все отлично, раньше срока.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Овладение речью – одна из самых сложных проблем детской психологии и педагогики. Вопросом развития речи детей дошкольного возраста занимались многие учёные и исследователи. Среди них К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.В. Гербова, Е.М. Струнин, В.И. Яшина. Их исследования показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов. Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Это путь повышения качества речевого поведения детей, отмечает О.А. Белобрыкина. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.
Грамматический строй – это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений. В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются играючи, заметили и доказали К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Исследование З.М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы конкретных действий. Причем игровые мотивы оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Исследователи Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, Д.Н. Богоявлений, А. Мечинская, Д.Б. Эльконин подчёркивают значение работы над грамматикой родного языка, изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков. Психологи А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова изучали овладение грамматическим строем в разных аспектах.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать и делать выводы. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Для решения данного вопроса необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования.
Изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, А.А. Люблинская, Д.Н. Богоявлений, А. Менчинская, Д.Б. Эльконин). Жуйков рассматривал формирование грамматических операций в тесной связи с развитием мыслительных процессов. А.Н. Гвоздев постоянно фиксировал внимание на понимании ребенком слова, его грамматической формы, осознании неправильности в своей и чужой речи.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении в играх и упражнениях. Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.
Проблема заключается в том, что уровень формирования грамматического строя речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития. Противоречие заключается в том, что педагогами не в полном объеме используются эффективные средства развития грамматического строя речи в условиях НОД по ФГОС ДО в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, несмотря на содержательную ориентированность основной образовательной программы на речевое развитие и коммуникацию.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.
Актуальность работы заключается в том, что дошкольный возраст сензитивный в развитии речи детей. Формирование грамматического строя речи вызывает у детей определенные трудности. Игра, как ведущий вид деятельности, представляет большие возможности для развития ребенка. Возникает необходимость использовать данные условия для полноценного речевого развития детей в области формирования грамматического строя речи.
Новизна исследования заключается в изучении влияния использования дидактических игр на формирование грамматического строя речи, составлении картотеки дидактических игр.
Проблема: способствует ли использование дидактических игр эффективному формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Цель: выявить дидактические игры, способствующие эффективному формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Объект: педагогический процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Предмет: дидактические игры как метод формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Задачи:
1) рассмотреть особенности грамматического строя речи у детей шестого года жизни;
2) изучить дидактические игры как метод формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни;
3) выявить эффективность использования дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Гипотеза: у детей шестого года жизни уровень сформированности грамматического строя речи повысится при следующих условиях:
– использование разнообразных дидактических игр,
– систематическое использование игр.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данной работы предполагает обращение автора к следующим методам научного исследования:
– анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
– педагогическое наблюдение при обследовании, на занятиях с детьми, в их свободной игровой деятельности;
– педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
– методы обработки результатов исследования: качественный анализ полученных данных, методы описательной статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса формирования грамматического строя у детей шестого года жизни.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты и выводы, а также рекомендации по формированию грамматического строя могут быть использованы педагогами в воспитательной и развивающей работе с детьми шестого года жизни
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
1.1. Проблема формирования грамматического строя речи детей в отечественных педагогических исследованиях
1.2. Особенности грамматического строя речи у детей шестого года жизни
1.3. Дидактическая игра как метод формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1. Диагностическая работа по выявлению уровня сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни на констатирующем этапе эксперимента
2.2. Реализация дидактических игр по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни
2.3. Диагностическая работа по определению эффективности проведения интегрированных занятий в развитии речи дошкольников на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводится речевому развитию детей.
Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Исследования известных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи. Процесс освоения грамматического строя речи детьми шести лет, сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть проведение дидактических игр.
Дидактическая игра – эффективный способ закрепления грамматических навыков словообразования. Ребенок в процессе игры выполняет задания, упражняясь в повторении новых словоформ. Дидактическая игра вовлекает детей своей динамичностью, что вызывает у них эмоции и заинтересованность в процессе.
В игре ребята учатся составлять свой текст связно, верно выражать мысли, объяснять, формировать языковые обобщения.
Проведена экспериментальная работа. Для определения уровня формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни использован диагностический инструментарий по определению уровня сформированности овладения словообразованием, умения конструировать предложения, понимание грамматических структур, умения правильно употреблять несклоняемые имена существительные, умения правильно употреблять несклоняемые имена существительные, умения правильно образовывать слова при помощи приставок. На основе анализа показателей экспериментальной работы сформулирован вывод, что уровень формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни в экспериментальные группы выше, чем у контрольной.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработан и проведен комплекс дидактических игр для формирования грамматического строя речи в соответствии с параметрами исследования – словообразование, морфология и синтаксис у детей шестого года жизни и систематическую работу по их реализации.
Проведение комплекса дидактических игр включало в себя учет принципов усложнения, наглядности и последовательности. Это позволяло не только сделать занятия интересными и увлекательными для детей, но и обеспечить их постепенное и полноценное развитие в различных областях знаний и навыков.
Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы демонстрирует то, что уровень формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни экспериментальной группы на 5% выше по показателям высокого уровня и на 7% ниже по показателям низкого уровня. Дети экспериментальной группы проявляли интерес к общению, рассказыванию по картинкам, оценке своих работ, наблюдению.
Цель исследования достигнута: выявлены дидактические игры, способствующие эффективному формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни. К ним относятся: дидактические игры по словообразованию, дидактические игры по совершенствованию морфологической и синтаксической стороны речи, интерактивные игры.
Предложения:
– использовать дидактические игры, так как они способствуют формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни в разных видах деятельности, а также успешной самореализации педагогов;
– включать в занятия по всем образовательным областям развития, определённым общеобразовательной программой дошкольного образования, дидактические игры и упражнения речевого характера с целью повышения уровня формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
- систематически использовать дидактические игры.
Таким образом, условия гипотезы подтвердились у детей шестого года жизни уровень сформированности грамматического строя речи повысится при следующих условиях:
– использование разнообразных дидактических игр,
– систематическое использование игр.
Исследование по теме «Использование дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни» не является завершенным. Возможно продолжение изучения проблемы по выявлению и систематизации современных приёмов формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
1. Алексеева, М.М. Речевое развития дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 400 с.
2. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Издательство Прометей, 2013. – 138 с.
3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. – М.: Издательство Прометей, 1948. – 87 с.
4. Арушанова, А.Н. Речь и речевое общение детей / А.Н. Арушанова. – М.: Мозаика –Синтез, 2020. – 275 с.
5. Арушанова, А. Грамматические игры и упражнения / А. Арушанова, Г. Николайчук //Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С.73-80.
6. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. – СПб.: ООО «Издательство «Детство–Пресс», 2012. – 112 с.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2014. – 240 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Мозаика - Синтез, 2019. – 160 с.
9. Бородич, А.М. Методика развитие речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Дельта, 2020. – 228 с.
10. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – Москва : Мозаика-Синтез, 2017, 2018. – 352 с.
11. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. – СПб.: Дельта, 2021. – 197 с.
12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. – С. 17 – 25.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. –М.: Детство, 1961. – 113 с.
14. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг. – М.: АСТ, 2021. – 216 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984. – 132 с.
16. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
17. Дьяченко, О.М. Развитие речи дошкольника / О.М. Дьяченко, П.И. Невская. –М.: Просвещение, 2012. –288с.
18. Жукова, Н.С. Играйка. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствованиез звукопроизношения / Н.С. Жукова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 381 с.
19. Захарова, А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А.В. Захарова. – М.: Детство, 1955. – 436 с.
20. Зюзгина, Л. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников / Л.А. Зюзгина, Ю.А. Исаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2021. –№ 11. –С.40-46.
21. Иванова, Н.П. Упражнения по лексике / Н.П. Иванова // Дошкольное воспитание. – 1978. – №7. – С.22-28.
22. Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве / Т.В. Калинина. – М.: Сфера, 2014. – 432с.
23. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов – на – Дону: ТЦ «Учитель», 2015. –32с.
24. Комарова, И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под редакцией Т.С. Комаровой –М.: МОЗАКА–СИНТЕЗ, 2014. –245с.
25. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 92с.
26. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70733280/ (дата обращения: 13.01.2024)
27. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 391с.
28. Легачева, Е. Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е.Н. Легачева, О.Д. Кочелакова // Молодой ученый. – 2016. - №7. – С.269
29. Логинова, Т.И. Общеобразовательная программа «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. –М.: Академия, 2014. – 340с.
30. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 191 с.
31. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 268 с.
32. Львов, М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] / М.Р. Львов // Начальная школа. –2020. - №6. –С. 98–105
33. Малкина, Н. М. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Н.М. Малкина // Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции «Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России». – 2022. – С. 67-70.
34. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова // Логопед. – 2004 – №6. – С.6 – 9.
35. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин //Начальная школа. – 2014. –№11. –С. 53–57.
36. Нищева, Н.В. Играйка: Восемь игр для развития речи дошкольников: Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи; Совершенствование звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – С-Пб.Союз, 2003. – 87 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова. – М.: Азбуковкин, 1999. – 944с.
38. Садовская, А. Р. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А.Р. Садовская, Е.В. Черниговских, Н.В. Муляр, И.А. Цуканова // Молодой ученый. –2021. – № 18. –С. 355–358.
39. Серебрякова, Н.В Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – М.КАРО, 2005. – 48 с.
40. Синицкая, Е.П. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580259 (дата обращения: 14.02.2024)
41. Соловьева, О.Н. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.Н. Соловьева. – М.: Просвещение, 1966. – 296 с.
42. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., и спр. – М.: Просвещение,2013. – 223с.
43. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2004. – 164с.
44. Сычѐва, Е. В. Понятие лексико-грамматического строя речи в методической и научной литературе / Е.В. Сычева // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 5 (69). – С. 110–116.
45. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
46. Ушакова, О.С. Проблема изучения речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: РАО, 1994. – 129 с.
47. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2001. – 187 с.
48. Ушинский, К.Д. Об изучении грамматики / К.Д. Ушинский. – М.: Академия, 1994. – 532 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 18.03.2024)
50. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2024)
51. Федеральная образовательная программа дошкольного образования - Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 14.05.2024)
52. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : Дрофа, 2009. – 96 с.
53. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2013. – 80с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Овладение речью – одна из самых сложных проблем детской психологии и педагогики. Вопросом развития речи детей дошкольного возраста занимались многие учёные и исследователи. Среди них К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.В. Гербова, Е.М. Струнин, В.И. Яшина. Их исследования показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов. Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Это путь повышения качества речевого поведения детей, отмечает О.А. Белобрыкина. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.
Грамматический строй – это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений. В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются играючи, заметили и доказали К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Исследование З.М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы конкретных действий. Причем игровые мотивы оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Исследователи Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, Д.Н. Богоявлений, А. Мечинская, Д.Б. Эльконин подчёркивают значение работы над грамматикой родного языка, изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков. Психологи А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова изучали овладение грамматическим строем в разных аспектах.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать и делать выводы. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Для решения данного вопроса необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования.
Изучая формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, исследователи подчеркивают значение работы над грамматикой родного языка (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, А.А. Люблинская, Д.Н. Богоявлений, А. Менчинская, Д.Б. Эльконин). Жуйков рассматривал формирование грамматических операций в тесной связи с развитием мыслительных процессов. А.Н. Гвоздев постоянно фиксировал внимание на понимании ребенком слова, его грамматической формы, осознании неправильности в своей и чужой речи.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении в играх и упражнениях. Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.
Проблема заключается в том, что уровень формирования грамматического строя речи старших дошкольников не всегда соответствует норме речевого развития. Противоречие заключается в том, что педагогами не в полном объеме используются эффективные средства развития грамматического строя речи в условиях НОД по ФГОС ДО в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, несмотря на содержательную ориентированность основной образовательной программы на речевое развитие и коммуникацию.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.
Актуальность работы заключается в том, что дошкольный возраст сензитивный в развитии речи детей. Формирование грамматического строя речи вызывает у детей определенные трудности. Игра, как ведущий вид деятельности, представляет большие возможности для развития ребенка. Возникает необходимость использовать данные условия для полноценного речевого развития детей в области формирования грамматического строя речи.
Новизна исследования заключается в изучении влияния использования дидактических игр на формирование грамматического строя речи, составлении картотеки дидактических игр.
Проблема: способствует ли использование дидактических игр эффективному формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Цель: выявить дидактические игры, способствующие эффективному формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Объект: педагогический процесс формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Предмет: дидактические игры как метод формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Задачи:
1) рассмотреть особенности грамматического строя речи у детей шестого года жизни;
2) изучить дидактические игры как метод формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни;
3) выявить эффективность использования дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
Гипотеза: у детей шестого года жизни уровень сформированности грамматического строя речи повысится при следующих условиях:
– использование разнообразных дидактических игр,
– систематическое использование игр.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данной работы предполагает обращение автора к следующим методам научного исследования:
– анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
– педагогическое наблюдение при обследовании, на занятиях с детьми, в их свободной игровой деятельности;
– педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
– методы обработки результатов исследования: качественный анализ полученных данных, методы описательной статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса формирования грамматического строя у детей шестого года жизни.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные результаты и выводы, а также рекомендации по формированию грамматического строя могут быть использованы педагогами в воспитательной и развивающей работе с детьми шестого года жизни
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
1.1. Проблема формирования грамматического строя речи детей в отечественных педагогических исследованиях
1.2. Особенности грамматического строя речи у детей шестого года жизни
1.3. Дидактическая игра как метод формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1. Диагностическая работа по выявлению уровня сформированности грамматического строя речи у детей шестого года жизни на констатирующем этапе эксперимента
2.2. Реализация дидактических игр по формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни
2.3. Диагностическая работа по определению эффективности проведения интегрированных занятий в развитии речи дошкольников на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводится речевому развитию детей.
Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Исследования известных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи. Процесс освоения грамматического строя речи детьми шести лет, сложный, в этом возрасте необходимо уделять особое внимание элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций. Именно поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть проведение дидактических игр.
Дидактическая игра – эффективный способ закрепления грамматических навыков словообразования. Ребенок в процессе игры выполняет задания, упражняясь в повторении новых словоформ. Дидактическая игра вовлекает детей своей динамичностью, что вызывает у них эмоции и заинтересованность в процессе.
В игре ребята учатся составлять свой текст связно, верно выражать мысли, объяснять, формировать языковые обобщения.
Проведена экспериментальная работа. Для определения уровня формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни использован диагностический инструментарий по определению уровня сформированности овладения словообразованием, умения конструировать предложения, понимание грамматических структур, умения правильно употреблять несклоняемые имена существительные, умения правильно употреблять несклоняемые имена существительные, умения правильно образовывать слова при помощи приставок. На основе анализа показателей экспериментальной работы сформулирован вывод, что уровень формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни в экспериментальные группы выше, чем у контрольной.
На формирующем этапе экспериментальной работы разработан и проведен комплекс дидактических игр для формирования грамматического строя речи в соответствии с параметрами исследования – словообразование, морфология и синтаксис у детей шестого года жизни и систематическую работу по их реализации.
Проведение комплекса дидактических игр включало в себя учет принципов усложнения, наглядности и последовательности. Это позволяло не только сделать занятия интересными и увлекательными для детей, но и обеспечить их постепенное и полноценное развитие в различных областях знаний и навыков.
Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы демонстрирует то, что уровень формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни экспериментальной группы на 5% выше по показателям высокого уровня и на 7% ниже по показателям низкого уровня. Дети экспериментальной группы проявляли интерес к общению, рассказыванию по картинкам, оценке своих работ, наблюдению.
Цель исследования достигнута: выявлены дидактические игры, способствующие эффективному формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни. К ним относятся: дидактические игры по словообразованию, дидактические игры по совершенствованию морфологической и синтаксической стороны речи, интерактивные игры.
Предложения:
– использовать дидактические игры, так как они способствуют формированию грамматического строя речи у детей шестого года жизни в разных видах деятельности, а также успешной самореализации педагогов;
– включать в занятия по всем образовательным областям развития, определённым общеобразовательной программой дошкольного образования, дидактические игры и упражнения речевого характера с целью повышения уровня формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
- систематически использовать дидактические игры.
Таким образом, условия гипотезы подтвердились у детей шестого года жизни уровень сформированности грамматического строя речи повысится при следующих условиях:
– использование разнообразных дидактических игр,
– систематическое использование игр.
Исследование по теме «Использование дидактических игр в формировании грамматического строя речи у детей шестого года жизни» не является завершенным. Возможно продолжение изучения проблемы по выявлению и систематизации современных приёмов формирования грамматического строя речи у детей шестого года жизни.
1. Алексеева, М.М. Речевое развития дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 400 с.
2. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Издательство Прометей, 2013. – 138 с.
3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. – М.: Издательство Прометей, 1948. – 87 с.
4. Арушанова, А.Н. Речь и речевое общение детей / А.Н. Арушанова. – М.: Мозаика –Синтез, 2020. – 275 с.
5. Арушанова, А. Грамматические игры и упражнения / А. Арушанова, Г. Николайчук //Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С.73-80.
6. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. – СПб.: ООО «Издательство «Детство–Пресс», 2012. – 112 с.
7. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2014. – 240 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – М.: Мозаика - Синтез, 2019. – 160 с.
9. Бородич, А.М. Методика развитие речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Дельта, 2020. – 228 с.
10. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – Москва : Мозаика-Синтез, 2017, 2018. – 352 с.
11. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. – СПб.: Дельта, 2021. – 197 с.
12. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1966. – С. 17 – 25.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. –М.: Детство, 1961. – 113 с.
14. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг. – М.: АСТ, 2021. – 216 с.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 1984. – 132 с.
16. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
17. Дьяченко, О.М. Развитие речи дошкольника / О.М. Дьяченко, П.И. Невская. –М.: Просвещение, 2012. –288с.
18. Жукова, Н.С. Играйка. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствованиез звукопроизношения / Н.С. Жукова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 381 с.
19. Захарова, А.В. К вопросу о развитии грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А.В. Захарова. – М.: Детство, 1955. – 436 с.
20. Зюзгина, Л. А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников / Л.А. Зюзгина, Ю.А. Исаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2021. –№ 11. –С.40-46.
21. Иванова, Н.П. Упражнения по лексике / Н.П. Иванова // Дошкольное воспитание. – 1978. – №7. – С.22-28.
22. Калинина, Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве / Т.В. Калинина. – М.: Сфера, 2014. – 432с.
23. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов – на – Дону: ТЦ «Учитель», 2015. –32с.
24. Комарова, И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под редакцией Т.С. Комаровой –М.: МОЗАКА–СИНТЕЗ, 2014. –245с.
25. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 92с.
26. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/70733280/ (дата обращения: 13.01.2024)
27. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. – 391с.
28. Легачева, Е. Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е.Н. Легачева, О.Д. Кочелакова // Молодой ученый. – 2016. - №7. – С.269
29. Логинова, Т.И. Общеобразовательная программа «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. –М.: Академия, 2014. – 340с.
30. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 191 с.
31. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 268 с.
32. Львов, М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] / М.Р. Львов // Начальная школа. –2020. - №6. –С. 98–105
33. Малкина, Н. М. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Н.М. Малкина // Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции «Ключевые проблемы естественных, технических и гуманитарных наук в современной России». – 2022. – С. 67-70.
34. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова // Логопед. – 2004 – №6. – С.6 – 9.
35. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин //Начальная школа. – 2014. –№11. –С. 53–57.
36. Нищева, Н.В. Играйка: Восемь игр для развития речи дошкольников: Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи; Совершенствование звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.В. Нищева. – С-Пб.Союз, 2003. – 87 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова. – М.: Азбуковкин, 1999. – 944с.
38. Садовская, А. Р. Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / А.Р. Садовская, Е.В. Черниговских, Н.В. Муляр, И.А. Цуканова // Молодой ученый. –2021. – № 18. –С. 355–358.
39. Серебрякова, Н.В Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – М.КАРО, 2005. – 48 с.
40. Синицкая, Е.П. Использование информационно коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580259 (дата обращения: 14.02.2024)
41. Соловьева, О.Н. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.Н. Соловьева. – М.: Просвещение, 1966. – 296 с.
42. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., и спр. – М.: Просвещение,2013. – 223с.
43. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2004. – 164с.
44. Сычѐва, Е. В. Понятие лексико-грамматического строя речи в методической и научной литературе / Е.В. Сычева // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 5 (69). – С. 110–116.
45. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
46. Ушакова, О.С. Проблема изучения речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: РАО, 1994. – 129 с.
47. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2001. – 187 с.
48. Ушинский, К.Д. Об изучении грамматики / К.Д. Ушинский. – М.: Академия, 1994. – 532 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 18.03.2024)
50. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.04.2024)
51. Федеральная образовательная программа дошкольного образования - Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 14.05.2024)
52. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : Дрофа, 2009. – 96 с.
53. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2013. – 80с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 4000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7183 Выпускной квалификационной работы — поможем найти подходящую