Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение………3
1. Основная характеристика конфликтов.
1.1 Понятие конфликта………6
1.2 Классификация конфликтов…….8
1.3 Особенности межличностного конфликта10
1.3.1 Функции межличностного конфликта……11
1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта ..12
1.3.3 Динамика межличностного конфликта……..12
1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте……14
1.4. Методы диагностики конфликтов.16
2. Общая характеристика социально – психологических методов
обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.
2.1 Психологические особенности студенческих групп……20
2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения…30
2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и
средств его проведения……34
3. Профилактика конфликтов в студенческом коллективе по средствам активных социально-психологических методов обучения.
3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов..47
3.2 Диагностика конфликтного поведения в студенческом коллективе……48
3.3 Программа социально-психологического тренинга для профилактики конфликтов...52
3.4 Оценка результатов профилактической тренинговой программы по разрешению конфликтов…56
Заключение…..61 Список литературы…….65 Приложения. Приложение № 1 «Материалы методик»………..69
Приложение № 2 «Дискограмма к методике Лири»…76 Приложение №3 «Сводные таблицы сырых данных до внедрения программы»………..77
Приложение № 4 «Программа социально-психологического обучения» ….80
Приложение № 5 «Сводные таблицы по методикам после психологических занятий, расчет ранговой корреляции»…119 Приложение № 6 «Диаграммы по результатам обследования до и после психологических занятий»……..141
Введение
Актуальность конфликтов в студенческой среде во все времена волновала не только воспитателей, педагогов, но и ученных.
Число научных исследований и публикаций, посвященных конфликтам и мерам профилактики, предупреждения их увеличивается и отражает повышение научного интереса к данной проблематике (А.Г. Здравомыслов, Н.В. Гришина, Л. Козер, Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и многие другие).
Каждый возрастной этап детства не проходит без кризиса психического развития, который характеризует уровень адаптации подрастающего человека в обществе. Приобретение положительного и отрицательного в развитии личности целиком зависит от окружающего влияния микрогруппы, коллектива, среды.
Возросшие требования к уровню психологической включенности индивида в его учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянный рост личностных притязаний ведет часто к возникновению конфликтов, как внутриличностных, так и межличностного характера.
...
1.2 Классификация конфликтов.
Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,
3) между личностью и группой,
4) межгрупповые,
5) межгосударственные (или между коалициями государств) [34;101]
Другие типы конфликтов
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.
1 По сферам жизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
• учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
...
1.3.1 Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
• познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
• инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
• разрушением существующей совместной деятельности;
• ухудшением или развалом отношений;
• негативным самочувствием участников;
• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать [34; 120].
1.3.
...
1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются [34; 53].
1.3.3 Динамика межличностных конфликтов
По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [4; 35]. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
...
1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы.
...
обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.
2.1 Психологические особенности студенческих групп.
В нашей работе будет рассмотрены межличностные конфликты в группе студентов медицинского училища, поэтому целесообразно раскрыть психологические особенности, как студенческого возраста, так и студенческих групп.
Слово «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических преобразований.
...
2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения.
Выделение в конфликте доминирующих характеристик позволяет отнести его к определенной группе для проведения диагностики и разработки профилактических технологий. Исходя из предложенной схемы, цель профилактики заключается в том, чтобы перевести социально-негативный конфликт в социально-позитивное русло, минимизируя крайние формы его проявления. Под профилактикой подразумеваются целенаправленные действия людей в процессе какой-либо деятельности, влияющие на удовлетворение потребности общества и человека в предупреждении, ограничении (или стимулировании в случае эксперимента) процессов, в основном носящих негативный и разрушительный для общества характер. Так, например, профилактика машин или техники направлена на поддержание исправности технических объектов. Профилактика в медицине направлена на сохранение здоровья и предупреждение человека об опасности, которые его ожидают, в случае если он не будет выполнять назначения врача.
...
2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и средства его проведения.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.
Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов [19; 7] определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А.
...
3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов.
Цель - провести эксперимент по разработке программы для профилактики конфликтов среди студентов.
Выполняя исследование, мы решали следующие задачи:
1) провести диагностическое исследование конфликтов в студенческом коллективе.
2) Разработать экспериментальную программу активных социально-психологических методов обучения.
3) Апробация и экспериментальная проверка результатов.
Объект экспериментального исследования – конфликты в студенческом коллективе. Исследование конфликтов проводилось на базе Кыштымского медицинского училища имени С.Д. Нарбутовских в группе медицинских сестер в период с 10 ноября 2004 г по 30 марта 2005г. Члены группы вместе 4 месяца. Группа состоит из 30 человек, из которых 28 девушек и 2 юноши, возрастной состав группы однородный 17 – 20 лет. Группу курирует один из преподавателей училища.
...
60 источников литературы
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение………3
1. Основная характеристика конфликтов.
1.1 Понятие конфликта………6
1.2 Классификация конфликтов…….8
1.3 Особенности межличностного конфликта10
1.3.1 Функции межличностного конфликта……11
1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта ..12
1.3.3 Динамика межличностного конфликта……..12
1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте……14
1.4. Методы диагностики конфликтов.16
2. Общая характеристика социально – психологических методов
обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.
2.1 Психологические особенности студенческих групп……20
2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения…30
2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и
средств его проведения……34
3. Профилактика конфликтов в студенческом коллективе по средствам активных социально-психологических методов обучения.
3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов..47
3.2 Диагностика конфликтного поведения в студенческом коллективе……48
3.3 Программа социально-психологического тренинга для профилактики конфликтов...52
3.4 Оценка результатов профилактической тренинговой программы по разрешению конфликтов…56
Заключение…..61 Список литературы…….65 Приложения. Приложение № 1 «Материалы методик»………..69
Приложение № 2 «Дискограмма к методике Лири»…76 Приложение №3 «Сводные таблицы сырых данных до внедрения программы»………..77
Приложение № 4 «Программа социально-психологического обучения» ….80
Приложение № 5 «Сводные таблицы по методикам после психологических занятий, расчет ранговой корреляции»…119 Приложение № 6 «Диаграммы по результатам обследования до и после психологических занятий»……..141
Введение
Актуальность конфликтов в студенческой среде во все времена волновала не только воспитателей, педагогов, но и ученных.
Число научных исследований и публикаций, посвященных конфликтам и мерам профилактики, предупреждения их увеличивается и отражает повышение научного интереса к данной проблематике (А.Г. Здравомыслов, Н.В. Гришина, Л. Козер, Л.А. Петровская, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов и многие другие).
Каждый возрастной этап детства не проходит без кризиса психического развития, который характеризует уровень адаптации подрастающего человека в обществе. Приобретение положительного и отрицательного в развитии личности целиком зависит от окружающего влияния микрогруппы, коллектива, среды.
Возросшие требования к уровню психологической включенности индивида в его учебную деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянный рост личностных притязаний ведет часто к возникновению конфликтов, как внутриличностных, так и межличностного характера.
...
1.2 Классификация конфликтов.
Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1) внутриличностные,
2) межличностные,
3) между личностью и группой,
4) межгрупповые,
5) межгосударственные (или между коалициями государств) [34;101]
Другие типы конфликтов
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно, не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения других типов конфликтов по самым разным основаниям.
1 По сферам жизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
• учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
• ресурсные;
• статусно – ролевые;
• социокультурные;
• идеологические и др.
...
1.3.1 Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
• познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
• функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
• инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
• перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
• разрушением существующей совместной деятельности;
• ухудшением или развалом отношений;
• негативным самочувствием участников;
• низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать [34; 120].
1.3.
...
1.3.2 Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются [34; 53].
1.3.3 Динамика межличностных конфликтов
По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта [4; 35]. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
...
1.3.4 Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы.
...
обучения, как средств профилактики конфликтов среди студентов.
2.1 Психологические особенности студенческих групп.
В нашей работе будет рассмотрены межличностные конфликты в группе студентов медицинского училища, поэтому целесообразно раскрыть психологические особенности, как студенческого возраста, так и студенческих групп.
Слово «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических преобразований.
...
2.2 Профилактика конфликтов и способы их предупреждения.
Выделение в конфликте доминирующих характеристик позволяет отнести его к определенной группе для проведения диагностики и разработки профилактических технологий. Исходя из предложенной схемы, цель профилактики заключается в том, чтобы перевести социально-негативный конфликт в социально-позитивное русло, минимизируя крайние формы его проявления. Под профилактикой подразумеваются целенаправленные действия людей в процессе какой-либо деятельности, влияющие на удовлетворение потребности общества и человека в предупреждении, ограничении (или стимулировании в случае эксперимента) процессов, в основном носящих негативный и разрушительный для общества характер. Так, например, профилактика машин или техники направлена на поддержание исправности технических объектов. Профилактика в медицине направлена на сохранение здоровья и предупреждение человека об опасности, которые его ожидают, в случае если он не будет выполнять назначения врача.
...
2.3 Характеристика социально-психологического тренинга и средства его проведения.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых в психологической практике.
Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга. Ю. Н. Емельянов [19; 7] определяет его как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности.
В отечественной психологии распространены определения тренинга как одного из активных методов обучения, или социально-психологического тренинга. Л. А.
...
3.1 Цели и задачи эксперимента по разработке программы социально-психологического тренинга по профилактике конфликтов.
Цель - провести эксперимент по разработке программы для профилактики конфликтов среди студентов.
Выполняя исследование, мы решали следующие задачи:
1) провести диагностическое исследование конфликтов в студенческом коллективе.
2) Разработать экспериментальную программу активных социально-психологических методов обучения.
3) Апробация и экспериментальная проверка результатов.
Объект экспериментального исследования – конфликты в студенческом коллективе. Исследование конфликтов проводилось на базе Кыштымского медицинского училища имени С.Д. Нарбутовских в группе медицинских сестер в период с 10 ноября 2004 г по 30 марта 2005г. Члены группы вместе 4 месяца. Группа состоит из 30 человек, из которых 28 девушек и 2 юноши, возрастной состав группы однородный 17 – 20 лет. Группу курирует один из преподавателей училища.
...
60 источников литературы
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую