Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема нравственного воспитания. Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и философы: И.А. Ильин, Т.И. Петракова, С.И. Маслов, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, Л.Н. Толстой, М.А. Аникеев и др.
В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует и недостаточно раскрыты методы формирования нравственных понятий.
Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как, по мнению А.Г. Асмолова: «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей»
Для эффективного формирования у учащихся начальной школы
нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения, поскольку именно на данных уроках можно использовать сказки как одно их средств формирования нравственных понятий. Нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения - это одна из целей сказки в начальной школе. Во время изучения сказки учащиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость, совесть, гордость, вина и т.д.
Художественное произведение, в котором раскрываются благородные
человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, ребенок
проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная чувствительность к нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах. Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства формирования нравственных понятий у младших школьников.
Сказки являются одним из древних средств формирования нравственных понятий будущих членов взрослого общества. Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска форм, методов и средств целенаправленной работы по формированию у младших школьников нравственных понятий посредством сказок.
Объект исследования – процесс формирования нравственных понятий
младших школьников.
Предмет исследования – формирование нравственных понятий
младших школьников посредством сказок.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность формирования нравственных понятий младших школьников посредством сказок.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу
по проблеме формирования нравственных понятий младших школьников;
2. Ознакомиться с методами формирования нравственных понятий;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию
нравственных понятий младших школьников посредством сказок;
4. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений на уроках литературного чтения посредством сказок
Методы исследования: в работе использовались теоретические и эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент) методы исследования.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 3 КЛАССЕ………………………………………………………………………
6
1.1. Подходы к формированию нравственных понятий в 3 классе…….. 6
1.2. Формы и методы формирования нравственных понятий посредством сказок…………………………………………………….
10
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК…………………………………………………………
23
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения……………………
23
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения..
29
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………………………………………………. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 46
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: "Развитие нравственных понятий младших школьников на уроках литературного чтения при изучении литературной сказки в 3 классе"
Оригинальность работы 63%
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ИНФРА. – 2013.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 2016
4. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев. – Омск: ОмГПУ. 2012.
5. Афанасьев А.Н., «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
6. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / С. П. Баранов. – М.: Просвещение. – 2014.
7. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 2015
8. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. – М. – 2016
9. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
10. Ведерникова Н.М. Народная сказка. М.: Наука, 2014
11. Виноградова Н.Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015.
12. Волков, А.М. Волшебные сказки в 3-х книгах / А.М. Волков. - М.: Лексика, 2012
13. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. 2015.
14. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка - Пресс, 2013 г.
15. Давыдов, В.В. М. Теория развивающего обучения // Пед. общество России. – 2016.
16. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык. – 2013
17. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2015
18. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Просвещение. – 2013
19. Дановский А.В. Детская литература / А.В. Дановский // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2014
20. Дорофеева, Г. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Тестовые тренировочные задания / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2013
21. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. - М.:Просвещение,2012.
22. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образованию. - 2013.
23. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. - СПб., 2017
24. Сказки-подсказки: методический игровой материал / Этери Заболотная. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
25. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2015.
26. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2013.
27. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Капрова.- М.: Академия, 2012
28. Коваленко, Ж. В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» / Ж. В. Коваленко. // Начальная школа. –2015.
29. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Е.П. Козлов. - М.: Просвещение, 2013.
30. Кондаков, А.М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2016.
31. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2015.
32. Кузнецова, С. А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / Светлана Алексеевна Кузнецова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
33. Лебединцев, В. Б. Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий. Формирование ключевых умений / В.Б. Лебединцев. - М.: Учитель, 2013
34. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2016
35. Лев, Николаевич Толстой Детство. Отрочество. Юность / Лев Николаевич Толстой. - М.: Наука, 2014
36. Ленц, Ф. Образный язык народных сказок [Текст] / Ф. Ленц. – М.: Деметра, 2013.
37. Литературное чтение. 1-4 классы. Методическое пособие / М.В. Черкезова и др. - М.: Дрофа, 2013
38. Львова, М. Е. Русские народные сказки на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. –2014.
39. Макеева, С.Г. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках родной словесности /С.Г. Макеева // Учитель в школе. – 2014.
40. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Аленушкины сказки / Д.Н. Мамин-Сибиряк. - М.: Детская литература, 2013
41. Маслов, С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. – 2015
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема нравственного воспитания. Изучением данной проблемы занимались следующие педагоги и философы: И.А. Ильин, Т.И. Петракова, С.И. Маслов, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, Л.Н. Толстой, М.А. Аникеев и др.
В настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у младших школьников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует и недостаточно раскрыты методы формирования нравственных понятий.
Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности, так как, по мнению А.Г. Асмолова: «образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей»
Для эффективного формирования у учащихся начальной школы
нравственных понятий наибольшим потенциалом обладают уроки литературного чтения, поскольку именно на данных уроках можно использовать сказки как одно их средств формирования нравственных понятий. Нравственное развитие и совершенствование личности, а также расширение познавательных возможностей младших школьников и формирование у них позитивного мировоззрения - это одна из целей сказки в начальной школе. Во время изучения сказки учащиеся усваивают, а также оперируют следующими нравственными понятиями: милосердие, доброта, справедливость, совесть, гордость, вина и т.д.
Художественное произведение, в котором раскрываются благородные
человеческие чувства и мысли, позволяет подвести ребенка к оценке и осмыслению собственных качеств и поступков, к усвоению и закреплению знаний и нравственных норм. Ведомый талантливым писателем, ребенок
проникает в суть явления, включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла.
На протяжении всех лет обучения в общеобразовательной школе происходит формирование нравственных понятий у ученика. Но уникальная чувствительность к нравственному развитию и базы нравственных ориентаций закладываются именно в начальных классах. Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства формирования нравственных понятий у младших школьников.
Сказки являются одним из древних средств формирования нравственных понятий будущих членов взрослого общества. Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска форм, методов и средств целенаправленной работы по формированию у младших школьников нравственных понятий посредством сказок.
Объект исследования – процесс формирования нравственных понятий
младших школьников.
Предмет исследования – формирование нравственных понятий
младших школьников посредством сказок.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить эффективность формирования нравственных понятий младших школьников посредством сказок.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу
по проблеме формирования нравственных понятий младших школьников;
2. Ознакомиться с методами формирования нравственных понятий;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию
нравственных понятий младших школьников посредством сказок;
4. Разработать комплекс занятий, направленный на формирование нравственных представлений на уроках литературного чтения посредством сказок
Методы исследования: в работе использовались теоретические и эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент) методы исследования.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ «СОШ №42» г. Магнитогорска
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В 3 КЛАССЕ………………………………………………………………………
6
1.1. Подходы к формированию нравственных понятий в 3 классе…….. 6
1.2. Формы и методы формирования нравственных понятий посредством сказок…………………………………………………….
10
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………… 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК…………………………………………………………
23
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных понятий у младших школьников на уроках литературного чтения……………………
23
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения..
29
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……………………………………………………. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 46
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: "Развитие нравственных понятий младших школьников на уроках литературного чтения при изучении литературной сказки в 3 классе"
Оригинальность работы 63%
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ИНФРА. – 2013.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 2016
4. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев. – Омск: ОмГПУ. 2012.
5. Афанасьев А.Н., «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
6. Баранов, С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / С. П. Баранов. – М.: Просвещение. – 2014.
7. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 2015
8. Божович, Л.И., Конникова, Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии. – М. – 2016
9. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
10. Ведерникова Н.М. Народная сказка. М.: Наука, 2014
11. Виноградова Н.Ф. Личностно-ориентированное обучение в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015.
12. Волков, А.М. Волшебные сказки в 3-х книгах / А.М. Волков. - М.: Лексика, 2012
13. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз. 2015.
14. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка - Пресс, 2013 г.
15. Давыдов, В.В. М. Теория развивающего обучения // Пед. общество России. – 2016.
16. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык. – 2013
17. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников // Педагогика. 2015
18. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: Просвещение. – 2013
19. Дановский А.В. Детская литература / А.В. Дановский // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2014
20. Дорофеева, Г. В. Литературное чтение. 1-4 классы. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Тестовые тренировочные задания / Г.В. Дорофеева. - М.: Эксмо, 2013
21. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. - М.:Просвещение,2012.
22. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образованию. - 2013.
23. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет / Н.А. Зайцев. - СПб., 2017
24. Сказки-подсказки: методический игровой материал / Этери Заболотная. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
25. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2015.
26. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 2013.
27. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Капрова.- М.: Академия, 2012
28. Коваленко, Ж. В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» / Ж. В. Коваленко. // Начальная школа. –2015.
29. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Е.П. Козлов. - М.: Просвещение, 2013.
30. Кондаков, А.М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2016.
31. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2015.
32. Кузнецова, С. А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей / Светлана Алексеевна Кузнецова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
33. Лебединцев, В. Б. Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий. Формирование ключевых умений / В.Б. Лебединцев. - М.: Учитель, 2013
34. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2016
35. Лев, Николаевич Толстой Детство. Отрочество. Юность / Лев Николаевич Толстой. - М.: Наука, 2014
36. Ленц, Ф. Образный язык народных сказок [Текст] / Ф. Ленц. – М.: Деметра, 2013.
37. Литературное чтение. 1-4 классы. Методическое пособие / М.В. Черкезова и др. - М.: Дрофа, 2013
38. Львова, М. Е. Русские народные сказки на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. –2014.
39. Макеева, С.Г. Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках родной словесности /С.Г. Макеева // Учитель в школе. – 2014.
40. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Аленушкины сказки / Д.Н. Мамин-Сибиряк. - М.: Детская литература, 2013
41. Маслов, С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. – 2015
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55888 Дипломных работ — поможем найти подходящую