Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…...5
1. Теоретическое обоснование проблемы «Социально – педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников»
1.1 Психологические основы качеств школьников…………………………..…..7
1.2 Понятие самосознания в психологической литературе…………………….18
1.3 Особенности развития самосознания в школьном возрасте………….........24
1.4 Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки…32
1.5 Исследование уровня притязаний……………………………………………36
2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния социально- педагогических основ по формированию нравственных качеств школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..43
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61
ППРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………65
1.1 Психологические основы качеств школьников
Подростковый возраст - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.
Не случайно французский философ Ж.Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением». Подростковый возраст - переход от детства к юности - первой ступени взрослости. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно переходят в мир взрослых. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё не взрослый.) и порождает многие трудности, с которыми приходиться сталкиваться в процессе воспитания детей этого возраста.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития очень ярко обозначила Л.И. Божович.
...
1.1 Понятие самосознания в психологической литературе
Самосознание - весьма сложное явление нашей психической жизни. Важной гранью самосознания, наличие которой свидетельствует о достаточно высоком уровне его развития, представляет самооценка. Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности, места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [12]
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.
...
1.3 Особенности развития самосознания в школьном возрасте
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. J1.C. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.
Подросток начинает ощущать, что он включен в определенную систему человеческих отношений. Он познает себя в постоянном сравнении с другими людьми, оценивает себя, ориентируясь на социально принятые оценки и эталоны.
Он начинает осознавать, что он личность, которая обладает определенными психическими качествами, которая включена в определенную систему человеческих отношений.
...
1.4 Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.
В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида.
1. Самооценка является частью концепции «Я», обозначаемой как «эмо- ционально-ценностное» отношение к себе (Берне; Столин; Соколова; Wylie, и мн.др.). В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением (Пантелеев). Такое представление является наиболее распространенным.
2.
...
1.5 Исследование уровня притязаний
Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний (УП) принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вводит в психологию понятие «идеальной цели» - цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.
В литературе накопилось довольно много различных определений УП. Дж. Френк понимал под ним тот уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании. Надо сказать, что такое понимание УП и встречается (до сих пор) и в отечественной психологии. В.Н.
...
2.1 Организация и методы исследования
Цель - выявить характер влияния социально-психологических факторов на формирование самосознания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на формирование самосознания у подростков влияют такие социально-психологические факторы как статусное положение подростка в группе и выраженность коммуникативных умений.
Для подтверждения гипотезы исследования мы в программу включили следующие методы:
1. Эмпирические (наблюдение);
2. Психодиагностические;
-Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси);
• Методика исследования коммуникативных умений и организаторских способностей (Б.А. Федоришин);
• Методика исследования самоотношения личности (В.В. Столин);
• Социометрия;
3. Метод математической статистики.
Исследование нами было проведено с октября 2011 года по март 2012 года на базе Павловской средней школе. Выборка исследования включала в себя 30 подростков в возрасте 13-14 лет.
2.2 Анализ результатов исследования и выводы
1. Результаты исследования методики изучения самооценки личности С.А. Будасси.
Проводя обработку данных уровня самооценки, мы увидели, что в состав сформированной выборки вошли подростки со средней (адекватной) самооценкой, завышенной и заниженной (неадекватной) самооценкой. Результаты психодиагностики уровня самооценки у подростков ( Приложение 4). Результаты первичной математической обработки данных (количественный анализ) мы отразили в Таблице 4
.
Таблица 4
Количественный анализ уровня самооценки подростков
Адекватная
Неадекватная
Завышенная
Заниженная
35%
40%
25%
Из представленной таблицы видно, что испытуемые в ходе диагностики уровня самооценки показали неодинаковые результаты.
75% подростков имеют неадекватную самооценку.
...
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
2. Аракелова Г.Г. Психология подростков. - М: Просвещение, 1998.-209с.
3. Адаир Д. Психология лидерства. - М: ЭКСМО, 2005. - 178 с.
4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991. -63с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1994. -83с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995.-352с.
7. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка.
8. М. - Просвещение, 1990. - 300с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М: Просвещение, 1983.-274с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике.
11. СПб.: Питер Ком, 1999г. - 528с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - 374с.
13. Гильянова И.Н., Игнатьева Н.А. Методика исследования межличностных отношений подростков / Вопросы психологии, 1998, №7, 25-27с
14. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 134с.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: Просвещение, 2000г.
16. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.
17. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Вопросы психологии, - 1982, №2 13-25с.
18. Давыдов В. В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
19. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.
20. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического раз-вития детей. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.
21. Захаров В.И. Предупредить отклонения в поведении подростков. - М.: Пе¬дагогика, 1990. - 207с.
22. Злобина Н.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев., 1981 г
23. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М: Просвещение, 1981.-195с.
24. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии, - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. -256с.
25. Кондратьева СВ. Практическая психология: учебно-методическое пособие.
26. Минск: Университетское, 1997. - 212с.
27. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение. 1979.-
28. 378с.
29. Ко лесов Д.В. Учителю и психологии и физиологии подростка.- М.: Про-свещение, 1986.-254с.
30. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.
31. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Д.: ЛГУ, 1977. - 168с.
32. Корчак Я.И. Семейная среда реакция подростка на нее.- М.: Наука,- 1991.- 200с.
33. Карелина А .Я. Психологические тесты. - М.:Владос,2003 .-206с.
34. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.
35. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1991.- 176с.
36. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. -М.: Просвеще¬ние, ВЛАДОС, 1994. -573с.
37. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. Просвещение, 1993.-256с.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. - М.: Наука, 2003.- 445с.
39. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.-117с.
40. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное по-собие для студентов пед. Институтов. - М: Просвещение, 1987,-147с.
41. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982.- 179с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…...5
1. Теоретическое обоснование проблемы «Социально – педагогические основы по формированию нравственных качеств школьников»
1.1 Психологические основы качеств школьников…………………………..…..7
1.2 Понятие самосознания в психологической литературе…………………….18
1.3 Особенности развития самосознания в школьном возрасте………….........24
1.4 Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки…32
1.5 Исследование уровня притязаний……………………………………………36
2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния социально- педагогических основ по формированию нравственных качеств школьников
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..43
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….61
ППРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………65
1.1 Психологические основы качеств школьников
Подростковый возраст - время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период сравнительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.
Не случайно французский философ Ж.Ж. Руссо назвал подростковый возраст «вторым рождением». Подростковый возраст - переход от детства к юности - первой ступени взрослости. Отрываясь от мира детства, подростки постепенно переходят в мир взрослых. Именно поэтому подростковый возраст называют переходным. Своеобразное положение подростка в обществе (уже не ребёнок, но ещё не взрослый.) и порождает многие трудности, с которыми приходиться сталкиваться в процессе воспитания детей этого возраста.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития очень ярко обозначила Л.И. Божович.
...
1.1 Понятие самосознания в психологической литературе
Самосознание - весьма сложное явление нашей психической жизни. Важной гранью самосознания, наличие которой свидетельствует о достаточно высоком уровне его развития, представляет самооценка. Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности, места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [12]
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.
...
1.3 Особенности развития самосознания в школьном возрасте
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. J1.C. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности.
Подросток начинает ощущать, что он включен в определенную систему человеческих отношений. Он познает себя в постоянном сравнении с другими людьми, оценивает себя, ориентируясь на социально принятые оценки и эталоны.
Он начинает осознавать, что он личность, которая обладает определенными психическими качествами, которая включена в определенную систему человеческих отношений.
...
1.4 Теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.
В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида.
1. Самооценка является частью концепции «Я», обозначаемой как «эмо- ционально-ценностное» отношение к себе (Берне; Столин; Соколова; Wylie, и мн.др.). В рамках этого подхода авторы, как правило, либо отождествляют самооценку с эмоционально-ценностным отношением (ЭЦО) к себе, либо определяют ее как часть ЭЦО, часто отождествляя с самоуважением (Пантелеев). Такое представление является наиболее распространенным.
2.
...
1.5 Исследование уровня притязаний
Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний (УП) принадлежит Ф. Хоппе. Он же открывает возможность широкой трактовки этого концепта, интерпретируя его как цель последующего действия. Ф. Хоппе вводит в психологию понятие «идеальной цели» - цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.
В литературе накопилось довольно много различных определений УП. Дж. Френк понимал под ним тот уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании. Надо сказать, что такое понимание УП и встречается (до сих пор) и в отечественной психологии. В.Н.
...
2.1 Организация и методы исследования
Цель - выявить характер влияния социально-психологических факторов на формирование самосознания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на формирование самосознания у подростков влияют такие социально-психологические факторы как статусное положение подростка в группе и выраженность коммуникативных умений.
Для подтверждения гипотезы исследования мы в программу включили следующие методы:
1. Эмпирические (наблюдение);
2. Психодиагностические;
-Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси);
• Методика исследования коммуникативных умений и организаторских способностей (Б.А. Федоришин);
• Методика исследования самоотношения личности (В.В. Столин);
• Социометрия;
3. Метод математической статистики.
Исследование нами было проведено с октября 2011 года по март 2012 года на базе Павловской средней школе. Выборка исследования включала в себя 30 подростков в возрасте 13-14 лет.
2.2 Анализ результатов исследования и выводы
1. Результаты исследования методики изучения самооценки личности С.А. Будасси.
Проводя обработку данных уровня самооценки, мы увидели, что в состав сформированной выборки вошли подростки со средней (адекватной) самооценкой, завышенной и заниженной (неадекватной) самооценкой. Результаты психодиагностики уровня самооценки у подростков ( Приложение 4). Результаты первичной математической обработки данных (количественный анализ) мы отразили в Таблице 4
.
Таблица 4
Количественный анализ уровня самооценки подростков
Адекватная
Неадекватная
Завышенная
Заниженная
35%
40%
25%
Из представленной таблицы видно, что испытуемые в ходе диагностики уровня самооценки показали неодинаковые результаты.
75% подростков имеют неадекватную самооценку.
...
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. - 195с.
2. Аракелова Г.Г. Психология подростков. - М: Просвещение, 1998.-209с.
3. Адаир Д. Психология лидерства. - М: ЭКСМО, 2005. - 178 с.
4. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991. -63с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1994. -83с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995.-352с.
7. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка.
8. М. - Просвещение, 1990. - 300с.
9. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М: Просвещение, 1983.-274с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике.
11. СПб.: Питер Ком, 1999г. - 528с.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - 374с.
13. Гильянова И.Н., Игнатьева Н.А. Методика исследования межличностных отношений подростков / Вопросы психологии, 1998, №7, 25-27с
14. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 134с.
15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: Просвещение, 2000г.
16. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.
17. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Вопросы психологии, - 1982, №2 13-25с.
18. Давыдов В. В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
19. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 1984. - 174с.
20. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического раз-вития детей. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.
21. Захаров В.И. Предупредить отклонения в поведении подростков. - М.: Пе¬дагогика, 1990. - 207с.
22. Злобина Н.Г. Общение как фактор развития личности. - Киев., 1981 г
23. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М: Просвещение, 1981.-195с.
24. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии, - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. -256с.
25. Кондратьева СВ. Практическая психология: учебно-методическое пособие.
26. Минск: Университетское, 1997. - 212с.
27. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение. 1979.-
28. 378с.
29. Ко лесов Д.В. Учителю и психологии и физиологии подростка.- М.: Про-свещение, 1986.-254с.
30. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986г. 147с.
31. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Д.: ЛГУ, 1977. - 168с.
32. Корчак Я.И. Семейная среда реакция подростка на нее.- М.: Наука,- 1991.- 200с.
33. Карелина А .Я. Психологические тесты. - М.:Владос,2003 .-206с.
34. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.
35. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвеще-ние, 1991.- 176с.
36. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии - 2-е изд. -М.: Просвеще¬ние, ВЛАДОС, 1994. -573с.
37. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М. Просвещение, 1993.-256с.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. - М.: Наука, 2003.- 445с.
39. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1978.-117с.
40. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное по-собие для студентов пед. Институтов. - М: Просвещение, 1987,-147с.
41. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982.- 179с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1200 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую