Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Содержание
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности создания предметной игровой среды в дошкольных образовательных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
1.1. Особенности предметно-пространственной игровой среды в детском саду…………………………………………………………………………………7
1.2. Особенности предметно-пространственной игровой среды в группах детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности…17
1.2.1. Особенности среды в группах детей с ОВЗ…………………….….……17
1.2.2. Особенности среды в логопедических группах…………………...……23
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования………………31
2.1. Организация исследования…………………………………………………31
2.2. Характеристика испытуемых……………………………………………....32
2.3. Методы и методики эмпирического исследования……………………….34
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение………..38
3.1. Результаты исследования…………………………………………………..38
3.1.1. Результаты констатирующего исследования……………………………38
3.1.2. Описание особенностей формирующего исследования по созданию предметной игровой среды для детей с ОВЗ…………………………………..44
3.1.3. Результаты контрольного исследования……………………………...…47
3.2. Обсуждение результатов…………………………………………………...51
Выводы…………………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………....56
Список литературы………………………………………………………………60
Приложения
Введение
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач настоящего документа является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс [50].
Все большее значение в образовательном процессе на этапе дошкольного детства, приобретает проблема выявления закономерностей и особенностей влияния социокультурной среды на растущего ребенка в современном мире. Установлено, что содержательно насыщенная, педагогически выстроенная образовательная среда способна оказать на нравственное развитие ребенка не меньшее влияние, чем целенаправленное взаимодействие с педагогом [22;40]. Среда признается равнозначным фактором развития личности наряду с воспитательным процессом.
...
1.1. Особенности предметно-пространственной игровой среды в детском саду
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности [1]. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Ученые выделяют несколько компонентов развивающей среды дошкольного учреждения: социальный, пространственно-предметный, психодидактический.
Авторы Т.В. Волосовец, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики социального компонента [6]:
• взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;
• преобладающее позитивное настроение;
• авторитетность руководителей;
• степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
• сплоченность;
• продуктивность взаимоотношений.
...
1.2.1. Особенности среды в группах детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования[24].
Дети с ОВЗ, имеющие специфические особенности – высокую чувствительность, проявляющуюся в преобладании слабости нервной системы и высокой эмоциональной лабильности, способах освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти требуют особого подхода. Поэтому коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и включать организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей.
...
1.2.2. Особенности среды в логопедических группах
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики[37].
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам [4]. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
...
2.1. Организация исследования
Цель исследования: выявить особенности организации предметно-игровой (ПИРС) развивающей среды в группе компенсирующей направленности.
Задачи:
1. Определить и систематизировать критерии и показатели анализа и оценки ПИРС для детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать диагностические материалы по изучению ПИРС в соответствии с критериями и показателями;
3. Провести диагностическую процедуру, собрать, проанализировать и систематизировать эмпирический материал;
4. Обобщить результаты диагностики ПИРС в дошкольной группе компенсирующей направленности.
5. Апробировать систему работы по организации ПИРС для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
6. Выявить эффективность проведения формирующего этапа.
7. Сделать соответствующие выводы.
...
2.2. Характеристика испытуемых
На основе анализа анамнестической документации среди 8 испытуемых 3 девочки, 5 мальчиков, которые составляют группу компенсирующей направленности (дети с ТНР) первого года коррекционного обучения (таблица 2). В контрольную группу для сопоставительного анализа были включены 10 детей того же возраста с нормальным речевым развитием. При этом у всех детей, участвующих в экспериментальном исследовании ведущая рука была правая, они не имели сенсорных нарушений и интеллектуальное развитие, соответствовало возрастной норме.
Состав детей с ТНР типичен по психофизиологическим, клиническим и речевым параметрам. Анализ историй развития показал, что большинство детей ЭГ отставали по срокам психомоторного развития (таблица 2).
...
2.3. Методы и методики эмпирического исследования
Для анализа и оценки ПИРС детей старшего дошкольного возраста с ТНР нами были выделены критерии и показатели анализа и оценки ПИРС. Их состав и краткое содержание представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Критерии и показатели анализа и оценки ПИРС детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Критерии
Показатели
Методы и методики исследования
1.Соответствие элементов ПИРС задачам развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В среде имеются в достаточном количестве игрушки, игры, дидактические материалы для решения задач:
- обогащения игровых умений и навыков;
- организации разных видов игровой деятельности;
-организации совместной деятельности и общения детей.
Анализ педагогической документации
3.1.1. Результаты констатирующего исследования
Ход и анализ результатов диагностики уровня соответствия ПИРС задачам воспитательного процесса и общим требованиям к ПИРС.
В процессе наблюдения было выявлено, что оборудование ПИРС не в полной мере соответствует задачам обогащения и систематизации игровых умений и навыков детей. Однако можно отметить, что оно соответствует и стимулирует речевое развитие старших дошкольников с ТНР. Организации совместной деятельности и общения детей может эффективно осуществляться с помощью оборудования ППРС.
В ходе наблюдения выявлено также, что не всё оборудование соответствует принципам активности, полифункцинальности, вариативности, доступности, эмоциогенности, безопасности. Было отмечено, что не все материалы и оборудование стимулируют воспитанников к развитию игровых умений, проявлению интереса к игровым действиям.
...
3.1.2. Описание особенностей формирующего исследования по созданию предметной игровой среды для детей с ОВЗ
Цель формирующего исследования: разработать программу по созданию ПИРС в группе ММД Дошкольное отделение № 1, гимназии №1590.
Задачи:
• Определить содержание, состав, требования к организации ПИРС детей старшего дошкольного возраста с ТНР;
• Разработать план реализации программы «Конструируем в группе предметно-игровую развивающую среду»
• Реализовать программу на практике;
Концептуальное обоснование программы:
1.Содействие ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра - важнейшая задача современного образвания, реализация которой является необходимм условием позитивной социализации детей с ОВЗ, его успешной интеграции в современный социум и социальной самореализации в нем.
2. ПИРС является определяющим фактром развития игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.
...
3.1.3. Результаты контрольного исследования
Ход и анализ результатов повторной диагностики уровня соответствия ПИРС задачам воспитательного процесса и общим требованиям к ПИРС.
Было выявлено, что с целью решения задач речевой деятельности используются возможности среды детьми и воспитателями. Эффективность решения задач построения ПИРС во многом связана с тем, насколько педагог профессионально готов к этому, что было проанализировано с помощью повторного опроса педагогов.
В ходе анализа опроса было отмечено, что педагоги знают, как могут быть использованы игры детей для речевого развития детей, потому и в среде группы эти игры уже были представлены, или используются для решения других задач образования детей. Также педагоги ориентированы на то, что надо решать все задачи развития речи в комплексе, у него и в среде есть только материалы по решению отдельных задач речевого развития. То же относится и к задачам развития игровой деятельности.
...
Всего:52 источника.
...
11. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1128-1139.
12. Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64.
13. Годовникова Л. В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Годовникова Л. В.// Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-43.
14. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
15. Давыдов В.В. Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техн. эстетика. – 2006. - № 3 - 4. - С. 4- 6.
16. Евтушенко, И.М. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и ее диагностика / И.М. Евтушенко // Начальная школа плюс До и После. – 2008. — №4. – С.33-36.
17. Игра и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ /под ред. Т.И. Оверчук. – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 180 с.
18. Катерич О.А. Предметно – развивающая среда в ДОУ.// Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 2. – С. 28-30.
19. Кирьянова Р. Принципы построения развивающей среды в МДОУ // Дошкольное педагогика. - № 1. – 2005.
20. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С – Пб: «КАРО», 2007.
...
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Содержание
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности создания предметной игровой среды в дошкольных образовательных группах для детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
1.1. Особенности предметно-пространственной игровой среды в детском саду…………………………………………………………………………………7
1.2. Особенности предметно-пространственной игровой среды в группах детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности…17
1.2.1. Особенности среды в группах детей с ОВЗ…………………….….……17
1.2.2. Особенности среды в логопедических группах…………………...……23
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования………………31
2.1. Организация исследования…………………………………………………31
2.2. Характеристика испытуемых……………………………………………....32
2.3. Методы и методики эмпирического исследования……………………….34
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение………..38
3.1. Результаты исследования…………………………………………………..38
3.1.1. Результаты констатирующего исследования……………………………38
3.1.2. Описание особенностей формирующего исследования по созданию предметной игровой среды для детей с ОВЗ…………………………………..44
3.1.3. Результаты контрольного исследования……………………………...…47
3.2. Обсуждение результатов…………………………………………………...51
Выводы…………………………………………………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………....56
Список литературы………………………………………………………………60
Приложения
Введение
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач настоящего документа является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс [50].
Все большее значение в образовательном процессе на этапе дошкольного детства, приобретает проблема выявления закономерностей и особенностей влияния социокультурной среды на растущего ребенка в современном мире. Установлено, что содержательно насыщенная, педагогически выстроенная образовательная среда способна оказать на нравственное развитие ребенка не меньшее влияние, чем целенаправленное взаимодействие с педагогом [22;40]. Среда признается равнозначным фактором развития личности наряду с воспитательным процессом.
...
1.1. Особенности предметно-пространственной игровой среды в детском саду
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности [1]. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
Ученые выделяют несколько компонентов развивающей среды дошкольного учреждения: социальный, пространственно-предметный, психодидактический.
Авторы Т.В. Волосовец, Е.А. Кузьмин и др. выделяют основные характеристики социального компонента [6]:
• взаимопонимание всех субъектов и их удовлетворенность взаимоотношениями;
• преобладающее позитивное настроение;
• авторитетность руководителей;
• степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
• сплоченность;
• продуктивность взаимоотношений.
...
1.2.1. Особенности среды в группах детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования[24].
Дети с ОВЗ, имеющие специфические особенности – высокую чувствительность, проявляющуюся в преобладании слабости нервной системы и высокой эмоциональной лабильности, способах освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти требуют особого подхода. Поэтому коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и включать организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей.
...
1.2.2. Особенности среды в логопедических группах
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики[37].
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам [4]. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
...
2.1. Организация исследования
Цель исследования: выявить особенности организации предметно-игровой (ПИРС) развивающей среды в группе компенсирующей направленности.
Задачи:
1. Определить и систематизировать критерии и показатели анализа и оценки ПИРС для детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать диагностические материалы по изучению ПИРС в соответствии с критериями и показателями;
3. Провести диагностическую процедуру, собрать, проанализировать и систематизировать эмпирический материал;
4. Обобщить результаты диагностики ПИРС в дошкольной группе компенсирующей направленности.
5. Апробировать систему работы по организации ПИРС для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
6. Выявить эффективность проведения формирующего этапа.
7. Сделать соответствующие выводы.
...
2.2. Характеристика испытуемых
На основе анализа анамнестической документации среди 8 испытуемых 3 девочки, 5 мальчиков, которые составляют группу компенсирующей направленности (дети с ТНР) первого года коррекционного обучения (таблица 2). В контрольную группу для сопоставительного анализа были включены 10 детей того же возраста с нормальным речевым развитием. При этом у всех детей, участвующих в экспериментальном исследовании ведущая рука была правая, они не имели сенсорных нарушений и интеллектуальное развитие, соответствовало возрастной норме.
Состав детей с ТНР типичен по психофизиологическим, клиническим и речевым параметрам. Анализ историй развития показал, что большинство детей ЭГ отставали по срокам психомоторного развития (таблица 2).
...
2.3. Методы и методики эмпирического исследования
Для анализа и оценки ПИРС детей старшего дошкольного возраста с ТНР нами были выделены критерии и показатели анализа и оценки ПИРС. Их состав и краткое содержание представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Критерии и показатели анализа и оценки ПИРС детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Критерии
Показатели
Методы и методики исследования
1.Соответствие элементов ПИРС задачам развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В среде имеются в достаточном количестве игрушки, игры, дидактические материалы для решения задач:
- обогащения игровых умений и навыков;
- организации разных видов игровой деятельности;
-организации совместной деятельности и общения детей.
Анализ педагогической документации
3.1.1. Результаты констатирующего исследования
Ход и анализ результатов диагностики уровня соответствия ПИРС задачам воспитательного процесса и общим требованиям к ПИРС.
В процессе наблюдения было выявлено, что оборудование ПИРС не в полной мере соответствует задачам обогащения и систематизации игровых умений и навыков детей. Однако можно отметить, что оно соответствует и стимулирует речевое развитие старших дошкольников с ТНР. Организации совместной деятельности и общения детей может эффективно осуществляться с помощью оборудования ППРС.
В ходе наблюдения выявлено также, что не всё оборудование соответствует принципам активности, полифункцинальности, вариативности, доступности, эмоциогенности, безопасности. Было отмечено, что не все материалы и оборудование стимулируют воспитанников к развитию игровых умений, проявлению интереса к игровым действиям.
...
3.1.2. Описание особенностей формирующего исследования по созданию предметной игровой среды для детей с ОВЗ
Цель формирующего исследования: разработать программу по созданию ПИРС в группе ММД Дошкольное отделение № 1, гимназии №1590.
Задачи:
• Определить содержание, состав, требования к организации ПИРС детей старшего дошкольного возраста с ТНР;
• Разработать план реализации программы «Конструируем в группе предметно-игровую развивающую среду»
• Реализовать программу на практике;
Концептуальное обоснование программы:
1.Содействие ведущей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра - важнейшая задача современного образвания, реализация которой является необходимм условием позитивной социализации детей с ОВЗ, его успешной интеграции в современный социум и социальной самореализации в нем.
2. ПИРС является определяющим фактром развития игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.
...
3.1.3. Результаты контрольного исследования
Ход и анализ результатов повторной диагностики уровня соответствия ПИРС задачам воспитательного процесса и общим требованиям к ПИРС.
Было выявлено, что с целью решения задач речевой деятельности используются возможности среды детьми и воспитателями. Эффективность решения задач построения ПИРС во многом связана с тем, насколько педагог профессионально готов к этому, что было проанализировано с помощью повторного опроса педагогов.
В ходе анализа опроса было отмечено, что педагоги знают, как могут быть использованы игры детей для речевого развития детей, потому и в среде группы эти игры уже были представлены, или используются для решения других задач образования детей. Также педагоги ориентированы на то, что надо решать все задачи развития речи в комплексе, у него и в среде есть только материалы по решению отдельных задач речевого развития. То же относится и к задачам развития игровой деятельности.
...
Всего:52 источника.
...
11. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1128-1139.
12. Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64.
13. Годовникова Л. В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Годовникова Л. В.// Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 36-43.
14. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
15. Давыдов В.В. Переверзев Л.Б. К исследованию предметной среды для детей // Техн. эстетика. – 2006. - № 3 - 4. - С. 4- 6.
16. Евтушенко, И.М. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и ее диагностика / И.М. Евтушенко // Начальная школа плюс До и После. – 2008. — №4. – С.33-36.
17. Игра и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ /под ред. Т.И. Оверчук. – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 180 с.
18. Катерич О.А. Предметно – развивающая среда в ДОУ.// Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 2. – С. 28-30.
19. Кирьянова Р. Принципы построения развивающей среды в МДОУ // Дошкольное педагогика. - № 1. – 2005.
20. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С – Пб: «КАРО», 2007.
...
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1600 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую