все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Актуальной проблемой, требующей тщательного изучения, есть проблема насилия . Сегодня наше общество переживает сложные времена: снижение жизненного уровня населения, увеличение разрыва между потребностями и возможностями людей, и как следствие, рост насилия в многих социальных сферах и в первую очередь, по отношению к наименее защищенных или слабых категорий граждан.
Одной из таких сфер, к сожалению, является семья. По статистике, подавляющее число тяжких правонарушений против личности происходит именно на основе семейно-бытовых отношений. Около 80% преступлений совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, интимными или близкими отношениями . Еще более угрожающая статистика несовершеннолетних жертв насилия. В последние годы на их долю перепадает у до 42% случаев от общей численности лиц, подвергшихся изнасилованию. Жертвами насилия в возрасте до 12 лет составляют около 18%, в возрасте 12-14 лет - 16%, в возрасте 15-16 лет - 24% от общей численности несовершеннолетних жертв сексуального насилия. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что насильниками детей достаточно часто выступают их близкие (отец, отчим, дядя).так, согласно И. Скурту 28% несовершеннолетних были изнасилованы их близкими; по данным И.В. Сарженко и А.А. Петрусенко полученными в 2003 году в общеучебных заведениях одного из городов РФ 44% подростков несут в своих семьях физического насилия, а 68% детей страдают от морального насилия со стороны родителей .
В научном мире бытует мнение, что насилие вообще, а над ребенком в частности, становится возможным благодаря агрессии. В форме образ, негативных оценок и угроз она приписывается матерям, которые самостоятельно воспитывают ребенка, а агрессия со стороны отца проявляется через запугивание и физические наказания.
Наряду с этим до сих пор пока не в полной мере выделена специфика агрессивных проявлений родителей, которым присущ тот или иной вид насилия.
В существующих исследованиях является лишь констатация самого факта агрессивного поведения родителя. Среди первопричин домашнего насилия выделяются ослабление управления инстинктами, разочарование, злость, алкоголизм, наличие психопатологии, констатируется, что выше агрессивность свойственна мужчинам по сравнению с женщинами.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность данной проблемы, объектом исследования выбрано насилиенад детьми.
Предмет исследования–сущность насилия.
Цель исследования исследовать проблемы насилия над детьми.
Гипотеза исследования заключается в том, что избежать насилия над детьми можно средствами просвещения.
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезы определены основные задачи исследования:
1. Исследовать зарубежные и отечественные подходы к анализу возникновения насилия.
2. Осуществить системный анализ видов насилия.
3. Провестиэмпирическое исследование насилия.
Методологическая основа и источники исследования. Методологическую основу исследования составляют общие принципы психологической науки (принцип детерминизма, активности, развития, системно-структурного анализа и др.).
Важную роль в осмыслении содержания, структуры и динамики агрессии и агрессивности сыграли в-психологические положения о сущности и развитие личности как субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Балл, А. В. Брушлинский, С. Костюк, С.Д.Максименко, В.А. Моляко, В.В. Рыбалка, С.Л. Рубинштейн, В.А. Семченко, Т.С. Яценко) деятельностногоопосредования личностного развития (В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, А. В. Петровский) теоретические представления о взаимодействии социальных и биологических факторов развития личности (Л.С. Выготский , П. Жане, С. Костюк, С.Д. Максименко, В. М. Синев, Ю.М. Антонян) теории агрессивности в психологии (Р. Бэрон , Д. Ричардсон, К. Лоренц) положения гуманистического направления психологии о развитии личности и его прогнозирования (А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс, Э. Фромм), а также теоретические положения культурно-исторической теории и генетической психологии по психологических механизмов развития психики (Л. С. Выготский , В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С. Костюк, С.Д. Максименко, М.В. Папуча).
Методы исследования. На разных этапах исследования использованы следующие методы:
теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, юридической литературы, построение теоретических моделей;
аналитические методы: изучение отечественного и зарубежного опыта по диагностике и коррекции агрессивности семей; метод экспертной оценки и самооценки проявлений агрессивности ;
эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ; тестирование с помощью следующих психодиагностических методик, адекватных предмету и задачам исследования: методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory), проективная методика исследования личности «Тест руки» Э. Вагнера (HandTest ) карта наблюдений, составленная на основе теста фрустрационная реакций С. Розенцвейга; опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;
методы математической обработки результатов исследования: корреляционный, факторный анализ (для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ корпорации StatSoft, Statistica 6.0. для среды Windows).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ 7
1.1. Сущность и факторы возникновения насилия 7
1.2. Виды насилия 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАСИЛИЯ 20
2.1. Описание методов и методик исследования 20
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Насилие - это форма деструктивного социального взаимодействия. Насилие является фактором социального риска, что приводит к углублению социально-психологической и моральной разобщенности, взаимного недоверия и враждебности по отношению к другим членам семьи, грубости и жестокости в общении с окружающими.
Насилие в отношении детей - это результат действия многих факторов: психологические особенности отдельных индивидов, социальные условия, которые влияют на благополучие семьи, деятельность социальных институтов, призванных заботиться о детях, характер общества в целом. Можно выделить следующие основные формы жестокого обращения и пренебрежения детей: физическое насилие; сексуальное насилие или развращение; психологическое (эмоциональное насилие); пренебрежение основных потребностей ребенка - в пище, одежде, отдыхе. При этом акцент целесообразно сделать на психологическом насилии, что на сегодня является наименее исследованным, - принуждении к действиям, которые противоречат моральным принципам, высмеивание, унижение достоинства, раздражения, запугивания. Стоит отметить, что жестокое обращение с детьми, насилие над ними может быть опосредованным, иметь вербальный характер: постоянные ругательства, крики, применение нецензурных выражений и тому подобное.
По результатам проведенного нами опроса можно с уверенностью сделать вывод, что наши дети недостаточно осведомлены о проблеме насилия и воспринимают некоторые виды его, как нечто обычное, само собой разумеющееся. В то же время, если большинство подростков знакома с проблемой чисто теоретически, то по ответам некоторых из них можно предположить, что зачастую они сами сталкиваются с жестоким обращением.
Анализируя полученные результаты, сделаем вывод, что школьникам достаточно часто приходится сталкиваться с насилием. При этом большинство из них понимают, что применения насилия недопустимо и вызывает у них негативную реакцию. Специалистам, работающим с детьми (социальные педагоги, психологи), необходимо научиться выявлять тех, кто стал жертвой жестокого обращения и оказывать им помощь.
Апробированы в процессе экспериментальной работы анкеты, беседы, воспитательные меры могут быть использованы учителями, классными руководителями, школьными социальными работниками и психологами в учебной и внеучебной деятельности.
Итак, насилие над детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их последствиями всегда: серьезное влияние на здоровье, развитие и социализацию ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть. Проанализировав данные по этой проблеме, мы пришли к выводу, что насилие детьми является большой проблемой и требует дальнейшего изучения и разработки профилактических мероприятий. Сейчас проблема жестокого обращения с детьми в семье вынесено из разряда частной проблемы семьи на государственный уровень. Принят ряд законов, которые являются важным шагом в борьбе против жестокого обращения с детьми. Однако, несмотря на определенные положительные сдвиги в проблеме жестокого обращения с детьми, механизм правовой и социальной защиты детей остается несовершенным. Большое значение в борьбе с насилием имеет профилактическая деятельность. Мы рассмотрели лишь основные формы насилия над детьми, проанализировали состояние правовой базы, по защите ребенка от жестокого обращения. Однако необходимо изучить и проанализировать причины жестокого обращения взрослых к детям и рассмотреть возможные пути предотвращения этой проблемы
1. Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь. 2007. – 120 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц. – СПб: ПРАЙМ-еврознак. 2001. – 512с.
3. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов, слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ / Р.Бэрон, Д.Ричардсон – СПб. 1997. – 330 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Семенович Выготский. Педагогическая. – М.: Педагогика-Пресс. 1996. – 536с.
6. Дайхофф С. Тест внутренней агрессивности [Электронный ресурс] / С. Дайхофф // Центр делового развития “Профи-карьера”. – Режим доступа: http://www. seminarna.ru.
7. Конышева Л. П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно- насильственных преступлений / Л.П. Конышева // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. – М. 1990. – С. 112–141.
8. Кропалёва Т. Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дисс… канд. психол. наук: 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Татьяна Николаевна Кропалёва. – М.: РГБ. 2005. – 130 с.
9. Методология и технология работы социального педагога: учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «соц. Педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2005. – 399 с.
10. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. СПб. 2001. – 120 с.
11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов ВУЗов / Под. ред. Е. Г. Силяевой – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 192 с.
12. Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф./отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007. – 134 с.
13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР.—М.; Педагогика. 1989. – 208 с.
14. Скурту И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. на здобуття наук.ступеня канд. психол. наук : спец. 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно – исполнительное право» / И.Г. Скутру. – СПб. 1996. – 23 с.
15. Социальная психология агрессии / Барбара Крэйхи; пер. с англ. А. Лисицина. – СПб.: Питер. 2003. – 336 с.
16. BerkowitzL. Sommeeffectsofthoughtson anti-and prosocial in uences of media events: Acognitive – neoassociation analysis / Leonard Berkowitz // Psychological Bulletin. – 1995. – S.140-427
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Актуальной проблемой, требующей тщательного изучения, есть проблема насилия . Сегодня наше общество переживает сложные времена: снижение жизненного уровня населения, увеличение разрыва между потребностями и возможностями людей, и как следствие, рост насилия в многих социальных сферах и в первую очередь, по отношению к наименее защищенных или слабых категорий граждан.
Одной из таких сфер, к сожалению, является семья. По статистике, подавляющее число тяжких правонарушений против личности происходит именно на основе семейно-бытовых отношений. Около 80% преступлений совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, интимными или близкими отношениями . Еще более угрожающая статистика несовершеннолетних жертв насилия. В последние годы на их долю перепадает у до 42% случаев от общей численности лиц, подвергшихся изнасилованию. Жертвами насилия в возрасте до 12 лет составляют около 18%, в возрасте 12-14 лет - 16%, в возрасте 15-16 лет - 24% от общей численности несовершеннолетних жертв сексуального насилия. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что насильниками детей достаточно часто выступают их близкие (отец, отчим, дядя).так, согласно И. Скурту 28% несовершеннолетних были изнасилованы их близкими; по данным И.В. Сарженко и А.А. Петрусенко полученными в 2003 году в общеучебных заведениях одного из городов РФ 44% подростков несут в своих семьях физического насилия, а 68% детей страдают от морального насилия со стороны родителей .
В научном мире бытует мнение, что насилие вообще, а над ребенком в частности, становится возможным благодаря агрессии. В форме образ, негативных оценок и угроз она приписывается матерям, которые самостоятельно воспитывают ребенка, а агрессия со стороны отца проявляется через запугивание и физические наказания.
Наряду с этим до сих пор пока не в полной мере выделена специфика агрессивных проявлений родителей, которым присущ тот или иной вид насилия.
В существующих исследованиях является лишь констатация самого факта агрессивного поведения родителя. Среди первопричин домашнего насилия выделяются ослабление управления инстинктами, разочарование, злость, алкоголизм, наличие психопатологии, констатируется, что выше агрессивность свойственна мужчинам по сравнению с женщинами.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность данной проблемы, объектом исследования выбрано насилиенад детьми.
Предмет исследования–сущность насилия.
Цель исследования исследовать проблемы насилия над детьми.
Гипотеза исследования заключается в том, что избежать насилия над детьми можно средствами просвещения.
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезы определены основные задачи исследования:
1. Исследовать зарубежные и отечественные подходы к анализу возникновения насилия.
2. Осуществить системный анализ видов насилия.
3. Провестиэмпирическое исследование насилия.
Методологическая основа и источники исследования. Методологическую основу исследования составляют общие принципы психологической науки (принцип детерминизма, активности, развития, системно-структурного анализа и др.).
Важную роль в осмыслении содержания, структуры и динамики агрессии и агрессивности сыграли в-психологические положения о сущности и развитие личности как субъекта жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.А. Балл, А. В. Брушлинский, С. Костюк, С.Д.Максименко, В.А. Моляко, В.В. Рыбалка, С.Л. Рубинштейн, В.А. Семченко, Т.С. Яценко) деятельностногоопосредования личностного развития (В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С.Д. Максименко, А. В. Петровский) теоретические представления о взаимодействии социальных и биологических факторов развития личности (Л.С. Выготский , П. Жане, С. Костюк, С.Д. Максименко, В. М. Синев, Ю.М. Антонян) теории агрессивности в психологии (Р. Бэрон , Д. Ричардсон, К. Лоренц) положения гуманистического направления психологии о развитии личности и его прогнозирования (А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс, Э. Фромм), а также теоретические положения культурно-исторической теории и генетической психологии по психологических механизмов развития психики (Л. С. Выготский , В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С. Костюк, С.Д. Максименко, М.В. Папуча).
Методы исследования. На разных этапах исследования использованы следующие методы:
теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической, юридической литературы, построение теоретических моделей;
аналитические методы: изучение отечественного и зарубежного опыта по диагностике и коррекции агрессивности семей; метод экспертной оценки и самооценки проявлений агрессивности ;
эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ; тестирование с помощью следующих психодиагностических методик, адекватных предмету и задачам исследования: методика диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки (Buss-DurkeyInventory), проективная методика исследования личности «Тест руки» Э. Вагнера (HandTest ) карта наблюдений, составленная на основе теста фрустрационная реакций С. Розенцвейга; опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова;
методы математической обработки результатов исследования: корреляционный, факторный анализ (для обработки эмпирических данных использовался пакет прикладных программ корпорации StatSoft, Statistica 6.0. для среды Windows).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ 7
1.1. Сущность и факторы возникновения насилия 7
1.2. Виды насилия 14
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАСИЛИЯ 20
2.1. Описание методов и методик исследования 20
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Насилие - это форма деструктивного социального взаимодействия. Насилие является фактором социального риска, что приводит к углублению социально-психологической и моральной разобщенности, взаимного недоверия и враждебности по отношению к другим членам семьи, грубости и жестокости в общении с окружающими.
Насилие в отношении детей - это результат действия многих факторов: психологические особенности отдельных индивидов, социальные условия, которые влияют на благополучие семьи, деятельность социальных институтов, призванных заботиться о детях, характер общества в целом. Можно выделить следующие основные формы жестокого обращения и пренебрежения детей: физическое насилие; сексуальное насилие или развращение; психологическое (эмоциональное насилие); пренебрежение основных потребностей ребенка - в пище, одежде, отдыхе. При этом акцент целесообразно сделать на психологическом насилии, что на сегодня является наименее исследованным, - принуждении к действиям, которые противоречат моральным принципам, высмеивание, унижение достоинства, раздражения, запугивания. Стоит отметить, что жестокое обращение с детьми, насилие над ними может быть опосредованным, иметь вербальный характер: постоянные ругательства, крики, применение нецензурных выражений и тому подобное.
По результатам проведенного нами опроса можно с уверенностью сделать вывод, что наши дети недостаточно осведомлены о проблеме насилия и воспринимают некоторые виды его, как нечто обычное, само собой разумеющееся. В то же время, если большинство подростков знакома с проблемой чисто теоретически, то по ответам некоторых из них можно предположить, что зачастую они сами сталкиваются с жестоким обращением.
Анализируя полученные результаты, сделаем вывод, что школьникам достаточно часто приходится сталкиваться с насилием. При этом большинство из них понимают, что применения насилия недопустимо и вызывает у них негативную реакцию. Специалистам, работающим с детьми (социальные педагоги, психологи), необходимо научиться выявлять тех, кто стал жертвой жестокого обращения и оказывать им помощь.
Апробированы в процессе экспериментальной работы анкеты, беседы, воспитательные меры могут быть использованы учителями, классными руководителями, школьными социальными работниками и психологами в учебной и внеучебной деятельности.
Итак, насилие над детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их последствиями всегда: серьезное влияние на здоровье, развитие и социализацию ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть. Проанализировав данные по этой проблеме, мы пришли к выводу, что насилие детьми является большой проблемой и требует дальнейшего изучения и разработки профилактических мероприятий. Сейчас проблема жестокого обращения с детьми в семье вынесено из разряда частной проблемы семьи на государственный уровень. Принят ряд законов, которые являются важным шагом в борьбе против жестокого обращения с детьми. Однако, несмотря на определенные положительные сдвиги в проблеме жестокого обращения с детьми, механизм правовой и социальной защиты детей остается несовершенным. Большое значение в борьбе с насилием имеет профилактическая деятельность. Мы рассмотрели лишь основные формы насилия над детьми, проанализировали состояние правовой базы, по защите ребенка от жестокого обращения. Однако необходимо изучить и проанализировать причины жестокого обращения взрослых к детям и рассмотреть возможные пути предотвращения этой проблемы
1. Андреева Т. В. Семейная психология. — СПб.: Речь. 2007. – 120 с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц. – СПб: ПРАЙМ-еврознак. 2001. – 512с.
3. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов, слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ / Р.Бэрон, Д.Ричардсон – СПб. 1997. – 330 с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Лев Семенович Выготский. Педагогическая. – М.: Педагогика-Пресс. 1996. – 536с.
6. Дайхофф С. Тест внутренней агрессивности [Электронный ресурс] / С. Дайхофф // Центр делового развития “Профи-карьера”. – Режим доступа: http://www. seminarna.ru.
7. Конышева Л. П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно- насильственных преступлений / Л.П. Конышева // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. – М. 1990. – С. 112–141.
8. Кропалёва Т. Н. Роль насилия в генезисе противоправного поведения подростков: дисс… канд. психол. наук: 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» / Татьяна Николаевна Кропалёва. – М.: РГБ. 2005. – 130 с.
9. Методология и технология работы социального педагога: учеб.пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «соц. Педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС. 2005. – 399 с.
10. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. СПб. 2001. – 120 с.
11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студентов ВУЗов / Под. ред. Е. Г. Силяевой – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 192 с.
12. Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф./отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007. – 134 с.
13. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР.—М.; Педагогика. 1989. – 208 с.
14. Скурту И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. на здобуття наук.ступеня канд. психол. наук : спец. 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно – исполнительное право» / И.Г. Скутру. – СПб. 1996. – 23 с.
15. Социальная психология агрессии / Барбара Крэйхи; пер. с англ. А. Лисицина. – СПб.: Питер. 2003. – 336 с.
16. BerkowitzL. Sommeeffectsofthoughtson anti-and prosocial in uences of media events: Acognitive – neoassociation analysis / Leonard Berkowitz // Psychological Bulletin. – 1995. – S.140-427
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 150498 Курсовых работ — поможем найти подходящую