все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей мышления старшеклассников 6
1.1. Концепции и теории мышления в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Различные подходы и направления исследования мышления в работах отечественных психологов 9
1.3. Особенности развития мышления у старших школьников 12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления старшеклассников 16
2.1. Методы и результаты исследования 16
2.2. Критерии успешности развития дивергентного мышления старшеклассников 17
2.3. Формирование дивергентного мышления старшеклассников как способ развития личности 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
1.1. Концепции и теории мышления в отечественной и зарубежной психологии
Вся жизнь человека направлена на познание и преобразование окружающей действительности, в процессе изменения которой, человек видоизменяет и себя самого. Наиболее значительные результаты деятельности человека воплощаются прежде всего в нем самом [160].
В широком смысле мышление в психологии рассматривается как активная познавательная деятельность человека, как внутренний процесс планирования и регулирования этой деятельности.
Это позволяет учитывать взаимосвязь мышления и других видов психических процессов, а также характеризует исследования развития познавательной деятельности и практического интеллекта [55; 67; 68].
В узком смысле слова в экспериментальных психологических исследованиях под мышлением понимают прежде всего процесс решения некоторой задачи [167].
...
1.2. Различные подходы и направления исследования мышления в работах отечественных психологов
В отечественной психологии мышление принято определять, в ключе концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым (1975), «как особый вид познавательной деятельности, имеющей свое строение, развитие и включенной в систему отношений общества, вне которого человеческая деятельность вообще не существует. Под мышлением понимается процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях, отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты».
Единицей мышления является акт. Общая структура мыслительного акта включает в себя перевод исходных данных в понятийную модель, поиск адекватных средств моделирования, построение модели, определение конкретных особенностей объекта через включение развитых видов и средств мыслительной деятельности.
Основными «формами» мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
...
1.3. Особенности развития мышления у старших школьников
Подростковый возраст обычно характеризуется как переходный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Для этого возраста характерна не только психологическая напряженность, которая сопровождает формирование личности и физиологическое созревание, но и переход учебной деятельности на новый, более качественно-осознанный уровень [186]. Изменяется мотивация обучения, которая зачастую связана с этапами развития общества, в котором живет человек [10].
Подросток начинает осознавать себя частью целостной системы развития общества, а, значит, пытается определить свое место в этом сложном механизме [2]. В связи с этим, перед учеником встает вопрос о приоритетности изучаемых предметов с целью дальнейшего прикладного характера полученных знаний.
Для подросткового возраста характерны повышенная интеллектуальная активность, желание выдвигать и анализировать различные гипотезы.
...
2.1. Методы и результаты исследования
Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике особенностей мышления старшеклассников, мы взяли учащихся 10-11 класса МБОУ СОШ № 40 г. Курска.
В ходе проведения эмпирического исследования дивергентного мышления старших подростков был использован тест дивергентного мышления Вильямса, который позволяет оценить дивергентное мышление по следующим показателям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.
В исследовании приняли участие 25 сташеклассниов, 15 мужского пола и 10 - женского.
В ходе проведения теста дивергентного мышления Вильямса были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса
Показатель Средний балл по группе
Беглость 7,56
Гибкость 7,08
Оригинальность 25,28
Разработанность 25,4
Название 25,12
Общий суммарный показатель 90,44
Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса представлены на рисунке 1.
Рис. 1.
...
2.2. Критерии успешности развития дивергентного мышления старшеклассников
Задача современного образования помочь вы¬пускникам образовательных организаций стать самостоятельными, неординарно мыслящими людьми и готовыми обучаться всю жизнь. Для обеспечения конкурентоспособности мыслитель¬ный процесс старшеклассников должен идти в различных направлениях с элементами исследова¬тельской, познавательной деятельности. Сего¬дняшний выпускник должен иметь отличное обра¬зование, ориентироваться во многих областях че-ловеческого общежития, переходить из одной сферы деятельности в другую, применять и адап¬тировать свои знания к запросам времени. Следо¬вательно, отвечая требованиям общества, педагог должен учить, особенно старшеклассников, мыс¬лить неординарно, другими словами развивать ди¬вергентное мышление.
На наш взгляд, развитию дивергентного мыш¬ления способствует предметная олимпиада школьников.
...
2.3. Формирование дивергентного мышления старшеклассников как способ развития личности
Задача образовательной организации в целом и современного учителя в частности - помочь старшеклассникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, неординарно мыслящими и уверенными в себе людьми. Согласно требованиям, федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо сформировать компетенцию к самостоятельному «умению учиться». Для обеспечения конкурентоспособности будущего поколения мыслительный процесс, особенно старшеклассника, должен идти в разных направлениях, с элементами исследовательской деятельности. А это возможно только при развитии дивергентного мышления старшеклассников в условиях современного образовательного пространства.
Изучение научных источников по вопросу дивергентного мышления показало, что развитие дивергентного мышления происходит по спирали. Но повторяемость в развитии не означает тождественность тех или иных моментов.
...
Заключение
В отечественной психологии мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, что позволяет исследовать мышление как особый вид познавательной деятельности, имеющей свое строение.
Существуют типологии мышления, в которых представлены как его виды, так и свойства, функции, операции и индивидуальные особенности. Принято выделять различные виды мышления по функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам и т.д.
Процесс мышления совершается с применением специфического для мышления арсенала операций сравнения, анализа и синтеза, абстракции и обобщения, составляющих его структуру.
Процессуальный (операциональный) аспект мышления неразрывно связан с эмоционально-личностным его аспектом, прежде всего с мотивационным. При этом мотивация рассматривается как внутреннее условие мыслительной деятельности.
...
Список использованных источников
1. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 206 с.
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – 3-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск.ун-та, 2010 . – 272 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
5. Возрастная педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Гардарики, 2005. – С. 37-45.
7. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Сомова А. А. Исследование дивергентного мышления старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 126–130.
8. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
9. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7 (13). – С. 17-22.
10. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2012. – 346 с.
11. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
12. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии– М.: Юрайт, 2012. – 368 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2013. – 464 с.
14. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников– СПб.: Питер, 2012. – 38 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей мышления старшеклассников 6
1.1. Концепции и теории мышления в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Различные подходы и направления исследования мышления в работах отечественных психологов 9
1.3. Особенности развития мышления у старших школьников 12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления старшеклассников 16
2.1. Методы и результаты исследования 16
2.2. Критерии успешности развития дивергентного мышления старшеклассников 17
2.3. Формирование дивергентного мышления старшеклассников как способ развития личности 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
1.1. Концепции и теории мышления в отечественной и зарубежной психологии
Вся жизнь человека направлена на познание и преобразование окружающей действительности, в процессе изменения которой, человек видоизменяет и себя самого. Наиболее значительные результаты деятельности человека воплощаются прежде всего в нем самом [160].
В широком смысле мышление в психологии рассматривается как активная познавательная деятельность человека, как внутренний процесс планирования и регулирования этой деятельности.
Это позволяет учитывать взаимосвязь мышления и других видов психических процессов, а также характеризует исследования развития познавательной деятельности и практического интеллекта [55; 67; 68].
В узком смысле слова в экспериментальных психологических исследованиях под мышлением понимают прежде всего процесс решения некоторой задачи [167].
...
1.2. Различные подходы и направления исследования мышления в работах отечественных психологов
В отечественной психологии мышление принято определять, в ключе концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым (1975), «как особый вид познавательной деятельности, имеющей свое строение, развитие и включенной в систему отношений общества, вне которого человеческая деятельность вообще не существует. Под мышлением понимается процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях, отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты».
Единицей мышления является акт. Общая структура мыслительного акта включает в себя перевод исходных данных в понятийную модель, поиск адекватных средств моделирования, построение модели, определение конкретных особенностей объекта через включение развитых видов и средств мыслительной деятельности.
Основными «формами» мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
...
1.3. Особенности развития мышления у старших школьников
Подростковый возраст обычно характеризуется как переходный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Для этого возраста характерна не только психологическая напряженность, которая сопровождает формирование личности и физиологическое созревание, но и переход учебной деятельности на новый, более качественно-осознанный уровень [186]. Изменяется мотивация обучения, которая зачастую связана с этапами развития общества, в котором живет человек [10].
Подросток начинает осознавать себя частью целостной системы развития общества, а, значит, пытается определить свое место в этом сложном механизме [2]. В связи с этим, перед учеником встает вопрос о приоритетности изучаемых предметов с целью дальнейшего прикладного характера полученных знаний.
Для подросткового возраста характерны повышенная интеллектуальная активность, желание выдвигать и анализировать различные гипотезы.
...
2.1. Методы и результаты исследования
Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике особенностей мышления старшеклассников, мы взяли учащихся 10-11 класса МБОУ СОШ № 40 г. Курска.
В ходе проведения эмпирического исследования дивергентного мышления старших подростков был использован тест дивергентного мышления Вильямса, который позволяет оценить дивергентное мышление по следующим показателям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.
В исследовании приняли участие 25 сташеклассниов, 15 мужского пола и 10 - женского.
В ходе проведения теста дивергентного мышления Вильямса были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса
Показатель Средний балл по группе
Беглость 7,56
Гибкость 7,08
Оригинальность 25,28
Разработанность 25,4
Название 25,12
Общий суммарный показатель 90,44
Результаты по тесту дивергентного мышления Вильямса представлены на рисунке 1.
Рис. 1.
...
2.2. Критерии успешности развития дивергентного мышления старшеклассников
Задача современного образования помочь вы¬пускникам образовательных организаций стать самостоятельными, неординарно мыслящими людьми и готовыми обучаться всю жизнь. Для обеспечения конкурентоспособности мыслитель¬ный процесс старшеклассников должен идти в различных направлениях с элементами исследова¬тельской, познавательной деятельности. Сего¬дняшний выпускник должен иметь отличное обра¬зование, ориентироваться во многих областях че-ловеческого общежития, переходить из одной сферы деятельности в другую, применять и адап¬тировать свои знания к запросам времени. Следо¬вательно, отвечая требованиям общества, педагог должен учить, особенно старшеклассников, мыс¬лить неординарно, другими словами развивать ди¬вергентное мышление.
На наш взгляд, развитию дивергентного мыш¬ления способствует предметная олимпиада школьников.
...
2.3. Формирование дивергентного мышления старшеклассников как способ развития личности
Задача образовательной организации в целом и современного учителя в частности - помочь старшеклассникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, неординарно мыслящими и уверенными в себе людьми. Согласно требованиям, федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо сформировать компетенцию к самостоятельному «умению учиться». Для обеспечения конкурентоспособности будущего поколения мыслительный процесс, особенно старшеклассника, должен идти в разных направлениях, с элементами исследовательской деятельности. А это возможно только при развитии дивергентного мышления старшеклассников в условиях современного образовательного пространства.
Изучение научных источников по вопросу дивергентного мышления показало, что развитие дивергентного мышления происходит по спирали. Но повторяемость в развитии не означает тождественность тех или иных моментов.
...
Заключение
В отечественной психологии мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, что позволяет исследовать мышление как особый вид познавательной деятельности, имеющей свое строение.
Существуют типологии мышления, в которых представлены как его виды, так и свойства, функции, операции и индивидуальные особенности. Принято выделять различные виды мышления по функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам и т.д.
Процесс мышления совершается с применением специфического для мышления арсенала операций сравнения, анализа и синтеза, абстракции и обобщения, составляющих его структуру.
Процессуальный (операциональный) аспект мышления неразрывно связан с эмоционально-личностным его аспектом, прежде всего с мотивационным. При этом мотивация рассматривается как внутреннее условие мыслительной деятельности.
...
Список использованных источников
1. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 206 с.
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – 3-е изд, дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск.ун-та, 2010 . – 272 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
5. Возрастная педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Гардарики, 2005. – С. 37-45.
7. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Сомова А. А. Исследование дивергентного мышления старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 126–130.
8. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 208 с.
9. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции// Наука и бизнес: пути развития. – 2012. – № 7 (13). – С. 17-22.
10. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2012. – 346 с.
11. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
12. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии– М.: Юрайт, 2012. – 368 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2013. – 464 с.
14. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников– СПб.: Питер, 2012. – 38 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149284 Курсовой работы — поможем найти подходящую