все отлично, спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Изучением проблем и разработкой различных вопросов, связанных с исследованием формирования навыков чтения у младших школьников, занимались такие ученые и исследователи, как Б.Н. Головин, Т.П. Плещенко, И.В. Пекарская, Т.В. Матвеева и другие. Актуальность работы заключается в том, что в школьном возрасте, когда наиболее интенсивно идет процесс формирования личности, выразительному чтению необходимо отводить особенно важную роль. Выразительное чтение как способ знакомства с художественной литературой помогает младшим школьникам понять, что у слова есть не только конкретно-предметное, номинативное значение, но и внутренний, изобразительно-выразительный, образный смысл, который и побуждает к восприятию художественного произведения как явления искусства.
Выразительное чтение и высказывания младших школьников проявляют степень понимания того, что они читают или рассказывают. Таким образом, выразительность как качество речи и чтение тесно связаны с мышлением. Следовательно, компоненты навыка хорошего чтения (скорость, правильность, осознание прочитанного, выразительность) являются неразделимыми. Чтобы сформировать у учащихся начальных классов навык выразительного чтения, усовершенствовать их устную речь, необходимо интенсивно работать над усвоением ими средств выразительности. В настоящее время основными недостатками чтения и устной речи младших школьников является бедность интонационного рисунка, неправильно выбранный тон, недостаточная громкость речи и тому подобное.
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, должен не просто научиться высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном, оценивать содержание, языковые особенности и структуру высказывания, но и определять на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем требования стандарта определяют умения, которые должны получить учащиеся в процессе обучения литературному чтению: сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, в работе с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Данные УУД возможно сформировать только на основе навыка развитой, правильной, выразительной речи обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и в системе дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
2. изучить особенности формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста;
3. выявить особенности формирования выразительности речи у младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе;
4. рассмотреть условия формирования выразительности речи у младших школьников в системе дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Выразительность речи как коммуникативное качество речи 11
1.3. Особенности формирования выразительности речи у младших школьников на уроках литературного чтения 17
1.4. Условия формирования выразительности речи у младших школьников в системе дополнительного образования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
В современном начальном образовании чтению принадлежит значительная роль. Ведь этот предмет является многофункциональным. Как известно, целью начального курса «Литературное чтение» является формирование у обучающихся начальных классов первооснов читательской культуры, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности средствами художественного слова и тому подобное. Чтение на родном языке является мощным средством воспитательного и развивающего воздействия на личность младшего читателя. Оно приобщает детей в казну духовности и культуры, литературных достижений русского народа и народов мира, способствует моральному, этическому и эстетическому развитию.
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. – Москва: Академия, 2014. – 329 с.
2. Алексеева, А.Н. Образные средства выразительности как важное условие повышения эффективности обучения на уроках русского языка в условиях ФГОС / А.Н. Алексеева, Л.В. Лейтнер / Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 50-59.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
4. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. -- М.: Просвещение, 2002
5. Блинова В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал для преодоления недостатков письма у детей. - Киев: Благовест, 2014. - 196 с.
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
7. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. - Москва: Просвещение, 1982. - 174 с.
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики. -- М.: ACT: Астрель, 2005.
9. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва : URSS, Либроком, 2018. - 366 с.
10. Грушевская М.С. Нарушения письма у младших школьников / М.С. Грушевская // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 12-19.
11. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 335 с.
13. Жесткова, Е.А. Творческие задания как средство формирования выразительности речи младших школьников / Е.А. Жесткова, Л.В. Филипова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – № 3. – С. 17–20
14. Исаева А. А. Организация читательской деятельности школьников / О. А. Исаева. – К., 2001. – 170 с
15. Канакина, В.П. Программа для начальной школы по русскому языку / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 290 с.
16. Канакина, В.П. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
17. Капская А. И. Выразительное чтение / А. И. Капская. – К.: Высшая школа, 1995. – 168 с.
18. Карабаева И. И. Психологическая готовность к письменной речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. - Киев,2003. - 18 с.
19. Клычева, А.С. Языковая игра как средство формирования высказывания младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС / А.С. Клычева // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 327– 332
20. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
21. Литовский В. Ф. Становление младшего школьника как субъекта письменной речи (в условиях культурологического ориентированного обучения): Автореф. дис. - М, 2003. - 20 с.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
24. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
25. Никашина Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Н.А. Никашина. - М.: Владос, 2014. - 265 с.
26. Никитченкова, А.Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире / А.Ю. Никетченкова // Начальная школа. - 2016. - № 2. – С. 20-25.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
28. Обухова, Л.Ф. Особенности возрастной психологии: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2019. - 320 c.
29. Олейник Г. А. Выразительное чтение. Основы теории. Пособие для учителей / Г. А. Олейник. – Тернополь, 2007. – 224 с.
30. Пелешок Е. Работа над средствами выразительности на уроках чтения / Е. Пелешок, Т. Шевчук // Начальная школа. – 1998. – №12. – С. 12-14.
31. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. – М.: Просвещение, 2014. –191с.
32. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
33. Савченко А. Я. Методика чтения в начальных классах /В. Я. Савченко. – К.: Образование, 2007. – 334
34. Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста / Н. А. Солдатова, Ю. Г. Ткачук // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 446 448.
35. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1558-1560.
36. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Изучением проблем и разработкой различных вопросов, связанных с исследованием формирования навыков чтения у младших школьников, занимались такие ученые и исследователи, как Б.Н. Головин, Т.П. Плещенко, И.В. Пекарская, Т.В. Матвеева и другие. Актуальность работы заключается в том, что в школьном возрасте, когда наиболее интенсивно идет процесс формирования личности, выразительному чтению необходимо отводить особенно важную роль. Выразительное чтение как способ знакомства с художественной литературой помогает младшим школьникам понять, что у слова есть не только конкретно-предметное, номинативное значение, но и внутренний, изобразительно-выразительный, образный смысл, который и побуждает к восприятию художественного произведения как явления искусства.
Выразительное чтение и высказывания младших школьников проявляют степень понимания того, что они читают или рассказывают. Таким образом, выразительность как качество речи и чтение тесно связаны с мышлением. Следовательно, компоненты навыка хорошего чтения (скорость, правильность, осознание прочитанного, выразительность) являются неразделимыми. Чтобы сформировать у учащихся начальных классов навык выразительного чтения, усовершенствовать их устную речь, необходимо интенсивно работать над усвоением ими средств выразительности. В настоящее время основными недостатками чтения и устной речи младших школьников является бедность интонационного рисунка, неправильно выбранный тон, недостаточная громкость речи и тому подобное.
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, должен не просто научиться высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном, оценивать содержание, языковые особенности и структуру высказывания, но и определять на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем требования стандарта определяют умения, которые должны получить учащиеся в процессе обучения литературному чтению: сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, в работе с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Данные УУД возможно сформировать только на основе навыка развитой, правильной, выразительной речи обучающихся.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и в системе дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения и в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;
2. изучить особенности формирования выразительности речи у детей младшего школьного возраста;
3. выявить особенности формирования выразительности речи у младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе;
4. рассмотреть условия формирования выразительности речи у младших школьников в системе дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Выразительность речи как коммуникативное качество речи 11
1.3. Особенности формирования выразительности речи у младших школьников на уроках литературного чтения 17
1.4. Условия формирования выразительности речи у младших школьников в системе дополнительного образования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
В современном начальном образовании чтению принадлежит значительная роль. Ведь этот предмет является многофункциональным. Как известно, целью начального курса «Литературное чтение» является формирование у обучающихся начальных классов первооснов читательской культуры, эмоционально-оценочного отношения к содержанию прочитанного, формирование личности средствами художественного слова и тому подобное. Чтение на родном языке является мощным средством воспитательного и развивающего воздействия на личность младшего читателя. Оно приобщает детей в казну духовности и культуры, литературных достижений русского народа и народов мира, способствует моральному, этическому и эстетическому развитию.
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. – Москва: Академия, 2014. – 329 с.
2. Алексеева, А.Н. Образные средства выразительности как важное условие повышения эффективности обучения на уроках русского языка в условиях ФГОС / А.Н. Алексеева, Л.В. Лейтнер / Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 50-59.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
4. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. -- М.: Просвещение, 2002
5. Блинова В. В., Коноваленко С. В. Дидактический материал для преодоления недостатков письма у детей. - Киев: Благовест, 2014. - 196 с.
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
7. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций. - Москва: Просвещение, 1982. - 174 с.
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики. -- М.: ACT: Астрель, 2005.
9. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва : URSS, Либроком, 2018. - 366 с.
10. Грушевская М.С. Нарушения письма у младших школьников / М.С. Грушевская // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 12-19.
11. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Инфра-М, 2015. – 330 с.
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 335 с.
13. Жесткова, Е.А. Творческие задания как средство формирования выразительности речи младших школьников / Е.А. Жесткова, Л.В. Филипова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – № 3. – С. 17–20
14. Исаева А. А. Организация читательской деятельности школьников / О. А. Исаева. – К., 2001. – 170 с
15. Канакина, В.П. Программа для начальной школы по русскому языку / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 290 с.
16. Канакина, В.П. Русский язык «Школа России» Концепция и программы для начальных классов / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
17. Капская А. И. Выразительное чтение / А. И. Капская. – К.: Высшая школа, 1995. – 168 с.
18. Карабаева И. И. Психологическая готовность к письменной речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. - Киев,2003. - 18 с.
19. Клычева, А.С. Языковая игра как средство формирования высказывания младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС / А.С. Клычева // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 327– 332
20. Кошелева, Н.В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н.В. Кошелева, Е.Е. Каценбоген. - М.: Владос, 2015. - 95 c.
21. Литовский В. Ф. Становление младшего школьника как субъекта письменной речи (в условиях культурологического ориентированного обучения): Автореф. дис. - М, 2003. - 20 с.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
23. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.
24. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
25. Никашина Н.А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Н.А. Никашина. - М.: Владос, 2014. - 265 с.
26. Никитченкова, А.Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире / А.Ю. Никетченкова // Начальная школа. - 2016. - № 2. – С. 20-25.
27. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
28. Обухова, Л.Ф. Особенности возрастной психологии: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2019. - 320 c.
29. Олейник Г. А. Выразительное чтение. Основы теории. Пособие для учителей / Г. А. Олейник. – Тернополь, 2007. – 224 с.
30. Пелешок Е. Работа над средствами выразительности на уроках чтения / Е. Пелешок, Т. Шевчук // Начальная школа. – 1998. – №12. – С. 12-14.
31. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. – М.: Просвещение, 2014. –191с.
32. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
33. Савченко А. Я. Методика чтения в начальных классах /В. Я. Савченко. – К.: Образование, 2007. – 334
34. Солдатова, Н. А. Экспериментальное исследование особенностей нарушений письма у детей младшего школьного возраста / Н. А. Солдатова, Ю. Г. Ткачук // Молодой ученый. – 2017. – № 10. – С. 446 448.
35. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1558-1560.
36. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 350 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147399 Курсовых работ — поможем найти подходящую