Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НОРМАТИВНЫЙ КРИЗИС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 8
1.1 Нормативный кризис: структура и содержания эго-идентичности, переживания нормативного кризиса 8
1.2 Особенности уровня самоактуализация как изменяющегося аспекта в нормативном кризисе 16
1.3 Личностные и возрастные аспекты в психологических исследованиях нормативного кризиса двадцати и сорока лет 20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ 27
ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Сравнение особенностей статусов эго – идентичности и особенностей переживания, испытуемых двадцати и сорока лет 32
2.3 Сравнение особенностей уровня самоактуализации испытуемых 39
двадцати и сорока лет 39
ВЫВОДЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ (56-74)
1.1 Нормативный кризис: структура и содержания эго-идентичности, переживания нормативного кризиса
Приступая к анализу такого феномена как «нормативный кризис», необходимо разобраться, что такое кризис, какие виды кризиса бывают, их отличие друг от друга.
В переводе с греческого языка - кризис означает «исход, поворотный пункт» [4]
В энциклопедическом словаре кризис - определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем – либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение [5].
В психологической литературе понятие «кризис» означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Каждый человек проходит через кризисы. Он связан с наиболее глобальными потрясениями и с глубокими переменами в человеке [6].
Кризис сопровождают сильные переживания. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию, может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования.
...
1.2 Особенности уровня самоактуализация как изменяющегося аспекта в нормативном кризисе
На сегодняшний день выделяется множество аспектов и феноменов, которые претерпевают изменения в нормативном кризисе. Но нас будет интересовать один из множества – это самоактуализация и изменение ее уровня в нормативном кризисе.
Создателем самоактуализации как представления и понятия был К. Гольдштейн. В своей работе он формулирует новое представление о динамике живых систем, согласно которому любой организм (и особенно человеческий) стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс развертывания этих возможностей К. Гольдштейн назвал «самоактуализацией» и подчеркивал, что самоактуализация человека – это и основной мотив, и цель его жизни [21].
Но для нашей работы необходим более детальный анализ понятия «самоактуализация» и поэтому мы будем опираться на работы А.А.Бодалева, Е.Е. Вахромова, А. Маслоу.
О самоактуализации, - пишет Е.Е.
...
1.3 Личностные и возрастные аспекты в психологических исследованиях нормативного кризиса двадцати и сорока лет
Чувство возраста многомерно и имеет биологическую, социальную и психологическую стороны.
Возрастной кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, кризис тяжел, неприятен и требует напряжения сил, с другой стороны, это всегда шанс продвинуться в развитии, стать лучше. Однако если человек не справляется с решением своих жизненных проблем, то ему приходится за это расплачиваться. Поэтому проблема смены возрастных периодов - одна из главных проблем психологического развития. В каком направлении пойдет развитие - к положительному или отрицательному полюсам, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий каждого возрастного периода. Для того чтобы подняться на качественно новый уровень развития, человеку необходимо разрешить свои, присущие только его возрасту противоречия.
...
2.1 Организация исследования
Цель: исследование возрастных и личностных аспектов переживания нормативного кризиса
Для реализации данной цели использовались следующие задачи:
1) Определить статусы эго–идентичности, уровни самоактуализации испытуемых двадцати и сорока лет.
1) Сравнить особенности статуса эго–идентичности испытуемых двадцати и сорока лет.
1) Сравнить особенности самоактуализации испытуемых двадцати и сорока лет.
1) Выявить особенности переживания нормативного кризиса с определенным статусом эго – идентичности испытуемых двадцати и сорока лет.
Объект исследования: процесс переживания возрастного нормативного кризиса.
Предмет исследования: возрастные и личностные аспекты переживания нормативного кризиса (эго-идентичность и самоактуализация).
...
2.2 Сравнение особенностей статусов эго – идентичности и особенностей переживания, испытуемых двадцати и сорока лет
Для проверки гипотезы о том, что существуют различия в переживании нормативного кризиса между испытуемыми двадцати и сорока лет использован тест статуса Эго-идентичности Е.Л.Солдатовой. Результаты исследования приведены в таблицах приложения 1 и 2, (см.Приложение), на рисунке 1, 2, 3 и в таблице 1.
Для того, что бы произвести сравнение и выявить различия в двух выборках, необходимо было определить статусы эго–идентичности. Статусы эго–идентичности определялись с помощью СЭИ - теста (Тест Статуса Эго-Идентичности). С помощью СЭИ - теста можно так же выявить на какой стадии кризиса находится человек. Нормативный кризис состоит из трех этапов, каждый из которых соответствует определенному статусу эго - идентичности. Первой стадии нормативного кризиса соответствует предрешенный статус идентичности (фиксированный).
...
2.3 Сравнение особенностей уровня самоактуализации испытуемых
двадцати и сорока лет
Для проверки гипотезы о том, что существуют различия в уровне самоактуализации испытуемых двадцати и сорока лет использован самоактализирующейся тест Л.Я.Гозмана, М.И.Кроза и др.
Результаты исследования приведены в таблицах приложения 3 и 4 (см. Приложение), на рисунках 5, 6, 7. и в таблице 3.
Рисунок 5 - Средние значения уровня самоактуализации испытуемых
двадцати лет
Рисунок 6 - Средние значения уровня самоактуализации испытуемых
сорока лет
Сопоставим полученные данные и наглядно отобразим результаты сравнения в таблице 3 и на гистограмме (см. рис.
...
1.3 Личностные и возрастные аспекты в психологических исследованиях нормативного кризиса двадцати и сорока лет
Чувство возраста многомерно и имеет биологическую, социальную и психологическую стороны.
Возрастной кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, кризис тяжел, неприятен и требует напряжения сил, с другой стороны, это всегда шанс продвинуться в развитии, стать лучше. Однако если человек не справляется с решением своих жизненных проблем, то ему приходится за это расплачиваться. Поэтому проблема смены возрастных периодов - одна из главных проблем психологического развития. В каком направлении пойдет развитие - к положительному или отрицательному полюсам, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий каждого возрастного периода. Для того чтобы подняться на качественно новый уровень развития, человеку необходимо разрешить свои, присущие только его возрасту противоречия.
...
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию личностных и возрастных аспектов переживания нормативного кризиса.
В первой главе данной работы проводился теоретический анализ такого феномена как нормативный кризис, его структура и отличие от других видов кризисов. Было выяснено, что «кризис» означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Описывалось, что кризис сопровождают сильные переживания. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию, может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования. Возникает полный душевный хаос. Но если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести кризисную перестройку до конца, то пережитые переживания обогатят личность, сделают ее более мудрой и зрелой.
В работе показано, что в психологии принято различать следующие виды кризисов: невротические, кризисы развития и травматические.
...
1. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии 2006. №5. С.75 – 84
2. Словарь практического психолога / под ред. С. Ю. Головина. - М.; «Издательство АСТ», 2003. – 800 с.
3. Выгодский, Л.С. Психология / Л.С. Выгодский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – C. 289.
4. Словарь практического психолога / под ред. Н.Н. Обозов – СПб.: «Академия психологии, предпринимательства и менеджмента», 1999. – 200 с.
5. Энциклопедический словарь. – М.:БЭС, 2001
6. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова –М.: Издательский центр «Академия», 2000, 184 C.
7. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГУ, 2002. - 121 c.
8. Марцинковская Т. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса. http://www.psyinst.ru/library.php
9. Солдатова, Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости: моно-графия / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 281 C.
10. Кризисы возрастного развития / http:// www.dreamkids.ru
11. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностно роста/ Г.Шихи; пер с англ. – СПб.: « Каскад», 2005. – 436 c.
12. Хухлаева,О. В. Психология развития: молодость, зрелость и старость: Учебное пособие/ О.В Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 208 c.
13. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез/ Е.Л Солдатова, Г. Н. Лаврова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 384 с.
14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/Э. Эриксон; пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1996. – 344 c.
15. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 121 c.
16. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Московский психотерапевтический журнал, 2001, №4. с. 15-32
17. Василюк Ф.Е. Структура и специфика теории понимающей психотерапии//Московский психотерапевтический журнал, 1998, №4. с. 15-32
18. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. М., 1982. Т.1. с.291-436.
19. Василюк Ф.Е.От психологической практики к психологической теории//Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1. с. 15-32
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НОРМАТИВНЫЙ КРИЗИС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 8
1.1 Нормативный кризис: структура и содержания эго-идентичности, переживания нормативного кризиса 8
1.2 Особенности уровня самоактуализация как изменяющегося аспекта в нормативном кризисе 16
1.3 Личностные и возрастные аспекты в психологических исследованиях нормативного кризиса двадцати и сорока лет 20
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ 27
ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Сравнение особенностей статусов эго – идентичности и особенностей переживания, испытуемых двадцати и сорока лет 32
2.3 Сравнение особенностей уровня самоактуализации испытуемых 39
двадцати и сорока лет 39
ВЫВОДЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ (56-74)
1.1 Нормативный кризис: структура и содержания эго-идентичности, переживания нормативного кризиса
Приступая к анализу такого феномена как «нормативный кризис», необходимо разобраться, что такое кризис, какие виды кризиса бывают, их отличие друг от друга.
В переводе с греческого языка - кризис означает «исход, поворотный пункт» [4]
В энциклопедическом словаре кризис - определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем – либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение [5].
В психологической литературе понятие «кризис» означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Каждый человек проходит через кризисы. Он связан с наиболее глобальными потрясениями и с глубокими переменами в человеке [6].
Кризис сопровождают сильные переживания. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию, может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования.
...
1.2 Особенности уровня самоактуализация как изменяющегося аспекта в нормативном кризисе
На сегодняшний день выделяется множество аспектов и феноменов, которые претерпевают изменения в нормативном кризисе. Но нас будет интересовать один из множества – это самоактуализация и изменение ее уровня в нормативном кризисе.
Создателем самоактуализации как представления и понятия был К. Гольдштейн. В своей работе он формулирует новое представление о динамике живых систем, согласно которому любой организм (и особенно человеческий) стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс развертывания этих возможностей К. Гольдштейн назвал «самоактуализацией» и подчеркивал, что самоактуализация человека – это и основной мотив, и цель его жизни [21].
Но для нашей работы необходим более детальный анализ понятия «самоактуализация» и поэтому мы будем опираться на работы А.А.Бодалева, Е.Е. Вахромова, А. Маслоу.
О самоактуализации, - пишет Е.Е.
...
1.3 Личностные и возрастные аспекты в психологических исследованиях нормативного кризиса двадцати и сорока лет
Чувство возраста многомерно и имеет биологическую, социальную и психологическую стороны.
Возрастной кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, кризис тяжел, неприятен и требует напряжения сил, с другой стороны, это всегда шанс продвинуться в развитии, стать лучше. Однако если человек не справляется с решением своих жизненных проблем, то ему приходится за это расплачиваться. Поэтому проблема смены возрастных периодов - одна из главных проблем психологического развития. В каком направлении пойдет развитие - к положительному или отрицательному полюсам, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий каждого возрастного периода. Для того чтобы подняться на качественно новый уровень развития, человеку необходимо разрешить свои, присущие только его возрасту противоречия.
...
2.1 Организация исследования
Цель: исследование возрастных и личностных аспектов переживания нормативного кризиса
Для реализации данной цели использовались следующие задачи:
1) Определить статусы эго–идентичности, уровни самоактуализации испытуемых двадцати и сорока лет.
1) Сравнить особенности статуса эго–идентичности испытуемых двадцати и сорока лет.
1) Сравнить особенности самоактуализации испытуемых двадцати и сорока лет.
1) Выявить особенности переживания нормативного кризиса с определенным статусом эго – идентичности испытуемых двадцати и сорока лет.
Объект исследования: процесс переживания возрастного нормативного кризиса.
Предмет исследования: возрастные и личностные аспекты переживания нормативного кризиса (эго-идентичность и самоактуализация).
...
2.2 Сравнение особенностей статусов эго – идентичности и особенностей переживания, испытуемых двадцати и сорока лет
Для проверки гипотезы о том, что существуют различия в переживании нормативного кризиса между испытуемыми двадцати и сорока лет использован тест статуса Эго-идентичности Е.Л.Солдатовой. Результаты исследования приведены в таблицах приложения 1 и 2, (см.Приложение), на рисунке 1, 2, 3 и в таблице 1.
Для того, что бы произвести сравнение и выявить различия в двух выборках, необходимо было определить статусы эго–идентичности. Статусы эго–идентичности определялись с помощью СЭИ - теста (Тест Статуса Эго-Идентичности). С помощью СЭИ - теста можно так же выявить на какой стадии кризиса находится человек. Нормативный кризис состоит из трех этапов, каждый из которых соответствует определенному статусу эго - идентичности. Первой стадии нормативного кризиса соответствует предрешенный статус идентичности (фиксированный).
...
2.3 Сравнение особенностей уровня самоактуализации испытуемых
двадцати и сорока лет
Для проверки гипотезы о том, что существуют различия в уровне самоактуализации испытуемых двадцати и сорока лет использован самоактализирующейся тест Л.Я.Гозмана, М.И.Кроза и др.
Результаты исследования приведены в таблицах приложения 3 и 4 (см. Приложение), на рисунках 5, 6, 7. и в таблице 3.
Рисунок 5 - Средние значения уровня самоактуализации испытуемых
двадцати лет
Рисунок 6 - Средние значения уровня самоактуализации испытуемых
сорока лет
Сопоставим полученные данные и наглядно отобразим результаты сравнения в таблице 3 и на гистограмме (см. рис.
...
1.3 Личностные и возрастные аспекты в психологических исследованиях нормативного кризиса двадцати и сорока лет
Чувство возраста многомерно и имеет биологическую, социальную и психологическую стороны.
Возрастной кризис несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны, кризис тяжел, неприятен и требует напряжения сил, с другой стороны, это всегда шанс продвинуться в развитии, стать лучше. Однако если человек не справляется с решением своих жизненных проблем, то ему приходится за это расплачиваться. Поэтому проблема смены возрастных периодов - одна из главных проблем психологического развития. В каком направлении пойдет развитие - к положительному или отрицательному полюсам, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий каждого возрастного периода. Для того чтобы подняться на качественно новый уровень развития, человеку необходимо разрешить свои, присущие только его возрасту противоречия.
...
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию личностных и возрастных аспектов переживания нормативного кризиса.
В первой главе данной работы проводился теоретический анализ такого феномена как нормативный кризис, его структура и отличие от других видов кризисов. Было выяснено, что «кризис» означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Описывалось, что кризис сопровождают сильные переживания. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию, может накатывать ощущение бессмысленности жизни и собственного существования. Возникает полный душевный хаос. Но если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести кризисную перестройку до конца, то пережитые переживания обогатят личность, сделают ее более мудрой и зрелой.
В работе показано, что в психологии принято различать следующие виды кризисов: невротические, кризисы развития и травматические.
...
1. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии 2006. №5. С.75 – 84
2. Словарь практического психолога / под ред. С. Ю. Головина. - М.; «Издательство АСТ», 2003. – 800 с.
3. Выгодский, Л.С. Психология / Л.С. Выгодский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – C. 289.
4. Словарь практического психолога / под ред. Н.Н. Обозов – СПб.: «Академия психологии, предпринимательства и менеджмента», 1999. – 200 с.
5. Энциклопедический словарь. – М.:БЭС, 2001
6. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова –М.: Издательский центр «Академия», 2000, 184 C.
7. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГУ, 2002. - 121 c.
8. Марцинковская Т. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса. http://www.psyinst.ru/library.php
9. Солдатова, Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости: моно-графия / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 281 C.
10. Кризисы возрастного развития / http:// www.dreamkids.ru
11. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностно роста/ Г.Шихи; пер с англ. – СПб.: « Каскад», 2005. – 436 c.
12. Хухлаева,О. В. Психология развития: молодость, зрелость и старость: Учебное пособие/ О.В Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 208 c.
13. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез/ Е.Л Солдатова, Г. Н. Лаврова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 384 с.
14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/Э. Эриксон; пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1996. – 344 c.
15. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 121 c.
16. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Московский психотерапевтический журнал, 2001, №4. с. 15-32
17. Василюк Ф.Е. Структура и специфика теории понимающей психотерапии//Московский психотерапевтический журнал, 1998, №4. с. 15-32
18. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. М., 1982. Т.1. с.291-436.
19. Василюк Ф.Е.От психологической практики к психологической теории//Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1. с. 15-32
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую