Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Издавна люди говорят о целительной силе искусства. Художественное творчество как таковое обладает уникальным воздействием на человека, несет в себе преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство, по словам Сергеевой Н.Ю., является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, эмоциональное благополучие. Это становится особенно актуальным для современного общества, в котором жизнь каждого человека полна напряжения и стрессов.
Феномен «исцеляющих возможностей искусства» лежит в основе такого направления практической психологии, как арт-терапия. Она позволяет эффективно решать не только проблемы эмоционально-волевой сферы личности, но и многие другие. Особенно результативной она оказывается в работе с подростками, что обусловлено рядом их возрастных особенностей. Однако не все виды арт-терапии одинаково применимы в этом случае.
Таким образом, обнаружено противоречие между потребностью в применении арт-терапии при работе с подростками и недостаточной изученностью этого процесса, которое мы попытаемся разрешить в ходе нашего исследования.
Анализ литературы по данной теме позволил выяснить, что изучением вопросов, связанных с применением арт-терапии в работе с подростками занимались такие авторы, как Л. Лебедева, Н. Сакович, А. Копытин, В. Петрушин, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, Н. Сергеева и другие.
Исходя из потребностей практики и анализа изученной литературы, проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы возможности применения арт-терапии в работе с подростками?
Решение поставленной проблемы составляет цель нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику арт-терапии как метода психологической работы с подростками.
2. Раскрыть сущность основных видов арт-терапии, используемых в работе с подростками.
3. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности применения арт-терапии в работе с подростками.
Объектом исследования являются социально – психологические характеристики подростков, а предметом – коррекция социально – психологических характеристик подростков с помощью арт-терапии.
Гипотеза нашего исследования основана на том, что коррекция социально – психологических характеристик подростков будет осуществляться более эффективно, если в своей работе психолог будет активно использовать различные методы арт-терапии.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга. Эта система методов включила в себя теоретический анализ литературы по теме, изучение практики арт-терапевтической деятельности, наблюдение, опросные методы (беседы, анкеты).
Экспериментальной базой исследования является МОУ СОШ № 59 г. Чебоксары.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработана программа арт-терапевтических занятий с подростками, которая может быть использована студентами, психологами и педагогами.
Работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются теоретические основы изучения применения арт-терапии в работе с подростками, во второй приводятся конкретные методы использования арт-терапии в работе с подростками.
Глава 1. Теоретические основы изучения применения арт-терапии в работе с подростками
1.1. Характеристика арт-терапии как метода психологической работы с подростками
Термин “арт-терапия” (буквально терапия искусством) был введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Изначально терапия искусством начиналась как работа с замкнутыми людьми в больничных условиях. Пациенты, интересуясь произведениями друг друга, становились более коммуникабельными. Основной лечебно-коррекционный эффект достигался за счет “отвлечения” от переживаний и проблем, связанных с болезнью [19].
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобразительного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях [14].
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. Авторы психотерапевтической энциклопедии отмечают возрастание значения метода в различных сферах практической деятельности в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека [14].
По М.Либману, арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество. Сейчас центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Рассматриваемое понятие базируется на убеждении, что внутреннее “я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
При использовании арт-терапии участникам предлагаются разнообразные занятия творческого характера (рисование, лепка, изготовление мозаики, поделок, сочинение сказок и т. п.). При этом специальная подготовка, таланты исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
Защищена на отлично в 2007 году, г. Чебоксары
Библиографический список
1. Арасланова Е. Искусство переживать // Обруч. - 2001. - ? 5. - С. 13 – 15.
2. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. - 2005. - ? 5. - С. 25 – 29.
3. Белкина О.А. Педагогика поддержки и арт-терапия. Точки соприкосновения / О.А. Белкина // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г. - Чебоксары, 2004. - С. 52 – 54.
4. Быстрицкий О. Терапия киноискусством // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 3 . - С. 18 – 21.
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: “Ось-89”, 2002. - 224 с. - (Практическая психология).
6. Воробьева О.В. Музыка как средство терапии и формирования позитивной “Я - концепции” / О.В. Воробьева, И.И. Душенин // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса : материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г. - Чебоксары, 2004. - С. 43 – 47.
7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315 с.
8. Ещенко Н. Техника безопасности в арт-терапии // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 10. - С. 4 -7.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Песочная терапия на современном этапе // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2002. - ? 33. - С. 10 – 11.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2005. - 310 с.
11. Копытин И.А. Американская арт-терапия - как сама Америка // Психологическая газета. - 2003. - ? 6/93. - С. 24 – 26.
12. Лебедева Л. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании / Л. Лебедева, Ю. Петровичева, Н. Тараканова // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 15. - 48 с.
13. Лебедева Л., Лебедева О. Затерянный мир: Арт-терапевтическая диагностика личности / Л. Д. Лебедева, О. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2002. - ? 10. - С. 7.
14. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева // Педагогика. - 2000. - ? 9. - С. 27 – 34.
15. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Лебедева // Педагогика. - 2001. - ? 10. - С. 21 – 25.
16. Лебедева Л.Д. Педагогическое взаимодействие в арт-терапевтическом процессе / Лебедева Л.Д. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 68 – 71.
17. Лебедева Л.Д. Погружение без снаряжения / Л.Д.Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 3. - С.28 – 31.
18. Лебедева Л.Д. Полезная экспрессия / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2002. - ? 45. - С. 8 – 9.
19. Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 3. - С. 9 – 11.
20. Михеева С. В поисках общего языка: Сказкотерапия / С. Михеева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 9. - С. 31 – 33.
21. Набойкина Е. Роспись на стекле / Е. Набойкина // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 1. - С. 46 – 47.
22. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. - М.: “Ось-89”, 2002. - 272 с.
23. Петровичева Ю.В. Арт-терапевтическая методика “Мой жизненный путь” / Петровичева Ю.В., Н.А. Тараканова // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 80 – 82.
24. Пономарева В. В некотором царстве, в некотором государстве... : сказкотерапия / В. Пономарева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 18. - С. 9 – 11.
25. Протасова Л., Гилева Т. “Творческая гостиная”: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 15. - С. 32 – 39.
26. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с подростками / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 9. - С. 14 – 15.
27. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации старшеклассника / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г. - Чебоксары, 2004. - С. 25 – 29.
28. Сакович Н. “Я” в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 22. - С. 11 – 13.
29. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 3. - С. 26 – 27.
30. Сенчищева М. Снежная арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 7. - С. 46 – 47.
31. Сенчищева М.В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М.В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 82 – 85.
32. Сергеева Н.Ю. Артпедагогика. - Чебоксары:Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2003. - 100 с.
33. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 74 – 76.
34. Техника “Маска” для подростков // Искусство объединяет, учит, воспитывает: Материалы Всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 78 – 80.
35. Ушакова Е. “Сказка по кругу” и другие способы предотвращения детской агрессии / Е. Ушакова // Директор школы. - 2006. - ? 5. - С. 101 – 104.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Издавна люди говорят о целительной силе искусства. Художественное творчество как таковое обладает уникальным воздействием на человека, несет в себе преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику. Искусство, по словам Сергеевой Н.Ю., является силой, обеспечивающей человеческому организму баланс и равновесие, эмоциональное благополучие. Это становится особенно актуальным для современного общества, в котором жизнь каждого человека полна напряжения и стрессов.
Феномен «исцеляющих возможностей искусства» лежит в основе такого направления практической психологии, как арт-терапия. Она позволяет эффективно решать не только проблемы эмоционально-волевой сферы личности, но и многие другие. Особенно результативной она оказывается в работе с подростками, что обусловлено рядом их возрастных особенностей. Однако не все виды арт-терапии одинаково применимы в этом случае.
Таким образом, обнаружено противоречие между потребностью в применении арт-терапии при работе с подростками и недостаточной изученностью этого процесса, которое мы попытаемся разрешить в ходе нашего исследования.
Анализ литературы по данной теме позволил выяснить, что изучением вопросов, связанных с применением арт-терапии в работе с подростками занимались такие авторы, как Л. Лебедева, Н. Сакович, А. Копытин, В. Петрушин, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, Н. Сергеева и другие.
Исходя из потребностей практики и анализа изученной литературы, проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы возможности применения арт-терапии в работе с подростками?
Решение поставленной проблемы составляет цель нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику арт-терапии как метода психологической работы с подростками.
2. Раскрыть сущность основных видов арт-терапии, используемых в работе с подростками.
3. Выявить и обосновать педагогические условия эффективности применения арт-терапии в работе с подростками.
Объектом исследования являются социально – психологические характеристики подростков, а предметом – коррекция социально – психологических характеристик подростков с помощью арт-терапии.
Гипотеза нашего исследования основана на том, что коррекция социально – психологических характеристик подростков будет осуществляться более эффективно, если в своей работе психолог будет активно использовать различные методы арт-терапии.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы разнообразные методы, дополнявшие друг друга. Эта система методов включила в себя теоретический анализ литературы по теме, изучение практики арт-терапевтической деятельности, наблюдение, опросные методы (беседы, анкеты).
Экспериментальной базой исследования является МОУ СОШ № 59 г. Чебоксары.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе разработана программа арт-терапевтических занятий с подростками, которая может быть использована студентами, психологами и педагогами.
Работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются теоретические основы изучения применения арт-терапии в работе с подростками, во второй приводятся конкретные методы использования арт-терапии в работе с подростками.
Глава 1. Теоретические основы изучения применения арт-терапии в работе с подростками
1.1. Характеристика арт-терапии как метода психологической работы с подростками
Термин “арт-терапия” (буквально терапия искусством) был введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Изначально терапия искусством начиналась как работа с замкнутыми людьми в больничных условиях. Пациенты, интересуясь произведениями друг друга, становились более коммуникабельными. Основной лечебно-коррекционный эффект достигался за счет “отвлечения” от переживаний и проблем, связанных с болезнью [19].
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобразительного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях [14].
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия - это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. Авторы психотерапевтической энциклопедии отмечают возрастание значения метода в различных сферах практической деятельности в связи с повышением роли искусства в жизни современного человека [14].
По М.Либману, арт-терапия - это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.
В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество. Сейчас центральная фигура в арт-терапевтическом процессе - не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Рассматриваемое понятие базируется на убеждении, что внутреннее “я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
При использовании арт-терапии участникам предлагаются разнообразные занятия творческого характера (рисование, лепка, изготовление мозаики, поделок, сочинение сказок и т. п.). При этом специальная подготовка, таланты исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
Защищена на отлично в 2007 году, г. Чебоксары
Библиографический список
1. Арасланова Е. Искусство переживать // Обруч. - 2001. - ? 5. - С. 13 – 15.
2. Арт-терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. - 2005. - ? 5. - С. 25 – 29.
3. Белкина О.А. Педагогика поддержки и арт-терапия. Точки соприкосновения / О.А. Белкина // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г. - Чебоксары, 2004. - С. 52 – 54.
4. Быстрицкий О. Терапия киноискусством // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 3 . - С. 18 – 21.
5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: “Ось-89”, 2002. - 224 с. - (Практическая психология).
6. Воробьева О.В. Музыка как средство терапии и формирования позитивной “Я - концепции” / О.В. Воробьева, И.И. Душенин // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса : материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г. - Чебоксары, 2004. - С. 43 – 47.
7. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315 с.
8. Ещенко Н. Техника безопасности в арт-терапии // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 10. - С. 4 -7.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Песочная терапия на современном этапе // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2002. - ? 33. - С. 10 – 11.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2005. - 310 с.
11. Копытин И.А. Американская арт-терапия - как сама Америка // Психологическая газета. - 2003. - ? 6/93. - С. 24 – 26.
12. Лебедева Л. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании / Л. Лебедева, Ю. Петровичева, Н. Тараканова // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 15. - 48 с.
13. Лебедева Л., Лебедева О. Затерянный мир: Арт-терапевтическая диагностика личности / Л. Д. Лебедева, О. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2002. - ? 10. - С. 7.
14. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева // Педагогика. - 2000. - ? 9. - С. 27 – 34.
15. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л. Д. Лебедева // Педагогика. - 2001. - ? 10. - С. 21 – 25.
16. Лебедева Л.Д. Педагогическое взаимодействие в арт-терапевтическом процессе / Лебедева Л.Д. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 68 – 71.
17. Лебедева Л.Д. Погружение без снаряжения / Л.Д.Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 3. - С.28 – 31.
18. Лебедева Л.Д. Полезная экспрессия / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2002. - ? 45. - С. 8 – 9.
19. Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 3. - С. 9 – 11.
20. Михеева С. В поисках общего языка: Сказкотерапия / С. Михеева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 9. - С. 31 – 33.
21. Набойкина Е. Роспись на стекле / Е. Набойкина // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 1. - С. 46 – 47.
22. Оганесян Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. - М.: “Ось-89”, 2002. - 272 с.
23. Петровичева Ю.В. Арт-терапевтическая методика “Мой жизненный путь” / Петровичева Ю.В., Н.А. Тараканова // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 80 – 82.
24. Пономарева В. В некотором царстве, в некотором государстве... : сказкотерапия / В. Пономарева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 18. - С. 9 – 11.
25. Протасова Л., Гилева Т. “Творческая гостиная”: Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения / Л. Протасова, Т. Гилева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 15. - С. 32 – 39.
26. Рудякова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с подростками / О. Рудякова // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 9. - С. 14 – 15.
27. Рыбакова С.Г. Арт-терапия как способ социальной адаптации старшеклассника / С.Г. Рыбакова // Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса: материалы всерос. науч.-практ. конф., 27 - 28 ноября 2003 г. - Чебоксары, 2004. - С. 25 – 29.
28. Сакович Н. “Я” в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2005. - ? 22. - С. 11 – 13.
29. Сакович Н. Достоинства песочной терапии // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2007. - ? 3. - С. 26 – 27.
30. Сенчищева М. Снежная арт-терапия / М. Сенчищева // Школьный психолог. Приложение к газете “Первое сентября”. - 2006. - ? 7. - С. 46 – 47.
31. Сенчищева М.В. Арт-терапия как средство исследования образа цели / М.В. Сенчищева // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 82 – 85.
32. Сергеева Н.Ю. Артпедагогика. - Чебоксары:Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2003. - 100 с.
33. Сушенцева Д.Б. Арт-терапия и арт-педагогика в системе образования / Сушенцева Д.Б. // Искусство объединяет, учит, воспитывает: материалы всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 74 – 76.
34. Техника “Маска” для подростков // Искусство объединяет, учит, воспитывает: Материалы Всерос. науч.-практ. форума - Чебоксары, 2004. - С. 78 – 80.
35. Ушакова Е. “Сказка по кругу” и другие способы предотвращения детской агрессии / Е. Ушакова // Директор школы. - 2006. - ? 5. - С. 101 – 104.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
1 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
600 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую