все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1 Формирование познавательного интереса 5
1.2 Формирование личности ученика в процессе обучения 8
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса 11
1.4 Значение литературы в развитии личности младшего школьника 18
Глава 2. Практическая часть 22
2.1 Формирующий эксперимент 22
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Рекомендации учителю по формированию познавательного интереса учащихся к чтению 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
1.1 Формирование познавательного интереса
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания.
...
1.2 Формирование личности ученика в процессе обучения
Обучение в школе – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, воспитание.
Развитие человека – это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека.
Процесс развития ребенка многозначен, динамичен. В этом процессе значительна роль воспитания и обучения, как организованных процессов, реализующих цели, поставленные перед ними обществом. В специально организованных, целенаправленных процессах воспитания и обучения происходит образование молодого поколения, вооружение его знаниями, умениями, навыками, воспитание мировоззрения, убеждений, многообразных отношений к обществу, труду, людям, науке, искусству.
...
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса
Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Необходимо вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
...
1.4 Значение литературы в развитии личности младшего школьника
Каждый учитель должен помнить, что на уроках чтения он учит детей не только читать, но и посредством слова приобщает их к художественной литературе; развивает у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений, обогащая эмоциональную сферу учащихся нравственными, интеллектуальными, эстетическими чувствами; учит детей открывать "тайны" произведения, тем самым постепенно продвигая их в понимании художественного слова. [13, c. 43]
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
...
2.1 Формирующий эксперимент
Исследование состояния учебной активности младших школьников проводилось на базе 2 В класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 53" города Новосибирска. В исследовании было задействовано 9 учеников.
Цель исследования: проследить насколько в процессе обучения у учеников развиты желание и умение работать, умение самостоятельно осваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, приносить пользу своей активной деятельностью.
В результате наблюдения за деятельностью учеников было выявлено, что наибольший интерес для них представляет работа, требующая оптимального умственного напряжения. Выполнение поставленной задачи дает учащимся ощущение успеха и вызывает желание дальнейшей деятельности. Неуспешное выполнение задания – негативно сказывается на самочувствии школьников.
В ходе исследования было проведено целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в каждую минуту урока.
...
2.2 Результаты исследования
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате наблюдения за деятельностью учеников было выявлено, что наибольший интерес для них представляет работа, требующая оптимального умственного напряжения. Выполнение поставленной задачи дает учащимся ощущение успеха и вызывает желание дальнейшей деятельности. Неуспешное выполнение задания – негативно сказывается на самочувствии школьников.
2. Пассивность наблюдалась больше всего на этапах проверки, закрепления и повторения изученного.
3. При обработке полученных данных выявилась закономерная связь учебной активности учащихся с используемыми на уроках средствами и методами обучения.
На уроках, где открытая пассивность была велика, проведение урока было также однообразное. Работа была направлена на нагрузку слухового аппарата, самостоятельная поисковая работа давалась в среднем лишь на 7-10 минут, притом преимущественно с основательным предварительным разбором задания.
2.3 Рекомендации учителю по формированию познавательного интереса учащихся к чтению
Учитывая все выше сказанное, мы задались целью разработать такие приемы, которые бы затрагивали психические функции ребенка. Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам установить, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешения возникшего познавательного интереса. Познавательный интерес зарождается при наличии противоречий, проблемных ситуаций, которые могут возникать стихийно или создаваться преднамеренно.
...
Заключение
Проблема формирования и развития у младших школьников познавательного интереса является довольно значимой. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначность названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Проблему формирования у младших школьников интереса к чтению мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности.
Проведенное исследование позволило установить:
1. В социологической и психолого-педагогической литературе проблеме интереса уделено большое внимание. Интерес рассматривается как сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес является одной из форм общественной направленности личности.
1. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. М.: «Наука», 2006 г., 312 с.
2. Алексеева А. М. , Яшина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. – 3-е изд., - М. Академия, 2005. – 400с.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 213 с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С. 7-20.
5. Бершадская Н.Р. и др. Литературное творчество учащихся в школе. М.: «Аспект-Пресс», 2005 г., 225 с.
6. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: «Педагогика», 2006 г., 189 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2009 – 500 с.
8. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: «Флинта», 2006 г., 270 с.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 2004 – 166с.
10. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению М.: «Наука», 2006 г., 290 с.
11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. М.: «Просвещение», 2005 г., 297 с.
12. Кан-Калик В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: «Аспект-Пресс», 2007 г., 188 с.
13. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 2008 – 160с.
14. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: «Книга», 2006 г., 256 с.
15. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - 4-е изд., стереотип. М.: «Дрофа», 2005 г., 288 с.
16. Программы четырехлетней начальной школы / руководитель проекта Н. Ф. Виноградова. М.: «Вента-Граф», 2007 г., 300 с.
17. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. М.: «Просвещение», 2006 г., 190 с.
18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: Владос, 2005 – 159с.
19. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 190 с.
20. Старкова 3. С. Содружество искусств на уроках литературы. М.: «Флинта», 2007 г., 260 с.
21. Талызина Н.Ф. Индивидуальные формы работы // Педагогическая психология. М.: «Вента-Граф», 2006 г., 300 с.
22. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в школе. М.: «Флинта», 2005 г., 290 с.
23. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно // Начальная школа. - 2005. - №10. - С.20-24
24. Ястребов А. В. Слово - воплощенное бытие. М.: «Флинта», 2007 г., 240 с.
25. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. М.: «Чистые пруды», 2006 г., 146 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
1.1 Формирование познавательного интереса 5
1.2 Формирование личности ученика в процессе обучения 8
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса 11
1.4 Значение литературы в развитии личности младшего школьника 18
Глава 2. Практическая часть 22
2.1 Формирующий эксперимент 22
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Рекомендации учителю по формированию познавательного интереса учащихся к чтению 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
1.1 Формирование познавательного интереса
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания.
...
1.2 Формирование личности ученика в процессе обучения
Обучение в школе – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, воспитание.
Развитие человека – это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека.
Процесс развития ребенка многозначен, динамичен. В этом процессе значительна роль воспитания и обучения, как организованных процессов, реализующих цели, поставленные перед ними обществом. В специально организованных, целенаправленных процессах воспитания и обучения происходит образование молодого поколения, вооружение его знаниями, умениями, навыками, воспитание мировоззрения, убеждений, многообразных отношений к обществу, труду, людям, науке, искусству.
...
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса
Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2. Необходимо вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
...
1.4 Значение литературы в развитии личности младшего школьника
Каждый учитель должен помнить, что на уроках чтения он учит детей не только читать, но и посредством слова приобщает их к художественной литературе; развивает у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений, обогащая эмоциональную сферу учащихся нравственными, интеллектуальными, эстетическими чувствами; учит детей открывать "тайны" произведения, тем самым постепенно продвигая их в понимании художественного слова. [13, c. 43]
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
...
2.1 Формирующий эксперимент
Исследование состояния учебной активности младших школьников проводилось на базе 2 В класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 53" города Новосибирска. В исследовании было задействовано 9 учеников.
Цель исследования: проследить насколько в процессе обучения у учеников развиты желание и умение работать, умение самостоятельно осваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, приносить пользу своей активной деятельностью.
В результате наблюдения за деятельностью учеников было выявлено, что наибольший интерес для них представляет работа, требующая оптимального умственного напряжения. Выполнение поставленной задачи дает учащимся ощущение успеха и вызывает желание дальнейшей деятельности. Неуспешное выполнение задания – негативно сказывается на самочувствии школьников.
В ходе исследования было проведено целенаправленное наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в каждую минуту урока.
...
2.2 Результаты исследования
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате наблюдения за деятельностью учеников было выявлено, что наибольший интерес для них представляет работа, требующая оптимального умственного напряжения. Выполнение поставленной задачи дает учащимся ощущение успеха и вызывает желание дальнейшей деятельности. Неуспешное выполнение задания – негативно сказывается на самочувствии школьников.
2. Пассивность наблюдалась больше всего на этапах проверки, закрепления и повторения изученного.
3. При обработке полученных данных выявилась закономерная связь учебной активности учащихся с используемыми на уроках средствами и методами обучения.
На уроках, где открытая пассивность была велика, проведение урока было также однообразное. Работа была направлена на нагрузку слухового аппарата, самостоятельная поисковая работа давалась в среднем лишь на 7-10 минут, притом преимущественно с основательным предварительным разбором задания.
2.3 Рекомендации учителю по формированию познавательного интереса учащихся к чтению
Учитывая все выше сказанное, мы задались целью разработать такие приемы, которые бы затрагивали психические функции ребенка. Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам установить, что активность в самообразовательной деятельности у учащихся возрастает при возникновении такого психического состояния, когда ученик оказывается перед необходимостью разрешения возникшего познавательного интереса. Познавательный интерес зарождается при наличии противоречий, проблемных ситуаций, которые могут возникать стихийно или создаваться преднамеренно.
...
Заключение
Проблема формирования и развития у младших школьников познавательного интереса является довольно значимой. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Однако многогранность и многозначность названной проблемы вынуждают вновь и вновь возвращаться к исследованию разных ее аспектов. Проблему формирования у младших школьников интереса к чтению мы рассматриваем как часть общей проблемы развития познавательного интереса, что свидетельствует об ее актуальности.
Проведенное исследование позволило установить:
1. В социологической и психолого-педагогической литературе проблеме интереса уделено большое внимание. Интерес рассматривается как сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес является одной из форм общественной направленности личности.
1. Айзерман Л.С. С углубленным изучением литературы. М.: «Наука», 2006 г., 312 с.
2. Алексеева А. М. , Яшина В. И. .Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: уч. пособие. – 3-е изд., - М. Академия, 2005. – 400с.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 213 с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С. 7-20.
5. Бершадская Н.Р. и др. Литературное творчество учащихся в школе. М.: «Аспект-Пресс», 2005 г., 225 с.
6. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: «Педагогика», 2006 г., 189 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 2009 – 500 с.
8. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: «Флинта», 2006 г., 270 с.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. - М.: Просвещение, 2004 – 166с.
10. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению М.: «Наука», 2006 г., 290 с.
11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика обучения. М.: «Просвещение», 2005 г., 297 с.
12. Кан-Калик В.А. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: «Аспект-Пресс», 2007 г., 188 с.
13. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 2008 – 160с.
14. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: «Книга», 2006 г., 256 с.
15. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. - 4-е изд., стереотип. М.: «Дрофа», 2005 г., 288 с.
16. Программы четырехлетней начальной школы / руководитель проекта Н. Ф. Виноградова. М.: «Вента-Граф», 2007 г., 300 с.
17. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. М.: «Просвещение», 2006 г., 190 с.
18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: Владос, 2005 – 159с.
19. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 190 с.
20. Старкова 3. С. Содружество искусств на уроках литературы. М.: «Флинта», 2007 г., 260 с.
21. Талызина Н.Ф. Индивидуальные формы работы // Педагогическая психология. М.: «Вента-Граф», 2006 г., 300 с.
22. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в школе. М.: «Флинта», 2005 г., 290 с.
23. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно // Начальная школа. - 2005. - №10. - С.20-24
24. Ястребов А. В. Слово - воплощенное бытие. М.: «Флинта», 2007 г., 240 с.
25. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. М.: «Чистые пруды», 2006 г., 146 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую