все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность выбранной темы обуславливается современной ситуацией, в которой ребенок растет, развивается и формируется как личность. Существующие социально-экономические, социокультурные условия развития ребенка в большей степени являються стихийными, непредсказуемыми, часто негативными. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи, обусловленного экономической озабоченностью, материально-бытовой неустроенностью или, наоборот, сверхвысоким благосостоянием. Все эти факторы создают проблемы для процесса формирования личности, особенно в период детства, известного своей сензитивностью к воспитательным воздействиям.
В связи с реформированием образования в нашей стране в современных школах актуальна проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Поступление ребенка в школу – это период адаптации ученика-первоклассника к новому кругу общения, к школьной жизни, к увеличению физической и эмоциональной нагрузки. Начальному этапу систематического школьного образования всегда уделялось внимание как одному из экзистенциально, социально и психологически важному периоду развития личности и жизнедеятельности ребенка в целом. Поступление в школу связано с новым типом отношений с физическим окружением, взрослыми, новым содержанием и формами деятельности, среди которых ведущей становится учебная.
Педагогическая практика показывает, что подавляющее большинство детей, которые именно в первом классе нормально вошли в школьную жизнь, успешно выполняли задания учителя, и, что важно, переживали удовольствие от собственных успехов, как правило, хорошо учатся не только в начальной, но и в основной и старшей школе [2, 3].
В истории педагогической психологии сложились прогрессивные традиции, которые опираются на разработки по проблеме обучения и развития ребенка, что обогатили мировую психологическую науку в довоенный период и особенно в 60-80 гг. (Г.А. Балл, Л. И. Божович, А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, С. Костюк) [1, 3]. Сегодня специфика социокультурной ситуации несколько иная, а та, в которой находится современный первоклассник кардинально изменилась. Речь идет об объективных условиях онтогенеза и социогенеза, иной смысл социальных ролей, реализующих общую социальную позицию ребенка в новых общественных условиях, актуализирует, обостряет психологические проблемы современной начальной школы. Именно поэтому эти научные достижения нельзя применять автоматически, без учета принципиально новых реалий.
Прогрессивные сдвиги в системе образования, которые происходят в нашей стране, обусловили необходимость переосмыслить ради эффективной практики теоретические подходы к воспитанию подрастающей личности. Одной из важных тенденций развития современных образовательных технологий является увеличение внимания к личностному подходу в учебно-воспитательном процессе и стремление осветить именно с этих позиций традиционно превосходящий познавательно-информационный подход, согласно которого считалось, что задача формирования личности решается в ходе воспитательной, то есть внешкольной и внеклассной работы, а на уроке главным является учебный процесс. Однако, основные качества младшего школьника, как субъекта учения, формируются именно под влиянием эффективно организованного учебно-воспитательного процесса [3, 29, 30].
Особое значение этот вопрос приобретает, если речь идет о первокласснике, который должен влиться в учебно-воспитательный процесс, адаптироваться к новой для себя систематической учебной работе, требованиям классно-урочной системы, стилевых особенностей деятельности учителя, социальной среды детского коллектива. Являясь вовлеченным во многие новые школьные обязанности, он должен вместе со всем классом работать на уроке, быть сдержанным, вовремя готовить домашние задания и преодолевать определенные трудности учения. На занятиях дети должны быть сосредоточенными, не отвлекаться, проявлять сдержанность. Традиционная методика обучения ставит требования перед первоклассниками по приспособлению к заданному темпу урока, быстрой смене видов деятельности, необходимости подниматься и отвечать на вопросы учителя. То есть, ставит под "критическую нагрузку" способность первоклассников адаптироваться к системе этих новых требований [5]. Социальная адаптация младших школьников к школьной жизни способствует перестройке познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер последнего.
Объект исследования: социальная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: особенности социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
Цель исследования: на основе анализа литературы по теме исследования проанализировать проблему социальной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Гипотеза: педагогическая деятельность в процессе обучения первоклассников является условием содействия успешности социальной адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Исследовать готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятие социальной адаптации.
3. Проанализировать условия эффективной социальной адаптации учащихся первых классов к школе.
4. Исследовать систему педагогического сопровождения младших школьников в период социальной адаптации.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, изучение периодических изданий, анализ, сравнение, классификация и обобщение научных источников по философии, психологии, педагогики, социологии
Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Оглавление
Введение 3
1. Готовность детей к обучению в школе 6
2. Социальные особенности адаптации первоклассников к условиям обучения в школе 14
3. Условия эффективной социальной адаптации учащихся первых классов к школе 22
4. Система педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации 26
Заключение 38
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Заключение
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
В ходе исследования готовности детей к школьному обучению были выяснены основные показатели готовности. Это комплекс характеристик и свойств, которые описывают наиболее значительные достижения ребенка: умение общаться со сверстниками, со взрослыми; физическая готовность; положительное отношение к школе, желание учиться; достаточный уровень развития познавательных процессов, определенный кругозор, общая информированность; способность управлять своим поведением, произвольно направлять свою психическую деятельность.
Социальная адаптация к школе – приспособление ребенка к условиям и требованиям новой среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к одному приспосабливаться, а другому сопротивляться, непредвиденные ситуации, проблемы, требующие решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решения, предоставлять почему-кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать свою точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Социальная адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на ребенка, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию.
Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка в процесс социальной адаптации школьников является необходимым условием развития активности и творчества ребенка. Отлаженная система работы педагогов открывает возможность разработки стратегий учебно-воспитательной работы с детьми и психолого-педагогических рекомендаций по преодолению резких трудностей адаптации, а также дает возможность достижения высокого уровня адаптации учащихся.
Наблюдение за детьми, различные методики, тесты позволяют определить различные стороны готовности учащихся к обучению. Это является актуальной задачей современной школы, работа которой направлена на гармоничное формирование личности, создание благоприятных условий для самореализации каждого ребенка.
Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перерывов, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Целью педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
Очень весомое место в процессе социальной адаптации младших школьников принадлежит взрослым и именно семье. Поэтому большое значение в профилактике трудностей адаптации имеет углубленная индивидуальная и групповая консультация еще на этапе поступления ребенка в школу. Родителям необходимо давать рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, необходимо проводить индивидуальную работу с ними о возможных школьных трудностях ребенка, а также о путях оказания помощи с их стороны.
Таким образом, успешная адаптация зависит от благоприятных условий и содержания обучения, деятельности и общения ребенка в семье и школе. Только сообща, всем вместе, можно преодолеть все трудности. Личные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов детей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – условия создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех, действующих в нем.
Сопроводительная деятельность педагогов в период социальной адаптации первоклассников направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения и развития ребенка. В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, которая включает три взаимосвязанных компонента: изучение индивидуальных особенностей учащихся, их способностей и возможностей в обучении; создание условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющих проблемы в социальной адаптации к школьной жизни, учебе.
Хорошие результаты показывает программа организации процесса успешной адаптации первоклассников, которая включает систему работы с будущими первоклассниками, их родителями, коррекционно-развивающую работу с дезадаптированными детьми, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешный ход адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задача:
1. Создание сплоченного классного коллектива.
2. Установление норм взаимоотношений со сверстниками, учителями.
3. Предъявление детям единых и обоснованных требований.
4. Осуществление развития у детей умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе
5. Адаптация содержания учебной программы, нагрузки урока возрастным и индивидуальным возможностям и потребностям учеников.
Направления работы по организации успешной адаптации первоклассников:
1. Сотрудничество школы с детским садом.
2. Совместная работа с родителями.
3. Психолого-педагогическая работа с учащимися первого класса.
Как видим, воспитание сегодня – это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единством усилий учителей, родителей и психологов можно помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир будет уверенным.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. – 2001. – 704 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003. – 357 с.
3. Араканцева, Т. А. Гендерная социализация ребенка в семье: учеб. Пособие. – НОУ ВПО Моск. психол.-соц. ин-т, Рос. акад. образования. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2011. – 137 с.
4. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе. – 2003. – № 6. – С. 37–45.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С.92-100.
6. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. – М., 2000. – 247 с.
7. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития / А. В. Беляев // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 67-73.
8. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: МГППУ, 2007. – 96 с.
9. Божович Л. И. Проблема формирования личности. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 212 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008. – 398 с.
11. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. –М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
12. Вопросы социализации детей на предшкольной и школьной ступенях образования: сб. материалов по итогам работы II гор. открытой науч.-практ. конф. Соц. Развитие ребенка-дошкольника: вчера, сегодня, завтра / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, Упр. образования г. Екатеринбурга. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 145 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2004. – 378 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000. – 479 с.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2007. – 358 с.
16. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174 с.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008 – 209 с.
18. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 2000 – 179 с.
19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Маяк, 2001. – 357с.
20. Майерс, Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
21. Маллаев, Д. М. Социализация младших школьников со стойкой школьной дезадаптацией / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, П. В. Валиева. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.
22. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997. – 96 с.
23. Папулова Е. Г. Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной жизни / Е. Г. Папулова, К. В. Дрозд // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1057-1060.
24. Парфёнова, Г.Л. Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью / Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Б.: Барнаул. гос. пед. ун.-т, 2008. – 255 с.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», - 2000. – 528 с.
26. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие, М.: Айрис, 2003. – 420 с.
27. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
28. Сомько А.Н. Введение в школьную жизнь. // Школьный психолог, 2001. – № 2. – С.13-15.
29. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. – №7. – С. 21-24.
30. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
31. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: учеб.-метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.
32. Шкуричева Н. Совместная деятельность – успешная адаптация // Начальная школа: Газ. издательского дома «Первое сентября». – 2007.- № 14. – С. 43–46. 7.
33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М: Педагогика. 2001. – 368 с.
34. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. – М.: Академия, 2004. — 352 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность выбранной темы обуславливается современной ситуацией, в которой ребенок растет, развивается и формируется как личность. Существующие социально-экономические, социокультурные условия развития ребенка в большей степени являються стихийными, непредсказуемыми, часто негативными. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи, обусловленного экономической озабоченностью, материально-бытовой неустроенностью или, наоборот, сверхвысоким благосостоянием. Все эти факторы создают проблемы для процесса формирования личности, особенно в период детства, известного своей сензитивностью к воспитательным воздействиям.
В связи с реформированием образования в нашей стране в современных школах актуальна проблема адаптации первоклассников к обучению в школе. Поступление ребенка в школу – это период адаптации ученика-первоклассника к новому кругу общения, к школьной жизни, к увеличению физической и эмоциональной нагрузки. Начальному этапу систематического школьного образования всегда уделялось внимание как одному из экзистенциально, социально и психологически важному периоду развития личности и жизнедеятельности ребенка в целом. Поступление в школу связано с новым типом отношений с физическим окружением, взрослыми, новым содержанием и формами деятельности, среди которых ведущей становится учебная.
Педагогическая практика показывает, что подавляющее большинство детей, которые именно в первом классе нормально вошли в школьную жизнь, успешно выполняли задания учителя, и, что важно, переживали удовольствие от собственных успехов, как правило, хорошо учатся не только в начальной, но и в основной и старшей школе [2, 3].
В истории педагогической психологии сложились прогрессивные традиции, которые опираются на разработки по проблеме обучения и развития ребенка, что обогатили мировую психологическую науку в довоенный период и особенно в 60-80 гг. (Г.А. Балл, Л. И. Божович, А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, С. Костюк) [1, 3]. Сегодня специфика социокультурной ситуации несколько иная, а та, в которой находится современный первоклассник кардинально изменилась. Речь идет об объективных условиях онтогенеза и социогенеза, иной смысл социальных ролей, реализующих общую социальную позицию ребенка в новых общественных условиях, актуализирует, обостряет психологические проблемы современной начальной школы. Именно поэтому эти научные достижения нельзя применять автоматически, без учета принципиально новых реалий.
Прогрессивные сдвиги в системе образования, которые происходят в нашей стране, обусловили необходимость переосмыслить ради эффективной практики теоретические подходы к воспитанию подрастающей личности. Одной из важных тенденций развития современных образовательных технологий является увеличение внимания к личностному подходу в учебно-воспитательном процессе и стремление осветить именно с этих позиций традиционно превосходящий познавательно-информационный подход, согласно которого считалось, что задача формирования личности решается в ходе воспитательной, то есть внешкольной и внеклассной работы, а на уроке главным является учебный процесс. Однако, основные качества младшего школьника, как субъекта учения, формируются именно под влиянием эффективно организованного учебно-воспитательного процесса [3, 29, 30].
Особое значение этот вопрос приобретает, если речь идет о первокласснике, который должен влиться в учебно-воспитательный процесс, адаптироваться к новой для себя систематической учебной работе, требованиям классно-урочной системы, стилевых особенностей деятельности учителя, социальной среды детского коллектива. Являясь вовлеченным во многие новые школьные обязанности, он должен вместе со всем классом работать на уроке, быть сдержанным, вовремя готовить домашние задания и преодолевать определенные трудности учения. На занятиях дети должны быть сосредоточенными, не отвлекаться, проявлять сдержанность. Традиционная методика обучения ставит требования перед первоклассниками по приспособлению к заданному темпу урока, быстрой смене видов деятельности, необходимости подниматься и отвечать на вопросы учителя. То есть, ставит под "критическую нагрузку" способность первоклассников адаптироваться к системе этих новых требований [5]. Социальная адаптация младших школьников к школьной жизни способствует перестройке познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер последнего.
Объект исследования: социальная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: особенности социальной адаптации первоклассников к условиям обучения в школе.
Цель исследования: на основе анализа литературы по теме исследования проанализировать проблему социальной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Гипотеза: педагогическая деятельность в процессе обучения первоклассников является условием содействия успешности социальной адаптации к школе.
Задачи исследования:
1. Исследовать готовность детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть понятие социальной адаптации.
3. Проанализировать условия эффективной социальной адаптации учащихся первых классов к школе.
4. Исследовать систему педагогического сопровождения младших школьников в период социальной адаптации.
Методы исследования: анализ научной и учебной литературы, изучение периодических изданий, анализ, сравнение, классификация и обобщение научных источников по философии, психологии, педагогики, социологии
Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Оглавление
Введение 3
1. Готовность детей к обучению в школе 6
2. Социальные особенности адаптации первоклассников к условиям обучения в школе 14
3. Условия эффективной социальной адаптации учащихся первых классов к школе 22
4. Система педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации 26
Заключение 38
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Заключение
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.
В ходе исследования готовности детей к школьному обучению были выяснены основные показатели готовности. Это комплекс характеристик и свойств, которые описывают наиболее значительные достижения ребенка: умение общаться со сверстниками, со взрослыми; физическая готовность; положительное отношение к школе, желание учиться; достаточный уровень развития познавательных процессов, определенный кругозор, общая информированность; способность управлять своим поведением, произвольно направлять свою психическую деятельность.
Социальная адаптация к школе – приспособление ребенка к условиям и требованиям новой среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к одному приспосабливаться, а другому сопротивляться, непредвиденные ситуации, проблемы, требующие решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решения, предоставлять почему-кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать свою точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Социальная адаптация ребенка к школе – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на ребенка, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию.
Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка в процесс социальной адаптации школьников является необходимым условием развития активности и творчества ребенка. Отлаженная система работы педагогов открывает возможность разработки стратегий учебно-воспитательной работы с детьми и психолого-педагогических рекомендаций по преодолению резких трудностей адаптации, а также дает возможность достижения высокого уровня адаптации учащихся.
Наблюдение за детьми, различные методики, тесты позволяют определить различные стороны готовности учащихся к обучению. Это является актуальной задачей современной школы, работа которой направлена на гармоничное формирование личности, создание благоприятных условий для самореализации каждого ребенка.
Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перерывов, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Целью педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
Очень весомое место в процессе социальной адаптации младших школьников принадлежит взрослым и именно семье. Поэтому большое значение в профилактике трудностей адаптации имеет углубленная индивидуальная и групповая консультация еще на этапе поступления ребенка в школу. Родителям необходимо давать рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, необходимо проводить индивидуальную работу с ними о возможных школьных трудностях ребенка, а также о путях оказания помощи с их стороны.
Таким образом, успешная адаптация зависит от благоприятных условий и содержания обучения, деятельности и общения ребенка в семье и школе. Только сообща, всем вместе, можно преодолеть все трудности. Личные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов детей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – условия создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех, действующих в нем.
Сопроводительная деятельность педагогов в период социальной адаптации первоклассников направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения и развития ребенка. В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, которая включает три взаимосвязанных компонента: изучение индивидуальных особенностей учащихся, их способностей и возможностей в обучении; создание условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющих проблемы в социальной адаптации к школьной жизни, учебе.
Хорошие результаты показывает программа организации процесса успешной адаптации первоклассников, которая включает систему работы с будущими первоклассниками, их родителями, коррекционно-развивающую работу с дезадаптированными детьми, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешный ход адаптации первоклассников к обучению в школе.
Задача:
1. Создание сплоченного классного коллектива.
2. Установление норм взаимоотношений со сверстниками, учителями.
3. Предъявление детям единых и обоснованных требований.
4. Осуществление развития у детей умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе
5. Адаптация содержания учебной программы, нагрузки урока возрастным и индивидуальным возможностям и потребностям учеников.
Направления работы по организации успешной адаптации первоклассников:
1. Сотрудничество школы с детским садом.
2. Совместная работа с родителями.
3. Психолого-педагогическая работа с учащимися первого класса.
Как видим, воспитание сегодня – это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единством усилий учителей, родителей и психологов можно помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир будет уверенным.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. – 2001. – 704 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003. – 357 с.
3. Араканцева, Т. А. Гендерная социализация ребенка в семье: учеб. Пособие. – НОУ ВПО Моск. психол.-соц. ин-т, Рос. акад. образования. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2011. – 137 с.
4. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе. – 2003. – № 6. – С. 37–45.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С.92-100.
6. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. – М., 2000. – 247 с.
7. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития / А. В. Беляев // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 67-73.
8. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: МГППУ, 2007. – 96 с.
9. Божович Л. И. Проблема формирования личности. – М.: Междунар. пед. академия, 1995. – 212 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008. – 398 с.
11. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. –М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
12. Вопросы социализации детей на предшкольной и школьной ступенях образования: сб. материалов по итогам работы II гор. открытой науч.-практ. конф. Соц. Развитие ребенка-дошкольника: вчера, сегодня, завтра / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, Упр. образования г. Екатеринбурга. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 145 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2004. – 378 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000. – 479 с.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 2007. – 358 с.
16. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174 с.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008 – 209 с.
18. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Просвещение, 2000 – 179 с.
19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Маяк, 2001. – 357с.
20. Майерс, Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
21. Маллаев, Д. М. Социализация младших школьников со стойкой школьной дезадаптацией / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, П. В. Валиева. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.
22. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997. – 96 с.
23. Папулова Е. Г. Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной жизни / Е. Г. Папулова, К. В. Дрозд // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1057-1060.
24. Парфёнова, Г.Л. Психологические особенности социальной компетентности личности с общей умственной одарённостью / Автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Б.: Барнаул. гос. пед. ун.-т, 2008. – 255 с.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», - 2000. – 528 с.
26. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие, М.: Айрис, 2003. – 420 с.
27. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
28. Сомько А.Н. Введение в школьную жизнь. // Школьный психолог, 2001. – № 2. – С.13-15.
29. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа, 2006. – №7. – С. 21-24.
30. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
31. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: учеб.-метод. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.
32. Шкуричева Н. Совместная деятельность – успешная адаптация // Начальная школа: Газ. издательского дома «Первое сентября». – 2007.- № 14. – С. 43–46. 7.
33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М: Педагогика. 2001. – 368 с.
34. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. – М.: Академия, 2004. — 352 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147590 Курсовых работ — поможем найти подходящую