все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
введение
Актуальность исследования. Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ.
Решение основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, новые цели и содержание альтернативных программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипуляторный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним. Однако, в процессе обучения будущие учителя, воспитатели в настоящее время во многих учебных заведениях получают только специальные знания; умения и навыки они приобретаю! самостоятельно, путем проб и ошибок. Исследования последних лет показывают; что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого человека.
Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевой для данного исследования определению – «профессиональная компетентность педагогов ДОУ». В последние годы понятия «компетенции», «компетентность» активно осваиваются отечественной педагогикой (В.И. Байденко, А.С. Белкин, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, В.Г. Пищулин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, С.Б. Шишов и др.). Большое количество диссертационных исследований посвящено этой проблеме, однако в них уделяется внимание условиям формирования коммуникативной компетентности у школьников на различных учебных предметах, технологии формирования различных видов компетенций у студентов, социально-перцептивной компетентности у педагогов и т.д.
Таким образом, область исследований затрагивает, в основном, школьную и вузовскую ступени образования. В то время как условия развития профессиональной компетентности в поствузовский период и, что не менее важно, для работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений исследованы недостаточно.
Объект исследования – процесс развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Предмет исследования – методическая служба, способствующая развитию профессиональной компетенции воспитателей ДОУ.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать новую форму работы методической службы, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Выдвинуто предположение о том, что развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ может быть результативным, если учитываются и реализуются следующие организационно – педагогические условия:
– изучены нормативные требования системы современного дошкольного образования, потребности дошкольного учреждения и воспитателя в развитии профессиональных компетенций в ДОУ;
– на основе функционального анализа деятельности воспитателя в условиях ДОУ определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в процессе педагогической деятельности;
– разработана и реализована модель работы методической службы ДОУ в рамках проектной деятельности, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей с учетом уровня их проявлений.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы:
1. Дать характеристику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
2. Рассмотреть роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
3. Выявить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности;
4. Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
5. Разработать и реализовать проект «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках развития профессиональной компетентности педагогов;
6. Провести оценку результатов проекта «Школа молодого специалиста ДОУ».
Методы исследования.
В работе используется комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий методы подготовки и организации исследования.
Теоретические:
– анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
– методы педагогических измерений – тестирования, диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей дошкольного учреждения, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.
Опытно – поисковая работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №38 Ленинского района г. Екатеринбурга.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2012 по 2013 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2012 г.) проведен анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить нормативные требования к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.
На втором этапе (октябрь 2012-апрель 2013 гг.) методической службой ДОУ разработан проект повышения квалификации, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и начата ее апробация на базе учреждения ДОУ №38.
На третьем этапе (май 2013 г.) проведена экспериментальная проверка результативности процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам образовательной деятельности и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей, его оценка опытно-поисковой работы, обобщены результаты и сформулированы выводы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические подходы к развитию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ………………………..7.
1.1 Характеристика профессиональной компетентности педагогов …..7
1.2 Роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ……………………………………………16
1.3 Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности……………………………………25
2. Разработка и реализация проекта «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках проекта по развитию профессиональной компетентности педагогов………………………………………………………………………..36
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….36
2.2 Разработка и реализация проекта «Школа молодого специалиста ДОУ»
профессиональный
2.3 Итоги реализации проекта «Школа молодого специалиста ДОУ»…………………………………………………………………………….45
Заключение ……………………………………………………………………..70
Список литературы…………………………………………………………….71
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать новую форму работы методической службы, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Выдвинуто предположение о том, что развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ может быть результативным, если учитываются и реализуются следующие организационно – педагогические условия:
– изучены нормативные требования системы современного дошкольного образования, потребности дошкольного учреждения и воспитателя в развитии профессиональных компетенций в ДОУ;
– на основе функционального анализа деятельности воспитателя в условиях ДОУ определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в процессе педагогической деятельности;
– разработана и реализована модель работы методической службы ДОУ в рамках проектной деятельности, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей с учетом уровня их проявлений.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы:
1. Дать характеристику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
2. Рассмотреть роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
3. Выявить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности;
4. Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
5. Разработать и реализовать проект «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках развития профессиональной компетентности педагогов;
6. Провести оценку результатов проекта «Школа молодого специалиста ДОУ».
Методы исследования.
В работе используется комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий методы подготовки и организации исследования.
Теоретические:
– анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
– методы педагогических измерений – тестирования, диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей дошкольного учреждения, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.
Опытно – поисковая работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №38 Ленинского района г. Екатеринбурга.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2012 по 2013 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2012 г.) проведен анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить нормативные требования к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.
На втором этапе (октябрь 2012-апрель 2013 гг.) методической службой ДОУ разработан проект повышения квалификации, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и начата ее апробация на базе учреждения ДОУ №38.
На третьем этапе (май 2013 г.) проведена экспериментальная проверка результативности процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам образовательной деятельности и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей, его оценка опытно-поисковой работы, обобщены результаты и сформулированы выводы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
2. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. – М., 1991. – С. 27 – 43.
3. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. – 177 с.
4. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. – М.: Учитель, 2013. – 78 с.
5. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2010. – №3. с. 82 – 85.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Перспектива, 2010. – 290 с.
7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. – 188 с.
8. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2010. – №6. – С. 61.
9. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. – М., 2009. – 144 с.
10. Борисова О.А., Липова И.В. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование. – М.: Учитель, 2013. – 245 с.
11. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Система работы школы с молодыми специалистами. – Волгоград, 2011. – 443 с.
12. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. – М., 2012. – 380 с.
13. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение, 2011. – 143 с.
14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. – М.: Перспектива, 2011 – 278 с.
15. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70 -78.
16. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 296 с.
17. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. – М., 2010. – 151 с.
18. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 265 с.
19. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. – 224 с.
20. Дуброва В.Н., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. – М., 2009. – 109 с.
21. Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.Н. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа, 2010. – 128 с.
22. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2010. – 183 с.
23. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения. Автореферат – Ульяновск – 2006. – 34 c.
24. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников / В.К. Загвоздкин // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. М., 2014 – С. 184–198.
25. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Учитель, 2011. – 55 с.
26. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: Учитель, 2009. – 116 с.
27. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. – М.: АПК и ПРО, 2011. – 101 с.
28. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – Москва, 2010. – 390 с.
29. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – М.: Дело, 2011. – 334 с.
30. Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. инта, 2015 – 177 c/
31. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. – СПБ.: КАРО, 2010. – 176 с.
32. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? – М.: Бератор – Пресс, 2014. – 321.
33. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие. – Майкоп: АГУ, 2014. – 209 с.
34. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. – Л., 1985.
35. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности // Управление ДОУ, 2012. – №2. – С. 10–12.
36. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М., 2011. – 152 с.
37. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. – М., 2011. – 160 с.
38. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция, 2012. – 176 с.
39. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011. – 289 с.
40. Микляева Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие. – М.: Перспектива, 2012– 229 с.
41. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2011. – 156 с.
42. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 2014 – 288 с.
43. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 2010. – С. 65–77.
44. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 2013. – 178 с.
45. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении // Волгоград, 2014. – 209 с.
46. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования. // Методист, 2012. – 145 с.
47. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 201.4
48. Позняк Л. Основы управления ДОУ. – М., 2011. – С. – 4–5.
49. Позняк Л.В. Заведующий в системе управления ДОУ. // Дошкольное воспитание, 2010. – №1 с. 55.
50. Сажина С.Д. Составление учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Учитель, 2014 – 289 с.
51. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Р.н\ Дону. 2014 – 512 с.
52. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 2009. – 336 с.
53. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. – М., 2014 – 290 с.
54. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 2011. – 151 с.
55. Урванцев Л.П., Васильева Л.Н. Психологический анализ коммуникативной компетентности будущего врача // Ярославский психологический вестник-Ярославль, 2013. Выпуск 9. – С. 99–105.
56. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2011. – 262 с.
57. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 416 с.
58. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Р.н. / Дону. 2011. с. – 608.
59. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. // Педагогический поиск, 2012. – №2. – С. 13 – 16
60. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2012. – №8. – С. 23–24.
61. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): дис… канд. психол. наук. Ярославль, 2014. – 178 с.
Размещено на Allbest.ru
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
введение
Актуальность исследования. Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности. Ценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека накладывают особую ответственность на педагогов ДОУ.
Решение основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, новые цели и содержание альтернативных программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипуляторный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним. Однако, в процессе обучения будущие учителя, воспитатели в настоящее время во многих учебных заведениях получают только специальные знания; умения и навыки они приобретаю! самостоятельно, путем проб и ошибок. Исследования последних лет показывают; что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого человека.
Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевой для данного исследования определению – «профессиональная компетентность педагогов ДОУ». В последние годы понятия «компетенции», «компетентность» активно осваиваются отечественной педагогикой (В.И. Байденко, А.С. Белкин, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, О.Е. Лебедев, В.Г. Пищулин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, С.Б. Шишов и др.). Большое количество диссертационных исследований посвящено этой проблеме, однако в них уделяется внимание условиям формирования коммуникативной компетентности у школьников на различных учебных предметах, технологии формирования различных видов компетенций у студентов, социально-перцептивной компетентности у педагогов и т.д.
Таким образом, область исследований затрагивает, в основном, школьную и вузовскую ступени образования. В то время как условия развития профессиональной компетентности в поствузовский период и, что не менее важно, для работающих педагогов дошкольных образовательных учреждений исследованы недостаточно.
Объект исследования – процесс развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Предмет исследования – методическая служба, способствующая развитию профессиональной компетенции воспитателей ДОУ.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать новую форму работы методической службы, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Выдвинуто предположение о том, что развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ может быть результативным, если учитываются и реализуются следующие организационно – педагогические условия:
– изучены нормативные требования системы современного дошкольного образования, потребности дошкольного учреждения и воспитателя в развитии профессиональных компетенций в ДОУ;
– на основе функционального анализа деятельности воспитателя в условиях ДОУ определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в процессе педагогической деятельности;
– разработана и реализована модель работы методической службы ДОУ в рамках проектной деятельности, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей с учетом уровня их проявлений.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы:
1. Дать характеристику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
2. Рассмотреть роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
3. Выявить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности;
4. Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
5. Разработать и реализовать проект «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках развития профессиональной компетентности педагогов;
6. Провести оценку результатов проекта «Школа молодого специалиста ДОУ».
Методы исследования.
В работе используется комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий методы подготовки и организации исследования.
Теоретические:
– анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
– методы педагогических измерений – тестирования, диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей дошкольного учреждения, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.
Опытно – поисковая работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №38 Ленинского района г. Екатеринбурга.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2012 по 2013 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2012 г.) проведен анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить нормативные требования к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.
На втором этапе (октябрь 2012-апрель 2013 гг.) методической службой ДОУ разработан проект повышения квалификации, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и начата ее апробация на базе учреждения ДОУ №38.
На третьем этапе (май 2013 г.) проведена экспериментальная проверка результативности процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам образовательной деятельности и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей, его оценка опытно-поисковой работы, обобщены результаты и сформулированы выводы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
1.Теоретико-методологические подходы к развитию профессиональной компетенции у педагогов ДОУ………………………..7.
1.1 Характеристика профессиональной компетентности педагогов …..7
1.2 Роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ……………………………………………16
1.3 Формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности……………………………………25
2. Разработка и реализация проекта «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках проекта по развитию профессиональной компетентности педагогов………………………………………………………………………..36
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………………………………………………………….36
2.2 Разработка и реализация проекта «Школа молодого специалиста ДОУ»
профессиональный
2.3 Итоги реализации проекта «Школа молодого специалиста ДОУ»…………………………………………………………………………….45
Заключение ……………………………………………………………………..70
Список литературы…………………………………………………………….71
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать новую форму работы методической службы, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений с учетом индивидуальных особенностей педагогического состава.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
Выдвинуто предположение о том, что развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ может быть результативным, если учитываются и реализуются следующие организационно – педагогические условия:
– изучены нормативные требования системы современного дошкольного образования, потребности дошкольного учреждения и воспитателя в развитии профессиональных компетенций в ДОУ;
– на основе функционального анализа деятельности воспитателя в условиях ДОУ определено содержание профессиональных компетенций, выявлены уровни их проявления в процессе педагогической деятельности;
– разработана и реализована модель работы методической службы ДОУ в рамках проектной деятельности, ориентированной на развитие профессиональных компетенций воспитателей с учетом уровня их проявлений.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы:
1. Дать характеристику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
2. Рассмотреть роль методической службы в развитии профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
3. Выявить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности;
4. Провести диагностику профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
5. Разработать и реализовать проект «Школа молодого специалиста ДОУ» в рамках развития профессиональной компетентности педагогов;
6. Провести оценку результатов проекта «Школа молодого специалиста ДОУ».
Методы исследования.
В работе используется комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий методы подготовки и организации исследования.
Теоретические:
– анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных:
– методы педагогических измерений – тестирования, диагностирование уровня профессиональных компетенций воспитателей дошкольного учреждения, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение результативности образовательной деятельности ДОУ и педагогической деятельности воспитателей ДОУ, экспертная оценка, статистические и математические расчеты.
Опытно – поисковая работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №38 Ленинского района г. Екатеринбурга.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2012 по 2013 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2012 г.) проведен анализ нормативных документов, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить нормативные требования к воспитателю ДОУ разного вида и уровень развития профессиональных компетенций воспитателей.
На втором этапе (октябрь 2012-апрель 2013 гг.) методической службой ДОУ разработан проект повышения квалификации, ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и начата ее апробация на базе учреждения ДОУ №38.
На третьем этапе (май 2013 г.) проведена экспериментальная проверка результативности процесса повышения квалификации, дифференцированного по видам образовательной деятельности и ориентированного на развитие профессиональных компетенций воспитателей, его оценка опытно-поисковой работы, обобщены результаты и сформулированы выводы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
2. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. – М., 1991. – С. 27 – 43.
3. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. – 177 с.
4. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. – М.: Учитель, 2013. – 78 с.
5. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2010. – №3. с. 82 – 85.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. – М.: Перспектива, 2010. – 290 с.
7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. – 188 с.
8. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2010. – №6. – С. 61.
9. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. – М., 2009. – 144 с.
10. Борисова О.А., Липова И.В. Как помочь воспитателю пройти аттестацию. Современные тенденции и технологии, анализ и экспертиза, консультирование. – М.: Учитель, 2013. – 245 с.
11. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Система работы школы с молодыми специалистами. – Волгоград, 2011. – 443 с.
12. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Р\н Дону. – М., 2012. – 380 с.
13. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., Просвещение, 2011. – 143 с.
14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. – М.: Перспектива, 2011 – 278 с.
15. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70 -78.
16. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 296 с.
17. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. О руководстве детским садом. – М., 2010. – 151 с.
18. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова – Архангельск: АО ИППК РО, 2010. – 265 с.
19. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. – 224 с.
20. Дуброва В.Н., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. – М., 2009. – 109 с.
21. Дуброва В.Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.Н. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа, 2010. – 128 с.
22. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение, 2010. – 183 с.
23. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения. Автореферат – Ульяновск – 2006. – 34 c.
24. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников / В.К. Загвоздкин // Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. М., 2014 – С. 184–198.
25. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Учитель, 2011. – 55 с.
26. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: Учитель, 2009. – 116 с.
27. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов. – М.: АПК и ПРО, 2011. – 101 с.
28. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – Москва, 2010. – 390 с.
29. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. – М.: Дело, 2011. – 334 с.
30. Конаржевский Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. инта, 2015 – 177 c/
31. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. – СПБ.: КАРО, 2010. – 176 с.
32. Крымов А.А. Вы – управляющий персоналом. Профессия? Ремесло? Судьба? – М.: Бератор – Пресс, 2014. – 321.
33. Кудаев М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие. – Майкоп: АГУ, 2014. – 209 с.
34. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. – Л., 1985.
35. Левшина Н.И. Информатизация как условие эффективности контрольно – аналитической деятельности // Управление ДОУ, 2012. – №2. – С. 10–12.
36. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М., 2011. – 152 с.
37. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. – М., 2011. – 160 с.
38. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция, 2012. – 176 с.
39. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011. – 289 с.
40. Микляева Н.В. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ: методическое пособие. – М.: Перспектива, 2012– 229 с.
41. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград. 2011. – 156 с.
42. Никишина И.В. Диагностическая работа в дошкольном учреждении: опыт, технологии. – Волгоград, 2014 – 288 с.
43. Никишина И.В. Методическая работа в ДОУ: организация, управление. – Волгоград, 2010. – С. 65–77.
44. Никишина И.В. Научно методическое обеспечение новых технологий в системе методической работы. – Волгоград, 2013. – 178 с.
45. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении // Волгоград, 2014. – 209 с.
46. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования. // Методист, 2012. – 145 с.
47. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., Академия, 201.4
48. Позняк Л. Основы управления ДОУ. – М., 2011. – С. – 4–5.
49. Позняк Л.В. Заведующий в системе управления ДОУ. // Дошкольное воспитание, 2010. – №1 с. 55.
50. Сажина С.Д. Составление учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М.: Учитель, 2014 – 289 с.
51. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Р.н\ Дону. 2014 – 512 с.
52. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ, 2009. – 336 с.
53. Третьяков П.И., Белая К.Ю. ДОУ управление по результатам. – М., 2014 – 290 с.
54. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 2011. – 151 с.
55. Урванцев Л.П., Васильева Л.Н. Психологический анализ коммуникативной компетентности будущего врача // Ярославский психологический вестник-Ярославль, 2013. Выпуск 9. – С. 99–105.
56. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2011. – 262 с.
57. Федорова Н.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 416 с.
58. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. Р.н. / Дону. 2011. с. – 608.
59. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. // Педагогический поиск, 2012. – №2. – С. 13 – 16
60. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2012. – №8. – С. 23–24.
61. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): дис… канд. психол. наук. Ярославль, 2014. – 178 с.
Размещено на Allbest.ru
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую