Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 лет

  • 73 страниц
  • 2023 год
  • 1 просмотр
  • 0 покупок
Автор работы

Xiycemp79

Большой опыт в написании работ

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность темы. Воспитание здорового поколения и правильного образа жизни ребенка является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования, педагогов, воспитателей, родителей, так как от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества в будущем.
Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования показал, что в последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Дошкольный возраст – это очень важный этап в формировании физического и психического здоровья ребенка. До семи лет он проходит огромный путь развития, который на протяжении всей последующей жизни уже не повторяется. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важность овладения знаниями и потребностями в соблюдении здорового образа жизни состоит в том, что именно они влияют на формирование у детей базовых представлений об опасностях для здоровья, средствах его сохранения и укрепления.
Разработанность. Вопросы формирования начальных представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста являлись предметом исследования многих ученых (С.Н. Агаджанова, Р.И. Айзман, М.М. Безруких, К.Г. Гуревич, Л.Д. Морозова, В.Д. Сонькина, М.Ю. Стожарова и др.). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее: формирование представлений о здоровье у дошкольников является сложным многокомпонентным процессом; у детей 5-6 года жизни уже сформированы на определенном уровне некоторые представления о здоровье. Однако этот уровень может быть повышен с помощью специально организованной работы.
Актуальность исследования определяется необходимостью решения проблемы активизации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни средствами проектной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста; разработать программу, активирующую процесс формирования представлений; проверить эффективность программы.
Задачи исследования:
1. Представить теоретическое обоснование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать педагогические условия по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
4. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверке исходных предположений были определены методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме), методы исследования: анализ литературы, эксперимент, изучение педагогической документации, опрос детей, наблюдения.
Научная новизна исследования заключается в том, что были:
- раскрыты особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- дана характеристика педагогическим условиям формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- разработан педагогический проект «Формула здоровья», разработана система работы «Окружающий мир», активирующие процесс формирования представлений у дошкольников о сохранении и укреплении здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования (предложенной программы, системы, методики по оценке уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста) по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в практике работы дошкольных образовательных учреждений и организаций.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ "Центр образования № 23" пгт. Обухово.
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы): работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………...…………………...6
1.1. Изучение проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………13
1.3. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………….22
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………31
2.1. Цель, задачи опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...31
2.2. Реализация педагогических условий по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста………………...44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..………..63
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...……..67

В психолого-педагогической литературе проводится много исследований по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Одним из главных выводов является то, что формирование здорового образа жизни у детей должно начинаться с самого раннего возраста.
В исследованиях обращается внимание на влияние родителей, воспитателей и учителей на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей. Одной из методик, используемых для формирования здоровых привычек у дошкольников, является занятия физической культурой и спортом, которые помогают развивать физические возможности ребенка и формировать у него устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Таким образом, здоровый образ жизни - необходимое условие существования любого человека. Следует отметить, что данная проблема несёт комплексный характер, поэтому осуществлять её разрешение можно только системно и поэтапно. Поэтому в рамках работы выделим цель воспитания сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни, задачи, основополагающие принципы, направления воспитательной работы, критерии сформированности сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни, а также ожидаемые результаты.
Анализ литературы показал, что у детей 5-6 года жизни не только сформированы на определенном уровне ценностное отношение к здоровью, но и этот уровень может быть повышен с помощью специально организованной работы. Организация этого процесса обуславливает необходимость учета актуального уровня сформированности культуры здорового образа жизни. В проведенном исследовании мы выявляли организационно-педагогические условия формирования основ культуры здорового образа жизни у детей седьмого года жизни.
Экспериментальное исследование поводилось на базе МБОУ «Центр образования № 23» пгт. Обухово. Участвовали 24 дошкольника, 5-6 лет, из которых 9 мальчиков и 15 девочек.
Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста проходила в три этапа:
• констатирующий;
• формирующий;
• контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель: оценить исходный уровень развитости представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Для констатирующего этапа эксперимента нами были определены две задачи:
1. Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
2. Провести диагностику исходного уровня развитости представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
На констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников:
- беседа «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» (В. Г. Кудрявцев);
- анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева;
- методика «Что делать, чтобы быть здоровым» (И. Н. Новикова).
-методика «Закончи предложения» (Е. А. Терпугов);
- наблюдение за детьми в режимные моменты (И. Н. Новикова).
После проведения диагностических методик оценки уровня развитости представлений о здоровом образе жизни у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента, можно говорить о том, что отмечен средний уровень развития указанных представлений. Обобщая полученные данные, можно заключить, что средний уровень развития представлений о здоровом образе жизни встречается у 71 % детей, низкий уровень – у 17 %, высокий уровень у 12 % детей. Не все испытуемые обладают знаниями о необходимости соблюдения гигиенических требований, об основах ведения здорового образа жизни. 5-6 возраст – это подходящее время, в которое необходимо привить детям правильное отношение к себе и к своему здоровью. Поэтому необходимо вести работу, направленную на развитие представлений о здоровом образе жизни, на приобщение детей к соблюдению режима дня, соблюдению санитарно-гигиенических правил.
После проведенного исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников был проведен формирующий эксперимент.
Целью формирующего эксперимента являлось: развитие представлений дошкольников о здоровом образе жизни средствами проектной деятельности.
Программа составлена с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в ДОУ с использованием материалов валеологического блока региональной программы «Планета детства» Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. В ходе работы над программой у детей формируются представления о ЗОЖ. Цель программы: Формировать представлений о здоровом образе жизни как самой большой жизненной ценности.
Для проверки эффективности разработанной системы педагогической работы по развитию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников был проведен контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа эксперимента: оценка динамики развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
При проведении контрольного эксперимента были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т.к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития представлений о здоровом образе жизни.
На контрольном этапе, видно что после проведенной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, качество знаний у детей значительно увеличилось. Теперь отсутствуют дошкольники, имеющие низкий уровень развития представлений. Так, в ходе беседы «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» на констатирующем этапе эксперимента 17% ребят, показали низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, а на контрольном этапе низкий уровень знаний не выявлен. Результаты анкетирования «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» на констатирующем этапе также были значительно хуже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе ребята затруднялись в ответах, просили о помощи. Результаты методик: «Что делать, чтобы быть здоровым» и «Закончи предложения» также значительно улучшились. Низкий уровень знаний не встречается у детей ни по одной из используемых методик. Дети стали более уверены в своих ответах, с интересом рассказывали о своих новых знаниях. Выросло число детей, имеющих высокий уровень развития анализируемого показателя.
Наблюдая за детьми в режимные моменты по параметрам, разработанным И. Н. Новиковой, мы увидели, что дети стали более аккуратны и внимательны к себе.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивают переданный взрослыми опыт, переносят его в самостоятельную деятельность. Низкий уровень развития параметров у дошкольников не наблюдался, 50% дети показали высокий уровень знаний.
После проведения методик на контрольном этапе эксперимента выявили что: 34% детей имеют высокий уровень развития представлений о здоровом образе жизни. Остальные – 66% имеют средний уровень, низкий уровень представлений отсутствует. Таким образом, система проектов позволила развить представления о здоровом образе жизни у детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАРЫ

КНИГИ
ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях Детсво – пресс, 2018 – 171с.
2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник / Э. Н. Вайнер. Москва : ФЛИНТА, 2021. - 448 с.
3. Выготский Л С. Рейф, И. Е. Мысль и судьба психолога Выготского / И. Е. Рейф. — 2-е изд. — Москва : Генезис, 2020. — 112 c.
4. Данилов, М.А. Дидактика. / М.А. Данилов, под ред. Б.П. Есипова. М.: М.: Флинта: Наука, 2021. – 449 с.
5. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности: Методические рекомендации для педагогов с приложением на диске Под ред. Н.А. Вершининой. / Коллектив авторов. СПБ: ООО «Р-КОПИ». 2019 – 44 с.
6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 160 с.
7. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
8. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учеб. метод. пособие / В. А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 84с.
9. Дмитриева Н. В., Глазачев О. С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая технология диагностики функциональных состояний. — М.: Горизонт, 2018. — 214 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2018. — 464 с.
11. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2022 г. – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2022. – 380 с.
12. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной.— Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 111 с.
13. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 464 с.
14. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания дошкольников : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
15. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 170 с.
16. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования/ под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 76 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2020. — 744 с
18. Кокаева, И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников / И.Ю. Кокаева – Владикавказ: Изд-во СОГПИ; 2020. - 220с.
19. Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 167 с.
20. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 96 с.
21. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2021. – 380 с.
22. Попов В. В., Новикова И. А. Психологические основы здоровья человека : учебное пособие. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. — 303 с.
23. Прищепа, С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / С.С. Прищепа. – М.: Сфера 2019. -128с.
24. Прохорова, Э.М. Валеология : учеб.пособие / Э.М. Прохорова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 255 с.
25. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2020. - 320 с.
26. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 208 с.
27. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2018. – 270 с.
28. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 600 с.
МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
29. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход// школа здоровья. – 2000. – Т.7. - №2. – с.21 – 28.
30. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 1995. – Т 4. - С. 5-11.
31. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 2009.- Т. 5.-С. 10-23.
32. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 2011. – 534с.

СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ
33. Алямовская В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. -2004.-№3-19 с.
34. Голобородько, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Н. В. Голобородько // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2021 г.). – Уфа: Лето, 2021. – С. 82-85.
35. Зайцев Г.К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование. / Г.К. Зайцев, В.В Колбанов, И.В. Кузьмина, Л.С. Михайленко / Валеология. 2018. - № 1.С 5-17.
36. Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 2018. - № 4. - С. 9-16.
37. Киркина, Е.Н. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности / Е.Н. Киркина, Н.В. Лисакова // Народное образование. Педагогика. – 2019 – Выпуск №10. – С.105-109.
38. Мандров, С.И. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению / С.И. Мандров, Л.А. Жданова // Сб. научных трудов «Актуальные проблемы здоровья семьи». – М.: 2020. – С. 285-288.
39. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2022. – № 4. – С. 14-17.
40. Новикова, И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2018. – № 8. – С.10-12.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Актуальность темы. Воспитание здорового поколения и правильного образа жизни ребенка является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования, педагогов, воспитателей, родителей, так как от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества в будущем.
Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования показал, что в последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Дошкольный возраст – это очень важный этап в формировании физического и психического здоровья ребенка. До семи лет он проходит огромный путь развития, который на протяжении всей последующей жизни уже не повторяется. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важность овладения знаниями и потребностями в соблюдении здорового образа жизни состоит в том, что именно они влияют на формирование у детей базовых представлений об опасностях для здоровья, средствах его сохранения и укрепления.
Разработанность. Вопросы формирования начальных представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста являлись предметом исследования многих ученых (С.Н. Агаджанова, Р.И. Айзман, М.М. Безруких, К.Г. Гуревич, Л.Д. Морозова, В.Д. Сонькина, М.Ю. Стожарова и др.). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее: формирование представлений о здоровье у дошкольников является сложным многокомпонентным процессом; у детей 5-6 года жизни уже сформированы на определенном уровне некоторые представления о здоровье. Однако этот уровень может быть повышен с помощью специально организованной работы.
Актуальность исследования определяется необходимостью решения проблемы активизации процесса формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни средствами проектной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста; разработать программу, активирующую процесс формирования представлений; проверить эффективность программы.
Задачи исследования:
1. Представить теоретическое обоснование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать педагогические условия по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
4. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверке исходных предположений были определены методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме), методы исследования: анализ литературы, эксперимент, изучение педагогической документации, опрос детей, наблюдения.
Научная новизна исследования заключается в том, что были:
- раскрыты особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- дана характеристика педагогическим условиям формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
- разработан педагогический проект «Формула здоровья», разработана система работы «Окружающий мир», активирующие процесс формирования представлений у дошкольников о сохранении и укреплении здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования (предложенной программы, системы, методики по оценке уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста) по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни в практике работы дошкольных образовательных учреждений и организаций.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ "Центр образования № 23" пгт. Обухово.
Структура выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы): работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………...…………………...6
1.1. Изучение проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………13
1.3. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………….22
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………31
2.1. Цель, задачи опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...31
2.2. Реализация педагогических условий по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста………………...44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..………..63
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...……..67

В психолого-педагогической литературе проводится много исследований по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Одним из главных выводов является то, что формирование здорового образа жизни у детей должно начинаться с самого раннего возраста.
В исследованиях обращается внимание на влияние родителей, воспитателей и учителей на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей. Одной из методик, используемых для формирования здоровых привычек у дошкольников, является занятия физической культурой и спортом, которые помогают развивать физические возможности ребенка и формировать у него устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
Таким образом, здоровый образ жизни - необходимое условие существования любого человека. Следует отметить, что данная проблема несёт комплексный характер, поэтому осуществлять её разрешение можно только системно и поэтапно. Поэтому в рамках работы выделим цель воспитания сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни, задачи, основополагающие принципы, направления воспитательной работы, критерии сформированности сознательного отношения школьников к здоровому образу жизни, а также ожидаемые результаты.
Анализ литературы показал, что у детей 5-6 года жизни не только сформированы на определенном уровне ценностное отношение к здоровью, но и этот уровень может быть повышен с помощью специально организованной работы. Организация этого процесса обуславливает необходимость учета актуального уровня сформированности культуры здорового образа жизни. В проведенном исследовании мы выявляли организационно-педагогические условия формирования основ культуры здорового образа жизни у детей седьмого года жизни.
Экспериментальное исследование поводилось на базе МБОУ «Центр образования № 23» пгт. Обухово. Участвовали 24 дошкольника, 5-6 лет, из которых 9 мальчиков и 15 девочек.
Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста проходила в три этапа:
• констатирующий;
• формирующий;
• контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель: оценить исходный уровень развитости представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Для констатирующего этапа эксперимента нами были определены две задачи:
1. Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
2. Провести диагностику исходного уровня развитости представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
На констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников:
- беседа «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» (В. Г. Кудрявцев);
- анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» (М. В. Гребнева;
- методика «Что делать, чтобы быть здоровым» (И. Н. Новикова).
-методика «Закончи предложения» (Е. А. Терпугов);
- наблюдение за детьми в режимные моменты (И. Н. Новикова).
После проведения диагностических методик оценки уровня развитости представлений о здоровом образе жизни у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента, можно говорить о том, что отмечен средний уровень развития указанных представлений. Обобщая полученные данные, можно заключить, что средний уровень развития представлений о здоровом образе жизни встречается у 71 % детей, низкий уровень – у 17 %, высокий уровень у 12 % детей. Не все испытуемые обладают знаниями о необходимости соблюдения гигиенических требований, об основах ведения здорового образа жизни. 5-6 возраст – это подходящее время, в которое необходимо привить детям правильное отношение к себе и к своему здоровью. Поэтому необходимо вести работу, направленную на развитие представлений о здоровом образе жизни, на приобщение детей к соблюдению режима дня, соблюдению санитарно-гигиенических правил.
После проведенного исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у дошкольников был проведен формирующий эксперимент.
Целью формирующего эксперимента являлось: развитие представлений дошкольников о здоровом образе жизни средствами проектной деятельности.
Программа составлена с учетом современных методологических подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в ДОУ с использованием материалов валеологического блока региональной программы «Планета детства» Л.И. Греховой, Т.Г. Олешкевич и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. В ходе работы над программой у детей формируются представления о ЗОЖ. Цель программы: Формировать представлений о здоровом образе жизни как самой большой жизненной ценности.
Для проверки эффективности разработанной системы педагогической работы по развитию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников был проведен контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа эксперимента: оценка динамики развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
При проведении контрольного эксперимента были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте, т.к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику развития представлений о здоровом образе жизни.
На контрольном этапе, видно что после проведенной работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, качество знаний у детей значительно увеличилось. Теперь отсутствуют дошкольники, имеющие низкий уровень развития представлений. Так, в ходе беседы «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?» на констатирующем этапе эксперимента 17% ребят, показали низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, а на контрольном этапе низкий уровень знаний не выявлен. Результаты анкетирования «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» на констатирующем этапе также были значительно хуже, чем на контрольном.
На констатирующем этапе ребята затруднялись в ответах, просили о помощи. Результаты методик: «Что делать, чтобы быть здоровым» и «Закончи предложения» также значительно улучшились. Низкий уровень знаний не встречается у детей ни по одной из используемых методик. Дети стали более уверены в своих ответах, с интересом рассказывали о своих новых знаниях. Выросло число детей, имеющих высокий уровень развития анализируемого показателя.
Наблюдая за детьми в режимные моменты по параметрам, разработанным И. Н. Новиковой, мы увидели, что дети стали более аккуратны и внимательны к себе.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивают переданный взрослыми опыт, переносят его в самостоятельную деятельность. Низкий уровень развития параметров у дошкольников не наблюдался, 50% дети показали высокий уровень знаний.
После проведения методик на контрольном этапе эксперимента выявили что: 34% детей имеют высокий уровень развития представлений о здоровом образе жизни. Остальные – 66% имеют средний уровень, низкий уровень представлений отсутствует. Таким образом, система проектов позволила развить представления о здоровом образе жизни у детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАРЫ

КНИГИ
ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях Детсво – пресс, 2018 – 171с.
2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник / Э. Н. Вайнер. Москва : ФЛИНТА, 2021. - 448 с.
3. Выготский Л С. Рейф, И. Е. Мысль и судьба психолога Выготского / И. Е. Рейф. — 2-е изд. — Москва : Генезис, 2020. — 112 c.
4. Данилов, М.А. Дидактика. / М.А. Данилов, под ред. Б.П. Есипова. М.: М.: Флинта: Наука, 2021. – 449 с.
5. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности: Методические рекомендации для педагогов с приложением на диске Под ред. Н.А. Вершининой. / Коллектив авторов. СПБ: ООО «Р-КОПИ». 2019 – 44 с.
6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 160 с.
7. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005 - 96 с.
8. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников : учеб. метод. пособие / В. А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 84с.
9. Дмитриева Н. В., Глазачев О. С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая технология диагностики функциональных состояний. — М.: Горизонт, 2018. — 214 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2018. — 464 с.
11. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2022 г. – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2022. – 380 с.
12. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. М. Газина [и др.] ; под редакцией О. М. Газиной, В. И. Яшиной.— Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 111 с.
13. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 464 с.
14. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания дошкольников : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
15. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2018. – 170 с.
16. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования/ под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 76 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник / Г.М. Коджаспирова. — М. : КНОРУС, 2020. — 744 с
18. Кокаева, И.Ю. Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников / И.Ю. Кокаева – Владикавказ: Изд-во СОГПИ; 2020. - 220с.
19. Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 167 с.
20. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 96 с.
21. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2021. – 380 с.
22. Попов В. В., Новикова И. А. Психологические основы здоровья человека : учебное пособие. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. — 303 с.
23. Прищепа, С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / С.С. Прищепа. – М.: Сфера 2019. -128с.
24. Прохорова, Э.М. Валеология : учеб.пособие / Э.М. Прохорова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 255 с.
25. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2020. - 320 с.
26. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 208 с.
27. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2018. – 270 с.
28. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 600 с.
МНОГОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ
29. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход// школа здоровья. – 2000. – Т.7. - №2. – с.21 – 28.
30. Бальсевич, В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. 1995. – Т 4. - С. 5-11.
31. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное воспитание. 2009.- Т. 5.-С. 10-23.
32. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 2011. – 534с.

СЕРИАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ РЕСУРСЫ
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОКУМЕНТОВ
33. Алямовская В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. -2004.-№3-19 с.
34. Голобородько, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Н. В. Голобородько // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2021 г.). – Уфа: Лето, 2021. – С. 82-85.
35. Зайцев Г.К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование. / Г.К. Зайцев, В.В Колбанов, И.В. Кузьмина, Л.С. Михайленко / Валеология. 2018. - № 1.С 5-17.
36. Зайцев, Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании / Валеология. 2018. - № 4. - С. 9-16.
37. Киркина, Е.Н. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности / Е.Н. Киркина, Н.В. Лисакова // Народное образование. Педагогика. – 2019 – Выпуск №10. – С.105-109.
38. Мандров, С.И. Прогностическое и диагностическое слежение за здоровьем детей дошкольного и младшего школьного возраста и мероприятия по его управлению / С.И. Мандров, Л.А. Жданова // Сб. научных трудов «Актуальные проблемы здоровья семьи». – М.: 2020. – С. 285-288.
39. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2022. – № 4. – С. 14-17.
40. Новикова, И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей / И.М Новикова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2018. – № 8. – С.10-12.

Купить эту работу

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 лет

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 июля 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Xiycemp79
5
Большой опыт в написании работ
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе Xiycemp79 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе Xiycemp79 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе Xiycemp79 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе Xiycemp79 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Готовая работа

Урок как основная форма организации процесса обучения в современной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
150 ₽
Готовая работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМННЫХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
5000 ₽
Готовая работа

Формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Готовая работа

Особенности словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Готовая работа

Психологические особенности коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие двигательных умений и навыков у детей раннего возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3500 ₽
Готовая работа

Развитие коммуникативных способностей у детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
550 ₽
Готовая работа

Дидактические игры, как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
660 ₽