Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи».
Модернизация образования, проводимая в нашей стране, затрагивает и систему специального обучения и воспитания, предъявляя повышенные требования к подготовке к школьному обучению детей с проблемами в развитии, в частности с речевой патологией. Существует ряд исследований, в которых утверждается, что дети с речевыми нарушениями далеко не всегда готовы к систематическому обучению в школе, особенно к обучению чтению и письму.
Переход ребёнка к школьному обучению - важный и ответственный этап в его жизни, который оказывает влияние на его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребёнка в новой среде и система его отношений: к учителю, к членам семьи, к своим обязанностям ученика, к игре и учебной деятельности.
Готовность к школьному обучению предполагает равновесие между требованиями школы и возможностями ребёнка их выполнить. Она выступает как интегральное целостное новообразование социально-личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка, которое формируется в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания и обучения и имеет сложную структуру. Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают дети с речевыми нарушениями, дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально неблагополучных семей, т. е. дети, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт общения и совместной деятельности со сверстниками незначителен. Таким образом, готовность к школе - это результат воспитательнообразовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Речевая готовность является одной из важных составляющих общей готовности детей к школе. Р.С.Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться ею для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами. Не менее важной является функция речи как средства общения и предпосылки к овладению письмом.
Нарушения речи отрицательно влияют, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Для детей с речевой патологией характерны замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления. Переход к школьной жизни часто сопровождается эмоциональными и поведенческими проблемами, связанными с резкой сменой деятельности и изменением социальной роли ребёнка.
Исследование речевой готовности к обучению в школе детей подготовительных групп массовых детских садов, проведённое Л.Г.Парамоновой, показало, что около 50 % дошкольников не готовы к началу систематического изучения русского языка.
Результаты исследований таких учёных, как М.Е.Хватцев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.Г.Парамонова, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова и др., позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма.
Следовательно, полноценная учебная деятельность возможна лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности не только средств языка, но и умения свободно и адекватно пользоваться этими средствами для общения. Однако в процессе освоения учебной программы дети с отклонениями в речевом развитии испытывают определённые трудности речевого общения.
В связи с этим целью нашего исследования являеться
Предмет исследования: изучить особенности подготовки к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: Изучить психологические предпосылки готовности к учебной деятельности в начальной школе с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности внешней структуры учебной деятельности.
2. Рассмотреть проблемы психологических предпосылок к учебной деятельности;
3. Провести опытно-экспериментальное изучение готовности к учебной деятеельности детей с нарушением речи;
4. Предложить психокоррекционную работу с детьми с нарушением речи по подготовке к школе.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическими предпосылками готовности детей к обучению являются:
1. доминирование познавательного над игровым мотивом.
2. наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника»
3. Достаточный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
4. Наличие умения действовать по правилу.
Методы исследования:
Решение поставленных задач и проверка гипотез обеспечивались следующим комплексом методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; тестирование.
Эмпирическая база исследования: исследование предпосылок к учебной деятельности старшего дошкольников проводилось с нарушением речи в ДОУ. Выборка составила 15 детей в возрасте 6 лет.
Теоретико – методологической основой работы послужили: философско-психологические основы гуманистического характера современного образования с его ориентированностью на развитие личности ребенка; теоретические положения о развитии личности, соотношении обучения и развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Л.В. Митина и др.); положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.) эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте (А.В. Быкова, В.В. Котырло, Г.М. Бреслава, Т.И. Шульги и др.); описание психологической готовности к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Т.М. Чирковой и др.); системогенетическая концепция готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева); частные теории готовности детей к обучению в школе и школьной зрелости зарубежных психологов (Ст. Холл, Я. Йирасека, Ф. Керн, Г. Гетцер, С. Штебл, Ф. Игл, Л.Б. Эймс и др.); исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологии развития, детской и педагогической психологии (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, А. Валлон и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСА ПРЕДПОСЫЛОК ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1.Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 6
1.2.Проблема психологических предпосылок к учебной деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных 15
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 39
2.1.Организация и методы экспериментального исследования 39
2.2.Результаты исследования психологической готовности к школе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В структуре дефекта у таких детей значительное место занимают расстройства речи (частота их составляет, по данным разных авторов, от 70 до 90 %), которые нередко носят сложный характер. Речевые расстройства часто бывают обусловлены недостаточностью практического опыта и социальных контактов детей с отклонениями в развитии. Большинство таких детей характеризуется особыми образовательными потребностями и вторичными отклонениями в поведении. Статистические данные свидетельствуют о том, что 35 - 38% школьников имеют какие-либо функциональные нарушения или дисгармоничное развитие; к окончанию школы 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию. Около 20% детей, приходящих в школу, и более 60% - к концу первого класса, имеют пограничные нарушения психического здоровья. Свыше 70% учащихся учреждений системы общего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы. В связи с чем актуализируются проблемы стойкой школьной дезадаптации, трудности в обучении и как следствие – школьной неуспеваемости.
Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия, нежелание идти в школу. У дошкольников с нарушением речи недостаточно сформировано умение сознательно управлять своим поведением и речью в процессе коммуникативной деятельности и адекватно реагировать на различные ситуативные факторы, что способствует изменению мотивации деятельности и общения, влияет на взаимоотношения ребенка с семьей, влечет за собой изменение самооценки, отражается на устойчивости познавательного интереса, и, как следствие, может привести к изменению отношения к школе и к учебной деятельности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. [Текст]– Екатеринбург, 2004.
2. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе[Текст] // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. №10.
3. Безруких, М. М. Готов ли ребёнок к школе? – М. : Вентана-Граф, 2005. – 62 с.
4. Бабаева Т.И., Логинова В.И. программа “Детство”. Изд. “Детство-Пресс”. 2006.
5. Беззубцева, Г. В., Андриевская, Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму – М. : ГНОМ и Д, 2003. – 120 с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. [Текст]Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.
7. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе [Текст]// Дошкольное воспитание. 2001. №12.
8. Бабикова, С. А. Особый ребенок: из опыта педагога [Текст] / С. А. Бабикова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - №6. - С. 3-7.
9. Бусс, О. В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания "Ступени" [Текст] / О. В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - №1. - С. 17-22.
10. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др[Текст]. Развиваем мышление. – М. , 2003.
11. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. [Текст]Развиваем внимание. – М. , 2003.
12. Герасимова, А. С. Готовим руку к письму. Забавные узоры – СПб. : Астрель СОВА, 2009. – 64 с.
13. Готовность к школе. Под ред. И.В.Дубровинкой. [Текст]М.,1995г.
14. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, [Текст]2001.-256с.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 1996.-160с.Грейс Н. [Текст] Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2008г.
16. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. [Текст] – СПб. , 2004.
17. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. - 2014. - № 3(56). - С. 160-163 ;
18. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 4. - С. 38-41 ; [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-s-sistemnym-nedorazvitiem-rechi
19. Дробышева, Е. А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство [Текст] / Е. А. Дробышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - №4. - С. 42-45.
20. Еромыгина, М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. - 2014. - №3. - С. 46-49.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. РостовнаДону, [Текст] М., 2000. часть 4, гл.1, с.191-216
22. Ивченко, Е. П. Игры в коррекционной работе логопеда [Текст] / Е. П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 46-50.
23. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”[Текст]; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. [Текст]- М., изд-во "Наука", 2002. - 96 с.
25. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. - Волгоград : Учитель, 2010. - 136 с. : ил.
26. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам : пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М. : Владос, 2005. - 47 с. : ил. -
27. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. [Текст]– М. , 2002.
28. Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5 -7 лет к обучению в школе / А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
29. Пасечник, Л. В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе – М. : Скрипторий 2003, 2009. – 112 с.
30. Петраченкова, Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. Петраченкова // Коррекционно-развивающее образование. - 2013. - №4. - С. 25-29.
31. Пилипенко, О. П. Диагностика предрасположенности к дисграфии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. П. Пилипенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №2. - С. 29-31.
32. Савенков А. И. Развитие логического мышления. [Текст]– Ярославль, 2004.
33. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
34. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации /Н.Семаго, М.Семаго. – М.:ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.
35. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: [Текст]Академия Холдинг, 2000.-288с.
36. Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы – М. : МОЗАИКА – Синтез, 2010. – 95 с.
37. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками[Текст]. – М. , 2003.
38. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. [Текст] 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
39. Ускоренный курс для подготовки детей к школе / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. / – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 58 с.
40. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103с.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 209с.
42. Холодова, О. За три месяца до школы – М. : Росткнига, 2010. – 80 с.
43. Хамидулина, Р. М. Математика – М. : ЭКЗАМЕН, 2009. – 302 с.
44. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
45. Шевердина Н. А. Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. [Текст]– Ростов н/Д. , 2004.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология. [Текст] М., Издательский центр, “Академия”. 2006.
47. Эльконин Д.Б. , Давыдов В.В. [Текст] Возрастные возможности усвоения знаний,- М.: Просвещение, 1996,- 98 с.
48. Эльконин Д.Б. Комплексная характеристика развития игры [Текст]// Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Междунар.пед.академия.-1999,- С.105-119.
49. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности[Текст] // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.академия.- 1999,- С.157-168.
50. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы. – М.: МГППУ, 2010 – 32с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи».
Модернизация образования, проводимая в нашей стране, затрагивает и систему специального обучения и воспитания, предъявляя повышенные требования к подготовке к школьному обучению детей с проблемами в развитии, в частности с речевой патологией. Существует ряд исследований, в которых утверждается, что дети с речевыми нарушениями далеко не всегда готовы к систематическому обучению в школе, особенно к обучению чтению и письму.
Переход ребёнка к школьному обучению - важный и ответственный этап в его жизни, который оказывает влияние на его личность и ставит перед ним множество новых задач. Меняется позиция ребёнка в новой среде и система его отношений: к учителю, к членам семьи, к своим обязанностям ученика, к игре и учебной деятельности.
Готовность к школьному обучению предполагает равновесие между требованиями школы и возможностями ребёнка их выполнить. Она выступает как интегральное целостное новообразование социально-личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка, которое формируется в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания и обучения и имеет сложную структуру. Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают дети с речевыми нарушениями, дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально неблагополучных семей, т. е. дети, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт общения и совместной деятельности со сверстниками незначителен. Таким образом, готовность к школе - это результат воспитательнообразовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Речевая готовность является одной из важных составляющих общей готовности детей к школе. Р.С.Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться ею для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами. Не менее важной является функция речи как средства общения и предпосылки к овладению письмом.
Нарушения речи отрицательно влияют, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Для детей с речевой патологией характерны замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психическая истощаемость, недостаточная оперативность мышления. Переход к школьной жизни часто сопровождается эмоциональными и поведенческими проблемами, связанными с резкой сменой деятельности и изменением социальной роли ребёнка.
Исследование речевой готовности к обучению в школе детей подготовительных групп массовых детских садов, проведённое Л.Г.Парамоновой, показало, что около 50 % дошкольников не готовы к началу систематического изучения русского языка.
Результаты исследований таких учёных, как М.Е.Хватцев, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Л.Г.Парамонова, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова и др., позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма.
Следовательно, полноценная учебная деятельность возможна лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности не только средств языка, но и умения свободно и адекватно пользоваться этими средствами для общения. Однако в процессе освоения учебной программы дети с отклонениями в речевом развитии испытывают определённые трудности речевого общения.
В связи с этим целью нашего исследования являеться
Предмет исследования: изучить особенности подготовки к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования: Изучить психологические предпосылки готовности к учебной деятельности в начальной школе с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности внешней структуры учебной деятельности.
2. Рассмотреть проблемы психологических предпосылок к учебной деятельности;
3. Провести опытно-экспериментальное изучение готовности к учебной деятеельности детей с нарушением речи;
4. Предложить психокоррекционную работу с детьми с нарушением речи по подготовке к школе.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическими предпосылками готовности детей к обучению являются:
1. доминирование познавательного над игровым мотивом.
2. наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника»
3. Достаточный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
4. Наличие умения действовать по правилу.
Методы исследования:
Решение поставленных задач и проверка гипотез обеспечивались следующим комплексом методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; тестирование.
Эмпирическая база исследования: исследование предпосылок к учебной деятельности старшего дошкольников проводилось с нарушением речи в ДОУ. Выборка составила 15 детей в возрасте 6 лет.
Теоретико – методологической основой работы послужили: философско-психологические основы гуманистического характера современного образования с его ориентированностью на развитие личности ребенка; теоретические положения о развитии личности, соотношении обучения и развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Л.В. Митина и др.); положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.) эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте (А.В. Быкова, В.В. Котырло, Г.М. Бреслава, Т.И. Шульги и др.); описание психологической готовности к школе (Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, Т.М. Чирковой и др.); системогенетическая концепция готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева); частные теории готовности детей к обучению в школе и школьной зрелости зарубежных психологов (Ст. Холл, Я. Йирасека, Ф. Керн, Г. Гетцер, С. Штебл, Ф. Игл, Л.Б. Эймс и др.); исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологии развития, детской и педагогической психологии (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, А. Валлон и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСА ПРЕДПОСЫЛОК ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1.Внешняя структура учебной деятельности. Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности 6
1.2.Проблема психологических предпосылок к учебной деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных 15
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 39
2.1.Организация и методы экспериментального исследования 39
2.2.Результаты исследования психологической готовности к школе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В структуре дефекта у таких детей значительное место занимают расстройства речи (частота их составляет, по данным разных авторов, от 70 до 90 %), которые нередко носят сложный характер. Речевые расстройства часто бывают обусловлены недостаточностью практического опыта и социальных контактов детей с отклонениями в развитии. Большинство таких детей характеризуется особыми образовательными потребностями и вторичными отклонениями в поведении. Статистические данные свидетельствуют о том, что 35 - 38% школьников имеют какие-либо функциональные нарушения или дисгармоничное развитие; к окончанию школы 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию. Около 20% детей, приходящих в школу, и более 60% - к концу первого класса, имеют пограничные нарушения психического здоровья. Свыше 70% учащихся учреждений системы общего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы. В связи с чем актуализируются проблемы стойкой школьной дезадаптации, трудности в обучении и как следствие – школьной неуспеваемости.
Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия, нежелание идти в школу. У дошкольников с нарушением речи недостаточно сформировано умение сознательно управлять своим поведением и речью в процессе коммуникативной деятельности и адекватно реагировать на различные ситуативные факторы, что способствует изменению мотивации деятельности и общения, влияет на взаимоотношения ребенка с семьей, влечет за собой изменение самооценки, отражается на устойчивости познавательного интереса, и, как следствие, может привести к изменению отношения к школе и к учебной деятельности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. [Текст]– Екатеринбург, 2004.
2. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе[Текст] // Начальная школа: плюс до и после. - 2002. №10.
3. Безруких, М. М. Готов ли ребёнок к школе? – М. : Вентана-Граф, 2005. – 62 с.
4. Бабаева Т.И., Логинова В.И. программа “Детство”. Изд. “Детство-Пресс”. 2006.
5. Беззубцева, Г. В., Андриевская, Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму – М. : ГНОМ и Д, 2003. – 120 с.
6. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. [Текст]Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста - Томск.,2000.
7. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе [Текст]// Дошкольное воспитание. 2001. №12.
8. Бабикова, С. А. Особый ребенок: из опыта педагога [Текст] / С. А. Бабикова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2014. - №6. - С. 3-7.
9. Бусс, О. В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания "Ступени" [Текст] / О. В. Бусс // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2014. - №1. - С. 17-22.
10. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др[Текст]. Развиваем мышление. – М. , 2003.
11. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. [Текст]Развиваем внимание. – М. , 2003.
12. Герасимова, А. С. Готовим руку к письму. Забавные узоры – СПб. : Астрель СОВА, 2009. – 64 с.
13. Готовность к школе. Под ред. И.В.Дубровинкой. [Текст]М.,1995г.
14. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, [Текст]2001.-256с.
15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО Образование, 1996.-160с.Грейс Н. [Текст] Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2008г.
16. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. [Текст] – СПб. , 2004.
17. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. - 2014. - № 3(56). - С. 160-163 ;
18. Глухов В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей с системным недоразвитием речи // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 4. - С. 38-41 ; [Электронный ресурс]. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-s-sistemnym-nedorazvitiem-rechi
19. Дробышева, Е. А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство [Текст] / Е. А. Дробышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - №4. - С. 42-45.
20. Еромыгина, М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ [Текст] / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. - 2014. - №3. - С. 46-49.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. РостовнаДону, [Текст] М., 2000. часть 4, гл.1, с.191-216
22. Ивченко, Е. П. Игры в коррекционной работе логопеда [Текст] / Е. П. Ивченко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №1. - С. 46-50.
23. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом “Нева”[Текст]; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.
24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. [Текст]- М., изд-во "Наука", 2002. - 96 с.
25. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л.М. Граб. - Волгоград : Учитель, 2010. - 136 с. : ил.
26. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам : пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М. : Владос, 2005. - 47 с. : ил. -
27. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. [Текст]– М. , 2002.
28. Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5 -7 лет к обучению в школе / А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
29. Пасечник, Л. В. Диагностика психологической готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе – М. : Скрипторий 2003, 2009. – 112 с.
30. Петраченкова, Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т. Петраченкова // Коррекционно-развивающее образование. - 2013. - №4. - С. 25-29.
31. Пилипенко, О. П. Диагностика предрасположенности к дисграфии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. П. Пилипенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - №2. - С. 29-31.
32. Савенков А. И. Развитие логического мышления. [Текст]– Ярославль, 2004.
33. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
34. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации /Н.Семаго, М.Семаго. – М.:ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.
35. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: [Текст]Академия Холдинг, 2000.-288с.
36. Тетрадь для диагностики готовности ребёнка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы – М. : МОЗАИКА – Синтез, 2010. – 95 с.
37. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками[Текст]. – М. , 2003.
38. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. [Текст] 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
39. Ускоренный курс для подготовки детей к школе / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. / – М. : АСТ: Астрель, 2010. – 58 с.
40. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103с.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 209с.
42. Холодова, О. За три месяца до школы – М. : Росткнига, 2010. – 80 с.
43. Хамидулина, Р. М. Математика – М. : ЭКЗАМЕН, 2009. – 302 с.
44. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
45. Шевердина Н. А. Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. [Текст]– Ростов н/Д. , 2004.
46. Эльконин Д.Б. Детская психология. [Текст] М., Издательский центр, “Академия”. 2006.
47. Эльконин Д.Б. , Давыдов В.В. [Текст] Возрастные возможности усвоения знаний,- М.: Просвещение, 1996,- 98 с.
48. Эльконин Д.Б. Комплексная характеристика развития игры [Текст]// Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Междунар.пед.академия.-1999,- С.105-119.
49. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности[Текст] // Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Междунар.пед.академия.- 1999,- С.157-168.
50. Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы. – М.: МГППУ, 2010 – 32с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2240 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую