Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза

  • 93 страниц
  • 2020 год
  • 2 просмотра
  • 0 покупок
Автор работы

zera163

Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.

990 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Актуальность работы. Проблема межличностных отношений студентов в вузе в настоящее время актуальна. Межличностные отношения – это система взаимоотношений между людьми, развитие которых определяется индивидуальными, психологическими и социальными характеристиками каждого участника, целями и интересами, которые люди преследуют при осуществлении действия, а также влиянием внешних факторов. Все эти компоненты формируют различные типы межличностных отношений между людьми.
Изучая некоторые научные труды отечественных ученых, таких как: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко, Ю.М. Кондратьев, С.А. Багрецов, Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова и других, а также зарубежных ученых, таких как: Э. Эриксон, К. Роджерс, Р. Бернс, Г. Олпорт, Р. Акофф, Ф. Эмери показывают, что межличностные отношения рассматриваются с точки зрения деятельностного подхода, то есть это общение людей, в результате чего достигаются определенные цели, результаты.
Есть также научные труды, в которых рассматриваются такие аспекты межличностных отношений, как личность, развитие личности, то есть личностный подход.
На наш взгляд, наиболее интересным при изучении межличностных отношений является построение отношений в небольшой группе. Это особенно актуально в условиях инклюзивного образования. Проблема инклюзивного образования, в частности в сфере высшего образования, является достаточно актуальной и новой для России.
Изучив научную литературу об отношениях студентов в инклюзивных группах университета, следует отметить, что на формирование межличностных отношений в таких группах влияет ряд факторов, представленных: индивидуально-психологическими особенностями условно здоровых студентов и людей с ограниченными возможностями, трудностями или барьерами, с которыми сталкиваются последние, и готовностью самой системы образования к инклюзивной интеграции.
Преодоление барьеров для включения инклюзии в высшее образование требует решения следующих задач: государственное регулирование инклюзивного образования в вузе в сочетании с различными формами общественной инициативы; обеспечение архитектурной и транспортной доступности кампусов, внутренних помещений, общежитий, спортивных и культурных объектов; обеспечение студентов с ограниченными возможностями технической подготовкой и необходимыми удобствами в соответствии с индивидуальными особенностями; предоставление учебных материалов, при необходимости адаптированных к потребностям студентов; психолого-педагогическая переподготовка кадров, формирование культуры толерантности в студенческом сообществе и в университете в целом.
Все это определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – межличностные отношения студентов.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Для достижения цели работы и проверки сформулированной гипотезы решались следующие задачи:
1) проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
3) проанализировать и интерпретировать результаты диагностики межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
4) подобрать методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в инклюзивной студенческой группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что межличностные отношения в инклюзивных группах имеют специфику, которые обусловлены их особыми образовательными потребностями, в частности, им характерны трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что может привести к снижению благоприятного уровня микроклимата группы и групповой сплоченности.
Методы исследования: теоретические: сравнительный анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тест определения индекса групповой сплоченности Сишора; тест «Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива» В.М. Завьялова; методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии» модифицированный вариант Н.П. Фетискина; математико-статистический метод: U-критерий Манна-Уитни. Расчеты производились при помощи прикладного пакета программы Статистика 22.0.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». В исследовании приняли участие 60 студентов с первого по четвертый курс, из них 34 женщины и 26 мужчин. Возраст исследуемых составил от 18 до 40 лет. Все исследуемые были поделены на две группы: 30 студентов с ОВЗ и 30 студентов без ОВЗ.
Практическая значимость исследования. В работе проведено исследование особенностей межличностных отношений в студенческой группе в условиях инклюзии, а также разработаны методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в студенческой инклюзивной группе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Проблема межличностных отношений в студенческой группе инклюзивной среды вуза…….……………………………………………………7
1.1. Понятие «межличностные отношения» в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………..7
1.2. Научные подходы в исследовании проблемы взаимоотношений в группе…………………………………………………………………………….17
1.3. Особенности проявления межличностных отношений студентов в условиях инклюзии……………………………………………………….……..29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………..…………………..……….37
Глава 2. Особенности межличностных отношений в студенческой группе инклюзивного вуза……………………………………………………………....39
2.1. Организация, содержание и методика эмпирического исследования…..39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..44
2.3. Методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в студенческой группе……………………………………..…..…..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………..……..……….65
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………...73
Приложения……………………………………………………………………...78

Актуальность работы. Проблема межличностных отношений студентов в вузе в настоящее время актуальна. Межличностные отношения – это система взаимоотношений между людьми, развитие которых определяется индивидуальными, психологическими и социальными характеристиками каждого участника, целями и интересами, которые люди преследуют при осуществлении действия, а также влиянием внешних факторов. Все эти компоненты формируют различные типы межличностных отношений между людьми.
Изучая некоторые научные труды отечественных ученых, таких как: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко, Ю.М. Кондратьев, С.А. Багрецов, Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова и других, а также зарубежных ученых, таких как: Э. Эриксон, К. Роджерс, Р. Бернс, Г. Олпорт, Р. Акофф, Ф. Эмери показывают, что межличностные отношения рассматриваются с точки зрения деятельностного подхода, то есть это общение людей, в результате чего достигаются определенные цели, результаты.
Есть также научные труды, в которых рассматриваются такие аспекты межличностных отношений, как личность, развитие личности, то есть личностный подход.
На наш взгляд, наиболее интересным при изучении межличностных отношений является построение отношений в небольшой группе. Это особенно актуально в условиях инклюзивного образования. Проблема инклюзивного образования, в частности в сфере высшего образования, является достаточно актуальной и новой для России.
Изучив научную литературу об отношениях студентов в инклюзивных группах университета, следует отметить, что на формирование межличностных отношений в таких группах влияет ряд факторов, представленных: индивидуально-психологическими особенностями условно здоровых студентов и людей с ограниченными возможностями, трудностями или барьерами, с которыми сталкиваются последние, и готовностью самой системы образования к инклюзивной интеграции.
Преодоление барьеров для включения инклюзии в высшее образование требует решения следующих задач: государственное регулирование инклюзивного образования в вузе в сочетании с различными формами общественной инициативы; обеспечение архитектурной и транспортной доступности кампусов, внутренних помещений, общежитий, спортивных и культурных объектов; обеспечение студентов с ограниченными возможностями технической подготовкой и необходимыми удобствами в соответствии с индивидуальными особенностями; предоставление учебных материалов, при необходимости адаптированных к потребностям студентов; психолого-педагогическая переподготовка кадров, формирование культуры толерантности в студенческом сообществе и в университете в целом.
Все это определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – межличностные отношения студентов.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Для достижения цели работы и проверки сформулированной гипотезы решались следующие задачи:
1) проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
3) проанализировать и интерпретировать результаты диагностики межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
4) подобрать методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в инклюзивной студенческой группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что межличностные отношения в инклюзивных группах имеют специфику, которые обусловлены их особыми образовательными потребностями, в частности, им характерны трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что может привести к снижению благоприятного уровня микроклимата группы и групповой сплоченности.
Методы исследования: теоретические: сравнительный анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тест определения индекса групповой сплоченности Сишора; тест «Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива» В.М. Завьялова; методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии» модифицированный вариант Н.П. Фетискина; математико-статистический метод: U-критерий Манна-Уитни. Расчеты производились при помощи прикладного пакета программы Статистика 22.0.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». В исследовании приняли участие 60 студентов с первого по четвертый курс, из них 34 женщины и 26 мужчин. Возраст исследуемых составил от 18 до 40 лет. Все исследуемые были поделены на две группы: 30 студентов с ОВЗ и 30 студентов без ОВЗ.
Практическая значимость исследования. В работе проведено исследование особенностей межличностных отношений в студенческой группе в условиях инклюзии, а также разработаны методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в студенческой инклюзивной группе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Academia, 2018. – 320 c.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Кн. 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская. – М.: Академия, 2016. – 304 c.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Форум, 2012. – 278 с.
6. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Юрайт, 2016. – 327 c.
7. Бороздина, Г.В. Психология общения / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – М.: Юрайт, 2016. – 463 c.
8. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Академия, 2018. – 176 c.
9. Горбатенко, А.C. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности [Электронной ресурс] / А.С. Горбатенко. – URL: https://nrpsy.ru/teoria_gorbatenko_as.html (дата обращения: 05.04.2020).
10. Григорьев, Г.П. Социально-психологические аспекты инклюзивного образования / Г.П. Григорьев // Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (33). – С. 82-88.
11. Гулевич, О.А. Социальная психология / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. – М.: Юрайт, 2016. – 452 c.
12. Деревянкина, Н.А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании / Н.А. Деревянкина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 3. – С. 54-58.
13. Дмитриева, Л.B. Речевое общение / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова; Мин-во образования Рос. Федерации, Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. – 57 с.
14. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеева. – М.: Норма, 2019. – 224 c.
15. Ефимова, Н.С. Социальная психология / Н.С. Ефимова. – М.: Форум, 2017. – 496 c.
16. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: Форум, 2018. – 288 c.
17. Жарова, М.Н. Психология общения / М.Н. Жарова. – М.: Academia, 2017. – 100 c.
18. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2019. – 184 c.
19. Инклюзивное образование. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – URL: www.ibe.unesco.org/sites/default/./RU_Inclusive_Education_ICE.pdf (03.04.2020).
20. Коноваленко, М.Ю. Психология общения / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2016. – 468 c.
21. Корягина, Н.А. Психология общения / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Юрайт, 2016. – 437 c.
22. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 448 c.
23. Кулакова, Е.В. Инклюзивное образование: что необходимо сделать для его успешного осуществления / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, М.Л. Любимов // Социальная педагогика в России. – 2016. – № 6. – С.14-23.
24. Левчук, С.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования / С.В. Левчук // Развитие личности: психолого-педагогические проблемы сборник научных трудов. – Тамбов, 2019. – С. 149-155.
25. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 211 с.
26. Литвинцева, О.Ю. Психологическая безопасность участников инклюзивного образовательного процесса / О.Ю. Литвинцева // Концепт. – 2019. – № 12. – С. 100-109.
27. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2018. – 800 c.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
29. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды; под ред. А.А. Бодалева / В.Н. Мясищев. – Воронеж: Модэк, 2011. – 398 с.
30. Неверкович. С.Д. Отношение в условиях инклюзии / С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая, И.Ю. Бурханова // Мир психологии. – 2019. – № 1 (97). – С. 132-141.
31. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 2008. – 238 с.
32. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева / под общ. ред. Д.А. Леонтьева / Г.Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 461 c.
33. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. – М.: Книга по требованию, 2012. – 270 с.
34. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. – М.: Academia, 2016. – 384 c.
35. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: АСТ, 2016. – 510 с.
36. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258 с.
37. Романова, Г.А. Интерактивные формы работы участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования / Г.А. Романова // Современное общественно-ориентированное образование: диалог концепций: мат-лы Междун. науч.-практ. конф. (г. Орехово-Зуево, 16 июня 2015 г.) – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2015. – С. 79-87.
38. Романова, Г.А. О формировании коммуникативной культуры обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды / Г.А. Романова // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – Т. 2. – № 2 (2015). – С. 13.
39. Ряписов, Н.А. Значение толерантности и толерантного отношения в условиях инклюзивного образования / Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: мат-лы Междун. науч.-практ. конф. (г. Стерлитамак, 23 сент. 2018 г.) Уфа: ООО «Агентство межд. исследований». – 2018. – С. 76-79.
40. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения / А.Л. Свенцицкий, В.Н. Панфёров, Л.В. Куликов и др. – М.: Инфра-М, 2017. - 64 c.
41. Социальная психология / под ред. А.М. Руденко. – Р-н/Д: Феникс, 2018. – 223 c.
42. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Academia, 2019. – 162 c.
43. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 317 c.
44. Татарова, С.П. Отношение студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (по результатам исследования в ВСГИК) / С.П. Татарова, Н.А. Беленькая // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2019. – № 14. – С. 101-105.
45. Тащёва, А.И. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в Вузе / А.И. Тащёва, С.В. Гриднева, Н.В. Киценко // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей: коллект. монография. – Ульяновск: Зебра, 2019. – С. 66-115.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

Актуальность работы. Проблема межличностных отношений студентов в вузе в настоящее время актуальна. Межличностные отношения – это система взаимоотношений между людьми, развитие которых определяется индивидуальными, психологическими и социальными характеристиками каждого участника, целями и интересами, которые люди преследуют при осуществлении действия, а также влиянием внешних факторов. Все эти компоненты формируют различные типы межличностных отношений между людьми.
Изучая некоторые научные труды отечественных ученых, таких как: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко, Ю.М. Кондратьев, С.А. Багрецов, Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова и других, а также зарубежных ученых, таких как: Э. Эриксон, К. Роджерс, Р. Бернс, Г. Олпорт, Р. Акофф, Ф. Эмери показывают, что межличностные отношения рассматриваются с точки зрения деятельностного подхода, то есть это общение людей, в результате чего достигаются определенные цели, результаты.
Есть также научные труды, в которых рассматриваются такие аспекты межличностных отношений, как личность, развитие личности, то есть личностный подход.
На наш взгляд, наиболее интересным при изучении межличностных отношений является построение отношений в небольшой группе. Это особенно актуально в условиях инклюзивного образования. Проблема инклюзивного образования, в частности в сфере высшего образования, является достаточно актуальной и новой для России.
Изучив научную литературу об отношениях студентов в инклюзивных группах университета, следует отметить, что на формирование межличностных отношений в таких группах влияет ряд факторов, представленных: индивидуально-психологическими особенностями условно здоровых студентов и людей с ограниченными возможностями, трудностями или барьерами, с которыми сталкиваются последние, и готовностью самой системы образования к инклюзивной интеграции.
Преодоление барьеров для включения инклюзии в высшее образование требует решения следующих задач: государственное регулирование инклюзивного образования в вузе в сочетании с различными формами общественной инициативы; обеспечение архитектурной и транспортной доступности кампусов, внутренних помещений, общежитий, спортивных и культурных объектов; обеспечение студентов с ограниченными возможностями технической подготовкой и необходимыми удобствами в соответствии с индивидуальными особенностями; предоставление учебных материалов, при необходимости адаптированных к потребностям студентов; психолого-педагогическая переподготовка кадров, формирование культуры толерантности в студенческом сообществе и в университете в целом.
Все это определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – межличностные отношения студентов.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Для достижения цели работы и проверки сформулированной гипотезы решались следующие задачи:
1) проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
3) проанализировать и интерпретировать результаты диагностики межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
4) подобрать методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в инклюзивной студенческой группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что межличностные отношения в инклюзивных группах имеют специфику, которые обусловлены их особыми образовательными потребностями, в частности, им характерны трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что может привести к снижению благоприятного уровня микроклимата группы и групповой сплоченности.
Методы исследования: теоретические: сравнительный анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тест определения индекса групповой сплоченности Сишора; тест «Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива» В.М. Завьялова; методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии» модифицированный вариант Н.П. Фетискина; математико-статистический метод: U-критерий Манна-Уитни. Расчеты производились при помощи прикладного пакета программы Статистика 22.0.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». В исследовании приняли участие 60 студентов с первого по четвертый курс, из них 34 женщины и 26 мужчин. Возраст исследуемых составил от 18 до 40 лет. Все исследуемые были поделены на две группы: 30 студентов с ОВЗ и 30 студентов без ОВЗ.
Практическая значимость исследования. В работе проведено исследование особенностей межличностных отношений в студенческой группе в условиях инклюзии, а также разработаны методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в студенческой инклюзивной группе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Проблема межличностных отношений в студенческой группе инклюзивной среды вуза…….……………………………………………………7
1.1. Понятие «межличностные отношения» в трудах отечественных и зарубежных психологов…………………………………………………………..7
1.2. Научные подходы в исследовании проблемы взаимоотношений в группе…………………………………………………………………………….17
1.3. Особенности проявления межличностных отношений студентов в условиях инклюзии……………………………………………………….……..29
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………..…………………..……….37
Глава 2. Особенности межличностных отношений в студенческой группе инклюзивного вуза……………………………………………………………....39
2.1. Организация, содержание и методика эмпирического исследования…..39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..44
2.3. Методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в студенческой группе……………………………………..…..…..53
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………..……..……….65
Заключение………………………………………………………………………69
Список литературы……………………………………………………………...73
Приложения……………………………………………………………………...78

Актуальность работы. Проблема межличностных отношений студентов в вузе в настоящее время актуальна. Межличностные отношения – это система взаимоотношений между людьми, развитие которых определяется индивидуальными, психологическими и социальными характеристиками каждого участника, целями и интересами, которые люди преследуют при осуществлении действия, а также влиянием внешних факторов. Все эти компоненты формируют различные типы межличностных отношений между людьми.
Изучая некоторые научные труды отечественных ученых, таких как: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.С. Макаренко, Ю.М. Кондратьев, С.А. Багрецов, Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова и других, а также зарубежных ученых, таких как: Э. Эриксон, К. Роджерс, Р. Бернс, Г. Олпорт, Р. Акофф, Ф. Эмери показывают, что межличностные отношения рассматриваются с точки зрения деятельностного подхода, то есть это общение людей, в результате чего достигаются определенные цели, результаты.
Есть также научные труды, в которых рассматриваются такие аспекты межличностных отношений, как личность, развитие личности, то есть личностный подход.
На наш взгляд, наиболее интересным при изучении межличностных отношений является построение отношений в небольшой группе. Это особенно актуально в условиях инклюзивного образования. Проблема инклюзивного образования, в частности в сфере высшего образования, является достаточно актуальной и новой для России.
Изучив научную литературу об отношениях студентов в инклюзивных группах университета, следует отметить, что на формирование межличностных отношений в таких группах влияет ряд факторов, представленных: индивидуально-психологическими особенностями условно здоровых студентов и людей с ограниченными возможностями, трудностями или барьерами, с которыми сталкиваются последние, и готовностью самой системы образования к инклюзивной интеграции.
Преодоление барьеров для включения инклюзии в высшее образование требует решения следующих задач: государственное регулирование инклюзивного образования в вузе в сочетании с различными формами общественной инициативы; обеспечение архитектурной и транспортной доступности кампусов, внутренних помещений, общежитий, спортивных и культурных объектов; обеспечение студентов с ограниченными возможностями технической подготовкой и необходимыми удобствами в соответствии с индивидуальными особенностями; предоставление учебных материалов, при необходимости адаптированных к потребностям студентов; психолого-педагогическая переподготовка кадров, формирование культуры толерантности в студенческом сообществе и в университете в целом.
Все это определяет актуальность темы исследования.
Объект исследования – межличностные отношения студентов.
Предмет исследования – особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Цель исследования – выявить особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза.
Для достижения цели работы и проверки сформулированной гипотезы решались следующие задачи:
1) проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования;
2) подобрать методики и провести эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
3) проанализировать и интерпретировать результаты диагностики межличностных отношений студентов инклюзивного вуза;
4) подобрать методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в инклюзивной студенческой группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что межличностные отношения в инклюзивных группах имеют специфику, которые обусловлены их особыми образовательными потребностями, в частности, им характерны трудности в установлении взаимоотношений с окружающими, что может привести к снижению благоприятного уровня микроклимата группы и групповой сплоченности.
Методы исследования: теоретические: сравнительный анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: тест определения индекса групповой сплоченности Сишора; тест «Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива» В.М. Завьялова; методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии» модифицированный вариант Н.П. Фетискина; математико-статистический метод: U-критерий Манна-Уитни. Расчеты производились при помощи прикладного пакета программы Статистика 22.0.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». В исследовании приняли участие 60 студентов с первого по четвертый курс, из них 34 женщины и 26 мужчин. Возраст исследуемых составил от 18 до 40 лет. Все исследуемые были поделены на две группы: 30 студентов с ОВЗ и 30 студентов без ОВЗ.
Практическая значимость исследования. В работе проведено исследование особенностей межличностных отношений в студенческой группе в условиях инклюзии, а также разработаны методические рекомендации по гармонизации межличностных отношений в студенческой инклюзивной группе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. – М.: Academia, 2018. – 320 c.
3. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Кн. 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская. – М.: Академия, 2016. – 304 c.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Форум, 2012. – 278 с.
6. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Юрайт, 2016. – 327 c.
7. Бороздина, Г.В. Психология общения / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – М.: Юрайт, 2016. – 463 c.
8. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса. – М.: Академия, 2018. – 176 c.
9. Горбатенко, А.C. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности [Электронной ресурс] / А.С. Горбатенко. – URL: https://nrpsy.ru/teoria_gorbatenko_as.html (дата обращения: 05.04.2020).
10. Григорьев, Г.П. Социально-психологические аспекты инклюзивного образования / Г.П. Григорьев // Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (33). – С. 82-88.
11. Гулевич, О.А. Социальная психология / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. – М.: Юрайт, 2016. – 452 c.
12. Деревянкина, Н.А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании / Н.А. Деревянкина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 3. – С. 54-58.
13. Дмитриева, Л.B. Речевое общение / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова; Мин-во образования Рос. Федерации, Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. – 57 с.
14. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеева. – М.: Норма, 2019. – 224 c.
15. Ефимова, Н.С. Социальная психология / Н.С. Ефимова. – М.: Форум, 2017. – 496 c.
16. Ефимова, Н.С. Психология общения / Н.С. Ефимова. – М.: Форум, 2018. – 288 c.
17. Жарова, М.Н. Психология общения / М.Н. Жарова. – М.: Academia, 2017. – 100 c.
18. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2019. – 184 c.
19. Инклюзивное образование. ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – URL: www.ibe.unesco.org/sites/default/./RU_Inclusive_Education_ICE.pdf (03.04.2020).
20. Коноваленко, М.Ю. Психология общения / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2016. – 468 c.
21. Корягина, Н.А. Психология общения / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. – М.: Юрайт, 2016. – 437 c.
22. Крысько, В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 448 c.
23. Кулакова, Е.В. Инклюзивное образование: что необходимо сделать для его успешного осуществления / Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, М.Л. Любимов // Социальная педагогика в России. – 2016. – № 6. – С.14-23.
24. Левчук, С.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования / С.В. Левчук // Развитие личности: психолого-педагогические проблемы сборник научных трудов. – Тамбов, 2019. – С. 149-155.
25. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 211 с.
26. Литвинцева, О.Ю. Психологическая безопасность участников инклюзивного образовательного процесса / О.Ю. Литвинцева // Концепт. – 2019. – № 12. – С. 100-109.
27. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2018. – 800 c.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
29. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды; под ред. А.А. Бодалева / В.Н. Мясищев. – Воронеж: Модэк, 2011. – 398 с.
30. Неверкович. С.Д. Отношение в условиях инклюзии / С.Д. Неверкович, Е.В. Быстрицкая, И.Ю. Бурханова // Мир психологии. – 2019. – № 1 (97). – С. 132-141.
31. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л.: ЛГУ, 2008. – 238 с.
32. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды; пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева / под общ. ред. Д.А. Леонтьева / Г.Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 461 c.
33. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. – М.: Книга по требованию, 2012. – 270 с.
34. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. – М.: Academia, 2016. – 384 c.
35. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: АСТ, 2016. – 510 с.
36. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258 с.
37. Романова, Г.А. Интерактивные формы работы участников образовательных отношений в условиях инклюзивного образования / Г.А. Романова // Современное общественно-ориентированное образование: диалог концепций: мат-лы Междун. науч.-практ. конф. (г. Орехово-Зуево, 16 июня 2015 г.) – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2015. – С. 79-87.
38. Романова, Г.А. О формировании коммуникативной культуры обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды / Г.А. Романова // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – Т. 2. – № 2 (2015). – С. 13.
39. Ряписов, Н.А. Значение толерантности и толерантного отношения в условиях инклюзивного образования / Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: мат-лы Междун. науч.-практ. конф. (г. Стерлитамак, 23 сент. 2018 г.) Уфа: ООО «Агентство межд. исследований». – 2018. – С. 76-79.
40. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения / А.Л. Свенцицкий, В.Н. Панфёров, Л.В. Куликов и др. – М.: Инфра-М, 2017. - 64 c.
41. Социальная психология / под ред. А.М. Руденко. – Р-н/Д: Феникс, 2018. – 223 c.
42. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Academia, 2019. – 162 c.
43. Столяренко, Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 317 c.
44. Татарова, С.П. Отношение студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (по результатам исследования в ВСГИК) / С.П. Татарова, Н.А. Беленькая // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. – 2019. – № 14. – С. 101-105.
45. Тащёва, А.И. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в Вузе / А.И. Тащёва, С.В. Гриднева, Н.В. Киценко // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей: коллект. монография. – Ульяновск: Зебра, 2019. – С. 66-115.

Купить эту работу

Особенности межличностных отношений студентов инклюзивного вуза

990 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

22 февраля 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
zera163
4.3
Бывший преподователь Омского Госудорственного Университета. В настоящее время - пенсионер.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
990 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв angelor1989 об авторе zera163 2014-12-06
Дипломная работа

Работа написана по теме и вовремя.

Общая оценка 5
Отзыв виталия об авторе zera163 2016-01-03
Дипломная работа

Спасибо за работу. Все хорошо

Общая оценка 5
Отзыв Lika4951 об авторе zera163 2018-12-12
Дипломная работа

Спасибо! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Елена82 об авторе zera163 2014-06-08
Дипломная работа

Автор всегда на связи, учитывает все замечания .Спасибо большое за проделанную работу, защитилась на 5.

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

1. Подготовка к обучению детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Педагогические условия развития сюжетноролевой игры старших дошкольников (сюжетосложение)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Методические основы изучения величин в ДОУ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования мотивации успеха у преподавателей вузов в процессе последипломного обучения

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Подготовка руки к письму детей 6- 7 лет

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Формирование навыков речевого общения у дошкольников с ОНР

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Основы социально-педагогической деятельности по предупреждению противоправного поведения школьников подросткового возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Проблема формирования информативной культуры учителя

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Психолого-педагогические аспекты развития коммуникативных УУД с помощью игровых технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1200 ₽
Готовая работа

Игра как средство контроля знаний младших школьников на уроке английского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1350 ₽