Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: для успешной адаптации в современном обществе человеку необходимо обладать многими навыками, одним их основных навыков являются навыки коммуникации.
Для растущего человека главным является не только характер его деятельности, но и характер системы взаимоотношений с людьми, в которую он вступает на различных этапах своей жизни. Именно межличностные отношения подростков с взрослыми и сверстниками нужно считать важным условием их личного развития. Именно в период развития человека формируются основные нравственные ценности, происходит осознание себя
и своих возможностей, возникает желание стать взрослым.
Неудовлетворенность общением ведет подростка к возникновению тревожности, чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающему миру и т.п.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешность межличностных отношений связана с успешной социальной адаптацией. Выпускники школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы не всегда оказываются способными войти в сферу социальных отношений без посторонней помощи
и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их социального положения и психологического состояния [25].
Одним из основных недостатков в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Л. С. Выготский видел в неумении педагога замечать в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношения человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или
порок реализуется как социальное ненормальное поведение, происходит
4
социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» [10].
Как за рубежом, так и в нашей стране проблемой формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимались такие известные учёные, как: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Шипицына и многие другие. Но, тем не менее, вопрос общения
обучающихся школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы остается открытым.
Многие учёные, изучающие вопросы общения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорят о
непосредственно положительном влиянии уроков социально-бытовой ориентировки на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся. Но, анализируя работу в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, можно сделать вывод о недостаточности целенаправленного внимания к формированию коммуникативных навыков обучающихся.Так же недостаточно методических разработок, которые бы помогали педагогам выстроить работу по формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, можно установить имеющееся противоречие между необходимостью развития сферы общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и современным состоянием практики, не располагающей достаточным обеспечением методическими
средствами и разработками, направленными на формирование коммуникативных умений и навыков. В связи с этим можно обозначить проблему, которая заключается в недостаточной разработке методических
рекомендаций по развитию коммуникативных умений и навыков, средствами социально-бытовой ориентировки.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить приемы работы для формирования
5
коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировки; определить направления коррекционной работы.
Объектом исследования являются коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся в современной специальной педагогике и установить степень ее разработанности.
2. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся 6 класса средствами констатирующего эксперимента.
3. Определить содержание и провести коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки в 6 классе.
4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.
Организация исследования: исследования проводились с декабря 2016 года, по январь 2017 года в ГКОУ СО «Харловская школа-интернат», с. Харловское, Ирбитского района, Свердловской обл., в 6 классе.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В 1 главе даются определения понятий: общение, коммуникативная функция речи; раскрываются особенности речи и коммуникативных навыков у
6
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и место уроков социально-бытовой ориентировки, как учебного предмета, в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 глава посвящена изучению уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В 3 главе описываются виды коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) и
приводятся методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯКОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВУОБУЧАЮЩИХСЯСУМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).. 8
1.1. Определение понятий: общение, коммуникативные навыки,
коммуникативная функция речи ……………………………………….. 8
1.2. Особенностиречиикоммуникативныхнавыкову
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)…………………………………………………………….. 12
1. 3. Анализ содержания учебного предмета социально-бытовая ориентировка в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы ….. … 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 25
2. 1. Исследование и анализ контингента обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
принимавших участие в экспериментальной работе………………… 25
2.2. Организация и методика констатирующего этапа
эксперимента по изучению коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………………………………………………… 28
2. 3. Анализ констатирующего этапа эксперимента по изучению коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)………………….. 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 36
3. 1. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках
социально-бытовой ориентировки…………………………………… 36
3. 2. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента по изучению сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки……… 42
3.3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………… 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………. … 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………… 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………… 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….……………………………………………….. … 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4….. ……………………………………………………. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …..………………………………………..…………. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ………………………………………………………. 78
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки»
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
– М. : МГУ, 1994. – 324 с.
2. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Аугене // Дефектология. – 1998. – №5. – С. 46-53
3. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. А. Зарин. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 416 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1-2-х курсов дефектол. фак. пед. ин-тов / И. М. Бгажнокова. – М. : Просвещение,
1987. – 96 с.
5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. − М., 1996. − 88 с.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – М. : СПб, 2005. – 288 с.
7. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] /
Л. П. Буева.– М. : Мысль, 1987. – 216 с.
8. Воронкова, В. В. О структуре и учебном плане школы-интерната
(школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью [Текст] / В. В. Воронкова // Дефектология. − 1996. – № 3. – С. 19-20.
9. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9
классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] : пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова. − М. : Владос, 2006. – 247 с.
55
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1999. – 129 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая поэма [Текст] /
Л. С. Выготский. – М. : 1981. – 421с.
12. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова – М. : Педагогика,
1985. – 128с.
13. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Девяткова – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 180с.
14. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / И. А. Емельянова // Образование и наука. – 2008. – №1.
–С.87–94.
15. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]
/ Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
17. Коломинский, Н. Л. Осознание умственно отсталыми
подростками своего положения в коллективе сверстников [Текст] /
Н. Л. Коломинский // Дефектология. – 1971. – №6. – С. 45-50.
18. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
19. Краткий психологический словарь / авт.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. − Ростов н/Д : Феникс, 1998. − 229 с.
20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /
М. И. Лисина. Москва – Воронеж, 2001. – 383 с.
56
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] :
учеб. пособие / М. И. Лисина. – под ред. А. Г. Рузской–2-е изд. – М. : Модэк, 2001.– 384 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] : /
М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
23. Мещеренкова, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеренкова, В. П. Зимченко. – СПб. : ЕВРОЗНАК, 2012. – 672 с.
24. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М. : Педагогика, 1984. – 327с.
25. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М. :
Просвещение, 1997. – 608 с.
26. Немов, Р. С. Психология: Словарь – справочник [Текст] /
Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010. – 304с.
27. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 26 декабря 2012 // Администратор образования. - 2013.
28. Олигофренопедагогика / Алышева, Т. В., Васенков,
Г. В., Воронкова, В. В. [и др.]. – М. : Дрофа, 2009 – 397 с.
29. Панферов, В. Н. Психология общения [Текст] / В. Н. Панферов // Вопр. философии. – 1971. – №7. С. 126-129
30. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В. Г. Петрова. — М. : Педагогика, 1977. – 200 с.
31. Петровский, А. В. Учимся общаться [Текст]: пособие для педагогов / А. В. Петровский, В. А. Виноградова – М. : Просвещение, 1989. – 230 с.
32. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. Ульенковой У. В. – СПб.,
2007. – 240с.
57
33. Разуван, Е. И. Формирование делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е. И. Разуван // Дефектология. – 1989. – №3 – С. 36-40.
34. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст]: методическое пособие / В. Н. Романюта. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 193 с.
37. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками
[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Г. Рузская.
– М. : ВЛАДОС, 1989 – 101 с.
38. Сборник программ для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник № 1. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
39. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / авт.-сост. А. С. Воронин. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
40. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии.
– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
41. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г., [и др.]. – М. :
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.
42. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [Текст] / М. Ступницкая //
Школьный психолог. – 2006. – № 7. – С. 18-22.
58
43. Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка [Текст] : учебное пособие, 6 класс, для специальной (коррекционной) школы VIII вида. /
В. П. Субчева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 72 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] / приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014г. URL : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1599.html. (дата обращения: 10.12. 2016).
45. Хилько, А. А. Преподавание социально-бытовой ориентировке, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст] : пособие для учителя / А. А. Хилько, М. Е. Ермощенко,
А. Д. Смирнова. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.
46. Шамарчина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Е. В. Шамарчина. – М. : Книголюб, 2007. – 247 с.
47. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – СПб : Речь, 2005. – 477 с.
48. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст] : учебное пособие / Л. М. Шипицына. – СПб. : ВЛАДОС,
2010. – 279 с.
49. Шипицына, Л. М. уроки общения детей с нарушением интеллекта: пособие для учителей и родителей [Текст] / Л. М. Шипицына. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 302 с.
50. Шипицына, Л. М., Защиринская, О. В. Невербальное общение у
детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2009. – 128 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: для успешной адаптации в современном обществе человеку необходимо обладать многими навыками, одним их основных навыков являются навыки коммуникации.
Для растущего человека главным является не только характер его деятельности, но и характер системы взаимоотношений с людьми, в которую он вступает на различных этапах своей жизни. Именно межличностные отношения подростков с взрослыми и сверстниками нужно считать важным условием их личного развития. Именно в период развития человека формируются основные нравственные ценности, происходит осознание себя
и своих возможностей, возникает желание стать взрослым.
Неудовлетворенность общением ведет подростка к возникновению тревожности, чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающему миру и т.п.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешность межличностных отношений связана с успешной социальной адаптацией. Выпускники школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы не всегда оказываются способными войти в сферу социальных отношений без посторонней помощи
и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их социального положения и психологического состояния [25].
Одним из основных недостатков в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Л. С. Выготский видел в неумении педагога замечать в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношения человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или
порок реализуется как социальное ненормальное поведение, происходит
4
социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» [10].
Как за рубежом, так и в нашей стране проблемой формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимались такие известные учёные, как: Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Шипицына и многие другие. Но, тем не менее, вопрос общения
обучающихся школ реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы остается открытым.
Многие учёные, изучающие вопросы общения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) говорят о
непосредственно положительном влиянии уроков социально-бытовой ориентировки на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся. Но, анализируя работу в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, можно сделать вывод о недостаточности целенаправленного внимания к формированию коммуникативных навыков обучающихся.Так же недостаточно методических разработок, которые бы помогали педагогам выстроить работу по формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, можно установить имеющееся противоречие между необходимостью развития сферы общения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и современным состоянием практики, не располагающей достаточным обеспечением методическими
средствами и разработками, направленными на формирование коммуникативных умений и навыков. В связи с этим можно обозначить проблему, которая заключается в недостаточной разработке методических
рекомендаций по развитию коммуникативных умений и навыков, средствами социально-бытовой ориентировки.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить приемы работы для формирования
5
коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) на уроках социально-бытовой ориентировки; определить направления коррекционной работы.
Объектом исследования являются коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у обучающихся в современной специальной педагогике и установить степень ее разработанности.
2. Определить уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся 6 класса средствами констатирующего эксперимента.
3. Определить содержание и провести коррекционную работу по формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки в 6 классе.
4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.
Организация исследования: исследования проводились с декабря 2016 года, по январь 2017 года в ГКОУ СО «Харловская школа-интернат», с. Харловское, Ирбитского района, Свердловской обл., в 6 классе.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В 1 главе даются определения понятий: общение, коммуникативная функция речи; раскрываются особенности речи и коммуникативных навыков у
6
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и место уроков социально-бытовой ориентировки, как учебного предмета, в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 глава посвящена изучению уровня сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В 3 главе описываются виды коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) и
приводятся методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯКОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВУОБУЧАЮЩИХСЯСУМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).. 8
1.1. Определение понятий: общение, коммуникативные навыки,
коммуникативная функция речи ……………………………………….. 8
1.2. Особенностиречиикоммуникативныхнавыкову
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)…………………………………………………………….. 12
1. 3. Анализ содержания учебного предмета социально-бытовая ориентировка в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы ….. … 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 25
2. 1. Исследование и анализ контингента обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
принимавших участие в экспериментальной работе………………… 25
2.2. Организация и методика констатирующего этапа
эксперимента по изучению коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………………………………………………… 28
2. 3. Анализ констатирующего этапа эксперимента по изучению коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)………………….. 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
ОРИЕНТИРОВКИ……………………………………………………… 36
3. 1. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках
социально-бытовой ориентировки…………………………………… 36
3. 2. Анализ результатов формирующего этапа эксперимента по изучению сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки……… 42
3.3. Методические рекомендации по формированию
коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)…………………… 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………. … 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………… 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………… 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…….……………………………………………….. … 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4….. ……………………………………………………. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 …..………………………………………..…………. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ………………………………………………………. 78
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках социально-бытовой ориентировки»
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева.
– М. : МГУ, 1994. – 324 с.
2. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Аугене // Дефектология. – 1998. – №5. – С. 46-53
3. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. А. Зарин. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 416 с.
4. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов-заочников 1-2-х курсов дефектол. фак. пед. ин-тов / И. М. Бгажнокова. – М. : Просвещение,
1987. – 96 с.
5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. − М., 1996. − 88 с.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии. Коммуникативная дифференциация личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – М. : СПб, 2005. – 288 с.
7. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] /
Л. П. Буева.– М. : Мысль, 1987. – 216 с.
8. Воронкова, В. В. О структуре и учебном плане школы-интерната
(школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью [Текст] / В. В. Воронкова // Дефектология. − 1996. – № 3. – С. 19-20.
9. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9
классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст] : пособие для учителя / В. В. Воронкова, С. А. Казакова. − М. : Владос, 2006. – 247 с.
55
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] /
Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1999. – 129 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая поэма [Текст] /
Л. С. Выготский. – М. : 1981. – 421с.
12. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых школьников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова – М. : Педагогика,
1985. – 128с.
13. Девяткова, Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : пособие для учителя / Т. А. Девяткова – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 180с.
14. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] / И. А. Емельянова // Образование и наука. – 2008. – №1.
–С.87–94.
15. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]
/ Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 176 с.
17. Коломинский, Н. Л. Осознание умственно отсталыми
подростками своего положения в коллективе сверстников [Текст] /
Н. Л. Коломинский // Дефектология. – 1971. – №6. – С. 45-50.
18. Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М. : Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
19. Краткий психологический словарь / авт.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. − Ростов н/Д : Феникс, 1998. − 229 с.
20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /
М. И. Лисина. Москва – Воронеж, 2001. – 383 с.
56
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] :
учеб. пособие / М. И. Лисина. – под ред. А. Г. Рузской–2-е изд. – М. : Модэк, 2001.– 384 с.
22. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] : /
М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
23. Мещеренкова, Б. Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеренкова, В. П. Зимченко. – СПб. : ЕВРОЗНАК, 2012. – 672 с.
24. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М. : Педагогика, 1984. – 327с.
25. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М. :
Просвещение, 1997. – 608 с.
26. Немов, Р. С. Психология: Словарь – справочник [Текст] /
Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС – ПРЕСС, 2010. – 304с.
27. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ РФ от 26 декабря 2012 // Администратор образования. - 2013.
28. Олигофренопедагогика / Алышева, Т. В., Васенков,
Г. В., Воронкова, В. В. [и др.]. – М. : Дрофа, 2009 – 397 с.
29. Панферов, В. Н. Психология общения [Текст] / В. Н. Панферов // Вопр. философии. – 1971. – №7. С. 126-129
30. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В. Г. Петрова. — М. : Педагогика, 1977. – 200 с.
31. Петровский, А. В. Учимся общаться [Текст]: пособие для педагогов / А. В. Петровский, В. А. Виноградова – М. : Просвещение, 1989. – 230 с.
32. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. Ульенковой У. В. – СПб.,
2007. – 240с.
57
33. Разуван, Е. И. Формирование делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы [Текст] / Е. И. Разуван // Дефектология. – 1989. – №3 – С. 36-40.
34. Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться [Текст]: методическое пособие / В. Н. Романюта. – М. : АРКТИ, 2004. – 64 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 193 с.
37. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками
[Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. Г. Рузская.
– М. : ВЛАДОС, 1989 – 101 с.
38. Сборник программ для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник № 1. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
39. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / авт.-сост. А. С. Воронин. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
40. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии.
– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
41. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А. Г., [и др.]. – М. :
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.
42. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [Текст] / М. Ступницкая //
Школьный психолог. – 2006. – № 7. – С. 18-22.
58
43. Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка [Текст] : учебное пособие, 6 класс, для специальной (коррекционной) школы VIII вида. /
В. П. Субчева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 72 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] / приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014г. URL : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1599.html. (дата обращения: 10.12. 2016).
45. Хилько, А. А. Преподавание социально-бытовой ориентировке, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида [Текст] : пособие для учителя / А. А. Хилько, М. Е. Ермощенко,
А. Д. Смирнова. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 223 с.
46. Шамарчина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Е. В. Шамарчина. – М. : Книголюб, 2007. – 247 с.
47. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: социализация детей с нарушениями интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – СПб : Речь, 2005. – 477 с.
48. Шипицына, Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст] : учебное пособие / Л. М. Шипицына. – СПб. : ВЛАДОС,
2010. – 279 с.
49. Шипицына, Л. М. уроки общения детей с нарушением интеллекта: пособие для учителей и родителей [Текст] / Л. М. Шипицына. СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006. – 302 с.
50. Шипицына, Л. М., Защиринская, О. В. Невербальное общение у
детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Монография / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2009. – 128 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55888 Дипломных работ — поможем найти подходящую