернер И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. №4. С.34-39.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Сегодня современная школа стремительно набирает обороты по модернизации образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования существенной задачей становится формирование у младших школьников умение обучаться самостоятельно, без дополнительных мотиваций, т.е. вырабатывание универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решить свою главную задачу: заложить базу формирования самостоятельной учебной деятельности ребёнка – систему познавательных и учебных мотивов, умения принимать, реализовывать и сохранять учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Выработка обширных познавательных мотивов учения у младших школьников тесно взаимосвязано с изучением теории в области познания окружающего мира и определённой направленность на общие способы действий. Важнейшая роль в этом отводится использованию познавательных задач, под которыми понимается формулировка целей и постановка явлений. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, и выполняют в нём самые различные функции: мотивируют и активизируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, при этом удерживая ход процесса обучения на высоком уровне, и являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и безус-ловно, уровень развития способностей ребёнка.
В настоящее время перед педагогами стоит достаточно острая пробле-ма в надобности раскрытия педагогических условий и поиске путей эффек-тивного формирования умений, которые необходимы для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Особенностью предмета «Окружающий мир» является то, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей. Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для овладения универсальными логическими учебными действиями в силу особой чуткости общения. В связи с вышеизложенным, не вызывает сомнений актуальность данного дипломного исследования.
В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю, а в особенности учи-телю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса, где учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Главной проблемой учителя, в связи с реализацией ФГОС, является изменение подхода к обучению.
Понятие «познавательная самостоятельность» и уровни ее развития у младших школьников
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности.
Феномен познавательной самостоятельности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.
В содержании понятия «познавательная самостоятельность» можно выделить несколько направлений.
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познаватель-ную самостоятельность как естественное стремление детей к познанию.
Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности – активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы [17, с.17].
Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную самостоятельность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную самостоятельность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.
Некоторые учёные определяют процесс познавательной самостоятель-ности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на ста-новление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [5, стр. 67]. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд [25, стр. 65]. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Исследования, отражённые в педагогической литературе, внесли ог-ромный вклад в развитие теории познавательной самостоятельности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность и самостоятельности играет важную роль в любом познавательном процессе, познавательная самостоятельность всегда является решающим условием успешной деятельности ребёнка и его развития в целом.
Целью работы было найти и экспериментально проверить методы формирования познавательной самостоятельности у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир" по системе «Школа России».
Объект исследования – процесс формирования познавательной самостоятельности у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Предмет исследования – средства формирования познавательной са-мостоятельности младшего школьника в условиях изучения предмета «Ок-ружающий мир».
Гипотеза исследования:
Констатирующая. Исходный уровень сформированности познаватель-ной самостоятельности у младших школьников находится на среднем уровне.
Прогностическая. Если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира применять систему заданий для формирования познава-тельной самостоятельности учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности логических действий учащихся на-чальных классов.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность, особенности, значение познавательной самостоятельности младших школьников.
2. Разработать совокупность приёмов и методов для осуществления педагогической диагностики сформированности познавательной самостоятельности у младших школьников.
3. Разработать и проверить систему заданий, способствующих форми-рованию познавательной самостоятельности младших школьников в рамках курса «Окружающий мир». Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля . М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.240с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1994. № 4. С. 29-36.
3. Брежнева.ᅟ Оᅟ Формирование познавательнойᅟ самостоятельности уᅟ старшихᅟ дошкольников,ᅟ Дошкольноеᅟ воспитание,ᅟ 2008,ᅟ №2,ᅟ с.ᅟ 12.
4. Буркова Л. Воспитываем почемучек, Дошкольное воспитание, 1993, № 1, с. 4.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2014. 240с.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология, - М. Просвещение, 1988, с.211.
7. Голикова Е.Ю. Развитие познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе/URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 17.02.2015 г.)
8. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 14-19.
9. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений / под ред. Загвязинского В.И.. М.: Академия, 2013. с.352.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : ИЦПКПС, 2004. 42 с.
11. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспеваю-щих уч-ся нач. Кл – Дисс. канд. пед. Наук, - Екатеренбург, 1992, с. 145.
12. Килина Н.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 17.02.2015 г.).
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.М.: Просвеще-ние, 2012. С. 384
14. Костюк Г.С. Избранные психологические труды, М.,1998, с. 205.
15. Кулачковская С.Е., Ладывир С.О Я – дошкольник, К,1996 с. 32,95.
16. Ладывир С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 с. 3-6.
17. Лернер И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. №4. С.34-39.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1650 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую