Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе

  • 112 страниц
  • 2016 год
  • 2 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

Teacher15

7000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Это означает одно – вокруг нас еще много неизвестного, скрытого. Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда мы остаёмся один на один со своими воспитанниками. И от нашего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности уникальна, его образовательный и развивающий потенциал огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. А математика как раз и является предметом общего образования, позволяющим наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современной обществе. Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества образования традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории является использование особых подходов, особых методов развивающего обучения. Проблемное обучение можно отнести к числу развивающих, т.к. его задача – развитие интеллекта учеников за счет повышения роли самостоятельности учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, в условиях свободы применения способов умственной деятельности. Кроме того, проблемное обучение не может не ориентироваться на личность учащегося, получающего в условиях такого обучения возможность маслить и действовать творчески [48].
Проблемное обучение не является новым явлением в образовании, оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного обучения развивали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Каменский Я.А., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., Данилов М.А., Занков Л.В., Кудрявцев В.Т., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Дж. Брунер и др. На сегодняшний день большую практическую значимость приобрели труды Е. Л. Мельниковой, автора книги «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» и многих статей, посвященных проблемно-диалогическому обучению [48].
В настоящий период перед учителями стоит актуальная задача не только дать школьнику прочные и глубокие знания, но и научить самостоятельно ставить учебные задачи, с помощью которых он будет получать новые знания и развивать психические процессы. Целью современного образования является организация такого эффективного обучения каждого ученика. В связи с этим на практике применяется проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Такое обучение основано на конструировании творческих учебных задач, активизирующих познавательный процесс, направлено на самостоятельный поиск учеником новых знаний и способов действий, способствует преодолению трудностей в познании, развитию творческих способностей обучающихся. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для включения элементов проблемного обучения в учебный процесс [32].
Вместе с тем, у учителей-практиков возникают трудности в организации проблемного обучения в начальной школе, использовании разных видов диалогов на этапе постановки проблемы и поиска ее решения.
В связи с этим нами была определена тема исследования «Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние элементов проблемного обучения на обученность младших школьников по математике.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
. Предмет исследования – использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: уровень обученности младших школьников на уроках математики повысится, если на уроках математики использовать следующие элементы проблемного обучения:
– подводящий, побуждающий диалоги, мотивирующий прием на этапе постановки проблемы;
– подводящий и побуждающий диалог на этапе поиска решения проблемы.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
2.Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня обученности младших школьников по математике в начале и в конце эксперимента.
3. Организовать и провести педагогический эксперимент по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
4. Выявить динамику уровня обученности младших школьников на контрольном этапе эксперимента.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент;
- анализ контрольных работ;
- тестирование;
- методы математической и статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: разработанные конспекты уроков с включением элементов проблемного обучения могут быть использованы учителями начальных классов в практической деятельности.
Данная работа апробирована и заслушана на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации» от 3 марта 2015 года.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский». В эксперименте участвовали обучающиеся 4 «Б» и 4 «В» классов в количестве 40 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


Содержание
Введение……….……..…………………………………..…..…….………3
1. Теоретические основы использования элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе…………………………..………….………..……………………...………7
1.1. Сущность проблемного обучения в трудах отечественных зарубежных педагогов и психологов........………………………..……………..7
1.2. Особенности организации проблемного обучения в начальной школе………………………..…………………………………………..………..12
1.3 Применение элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе ………...............................................................23
2. Описание опытно-экспериментальной работы по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе………………..……………………....……………………………………28
2.1. Диагностика уровня обученности младших школьников по математике на констатирующем этапе эксперимента………………………………………………………………….…28
2.2. Содержание формирующей работы по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе…..........…………..…….………….............................................................41
2.3. Динамика уровня обученности младших школьников по математике на контрольном этапе эксперимента…………………..………………………...................................….48
Заключение……………...…………………………...…............................73
Список использованных источников и литературы……………………76
Приложения ……………………………....................................................84

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В работе 112 страниц вместе с титульным листом и приложением с разработками фрагментов уроков.
Оригинальность текста 73% по вузовскому антиплагиату.
Имеется насыщенная практическая часть с таблицами, диаграммами. Все посчитано по критериями Т-Стьюдента.

Список использованных источников и литературы
1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах.учеб. пособие для учащихся школ. отделений пед. училищ./Под.ред. М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335с.
2. Бейзеров, В.А. Проблемное обучение.// Образование в современной школе.-2005.-№12.-с.48-52.
3. Божко Н.Н., Капустян А.В. Элементы развивающего обучения на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/05/elementy-razvivayushchego-obucheniya (дата обращения: 28.09.15)
4. Буторина, Г.Г. Психолого-педагогические аспекты проблемного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/22/problemnoe-obuchenie-na-urokakh (дата обращения: 28.09.15)
5. Василенко, В.Ю. Использование элементов проблемного обучения на уроках математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/574941/ (дата обращения: 28.09.15)
6. Горина, В.П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математики. / Начальная школа. – 2002. - №.5 – с.109.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1986.- 240с.
8. Егошина, И.А., Мальцева, Е.В.Учебные задания как средство развития математической компетентности младших школьников (УМК «Школа 2100»).//Начальная школа плюс до и после. -2012. -№12 с.51-55
9. Ермаков, Д. Обучение решению проблем. //Народное образование.-2004.-№9.-с.38-43.
Журавлева, С.А. Виды проблемных ситуаций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CEIQF (дата обращения: 4.10.15)
10. Иванова, Б. В. Проблемные ситуации при обучении математике.// Начальная школа. – 1999. - №5. – с. – 108 – 110.
11. Исаева, И.А., Данилов, Д.Д.Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций./\начальная школа плюс до и после. – 2014. - №4. –с.42-45
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов. /сост.Н.Б.Истомина – М.:LINKА-PRESS; Издательский центр «Академика», 1998. – 288с.
13. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./сост.Н.Б.Истомина – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 288с.
14. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. - 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
15. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи.//Начальная школа плюс до и после. – 2011г. - №12 -с.34-37
16. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. /сост. Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336с.
17. Коннова, Ж. Сценарии уроков по математике (2 - 4 классы) / Коннова Ж. // Современный урок: Начальная школа . – 2010. - №1. – С. 23 - 26.
Лихарева З.В. Урок математики.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/02/20/konspekt-urok(дата обращения: 11.10.15)
18. Максимова, Т.Н. поурочные разработки по математике. 4 класс.-М.: ВАКО, 2014.-432с. – (В помощь школьному учителю)
19. Мальцева, Е.В. Учебные задания как средство развития математической компетентности младших школьников» (УМК «Школа 2100») / Е. В. Мальцева, И.А.Егошина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С. 66-68.
20. Математические игры. Сценарии внеклассных мероприятий для студентов педагогического колледжа. /Сост. Шарнина Л.П., Булдакова И.А., Мальцева Е.В., Леонова Н.И., Гребнева В.В., - Оршанка. 2005. – 32с.
21. Математические игры и развлечения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Практическое пособие. /Сост. Шарнина Л.П., Гребнева В.А., Мальцева Е.В. – Йошкар-Ола, 2006,27с.
Математические ребусы.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5(дата обращения: 11.10.15)
22. Математические задачи в стихах.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igraza.ru/page-9-1-18.html(дата обращения:11.10.15)
23. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. –392с.
24. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
25. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя./сост. Е.Л. Мельникова. – М.:2002. – 168с.
26. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 9. - С. 3-8. - Библиогр.: с. 8 (4 назв.).
27. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы и средства обучения. Образовательные технологии. Сб.мат./Е.Л.Мельникова. – М.: баласс, 2008г.
28. Мендыгалиева, А. К. Проблемные задания на уроках математики в начальной и основной школе / А. К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 9. - С. 13-16. - Библиогр.: с. 16
29. Миронов, А.В.Технология проблемного диалога на современном уроке.// Начальная школа плюс до и после. 2014. - №4. –с.14-21
30. Михайлова, Т.А.Обучение анализу математического текста как средство повышения качества знаний и умений учащихся.//Начальная школа плюс до и после. – 2014. - №6. –с.18-23
31. Молодцова, А.Ю. Математические понятия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.coolreferat.com/(дата обращения: 18.10.15)
32. Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей/Мар.гос.ун-т. – Йошкар-Ола, 2015.-Вып.8.-264с. (с.159-162)
33. Овчинникова, В. С. Как создавать проблемные ситуации при формировании математических понятий / В. С. Овчинникова // Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 27-34.
34. Палладова,Ж.С.Проблемный урок математики в Образовательной системе «Школа 2100» (2 –й класс).// Начальная школа плюс до и после. 2012г. - №9. с.35-39
35. Петерсон, Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 1, 2, 3 – Изд. 4-е./Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
36. Петерсон, Л.Г. Математика «Учусь учиться». 2 класс. Часть 1, 2, 3 – Изд. 4-е./Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2013.
37. Петерсон, Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1, 2,3 /Л.Г.Петерсон.-М.:Ювента, 2014. – 128с.
38. Петерсон, Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 1, 2. /Л.Г.Петерсон.-М.:Ювента, 2015. – 128с.
39. Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://referatbox.com/20130/problemnye-situacii-na-urokax-matematiki-v-nachalnoj-shkole-2/6/(дата обращения:28.09.15)
40. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
41. Проблемная ситуация.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00148486_1.html(дата обращения: 28.09.15)
42. Проблемное обучение в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/8de462ce38a288a9/t3/ch3.html(дата обращения: 4.10.15)
43. Проблемное обучение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%ED%EE%(дата обращения:4.10.15)
44. Проблемное обучение на уроках математики.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text;=мельникова%20е.в.%20проблемное%20обучение%20(дата обращения:11.10.15)
45. Проблемное обучение на уроках математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2011/lisicyna-m..pdf(дата обращения:10.10.15)
46. Развивающие задачи - шутки и задачи – загадки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=518450(дата обращения:18.10.15)
47. Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=518450(дата обращения:18.10.15)
48. Селевко, Г.К. Проблемное обучение/ Г.К.Селевко//Школьные технологии.-2006.-№2.-с.61-66.
49. Сергеева, В.А. Проблемный диалог на уроках математики в начальной школе. / В.А.Сергеева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №12. – с.34-37
50. Смирнова, А.А. Элементы опережающего обучения на уроках математики в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после. – 2014. - №6. – с.42-47
51. Современные образовательные технологии в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Е.В. Мальцева, С.А. Мухина, Л.П. Чебоксаринова, О.А. Макарова, Т.А. Желонкина. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009. – 72 с.
52. Соловейчик, М.В. Решение уравнений. //Математика.2014г. №12 - 64с.
53. Стойлова, Л.П. Математика: учеб. для студ.высш.пед.учеб.завед./Л.П.Стойлова. – М.: Изд.центр «Академия», 2002
54. Талызина, Н.Ф. Математические понятия и методика их формирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.neudov.net/4students/otvety-po-tmom/matematicheskie-ponyatiya(дата обращения: 22.10.15)
55. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nachalka1.ucoz.ru/publ/tekhnologija_problemnogo_dialoga_kak_sredstvo (дата обращения: 12.11.15)
56. Туркина, В.М. Методический аспект проблемы преемственности в развивающем обучении школьников математике/ В.М.Туркина//Известия РГПУ им.А.И.Герцена.-2003. №6 (т.3).-с.249-258
57. Ульяницкая, Т.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики. //Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №12. -с.43-46
58. Ухарова, И.С. Проблемный подход в обучении: «выход за пределы».// Начальная школа плюс до и после.- 2014.-№1 с.33-38
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Министерство образования и науки РФ. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31с. – (стандарты второго поколения).
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступаwww.standart.edu.ru (дата обращения:4.10.15)
61. Формирование математических понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/mathematics/00020905_0.html(дата обращения: 25.10.15)
62. Чернова, Л.И. Задания для этапа актуализации при ознакомлении с новым материалом по математике. //Начальная школа плюс до и после. -2011. - №7 . - с.26-30
63. Чиранова, О.И. Формирование УУД у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики. //Начальная школа плюс до и после. – 2011. -№6. -с.29-33
64. Юркина С. В. Место проблемной ситуации в обучении младших школьников / С. В. Юркина // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №8. - С. 29-32.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Введение
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Это означает одно – вокруг нас еще много неизвестного, скрытого. Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда мы остаёмся один на один со своими воспитанниками. И от нашего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности уникальна, его образовательный и развивающий потенциал огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. А математика как раз и является предметом общего образования, позволяющим наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современной обществе. Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества образования традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории является использование особых подходов, особых методов развивающего обучения. Проблемное обучение можно отнести к числу развивающих, т.к. его задача – развитие интеллекта учеников за счет повышения роли самостоятельности учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, в условиях свободы применения способов умственной деятельности. Кроме того, проблемное обучение не может не ориентироваться на личность учащегося, получающего в условиях такого обучения возможность маслить и действовать творчески [48].
Проблемное обучение не является новым явлением в образовании, оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного обучения развивали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Каменский Я.А., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., Данилов М.А., Занков Л.В., Кудрявцев В.Т., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Матюшкин А.М., Дж. Брунер и др. На сегодняшний день большую практическую значимость приобрели труды Е. Л. Мельниковой, автора книги «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» и многих статей, посвященных проблемно-диалогическому обучению [48].
В настоящий период перед учителями стоит актуальная задача не только дать школьнику прочные и глубокие знания, но и научить самостоятельно ставить учебные задачи, с помощью которых он будет получать новые знания и развивать психические процессы. Целью современного образования является организация такого эффективного обучения каждого ученика. В связи с этим на практике применяется проблемно-диалогическое обучение, обеспечивающее усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Такое обучение основано на конструировании творческих учебных задач, активизирующих познавательный процесс, направлено на самостоятельный поиск учеником новых знаний и способов действий, способствует преодолению трудностей в познании, развитию творческих способностей обучающихся. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для включения элементов проблемного обучения в учебный процесс [32].
Вместе с тем, у учителей-практиков возникают трудности в организации проблемного обучения в начальной школе, использовании разных видов диалогов на этапе постановки проблемы и поиска ее решения.
В связи с этим нами была определена тема исследования «Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние элементов проблемного обучения на обученность младших школьников по математике.
Объект исследования – процесс обучения математике в начальной школе.
. Предмет исследования – использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: уровень обученности младших школьников на уроках математики повысится, если на уроках математики использовать следующие элементы проблемного обучения:
– подводящий, побуждающий диалоги, мотивирующий прием на этапе постановки проблемы;
– подводящий и побуждающий диалог на этапе поиска решения проблемы.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
2.Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня обученности младших школьников по математике в начале и в конце эксперимента.
3. Организовать и провести педагогический эксперимент по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе.
4. Выявить динамику уровня обученности младших школьников на контрольном этапе эксперимента.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент;
- анализ контрольных работ;
- тестирование;
- методы математической и статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: разработанные конспекты уроков с включением элементов проблемного обучения могут быть использованы учителями начальных классов в практической деятельности.
Данная работа апробирована и заслушана на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации» от 3 марта 2015 года.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский». В эксперименте участвовали обучающиеся 4 «Б» и 4 «В» классов в количестве 40 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


Содержание
Введение……….……..…………………………………..…..…….………3
1. Теоретические основы использования элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе…………………………..………….………..……………………...………7
1.1. Сущность проблемного обучения в трудах отечественных зарубежных педагогов и психологов........………………………..……………..7
1.2. Особенности организации проблемного обучения в начальной школе………………………..…………………………………………..………..12
1.3 Применение элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе ………...............................................................23
2. Описание опытно-экспериментальной работы по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе………………..……………………....……………………………………28
2.1. Диагностика уровня обученности младших школьников по математике на констатирующем этапе эксперимента………………………………………………………………….…28
2.2. Содержание формирующей работы по использованию элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе…..........…………..…….………….............................................................41
2.3. Динамика уровня обученности младших школьников по математике на контрольном этапе эксперимента…………………..………………………...................................….48
Заключение……………...…………………………...…............................73
Список использованных источников и литературы……………………76
Приложения ……………………………....................................................84

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
В работе 112 страниц вместе с титульным листом и приложением с разработками фрагментов уроков.
Оригинальность текста 73% по вузовскому антиплагиату.
Имеется насыщенная практическая часть с таблицами, диаграммами. Все посчитано по критериями Т-Стьюдента.

Список использованных источников и литературы
1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах.учеб. пособие для учащихся школ. отделений пед. училищ./Под.ред. М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335с.
2. Бейзеров, В.А. Проблемное обучение.// Образование в современной школе.-2005.-№12.-с.48-52.
3. Божко Н.Н., Капустян А.В. Элементы развивающего обучения на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/05/elementy-razvivayushchego-obucheniya (дата обращения: 28.09.15)
4. Буторина, Г.Г. Психолого-педагогические аспекты проблемного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/04/22/problemnoe-obuchenie-na-urokakh (дата обращения: 28.09.15)
5. Василенко, В.Ю. Использование элементов проблемного обучения на уроках математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/574941/ (дата обращения: 28.09.15)
6. Горина, В.П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математики. / Начальная школа. – 2002. - №.5 – с.109.
7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1986.- 240с.
8. Егошина, И.А., Мальцева, Е.В.Учебные задания как средство развития математической компетентности младших школьников (УМК «Школа 2100»).//Начальная школа плюс до и после. -2012. -№12 с.51-55
9. Ермаков, Д. Обучение решению проблем. //Народное образование.-2004.-№9.-с.38-43.
Журавлева, С.А. Виды проблемных ситуаций. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CEIQF (дата обращения: 4.10.15)
10. Иванова, Б. В. Проблемные ситуации при обучении математике.// Начальная школа. – 1999. - №5. – с. – 108 – 110.
11. Исаева, И.А., Данилов, Д.Д.Резервы повышения эффективности обучения на основе моделирования проблемных ситуаций./\начальная школа плюс до и после. – 2014. - №4. –с.42-45
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и фак-ов нач. классов педвузов. /сост.Н.Б.Истомина – М.:LINKА-PRESS; Издательский центр «Академика», 1998. – 288с.
13. Истомина, Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./сост.Н.Б.Истомина – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 288с.
14. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина. - 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
15. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи.//Начальная школа плюс до и после. – 2011г. - №12 -с.34-37
16. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока. /сост. Ю.А. Конаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336с.
17. Коннова, Ж. Сценарии уроков по математике (2 - 4 классы) / Коннова Ж. // Современный урок: Начальная школа . – 2010. - №1. – С. 23 - 26.
Лихарева З.В. Урок математики.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/02/20/konspekt-urok(дата обращения: 11.10.15)
18. Максимова, Т.Н. поурочные разработки по математике. 4 класс.-М.: ВАКО, 2014.-432с. – (В помощь школьному учителю)
19. Мальцева, Е.В. Учебные задания как средство развития математической компетентности младших школьников» (УМК «Школа 2100») / Е. В. Мальцева, И.А.Егошина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С. 66-68.
20. Математические игры. Сценарии внеклассных мероприятий для студентов педагогического колледжа. /Сост. Шарнина Л.П., Булдакова И.А., Мальцева Е.В., Леонова Н.И., Гребнева В.В., - Оршанка. 2005. – 32с.
21. Математические игры и развлечения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Практическое пособие. /Сост. Шарнина Л.П., Гребнева В.А., Мальцева Е.В. – Йошкар-Ола, 2006,27с.
Математические ребусы.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5(дата обращения: 11.10.15)
22. Математические задачи в стихах.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.igraza.ru/page-9-1-18.html(дата обращения:11.10.15)
23. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2008. –392с.
24. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
25. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя./сост. Е.Л. Мельникова. – М.:2002. – 168с.
26. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 9. - С. 3-8. - Библиогр.: с. 8 (4 назв.).
27. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы и средства обучения. Образовательные технологии. Сб.мат./Е.Л.Мельникова. – М.: баласс, 2008г.
28. Мендыгалиева, А. К. Проблемные задания на уроках математики в начальной и основной школе / А. К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 9. - С. 13-16. - Библиогр.: с. 16
29. Миронов, А.В.Технология проблемного диалога на современном уроке.// Начальная школа плюс до и после. 2014. - №4. –с.14-21
30. Михайлова, Т.А.Обучение анализу математического текста как средство повышения качества знаний и умений учащихся.//Начальная школа плюс до и после. – 2014. - №6. –с.18-23
31. Молодцова, А.Ю. Математические понятия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en.coolreferat.com/(дата обращения: 18.10.15)
32. Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей/Мар.гос.ун-т. – Йошкар-Ола, 2015.-Вып.8.-264с. (с.159-162)
33. Овчинникова, В. С. Как создавать проблемные ситуации при формировании математических понятий / В. С. Овчинникова // Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 27-34.
34. Палладова,Ж.С.Проблемный урок математики в Образовательной системе «Школа 2100» (2 –й класс).// Начальная школа плюс до и после. 2012г. - №9. с.35-39
35. Петерсон, Л.Г. Математика «Учусь учиться». 1 класс. Часть 1, 2, 3 – Изд. 4-е./Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2012.
36. Петерсон, Л.Г. Математика «Учусь учиться». 2 класс. Часть 1, 2, 3 – Изд. 4-е./Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2013.
37. Петерсон, Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1, 2,3 /Л.Г.Петерсон.-М.:Ювента, 2014. – 128с.
38. Петерсон, Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 1, 2. /Л.Г.Петерсон.-М.:Ювента, 2015. – 128с.
39. Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://referatbox.com/20130/problemnye-situacii-na-urokax-matematiki-v-nachalnoj-shkole-2/6/(дата обращения:28.09.15)
40. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
41. Проблемная ситуация.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00148486_1.html(дата обращения: 28.09.15)
42. Проблемное обучение в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/8de462ce38a288a9/t3/ch3.html(дата обращения: 4.10.15)
43. Проблемное обучение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%ED%EE%(дата обращения:4.10.15)
44. Проблемное обучение на уроках математики.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text;=мельникова%20е.в.%20проблемное%20обучение%20(дата обращения:11.10.15)
45. Проблемное обучение на уроках математики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.edu-eao.ru/images/old/ppo/2011/lisicyna-m..pdf(дата обращения:10.10.15)
46. Развивающие задачи - шутки и задачи – загадки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=518450(дата обращения:18.10.15)
47. Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=518450(дата обращения:18.10.15)
48. Селевко, Г.К. Проблемное обучение/ Г.К.Селевко//Школьные технологии.-2006.-№2.-с.61-66.
49. Сергеева, В.А. Проблемный диалог на уроках математики в начальной школе. / В.А.Сергеева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №12. – с.34-37
50. Смирнова, А.А. Элементы опережающего обучения на уроках математики в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после. – 2014. - №6. – с.42-47
51. Современные образовательные технологии в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Е.В. Мальцева, С.А. Мухина, Л.П. Чебоксаринова, О.А. Макарова, Т.А. Желонкина. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009. – 72 с.
52. Соловейчик, М.В. Решение уравнений. //Математика.2014г. №12 - 64с.
53. Стойлова, Л.П. Математика: учеб. для студ.высш.пед.учеб.завед./Л.П.Стойлова. – М.: Изд.центр «Академия», 2002
54. Талызина, Н.Ф. Математические понятия и методика их формирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.neudov.net/4students/otvety-po-tmom/matematicheskie-ponyatiya(дата обращения: 22.10.15)
55. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nachalka1.ucoz.ru/publ/tekhnologija_problemnogo_dialoga_kak_sredstvo (дата обращения: 12.11.15)
56. Туркина, В.М. Методический аспект проблемы преемственности в развивающем обучении школьников математике/ В.М.Туркина//Известия РГПУ им.А.И.Герцена.-2003. №6 (т.3).-с.249-258
57. Ульяницкая, Т.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики. //Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №12. -с.43-46
58. Ухарова, И.С. Проблемный подход в обучении: «выход за пределы».// Начальная школа плюс до и после.- 2014.-№1 с.33-38
59. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Министерство образования и науки РФ. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31с. – (стандарты второго поколения).
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступаwww.standart.edu.ru (дата обращения:4.10.15)
61. Формирование математических понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/mathematics/00020905_0.html(дата обращения: 25.10.15)
62. Чернова, Л.И. Задания для этапа актуализации при ознакомлении с новым материалом по математике. //Начальная школа плюс до и после. -2011. - №7 . - с.26-30
63. Чиранова, О.И. Формирование УУД у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики. //Начальная школа плюс до и после. – 2011. -№6. -с.29-33
64. Юркина С. В. Место проблемной ситуации в обучении младших школьников / С. В. Юркина // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №8. - С. 29-32.

Купить эту работу

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в начальной школе

7000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 ноября 2022 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Teacher15
4.5
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
7000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе Teacher15 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе Teacher15 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе Teacher15 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе Teacher15 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Технология "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Ранняя киберсоциализация дошкольника и младшего школьника

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ, В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Профилактика преодоления барьера культур у учащихся на уроках английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Методологические основы дошкольного воспитания и обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Гипотеза как теоретическая форма познания истины

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

Задачи, описывающие реальность профессиональной деятельности преподавателей и учителей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Функциональная структура управленческо-педагогической деятельности менеджера

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"-дошкольники и нач школа

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
280 ₽
Готовая работа

Традиции и инновации в преподавании русской литературы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
300 ₽
Готовая работа

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Конспект по автоматизации звука [л]

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
950 ₽