Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности нарушения зрения
1.1. Классификация нарушений зрения у детей………………………………6
1.2. Причины нарушения зрения у детей……………………………………..9
1.3. Возможные последствия нарушения зрения у детей…………………….10
Глава II. Характеристика социального поведения младших школьников с нарушением зрения
2.1. Понятие социального опыта………………………………………………..15
2.2. Основные компоненты социального развития детей……………………18
2.3. Сложности, возникающие при общении со сверстниками, у ребенка с нарушением зрения……………………………………………………………..21
2.4. Принципы и методы развития социального опыта у младших школьников с нарушением зрения…………………………………………………………….23
Глава III. Использование театрализованных игр в формировании социального опыта младших школьников с нарушением зрения.
3.1. Значение театрализованной игры в развитии социального опыта…….27
3.2. Методика проведения театрализованных игр-занятий с незрячими и слабовидящими младшими школьниками…………………………………….30
3.3. Анализ театрализованной игры…………………………………………..37
3.4. Рекомендации для учителей начальных классов, работающих с детьми с нарушением зрения……………………………………………………………..41
Глава IV. Практическое исследование развития социального опыта младших школьников с нарушением зрения посредством театрализованных игр
4.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….47
4.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….56
4.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………58
Глава V. Заключение……………………………………………………………64
Глава VI. Приложение ………………………………………………………..68
Глава VII. Список использованной литературы…………………………….75
Введение
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает человеку до 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья детей, которые приводят к проблемам в социальной адаптации, является полная или частичная утрата зрения, а именно слепота и слабовидение.
Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет.
...
1.1. Классификация нарушений зрения у детей
Исследования специфики психического развития детей с нарушением зрения основываются на работах основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.И. Земцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и направлены на дальнейшую разработку теории и практики компенсации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания. [2, стр.71]
В современной педагогической практике в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, то есть слабовидящих («low vision») [4, стр.5].
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения (способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними). Нормальная острота зрения — 1,0 (способность различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м).
...
1.2. Причины нарушения зрения у детей
Как мы уже отметили, характер поражений зрительного анализатора оказывает влияние на развитие всей сенсорной системы, определяет степень познания ребенком окружающей действительности.
Нарушения зрения делятся на врожденные и приобретенные.
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития, либо является следствием наследственности. Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия (миопия — близорукость).
Рассмотрим причины дефектов зрения детей более детально [26, стр.31].
Хватова А.В. выделяет следующие причины нарушений зрения [26] (врожденные):
· нарушения, вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.
...
1.3. Возможные последствия нарушения зрения у детей
Проблемы со зрением могут оказать серьезные последствия на развитие ребенка. Так, Земцова М.И. выделяет ряд последствий. [8]
Так как при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает необходимого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира недостаточны и схематичны.
Также могут возникнуть проблемы с формированием речи (с лексическим составом речи). Отмечается склонность этих детей к рассуждению, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неправильно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации [8, стр.16].
Слепота тормозит двигательную активность ребенка.
...
2.1. Понятие социального опыта
Социальный опыт - это важнейшее составляющее звено культуры, которое представляет собой исторически сложившиеся в обществе формы осуществления какой – либо социально - значимой деятельности и взаимодействия людей.
Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной деятельности, общения людей.
Можно выделить следующие функции социального опыта [15]:
1. Объединение способов обеспечения социальной сплоченности, интегрирования людей. Социальный опыт включает в себя набор ценностей, которые общеприняты для общества.
Каждый человек помимо усвоенного им социального опыта общества (культуры) обладает и уникальным, личностным социальным опытом, который совершенствуется в течение всей жизни, начиная с раннего возраста.
2. Объединение локальных культурных черт на уровне устойчивых социальных коллективов, а также в личностной культурной специфике индивидов.
3.
...
2.2. Основные компоненты социального развития детей
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Исходя из представления о структуре социального опыта (изложенного в предыдущей главе), можно выделить основные направления социально-педагогической деятельности по его передаче в условиях работы с детьми младшего школьного возраста [12].
Направления
Формы
I.
Туристско-краеведческое
Походы, туристские викторины, конкурсы, эстафеты, фестивали
Экологическое
Экологическая тропа, ботанические (зоологические) эстафеты, деятельность зеленого патруля и т. д.
II.
Декоративно-прикладное
Кружки: мягкая игрушка, плетение из бисера, плетение из лозы, вышивание, лепка из пластилина и т. д.
...
2.4. Принципы и методы развития социального опыта у младших школьников с нарушением зрения.
Изучив методическую литературу по работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения, мы выделили основные принципы развития социального опыта у детей данной категории [21]:
• индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии ребенка, ценностном становлении ее жизненных отношений;
• воспитание в ребенке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
• развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
• Играя – набираемся социального опыта.
...
• Использование театрализованных игр в формировании социального опыта младших школьников с нарушением зрения
Цель: доказать, что использование театрализованных игр на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушением зрения, стимулирует развитие социального опыта детей данной категории.
Задачи работы:
1. Определить особенности нарушения зрения у детей (классификация, причины, возможные последствия нарушений зрения).
2. Рассмотреть социальное поведение младших школьников с нарушением зрения.
3. Определить значение театрализованных игр в формировании социального опыта младших школьников с нарушением зрения.
4. Изучить методики проведения театрализованных игр-занятий.
5. Провести практический эксперимент.
6. Разработать театрализованные игры, которые помогут ребенку, имеющему нарушения зрения, приобрести социальный опыт.
7.
...
3.1. Значение театрализованной игры в развитии социального опыта
Деятельность - категория социальная. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется педагогом в целях воспитания у ребенка социального опыта, обучения его (ребенка) различным действиям с предметами способами и средствами общения [13, стр.95].
Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм театрализованная игра.
Театрализованные игры - разновидность сюжетно ролевых игр. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:
1. Художественно – речевое;
2. Музыкально – игровое;
3. Танцевальное;
4. Сценическое;
5. Певческое [23, стр.18].
Классификация театрализованных игр (по Артемовой Л.В.) [28]:
1.
...
3.2. Методика проведения театрализованных игр-занятий с незрячими и слабовидящими младшими школьниками
На основании трудов Морозовой Л.Е. мы выделили этапы педагогической работы, осуществляющиеся на фоне специальным образом организованной театрализованной игровой деятельности [14].
1 этап. Ориентировочно-целевой.
Цели:
5. Стимулировать интерес к изучению нравственных норм.
6. Сформулировать задачи предстоящей деятельности и правила её осуществления.
Содержание:
• Активизация нравственного опыта детей и связанных с ним субъективных переживаний.
• Уточнение и обогащение знаний детей о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
• Введение ритуалов приветствия и прощания, базовых правил поведения на занятиях.
• Определение предметов, символизирующих принадлежность игровой группе.
...
3.3. Анализ театрализованной игры
Приведенная ниже театрализованная игра рассчитана на младший школьный возраст.
Тип театрализованной игры: инсценирование.
Тема: вежливость, как правильно общаться с людьми.
Литературная основа для театрализованной игры [14]:
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
–- Не только из-за этого.
...
3.4. Рекомендации для учителей начальных классов, работающих с детьми с нарушением зрения
Исходя из вышеизложенного, мы разработали следующие рекомендации по использованию театрализованной игры в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения [22].
Специальными правилами педагогического взаимодействия являются следующие:
1. Добровольность участия младших школьников с нарушениями зрения в проводимых мероприятиях. Не все незрячие и слабовидящие дети сразу включаются в театрализованную игру-занятие. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь потом у них возникает желание принять непосредственное участие в занятии.
2. Театрализованную игру-занятие следует начинать с теми ребятами, кто быстрее проявляет инициативу к участию, при этом необходимо дополнительно мотивировать на включение в игру остальных детей.
3.
...
Основная:
1. Асмонтас Б.Б. Педагогическая психология //http://www.ido.rudn.ru.html Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителей. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: Логос, 1993.
2. Выготский Л. С Воображение и творчество в детском возрасте. М.- 1991 год. С.48
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. Гл. XV. С. 71-81
4. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у детей: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.:Школа-Пресс, 2001.
5. Дробышева Т.В. Естественный формирующий эксперимент в социально-психологическом исследовании: достоинства и трудности применения // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. - C. 32-37.
6. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1997. С. 44
7. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975-142.
8. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Приор, 2006. 312 с.
10. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. СПб. Детство- Пресс, 2004.-С. 81
11. Климов Е.А. «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Издат. группа «Форум» - «Инфра-М», 1998. С. 54-75
12. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. – М., 2006.
13. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. — М.: Советский спорт, 1992. — 95с.
14. Морозова, Л.Е. Путь к сюжетно-ролевой игре / Л.Е. Морозова // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. З.Г. Ермолович. Мн.: Академия последиплом. образования, 1998. — С. 37–46.
15. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. – М., 2004.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие. – М., 2006.
17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой
18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.. 1998.
19. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник. 2004.С.320
20. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.
21. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов. – Самара, 2004.
22. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие, М.: АПК и ПРО, 2001,
23. Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998.
24. Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб.. 2005.
25. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. / Канд. дисс. - М., 1948. www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html
26. Хватова А.В. Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики. В кн.: Профилактика слепоты и слабовидения у детей, М., 1996.
Дополнительная:
27. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004.
28. Шмаков Сталь Анатольевич. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Москва, 1997 409 c. РГБ ОД, 71:98-13/22-1 http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html
29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.
30. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Особенности нарушения зрения
1.1. Классификация нарушений зрения у детей………………………………6
1.2. Причины нарушения зрения у детей……………………………………..9
1.3. Возможные последствия нарушения зрения у детей…………………….10
Глава II. Характеристика социального поведения младших школьников с нарушением зрения
2.1. Понятие социального опыта………………………………………………..15
2.2. Основные компоненты социального развития детей……………………18
2.3. Сложности, возникающие при общении со сверстниками, у ребенка с нарушением зрения……………………………………………………………..21
2.4. Принципы и методы развития социального опыта у младших школьников с нарушением зрения…………………………………………………………….23
Глава III. Использование театрализованных игр в формировании социального опыта младших школьников с нарушением зрения.
3.1. Значение театрализованной игры в развитии социального опыта…….27
3.2. Методика проведения театрализованных игр-занятий с незрячими и слабовидящими младшими школьниками…………………………………….30
3.3. Анализ театрализованной игры…………………………………………..37
3.4. Рекомендации для учителей начальных классов, работающих с детьми с нарушением зрения……………………………………………………………..41
Глава IV. Практическое исследование развития социального опыта младших школьников с нарушением зрения посредством театрализованных игр
4.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….47
4.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….56
4.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………58
Глава V. Заключение……………………………………………………………64
Глава VI. Приложение ………………………………………………………..68
Глава VII. Список использованной литературы…………………………….75
Введение
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира. Зрение дает человеку до 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья детей, которые приводят к проблемам в социальной адаптации, является полная или частичная утрата зрения, а именно слепота и слабовидение.
Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет.
...
1.1. Классификация нарушений зрения у детей
Исследования специфики психического развития детей с нарушением зрения основываются на работах основоположников отечественной дефектологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.И. Земцовой, А.Г.Литвака, А.И.Зотова и направлены на дальнейшую разработку теории и практики компенсации и коррекции зрительного дефекта в процессе коррекционного обучения и воспитания. [2, стр.71]
В современной педагогической практике в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, то есть слабовидящих («low vision») [4, стр.5].
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения (способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними). Нормальная острота зрения — 1,0 (способность различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м).
...
1.2. Причины нарушения зрения у детей
Как мы уже отметили, характер поражений зрительного анализатора оказывает влияние на развитие всей сенсорной системы, определяет степень познания ребенком окружающей действительности.
Нарушения зрения делятся на врожденные и приобретенные.
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития, либо является следствием наследственности. Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия (миопия — близорукость).
Рассмотрим причины дефектов зрения детей более детально [26, стр.31].
Хватова А.В. выделяет следующие причины нарушений зрения [26] (врожденные):
· нарушения, вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.
...
1.3. Возможные последствия нарушения зрения у детей
Проблемы со зрением могут оказать серьезные последствия на развитие ребенка. Так, Земцова М.И. выделяет ряд последствий. [8]
Так как при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает необходимого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира недостаточны и схематичны.
Также могут возникнуть проблемы с формированием речи (с лексическим составом речи). Отмечается склонность этих детей к рассуждению, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неправильно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации [8, стр.16].
Слепота тормозит двигательную активность ребенка.
...
2.1. Понятие социального опыта
Социальный опыт - это важнейшее составляющее звено культуры, которое представляет собой исторически сложившиеся в обществе формы осуществления какой – либо социально - значимой деятельности и взаимодействия людей.
Социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной деятельности, общения людей.
Можно выделить следующие функции социального опыта [15]:
1. Объединение способов обеспечения социальной сплоченности, интегрирования людей. Социальный опыт включает в себя набор ценностей, которые общеприняты для общества.
Каждый человек помимо усвоенного им социального опыта общества (культуры) обладает и уникальным, личностным социальным опытом, который совершенствуется в течение всей жизни, начиная с раннего возраста.
2. Объединение локальных культурных черт на уровне устойчивых социальных коллективов, а также в личностной культурной специфике индивидов.
3.
...
2.2. Основные компоненты социального развития детей
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Исходя из представления о структуре социального опыта (изложенного в предыдущей главе), можно выделить основные направления социально-педагогической деятельности по его передаче в условиях работы с детьми младшего школьного возраста [12].
Направления
Формы
I.
Туристско-краеведческое
Походы, туристские викторины, конкурсы, эстафеты, фестивали
Экологическое
Экологическая тропа, ботанические (зоологические) эстафеты, деятельность зеленого патруля и т. д.
II.
Декоративно-прикладное
Кружки: мягкая игрушка, плетение из бисера, плетение из лозы, вышивание, лепка из пластилина и т. д.
...
2.4. Принципы и методы развития социального опыта у младших школьников с нарушением зрения.
Изучив методическую литературу по работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения, мы выделили основные принципы развития социального опыта у детей данной категории [21]:
• индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии ребенка, ценностном становлении ее жизненных отношений;
• воспитание в ребенке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
• развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
• Играя – набираемся социального опыта.
...
• Использование театрализованных игр в формировании социального опыта младших школьников с нарушением зрения
Цель: доказать, что использование театрализованных игр на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушением зрения, стимулирует развитие социального опыта детей данной категории.
Задачи работы:
1. Определить особенности нарушения зрения у детей (классификация, причины, возможные последствия нарушений зрения).
2. Рассмотреть социальное поведение младших школьников с нарушением зрения.
3. Определить значение театрализованных игр в формировании социального опыта младших школьников с нарушением зрения.
4. Изучить методики проведения театрализованных игр-занятий.
5. Провести практический эксперимент.
6. Разработать театрализованные игры, которые помогут ребенку, имеющему нарушения зрения, приобрести социальный опыт.
7.
...
3.1. Значение театрализованной игры в развитии социального опыта
Деятельность - категория социальная. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется педагогом в целях воспитания у ребенка социального опыта, обучения его (ребенка) различным действиям с предметами способами и средствами общения [13, стр.95].
Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм театрализованная игра.
Театрализованные игры - разновидность сюжетно ролевых игр. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:
1. Художественно – речевое;
2. Музыкально – игровое;
3. Танцевальное;
4. Сценическое;
5. Певческое [23, стр.18].
Классификация театрализованных игр (по Артемовой Л.В.) [28]:
1.
...
3.2. Методика проведения театрализованных игр-занятий с незрячими и слабовидящими младшими школьниками
На основании трудов Морозовой Л.Е. мы выделили этапы педагогической работы, осуществляющиеся на фоне специальным образом организованной театрализованной игровой деятельности [14].
1 этап. Ориентировочно-целевой.
Цели:
5. Стимулировать интерес к изучению нравственных норм.
6. Сформулировать задачи предстоящей деятельности и правила её осуществления.
Содержание:
• Активизация нравственного опыта детей и связанных с ним субъективных переживаний.
• Уточнение и обогащение знаний детей о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах.
• Введение ритуалов приветствия и прощания, базовых правил поведения на занятиях.
• Определение предметов, символизирующих принадлежность игровой группе.
...
3.3. Анализ театрализованной игры
Приведенная ниже театрализованная игра рассчитана на младший школьный возраст.
Тип театрализованной игры: инсценирование.
Тема: вежливость, как правильно общаться с людьми.
Литературная основа для театрализованной игры [14]:
Волшебное слово
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не дает! А у самой сколько!
– Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
–- Не только из-за этого.
...
3.4. Рекомендации для учителей начальных классов, работающих с детьми с нарушением зрения
Исходя из вышеизложенного, мы разработали следующие рекомендации по использованию театрализованной игры в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения [22].
Специальными правилами педагогического взаимодействия являются следующие:
1. Добровольность участия младших школьников с нарушениями зрения в проводимых мероприятиях. Не все незрячие и слабовидящие дети сразу включаются в театрализованную игру-занятие. Некоторые из них хотят сначала понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь потом у них возникает желание принять непосредственное участие в занятии.
2. Театрализованную игру-занятие следует начинать с теми ребятами, кто быстрее проявляет инициативу к участию, при этом необходимо дополнительно мотивировать на включение в игру остальных детей.
3.
...
Основная:
1. Асмонтас Б.Б. Педагогическая психология //http://www.ido.rudn.ru.html Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителей. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: Логос, 1993.
2. Выготский Л. С Воображение и творчество в детском возрасте. М.- 1991 год. С.48
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. Гл. XV. С. 71-81
4. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у детей: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.:Школа-Пресс, 2001.
5. Дробышева Т.В. Естественный формирующий эксперимент в социально-психологическом исследовании: достоинства и трудности применения // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. - C. 32-37.
6. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1997. С. 44
7. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975-142.
8. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Приор, 2006. 312 с.
10. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. СПб. Детство- Пресс, 2004.-С. 81
11. Климов Е.А. «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М.: Издат. группа «Форум» - «Инфра-М», 1998. С. 54-75
12. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. – М., 2006.
13. Маллаев, Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. — М.: Советский спорт, 1992. — 95с.
14. Морозова, Л.Е. Путь к сюжетно-ролевой игре / Л.Е. Морозова // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. З.Г. Ермолович. Мн.: Академия последиплом. образования, 1998. — С. 37–46.
15. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. – М., 2004.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие. – М., 2006.
17. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой
18. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.. 1998.
19. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник. 2004.С.320
20. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.
21. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов. – Самара, 2004.
22. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики: учебное пособие, М.: АПК и ПРО, 2001,
23. Федорчук И.А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998.
24. Феоктистова В.А. Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб.. 2005.
25. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. / Канд. дисс. - М., 1948. www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html
26. Хватова А.В. Основные причины слепоты и слабовидения у детей и пути их профилактики. В кн.: Профилактика слепоты и слабовидения у детей, М., 1996.
Дополнительная:
27. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004.
28. Шмаков Сталь Анатольевич. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Москва, 1997 409 c. РГБ ОД, 71:98-13/22-1 http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html
29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.
30. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 2001.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
600 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую