Любительский театр как форма организации работы с подростками
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подростки активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивают различные социальные роли, у них происходит становление ценностной сферы личности. На их глобальную жизненную ориентацию оказывает влияние то, как они будут относиться к окружающему миру в целом, к себе и другим в этом мире [1].
Традиционная классификация определяет начало подросткового возраста в 11–12 лет и окончание в 14–15 лет. Если границы рассматривать шире, то подростковый возраст охватывает период от 11 до 17 лет. Его подразделяют на собственно подростковый (11–15 лет) и раннюю юность (15–17 лет) [12].
В этот сравнительно короткий период подросток проходит огромный путь в своем развитии. Через преодоление внутренних конфликтов с самим собой и с другими, внешних срывов и восхождений он становится личностью.
Подростковый возраст отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный. К этому моменту у подростков уже достаточно образов, запечатленных психикой. В этом возрасте молодежь учится созерцать, смотреть, видеть. В то же время молодые люди хотят научиться самостоятельному мышлению, сформировать свои ценностные ориентации. При этом каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь в постижении своего внутреннего мира и общих тенденций жизни людей [16].
В подростковом возрасте происходит стремительное развитие и перестройка организма. У молодого человек появляется не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.
Окружающая среда влияет на складывающиеся у подростка нравственные идеалы и мировоззрения. Крайне важным моментом является процесс формирования самосознания, самооценки, появления особого интереса к самому себе. Для подростков очень важно разобраться в себе и в отношениях, связывающих их с окружающим миром. Для этого возраста также характерна частая смена интересов. Это годы наполнены критикой и самокритикой, когда подросток становится особенно требовательным к себе, к учебе и к людям [30].
Протекание подросткового возраста обычно очень бурное. Психологи отмечают три кризиса, переживаемые подростками. Рассмотрим три группы причин, которые являются предпосылками кризиса.
К первой группе относятся физиологические причины, связанные с быстрыми темпами роста и полового созревания организма. В подростковом возрасте происходит резкий скачок в физическом развитии. Многие подростки становятся неуклюжими. Кровоснабжение часто затруднено, из-за этого подростков тревожит головная боль, они быстро утомляются. Растет способность контролировать собственные инстинкты и эмоции. Процесс возбуждения доминирует над процессом торможения, отмечается повышенная возбудимость....