Работа написана по теме и вовремя.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Изменения современного общества предъявляют новые требования к системе образования: России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В законе России «Об образовании» подчеркивается задача всестороннего развития личности учащегося, необходимость формирования способностей, создания благоприятных условий для всестороннего их развития.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является совершенствование содержания и методов обучения и подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, что в настоящее время приобретает особое значение.
Проблему организации самостоятельной работы учащихся в начальной школе нельзя считать решенной: во-первых, в силу проявления новых ее особенностей в условиях обучения по действующим программам и учебникам для начальных классов общеобразовательной школы; во-вторых, не решен вопрос о конкретном содержании и организации самостоятельной работы учащихся.
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин; психологи: Д.Н.Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Ф. Эсаулов и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Сущность понятия «самостоятельная работа», цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: М.Г.Гарунова, Б.Е.Королькова, О.А.Нильсона, В.Г.Орловского, П.И.Пидкасистого, А.Я.Цукаря, Н.И. Чиканцевой и др.
Вопросами по формированию навыков самостоятельной работы на уроках уделяется особое внимание. Об этом свидетельствуют работы известных психологов, дидактов, педагогов-методистов: В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Г.В.Дорофеев, Н.А.Менчинская, М.И.Моро, И.Я.Лернер, Е.Н.Кабанова-Меллер, Ю.М.Колягин, В.И.Крупич, А.И.Маркушевич, К.И.Нешков, А.М.Пышкало, А.А.Столяр, И.Ф.Тесленко, И.М.Эрдниев и др. Так формирование навыков самостоятельной работы было рассмотрено в работах таких авторов как Гутник И. Ю. [18], Ефремов, О. Ю. [19], Загвязинский В. И. [20], Гузеев, В.В. [46], Кузнецов, А. А. [47], Кулагина, И. Ю. [55], Медведева, Н. В. [57] и др. Как справедливо пишет Загвязинский В. И. [20], «…процесс становления новой, многоуровневой, системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается сменой образовательной парадигмы: с традиционной субъектно-объектной на личностно-ориентированную, что предполагает постоянное возрастание самостоятельности специалиста, а при обучении -значимости самостоятельной работы учеников».
Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, ввиду того, что : 1. метод проектов - это та педагогическая технология, которая органично вписывается в систему развивающего обучения, но недостаточно используется для формирования навыков самостоятельной работы младших школьников; 2. исследуемая тема ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Исходя из актуальности, тема исследования сформулирована как : «Формирование навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов».
Объект исследования – формирование навыков самостоятельной работы младших школьников.
Предмет исследования – проектная деятельность как условие формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для формирования навыков самостоятельной работы младших школьников.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать и апробировать комплекс проектов во внеурочной деятельности по формированию навыков самостоятельной работы у учащихся.
3. Оценить эффективность проектного метода при формировании навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы.
Гипотеза: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников будет в процессе проектной деятельности эффективным, если выполняются следующие условия: систематическое использование проектов на уроке и во внеурочное время, наличие и учет всех этапов работы над проектом, четкое распределение деятельности учителя и ученика при работе над проектом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Школа № 75».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 8
1.1. Организация самостоятельной работы младших школьников 8
1.2. Метод учебных проектов как форма организации учебного процесса 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов. 30
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных процессов. 30
2.2. Результаты экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 47
Заключение 62
Библиографический список 68
Приложения 77
В настоящий период, когда развитие науки и техники происходит чрезвычайно быстро, когда делаются всё новые и новые научные открытия, когда появляются неизвестные ранее отрасли науки, техники, экономики, исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению научной и технической литературы. Для этого им необходимы такие умения как читать текст, насыщенный информацией, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них, определять, что осталось не выясненным до конца, четко формулировать, что именно надо выяснить, обращаться за справкой к другому разделу книги или другой литературе и т.п. Вместе с тем, для того чтобы подготовить учащихся к применению знаний в конкретных условиях, к решению сложных вопросов, выбору из имеющегося набора решений оптимального варианта и т.д., необходимо сформировать определенные умения в решении задач. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях [3, с. 150].
41. Кожекина, Е. А. Проектирование как средство развития универсальных учебных действий / Е. А. Кожекина // Научные исследования в образовании. № 11. 2011.
42. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 С.
43. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2022. - 151с.
44. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2022. – 180 с.
45. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников/ Н.М. Конышева //Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17
46. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2022. - № 2. - С. 3-6.
47. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М., 2023.
48. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2015, № 4. -С. 16-24.
49. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2022. – 321 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Изменения современного общества предъявляют новые требования к системе образования: России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В законе России «Об образовании» подчеркивается задача всестороннего развития личности учащегося, необходимость формирования способностей, создания благоприятных условий для всестороннего их развития.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является совершенствование содержания и методов обучения и подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, что в настоящее время приобретает особое значение.
Проблему организации самостоятельной работы учащихся в начальной школе нельзя считать решенной: во-первых, в силу проявления новых ее особенностей в условиях обучения по действующим программам и учебникам для начальных классов общеобразовательной школы; во-вторых, не решен вопрос о конкретном содержании и организации самостоятельной работы учащихся.
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Ю.К. Бабанский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин; психологи: Д.Н.Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Ф. Эсаулов и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Сущность понятия «самостоятельная работа», цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: М.Г.Гарунова, Б.Е.Королькова, О.А.Нильсона, В.Г.Орловского, П.И.Пидкасистого, А.Я.Цукаря, Н.И. Чиканцевой и др.
Вопросами по формированию навыков самостоятельной работы на уроках уделяется особое внимание. Об этом свидетельствуют работы известных психологов, дидактов, педагогов-методистов: В.В.Давыдов, М.А.Данилов, Г.В.Дорофеев, Н.А.Менчинская, М.И.Моро, И.Я.Лернер, Е.Н.Кабанова-Меллер, Ю.М.Колягин, В.И.Крупич, А.И.Маркушевич, К.И.Нешков, А.М.Пышкало, А.А.Столяр, И.Ф.Тесленко, И.М.Эрдниев и др. Так формирование навыков самостоятельной работы было рассмотрено в работах таких авторов как Гутник И. Ю. [18], Ефремов, О. Ю. [19], Загвязинский В. И. [20], Гузеев, В.В. [46], Кузнецов, А. А. [47], Кулагина, И. Ю. [55], Медведева, Н. В. [57] и др. Как справедливо пишет Загвязинский В. И. [20], «…процесс становления новой, многоуровневой, системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается сменой образовательной парадигмы: с традиционной субъектно-объектной на личностно-ориентированную, что предполагает постоянное возрастание самостоятельности специалиста, а при обучении -значимости самостоятельной работы учеников».
Актуальность данной проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Данная проблема актуальна для современной школы, ввиду того, что : 1. метод проектов - это та педагогическая технология, которая органично вписывается в систему развивающего обучения, но недостаточно используется для формирования навыков самостоятельной работы младших школьников; 2. исследуемая тема ещё не достаточно разработана, не изучена до конца.
Исходя из актуальности, тема исследования сформулирована как : «Формирование навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов».
Объект исследования – формирование навыков самостоятельной работы младших школьников.
Предмет исследования – проектная деятельность как условие формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования учебных проектов для формирования навыков самостоятельной работы младших школьников.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать и апробировать комплекс проектов во внеурочной деятельности по формированию навыков самостоятельной работы у учащихся.
3. Оценить эффективность проектного метода при формировании навыков самостоятельной работы у учащихся начальной школы.
Гипотеза: в основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников будет в процессе проектной деятельности эффективным, если выполняются следующие условия: систематическое использование проектов на уроке и во внеурочное время, наличие и учет всех этапов работы над проектом, четкое распределение деятельности учителя и ученика при работе над проектом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение, тестирование, анкетирование.
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Школа № 75».
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанного нами комплекса проектов в практической деятельности учителей начальной школы в процессе формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 8
1.1. Организация самостоятельной работы младших школьников 8
1.2. Метод учебных проектов как форма организации учебного процесса 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов. 30
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных процессов. 30
2.2. Результаты экспериментальной работы по формированию навыков самостоятельной работы младших школьников при организации учебных проектов 47
Заключение 62
Библиографический список 68
Приложения 77
В настоящий период, когда развитие науки и техники происходит чрезвычайно быстро, когда делаются всё новые и новые научные открытия, когда появляются неизвестные ранее отрасли науки, техники, экономики, исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению научной и технической литературы. Для этого им необходимы такие умения как читать текст, насыщенный информацией, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них, определять, что осталось не выясненным до конца, четко формулировать, что именно надо выяснить, обращаться за справкой к другому разделу книги или другой литературе и т.п. Вместе с тем, для того чтобы подготовить учащихся к применению знаний в конкретных условиях, к решению сложных вопросов, выбору из имеющегося набора решений оптимального варианта и т.д., необходимо сформировать определенные умения в решении задач. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях [3, с. 150].
41. Кожекина, Е. А. Проектирование как средство развития универсальных учебных действий / Е. А. Кожекина // Научные исследования в образовании. № 11. 2011.
42. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 С.
43. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2022. - 151с.
44. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2022. – 180 с.
45. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников/ Н.М. Конышева //Начальная школа. – 2006. – №1. – С. 17
46. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2022. - № 2. - С. 3-6.
47. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М., 2023.
48. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2015, № 4. -С. 16-24.
49. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2022. – 321 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
700 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55693 Дипломной работы — поможем найти подходящую