Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. В современных условиях к учебному процессу предъявляются высокие требования. Они обусловлены необходимостью повышать качество обучения, снабжать учащихся методами, навыками и приемами самостоятельной учебной работы. Учащиеся должны чувствовать потребность и вместе с этим уметь добывать знания самостоятельно. Успешность ученика в будущем во многом зависит от того, насколько он компетентен в учебе, а также вне ее. Однако, важно не только уметь добывать и использовать знания, но и обладать такими навыками, как коммуникация, самоконтроль, самооценивание и развитие творческих способностей. Современные требования к образованию направлены на изменение образовательной стратегии, которая ориентирована на гуманистические отношения субъектов и их продуктивную самостоятельную деятельность во время учебного процесса. Так формирование навыков самостоятельной работы было рассмотрено в работах таких авторов как Гутник И. Ю. [18], Ефремов, О. Ю. [19], Загвязинский В. И. [20], Гузеев, В.В. [46], Кузнецов, А. А. [47], Кулагина, И. Ю. [55], Медведева, Н. В. [57] и др. Как справедливо пишет Загвязинский В. И. [20], «…процесс становления новой, многоуровневой, системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается сменой образовательной парадигмы: с традиционной субъектно-объектной на личностно-ориентированную, что предполагает постоянное возрастание самостоятельности специалиста, а при обучении -значимости самостоятельной работы учеников».
Целью современного обучения должно стать повышение уровня подготовки, которое выражается не столько в «наполнении» ученика определенным объемом знаний, сколько в формировании умения самостоятельно мыслить, искать новые знания, а также умение решать проблемы, показывая практическое применение знаний через создание личностных образовательных продуктов. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих формирование вышеназванных умений, считают проектную технологию.
Метод организации учебных проектов рассмотрен в работах таких авторов как Александрова, Г. В. [1] Ахметов, М. А. [4], Бычков, A.B. [8], Воронцов А.Б. [15], Землянская, Е.Н. [24],Дубова, М. В. [32], Кальней, В. А. [38], Кожекина, Е. А. [41], Маркачев, А.Е. [51] и др.
Так, например, Бычков, A.B. [8], отмечает, что сегодня наиболее важными характеристиками развития в практике обучения признаны мышление, способности к творчеству и качества личности. На первое место выходят технологии и содержание обучения, как средства развития учащихся. В настоящее время, по мнению Дубовой М. В. [32], в начальной школе возрос интерес к проектному методу, как к форме организации учебного процесса, которая вооружает детей умением получать знания посредством своей деятельности. Именно проектная деятельность воспитывает самостоятельность и ответственность, позволяет развивать творческие начала и умственные способности.
Проблема исследования заключается в том, что метод проектов - это та педагогическая технология, которая органично вписывается в систему развивающего обучения, но недостаточно используется для формирования навыков самостоятельной работы младших школьников.
Объект исследования – формирование навыков самостоятельной работы младших школьников.
Предмет исследования – проектная деятельность как условие формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Цель нашего исследования: изучить особенности формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников средствами проектной деятельности и провести исследование эффективности применения проектного метода при формировании умений самостоятельной работы у учащихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, значение и организацию самостоятельной работы младших школьников.
2. Проанализировать учебные проекты как форму организации учебного процесса.
3. Разработать и внедрить комплекс проектов во внеурочной деятельности по формированию навыков самостоятельной работы у учащихся.
4. Оценить эффективность проектного метода при формировании умений самостоятельной работы у учащихся начальной школы
Гипотеза: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников будет повышаться с использованием проектной технологии при обучении младших школьников, с определением объема заданий на каждом этапе реализации проектной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Школа № 75».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 8
1.1. Организация самостоятельной работы младших школьников 8
1.2. Метод учебных проектов как форма организации учебного процесса 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов. 23
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных процессов. 23
2.2. Результаты экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Цель современного обучения в школе – сформировать личность, способную к самостоятельному решению научных, производственных, социальных задач, творческому мышлению, выражению своей точки зрения и убеждений, готовую обновлять свои знания посредством самообразования. Такая личность должна быть готова развивать свои умения и применять их на практике. В данном случае задачей учителя является обеспечение учащихся умениями и навыками научной организации умственного труда (умения ставить цель, выбирать средства для ее достижения, планировать работу во времени). Самостоятельная работа выступает в качестве средства формирования такой личности.
Являясь многосторонним и полифункциональным явлением, самостоятельная работа школьников рассматривается в целом как деятельность, которая имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Термин «самостоятельная работа» точно не определен, однако все исследователи трактуют содержание самостоятельной работы как относительно свободная, целенаправленная и активная деятельность обучающегося. Например, А.И. Зимняя предлагает следующую трактовку термина самостоятельная работа: «… Самостоятельная работа может быть определена как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [12, c. 65].
3. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб, - метод, пособие /Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
4. Ахметов, М. А. Проектный метод обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе. 2012. №. 3.
5. Белянкова, Н. М. Исследовательские задания и проекты в математическом образовании младших школьников: интегрированный подход / Н. М. Белянкова // Начальная школа. №1. 2011.
6. Бойкова, И. Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / И. Н. Бойкова // Начальная школа плюс До и После. №11. 2023.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божлвич. - М.: МОДЭК, 1995. 351 с.
8. Бычков, A.B. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 47 с.
9. Б.Райзенберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный словарь. [Электронный ресурс] [Web-сайт] ttp://www.vocable.ru/dictionary//word/proekt(дата обращения 23.08.2023)
10. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2023. - 444 с.
11. Бордовская Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2022.
12. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. В современных условиях к учебному процессу предъявляются высокие требования. Они обусловлены необходимостью повышать качество обучения, снабжать учащихся методами, навыками и приемами самостоятельной учебной работы. Учащиеся должны чувствовать потребность и вместе с этим уметь добывать знания самостоятельно. Успешность ученика в будущем во многом зависит от того, насколько он компетентен в учебе, а также вне ее. Однако, важно не только уметь добывать и использовать знания, но и обладать такими навыками, как коммуникация, самоконтроль, самооценивание и развитие творческих способностей. Современные требования к образованию направлены на изменение образовательной стратегии, которая ориентирована на гуманистические отношения субъектов и их продуктивную самостоятельную деятельность во время учебного процесса. Так формирование навыков самостоятельной работы было рассмотрено в работах таких авторов как Гутник И. Ю. [18], Ефремов, О. Ю. [19], Загвязинский В. И. [20], Гузеев, В.В. [46], Кузнецов, А. А. [47], Кулагина, И. Ю. [55], Медведева, Н. В. [57] и др. Как справедливо пишет Загвязинский В. И. [20], «…процесс становления новой, многоуровневой, системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается сменой образовательной парадигмы: с традиционной субъектно-объектной на личностно-ориентированную, что предполагает постоянное возрастание самостоятельности специалиста, а при обучении -значимости самостоятельной работы учеников».
Целью современного обучения должно стать повышение уровня подготовки, которое выражается не столько в «наполнении» ученика определенным объемом знаний, сколько в формировании умения самостоятельно мыслить, искать новые знания, а также умение решать проблемы, показывая практическое применение знаний через создание личностных образовательных продуктов. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий, обеспечивающих формирование вышеназванных умений, считают проектную технологию.
Метод организации учебных проектов рассмотрен в работах таких авторов как Александрова, Г. В. [1] Ахметов, М. А. [4], Бычков, A.B. [8], Воронцов А.Б. [15], Землянская, Е.Н. [24],Дубова, М. В. [32], Кальней, В. А. [38], Кожекина, Е. А. [41], Маркачев, А.Е. [51] и др.
Так, например, Бычков, A.B. [8], отмечает, что сегодня наиболее важными характеристиками развития в практике обучения признаны мышление, способности к творчеству и качества личности. На первое место выходят технологии и содержание обучения, как средства развития учащихся. В настоящее время, по мнению Дубовой М. В. [32], в начальной школе возрос интерес к проектному методу, как к форме организации учебного процесса, которая вооружает детей умением получать знания посредством своей деятельности. Именно проектная деятельность воспитывает самостоятельность и ответственность, позволяет развивать творческие начала и умственные способности.
Проблема исследования заключается в том, что метод проектов - это та педагогическая технология, которая органично вписывается в систему развивающего обучения, но недостаточно используется для формирования навыков самостоятельной работы младших школьников.
Объект исследования – формирование навыков самостоятельной работы младших школьников.
Предмет исследования – проектная деятельность как условие формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Цель нашего исследования: изучить особенности формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников средствами проектной деятельности и провести исследование эффективности применения проектного метода при формировании умений самостоятельной работы у учащихся начальной школы.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, значение и организацию самостоятельной работы младших школьников.
2. Проанализировать учебные проекты как форму организации учебного процесса.
3. Разработать и внедрить комплекс проектов во внеурочной деятельности по формированию навыков самостоятельной работы у учащихся.
4. Оценить эффективность проектного метода при формировании умений самостоятельной работы у учащихся начальной школы
Гипотеза: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников будет повышаться с использованием проектной технологии при обучении младших школьников, с определением объема заданий на каждом этапе реализации проектной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Школа № 75».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 8
1.1. Организация самостоятельной работы младших школьников 8
1.2. Метод учебных проектов как форма организации учебного процесса 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов. 23
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных процессов. 23
2.2. Результаты экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Цель современного обучения в школе – сформировать личность, способную к самостоятельному решению научных, производственных, социальных задач, творческому мышлению, выражению своей точки зрения и убеждений, готовую обновлять свои знания посредством самообразования. Такая личность должна быть готова развивать свои умения и применять их на практике. В данном случае задачей учителя является обеспечение учащихся умениями и навыками научной организации умственного труда (умения ставить цель, выбирать средства для ее достижения, планировать работу во времени). Самостоятельная работа выступает в качестве средства формирования такой личности.
Являясь многосторонним и полифункциональным явлением, самостоятельная работа школьников рассматривается в целом как деятельность, которая имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Термин «самостоятельная работа» точно не определен, однако все исследователи трактуют содержание самостоятельной работы как относительно свободная, целенаправленная и активная деятельность обучающегося. Например, А.И. Зимняя предлагает следующую трактовку термина самостоятельная работа: «… Самостоятельная работа может быть определена как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [12, c. 65].
3. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб, - метод, пособие /Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
4. Ахметов, М. А. Проектный метод обучения / М.А. Ахметов // Химия в школе. 2012. №. 3.
5. Белянкова, Н. М. Исследовательские задания и проекты в математическом образовании младших школьников: интегрированный подход / Н. М. Белянкова // Начальная школа. №1. 2011.
6. Бойкова, И. Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников / И. Н. Бойкова // Начальная школа плюс До и После. №11. 2023.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божлвич. - М.: МОДЭК, 1995. 351 с.
8. Бычков, A.B. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 47 с.
9. Б.Райзенберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный словарь. [Электронный ресурс] [Web-сайт] ttp://www.vocable.ru/dictionary//word/proekt(дата обращения 23.08.2023)
10. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2023. - 444 с.
11. Бордовская Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2022.
12. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе.: От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55687 Дипломных работ — поможем найти подходящую