Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Вопрос предупреждения нарушений письма (дисграфии) в настоящее время является одним из самых сложных и значимых в современной логопедии.
Р. И. Лалаева [9] дает такое определение дисграфии: « Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, выражающееся в стойких, повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Расстройство письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности ребенка, на его характер и все психическое развитие.
Дисграфии особенно часто отмечаются у детей с различными речевыми нарушениями. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных, неспецифических ошибок на письме чрезвычайно важны для разработки системы коррекционной логопедической работы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Особое значение в решении этой проблемы имеет определение дифференцированного содержания профилактической работы с детьми, которое учитывает структуру их дефекта и своеобразие отставания в развитии.
Несмотря на постоянный научный поиск эффективных технологий обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, предупреждения появления у них нарушений письма, успеваемость младших школьников данной категории достаточно низкая (А. Н. Корнев, Л. Г. Парамонова, И. В. Прищепова и др.). Это связано с увеличением количества дошкольников и младших школьников с ФФНР, с усложнением структуры и степени выраженности их речевого дефекта, с несвоевременностью обращения родителей к специалистам с целью специального воздействия на неречевую и речевую сферу ребенка, уменьшением количества соответствующих образовательных учреждений и речевых групп в детских садах.
У детей данной группы оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.Эти нарушения с трудом подаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии (фонематические, лексико-грамматические и просодические нарушения), тем самым снижая эффективность школьного обучения (Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В.Гуровец, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина; Н.В. Серебрякова, Р.И. и др.).
При ФФНР отсутствие четких артикуляционных образов приводит к стиранию граней между слуховыми, дифференциальными признаками звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи, что затрудняет процесс овладения грамотой, письмом и чтением, и как следствие программой начального обучении в целом. Из этого можно сделать вывод, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи возможно только при целенаправленной логопедической работе по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Как правило, у дошкольников с ФФНР в период школьного обучения диагностируют такой вид дисграфии как артикуляторно-акустическая, акустическая, проявляющаяся на письме в виде специфических ошибок. Из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.
Современные знания о дисграфии в нашей стране связаны, главным образом, с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой. На современном этапе проблемами нарушений письменной речи занимаются Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова А.Н., Корнев, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению не сформированности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
Объектомисследованияпредупреждение нарушений письма у дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Предмет исследования – логопедическая работа, направленная на подготовку дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Цель: спланировать логопедическую работу по подготовку дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Систематизировать знания о психологических и физиологических основах процесса письма;
3. Обобщить знания о нарушениях в речевом развитии дошкольников с ФФНР;
4. Подобрать и провести методики на исследование предпосылок процесса письма у дошкольников с ФФНР;
5. Провести сравнительный анализ сформированности предпосылок процесса письма у дошкольников с ФФНР и нормы;
6. Разработать логопедическую работу предпосылок процесса письма у дошкольников с ФФНР.
Методы исследования:
1. Организационные методы: сравнительный анализ.
2. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, анализ анамнестических данных, наблюдение.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные методы.
Научная новизна исследования заключается в том,что в данной работы уточнены особенности нарушений письма у старших дошкольников с ФФНР, разработана логопедическая работа по предупреждению нарушений письма с учетом дифференцированного подхода.
Теоретическая значимость исследования определяется комплексным изучением особенностей проявления нарушений письма у дошкольников с ФФНР, необходимостью получения углубленного представления о механизмах, симптоматике, этиологии данных нарушений.
Практическая значимость заключается в совершенствовании логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с ФФНР.Полученные материалы могут быть использованы в программах, методических пособиях, практической работе логопедов, воспитателей логопедических групп.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения письму старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.1 Физиологические, психологические и лингвистические основы письма у старших дошкольников 9
1.2 Характеристика нарушений в речевом развитии детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Глава 2. Изучение уровня подготовки старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению письму 20
2.1 Методики исследования 20
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 27
Глава 3. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 54
3.1 Анализ программных материалов по содержанию логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ФФНР 54
3.2 Обоснование обучающего эксперимента по пропедевтике нарушений письма у старших дошкольников с ФФНР 59
3.3 Организация и содержание экспериментального обучения по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников (календарный план), основное направление работы, сроки их реализации, основные виды упражнений, задачи 62
3.4 Анализ результатов контрольного эксперимента 76
Заключение 94
Список литературы 97
Приложение 103
Приложение 1 103
Приложение 2 130
Приложение 3 131
Приложение 4 132
Приложение 5 133
Приложение 6 134
Приложение 7 135
Приложение 8 137
Приложение 9 138
Приложение 10 139
Приложение 11 140
Приложение 12 142
Приложение 13 143
Приложение 14 144
Приложение 15 145
Приложение 16 146
Приложение 17 147
Приложение 18 153
Приложение 19 154
Приложение 20 155
Приложение 21 156
Приложение 22 157
Приложение 23 159
Приложение 24 160
Приложение 25 161
Приложение 26 162
Приложение 27 163
Заключение
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Замедленно и с ошибками проходит процесс овладения грамотой у детей с ФФНР. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом наблюдается нарушение звукопроизношения, фонематических процессов.
На основании анализа литературы отмечено, что в процессе овладения грамотой в школе у детей с ФФНР могут возникать нарушения письма, проявляющиеся в виде стойких ошибок. Для предотвращения появления таких ошибок необходимо уже в дошкольном возрасте организовать работу по их предупреждению.
Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МДОУ д/с 128 города Екатеринбурга Свердловской области. В исследовании участвовало одна группа детей, в которую вошли старшие дошкольники с ФФНР в количестве 10 человек(5,5-6 лет), из них у 5 дошкольников ФФНР обусловлено дислалией, 5 детей ФФНР обусловлено дизартрией.
С учетом того, что процесс письма имеет сложную психофизиологическую основу, целесообразно в методику исследования включать изучение общей, мелкой, артикуляторной моторики, изучение звукопроизношение, слоговой структуры слова, фонематических процессов, пассивного и активного словарного запаса, грамматического строя речи.
По среднему баллу дошкольники с ФФНР были разделены на три группы:
Первая группа – 2 дошкольника с ФФНР при дислалии. Уровень подготовки к письму находится на высоком уровне.общая, мелкая и артикуляционная моторика приближены к норме. Нарушено звукопроизношение, проявляющееся в ненормированном, искаженном произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков. Незначительно нарушены фонематические процессы. Пассивный словарь соответствует норме. Активный словарь приближен к норме. Отмечаются незначительные нарушения в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовании прилагательных от существительных, снижен объем адъективной лексики.
Вторая группа - 3 дошкольника с ФФНР при дислалии, 5 дошкольников с ФФНР при дизартрии. Отмечено, что по среднему баллу дошкольники с ФФНР при дислалии приближены к высокому уровню, т.е. к верхней границе среднего уровня, тогда как дошкольники с ФФНР при дизартрии приближены к низкому уровню, т.е. к нижней границе среднего уровня. У всех дошкольников отмечаются некоторые нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематических процессов. Звукопроизношения имеет полиморфные нарушения от искаженного произношения до замены и отсутствия звуков в речи. Фонематические процессы нарушены в большей степени. Уровень лексико-грамматического строя находится на среднем уровне.Пассивный словарный запас приближен к норме. Активный словарный запас ограничен по объему. Отмечены незначительные нарушения в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовании прилагательных от существительных, снижен объем адъективной лексики. Нарушено грамматическая структура. Ошибки в словоизменении, образовании предложно-падежных форм существительных, образовании существительных префиксальным способом.
Таким образом, можно констатировать, что уровень подготовки к письму у дошкольников с ФФНР недостаточен, поэтому с дошкольниками была организована коррекционно-логопедическая работа.
Коррекционная работа проводилась с детьми второй подгруппы. Занятия по формированию лексико-грамматических языковых средств языка проводились по 2 раза в неделю фронтально, в группах и мини-группах в утренние часы. Основное внимание на таких занятиях уделялось комплексу работы по речевому развитию с учетом определенной тематики. На каждом занятии были использованы упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Занятия, посвященные звукопроизношению, включали упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры,фонематических процессов, слогового и звукового анализа и синтеза. Пополнение и активизация словаря на занятиях являлось средством отработки грамматические связи: словоизменение, словообразование, синтаксическое оформление речи в словосочетания и предложения.
После окончания логопедической работы дошкольники экспериментальной группы были повторно продиагностированы. Результаты сравнили с результатами констатирующего этапа исследования.
Были выделены следующие группы:
Высокий уровень – 2 дошкольника КГ с ФФНР при дислалии и 2 дошкольника ЭГ с ФФНР при дизартрии
Средний уровень - 3 дошкольника КГ с ФФНР при дислалии и 3 дошкольников ЭГ с ФФНР при дизартрии.
Таким образом, уровень подготовки к письму у дошкольников ЭГ повысился. Следовательно, проведенная работа была эффективна.
Коррекционная работа должна проводиться систематически, целенаправленно, поэтому ее необходимо продолжать.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Список литературы
1 Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70. – М., 1955.. – С. 104-148.
2 Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика//Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва-Воронеж, 2001, с. 7-20.
3 Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320с.
4 Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. - 1990 - № 10 – с. 11-17.
5 Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Медицина, 1981. – 288с.
6 Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию//5 научная сессия по дефектологии, М., 1967. – с.44-49
7 Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., Медицина, 1974. – 256с.
8 Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии. // Начальная школа. – 2003 – №4. – 39с.
9 Боскис P.M., Левина P.E. Основы компенсации дефектов у аномальных детей. // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. М.К. Бардышевской. – М: Издательство МГУ, 2006. – 744с.
10 Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005.- 384с.
11 Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия: Методическое наследие: В 5 книгах. Книга 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – М.: Владос, 2007. – 303с.
12 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519с.
13 Выготский Л.С. Предыстория письменной речи// Ляудис В.Я.., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.115-135.
14 Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. – №4. – С. 27-33.
15 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб.: «Союз», 2000. – 132с.
16 Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. - М. Просвещение, 1959. – 216с.
17 Дементьев С.П. Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся общеобразовательных школ//Дефектология. – 1984. - № 2. – с.40-43.
18 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1981. – 224с.
19 ЖинкинН.И. Речь как проводник информации. - М: Наука, 1982.- 153с.
20 Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1963 – № 3. Точка перед // не ставится. Везде исправьте.
21 Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. – 176 с.
22 Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. - АН СССР.- Л.: Наука. Ленинград.отд-ние, 1987.-112с.
23 Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 1980. № 3.
24 Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986
25 Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов. – М.: Астрель, 2007. – 224с.
26 Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1968. – с.166-190.
27 Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995. – 230с.
28 Корнев А.Н. Нарушения письма и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
29 Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности // Под ред. Селиверстова В.И. — М., 1983. – 348с.
30 Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. –М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160с.
31 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998. - 224с.
32 Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи//Хрестоматия по логопедии/под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – с.502-512
33 Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 285с.
34 Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: ИП АПН СССР, 1961. – 65с.
35 Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Аркти, 2005. – 222с.
36 Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1940. – 72с.
37 Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма// Вопросы общего языкознания. - М.,1964. – с.40-79
38 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
39 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 504с.
40 Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АН СССР. - 1950. - 84с.
41 Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. – 352с.
42 Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма//Хрестоматия по логопедии в 2 т.т./Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. – М., 1997. – т. 2 – с. 326-333.
43 Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ//Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Выпуск №3. Учпедгиз, 1953. – с.57-62
44 Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М., 1973. – 266с.
45 Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 87с.
46 Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы: Учебное пособие. - СПб.: Стройпечать, 1995. - 64с.
47 НазароваЛ.К. О роли речевых кинестезий в письме//Советская педагогика. - 1952. - №6.
48 Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66
49 Николаева Т.М. Письменная речь и ее изучение//Вопросы языкознания. - 1961. - №3. - с. 9-17.
50 Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте//Уч. записки ЛГПИ им.Герцена. - 1946. - Т.53. - c.44-45
51 Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
52 Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 240с.
53 Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 1999- 90 с.
54 Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1993. – 256с.
55 Селиверстов В.И. Дошкольнаялогопсихология. Учебное пособие. / Под редакцией профессора В.И. Селиверстова; авторы: к.п.н., доцент Денисова О.А.; к.п.н., доцент Захарова Т.В.; к.пс.н., доцент Бучилова И.А.; к.пс.н., доцент Самофал Р.А.; Поникарова В.Н.; Леханова О.Л.; Котляр Л.Я.. – М., 2003. – 153с.
56 Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002
57 Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей//Под ред. Власенко И.Г., Чиркиной Г.В., Власовой Т.А. – М., 1982 – с. 58-93.
58 Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма//Вопросы логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1959. – с. 75-135.
59 Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)//Расстройства речи у детей и подростков/под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - с.190-212
60 Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / П. М. Трубникова. - Урал.гос.пед.ун-т, Ип-т спец.образования, Екатеринбург, 1998
61 Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ( 6 год жизни).– М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
62 Фотекова Т.А., Ахутина Т.Н. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Аркти, 2002. - 136с.
63 Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М. Гос. Учебно-педагогическое изд., 1958. – 127с.
64 Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.
65 Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1995. – 304с.
66 Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Учеб.-метод.пособие. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2000. - 299с.
67 Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. 428с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Вопрос предупреждения нарушений письма (дисграфии) в настоящее время является одним из самых сложных и значимых в современной логопедии.
Р. И. Лалаева [9] дает такое определение дисграфии: « Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, выражающееся в стойких, повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».
У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Расстройство письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности ребенка, на его характер и все психическое развитие.
Дисграфии особенно часто отмечаются у детей с различными речевыми нарушениями. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных, неспецифических ошибок на письме чрезвычайно важны для разработки системы коррекционной логопедической работы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Особое значение в решении этой проблемы имеет определение дифференцированного содержания профилактической работы с детьми, которое учитывает структуру их дефекта и своеобразие отставания в развитии.
Несмотря на постоянный научный поиск эффективных технологий обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, предупреждения появления у них нарушений письма, успеваемость младших школьников данной категории достаточно низкая (А. Н. Корнев, Л. Г. Парамонова, И. В. Прищепова и др.). Это связано с увеличением количества дошкольников и младших школьников с ФФНР, с усложнением структуры и степени выраженности их речевого дефекта, с несвоевременностью обращения родителей к специалистам с целью специального воздействия на неречевую и речевую сферу ребенка, уменьшением количества соответствующих образовательных учреждений и речевых групп в детских садах.
У детей данной группы оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения, словарный запас отстаёт от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.Эти нарушения с трудом подаются коррекции, отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии (фонематические, лексико-грамматические и просодические нарушения), тем самым снижая эффективность школьного обучения (Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.В.Гуровец, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина; Н.В. Серебрякова, Р.И. и др.).
При ФФНР отсутствие четких артикуляционных образов приводит к стиранию граней между слуховыми, дифференциальными признаками звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи, что затрудняет процесс овладения грамотой, письмом и чтением, и как следствие программой начального обучении в целом. Из этого можно сделать вывод, что преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи возможно только при целенаправленной логопедической работе по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Как правило, у дошкольников с ФФНР в период школьного обучения диагностируют такой вид дисграфии как артикуляторно-акустическая, акустическая, проявляющаяся на письме в виде специфических ошибок. Из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и нам кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедом, воспитателем и родителями.
Современные знания о дисграфии в нашей стране связаны, главным образом, с идеями В.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой. На современном этапе проблемами нарушений письменной речи занимаются Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова А.Н., Корнев, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова.
Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению не сформированности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи приобрели особую актуальность.
Объектомисследованияпредупреждение нарушений письма у дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Предмет исследования – логопедическая работа, направленная на подготовку дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Цель: спланировать логопедическую работу по подготовку дошкольников с ФФНР к обучению письму.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Систематизировать знания о психологических и физиологических основах процесса письма;
3. Обобщить знания о нарушениях в речевом развитии дошкольников с ФФНР;
4. Подобрать и провести методики на исследование предпосылок процесса письма у дошкольников с ФФНР;
5. Провести сравнительный анализ сформированности предпосылок процесса письма у дошкольников с ФФНР и нормы;
6. Разработать логопедическую работу предпосылок процесса письма у дошкольников с ФФНР.
Методы исследования:
1. Организационные методы: сравнительный анализ.
2. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, анализ анамнестических данных, наблюдение.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные методы.
Научная новизна исследования заключается в том,что в данной работы уточнены особенности нарушений письма у старших дошкольников с ФФНР, разработана логопедическая работа по предупреждению нарушений письма с учетом дифференцированного подхода.
Теоретическая значимость исследования определяется комплексным изучением особенностей проявления нарушений письма у дошкольников с ФФНР, необходимостью получения углубленного представления о механизмах, симптоматике, этиологии данных нарушений.
Практическая значимость заключается в совершенствовании логопедической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников с ФФНР.Полученные материалы могут быть использованы в программах, методических пособиях, практической работе логопедов, воспитателей логопедических групп.
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения письму старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9
1.1 Физиологические, психологические и лингвистические основы письма у старших дошкольников 9
1.2 Характеристика нарушений в речевом развитии детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15
Глава 2. Изучение уровня подготовки старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению письму 20
2.1 Методики исследования 20
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 27
Глава 3. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 54
3.1 Анализ программных материалов по содержанию логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ФФНР 54
3.2 Обоснование обучающего эксперимента по пропедевтике нарушений письма у старших дошкольников с ФФНР 59
3.3 Организация и содержание экспериментального обучения по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников (календарный план), основное направление работы, сроки их реализации, основные виды упражнений, задачи 62
3.4 Анализ результатов контрольного эксперимента 76
Заключение 94
Список литературы 97
Приложение 103
Приложение 1 103
Приложение 2 130
Приложение 3 131
Приложение 4 132
Приложение 5 133
Приложение 6 134
Приложение 7 135
Приложение 8 137
Приложение 9 138
Приложение 10 139
Приложение 11 140
Приложение 12 142
Приложение 13 143
Приложение 14 144
Приложение 15 145
Приложение 16 146
Приложение 17 147
Приложение 18 153
Приложение 19 154
Приложение 20 155
Приложение 21 156
Приложение 22 157
Приложение 23 159
Приложение 24 160
Приложение 25 161
Приложение 26 162
Приложение 27 163
Заключение
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Замедленно и с ошибками проходит процесс овладения грамотой у детей с ФФНР. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом наблюдается нарушение звукопроизношения, фонематических процессов.
На основании анализа литературы отмечено, что в процессе овладения грамотой в школе у детей с ФФНР могут возникать нарушения письма, проявляющиеся в виде стойких ошибок. Для предотвращения появления таких ошибок необходимо уже в дошкольном возрасте организовать работу по их предупреждению.
Экспериментальное исследование проводилось в старшей группе МДОУ д/с 128 города Екатеринбурга Свердловской области. В исследовании участвовало одна группа детей, в которую вошли старшие дошкольники с ФФНР в количестве 10 человек(5,5-6 лет), из них у 5 дошкольников ФФНР обусловлено дислалией, 5 детей ФФНР обусловлено дизартрией.
С учетом того, что процесс письма имеет сложную психофизиологическую основу, целесообразно в методику исследования включать изучение общей, мелкой, артикуляторной моторики, изучение звукопроизношение, слоговой структуры слова, фонематических процессов, пассивного и активного словарного запаса, грамматического строя речи.
По среднему баллу дошкольники с ФФНР были разделены на три группы:
Первая группа – 2 дошкольника с ФФНР при дислалии. Уровень подготовки к письму находится на высоком уровне.общая, мелкая и артикуляционная моторика приближены к норме. Нарушено звукопроизношение, проявляющееся в ненормированном, искаженном произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков. Незначительно нарушены фонематические процессы. Пассивный словарь соответствует норме. Активный словарь приближен к норме. Отмечаются незначительные нарушения в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовании прилагательных от существительных, снижен объем адъективной лексики.
Вторая группа - 3 дошкольника с ФФНР при дислалии, 5 дошкольников с ФФНР при дизартрии. Отмечено, что по среднему баллу дошкольники с ФФНР при дислалии приближены к высокому уровню, т.е. к верхней границе среднего уровня, тогда как дошкольники с ФФНР при дизартрии приближены к низкому уровню, т.е. к нижней границе среднего уровня. У всех дошкольников отмечаются некоторые нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематических процессов. Звукопроизношения имеет полиморфные нарушения от искаженного произношения до замены и отсутствия звуков в речи. Фонематические процессы нарушены в большей степени. Уровень лексико-грамматического строя находится на среднем уровне.Пассивный словарный запас приближен к норме. Активный словарный запас ограничен по объему. Отмечены незначительные нарушения в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовании прилагательных от существительных, снижен объем адъективной лексики. Нарушено грамматическая структура. Ошибки в словоизменении, образовании предложно-падежных форм существительных, образовании существительных префиксальным способом.
Таким образом, можно констатировать, что уровень подготовки к письму у дошкольников с ФФНР недостаточен, поэтому с дошкольниками была организована коррекционно-логопедическая работа.
Коррекционная работа проводилась с детьми второй подгруппы. Занятия по формированию лексико-грамматических языковых средств языка проводились по 2 раза в неделю фронтально, в группах и мини-группах в утренние часы. Основное внимание на таких занятиях уделялось комплексу работы по речевому развитию с учетом определенной тематики. На каждом занятии были использованы упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Занятия, посвященные звукопроизношению, включали упражнения на развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры,фонематических процессов, слогового и звукового анализа и синтеза. Пополнение и активизация словаря на занятиях являлось средством отработки грамматические связи: словоизменение, словообразование, синтаксическое оформление речи в словосочетания и предложения.
После окончания логопедической работы дошкольники экспериментальной группы были повторно продиагностированы. Результаты сравнили с результатами констатирующего этапа исследования.
Были выделены следующие группы:
Высокий уровень – 2 дошкольника КГ с ФФНР при дислалии и 2 дошкольника ЭГ с ФФНР при дизартрии
Средний уровень - 3 дошкольника КГ с ФФНР при дислалии и 3 дошкольников ЭГ с ФФНР при дизартрии.
Таким образом, уровень подготовки к письму у дошкольников ЭГ повысился. Следовательно, проведенная работа была эффективна.
Коррекционная работа должна проводиться систематически, целенаправленно, поэтому ее необходимо продолжать.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Список литературы
1 Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70. – М., 1955.. – С. 104-148.
2 Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика//Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Москва-Воронеж, 2001, с. 7-20.
3 Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320с.
4 Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь детям с трудностями обучения// Начальная школа. - 1990 - № 10 – с. 11-17.
5 Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М.: Медицина, 1981. – 288с.
6 Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию//5 научная сессия по дефектологии, М., 1967. – с.44-49
7 Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., Медицина, 1974. – 256с.
8 Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии. // Начальная школа. – 2003 – №4. – 39с.
9 Боскис P.M., Левина P.E. Основы компенсации дефектов у аномальных детей. // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. М.К. Бардышевской. – М: Издательство МГУ, 2006. – 744с.
10 Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005.- 384с.
11 Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия: Методическое наследие: В 5 книгах. Книга 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – М.: Владос, 2007. – 303с.
12 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519с.
13 Выготский Л.С. Предыстория письменной речи// Ляудис В.Я.., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.115-135.
14 Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. – №4. – С. 27-33.
15 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб.: «Союз», 2000. – 132с.
16 Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. - М. Просвещение, 1959. – 216с.
17 Дементьев С.П. Выявление нарушений устной и письменной речи у учащихся общеобразовательных школ//Дефектология. – 1984. - № 2. – с.40-43.
18 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1981. – 224с.
19 ЖинкинН.И. Речь как проводник информации. - М: Наука, 1982.- 153с.
20 Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1963 – № 3. Точка перед // не ставится. Везде исправьте.
21 Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1987. – 176 с.
22 Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. - АН СССР.- Л.: Наука. Ленинград.отд-ние, 1987.-112с.
23 Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ. 1980. № 3.
24 Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986
25 Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности психологов. – М.: Астрель, 2007. – 224с.
26 Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1968. – с.166-190.
27 Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995. – 230с.
28 Корнев А.Н. Нарушения письма и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
29 Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности // Под ред. Селиверстова В.И. — М., 1983. – 348с.
30 Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. –М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160с.
31 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1998. - 224с.
32 Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи//Хрестоматия по логопедии/под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – с.502-512
33 Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 285с.
34 Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М.: ИП АПН СССР, 1961. – 65с.
35 Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Аркти, 2005. – 222с.
36 Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. - М.: Учпедгиз, 1940. – 72с.
37 Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма// Вопросы общего языкознания. - М.,1964. – с.40-79
38 Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 214с.
39 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 504с.
40 Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АН СССР. - 1950. - 84с.
41 Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002. – 352с.
42 Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма//Хрестоматия по логопедии в 2 т.т./Под ред. Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. – М., 1997. – т. 2 – с. 326-333.
43 Ляпидевский С.С. Дисграфии у детей и их патофизиологический анализ//Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Выпуск №3. Учпедгиз, 1953. – с.57-62
44 Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. - М., 1973. – 266с.
45 Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 87с.
46 Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы: Учебное пособие. - СПб.: Стройпечать, 1995. - 64с.
47 НазароваЛ.К. О роли речевых кинестезий в письме//Советская педагогика. - 1952. - №6.
48 Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965. - с. 46-66
49 Николаева Т.М. Письменная речь и ее изучение//Вопросы языкознания. - 1961. - №3. - с. 9-17.
50 Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте//Уч. записки ЛГПИ им.Герцена. - 1946. - Т.53. - c.44-45
51 Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
52 Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 240с.
53 Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб.пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 1999- 90 с.
54 Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1993. – 256с.
55 Селиверстов В.И. Дошкольнаялогопсихология. Учебное пособие. / Под редакцией профессора В.И. Селиверстова; авторы: к.п.н., доцент Денисова О.А.; к.п.н., доцент Захарова Т.В.; к.пс.н., доцент Бучилова И.А.; к.пс.н., доцент Самофал Р.А.; Поникарова В.Н.; Леханова О.Л.; Котляр Л.Я.. – М., 2003. – 153с.
56 Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002
57 Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей//Под ред. Власенко И.Г., Чиркиной Г.В., Власовой Т.А. – М., 1982 – с. 58-93.
58 Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма//Вопросы логопедии/Под ред. Левиной Р.Е. - М., 1959. – с. 75-135.
59 Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии)//Расстройства речи у детей и подростков/под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - с.190-212
60 Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / П. М. Трубникова. - Урал.гос.пед.ун-т, Ип-т спец.образования, Екатеринбург, 1998
61 Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием ( 6 год жизни).– М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
62 Фотекова Т.А., Ахутина Т.Н. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Аркти, 2002. - 136с.
63 Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М. Гос. Учебно-педагогическое изд., 1958. – 127с.
64 Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.
65 Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1995. – 304с.
66 Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. Учеб.-метод.пособие. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2000. - 299с.
67 Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. 428с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55635 Дипломных работ — поможем найти подходящую