Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества остаётся одной из важных проблем отечественного образования. Эта проблема нашла отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», отдельная статья которого (Статья 79) предусматривает «Организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Большинство глухих детей (около 90%) появляется в семьях слышащих родителей, которые изначально сталкиваются с острой проблемой взаимодействия с собственными детьми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не может полноценно воспринимать речь родителей и овладевать родным языком так же как слышащий, поэтому межличностное общение затруднено и влияет на многие аспекты семейных отношений. Тем не менее, «…именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом» [34; с.163].
В отечественной сурдопедагогике уже в 19-20 веках была доказана значимость семьи в воспитание глухого ребенка (Л.С. Выготский[10], Э.М. Кафьян [20], Д.В. Лифинцев[23], Н.А. Рау[29], и др.). Идеи воспитания и обучения глухих детей в семье, формирования речевого общения в домашних условиях получили дальнейшее развитие в работах современных ученых (Е.Д. Божович[6], Е.И. Исенина[19], Б.Д. Корсунская[21], Э.И. Леонгард[24], П.А Ян[34] и др.).
Ориентация специальной педагогики в течение последних десятилетий на включение родителей в коррекционно-реабилитационный процесс способствовала изучению особенностей детско-родительских отношений и межличностного взаимодействия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями слуха (Е.И. Артамонова[2], Т.Г. Богданова[4], Е.М. Мастюкова[25], В.Б. Ольшанская[27], Т.Р.Соколовская[30], Ж.Г. Хвостикова[32], Е. И. Холостова[33] и др.).
Проблема состоит в том, что в имеющихся исследованиях по сурдопсихологии и сурдопедагогике недостаточно представлены данные о влиянии типов внутрисемейных отношений и стилей семейного воспитания на формирование личности детей с нарушением слуха.
Таким образом, значимость и недостаточная изученность проблемы межличностного взаимодействия в семьях указывает на необходимость ее научно-теоретической и практической разработки, что определяет данное исследование как актуальное.
Объект исследования: деятельность центра «ГК Исток-Аудио» в работе с семьями, в которых воспитывается слабослышащий ребенок.
Предмет исследования: социальное сопровождение, как направление социальной работы семей, воспитывающей слабослышащего ребенка.
Цель: Проведение исследования организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио» и разработка программы, направленной на повышения эффективности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы взаимодействия с семьями слабослышащих детей;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха;
3. Изучение особенностей процесса взаимодействия специальных образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей с нарушениями слуха;
4. Изучение опыта взаимодействия с семьями слабослышащих детей проводимых центром ГК «Исток-аудио»;
5. Анализ деятельности ГК «Исток-аудио»;
6. Изучить систему взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио»;
7. Рассмотреть рекомендации ГК «Исток-аудио», направленные на социальное сопровождение семей, воспитывающих слабослышащего ребёнка
Гипотеза исследования – специальные условия педагогического взаимодействия реабилитационного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха будут способствовать развитию слуха у детей.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов: Теоретический анализ психолого-педагогической общей и специальной литературы; Изучение документации центра; Наблюдение за детьми и родителями; Беседы с сотрудниками центра.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия с семьями слабослышащих детей……………………………………………………………………6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха………6
1.2 Особенности взаимодействие специальных образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей с нарушениями слуха………………………...13
Глава 2. Экспериментальной исследование организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио»……...18
2.1 Анализ деятельности ГК «Исток-аудио»…………………………………...18
2.2 Исследование организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио»……………………………………24
2.3 Программа социального сопровождения семей, воспитывающих слабослышащего ребёнка……………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………………52
Приложения………………………………………………………………………55
Защита работы на отлично. В работе проведено экспериментальное исследование организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио», результаты представлены таблицах и на рисунках, разработаны авторские рекомндации.
Список использованных источников
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2017. 368 с.
3. Артамонова Е. И., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2014. 192 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2015. – 203 с.
5. Богданова Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова // Дефектология. – 2015. - № 3. - С. 40-44.
6. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы/ Е. Д. Божович // Вопросы психологии. — 2015. — № 1. — C.33– 44.
7. Бурдина Г. С. Новая модель работы с семьей. Социальная работа. 2015. 45 с.
8. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 336 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2017. – 368 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2016. – 512 с.
11. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. – М., 2015. – 304 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0273/3_0273-1.shtml (09.11.2019).
12. Григорьева И. А. Теория и практика социальной работы. СПб.: СПбГУ, 2017. 315 с.
13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2012. – 287 с.
14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. — М.: Владос, 2015. — 304 с.
15. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования развития детей со сложными нарушениями / Л.П. Григорьева, З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Н.К. Благосклонова, Т.Ф. Костина, Л.А. Рожкова, В.А. Толстова, Л.И. Фильчикова, М.Н. Фишман // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 41-74.
16. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика» / А.Г Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Инфра-М, 2016. – 128 с
17. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева; под ред. Т.О. Епифанцева. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 486 с
18. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. – М.: Владос, 2015. – 192 с.
19. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. – М.: Наука, 2015. – 80 с.
20. Кафьян Э.М. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями развития в России / Кафьян Э.М., Азарян А.Р. // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 73-78.
21. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников / Б.Д. Корсунская. – М.: Мир, 2017. - 168 с.
22. Крылова О.Г. Система работы со слабослышащими детьми в условиях общеобразовательной школы / О.Г. Крылова // Начальная школа [Электронный ресурс]. – Электрон. журнал. – 2017. – №1. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/ (01.11.2019).
23. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как психологический феномен. // Журнал. Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 105-117.
24. Лернгард Э. И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве // Совр. дошк. образование. Теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 28-38 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gluhie-i-slaboslyshaschie-malyshi-v-obrazovatelnom-prostranstve (10.11.2019).
25. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 94 с.
26. Матвеев, В.М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.М. Матвеев. – М.: Просвещение, 2016. – 98 с.
27. Ольшанская В. Б. Роль семьи в реабилитации и интеграции детей с нарушениями слуха и родительское движение в Европе // Новости оториноларингологии и логопатологии. — 2015. — №2. — С. 64-67.
28. Пескова О.О. Представления родителей о потребностях образования и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - №139. – С. 156-160.
29. Рау Н. А. О раннем обучении детей с нарушениями слуха: из наследия семьи // Дефектология. — 2015. — № 3. — С. 3-12.
30. Соколовская, Т.Р. Развитие слухового восприятия глухих школьников / Т.Р. Соколовская. – М.: Просвещение, 2014. – 70 с
31. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с.
32. Хвостикова Ж. Г. Особенности восприятия речи глухими и слабослышащими детьми // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. - 2015. - №44. - С. 79-82
33. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и К, 2018. 212 с.
34. Ян, П.А Воспитание и обучение глухого ребенка /П.А. Ян. – М.: Академия, 2015. – С. 159-163.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества остаётся одной из важных проблем отечественного образования. Эта проблема нашла отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», отдельная статья которого (Статья 79) предусматривает «Организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Большинство глухих детей (около 90%) появляется в семьях слышащих родителей, которые изначально сталкиваются с острой проблемой взаимодействия с собственными детьми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не может полноценно воспринимать речь родителей и овладевать родным языком так же как слышащий, поэтому межличностное общение затруднено и влияет на многие аспекты семейных отношений. Тем не менее, «…именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом» [34; с.163].
В отечественной сурдопедагогике уже в 19-20 веках была доказана значимость семьи в воспитание глухого ребенка (Л.С. Выготский[10], Э.М. Кафьян [20], Д.В. Лифинцев[23], Н.А. Рау[29], и др.). Идеи воспитания и обучения глухих детей в семье, формирования речевого общения в домашних условиях получили дальнейшее развитие в работах современных ученых (Е.Д. Божович[6], Е.И. Исенина[19], Б.Д. Корсунская[21], Э.И. Леонгард[24], П.А Ян[34] и др.).
Ориентация специальной педагогики в течение последних десятилетий на включение родителей в коррекционно-реабилитационный процесс способствовала изучению особенностей детско-родительских отношений и межличностного взаимодействия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушениями слуха (Е.И. Артамонова[2], Т.Г. Богданова[4], Е.М. Мастюкова[25], В.Б. Ольшанская[27], Т.Р.Соколовская[30], Ж.Г. Хвостикова[32], Е. И. Холостова[33] и др.).
Проблема состоит в том, что в имеющихся исследованиях по сурдопсихологии и сурдопедагогике недостаточно представлены данные о влиянии типов внутрисемейных отношений и стилей семейного воспитания на формирование личности детей с нарушением слуха.
Таким образом, значимость и недостаточная изученность проблемы межличностного взаимодействия в семьях указывает на необходимость ее научно-теоретической и практической разработки, что определяет данное исследование как актуальное.
Объект исследования: деятельность центра «ГК Исток-Аудио» в работе с семьями, в которых воспитывается слабослышащий ребенок.
Предмет исследования: социальное сопровождение, как направление социальной работы семей, воспитывающей слабослышащего ребенка.
Цель: Проведение исследования организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио» и разработка программы, направленной на повышения эффективности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы взаимодействия с семьями слабослышащих детей;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха;
3. Изучение особенностей процесса взаимодействия специальных образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей с нарушениями слуха;
4. Изучение опыта взаимодействия с семьями слабослышащих детей проводимых центром ГК «Исток-аудио»;
5. Анализ деятельности ГК «Исток-аудио»;
6. Изучить систему взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио»;
7. Рассмотреть рекомендации ГК «Исток-аудио», направленные на социальное сопровождение семей, воспитывающих слабослышащего ребёнка
Гипотеза исследования – специальные условия педагогического взаимодействия реабилитационного учреждения и семьи, воспитывающей ребенка с нарушением слуха будут способствовать развитию слуха у детей.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов: Теоретический анализ психолого-педагогической общей и специальной литературы; Изучение документации центра; Наблюдение за детьми и родителями; Беседы с сотрудниками центра.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимодействия с семьями слабослышащих детей……………………………………………………………………6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей с нарушением слуха………6
1.2 Особенности взаимодействие специальных образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей с нарушениями слуха………………………...13
Глава 2. Экспериментальной исследование организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио»……...18
2.1 Анализ деятельности ГК «Исток-аудио»…………………………………...18
2.2 Исследование организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио»……………………………………24
2.3 Программа социального сопровождения семей, воспитывающих слабослышащего ребёнка……………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………..49
Список использованных источников……………………………………………52
Приложения………………………………………………………………………55
Защита работы на отлично. В работе проведено экспериментальное исследование организации взаимодействия с семьями слабослышащих детей на примере организации ГК «Исток-аудио», результаты представлены таблицах и на рисунках, разработаны авторские рекомндации.
Список использованных источников
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2017. 368 с.
3. Артамонова Е. И., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2014. 192 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2015. – 203 с.
5. Богданова Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова // Дефектология. – 2015. - № 3. - С. 40-44.
6. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы/ Е. Д. Божович // Вопросы психологии. — 2015. — № 1. — C.33– 44.
7. Бурдина Г. С. Новая модель работы с семьей. Социальная работа. 2015. 45 с.
8. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 336 с.
9. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2017. – 368 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2016. – 512 с.
11. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. – М., 2015. – 304 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/3/0273/3_0273-1.shtml (09.11.2019).
12. Григорьева И. А. Теория и практика социальной работы. СПб.: СПбГУ, 2017. 315 с.
13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2012. – 287 с.
14. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. — М.: Владос, 2015. — 304 с.
15. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования развития детей со сложными нарушениями / Л.П. Григорьева, З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Н.К. Благосклонова, Т.Ф. Костина, Л.А. Рожкова, В.А. Толстова, Л.И. Фильчикова, М.Н. Фишман // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 41-74.
16. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика» / А.Г Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Инфра-М, 2016. – 128 с
17. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева; под ред. Т.О. Епифанцева. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 486 с
18. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. – М.: Владос, 2015. – 192 с.
19. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. – М.: Наука, 2015. – 80 с.
20. Кафьян Э.М. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями развития в России / Кафьян Э.М., Азарян А.Р. // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 73-78.
21. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников / Б.Д. Корсунская. – М.: Мир, 2017. - 168 с.
22. Крылова О.Г. Система работы со слабослышащими детьми в условиях общеобразовательной школы / О.Г. Крылова // Начальная школа [Электронный ресурс]. – Электрон. журнал. – 2017. – №1. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/ (01.11.2019).
23. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как психологический феномен. // Журнал. Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 105-117.
24. Лернгард Э. И. Глухие и слабослышащие малыши в образовательном пространстве // Совр. дошк. образование. Теория и практика. – 2015. – № 5. – С. 28-38 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gluhie-i-slaboslyshaschie-malyshi-v-obrazovatelnom-prostranstve (10.11.2019).
25. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 94 с.
26. Матвеев, В.М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.М. Матвеев. – М.: Просвещение, 2016. – 98 с.
27. Ольшанская В. Б. Роль семьи в реабилитации и интеграции детей с нарушениями слуха и родительское движение в Европе // Новости оториноларингологии и логопатологии. — 2015. — №2. — С. 64-67.
28. Пескова О.О. Представления родителей о потребностях образования и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - №139. – С. 156-160.
29. Рау Н. А. О раннем обучении детей с нарушениями слуха: из наследия семьи // Дефектология. — 2015. — № 3. — С. 3-12.
30. Соколовская, Т.Р. Развитие слухового восприятия глухих школьников / Т.Р. Соколовская. – М.: Просвещение, 2014. – 70 с
31. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с.
32. Хвостикова Ж. Г. Особенности восприятия речи глухими и слабослышащими детьми // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. - 2015. - №44. - С. 79-82
33. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. М.: Дашков и К, 2018. 212 с.
34. Ян, П.А Воспитание и обучение глухого ребенка /П.А. Ян. – М.: Академия, 2015. – С. 159-163.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55888 Дипломных работ — поможем найти подходящую