все отлично, раньше срока.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это возлагает особую ответственность на учителя начальной школы. Важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить самостоятельно учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (далее: УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей. Для решения данной проблемы нужно научить детей ориентироваться в информационном пространстве: научиться осмыслять, перерабатывать информацию. Именно познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, а овладение умением учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся в различных областях знаний.
В связи с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее: ФГОС НОО) в виде сформулированных целей или установок: формирование познавательных действий и способности к творческой деятельности.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса, лежат в основе умственной деятельности учащихся. В зависимости от уровня развития познавательных УУД у ученика могут наблюдаться различные скачки в успеваемости (отличные, хорошие или удовлетворительные результаты, либо неуспеваемость), снижается мотивация в обучении.
Концепция развития УУД разработана группой авторов:
А.Г. Асмоловым, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством
А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей [30, с. 45].
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательными учреждениями, в том числе, и через внеурочную деятельность. «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, воспитанников 1 – 4 классов, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время» [1]. Одним из направлений организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО является духовно-нравственное.
Духовно-нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В настоящее время можно констатировать падение духовной культуры общества подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением [8, с.79].
В период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России могут стать для подрастающего поколения тем стержнем, опираясь на который ребёнок будет жить, ориентируясь на духовно-нравственные нормы социума, в котором он развивается.
Исходя из вышесказанного, в Концепции духовно – нравственного развития и воспитании личности гражданина России определено:
«Последовательное расширение и укрепление ценностно–смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [3, с.12].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. А одним из наиболее значительных факторов, который позволяет решать эту задачу является организация внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственной направленности.
Но в исследуемой теме обнаруживается противоречие между необходимостью формирования познавательных УУД у младших школьников и недостаточным программно-методическим обеспечением решения данной проблемы во внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности.
Проблема: каким должно быть содержание программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина», способствующее формированию познавательных УУД у обучающихся 1 класса?
Объект исследования - процесс формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина», способствующее формированию познавательных УУД у обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина», способствующее формированию познавательных УУД у обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия», особенности их формирования у младших школьников;
- охарактеризовать понятие, направления, виды, формы внеурочной деятельности младших школьников согласно ФГОС НОО;
- описать методы и приемы формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности;
- обосновать необходимость проектирования содержания программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности для обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское;
- разработать содержание программы курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина», направленное на формирование познавательных УУД у обучающихся 1 класса;
- проанализировать и описать результаты практического применения фрагмента программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина» для 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское.
Для решения поставленной цели использовались методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, проектирование, обобщение полученных результатов.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности 8
1.1. Понятие «познавательные УУД», особенности их формирования у младших школьников 8
1.2. Внеурочная деятельность в начальной школе: понятие, направления, виды, формы согласно ФГОС НОО 16
1.3. Методы и приемы формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности 22
Глава II. Практические аспекты деятельности учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское, во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности 30
2.1. Обоснование необходимости проектирования программы курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности для обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское 30
2.2. Программа курса внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «Моя малая Родина», направленной на формирование познавательных УУД обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское 41
2.3. Анализ и описание результатов практического применения фрагмента программы курса внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «Моя малая Родина» для 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское 53
Заключение 57
Список литературы 60
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду "связи времён", чувства сопричастности к истории своей родины. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием, ведь никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Проанализировав литературу по данной теме, разработав программу курса внеурочной деятельности, приходим к следующим выводам:
- Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
- Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
- общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
- условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
- Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, общественные организации, СМИ.
- В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
- Возрастные особенности учеников первого класса заключаются в том, что для них характерно проявление любопытства и интереса ко всему новому. На первых порах познавательная активность поддерживается ощущением новизны, поэтому с самого начала обучения на уровне начального общего образования необходима работа по формированию целенаправленной познавательной активности ребенка. И процесс формирования познавательных универсальных учебных действий становится первым шагом к формированию познавательного интереса. Во многих школах сегодня педагоги ставят своей целью формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности, однако внеурочная деятельность чаще всего остается незамеченной, хотя она предоставляет богатый ресурс для решения этой цели.
- Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС НОО. Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
В исследовательской работе рассмотрен вопрос достижения духовно – нравственных результатов процесса обучения через процесс формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности для 1 класса «Моя малая Родина», проведены занятия по данной программе. Проведенные занятия из программы свидетельствуют об интересе и уважительном отношении обучающихся к истории, событиям и героям Родины, т.е. способствовали формированию ценностного отношения к России, своему народу, своему краю.
Таким образом, проблема исследования решена, цель достигнута, задачи выполнены.
Законы, законодательные акты:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - URL: https://base.garant.ru/55170507/ — Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77308190/paragraph/1:0— Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022
Локальные нормативно-правовые акты МБОУ СОШ с. Аятское
3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования, утв. приказом директора от «31» августа 2018 г. №292/1-Д, - 156 с.
4. Программа внеурочной деятельности, утв. приказом директора от 26.08.2021 г. № 117-о, - 32 с.
5. Учебный план, утв. приказом директора от 26.08.2021 г. № 117-о
Статьи из журнала:
6. Алижанова Х.А., Шафиев М.М. Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Мир науки, культуры, образования. – №1. –2020. –150-152 с.
7. Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - №4. - С.78-80.
8. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск, 1993. — М.: УМК «Психология», 2003. — С. 91—100.
9. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях// Международный научный журнал «символ науки» №9/2016. С. 80-82.
10. Монгуш В.Ш., Монгуш Ш.С. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Мир науки, культуры, образования. –№5. –2018. –285-286 с.
11. Храпченков В.Г. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
12. Худотеплова, Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности / Е. Н. Худотеплова. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2335/ (дата обращения: 20.05.2022).
13. Чуланова, Н. А. Модель развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности / Н. А. Чуланова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – № 2. – С. 229–234.
14. Чуланова, Н. А. Практическая составляющая модели развития познавательных универсальных учебных действий / Н. А. Чуланова // Актуальные вопросы регионального образования. – 2013. – № 10. – С. 89–95.
15. Яндукова Т.А. Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников // Самара, 2018. - 23 с.
Литература:
16. Асмолов А.Г., Гурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действии в начальной школе: от действия к мысли: учебное пособие для учителя /; под ред. А.Г. Асмолова. - URL: https://clck.ru/hYJyh — Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022
17. Астахова Н.И. и др. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие. – Барнаул : АлтГПУ, 2019. – 193 с.
18. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 – 49 с.
19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009. – С 25
20. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования, 2021. - URL: https://urait.ru/viewer/pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya-494352#page/2 Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
21. Канке В.А. Теория обучения и воспитания. 2018. URL: https://urait.ru/viewer/teoriya-obucheniya-i-vospitaniya-489567#page/1 - Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
22. Лукьяненко Т.И., Гонохова Т.А., Мищенко Е.В. Психологическое диагностирование в работе школьного педагога-психолога: учебно-методическое пособие / Т.И. Лукьяненко, Т.А. Гонохова, Е.В. Мищенко. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. – 376 с.
23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
24. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. —— М.: Знание, 1979. — 96 с.
26. Универсальные учебные действия: от идеи – к технологии, от цели – к инструменту: материалы Второго Всероссийского педагог. форума (27-29 марта 2012 г.). – Екатеринбург: ИРО, 2012. – 232 с.
27. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
28. Хуторской А.В. Современная дидактика. 2021. URL: https://urait.ru/viewer/sovremennaya-didaktika-492002#page/1 Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это возлагает особую ответственность на учителя начальной школы. Важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить самостоятельно учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (далее: УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей. Для решения данной проблемы нужно научить детей ориентироваться в информационном пространстве: научиться осмыслять, перерабатывать информацию. Именно познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, а овладение умением учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся в различных областях знаний.
В связи с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее: ФГОС НОО) в виде сформулированных целей или установок: формирование познавательных действий и способности к творческой деятельности.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса, лежат в основе умственной деятельности учащихся. В зависимости от уровня развития познавательных УУД у ученика могут наблюдаться различные скачки в успеваемости (отличные, хорошие или удовлетворительные результаты, либо неуспеваемость), снижается мотивация в обучении.
Концепция развития УУД разработана группой авторов:
А.Г. Асмоловым, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством
А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей [30, с. 45].
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательными учреждениями, в том числе, и через внеурочную деятельность. «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, воспитанников 1 – 4 классов, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время» [1]. Одним из направлений организации внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО является духовно-нравственное.
Духовно-нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В настоящее время можно констатировать падение духовной культуры общества подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением [8, с.79].
В период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России могут стать для подрастающего поколения тем стержнем, опираясь на который ребёнок будет жить, ориентируясь на духовно-нравственные нормы социума, в котором он развивается.
Исходя из вышесказанного, в Концепции духовно – нравственного развития и воспитании личности гражданина России определено:
«Последовательное расширение и укрепление ценностно–смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [3, с.12].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. А одним из наиболее значительных факторов, который позволяет решать эту задачу является организация внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственной направленности.
Но в исследуемой теме обнаруживается противоречие между необходимостью формирования познавательных УУД у младших школьников и недостаточным программно-методическим обеспечением решения данной проблемы во внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности.
Проблема: каким должно быть содержание программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина», способствующее формированию познавательных УУД у обучающихся 1 класса?
Объект исследования - процесс формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина», способствующее формированию познавательных УУД у обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина», способствующее формированию познавательных УУД у обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия», особенности их формирования у младших школьников;
- охарактеризовать понятие, направления, виды, формы внеурочной деятельности младших школьников согласно ФГОС НОО;
- описать методы и приемы формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности;
- обосновать необходимость проектирования содержания программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности для обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское;
- разработать содержание программы курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина», направленное на формирование познавательных УУД у обучающихся 1 класса;
- проанализировать и описать результаты практического применения фрагмента программы курса внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности «Моя малая Родина» для 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское.
Для решения поставленной цели использовались методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, проектирование, обобщение полученных результатов.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности 8
1.1. Понятие «познавательные УУД», особенности их формирования у младших школьников 8
1.2. Внеурочная деятельность в начальной школе: понятие, направления, виды, формы согласно ФГОС НОО 16
1.3. Методы и приемы формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности 22
Глава II. Практические аспекты деятельности учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское, во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности 30
2.1. Обоснование необходимости проектирования программы курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности для обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское 30
2.2. Программа курса внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «Моя малая Родина», направленной на формирование познавательных УУД обучающихся 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское 41
2.3. Анализ и описание результатов практического применения фрагмента программы курса внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «Моя малая Родина» для 1 класса МБОУ СОШ с. Аятское 53
Заключение 57
Список литературы 60
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду "связи времён", чувства сопричастности к истории своей родины. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием, ведь никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.
Проанализировав литературу по данной теме, разработав программу курса внеурочной деятельности, приходим к следующим выводам:
- Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
- Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
- общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
- условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
- Основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, общественные организации, СМИ.
- В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
- Возрастные особенности учеников первого класса заключаются в том, что для них характерно проявление любопытства и интереса ко всему новому. На первых порах познавательная активность поддерживается ощущением новизны, поэтому с самого начала обучения на уровне начального общего образования необходима работа по формированию целенаправленной познавательной активности ребенка. И процесс формирования познавательных универсальных учебных действий становится первым шагом к формированию познавательного интереса. Во многих школах сегодня педагоги ставят своей целью формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности, однако внеурочная деятельность чаще всего остается незамеченной, хотя она предоставляет богатый ресурс для решения этой цели.
- Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС НОО. Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
В исследовательской работе рассмотрен вопрос достижения духовно – нравственных результатов процесса обучения через процесс формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности для 1 класса «Моя малая Родина», проведены занятия по данной программе. Проведенные занятия из программы свидетельствуют об интересе и уважительном отношении обучающихся к истории, событиям и героям Родины, т.е. способствовали формированию ценностного отношения к России, своему народу, своему краю.
Таким образом, проблема исследования решена, цель достигнута, задачи выполнены.
Законы, законодательные акты:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - URL: https://base.garant.ru/55170507/ — Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77308190/paragraph/1:0— Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022
Локальные нормативно-правовые акты МБОУ СОШ с. Аятское
3. Основная общеобразовательная программа начального общего образования, утв. приказом директора от «31» августа 2018 г. №292/1-Д, - 156 с.
4. Программа внеурочной деятельности, утв. приказом директора от 26.08.2021 г. № 117-о, - 32 с.
5. Учебный план, утв. приказом директора от 26.08.2021 г. № 117-о
Статьи из журнала:
6. Алижанова Х.А., Шафиев М.М. Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Мир науки, культуры, образования. – №1. –2020. –150-152 с.
7. Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - №4. - С.78-80.
8. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск, 1993. — М.: УМК «Психология», 2003. — С. 91—100.
9. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях// Международный научный журнал «символ науки» №9/2016. С. 80-82.
10. Монгуш В.Ш., Монгуш Ш.С. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Мир науки, культуры, образования. –№5. –2018. –285-286 с.
11. Храпченков В.Г. Особенности активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
12. Худотеплова, Е. Н. Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности / Е. Н. Худотеплова. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2335/ (дата обращения: 20.05.2022).
13. Чуланова, Н. А. Модель развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности / Н. А. Чуланова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2016. – № 2. – С. 229–234.
14. Чуланова, Н. А. Практическая составляющая модели развития познавательных универсальных учебных действий / Н. А. Чуланова // Актуальные вопросы регионального образования. – 2013. – № 10. – С. 89–95.
15. Яндукова Т.А. Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников // Самара, 2018. - 23 с.
Литература:
16. Асмолов А.Г., Гурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действии в начальной школе: от действия к мысли: учебное пособие для учителя /; под ред. А.Г. Асмолова. - URL: https://clck.ru/hYJyh — Режим доступа: свободный. Дата обращения: 15.05.2022
17. Астахова Н.И. и др. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие. – Барнаул : АлтГПУ, 2019. – 193 с.
18. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 – 49 с.
19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009. – С 25
20. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования, 2021. - URL: https://urait.ru/viewer/pedagogika-nachalnogo-obrazovaniya-494352#page/2 Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
21. Канке В.А. Теория обучения и воспитания. 2018. URL: https://urait.ru/viewer/teoriya-obucheniya-i-vospitaniya-489567#page/1 - Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
22. Лукьяненко Т.И., Гонохова Т.А., Мищенко Е.В. Психологическое диагностирование в работе школьного педагога-психолога: учебно-методическое пособие / Т.И. Лукьяненко, Т.А. Гонохова, Е.В. Мищенко. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. – 376 с.
23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
24. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. —— М.: Знание, 1979. — 96 с.
26. Универсальные учебные действия: от идеи – к технологии, от цели – к инструменту: материалы Второго Всероссийского педагог. форума (27-29 марта 2012 г.). – Екатеринбург: ИРО, 2012. – 232 с.
27. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
28. Хуторской А.В. Современная дидактика. 2021. URL: https://urait.ru/viewer/sovremennaya-didaktika-492002#page/1 Режим доступа: свободный. Дата обращения 03.05.2022.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2400 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 5780 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую