Рассчитай точную стоимость своей работы и получи промокод на скидку 500 ₽
Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование математической грамотности обучающихся начальной школы: теоретические основы и практическая реализация в образовательном процессе

  • 71 страниц
  • 2025 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

user3472448

1400 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Введение
На данный момент отмечается тенденция к тому, что проблемные аспекты, касающиеся образования с математическим уклоном, приобретают все более значимый и актуальный характер. Данное обстоятельство обуславливается тем фактором, что математической научное направление является фундаментальным и прямо или косвенно воздействует на каждый аспект жизнедеятельности и все сферы знаний.
Необходимо привести указание на то, что знания математического характера остаются важными, а эффективное развитие математики получает статус обязательного фактора, без которого успешное исполнение функций различными областями человеческой деятельности и жизни представляется затруднительным или даже невозможным.
Методологические подходы из разряда «математические» и соответствующий им стиль мыслительной деятельности охватывают разные области. Более того, сейчас нет сферы, так или иначе на связанной с математической наукой.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования основ математической грамотности у первоклассников на уроках в начальных классах 7
1.1. Характеристика математической грамотности 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования математической грамотности младших школьников 11
1.3. Методы и приемы формирования математической грамотности в начальной школе 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию основ математической грамотности на уроках в начальных классах 26
2.1. Описание опытно-педагогической работы 26
2.2. Исходный уровень математической грамотности младших школьников 30
2.3. Система упражнений, направленная на повышение математической грамотности младших школьников 33
2.4. Результаты опытно-педагогической работы 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Цель исследования – теоретически обосновать и выявить дидактические условия развития математической грамотности младших школьников в процессе обучения математике опытным способом.
Объект исследования – обучение математике первоклассников.
Предмет исследования – задания на развитие математических способностей младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование математических способностей первоклассников будет более эффективным, если определить дидактические условия развития математических способностей и подобрать необходимые задания.
Выдвинутая гипотеза опирается на решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить характеристики феномена математическая грамотность.
2. Определить возрастные особенности формирования математической грамотности у первоклассников.
3. Разработать комплекс заданий, направленных на развитие математической грамотности и проверить его эффективность.
4. Дать методические рекомендации для учителей.
Теоретические основы исследования представляют собой анализ работ авторов, которые занимались вопросами развития математических способностей учащихся начальных классов. Так, были изучены труды Т.Е. Абаза, Ю.И. Архипенко, Н.В. Бизяевой, О.А. Дюкаревой, Е.Э. Кочуровой, И.В. Налимовой, Т.С. Чубарева и др.

Список использованной литературы
1. Абаза, Т. Е. Формирование математической грамотности обучающихся начальной школы / Т. Е. Абаза // Эвристика и дидактика математики : Материалы XII Международной научно-методической дистанционной конференции-конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов, Донецк, 30 марта 2023 года. – Донецк: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донецкий государственный университет", 2023. – С. 90-92.
2. Аранова, Л.О. Формирование математической грамотности младших школьников через реализацию курса «наглядная геометрия» / Л.О. Аранова // Научно-методический журнал Поиск. – 2021. – № 2(75). – С. 16-18.
3. Архипенко, Ю. И. Подходы к формированию математической грамотности младших школьников с использованием мультимедийных средств / Ю. И. Архипенко, Р. М. Чудинский // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года / Редколлегия: Р.М. Чудинский (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 32-36.
4. Беляева, Е. В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е. В. Беляева // Альманах мировой науки. – 2020. – № 1(37). – С. 34-35.
5. Бизяева, Н. В. Педагогические условия формирования математической грамотности у младших школьников / Н. В. Бизяева // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2022. – № 1-2. – С. 100-104.
6. Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. – 2020. – № 5(41). – С. 47-49.
7. Гасанова, И. В. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников. Теоретические аспекты / И. В. Гасанова, Т. В. Федорова // Артемовские чтения "Продуктивное обучение: опыт и перспективы" : Материалы XV Международной научной конференции, Самара, 09–11 февраля 2023 года / Редколлегия: Л.В. Лысогорова (отв. ред.), С.П. Зубова, Н.Г. Кочетова [и др.]. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2023. – С. 666-671.
8. Гуськова, А. Г. Основные технологии формирования математической грамотности на уроках математики / А. Г. Гуськова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2022. – № 4(79). – С. 14-18.
9. Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8.
10. Евтыхова, Н. М. Методические аспекты формирования и развития математической грамотности у четвероклассников / Н. М. Евтыхова, А. С. Смелко // Модернизация современной начальной школы в аспекте национального проекта "Образование" : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 112-118.
11. Колосова, М. И. Развитие математической грамотности младшего школьника как основа для успешного обучения в школе / М. И. Колосова, А. П. Бугаева // Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Якутск, 08 октября 2020 года / Под редакцией Н.Д. Неустроева. – Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 222-224.
12. Копылова, В. И. Условия формирования математической грамотности младших школьников / В. И. Копылова, Л. В. Воронина // Современный учитель - взгляд в будущее : сборник научных статей, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 48-51.
13. Кочурова, Е. Э. Особенности формирования математической грамотности младших школьников в современном процессе обучения / Е. Э. Кочурова // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность», Орел, 18–19 октября 2017 года. Том Часть 1. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. – С. 88-94.
14. Кочурова, Е.А. Задания, чтобы развивать математическую функциональную грамотность учеников / Е.А. Кочурова // Справочник заместителя директора школы. – 2019. – № 5. – С. 89-95.
15. Ловягина, О. В. Становление математической грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность / О. В. Ловягина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-1(38). – С. 66-68.
16. Маркушевская, Е. А. Формирование математической грамотности младших школьников / Е. А. Маркушевская // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Волжский, 20 декабря 2019 года / Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права». – Волжский: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», 2019. – С. 291-294.
17. Налимова, И. В. К вопросу о формировании математической грамотности младшего школьника / И. В. Налимова, А. С. Пушкина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 31-34.
18. Носачева, С. Н. Формирование математической грамотности у младшего школьника / С. Н. Носачева // Форум. – 2023. – № 1(30). – С. 26-29.
19. Сурковский, Д. В. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности в начальной школе / Д. В. Сурковский // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева, З.Ш. Бабаева [и др.]. – Москва: ООО "ИРОК", ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 14-18.
20. Чубарева, Т. С. Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе / Т. С. Чубарева, Е. А. Сапожникова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-2(59). – С. 156-158.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Выпускную квалификационную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Введение
На данный момент отмечается тенденция к тому, что проблемные аспекты, касающиеся образования с математическим уклоном, приобретают все более значимый и актуальный характер. Данное обстоятельство обуславливается тем фактором, что математической научное направление является фундаментальным и прямо или косвенно воздействует на каждый аспект жизнедеятельности и все сферы знаний.
Необходимо привести указание на то, что знания математического характера остаются важными, а эффективное развитие математики получает статус обязательного фактора, без которого успешное исполнение функций различными областями человеческой деятельности и жизни представляется затруднительным или даже невозможным.
Методологические подходы из разряда «математические» и соответствующий им стиль мыслительной деятельности охватывают разные области. Более того, сейчас нет сферы, так или иначе на связанной с математической наукой.

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования основ математической грамотности у первоклассников на уроках в начальных классах 7
1.1. Характеристика математической грамотности 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования математической грамотности младших школьников 11
1.3. Методы и приемы формирования математической грамотности в начальной школе 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по формированию основ математической грамотности на уроках в начальных классах 26
2.1. Описание опытно-педагогической работы 26
2.2. Исходный уровень математической грамотности младших школьников 30
2.3. Система упражнений, направленная на повышение математической грамотности младших школьников 33
2.4. Результаты опытно-педагогической работы 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 58

Цель исследования – теоретически обосновать и выявить дидактические условия развития математической грамотности младших школьников в процессе обучения математике опытным способом.
Объект исследования – обучение математике первоклассников.
Предмет исследования – задания на развитие математических способностей младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование математических способностей первоклассников будет более эффективным, если определить дидактические условия развития математических способностей и подобрать необходимые задания.
Выдвинутая гипотеза опирается на решение следующих задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить характеристики феномена математическая грамотность.
2. Определить возрастные особенности формирования математической грамотности у первоклассников.
3. Разработать комплекс заданий, направленных на развитие математической грамотности и проверить его эффективность.
4. Дать методические рекомендации для учителей.
Теоретические основы исследования представляют собой анализ работ авторов, которые занимались вопросами развития математических способностей учащихся начальных классов. Так, были изучены труды Т.Е. Абаза, Ю.И. Архипенко, Н.В. Бизяевой, О.А. Дюкаревой, Е.Э. Кочуровой, И.В. Налимовой, Т.С. Чубарева и др.

Список использованной литературы
1. Абаза, Т. Е. Формирование математической грамотности обучающихся начальной школы / Т. Е. Абаза // Эвристика и дидактика математики : Материалы XII Международной научно-методической дистанционной конференции-конкурса молодых ученых, аспирантов и студентов, Донецк, 30 марта 2023 года. – Донецк: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донецкий государственный университет", 2023. – С. 90-92.
2. Аранова, Л.О. Формирование математической грамотности младших школьников через реализацию курса «наглядная геометрия» / Л.О. Аранова // Научно-методический журнал Поиск. – 2021. – № 2(75). – С. 16-18.
3. Архипенко, Ю. И. Подходы к формированию математической грамотности младших школьников с использованием мультимедийных средств / Ю. И. Архипенко, Р. М. Чудинский // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года / Редколлегия: Р.М. Чудинский (науч. ред.) [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 32-36.
4. Беляева, Е. В. Формирование математической грамотности обучающихся в начальной школе / Е. В. Беляева // Альманах мировой науки. – 2020. – № 1(37). – С. 34-35.
5. Бизяева, Н. В. Педагогические условия формирования математической грамотности у младших школьников / Н. В. Бизяева // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2022. – № 1-2. – С. 100-104.
6. Вершинина, Н. В. Как учителю младших классов формировать математическую грамотность школьников / Н. В. Вершинина // Альманах мировой науки. – 2020. – № 5(41). – С. 47-49.
7. Гасанова, И. В. Формирование функциональной математической грамотности младших школьников. Теоретические аспекты / И. В. Гасанова, Т. В. Федорова // Артемовские чтения "Продуктивное обучение: опыт и перспективы" : Материалы XV Международной научной конференции, Самара, 09–11 февраля 2023 года / Редколлегия: Л.В. Лысогорова (отв. ред.), С.П. Зубова, Н.Г. Кочетова [и др.]. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2023. – С. 666-671.
8. Гуськова, А. Г. Основные технологии формирования математической грамотности на уроках математики / А. Г. Гуськова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2022. – № 4(79). – С. 14-18.
9. Дюкарева, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А. Дюкарева // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8.
10. Евтыхова, Н. М. Методические аспекты формирования и развития математической грамотности у четвероклассников / Н. М. Евтыхова, А. С. Смелко // Модернизация современной начальной школы в аспекте национального проекта "Образование" : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 112-118.
11. Колосова, М. И. Развитие математической грамотности младшего школьника как основа для успешного обучения в школе / М. И. Колосова, А. П. Бугаева // Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Якутск, 08 октября 2020 года / Под редакцией Н.Д. Неустроева. – Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 222-224.
12. Копылова, В. И. Условия формирования математической грамотности младших школьников / В. И. Копылова, Л. В. Воронина // Современный учитель - взгляд в будущее : сборник научных статей, Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 48-51.
13. Кочурова, Е. Э. Особенности формирования математической грамотности младших школьников в современном процессе обучения / Е. Э. Кочурова // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность», Орел, 18–19 октября 2017 года. Том Часть 1. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2017. – С. 88-94.
14. Кочурова, Е.А. Задания, чтобы развивать математическую функциональную грамотность учеников / Е.А. Кочурова // Справочник заместителя директора школы. – 2019. – № 5. – С. 89-95.
15. Ловягина, О. В. Становление математической грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность / О. В. Ловягина // Вестник научных конференций. – 2018. – № 10-1(38). – С. 66-68.
16. Маркушевская, Е. А. Формирование математической грамотности младших школьников / Е. А. Маркушевская // Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Волжский, 20 декабря 2019 года / Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права». – Волжский: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», 2019. – С. 291-294.
17. Налимова, И. В. К вопросу о формировании математической грамотности младшего школьника / И. В. Налимова, А. С. Пушкина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 31-34.
18. Носачева, С. Н. Формирование математической грамотности у младшего школьника / С. Н. Носачева // Форум. – 2023. – № 1(30). – С. 26-29.
19. Сурковский, Д. В. К вопросу о формировании функциональной математической грамотности в начальной школе / Д. В. Сурковский // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 28 апреля 2022 года / Редколлегия: Л.К. Гуриева, З.Ш. Бабаева [и др.]. – Москва: ООО "ИРОК", ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2022. – С. 14-18.
20. Чубарева, Т. С. Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе / Т. С. Чубарева, Е. А. Сапожникова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7-2(59). – С. 156-158.

Купить эту работу

Формирование математической грамотности обучающихся начальной школы: теоретические основы и практическая реализация в образовательном процессе

1400 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

11 октября 2025 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user3472448
4.8
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1400 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Выпускная квалификационная работа (ВКР)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

диплом Формирование коммуникативных навыков у школьников

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Особенности развития исследовательских умений у детей пятого года жизни

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

ВКР РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ-ЭСТАФЕТАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3550 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user2009233 об авторе user3472448 2020-06-02
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

все отлично, раньше срока.

Общая оценка 5
Отзыв user2082319 об авторе user3472448 2021-05-10
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

идеальная ВКР! Структура, текст, подача - на высшем уровне! защитилась на отлично! Спасибо, Ольга, за помощь и отзывчивость! Вы большая молодец!!!

Общая оценка 5
Отзыв geccika об авторе user3472448 2020-05-21
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Спасибо большое автору за проделанную работу! Работа была проведена качественно и выполнена раньше срока! Антиплагиат пройден!

Общая оценка 5
Отзыв www.olechka.sv86 об авторе user3472448 2022-06-10
Выпускная квалификационная работа (ВКР)

Внимателен,пунктуален,отзывчив.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Методические основы изучения величин в ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Подготовка руки к письму детей 6- 7 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽
Готовая работа

Развитие математических способностей на уроках геометрии в 7 классе с помощью нестандартных уроков

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽