все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность. Проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной задачей дошкольной педагогики.
Дошкольный возраст представляет собой самый ответственный период жизни человека, поскольку именно на это время приходится формирование наиболее фундаментальных способностей, которые определяют особенности онтогенеза. Их становление ставит перед взрослыми адекватные задачи по созданию условий для общения и приобщения к совместным действиям.
От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребёнка. Сегодня к речи относятся, главным образом, как к главному средству, обеспечивающее взаимодействие и сотрудничество людей.
Образование на ступени дошкольных учреждений представляет собой неотъемлемую составляющую непрерывного обучения. Как раз с детского сада начинается развитие связной речи, формирование словаря речи: дошкольник начинает играть роль активного коммуникатора со сверстниками, на первых занятиях, групповых играх, в ходе целенаправленной подготовке к школе.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения.
Именно поэтому в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня владения ими связной речью, объема словаря, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Вопросами возникновения, развитие и формирование речи дошкольника занимались многие ученые-дидакты. Большой вклад в изучение развития и формирование речи внесли известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги, как прошлого так и настоящего: Дж.С. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д. Слобин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие.
И как показывают исследования (Р.Е. Левиной, О.С. Ушаковой, Т.Б.Филичевой и др.), развитие речи детей дошкольного возраста, может быть эффективно только, если будут перспективны и поступательны методы, приемы организации развития речи. Кроме того, исследователи считают, что развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне их деятельности.
Как показывает практика, одним из эффективных средств развития речи дошкольников является игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Но наряду с игрой большое значение для развития психических функций ребенка, в том числе и для речевого развития, играет художественно-продуктивная деятельность, когда под руководством взрослого дошкольник в процессе рисования, конструирования, лепки, аппликации создает своими руками определенный продукт, чаще всего творческий.
Таким образом, актуальность вышеизложенного и значимость проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования «Развитие речи старших дошкольников в процессе художественно-продуктивных видов деятельности».
Цель исследования: изучить развитие речи старших дошкольников в процессе художественно-продуктивных видов деятельности.
Объект исследования: развитие речи старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития речи старших дошкольников в процессе художественно-продуктивных видов деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития речи старших дошкольников.
2. Раскрыть особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить роль художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старших дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению условий организации продуктивной деятельности для развития речи старших дошкольников.
Гипотезой исследование явилось предположение, что развитие речи старших дошкольников будет происходить эффективнее при вовлечении детей в художественно-продуктивные виды деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: ДОУ …., г. …… В исследовании участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста (6,5-7 лет).
Структура работы обусловлена логикой исследования, включает введение, 2 главы, 6 параграфов, выводы по главам, заключение и список литературы. Общий объем работы составляет страницы.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в работе дошкольных учреждений по организации речевого развития старших дошкольников.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития речи старших дошкольников 6
1.1 Задачи развития речи в современном дошкольном учреждении 6
1.2 Особенности развития речи детей дошкольного возраста 9
1.3 Роль художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старших дошкольников 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старшего дошкольника 17
2.1. Организация, методики и результаты констатирующего эксперимента 17
2. Практическая работа по развитию речи в процессе художественно-продуктивных видов деятельности детей. 22
2.3. Анализ эффективности программы занятий 23
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 31
Приложение 2. 32
Заключение
Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:
В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что развитие речи детей является важнейшей задачей дошкольной педагогики, так как от уровня владения детьми связной речью, объема их словаря, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что развитие речи детей дошкольного возраста не может происходить само по себе. Для развития речи, ребенку необходимо создавать определенные условия, где их речь будет активизироваться и совершенствоваться, расширяться их словарь.
Исследователи считают, что развитие речевой активности детей невозможно вне их деятельности: игровой, трудовой, продуктивной и др.
Как показывает практика, одним из эффективных средств развития речи дошкольников является художественно-продуктивная деятельность, так как ребенок сам непосредственно действует с предметами, то есть все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются наглядной опорой для речевых упражнений, к тому же в основе создаваемого продукта лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.
Эффективность художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старшего дошкольника была подтверждена в опытно-экспериментальном исследовании, где были проведены три этапа эксперимента: констатирующий, на котором выявлялся уровень развития речи детей экспериментальной и контрольной группы; формирующий, где с экспериментальной группой детей были проведены занятия по развитию речи в процессе продуктивной деятельности детей; контрольный этап, где выявлялась эффективность проведенных занятий.
В результате проведенного эксперимента были выявлены данные, которые позволяют подтвердить положительную роль художественно-продуктивной детской деятельности в развитии и формировании речи старшего дошкольника: после проведенный занятий по развитию речи в процессе продуктивной детской деятельности, дети экспериментальной группы значительно улучшили уровень речевого развития, в то время, как диагностика уровня развития речи детей контрольной группы значительных изменений у них не выявила.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цели и задачи исследования решены.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности дошкольных учреждений по развитию и формированию речи старшего дошкольника в процессе художественно-продуктивной деятельности детей.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Богоявленская Д.П. Психология творческих cпocoбнocтeй. – СПб.: Питeр, 2009. – 396 c.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
4. Бородич. А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие / А.М. Бородич. – Издание 2-е, переработанное. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с.
5. Выготский Л.C. Вопросы детской (возрастной) психологии: Учебное пocoбиe. – М.: КНОРУС, 2008. – 224 c.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии).
7. Гавриш Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников. – М.: Дрофа, 2008. – 431 c.
8. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 420 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 209 c.
10. Ивaнoвa O. A. Проблемы изучения речи дошкольника. – М.: ЭКСМО, 2009. – 328 c.
11. Козинская A.И.. Изобразительная дeятeльнocть и худoжecтвeннoe рaзвитиe дoшкoльникa. – М.: Эксмо, 2009. – 322 c.
12. Корчагина, В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации / В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
13. Марченко В.К. Продуктивная детская деятльность. М.: Юристъ., 2008 – 496 c.
14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006 – С.139.
15. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.: Учебник. – М.: Педагогика, 2009. – 228 c.
16. Парамонова Л.А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 72 с.
17. Психология развития. Словарь/ Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
19. Савушкина E.В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 512 c.
20. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
21. Сохина Ф.A. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Школа Прecc, 2009. – 176 c.
22. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие /Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2012. - 240 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность. Проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной задачей дошкольной педагогики.
Дошкольный возраст представляет собой самый ответственный период жизни человека, поскольку именно на это время приходится формирование наиболее фундаментальных способностей, которые определяют особенности онтогенеза. Их становление ставит перед взрослыми адекватные задачи по созданию условий для общения и приобщения к совместным действиям.
От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребёнка. Сегодня к речи относятся, главным образом, как к главному средству, обеспечивающее взаимодействие и сотрудничество людей.
Образование на ступени дошкольных учреждений представляет собой неотъемлемую составляющую непрерывного обучения. Как раз с детского сада начинается развитие связной речи, формирование словаря речи: дошкольник начинает играть роль активного коммуникатора со сверстниками, на первых занятиях, групповых играх, в ходе целенаправленной подготовке к школе.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения.
Именно поэтому в дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня владения ими связной речью, объема словаря, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Вопросами возникновения, развитие и формирование речи дошкольника занимались многие ученые-дидакты. Большой вклад в изучение развития и формирование речи внесли известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги, как прошлого так и настоящего: Дж.С. Брунер, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Д. Слобин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие.
И как показывают исследования (Р.Е. Левиной, О.С. Ушаковой, Т.Б.Филичевой и др.), развитие речи детей дошкольного возраста, может быть эффективно только, если будут перспективны и поступательны методы, приемы организации развития речи. Кроме того, исследователи считают, что развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне их деятельности.
Как показывает практика, одним из эффективных средств развития речи дошкольников является игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Но наряду с игрой большое значение для развития психических функций ребенка, в том числе и для речевого развития, играет художественно-продуктивная деятельность, когда под руководством взрослого дошкольник в процессе рисования, конструирования, лепки, аппликации создает своими руками определенный продукт, чаще всего творческий.
Таким образом, актуальность вышеизложенного и значимость проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования «Развитие речи старших дошкольников в процессе художественно-продуктивных видов деятельности».
Цель исследования: изучить развитие речи старших дошкольников в процессе художественно-продуктивных видов деятельности.
Объект исследования: развитие речи старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития речи старших дошкольников в процессе художественно-продуктивных видов деятельности.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития речи старших дошкольников.
2. Раскрыть особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить роль художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старших дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению условий организации продуктивной деятельности для развития речи старших дошкольников.
Гипотезой исследование явилось предположение, что развитие речи старших дошкольников будет происходить эффективнее при вовлечении детей в художественно-продуктивные виды деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: ДОУ …., г. …… В исследовании участвовали 40 детей старшего дошкольного возраста (6,5-7 лет).
Структура работы обусловлена логикой исследования, включает введение, 2 главы, 6 параграфов, выводы по главам, заключение и список литературы. Общий объем работы составляет страницы.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы в работе дошкольных учреждений по организации речевого развития старших дошкольников.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития речи старших дошкольников 6
1.1 Задачи развития речи в современном дошкольном учреждении 6
1.2 Особенности развития речи детей дошкольного возраста 9
1.3 Роль художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старших дошкольников 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старшего дошкольника 17
2.1. Организация, методики и результаты констатирующего эксперимента 17
2. Практическая работа по развитию речи в процессе художественно-продуктивных видов деятельности детей. 22
2.3. Анализ эффективности программы занятий 23
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 31
Приложение 2. 32
Заключение
Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования, можно сделать следующие выводы:
В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что развитие речи детей является важнейшей задачей дошкольной педагогики, так как от уровня владения детьми связной речью, объема их словаря, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что развитие речи детей дошкольного возраста не может происходить само по себе. Для развития речи, ребенку необходимо создавать определенные условия, где их речь будет активизироваться и совершенствоваться, расширяться их словарь.
Исследователи считают, что развитие речевой активности детей невозможно вне их деятельности: игровой, трудовой, продуктивной и др.
Как показывает практика, одним из эффективных средств развития речи дошкольников является художественно-продуктивная деятельность, так как ребенок сам непосредственно действует с предметами, то есть все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются наглядной опорой для речевых упражнений, к тому же в основе создаваемого продукта лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.
Эффективность художественно-продуктивной деятельности в развитии речи старшего дошкольника была подтверждена в опытно-экспериментальном исследовании, где были проведены три этапа эксперимента: констатирующий, на котором выявлялся уровень развития речи детей экспериментальной и контрольной группы; формирующий, где с экспериментальной группой детей были проведены занятия по развитию речи в процессе продуктивной деятельности детей; контрольный этап, где выявлялась эффективность проведенных занятий.
В результате проведенного эксперимента были выявлены данные, которые позволяют подтвердить положительную роль художественно-продуктивной детской деятельности в развитии и формировании речи старшего дошкольника: после проведенный занятий по развитию речи в процессе продуктивной детской деятельности, дети экспериментальной группы значительно улучшили уровень речевого развития, в то время, как диагностика уровня развития речи детей контрольной группы значительных изменений у них не выявила.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цели и задачи исследования решены.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности дошкольных учреждений по развитию и формированию речи старшего дошкольника в процессе художественно-продуктивной деятельности детей.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Богоявленская Д.П. Психология творческих cпocoбнocтeй. – СПб.: Питeр, 2009. – 396 c.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
4. Бородич. А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие / А.М. Бородич. – Издание 2-е, переработанное. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с.
5. Выготский Л.C. Вопросы детской (возрастной) психологии: Учебное пocoбиe. – М.: КНОРУС, 2008. – 224 c.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии).
7. Гавриш Н.В. Некоторые пути формирования образной речи старших дошкольников. – М.: Дрофа, 2008. – 431 c.
8. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни / А. Н. Гвоздев. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 420 с.
9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 209 c.
10. Ивaнoвa O. A. Проблемы изучения речи дошкольника. – М.: ЭКСМО, 2009. – 328 c.
11. Козинская A.И.. Изобразительная дeятeльнocть и худoжecтвeннoe рaзвитиe дoшкoльникa. – М.: Эксмо, 2009. – 322 c.
12. Корчагина, В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации / В.Н. Корчагина, А.Е. Оксенчук. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
13. Марченко В.К. Продуктивная детская деятльность. М.: Юристъ., 2008 – 496 c.
14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006 – С.139.
15. Никифорова Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.: Учебник. – М.: Педагогика, 2009. – 228 c.
16. Парамонова Л.А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 72 с.
17. Психология развития. Словарь/ Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
19. Савушкина E.В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 512 c.
20. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
21. Сохина Ф.A. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Школа Прecc, 2009. – 176 c.
22. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие /Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2012. - 240 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147570 Курсовых работ — поможем найти подходящую