Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки

  • 81 страниц
  • 2020 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

user2637281

кандидат наук, доцент

2000 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ






Актуальность исследования: для успешной адаптации в современном обществе человеку необходимо обладать многими навыками, одним их основных навыков являются навыки коммуникации.

Для растущего человека главным является не только характер его деятельности, но и характер системы взаимоотношений с людьми, в которую он вступает на различных этапах своей жизни. Именно межличностные отношения подростков с взрослыми и сверстниками нужно считать важным условием их личного развития. Именно в период развития человека формируются основные нравственные ценности, происходит осознание себя

и своих возможностей, возникает желание стать взрослым.

Неудовлетворенность общением ведет подростка к возникновению тревожности, чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающему миру и т.п.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешность межличностных отношений связана с успешной социальной адаптацией. Выпускники школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы не всегда оказываются способными войти в сферу социальных отношений без посторонней помощи

и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их социального положения и психологического состояния [25].

Одним из основных недостатков в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Л. С. Выготский видел в неумении педагога замечать в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношения человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или

порок реализуется как социальное ненормальное поведение, происходит

4

социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» [10].

Как за рубежом, так и в нашей стране проблемой формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимались такие известные учёные, как: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Шипицына и многие другие. Но, тем не менее, вопрос общения

обучающихся школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы остается открытым.

Многие учёные, изучающие вопросы общения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорят о

непосредственно положительном влиянии уроков социально-бытовой ориентировки на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся. Но, анализируя работу в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, можно сделать вывод о недостаточности целенаправленного внимания к формированию коммуникативных навыков обучающихся.Так же недостаточно методических разработок, которые бы помогали педагогам выстроить работу по формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, можно установить имеющееся противоречие между необходимостью развития сферы общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и современным состоянием практики, не располагающей достаточным обеспечением методическими

средствами и разработками, направленными на формирование коммуникативных умений и навыков. В связи с этим можно обозначить проблему, которая заключается в недостаточной разработке методических

рекомендаций по развитию коммуникативных умений и навыков, средствами социально-бытовой ориентировки.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить приемы работы для формирования
5

коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировки; определить направления коррекционной работы.

Объектом исследования являются коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предметом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся в современной специальной педагогике и установить степень ее разработанности.

2. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся 6 класса средствами констатирующего эксперимента.

3. Определить содержание и провести коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки в 6 классе.

4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.

Организация исследования: исследования проводились с декабря 2016 года, по январь 2017 года в ГКОУ СО «Харловская школа-интернат», с. Харловское, Ирбитского района, Свердловской обл., в 6 классе.

Структура и объем исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В 1 главе даются определения понятий: общение, коммуникативная функция речи; раскрываются особенности речи и коммуникативных навыков у
6

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и место уроков социально-бытовой ориентировки, как учебного предмета, в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 глава посвящена изучению уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). В 3 главе описываются виды коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) и

приводятся методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯКОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВУОБУЧАЮЩИХСЯСУМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).. 8
1.1. Определение понятий: общение, коммуникативные навыки,
коммуникативная функция речи ……………………………………….. 8
1.2. Особенностиречиикоммуникативныхнавыкову
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)…………………………………………………………….. 12

1. 3. Анализ содержания учебного предмета социально-бытовая ориентировка в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы ….. … 17

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 25

2. 1. Исследование и анализ контингента обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

принимавших участие в экспериментальной работе………………… 25

2.2. Организация и методика констатирующего этапа

эксперимента по изучению коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………………………………………………… 28

2. 3. Анализ констатирующего этапа эксперимента по изучению коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)………………….. 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 36

3. 1. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках

социально-бытовой ориентировки…………………………………… 36

3. 2. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента по изучению сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки……… 42

3.3. Методические рекомендации по формированию

коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………… 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………. … 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………… 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………… 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….……………………………………………….. … 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 4….. ……………………………………………………. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …..………………………………………..…………. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ………………………………………………………. 78

Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ





1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.

– М. : МГУ, 1994. – 324 с.

2. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Аугене // Дефектология. – 1998. – №5. – С. 46-53

3. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. А. Зарин. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 416 с.

4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1-2-х курсов дефектол. фак. пед. ин-тов / И. М. Бгажнокова. – М. : Просвещение,

1987. – 96 с.

5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. − М., 1996. − 88 с.

6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – М. : СПб, 2005. – 288 с.

7. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] /

Л. П. Буева.– М. : Мысль, 1987. – 216 с.

8. Воронкова, В. В. О структуре и учебном плане школы-интерната

(школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью [Текст] / В. В. Воронкова // Дефектология. − 1996. – № 3. – С. 19-20.

9. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9

классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] : пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова. − М. : Владос, 2006. – 247 с.


55

10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1999. – 129 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая поэма [Текст] /

Л. С. Выготский. – М. : 1981. – 421с.

12. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова – М. : Педагогика,

1985. – 128с.

13. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Девяткова – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 180с.

14. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / И. А. Емельянова // Образование и наука. – 2008. – №1.

–С.87–94.

15. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]

/ Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.

16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.

17. Коломинский, Н. Л. Осознание умственно отсталыми

подростками своего положения в коллективе сверстников [Текст] /

Н. Л. Коломинский // Дефектология. – 1971. – №6. – С. 45-50.

18. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

19. Краткий психологический словарь / авт.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. − Ростов н/Д : Феникс, 1998. − 229 с.

20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /

М. И. Лисина. Москва – Воронеж, 2001. – 383 с.

56

21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] :

учеб. пособие / М. И. Лисина. – под ред. А. Г. Рузской–2-е изд. – М. : Модэк, 2001.– 384 с.

22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] : /

М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.

23. Мещеренкова, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеренкова, В. П. Зимченко. – СПб. : ЕВРОЗНАК, 2012. – 672 с.

24. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М. : Педагогика, 1984. – 327с.

25. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М. :

Просвещение, 1997. – 608 с.

26. Немов, Р. С. Психология: Словарь – справочник [Текст] /

Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010. – 304с.

27. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 26 декабря 2012 // Администратор образования. - 2013.

28. Олигофренопедагогика / Алышева, Т. В., Васенков,

Г. В., Воронкова, В. В. [и др.]. – М. : Дрофа, 2009 – 397 с.

29. Панферов, В. Н. Психология общения [Текст] / В. Н. Панферов // Вопр. философии. – 1971. – №7. С. 126-129

30. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В. Г. Петрова. — М. : Педагогика, 1977. – 200 с.

31. Петровский, А. В. Учимся общаться [Текст]: пособие для педагогов / А. В. Петровский, В. А. Виноградова – М. : Просвещение, 1989. – 230 с.

32. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. Ульенковой У. В. – СПб.,

2007. – 240с.





57

33. Разуван, Е. И. Формирование делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е. И. Разуван // Дефектология. – 1989. – №3 – С. 36-40.

34. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст]: методическое пособие / В. Н. Романюта. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.

35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

36. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 193 с.

37. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками

[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Г. Рузская.

– М. : ВЛАДОС, 1989 – 101 с.

38. Сборник программ для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник № 1. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

39. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / авт.-сост. А. С. Воронин. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

40. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии.

– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.

41. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г., [и др.]. – М. :

Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

42. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [Текст] / М. Ступницкая //

Школьный психолог. – 2006. – № 7. – С. 18-22.







58

43. Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка [Текст] : учебное пособие, 6 класс, для специальной (коррекционной) школы VIII вида. /

В. П. Субчева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 72 с.

44. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] / приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014г. URL : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1599.html. (дата обращения: 10.12. 2016).

45. Хилько, А. А. Преподавание социально-бытовой ориентировке, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст] : пособие для учителя / А. А. Хилько, М. Е. Ермощенко,

А. Д. Смирнова. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.

46. Шамарчина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Е. В. Шамарчина. – М. : Книголюб, 2007. – 247 с.

47. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – СПб : Речь, 2005. – 477 с.

48. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст] : учебное пособие / Л. М. Шипицына. – СПб. : ВЛАДОС,

2010. – 279 с.

49. Шипицына, Л. М. уроки общения детей с нарушением интеллекта: пособие для учителей и родителей [Текст] / Л. М. Шипицына. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 302 с.

50. Шипицына, Л. М., Защиринская, О. В. Невербальное общение у

детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2009. – 128 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ






Актуальность исследования: для успешной адаптации в современном обществе человеку необходимо обладать многими навыками, одним их основных навыков являются навыки коммуникации.

Для растущего человека главным является не только характер его деятельности, но и характер системы взаимоотношений с людьми, в которую он вступает на различных этапах своей жизни. Именно межличностные отношения подростков с взрослыми и сверстниками нужно считать важным условием их личного развития. Именно в период развития человека формируются основные нравственные ценности, происходит осознание себя

и своих возможностей, возникает желание стать взрослым.

Неудовлетворенность общением ведет подростка к возникновению тревожности, чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающему миру и т.п.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешность межличностных отношений связана с успешной социальной адаптацией. Выпускники школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы не всегда оказываются способными войти в сферу социальных отношений без посторонней помощи

и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их социального положения и психологического состояния [25].

Одним из основных недостатков в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Л. С. Выготский видел в неумении педагога замечать в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношения человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или

порок реализуется как социальное ненормальное поведение, происходит

4

социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» [10].

Как за рубежом, так и в нашей стране проблемой формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимались такие известные учёные, как: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Шипицына и многие другие. Но, тем не менее, вопрос общения

обучающихся школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы остается открытым.

Многие учёные, изучающие вопросы общения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорят о

непосредственно положительном влиянии уроков социально-бытовой ориентировки на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся. Но, анализируя работу в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, можно сделать вывод о недостаточности целенаправленного внимания к формированию коммуникативных навыков обучающихся.Так же недостаточно методических разработок, которые бы помогали педагогам выстроить работу по формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, можно установить имеющееся противоречие между необходимостью развития сферы общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и современным состоянием практики, не располагающей достаточным обеспечением методическими

средствами и разработками, направленными на формирование коммуникативных умений и навыков. В связи с этим можно обозначить проблему, которая заключается в недостаточной разработке методических

рекомендаций по развитию коммуникативных умений и навыков, средствами социально-бытовой ориентировки.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить приемы работы для формирования
5

коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировки; определить направления коррекционной работы.

Объектом исследования являются коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предметом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся в современной специальной педагогике и установить степень ее разработанности.

2. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся 6 класса средствами констатирующего эксперимента.

3. Определить содержание и провести коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки в 6 классе.

4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.

Организация исследования: исследования проводились с декабря 2016 года, по январь 2017 года в ГКОУ СО «Харловская школа-интернат», с. Харловское, Ирбитского района, Свердловской обл., в 6 классе.

Структура и объем исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В 1 главе даются определения понятий: общение, коммуникативная функция речи; раскрываются особенности речи и коммуникативных навыков у
6

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

и место уроков социально-бытовой ориентировки, как учебного предмета, в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 глава посвящена изучению уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). В 3 главе описываются виды коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) и

приводятся методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯКОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВУОБУЧАЮЩИХСЯСУМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).. 8
1.1. Определение понятий: общение, коммуникативные навыки,
коммуникативная функция речи ……………………………………….. 8
1.2. Особенностиречиикоммуникативныхнавыкову
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)…………………………………………………………….. 12

1. 3. Анализ содержания учебного предмета социально-бытовая ориентировка в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы ….. … 17

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 25

2. 1. Исследование и анализ контингента обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

принимавших участие в экспериментальной работе………………… 25

2.2. Организация и методика констатирующего этапа

эксперимента по изучению коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………………………………………………… 28

2. 3. Анализ констатирующего этапа эксперимента по изучению коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)………………….. 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ

ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 36

3. 1. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках

социально-бытовой ориентировки…………………………………… 36

3. 2. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента по изучению сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки……… 42

3.3. Методические рекомендации по формированию

коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………… 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………. … 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………… 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………… 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….……………………………………………….. … 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 4….. ……………………………………………………. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …..………………………………………..…………. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ………………………………………………………. 78

Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ





1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.

– М. : МГУ, 1994. – 324 с.

2. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Аугене // Дефектология. – 1998. – №5. – С. 46-53

3. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. А. Зарин. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 416 с.

4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1-2-х курсов дефектол. фак. пед. ин-тов / И. М. Бгажнокова. – М. : Просвещение,

1987. – 96 с.

5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. − М., 1996. − 88 с.

6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – М. : СПб, 2005. – 288 с.

7. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] /

Л. П. Буева.– М. : Мысль, 1987. – 216 с.

8. Воронкова, В. В. О структуре и учебном плане школы-интерната

(школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью [Текст] / В. В. Воронкова // Дефектология. − 1996. – № 3. – С. 19-20.

9. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9

классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] : пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова. − М. : Владос, 2006. – 247 с.


55

10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1999. – 129 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая поэма [Текст] /

Л. С. Выготский. – М. : 1981. – 421с.

12. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова – М. : Педагогика,

1985. – 128с.

13. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Девяткова – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 180с.

14. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / И. А. Емельянова // Образование и наука. – 2008. – №1.

–С.87–94.

15. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]

/ Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.

16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.

17. Коломинский, Н. Л. Осознание умственно отсталыми

подростками своего положения в коллективе сверстников [Текст] /

Н. Л. Коломинский // Дефектология. – 1971. – №6. – С. 45-50.

18. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

19. Краткий психологический словарь / авт.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. − Ростов н/Д : Феникс, 1998. − 229 с.

20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /

М. И. Лисина. Москва – Воронеж, 2001. – 383 с.

56

21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] :

учеб. пособие / М. И. Лисина. – под ред. А. Г. Рузской–2-е изд. – М. : Модэк, 2001.– 384 с.

22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] : /

М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.

23. Мещеренкова, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеренкова, В. П. Зимченко. – СПб. : ЕВРОЗНАК, 2012. – 672 с.

24. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М. : Педагогика, 1984. – 327с.

25. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М. :

Просвещение, 1997. – 608 с.

26. Немов, Р. С. Психология: Словарь – справочник [Текст] /

Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010. – 304с.

27. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 26 декабря 2012 // Администратор образования. - 2013.

28. Олигофренопедагогика / Алышева, Т. В., Васенков,

Г. В., Воронкова, В. В. [и др.]. – М. : Дрофа, 2009 – 397 с.

29. Панферов, В. Н. Психология общения [Текст] / В. Н. Панферов // Вопр. философии. – 1971. – №7. С. 126-129

30. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В. Г. Петрова. — М. : Педагогика, 1977. – 200 с.

31. Петровский, А. В. Учимся общаться [Текст]: пособие для педагогов / А. В. Петровский, В. А. Виноградова – М. : Просвещение, 1989. – 230 с.

32. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. Ульенковой У. В. – СПб.,

2007. – 240с.





57

33. Разуван, Е. И. Формирование делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е. И. Разуван // Дефектология. – 1989. – №3 – С. 36-40.

34. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст]: методическое пособие / В. Н. Романюта. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.

35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.

36. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 193 с.

37. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками

[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Г. Рузская.

– М. : ВЛАДОС, 1989 – 101 с.

38. Сборник программ для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник № 1. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

39. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / авт.-сост. А. С. Воронин. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.

40. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии.

– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.

41. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г., [и др.]. – М. :

Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

42. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [Текст] / М. Ступницкая //

Школьный психолог. – 2006. – № 7. – С. 18-22.







58

43. Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка [Текст] : учебное пособие, 6 класс, для специальной (коррекционной) школы VIII вида. /

В. П. Субчева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 72 с.

44. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] / приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014г. URL : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1599.html. (дата обращения: 10.12. 2016).

45. Хилько, А. А. Преподавание социально-бытовой ориентировке, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст] : пособие для учителя / А. А. Хилько, М. Е. Ермощенко,

А. Д. Смирнова. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.

46. Шамарчина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Е. В. Шамарчина. – М. : Книголюб, 2007. – 247 с.

47. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – СПб : Речь, 2005. – 477 с.

48. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст] : учебное пособие / Л. М. Шипицына. – СПб. : ВЛАДОС,

2010. – 279 с.

49. Шипицына, Л. М. уроки общения детей с нарушением интеллекта: пособие для учителей и родителей [Текст] / Л. М. Шипицына. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 302 с.

50. Шипицына, Л. М., Защиринская, О. В. Невербальное общение у

детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2009. – 128 с.

Купить эту работу

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки

2000 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

28 ноября 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user2637281
4.1
кандидат наук, доцент
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
2000 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе user2637281 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе user2637281 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе user2637281 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе user2637281 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Методические основы изучения величин в ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Подготовка руки к письму детей 6- 7 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽